99 имен Аллаха
ASMA UL HUSNA - Прекрасные имена Аллаха. 99 имен Аллаха
VIDEO Толкование
прекрасных имен Аллаха Многие прекрасные имена Аллаха
повторяются в Коране, когда этого требуют обстоятельства и когда
возникает необходимость указать на их глубокий смысл.Господь
( الرب ). Это имя повторяется во многих аятах. Господом
называется тот, кто заботится обо всех рабах, управляя их судьбами и
одаряя их благами. Особую заботу Аллах проявляет к Своим избранникам,
приводя в порядок их сердца, душ- ши и нравственный облик. В своих
молитвах они часто называют Его этим славным именем, потому что
надеются на Его особую заботу.Аллах ( الله) —
Тот, Кто заслуживает обожествления и поклонения. Все творения
обязаны обожествлять Его и поклоняться Ему, потому что Он обладает божественными
качествами, т. е. качествами совершенства.Царь ( الملك
), Властелин ( المالك ), Обладающий властью ( الذي له الملك ) — Тот,
Кто обладает властью. Это качество проявляется в величии, гордости,
могуществе и правлении. Он единолично творит и повелевает,
вознаграждает и наказывает. Ему принадлежат высший и низший миры, и
все творения являются Его рабами и нуждаются в Нем.Единый
( الواحد ), Единственный ( الأحد ) — Тот, Кто обладает всеми
качествами сов- вершенства и не разделяет их с другими. Рабы обязаны
признавать Его единство в душе, на словах и на деле. Для этого они
должны верить в Его абсолютное сов- вершенство и посвящать обряды
поклонения только Ему одному.Самодостаточный ( الصمد
) — Тот, к Кому все творения обращаются при любых обстоятельствах
и с любыми просьбами, поскольку Его божественная сущность, имена,
качества и деяния абсолютны и совершенны.Знающий (
العليم ), Ведающий ( الخبير ) — Тот, Чьи знания охватывают все
зримое и незримое, тайное и явное, неизбежное, невероятное и
возможное, Кто ведает о высшем и низшем мирах, знает о прошлом,
настоящем и будущем и ничего не ост- тавляет незамеченным.Мудрый
( الحكيم ) — Тот, Чья высшая мудрость проявляется в Его
творениях и повелениях, Кто создает творения прекрасными. Всевышний
сказал: «Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для
людей убежденных?» (5:50) . Он не создает творения и не
издает законы понапрасну. Он обладает властью в этом мир- ре и в
будущей жизни. Он обладает тремя формами власти, которыми не обладает никто
другой: вершит судьбу рабов по законам шариата, предопределения и
справ- ведливого возмездия. Мудрость — это умение расставлять вещи по
своим местам.Милостивый ( الرحمٰن ), Милосердный (
الرحيم ), Добродетельный ( البر ), Великодушный ( الكريم ), Щедрый (
الجواد ), Сострадательный ( الرؤوف ),
Дарующий ( الوهاب ) . Эти имена обладают схожим смыслом, и
каждое из них свидетельствует о том, что Господь обладает милостью,
добротой, щедростью и великодушием. Его милосердие безгранично, Его
дары щедры, а Его милость объемлет все сущее в строгом соответствии с
божественной мудростью. Но значительная и самая славная часть ее
предназначена только для правоверных, поскольку Он сказал: «Моя
милость объемлет все сущее. Я предпишу ее для тех, которые
будут богобоязненны» (7:156). Все блага и щедроты — результат
Его милости,
щедрости и великодушия, все прелести мирской и будущей жизней — тоже
результат Его милости.Слышащий ( السميع ) —
Тот, Кто слышит все звуки и внимает всем, кто обращается к Нему на
любых языках со всевозможными просьбами.Видящий ( البصير )
— Тот, Кто видит все существа, даже если они являются
маленькими и крошечными. Он видит черного муравья, ползущего по
твердой скале в темную ночь. Он видит все, что происходит под семью
землями, и все, что творится над семью небесами. Он слышит и видит
тех, кто заслуживает воздаяние, соответствующее божественной
мудрости. Это последнее значение полностью опирается на божественную
мудрость.Достохвальный ( الحميد ) — Тот, Чья
божественная сущность, Чьи имена, качества и деяния заслуживают
похвалы. Он обладает самыми прекрасными именами и самыми совершенными
качествами. Он совершает безупречные и самые прекрасные деяния, и
все они зиждутся либо на милости, либо на справедливости.Славный
( المجيد ), Большой ( الكبير ), Великий ( العظيم ), Величественный (
الجليل ). Ему присущи слава, гордость и величие. Он больше,
величавее, славнее и превыше всего сущего. Сердца Его возлюбленных и
избранников преисполнены уважения и почтения к Нему. Они покорны Ему и
смиренны перед Его величием.Снисходительный ( العفو ),
Прощающий ( الغفور ), Всепрощающий ( الغفار ) — Тот, Чьим
неотъемлемым качеством во все времена остается снисходительность и
всепрощение. Все существа нуждаются в Его снисходительности и
прощении, милости и великодушии. Он обещал простить и помиловать
тех, кто своими деяниями заслужит такое отношение. Всевышний сказал:
«Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал и вершил добро, а
потом последовал прямым путем» (20:82). Принимающий
покаяния ( التواب ) — Тот, Кто не перестает принимать покаяние кающихся
и прощать грехи раскаивающихся. Если человек обращается к Аллаху с
искренним покаянием, то Он непременно принимает его. Он прощает кающихся вначале,
когда помогает им принести покаяние и направляет их сердца к нему. Он прощает
их после их покаяния, когда принимает его и отпускает им прегрешения.Святой
( القدوس ), Пречистый ( السلام ) — Тот, Кто не обладает никакими
недостатками и совершенно не походит на творения. Он далек от любых
пороков и того, чтобы творения разделяли с Ним качества
совершенства полностью или хотя бы частично. Всевышний
сказал: «Нет никого, подобного Ему» (42:11); «И нет никого равного
Ему» (112:4); «Знаешь ли ты другого подобного Ему?» (19:65); «Посему
никого не равняйте с Аллахом сознательно» (2:22). Святость и
чистота отрицают существование у Него любых недостатков и
подразумевают обладание Им всестороннего и абсолютного совершенства,
ибо отрицание недостатков всегда подразумевает обладание абсолютным
совершенством.Возвышенный ( العلي ), Всевышний ( الأعلى
) — Тот, Кто обладает всесторонним и абсолютным величием, Кто
занимает высокое положение над творениями, обладает возвышенными
качествами и владычествует над всем сущим. Он вознесся на Трон и
объял Свое царство. Он обладает могуществом, гордостью, величием, красотой
и высшим совершенством, и все эти качества присущи Ему в самой
совершенной форме. Могущественный ( العزيز ) —
Тот, Кто обладает абсолютным могуществом, Кто обладает силой и
способностью одержать верх или помешать кому-либо. Он не позволяет
никому из творений восторжествовать над Ним и подчиняет Себе все сущее,
и поэтому творения покоряются Ему и смиряются перед Его величием.Всесильный
( القوي ), Крепкий ( المتين ) . Эти имена схожи по смыслу с
именем Могущественный. Могучий, Выправляющий (
الجبار ) . Это имя сходно по смыслу с именами Высокий,
Всевышний, Всемогущий и Сострадательный. Он приводит в порядок сломанные
сердца, поддерживает слабых и беспомощных и помогает тем, кто
прибегает к Его покровительству.Гордый ( المتكبر )
— Тот, Кто по причине Своего величия и Своей гордости превозносится
над злом, недостатками и пороками.Творец ( الخالق ),
Создатель ( البارىء ), Дарующий облик ( المصور ) — Тот, Кто
творит все сущее, по Своей мудрости придает творениям соразмерность и
одаряет их обликом, заслуживая тем самым славную похвалу. Это
качества всегда было и будет присуще Ему.Оберегающий
( المؤمن ) — Тот, Кто восхваляет Себя, возвещая о Своих
качествах совершенства и совершенстве Своего величия и Своей
красоты, Кто отправляет посланников и ниспосылает Писания со
знамениями и доказательствами, Кто подтверждает правдивость Своих
посланников посредством любых чудес и доводов, свидетельствующих об их
правдивости и достоверности всего, что они проповедуют.Хранитель
( المهيمن ) — Тот, Кто ведает о самых скрытых событиях и тайных помыслах,
Чьи знания охватывают все сущее.Всевластный ( القدير
) — Тот, Кто обладает совершенным могуществом; Кто благодаря
Своему могуществу сотворил все сущее, управляет Своими творениями, придает
им соразмерность и совершенный облик, оживляет мертвых и умерщвляет
живых; Кто воскресит рабов для того, чтобы они получили воздаяние,
вознаградит праведников за их благодеяния и покарает грешников за их
прегрешения; Кому стоит захотеть чего-либо и сказать: “Будь!” — как
желаемое сбывается; Кто благодаря Своему могуществу управляет
сердцами и направляет их туда, куда пожелает.Проницательный,
Добрый ( اللطيف ) — Тот, Чьи знания охватывают все тайное и
сокровенное, Кто доподлинно ведает обо всех сокрытых и мельчайших вещах, Кто
проявляет милость к Своим верующим рабам, Кто по Своей доброте одаряет их
тем, что приносит им пользу, оттуда, откуда они даже не ожидают этого.
Это имя схоже по смыслу с именами Ведающий и Сострадательный.Требующий
отчета ( الحسيب ) — Тот, Кому доподлинно известно о рабах, Кто полностью
удовлетворяет уповающих на Него, Кто вознаграждает и наказывает Своих
рабов, руководствуясь Своей мудростью и Своими знаниями об их
больших и малых деяниях.Наблюдающий ( الرقيب ) —
Тот, Кто ведает обо всем, что кроется в сердцах, Кто сохраняет все,
что приобретает человек, Кто оберегает Свои творения, располагает их в
самом прекрасном порядке и управляет ими совершенным образом.Хранитель
( الحفيظ ) — Тот, Кто хранит Свои творения и объемлет знанием
все сущее; Кто оберегает Своих возлюбленных рабов от грехов и
губительных пост- тупков; Кто проявляет к ним милость, когда они
находятся в движении и когда они отдыхают; Кто исчисляет деяния рабов
и воздает им за них.Всеобъемлющий ( المحيط ) —
Тот, Чьи знания, могущество, милость и власть распространяются на
все сущее.Всемогущий ( القهار ) — Тот, Кому
подвластны и покорны все творения, поскольку Он обладает
могуществом, силой и совершенными возможностями.Дарующий
пропитание ( المقيب ) — Тот, Кто одаряет всякую тварь всем, что
нео- обходимо для ее существования, Кто наделяет творения уделом и
распределяет его, как пожелает, — мудрым и похвальным образом.Доверенный
( الوكيل ) — Тот, Кто управляет делами Своих творений благодаря Своему
знанию, абсолютному могуществу и безграничной мудрости; Кто
покровительствует Своим возлюбленным рабам, облегчает им путь ко
всему легкому и отдаляет их от всего тяжкого; Кто устраивает их
дела. И если человек вверяет свою судьбу в Его руки, то Он избавляет
его от любых трудностей. Всевышний сказал: «Аллах —
Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету»
(2:257). Обладающий славой и великодушием (
ذو الجلال والإكرام ) — Тот, Кто обладает величием,
гордостью, милосердием и щедростью; Кто делает добро всем творениям в
целом и правоверным в частности; Кто оказывает милость Своим
возлюбленным избранникам, которые почитают, возвеличивают и любят
Его.Любящий, Любимый ( الودود ) — Тот, Кто любит
Своих пророков, посланников и их последователей, Кого они любят
сильнее всего на свете. Их сердца переполнены любовью к Нему, а их
уста постоянно восхваляют Его. Они стремятся и обращаются к Нему
всей душой — искренне и с любовью.Судия, Раскрывающий (
الفتاح ) — Тот, Кто вершит судьбами Своих рабов на основании
законов религии, вселенских законов и законов возмездия; Кто по Своей милости
раскрывает глаза правдивым рабам и раскрывает их сердца для того, чтобы
они могли познать Его, возлюбить Его и устремиться к Нему; Кто
раскрывает перед Своими рабами ворота милости и всевозможных благ и
указывает им на пути, ведущие к благополучию при жизни на земле и
после смерти. Всевышний сказал: «Никто не удержит милость,
которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не
может ниспослать после Него» (35:2) .Наделяющий
уделом ( الرزاق ) — Тот, Кто наделяет уделом и пропитанием всех
рабов. Нет на земле такого живого существа, которого бы Аллах не взялся
обеспечить пропитанием. Даруемый рабам удел бывает двух видов:
общий и особый. Общий удел полагается как праведникам, так и
грешникам, и предназначается для их тел. Особый удел предназначается
для души и представляет собой знания и веру, а также приобретенные
дозволенным путем богатства, которые позволяют человеку сохранять праведность
и набожность. Этого особого удела удостаиваются правоверные, которые
получают его в разной степени в соответствии с мудростью и милостью
Господа.
Справедливый судья ( الحكم العدل ) — Тот, Кто
справедливо и беспристрастно
разрешает все разногласия между рабами в мирской и будущей жизнях; Кто
ни с кем не поступает несправедливо даже весом на одну пылинку и не
возлагает на людей ответственности за чужие грехи; Кто наказывает
рабов только за совершенные
ими прегрешения и возмещает им попранные другими права, и поэтому
каждый,
чьи права были ущемлены, непременно получит все, что ему полагалось.
Его решения и предопределение справедливы, и поэтому коранический аят гласит:
«Воистину, мой Господь — на прямом пути» (11:56).
Собирающий людей ( جامع الناس ) — Тот, Кто соберет людей
в день, в котором
невозможно усомниться, Кто соберет их деяния и дарованные им блага, не
оставив без внимания ни малого, ни большого; Кто благодаря Своему
безграничному
могуществу и всеобъемлющему знанию соберет тела первых и последних
людей.
Живой ( الحي ), Вседержитель ( القيوم ) — Тот, Кто
живет совершенной жизнью и ни в чем не нуждается; Кто поддерживает
жизнь всех обитателей небес и земли; Кто управляет их судьбами,
одаряет их пропитанием и управляет всеми их делами. Живой объединяет в
Себе качества, присущие божественной сущности, а
Вседержитель объединяет в Себе божественные деяния.
Свет небес и земли ( نور السموات والأرض ) — Тот, Кто
озаряет сердца знающих людей знанием о Нем и верой в Него; Кто
озаряет их души верным руководством; Кто освещает небеса и землю
посредством созданных Им светил. Его покрывала — из света, и если их
приподнять, то сияние Его лика сожжет все творения, на которые падет Его
взор.Создатель небес и земли ( بديع السموات والأرض
) —
Тот, Кто создал небеса и землю, которые никогда прежде не существовали,
придал им совершенный и удивительный вид и установил на них
восхитительный и точный порядок.
Удерживающий ( القابض ), Простирающий ( الباسط ) —
Тот, Кто удерживает блага
и отнимает души, Кто наделяет щедрым уделом и доставляет радость
сердцам, пост- тупая в соответствии со Своей мудростью и милостью.
Одаряющий ( المعطيء ), Лишающий ( المانع ) — Тот,
Кто дарует так, что никто не в силах помешать этому, и лишает так,
что никто не в силах воспрепятствовать этому. Его следует просить
одарить благами и защитить от несчастий. Он одаряет благами,
кого пожелает, и защищает от несчастий, кого пожелает, руководствуясь Своей
мудростью и милостью.
Свидетель ( الشهيد ) — Тот, Кто ведает обо всем
сущем, слышит любые громкие и ти-х хие звуки, видит все большие и
маленькие существа; Который объемлет знанием все сущее и
свидетельствует за и против Своих рабов обо всем, что они совершили.
Начинающий ( المبدىء ), Повторяющий ( المعيد ) .
Всевышний сказал:
«Он создает творение в первый раз, а затем воссоздает его» (10:4).
Он сотворил рабов в первый раз, чтобы подвергнуть их испытанию и
увидеть, чьи деяния будут лучше, а затем воссоздаст их, чтобы
праведники получили наилучшее вознаграждение, а грешники были
наказаны за свои прегрешения. Он создает Свои творения постепенно и
повторяет
этот процесс каждый миг.
Совершающий то, что пожелает ( الفعال لما يريد ) .
Его могущество совершенно,
а Его воля беспрекословно исполняется. Он совершает все, что пожелает, и
никто не может помешать или воспротивиться этому. Он не нуждается в
соратниках и помощниках, и стоит Ему сказать: «Будь!» — как желаемое
сбывается. Он способен совершить все, что угодно, однако Его желания
подчинены Его божественной мудрости и похвальны. Ему присуще
совершенное могущество, и любое Его желание беспрекословно
исполняется, но все, что Он совершил и совершает, обязательно
преисполнено мудрости.
Богатый ( الغني ), Избавляющий от нужды ( المغني ) —
Тот, Кто самодостаточен и
обладает всесторонним и абсолютным богатством. Он совершенен, обладает
безупречными
качествами и лишен любых недостатков, а это значит, что Он богат и
самодостаточен.
Самодостаточность — Его неотъемлемое качество, и подобно тому, как Он
является Всемогущим Творцом, дарует пропитание и делает добро, Он ни в
ком и ни в чем не нуждается. Он богат и распоряжается сокровищницами
небес и земли, а также сокровищницами мирской и будущей жизней. Он
дарует достаток всем
творениям в самом широком смысле и одаряет достатком Своих избранников,
наполняя
их сердца божественным знанием и верой.
Выдержанный ( الحليم ) — Тот, Кто одаряет творения
зримыми и незримыми бла-г гами, несмотря на их ослушание и
многочисленные ошибки. Он не спешит наказ- зывать грешников за
ослушание и предоставляет им отсрочку, чтобы они могли раскаяться и
вернуться на прямой путь.
Признательный ( الشاكر ), Благодарный ( الشكور ) —
Тот, Кто благодарит даже за
самые маленькие благодеяния и прощает большие прегрешения; Кто
приумножает вознаграждение искренних рабов без всякого счета; Кто
благодарит тех, кто
благодарен, и поминает тех, кто поминает Его. И если человек
приближается к Нему посредством своих праведных деяний, то Он
устремляется к нему еще быстрее.
Близкий ( القريب ), Внимающий ( المجيب ). Всевышний
близок ко всему сущему.
Его близость бывает двух видов. Всеобщая близость к творениям
достигается благод- даря Его знаниям и осведомленности, а также
благодаря тому, что Он наблюдает за ними, видит и объемлет их. Особая
близость Аллаха проявляется по отношению к тем,
кто поклоняется Ему, взывает к Нему и любит Его. Постичь сущность ее
невозможно, однако
узнать о ней можно благодаря ее результатам, ведь Аллах осеняет Своих
рабов милостью,
проявляет о них заботу, наставляет их на прямой путь и исправляет их.
Результатом этой
близости является то, что Он внимает тем, кто взывает к Нему, и
обращается к тем, кто поклоняется Ему.
Он внимает всем молящимся, когда бы они ни взывали к Нему, где бы они ни находились
и в каком бы состоянии они ни были, ведь Он обещал поступать так со всеми
творениями, но особым образом Он внимает тем, кто отвечает на Его
призыв и подчиняется Его шариату. Он внимает тем, кто испытывает
острую нужду, не связывает
свои надежды с творениями и уповает на Него с верой, надеждой и страхом.
Достаточный ( الكافي ) — Тот, Кто обеспечивает рабов
всем, что им необходимо и в чем они нуждаются, Кто особым образом
помогает тем, кто верует в Него, упов- вает на Него и просит Его о
помощи в религиозных и мирских делах.
Первый ( الأول ), Последний ( الآخر ), Высочайший ( الظاهر
), Ближайший ( الباطن ) .
Пророк Мухаммад, саллалаху алейхи вассалам, лаконично и ясно истолковал
смысл этих имен,
когда обратился к своему Господу со словами: «Ты — Первый, и нет никого
до Тебя. Ты — Последний, и нет никого после Тебя. Ты — Высочайший, и
нет никого над Тобой. Ты — Ближайший, и нет никого под Тобой».
Объемлющий ( الواسع ) — Тот, Кто обладает
всеобъемлющими качествами и эпит- тетами. Никто не способен
восхвалить Его так, как Он этого заслуживает, кроме Него Самого. Его
величие, власть и царство необъятны, Его милость и добродетель велики,
а Его щедрость и великодушие безграничны
Наставляющий ( الهادي ), Указывающий ( شيد الر ) —
Тот, Кто указывает Своим рабам на все, что может принести им пользу и
уберечь их от вреда;
Кто обучает их тому, чего они не знают, и наставляет их на прямой путь;
Кто внушает им
богобоязненность и делает их сердца стремящимися к Нему и покорными Его
воле.
Имя Указывающий также имеет значение, сходное со значением имени Мудрый.
Он произносит правильные слова и совершает правильные деяния. Его законы
преисполнены добра,
здравомыслия и мудрости, а Его творения имеют правильное предназначение.
Истинный ( الحق ) — Тот, Чьи качества и божественная
сущность истинны.
Его существование необходимо, и Его качества и эпитеты могут быть только
совершенными.
Ничто не может просуществовать без Него. Величие, красота, совершенство и
доброта
присущи Ему изначально и будут присущи Ему всегда. Его слова являются
истиной,
Его деяния — истина, встреча с Ним и Его посланниками — истина, Его
писания — истина,
Его религия — истина, поклонение Ему одному и непризнание наряду с Ним
никаких сотоварищей
— тоже истина, и все, что связано с Ним, является истиной.
Объясняется это тем, что Аллах Сам — Истина, тогда как остальные
божества, на которых молятся наряду с Ним, являются лживыми, и тем, что
Аллах — Возвышенный, Большой.
Всевышний сказал: «Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует,
а кто не хочет, пусть не верует» (18:29); «Что может быть за истиной,
кроме
заблуждения?» (10:32); «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь
обречен-
на на погибель» (17:81).
Хвала Аллаху, по Чьей милости благие дела доводятся до завершения! Мир
и благословения Пророку Мухаммаду, его семье, его сподвижникам и всем,
кто
последует их путем вплоть до наступления Судного дня!
Тафсир Корана шейха Ас-Саади
Глава: "Толкование прекрасных имен Аллаха"
Перевод с арабского Кулиев Э.