Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Ассаламу алейкум сестра! С возвращением!
Чтобы участвовать во всех форумах и разделах-зарегистрируйся или активизируйся, инша Аллах!

Это закрытый Клуб соблюдающих мусульманок.
Только для женщин.
Доступ братьям запрещен!!!
БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ, БРАТЬЯ!
ЭТОТ ФОРУМ ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН.

СЕСТРЫ, Пусть наше общение будет полезным!
Барак Аллаху фикум!

О видах ду'а: ду'а масъаля и ду'а 'ибада

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

О видах ду'а: ду'а масъаля и ду'а 'ибада

Сообщение автор Салсабиль в Ср Фев 15, 2012 11:32 am




Определение мольбы

Во-первых: смысл слова الدُّعَاء «мольба» в арабском языке.
Ибн Манзур сказал: "دعا رجل دعواً دِعاءً – воззвал человек призывом зовом – т.е. позвал. دَعَوْتُ فُلاناً – я позвал такого-то – т.е. я окликнул его и привлёк его внимание". «Язык арабов» 14/258.

Во-вторых: определение мольбы в Шариате.
В Шариате мольба имеет несколько определений: это устремление к Всевышнему Аллаху. «Язык арабов» 14/257.
аль-Хытаби сказал, что الدُّعَاء «мольба» означает взывание к Аллаху с просьбой о помощи.

Истинный смысл мольбы – это демонстрация нужды в Аллахе, отрицание своей мощи и силы, что по сути является вершиной поклонения. В ней также содержится признание человеческой слабости, похвала Аллаху Всевышнему и придание всей щедрости Ему одному. "Положение о мольбе", аль-Хытаби, стр. 4.

ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) дал следующее определение: «Это требование того, что полезно возводящему мольбу и требование об отвращении того, что вредно для него». Аль-Фаваид, ибн аль-Къайим, 3/2.

Некоторые дали определение, что мольба это взывание к Аллаху с просьбой желанием того, что является добром для него, а также страстное обращение к Аллаху об осуществлении желанного и спасении оттого, что страшно человеку. «ад-Дуа», шейх аль-Худри, 10 стр.


Названия мольбы в Священном Коране

Слово الدُّعَاء «мольба» в Священном Коране упоминается под несколькими названиями.

Это:

1. Поклонение:
Мольба упоминается в значении поклонения, как в слове Всевышнего Аллаха:


قُلْ أَنَدْعُو مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنْفَعُنَا وَلَا يَضُرُّنَا

Скажи: «Разве мы станем поклоняться помимо Аллаха тому, что не приносит нам пользы и не причиняет нам вреда? (6:71).

Также в слове Аллаха:

وَلَا تَدْعُ مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنْفَعُكَ وَلَا يَضُرُّكَ

Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. (10:106).

Также в слове:

فَلَا تَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ

Не взывай к другим богам помимо Аллаха… (26:213).
В слове Аллаха:

Они не взывают помимо Аллаха к другим богам.(25:68).

А также в слове Аллаха:

Скажи: «Мой Господь не стал бы обращать на вас внимание, если бы не ваши мольбы. (25:77).

2. Слово:
Как в слове Аллаха:

И было зовом их, когда приходила Наша ярость, только за то, что они говорили: "Мы были неправедны!" (7:5).

Также в слове Аллаха:

И не прекращается этот их возглас… (21:15).


Также в слове Аллаха:

Зов их там: "Хвала Тебе, Боже!" (10:10).

3. Призыв:
Как в слове Аллаха:

И призвал он Господа своего: "Я побежден, помоги же!" (54:10).

Также в слове Аллаха:

В тот день, когда призовет зовущий к вещи неприятной. (54:6).

Также в слове Аллаха:

В тот день, когда Он призовет вас, и ответите вы хвалой Ему… (17:52)



И в слове Всевышнего:

Если вы зовете их, они не слышат вашего зова… (35:14).

4. Похвала:
Как, например, в слове Аллаха:

Скажи: "Призывайте Аллаха или призывайте Милосердного… (17:110).

5. Просьба о помощи:
Как об этом говорится в слове Аллаха:

وَادْعُوا شُهَداءَكُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ

И призовите ваших свидетелей, помимо Аллаха… (2:23).

Или:

И призывайте, кого вы можете, помимо Аллаха… (10:38).

6. Просьба о разъяснении или требование информации:
Как в слове Аллаха:

قَالُوا ادْعُ لَنَا رَبَّكَ يُبَيِّنْ لَنَا مَا هِيَ


Они сказали: "Призови для нас твоего Господа, чтобы Он разъяснил нам, какова она". (2:68)
– т.е. спроси у Него.

Также в слове Всевышнего Аллаха:

В тот день скажет Он: "Призовите Моих сотоварищей, о которых утверждали". Они позвали их, но те не отвечали им… (18:52).

7. Просьба в форме требования:
Всевышний Аллах сказал:

Зовите Меня, Я отвечу вам. (40:60).

В этом же смысле слово Аллаха:

قَالُوا يَا مُوسَى ادْعُ لَنَا رَبَّكَ بِمَا عَهِدَ عِنْدَكَ لَئِنْ كَشَفْتَ عَنَّا الرِّجْزَ

О Муса! Позови нам твоего Господа, как Он договорился с тобой. Если ты удалишь от нас наказание… (7:134).

А также слово Аллаха:

وَقَالَ الَّذِينَ فِي النَّارِ لِخَزَنَةِ جَهَنَّمَ ادْعُوا رَبَّكُمْ يُخَفِّفْ عَنَّا يَوْمًا مِنَ الْعَذَابِ

И сказали те, которые в огне, стражам геенны: "Позовите вашего Господа, чтобы Он облегчил нам наказание хотя бы на день". (40:49)
– т.е. попросите или потребуйте у Него.

8. Наказание:
Некоторые учёные, знатоки в аллегории и в сравнениях, такие как ад-Дамгани и ибн аль-Джаузия сказали: "Слово الدُّعَاء иногда имеет смысл наказания"(См. «Виды аллегри и сравнения» ад-Дамгани стр. 175, «Краткий взор на сравнения» ибн аль-Джаузия 1/181), как об этом приводится пример в слове Аллаха:

كَلَّا إِنَّهَا لَظَى نَزَّاعَةً لِلشَّوَى تَدْعُو مَنْ أَدْبَرَ وَتَوَلَّى

Так нет, ведь это - огонь, схвативший за скальп, призывает тех, кто отвратился и повернулся…» (70:15-17).

Этот пример имеет скорее языковой смысл (чем шариатский), как об этом сказали имамы-лингвисты ад-Дамгани и ибн аль-Джаузия, они привели как довод этот аят.

Аль-Мубаррид сказал по поводу смысла этого аята (70:17): «Призывает в смысле наказывает».
Аль-А’раби сказал: «دَعَاكَ اللهُ (да призовёт тебя Аллах) – т.е. عَذَّبَكَ اللهُ (да накажет тебя Аллах)».
Са’ляб сказал: «دَعَاكَ اللهُ (да призовёт тебя Аллах) – т.е. أَماتَكَ اللهُ (да умертвит тебя Аллах)».
Мухаммад ибн Язид сказал: «تَدْعُو مَنْ أَدْبَرَ وَتَوَلَّى «Призывает тех, кто отвратился и повернулся – т.е. наказывает их».
Ибн Манзур сказал: «Т.е. делает с ними неописуемое».«Язык арабов», 14/260-261.


Мольба, как просьба и мольба, как поклонение – связь между ними

Любая мольба, которая приводится в Коране или в сунне заключает в себе два типа или подразумевает их:
1. Мольба, как просьба.
2. Мольба, как поклонение.

Шейх Абдур-Рахман ас-Саади (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Всё, что в Коране касается мольбы, запрета мольбы кому-то помимо Аллаха, похвалы возводящим мольбы – всё это заключает в себе мольбу как просьбу и мольбу как поклонение. Это полезное правило потому, что многие люди при слове الدُّعَاء «мольба» подразумевают лишь мольбу как просьбу, и не подозревают, что мольба содержит в себе все виды поклонения. И эта ошибка толкнула их на ещё более грубые ошибки. Ведь в аятах прямо говорится о том, что мольба это просьба и одновременно поклонение».«Хорошие правила тафсира Корана», ас-Саади, стр. 154-155

Определение мольбы как просьбы: это когда возводящий мольбу требует того, что полезно ему и того, что может отвратить от него то, что причиняет ему вред. «Бада’и’ аль-Фаваид», ибн аль-Кайим, 3/2.
Т.е. то, что может содержать в себе просьба или требование, например, слова: "дай мне", "даруй мне", и т.п.

Этот тип заключает в себе три вида:
1. Просьба к Аллаху и мольба к Нему. Например: "О, Аллах, помилуй меня и прости меня". Это является поклонением Аллаху.

2. Просьба к кому-то помимо Аллаха того, что не под силу спрашиваемому. Например, требовать у мертвеца или отсутствующего человека, чтобы тот накормил, даровал победу, ниспослал помощь или исцелил его болезнь. Это является большим ширком (многобожием).

3. Просьба к кому-то помимо Аллаха того, что под силу спрашиваемому. Например: попросить у живого, присутствующего и имеющего на то возможность человека накормить его или обратиться к нему за помощью. Это дозволительно. Толкование шейха Исмаила ар-Рамиха «Книги единобожия» шейха Мухаммада ибн Усаймина, стр. 8-9.

Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Из Сунны известно, что у живого человека можно попросить мольбу так же, как и что-нибудь другое, что ему под силу. Но у отсутствующего или мёртвого творения нельзя просить ничего». «Великое правило в тавассуле и аль-василе», ибн Таймия (под редакцией аль-Арнаута), 165.

Это подобно слову Аллаха в истории о Мусе (мир ему):

فَاسْتَغَاثَهُ الَّذِي مِنْ شِيعَتِهِ عَلَى الَّذِي مِنْ عَدُوِّهِ

И взывал к нему о помощи тот, что из его партии, против того, что из врагов. (28:15).
Одно из дополнений шейха Абдуль-Азиза ибн База.

Определение мольбы как поклонения: мольба как поклонение содержит в себе все виды приближения к Аллаху – скрытые и явные потому, что поклоняющийся Аллаху человек просит у Него и требует словами и посредством определённых действий принять эти поклонения и наградить его за них. Это и есть поклонение в полном смысле.

«И если спросить у верующего набожного человека: «С какой целью ты молишься, постишься, совершаешь паломничество и выполняешь все остальные права Аллаха и права творений?», сердце верующего заговорило бы прежде, чем он ответил бы тебе языком: «Моя цель во всём этом – довольство Аллаха, получение Его награды и избежание Его наказания». Поэтому намерение является условием правильности совершения деяний, принятия их и получения от них хороших плодов в этой и в последней жизни». «Хорошие правила тафсира Корана», ас-Саади, стр. 155.

Именно поэтому посвящение поклонения мольбы кому-то помимо Аллаха считается большим ширком (многобожием). Ведь тот, кто возводит мольбу кому-то помимо Аллаха, хочет приблизиться к нему тем самым, дабы тот принял его мольбу и наградил его за это.

«Мольба или просьба, обращённая к живому, присутствующему творению, способному удовлетворить эту просьбу не является поклонением. Доводом на это служит история с Мусой (мир ему), упомянутая в суре «Рассказ»:


فَاسْتَغَاثَهُ الَّذِي مِنْ شِيعَتِهِ عَلَى الَّذِي مِنْ عَدُوِّهِ

И взывал к нему о помощи тот, что из его партии, против того, что из врагов. (28:15).
Одно из дополнений шейха Абдуль-Азиза ибн База.

Два типа мольбы взаимосвязаны: из всего вышесказанного нам становится ясным, что оба этих типа мольбы взаимосвязаны. Т.к. мольба к Аллаху о достижении блага и во избежание вреда, является просьбой, а мольба со страхом и надеждой является поклонением, то каждый тип мольбы взаимосвязан с другим типом. Мольба как просьба взаимосвязана с мольбой в качестве поклонения. «Бадаи’аль-Фаваид», 3/3

Примеры их взаимосвязи: «Маджму’ аль-Фатава», ибн Таймия, 10/237-240, «Хорошие правила…», 155-157.
1. Всевышний Аллах сказал:

وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ

Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам». (40:60) – т.е. отвечу на вашу просьбу и приму ваше деяние.

Именно поэтому затем Аллах сказал:

إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ

«Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными».(40:60).

Аллах назвал мольбу поклонением потому, что возводящий мольбу как просьбу человек, просит своим языком, а поклоняющийся Господу просит у Аллаха принятия, награды и прощения грехов языком своих действий.

2.Всевышний Аллах сказал:

وَادْعُوهُ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ

И взывайте к Нему, очищая перед Ним веру. (7:29).

Слово «вера» здесь означает «поклонение», такие сочетания очень часты в Коране. Это доказывает, что мольба это мозг религии и дух поклонения.
Смысл этого аята: т.е. будьте искренними, когда вы просите свои нужды, и очищайте ваши деяния и поклонение.

3. Всевышний Аллах сказал:

وَإِذَا مَسَّ الْإِنْسَانَ الضُّرُّ دَعَانَا لِجَنْبِهِ أَوْ قَاعِدًا أَوْ قَائِمًا

Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа на боку, и сидя, и стоя. (10:12).

В слове Аллаха دَعَانَا - "он взывает к Нам" – подразумевается мольба как просьба, т.к. человек продолжает упрашивать языком, дабы отвратить от себя вред.
Здесь также подразумевается мольба как поклонение, т.к. в момент мольбы сердце этого человека надеется на Аллаха, потеряв надежду на всех кроме Него, зная, что отвратить от него беду может только Аллах. Это и есть поклонение в мольбе.

4. Всевышний Аллах сказал:

ادْعُوا رَبَّكُمْ تَضَرُّعًا وَخُفْيَةً

Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне.(7:55).

Слово Всевышнего Аллаха ادْعُوا " - Взывайте" – подразумевает два типа мольбы. Для совершенства мольбы как просьбы требуется смиренность, демонстрирование бедности и нужды, скрытность при мольбе и искренность. Мольба как поклонение также будет полной и совершенной только при постоянном её совершении. При этом она должна сопровождаться смирением, набожностью, искренностью перед Аллахом, и должна совершаться скрытно.

5. Слово Всевышнего Аллаха:

فَلَا تَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ

Не взывай к другим богам помимо Аллаха… (26:213).

Также слово Аллаха:

وَمَنْ يَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ لَا بُرْهَانَ لَهُ بِهِ

А кто призывает вместе с Аллахом и другого бога, - нет у него для этого доказательства. (23:117).

Слово Аллаха:

فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا

Посему не призывайте с Аллахом никого! (72:18).

Во всех вышеперечисленных аятах подразумевается мольба, как просьба и мольба, как поклонение. Так же, как просьба у кого-то помимо Аллаха того, что он не в силах выполнить, является ширком, а совершающий такого рода мольбу становится неверным, тот, кто поклоняется кому-то помимо Аллаха, является многобожником и неверным.

6. Слово Аллаха:

وَلِلَّهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا

У Аллаха прекрасные имена; зовите Его по ним.(7:180) – здесь также подразумевается мольба как просьба и мольба как поклонение.

По поводу мольбы как просьбы, то человек здесь просит у Аллаха о какой-то нужде посредством имени, соответствующему этой нужде.
Так, например, кто просит у Аллаха милости и прощения, просит Его посредством Его имён الغَفُورُ و الرَّحِيم ("Прощающий и Милостивый").
Кто просит у Него удела, просит Его с именем الرَّزَّاقُ("Дающий удел") и т.д.

По поводу мольбы как поклонения, то это поклонение Аллаху посредством Его прекрасных имён.
Так, например, при упоминании имени الكَرِيمُ("Щедрый"), сердце верующего наполняется ожиданием даров от щедрости Аллаха, при упоминании имён, указывающих на величие Аллаха, сердце наполняется возвеличиванием Аллаха.

От имён, указывающих на Его милость и добродетель, сердце наполняется надеждой на милость Аллаха.
От имён, указывающих на Его любовь и совершенство, сердце наполняется любовью к Аллаху.
От имён, указывающих на широту Его знания и точности Его осведомлённости, ощущается постоянное наблюдение Аллаха, что порождает стыдливость и стеснение перед Аллахом и т.п.

Все эти моменты являются совершеннейшими моментами для сердец верующих. Верующий будет продолжать бороться со своей душой, пока его душа и сердце не станут привязанными с этими искренними мольбами. Подобные деяния сердца совершенствуют деяния тела.


саляф форум
avatar
Салсабиль
Новенькая сестра

Сообщения : 9
Дата регистрации : 2012-02-14
Религия мусульманка
Возраст 44

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения