Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Ассаламу алейкум сестра! С возвращением!
Чтобы участвовать во всех форумах и разделах-зарегистрируйся или активизируйся, инша Аллах!

Это закрытый Клуб соблюдающих мусульманок.
Только для женщин.
Доступ братьям запрещен!!!
БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ, БРАТЬЯ!
ЭТОТ ФОРУМ ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН.

СЕСТРЫ, Пусть наше общение будет полезным!
Барак Аллаху фикум!

Книга 14. «Судопроизводство».

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Книга 14. «Судопроизводство».

Сообщение автор Гость в Вт Апр 16, 2013 10:22 pm

 

كتاب الْقَضَاءِ

Книга 14. «Судопроизводство».


Слово «الْقَضَاءِ» - /къада/ - приходит в Коране, либо, приписываясь к Аллаху, либо, приписываясь к рабу.
Если слово «الْقَضَاءِ» отнесено к Аллаху, то речь может идти о двух видах «الْقَضَاءِ», то есть решений Аллаха: решение Аллаха в шариате и решение Аллаха в бытие. Шариатское решение Аллаха - это Его повеления. Например, Всевышний Аллах сказал:


﴿وَقَضَى رَبُّكَ أَلاَّ تَعْبُدُواْ إِلاَّ إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا﴾
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям». (Сура аль-Исра, аят 23)
А также:


﴿وَاللَّهُ يَقْضِي بِالْحَقِّ ﴾

«Аллах решает по справедливости». (Сура Гъафир, аят 20)
А бытийное решение (къада) Аллаха - это предопределение. Из того, что Он предопределил есть как любимое Ему, так и то, чем Он недоволен. Всевышний Аллах говорит:


﴿وَقَضَيْنَا إِلَى بَنِي إِسْرَائِيلَ فِي الْكِتَابِ لَتُفْسِدُنَّ فِي الأَرْضِ مَرَّتَيْنِ﴾

«Мы предопределили (или сообщили) сынам Исраила в Писании: "Вы дважды будете бесчинствовать на земле"». (Сура аль-Исра, аят 4)

Если же слово «الْقَضَاءِ» относится к человеку, то это означает «судопроизводство». Это разъяснение человеку шариатского постановления и обязывание его к выполнению этого постановления. Шариатский судья (къады) разъясняет человеку шариатское постановление и обязывает его к выполнению этого. Здесь становится ясной разница между шариатским судьей и муфтием. Муфтий разъясняет шариатский текст, но не может обязывать к его исполнению. Шариатский судья не может выносить решение, не выслушав обе стороны, а фетва может быть выдана даже если одна из сторон отсутствует. Например, жена Абу Суфйана пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и пожаловалась на то, что Абу Суфйан скупится в отношении своей семьи. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Бери из его имущества то, что необходимо». Так как Абу Суфйан не присутствовал при этом, это не считается судопроизводством, а называется фетвой.
Судопроизводство относится к коллективной обязанности (фард уль-кифайа). Если в каком-либо обществе есть шариатский судья, то с других спадает эта ответственность. Но если в обществе есть человек, и кроме него никто не способен проводить шариатский суд, тогда для него это становится индивидуальной обязанностью (фард уль-айн).
Должность шариатского судьи, это одна из лучших должностей, которую может занимать мусульманин. Через судопроизводство осуществляется решение Всевышнего Аллаха. Если достойные люди откажутся от этой должности, тогда на их место придут те, кто этого недостоин. Поэтому ученые говорят: «Ведение судопроизводства является коллективной обязанностью (фард уль-кифайа), если достаточно людей, которые могут этим заниматься. А если таковых людей мало, то для них это становится индивидуальной обязанностью (фард уль-айн)».
Кто-то может спросить: «А почему предшественники убегали от подобных должностей?»
В их время было много ученых и всегда находился достойный человек, занимавший эту должность. Если же ученых мало, то не следует им отказываться от этой должности.
Кто-то может сказать: «Я боюсь занимать такую должность, так как может допущу ошибку в каком-либо решении. Как мне быть?»
Если даже человек, делающий иджтихад, ошибется, то ему запишется награда, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если судья, проявивший усердие, вынес решение и оказался прав, то он получит двойное вознаграждение, а если он проявил усердие и ошибся, то одно». аль-Бухари 3/268, Муслим 1716.
Всевышний Аллах сказал:


﴿يَا دَاوُودُ إِنَّا جَعَلْنَاكَ خَلِيفَةً فِي الْأَرْضِ فَاحْكُم بَيْنَ النَّاسِ بِالْحَقِّ وَلَا تَتَّبِعِ الْهَوَى فَيُضِلَّكَ عَن سَبِيلِ اللَّهِ ﴾

«О Дауд! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха». (Сура Сод, аят 26)
Это одна из лучших миссий для человека, так как через нее осуществляются права людей, наказываются преступники, которые проливают невинную кровь и сеют нечестие на земле.
Судья должен иметь такую вещь, как проницательность (фираса). Он должен также разбираться в состояниях людей. Например, два человека обратились за судом, и вроде как, первый прав, но судья, обладая проницательностью (фираса) и зная о положении людей, понимает, что истина со вторым человеком. Как в истории Сулеймана и Дауда (мир им), когда две женщины вышли в путь и волк съел ребенка одной из них, а другой ребенок остался жив. Тогда они начали спорить, и каждая заявила, что выживший ребенок является ее сыном. Тогда они пошли к Дауду (мир ему) и он принял решение, что ребенок останется со старшей из женщин, так как она уже стара, а молодая еще успеет родить других детей. Затем они обратились за решением к Сулейману (мир ему) и он сказал: «Я разрежу ребенка пополам и каждой из вас достанется его половина». Старшая женщина сразу согласилась, а вторая сказала: «Нет, лучше пусть он достанется той». И тогда Сулейман (мир ему) присудил ребенка младшей. Этот хадис передал Муслим, 1720. Благодаря своей проницательности (фираса), он понял, что старшая согласилась разделить ребенка пополам, так как это не ее ребенок.
Шариатский судья может судить даже правителя мусульман. Отсюда мы понимаем величие и важность данной должности.


Последний раз редактировалось: Умм Мурад (Сб Мар 15, 2014 4:58 am), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Гость
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Книга 14. «Судопроизводство».

Сообщение автор Гость в Вт Апр 16, 2013 10:23 pm

1383 عن بريدة رضي الله تعالى عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
القضاة ثلاثة : اثنان في النار ، وواحد في الجنة ، رجل عرف الحق فقضى به فهو في الجنة ، ورجل عرف الحق فلم يقض به وجار في الحكم فهو في النار ، ورجل لم يعرف الحق فقضى للناس على جهل فهو في النار
رواه الأربعة وصححه الحاكم .



1383 – Передают, что Бурейда, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Есть три типа судей: два из них будут ввергнуты в ад, а третий попадет в рай. Если человек знал истину и вынес справедливый приговор, то он попадет в рай. Если человек знал истину и вынес несправедливый приговор, то он будет ввергнут в ад. И если человек не знал истину и вынес невежественный приговор, то он также будет ввергнут в ад». Абу Дауд, 3573; ат-Тирмизи, 1322; ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра», 5922; ибн Маджах, 2315; аль-Хаким, 3/101.

Это пример прекрасного обучения пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он разделил судей на три типа.
«Если человек знал истину и вынес справедливый приговор, то он попадет в рай» - этот человек объединил в себе знание и справедливость.
«Если человек знал истину и вынес несправедливый приговор, то он будет ввергнут в ад» - этот человек в Аду, так как он знал истину, но не судил согласно ей.
«И если человек не знал истину и вынес невежественный приговор, то он также будет ввергнут в ад» - человек, который решил судить между людьми, не имея знаний. Он посчитал, что может судить между людьми, хотя на самом деле он более невежествен, чем осел. Этот человек не знал истину и потому никак не мог судить согласно ей.
Какой из них страшнее: второй или третий? Конечно же, второй, так как он, зная истину, пошел наперекор ей. Такой человек находится под гневом Всевышнего Аллаха. Что касается третьего, то такой человек является заблудшим.
avatar
Гость
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Книга 14. «Судопроизводство».

Сообщение автор Гость в Вт Апр 16, 2013 10:24 pm

1384 وعن أبي هريرة رضي الله تعالى عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
من ولي القضاء فقد ذبح بغير سكين
رواه أحمد والأربعة ، وصححه ابن خزيمة وابن حبان .


1384 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если человека назначили судьей, то его зарезали без ножа». Ахмад, 2/230; Абу Дауд, 3571; ат-Тирмизи, 1325; ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра», 5923; ибн Маджах, 2308; аль-Хаким, 4/103. Также хафиз аль-’Иракъи назвал хадис достоверным. См. «Файд уль-Къадир», 6/238.

Например, если животное режут без ножа, то для животного это будет огромным мучением. Но это не значит, что животное, зарезанное без ножа, будет мертвечиной. На человеке будет грех за то, что он мучал животное, однако мясо животного не считается мертвечиной. Поэтому слова «то его зарезали без ножа» не означают, что на человеке будет грех. Речь идет о том, что быть шариатским судьей очень тяжело. Во-первых, он должен изучить истину из Корана и Сунны. Он должен знать доводы из Корана и Сунны, которые касаются определенной проблемы. Во-вторых, он должен применить доводы, которые он узнал, к конкретному делу. В-третьих, ему нужно знать положение тех, кто ведет тяжбу, потому что эти люди могут лгать или прибегать к ухищрениям.
По причине этих трех вещей, судья, как будто бы зарезан без ножа. Но такой судья не попадает в грех, если проявлял усердие в этих трех моментах.
Этот хадис указывает на то, что человек, который не обладает знанием и способностями, не должен лезть в это дело. Но если в определенной местности нет никого лучше, чем этот человек, то конечно же он не должен отказываться. Ведь, если не будет судопроизводства, права людей будут попраны. Поэтому Всевышний Аллах сказал Дауду (мир ему):


﴿يَا دَاوُودُ إِنَّا جَعَلْنَاكَ خَلِيفَةً فِي الْأَرْضِ فَاحْكُم بَيْنَ النَّاسِ بِالْحَقِّ وَلَا تَتَّبِعِ الْهَوَى فَيُضِلَّكَ عَن سَبِيلِ اللَّهِ ﴾
«О Дауд! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха». (Сура Сод, аят 26)
Если люди не найдут того, кто судит по шариату, они обратятся к тому, кто судит по иным законам. Потому что люди должны как-то решать свои проблемы.


avatar
Гость
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Книга 14. «Судопроизводство».

Сообщение автор Гость в Вт Апр 16, 2013 10:25 pm

1385 وعن أبي هريرة رضي الله تعالى عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
إنكم ستحرصون على الإمارة ، وستكون ندامة يوم القيامة ، فنعمت المرضعة ، وبئس الفاطمة
رواه البخاري .



1385 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Вы стремитесь к власти, а ведь в день воскресения она обернется раскаянием. Приятно наслаждение, но тяжко расставание». Бухари, 7148

Это обращение пророка (мир ему и благословение Аллаха) к общине. Он сообщил общине о том, что она будет стремиться к власти. Природа человека такова, что он любит получать власть над людьми, как по праву, так и без права. Это стремление к власти обернется сожалением в Судный День. Но это не касается того момента, когда есть шариатская причина для такого стремления. Это не касается того случая, когда человек выполняет роль правителя так, как это положено. Правитель претворяет установления Всевышнего Аллаха среди Его рабов и за это он получит награду. А если человек получает награду, то он не будет сожалеть по этому поводу. Но хадис касается того, кто стремится к власти только ради власти, не имея шариатской причины. Придя к власти, такой человек не будет соблюдать обязанности, которые требует от него эта должность. И это обернется для него сожалением в Судный День.
Стремление к власти при наличии шариатской причины не является греховным. Например, есть какой-нибудь наместник области в исламском государстве, от которого исходит только зло. Человек, зная, что может лучше справиться с этой должностью, может пойти к правителю государства и попросить поставить его на этот пост. Это не будет порицаемо, если человек стремится к должности, для того чтобы установить справедливость. Поэтому из таких общих хадисов бывают исключения.
«День воскресения» - это день, когда люди воскреснут из своих могил. Он назван так по трем причинам:
Первая причина: Люди воскреснут и предстанут и перед Господом миров. Всевышний Аллах сказал:


﴿يَخْرُجُونَ مِنَ الْأَجْدَاثِ كَأَنَّهُمْ جَرَادٌ مُّنتَشِرٌ ﴾

«Они выйдут из могил, словно рассеянная саранча». (Сура аль-Камар, аят 7)
Это произойдет в одно мгновенье, как сказал Аллах:


﴿فَإِنَّمَا هِيَ زَجْرَةٌ وَاحِدَةٌ (13) فَإِذَا هُم بِالسَّاهِرَةِ ﴾

«Но раздастся лишь один глас, и все они окажутся на поверхности земли». (Сура ан-Нази‘ат, аяты 13-14)
А также:


﴿إِن كَانَتْ إِلَّا صَيْحَةً وَاحِدَةً فَإِذَا هُمْ جَمِيعٌ لَّدَيْنَا مُحْضَرُونَ﴾
«Будет один только глас, и все они будут собраны у Нас». (Сура Йа Син, аят 53)
А также:


﴿مَّا خَلْقُكُمْ وَلَا بَعْثُكُمْ إِلَّا كَنَفْسٍ وَاحِدَةٍ ﴾

«Сотворение и воскрешение ваше подобно сотворению и воскрешению одного человека». (Сура Лукман, аят 28)
Потому что, если Всевышний Аллах пожелает что-то, Он говорит: «Будь» и оно случается.
Вторая причина: В Тот День воскреснут свидетели. Всевышний Аллах говорит:


﴿إِنَّا لَنَنصُرُ رُسُلَنَا وَالَّذِينَ آمَنُوا فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ يَقُومُ الْأَشْهَادُ ﴾

«Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели». (Сура Гъафир, аят 51)
Люди будут свидетельствовать друг о друге. Свидетелями будут пророки, ученые, а также эта община будет свидетельствовать о тех общинах, которые были до нее. Даже органы человека будут свидетельствовать против него. Земля также будет свидетельствовать, как сказал Аллах:


﴿يَوْمَئِذٍ تُحَدِّثُ أَخْبَارَهَا (4) بِأَنَّ رَبَّكَ أَوْحَى لَهَا﴾

«В тот день она (земля) расскажет свои известия, потому что Господь твой внушит ей это». (Сура аз-Зальзаля, аяты 4-5)
Третья причина: В День Воскресения будет восстановлена справедливость. Всевышний Аллах говорит:


﴿وَنَضَعُ الْمَوَازِينَ الْقِسْطَ لِيَوْمِ الْقِيَامَةِ﴾

«В День воскресения Мы установим справедливые Весы». (Сура аль-Анбийа, аят 47)

«Приятно наслаждение, но тяжко расставание» - Если человек пришел к власти только ради власти, то он будет получать наслаждение, следуя за своими страстями. Однако смерть лишит его всех этих наслаждений.

Пользы из хадиса:
1 - Подтверждение истинности слов пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Вы стремитесь к власти...» Разве не видим мы этого в наши дни? Сколько людей было убито из-за этого стремления, сколько имущества было отобрано у людей! Все это из-за стремления к власти.
2 - Предостережение от стремления к власти без шариатской причины. Этот момент мы также разъяснили.
3 - Хадис подтверждает то, что будет День Воскресения. Вера в этот день входит в шесть столпов веры (иман). Человек не считается мусульманином, если он не верит в этот день.
4 - Если человек стремится к власти и получает ее, а вместе с ней роскошь, наслаждение, высокий статус, но при этом имеет скверное намерение, то слова «приятно наслаждение, но тяжко расставание» касаются именно его.

avatar
Гость
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Книга 14. «Судопроизводство».

Сообщение автор Гость в Вт Апр 16, 2013 10:26 pm

1386 وعن عمرو بن العاص رضي الله عنه أنه سمع رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول :
إذا حكم الحاكم فاجتهد ثم أصاب فله أجران ، وإذا حكم فاجتهد ثم أخطأ فله أجر
متفق عليه



1386 – Передают, что ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если судья вынесет решение, проявив усердие, и его решение окажется правильным, ему полагается двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему полагается одна награда». Бухари, 7352; Муслим, 1716.

«Если судья вынесет решение» - всякий, кто принимает решение на основе шари’ата, попадает под этот хадис. Речь не идет именно о шариатском судье (къади), а затрагивает каждого мусульманина, который принимает решение на основе Корана и Сунны. Сюда входит также ученый, который дает людям фетву.
«Проявив усердие» - то есть, сделав /иджтихад/. /Иджтихад/ нуждается в следующих условиях:
1 - Совершающий /иджтихад/ должен знать шариатские постановления. Если человек не знает шариатских постановлений, то он не имеет право делать /иджтихад/. Если человек не знает шариатского постановления, то он станет выносить решение на основе своего мнения, что является недопустимым. Даже если такой человек окажется прав, он будет подобен слепому, который случайно наткнулся на цель.
2 - Совершающий /иджтихад/ должен проявить усердие в понимании ситуации.
3 - Совершающий /иджтихад/ должен применить шариатское постановление к данной ситуации.
«И его решение окажется правильным» - то есть его решение будет соответствовать истине.
«Ему полагается двойная награда» - одна награда за его усердие, а вторая - за правильное решение.
Как правило, верное решение принимает тот, кто прилагает особые усилия, для того чтобы достичь истины, потому такой человек и получает награду. Также правильное решение становится разъяснением для людей и люди берут с этого пример.
«Если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему полагается одна награда» - Это милость Всевышнего Аллаха, так как Он не наказывает человека за эту ошибку. Ведь, человек, который проявляет усердие в поиске истине, не желает выносить ошибочное решение, а всеми путями ищет истину.

Пользы из хадиса:
1 - Человек должен проявлять усердие при вынесении решения, для того чтобы получить награду: либо одну, либо две.
2 - Если есть два разных решения по одному вопросу, то верно только одно из двух решений. Некоторые говорят: «Каждый, соверщающий /иджтихад/ - прав». Здесь имеется в виду то, что каждый /муджтахид/ прав в том, что делает /иджтихад/, а само решение может быть либо верным, либо ошибочным.
3 - Если человек выносит решение в той области, где имеет на это право, то он не берет грех за то, что ошибся.
4 - Этот хадис не касается только судьи (къади), он касается каждого человека, который должен принимать какое-либо решение, которое ему поручено.


avatar
Гость
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Книга 14. «Судопроизводство».

Сообщение автор Гость в Вт Апр 16, 2013 10:27 pm

1387-1388 وعن أبي بكرة رضي الله عنه قال : سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول :
« لا يحكم أحد بين اثنين وهو غضبان »
متفق عليه



1387-1388 – Передают, что Абу Бакра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Никто не имеет права судить двух людей, будучи разгневанным». Этот хадис передали аль-Бухари (7158) и Муслим (1717).

Нельзя выносить судебное решение, находясь в состоянии гнева. Что такое гнев? Как сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Это тот уголек, который бросает шайтан в сердце сына Адама, так что начинают надуваться сосуды на шее, а лицо и глаза краснеют». См. «Шу’аби-ль-Иман», 6/310.
Шайтан бросает уголёк в сердце человека и человек не может контролировать самого себя. Гнев может дойти до такой степени, что человек совершит что-то, а затем даже не вспомнит об этом.
Судье запрещается выносить судебное решение в состоянии гнева. Почему? Потому что гнев не даст возможности полностью осмыслить разбираемый вопрос. Гнев не позволит применить шариатское решение к этому вопросу. Для вынесения решения нужны три составляющие:
1 - Нужно иметь полное представление о вопросе.
2 - Нужно знать шари’ат.
3 - Нужно применить шари’ат к конкретному вопросу.
Человек в состоянии гнева не может осуществить даже одну из этих составляющих. Само состояние гнева делится на три уровня:
1 - Легкий гнев, во время которого человек понимает то, что делает. Он может составить представление о вопросе и применить шариатское суждение. Такой легкий гнев не является препятствием для судебного процесса. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вёл судебный процесс между Зубейром и его оппонентом, и при этом он разозлился. См. аль-Бухари, 2361. Но это был такой гнев, который не препятствовал судебному процессу.
2 - Очень сильный гнев, во время которого человек не контролирует самого себя. В таком случае не принимаются в счёт даже его слова, не говоря уже о судебном решении. В этом единодушны все ученые.
3 - Средний гнев, во время которого человек понимает то, что говорит, но гнев заставляет его перейти границы в некоторых словах и делах. Относительно такого гнева есть разногласие между учеными. Имеют ли силу судебные решения такого человека или нет?
Необходимо сказать, что человеку в любом случае запрещено проводить судебный процесс в таком состоянии. Судья не имеет права выносить решения в состоянии среднего гнева и в состоянии сильного гнева. Это не относится к состоянию легкого гнева, так как не бывает судебных заседаний без легкого гнева. Оппоненты не приходят в суд, находясь в восторге друг от друга. Чаще всего истец и ответчик повышают голоса, а иногда даже ругают друг друга. Конечно же это вызовет гнев судьи. Но если это будет легким гневом, то ему дозволено судить между ними.

Пользы из хадиса:
1 - Разум судьи не должен быть занят чем-то помимо судебного процесса. Если что-то отвлекает судью, он не всегда сможет вынести верное решение.
2 - Нельзя выносить судебное решение в состоянии гнева, то есть, как мы говорили, имеется в виду сильный или средний гнев. А что делать если судья вынес решение в таком состоянии? Ученые сказали: «Если его решение было верным, оно подлежит исполнению. Если же оно было неправильным, то оно не подлежит исполнению». А другие ученые возразили, сказав, что такое решение вообще не следует исполнять, то есть суд нужно провести заново. Первая группа сказала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил судить в состоянии гнева, так как судья может принять неправильное решение. А если же его решение правильное, тогда нет никаких проблем, если его исполнить. Это мнение известно в мазхабе имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах). Подробнее в книге «аль-Инсаф» имама аль-Мардауи, 11/209 и в книге «Кашаф аль-къана’», 6/316.
Но другая группа ученых сказала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил проводить судебный процесс в состоянии гнева. Шариатское правило гласит: «То, что запрещено само по себе, не имеет законной силы». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» Муслим, 1718. Судья вынес решение в состоянии, в котором ему было запрещено выносить это решение. Он сделал то, на что нет приказа Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому его решение не имеет законной силы.
Но более правильным является первое мнение. Если судья вынес верное решение, тогда ничего не мешает привести его в исполнение.
3 - Запрещено проводить судебный процесс, если мысли судьи заняты чем-то иным помимо суда, если даже он не гневается. Например, у судьи случилось большое несчастье или в его доме кто-то болеет, или он сам заболел. Необязательно речь должна идти о гневе. Суду препятствует всё то, что мешает судье подробно разобрать вопрос.
4 - Неприкосновенность чести, имущества, жизни и здоровья верующих. Запрещено проводить судебное заседание в состоянии гнева, так как судья может допустить ошибку, а ошибка может привести к покушению на чью-то честь или жизнь, на чье-то имущество или здоровье.
5 - Некоторые ученые сказали, что в этом хадисе указание на нежелательность данного поступка. Но более верно, что это не просто нежелательно, а запрещено, потому что основа в запретах - это запрещенность.


avatar
Гость
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Книга 14. «Судопроизводство».

Сообщение автор Гость в Вт Апр 16, 2013 10:29 pm

1389 وعن علي رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
« إذا تقاضى إليك رجلان فلا تقض للأول حتى تسمع كلام الآخر ، فسوف تدري كيف تقضي »
قال علي : فما زلت قاضيا بعد .
رواه أحمد وأبو داود والترمذي وحسنه ، وقواه ابن المديني ، وصححه ابن حبان. وله شاهد عند الحاكم من حديث ابن عباس .



1389 – Передают, что ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если двое людей попросили тебя рассудить между ними, то не принимай решения до тех пор, пока не выслушаешь их обоих. Только так ты сможешь понять, какое решение следует принять». ‘Али ибн Аби Талиб говорил: «С тех пор я принимаю решения только в соответствии с этим предписанием». Этот хадис передали Ахмад (1/143), Абу Дауд (3582) и ат-Тирмизи (1331), причем последний назвал его хорошим. Ибн аль-Мадини назвал хадис сильным, а Ибн Хиббан (5065) – достоверным. ад-Дыйа назвал хадис хорошим. См. «аль-Мухтара», 2/388. Похожий хадис также передал аль-Хаким (4/99) со слов Ибн ‘Аббаса, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом.

Пользы из хадиса:
1 - Не дозволено выносить решение, выслушав только одну сторону. Необходимо выслушать обе стороны.
2 - Нельзя выносить судебное решение в отношении отсутствующего человека. Кто-то может привести известную историю, когда Хинд бинту ’Утба пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала, что Абу Суфйан очень скупой человек и не дает ей имущества. Разве пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал ей, чтоб она брала из его имущества то, что ей необходимо? Ведь, абу Суфйана не было в этот момент.
Мы ответим: - Да, пророк (мир ему и благословение Аллаха) поступил подобным образом, однако это не было судебным решением, а было фетвой.
3 - Человек должен выслушать слова обеих сторон. Они должны рассказать то, что есть у них в сердце. Что касается немого человека, то он должен написать всё, что хотел бы сказать. В конце концов, если он не может этого сделать, то ему необходимо поручить кому-либо другому это разъяснение. Мы обязательно должны знать, что есть у второго, из доводов в его пользу.
4 - В этом хадисе красноречивое наставление, адресованное судьям.
5 - Нельзя выносить судебное решение о человеке до тех пор, пока не услышишь слова его оппонента. Например, человек видит, как кто-то ругает определенную личность. Нельзя составлять представление об этой личности только на основе ругани этого человека. Как часто у нас бывает (пусть Аллах убережет от этого нас и вас), люди слышат что-то плохое о ком-то и сразу же выносят решение.
Подобная ситуация, которая случилась с Даудом (мир ему), описывается в Коране. Всевышний Аллах говорит:


﴿ وَهَلْ أَتَاكَ نَبَأُ الْخَصْم ﴾

«Дошла ли до тебя весть о затеявших тяжбу?» (Сура Сод, аят 21)
Всевышний Аллах задает этот вопрос, чтобы у людей появилось желание узнать о том, что произошло. Аллах говорит:


﴿ وَهَلْ أَتَاكَ نَبَأُ الْخَصْمِ إِذْ تَسَوَّرُوا الْمِحْرَابَ (21) إِذْ دَخَلُوا عَلَى دَاوُودَ فَفَزِعَ مِنْهُمْ ﴾

«Дошла ли до тебя весть о затеявших тяжбу, которые перелезли через стену молельни? Они вошли к Дауду, и он испугался их» (Сура Сод, аяты 21-22)
Конечно же, человек испугается, когда двери закрыты, а кто-то пролез к нему в дом. Эти люди не вошли к нему обычными путями, а затем сказали:


﴿ لا تَخَفْ ﴾

«Не бойся!» (Сура Сод, аят 22)
То есть: мы не воры и не убийцы. Они сказали:


﴿ خَصْمَانِ بَغَى بَعْضُنَا عَلَى بَعْضٍ فَاحْكُم بَيْنَنَا بِالْحَقِّ وَلا تُشْطِطْ وَاهْدِنَا إِلَى سَوَاءِ الصِّرَاطِ ﴾

«Один из нас поступил несправедливо по отношению к другому. Рассуди же нас истинно, не будь несправедлив и укажи нам на верный путь». (Сура Сод, аят 22)
Затем истец начал приводить свои доводы:


﴿ إِنَّ هَذَا أَخِي لَهُ تِسْعٌ وَتِسْعُونَ نَعْجَةً وَلِيَ نَعْجَةٌ وَاحِدَةٌ فَقَالَ أَكْفِلْنِيهَا وَعَزَّنِي فِي الْخِطَابِ ﴾

«Это - мой брат. У него есть девяносто девять овец, а у меня - всего одна овца. Он сказал: “Отдай ее мне!” - и одолел меня на словах"». (Сура Сод, аят 23)
Дауд (мир ему) ответил:


﴿ لَقَدْ ظَلَمَكَ بِسُؤَالِ نَعْجَتِكَ إِلَى نِعَاجِهِ ﴾
«Он поступил по отношению к тебе несправедливо, когда попросил присоединить твою овцу к своим». (Сура Сод, аят 24)
Дауд (мир ему) вынес решение, не выслушав вторую сторону. Затем Дауд (мир ему) понял свою ошибку. Аллах говорит:


﴿ وَظَنَّ دَاوُودُ أَنَّمَا فَتَنَّاهُ فَاسْتَغْفَرَ رَبَّهُ وَخَرَّ رَاكِعًا وَأَنَابَ (24) فَغَفَرْنَا لَهُ ذَلِك ﴾

«Дауд убедился, что Мы подвергли его искушению, попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся. Мы простили ему это». (Сура Сод, аяты 24-25)


avatar
Гость
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Книга 14. «Судопроизводство».

Сообщение автор Гость в Вт Апр 16, 2013 10:30 pm

1390 وعن أم سلمة رضي الله عنها قالت : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
« إنكم تختصمون إلي ، فلعل بعضكم أن يكون ألحن بحجته من بعض ، فأقضي له على نحو ما أسمع منه ، فمن قطعت له من حق أخيه شيئا فإنما أقطع له قطعة من النار »
متفق عليه .



1390 – Передают, что Умм Саляма, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Вы обращаетесь ко мне со своими тяжбами, и может случиться, что один из вас более выразительно изложит свои доводы и я приму решение в его пользу, опираясь на то, что услышал. Если я незаслуженно присужу кому-нибудь то, что по праву должно достаться его брату, то тем самым я присужу ему часть адского пламени». Этот хадис передали аль-Бухари (2458, 2680, 6967, 7185) и Муслим (1713).

«Если я незаслуженно присужу кому-нибудь то, что по праву должно достаться его брату, то тем самым я присужу ему часть адского пламени» - Всевышний Аллах сказал:


﴿ إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا ﴾

«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени». (Сура ан-Ниса, аят 10)
То же самое касается человека, который, благодаря красноречию, незаконно поедает имущество своего брата по вере.

Некоторые пользы:
1 - Судебные тяжбы присутствовали во времена лучших поколений. Здесь нет ничего удивительно, так как сподвижники обращались за судом к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Но необходимо отметить, что сначала лучше постараться примирить людей, пока дело не дошло до суда. Если же примирение невозможно, люди обращаются в суд.
2 - Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) обращались за судом только к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Из этого можно сделать вывод, если сподвижники обращались только к пророку (мир ему и благословение Аллаха), то мы в наше время должны обращаться к его наследникам, то есть ученым. Поэтому шариатский судья (къады) должен обязательно быть знатоком шариата.
3 - Люди отличаются друг от друга в способностях высказывать свои мысли. Это мы можем видеть даже в книгах ученых, каждый из которых, преподносит материал по-разному. Например, можно легко отличить книги ибн Теймии от книг ибн уль-Къаййима. Поэтому говорят, что ибн Теймия «готовит еду», а ибн уль-Къайим «подаёт ее на стол». Для того чтобы понять книги ибн Теймии, нужно обладать большим знанием и мудростью.
Речь некоторых людей подобна колдовству. А другие люди, наоборот, не могут высказать что-то, хотя в сердце имеют твердый довод. Есть требующие знания, которые знают ответ на вопрос, но не могут его высказать. В общем, это известная вещь.
4 - Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не знал сокровенного.
5 - Судья не выносит решение на основе того, что он знает, а выносит решение на основе того, что очевидно. Если судья знает что-то об истце и ответчике, что они оставили втайне, то он должен передать это дело другому судье, а сам выступить в качестве свидетеля.
Исключением являются три вопроса:

Судья может принять решение на основании того, что он услышал (или увидел) во время судебного процесса.

Исключением также является вопрос, который известен всем. Например, истец обратился в суд и сказал, что дом, в котором живет ответчик, принадлежит ему. Но все люди вокруг знают, что дом принадлежит ответчику, а истец лжет.

Исключением также является знание судьи о добросовестности свидетелей. Судья имеет право поверить словам добросовестного свидетеля и принять решении на основании этих слов.
6 - Судья должен выносить решение на основании того, что он слышит, даже если он предполагает (занн), что дело обстоит наоборот.
7 - Если судья ошибся в своем решении, то это не делает для человека запретное дозволенным. Человек не должен думать, что раз судья решил что-то, то нет теперь проблем совершить это.
8 - Угроза для тех, кто поедает имущество без права.

саляф форум
avatar
Гость
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Книга 14. «Судопроизводство».

Сообщение автор Гость в Вс Фев 23, 2014 4:57 am

1391-1393 ― Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: 
«Как может очиститься народ, если слабые не могут взять у сильных то, что принадлежит им по праву». Этот хадис передал ибн Хиббан и ибн Маджах, 1984. Также подобный хадис передается со слов Бурейды у аль-Баззара, 2/235. Также подобный хадис передается со слов Абу Са‛ида у ибн Маджаха, 2426 и Абу Йа‛ли, 1091.


«Как может очиститься народ…» — то есть: очиститься от грехов, от войн, от ненависти, от наказаний за грехи и так далее.
«…если слабые не могут взять у сильных…» — под ″сильными″ имеются в виду богатые люди, авторитетные люди, люди, близкие к правителю, и так далее. Если слабый не может забрать у сильного то, что принадлежит ему по праву, то это приведет народ к гибели и не даст ему очиститься.

Пользы из хадиса:
1 — Великое предостережение в адрес общины, чтобы люди не делали так, что слабый не может взыскать с сильного то, что принадлежит ему по праву. Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников, будь они богатыми или бедными». (Сура ан-Ниса, аят 135)
2 — Обязательность справедливости, кого бы это ни касалось из людей.
avatar
Гость
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Книга 14. «Судопроизводство».

Сообщение автор Гость в Вс Фев 23, 2014 4:58 am

1394 ― Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что слышала, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: 
«В день воскресения призовут справедливого судью, и представленный ему счет будет таким суровым, что он скажет, что лучше бы он никогда не судил между тяжущимися людьми».Ибн Хиббан, 5055; аль-Бейхакъи, 10/96; Ахмад, 6/75. Хадис слабый. См. «Сильсиля ад-Да‛ифа», 1142.

В версии аль-Бейхакъи говорится: «…даже по поводу одного финика».
avatar
Гость
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Книга 14. «Судопроизводство».

Сообщение автор Гость в Вс Фев 23, 2014 4:58 am

1395 ― Передают, что Абу Бакра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не добьется успеха народ, во главе которого стоит женщина». аль-Бухари, 4425.

Успех — это обретение желаемого и спасение от опасности. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, преуспели верующие». (Сура аль-Мумминун, аят 1) То есть: верующие обрели желаемое и спаслись от того, чего опасались. 
У этих слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была определенная причина. До пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дошла весть о том, что персы назначили дочь Хосроя своей повелительницей, и он сказал: «Не добьется успеха народ, во главе которого стоит женщина».

Пользы из хадиса:
1 — Женщина не имеет права на всеобщую власть над государством, ибо это приведет к отсутствию успеха и порче дел.
2 — Женщина уступает мужчинам в разуме и в способностях управлять. Женщина не может участвовать наряду с мужчинами в решении всеобщих вопросов. Женщина может распоряжаться у себя дома в хозяйственных вопросах. Женщина может управлять, например, школой для девочек. В этом нет никаких проблем. Но женщина не имеет права руководить мужчинами, ибо это приведет к отсутствию успеха.
3 — Какой бы сообразительной и опытной ни была женщина, все равно она не имеет права управлять государством, ибо это приведет к отсутствию успеха. 
4 — Женщина не может руководить мужчинами ни в чем. Именно поэтому, женщине не разрешается становиться в качестве имама, когда молитву совершают мужчины. Это запрещено, даже если женщина знает Коран лучше всех этих мужчин. Если женщина не становится в качестве имама даже в намазе, то что тогда сказать об управлении государством?!
Женщина не может быть ни правителем, ни министром, ибо женщина быстро поддается чувствам, её легко обмануть. 
Например, может быть так, что женщина является президентом государства и к ней придет красивый юноша, начнет её обольщать, и она подпишет всё, что он пожелает. Это и произошло с женой вельможи в известной истории Йусуфа, мир ему. 

Кто-то может сказать: «Этот хадис противоречит реальности, ибо мы видим, что среди женщин есть президенты, королевы и министры».
Королевы, о которых вы говорите, не имеют власти и ничем не управляют. Эти женщины просто унаследовали титул королевы, а сами не имеют никакой власти. Но даже если какая-то женщина имеет реальную власть, то это не значит, что она добилась успеха большего, чем добился бы мужчина. 
Мы верим в то, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ибо он был самым правдивым из людей.
avatar
Гость
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Книга 14. «Судопроизводство».

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения