Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Ассаламу алейкум сестра! С возвращением!
Чтобы участвовать во всех форумах и разделах-зарегистрируйся или активизируйся, инша Аллах!

Это закрытый Клуб соблюдающих мусульманок.
Только для женщин.
Доступ братьям запрещен!!!
БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ, БРАТЬЯ!
ЭТОТ ФОРУМ ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН.

СЕСТРЫ, Пусть наше общение будет полезным!
Барак Аллаху фикум!

Как подавлять порывы ярости?

Перейти вниз

Как подавлять порывы ярости?

Сообщение автор elia myslima в Вт Мар 08, 2011 2:21 pm



Как подавлять порывы ярости?

Вопрос № 45647

Я вспыльчивый человек, не могу держать себя в руках при любом споре, даже со своими родителями. Укажите мне на путь и методы избавления от вспыльчивости.


Ответ


Вся хвала принадлежит Аллаху!



Аллах предписал доброе и хорошее отношение к обоим родителям (бирру-ль-валидайн ва-ль-ихсан иляй-хима) в словах и делах, и запретил обижать их словом или делом, даже в самой малейшей форме.



Всевышний Аллах сказал: «И повелел Господь твой, чтобы вы не поклонялись [никому,] кроме как только Ему, и с родителями [вели себя] хорошо. Когда же достигает при тебе старость одного из них или обоих, то не говори им «уфф» и не кричи на них, а говори им слова приятные. И проявляй по отношению к ним покорность из сострадания, и говори: «Господь, помилуй их, подобно тому, как они выращивали меня маленького» (Св. Коран, 17: 23 – 24).



Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проповедовал равнодушие (‘адам аль-гадаб). Смысл его – отдалённость от причин, ведущих к ярости, и предохранение себя от того, что является результатом её проявления.



Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил, как некий мужчина попросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о наставлении. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Не злись!». Тогда мужчина несколько раз повторял свою просьбу, и каждый раз ответом были слова: «Не злись!» [1].



Личный гнев (аль-гадаб ли-н-нафси), т.е. когда человек гневается ради себя, а не ради Аллаха, – это такое качество от которого мусульманину следует быть далёким. Тот, кто его проявляет, в итоге сожалеет об этом в этой жизни, либо в вечной жизни, а может даже и в той и в другой.



Ибн Муфлих аль-Ханбали пишет:



«’Али б. Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: “Относительно того, что познаёт благоразумный человек в порыве ярости, говорят: «Начало ярости – безумие, её конец – сожаление; Нет оправданию ярости в покорном извинении; Иногда ярость ведёт к погибели»”.



Аш-Шу’би спросили: “почему у быстрой вспышки гнева – быстрое успокоение, а у постепенной – постепенное?” Он ответил: “Потому что гнев подобен огню, быстро вспыхнув, он быстро и затухает”» [2].



Когда мусульманина постигает то, что вызывает у него ярость, ему следует вспомнить наставление Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не злись!», будто бы оно адресовано ему персонально. Пусть также вспомнит предписанное ему Всевышним Аллахом доброе отношение к родителям, а также запрет на причинение им обид, будто бы он слышит это непосредственно от Него.



Допустимо также погашение ярости (таскин аль-гадаб), на стадии возникновения предпосылок к ней. Средства погашения лечат как саму ярость, так и её последствия.



О некоторых средствах лечения упомянул аль-Мавирди:



«Знай! Когда проявятся симптомы ярости, благоразумному человеку необходимо обратиться за помощью к средствам успокоения. Среди которых можно выделить следующие:



1) Поминание Аллаха, Всемогущ Он и Велик.



Это вызывает у человека страх пред Аллахом, страх же побуждает к повиновению, а повиновение возвращает человека на путь хорошего поведения. Наряду с этим исчезает и ярость.



Всевышний Аллах сказал: «И вспомни Господа твоего, когда забудешь…» (Св. Коран, 18: 24).



‘Икрима говорит, что тут имеется ввиду – «когда разгневаешься».



Также Всевышний Аллах сказал: «Когда же постигнет тебя от шайтана наущение, то обратись за помощью к Аллаху, поистине, Он Слышащий, Знающий» (Св. Коран, 7: 200; 41: 36).



Под наущением тут подразумевается ярость, гнев, а слова «… поистине Он Слышащий, Знающий» означают: «поистине Он знает о том, как покидает тебя гнев».



Одному мудрецу принадлежат такие слова: «Кто вспомнит о Силе (Кудра) Аллаха, тот не станет использовать свою силу для несправедливого отношения к рабам Аллаха».



‘Абдуллах б. Муслим б. Мухариб сказал Харуну ар-Рашиду: «О Повелитель правоверных! Я прошу тебя ради Того, пред Кем ты поничтожнее, чем я пред тобой, да и власти у Него, чтобы наказать тебя побольше, чем у тебя, чтобы наказать меня… так отпусти же меня».



Харуну эти слова напомнили о Силе Всевышнего Аллаха, и он решил его отпустить.



2) Смена человеком того положения, в котором он находится на другое положение.



Ярость покидает человека при смене им положений и при перемещением от одного состояния в другое.



Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, передал: “Поистине, Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал нам: «Когда кто-либо из вас разгневается, и при этом будет стоять, то пусть присядет. Гнев покинет его в таком случае. [Если это не сработает,] то пусть приляжет»”[3].



3) Вспоминание человеком того, к чему его приводит гнев, а это – сожаление, необходимость просить прощения.



Один писатель сказал: «Берегись наущений ярости, ибо поистине она приводит к необходимости униженно просить прощение».



4) Вспоминание о награде, которую получит прощающий всех и вся, вспоминание о воздаянии за великодушие.



Следует подавлять свои порывы ярости, ради этой награды, и этого воздаяния, остерегаясь порицания и наказания.



Раджа’а б. Хайва сказал ‘Абдель-Малику б. Марвану, когда у того появилась возможность пленить некоторых своих врагов: «Поистине, Аллах дал тебе то, что нравится тебе в победе, так дай же Аллаху то, что нравится Ему в милосердии».



Один человек заставил выслушать ‘Умара б. ‘Абдель-‘Азиза слова, которые вызвали у последнего такое отвращение, что он сказал: «Ты хочешь, чтобы шайтан спровоцировал меня на то, чтобы я причинил тебе зло, а завтра (т.е. в День Суда) получил бы его от тебя обратно? Давай проваливай, да помилует тебя Аллах!»



5) Вспоминание человеком той симпатии, которую испытывают к нему сердца и души людей.



Человеку нельзя терять это ради какой-то вспышки ярости, ибо люди изменят своё представление о нём. Пусть знает, что такого отношения к себе он добьётся только прощая всех и вся, как сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение: «Не прибавит Аллах рабу, за проявление им всепрощения [ничего], кроме чести» [4].



Один поэт сказал:



Ляйса мин ‘адати-ль-кирами

Сур’ату-ль-интиками,

Ва ля мин шурути-ль-карами

Изаляту-н-ну’ами.



“Не из обычая великодушных – быстрая месть,

А уменьшение благосостояния – это не последствие щедрости”» [5].



Более полную и подробную информацию по лечению гнева см. в ответе на вопрос № 658.



А Аллах в этом Помощник
«Ислам: Вопросы и Ответы»







_________________________



[1] аль-Бухари, 5765.



[2] «аль-Адаб аш-Шари’иййа», 1/183.



[3] Абу Дауд, 4782. Аль-Альбани подтвердил его достоверность в «Сахих Аби Дауд».



[4] Муслим, 2588.



[5] «Адаб ад-дуньйа ва-д-Дин», с.с. 258 – 260 (с некоторыми сокращениями).

avatar
elia myslima
Активная сестра

Сообщения : 276
Дата регистрации : 2011-02-19
Религия ислам Альхамдуллиля!
Возраст 41
Настроение Альхамдуллиля

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения