О посте в 10 дн Зуль Хиджа
Участников: 3
Страница 1 из 1
О посте в 10 дн Зуль Хиджа
О соблюдении поста в первые девять дней Зуль-Хиджжа
Сообщается со слов жены Хунайда ибн Халида, что некоторые жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказывали: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день ‘Ашура, в течение девяти дней месяца Зуль-Хиджжа , три дня каждый месяц, и понедельник с четвергом”. Абу Дауд 2437, ан-Насаи 2372, 2417, Ахмад 6/288, аль-Байхакъи 285.
Относительно достоверности этого хадиса существует разногласие среди ученых, как говорил хафиз Ибн Раджаб: “Относительно его иснада есть разногласия”. См. “Лятаифуль-ма’ариф” 461.
Все передатчики этого хадиса заслуживают доверия, однако основная причина спора – это жена Хунайда, с чьих слов передается этот хадис. Одни имамы говорили, что о ней ничего неизвестно, однако хафиз Ибн Хаджар считал, что она была сподвижницей. Он говорил: “Этот хадис передал Хунайда ибн Халид со слов своей жены, которая передала со слов матери правоверных, а это Хафса. Что касается жены Хунайда, то я не нашел ее имени, но она сподвижница. Также этот хадис передается со слов Умм Салямы – жены пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Такъриб ат-тахзиб” 763.
Неизвестность имени сподвижника не вредит достоверности хадиса, ибо все сподвижники заслуживают доверия. См. “ат-Тагъликъ ат-та’ликъ” 5/21, “Фатхуль-Бари” 10/24.
Также это сообщение усиливается другим хадисом, уже со слов самого Хунайда, а не его жены, что Хафса – жена пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказывала: “Четыре вещи не оставлял пророк (мир ему и благословение Аллаха): пост в день ‘Ашура, пост в десять дней Зуль-Хиджжа, пост три дня каждый месяц и два рак’ата перед утренней молитвой”. Ахмад 6/287.
Но в этой версии в цепи передатчиков Абу Исхакъ аль-Ашджа’и, который является неизвестным.
Многие ученые считали этот хадис достоверным в силу существования подтверждающих его свидетельств. Среди этих ученых: имам ас-Суюты, шейх Сыддыкъ Хасан Хан, шейх аль-Альбани, шейх Мухаммад ибн Адам аль-Атьюби. См. “аль-Джами’ ас-сагъир” 7078, “ар-Раудату-надийя” 1/556, “ат-Та’ликъат аль-джияд” 4/38, “Сахих Сунан Абу Дауд” 2106, “Шарх Сунан ан-Насаи” 21/282 и 338.
Также множество имамов опирались на этот хадис и приводили его в своих сборниках хадисов в качестве довода. Например, имам Абу Дауд и Ибн Маджах привели этот хадис в своих сборниках хадисов и назвали главу следующим образом: «О посте в десять дней Зуль-Хиджжа». См. “Сунан Абу Дауд” 2/815, “Сунан Ибн Маджах” 1/550.
Имам аш-Шаукани говорил: “В этом хадисе указание на желательность соблюдения поста в десять дней Зуль-Хиджжа”. См. “Найлюль-аутар” 2/284.
Однако некоторые ученые сказали, что на слабость обсуждаемого хадиса также указывает и то, что он противоречит тому, что передает ‘Аиша: “Я никогда не видела, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в десять дней Зуль-Хиджжа”. Муслим 1176.
Ответ на этот довод:
Во-первых, несмотря на то, что данный хадис приводится в «ас-Сахих» имама Муслима, относительно достоверности его иснада есть сомнения не меньше чем в обсуждаемом хадисе, о чем говорил имам Ахмад. См. “Итхаф ахль аль-Ислям би хусусыят ас-сыям” 328.
А такие великие имамы в науке хадисоведения, как ад-Даракъутни и Абу Хатим считали этот хадис мурсаль, поскольку в его цепи пропущен один передатчик. См. “аль-‘Иляль” 5/129, имама ад-Даракъутни и “аль-‘Иляль” 1/264, имама Ибн Абу Хатима.
Во-вторых, даже если признать однозначно достоверность этого хадиса, то в нем нет указания на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не постился никогда в течение девяти дней Зуль-Хиджжа. ‘Аиша говорит, что она не видела этого, а не видение ею этого, не означает отсутствие такого факта.
Более того, некоторые имамы, опираясь на этот хадис ‘Аиши посчитали, что пост в течении десяти дней Зуль-Хиджжа нежелателен. Однако это весьма слабое мнение по многим причинам.
Къады ‘Ийяд в комментарии к хадису ‘Аиши сказал: “На этот хадис не следует опираться в отношении того, что пост в течение девяти дней Зуль-Хиджжа является нежелательным!” См. “Икмаль-му’лим” 4/159.
Также к этому хадису сказал и имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби: “С этого хадиса не понимается, что поститься в эти дни нежелательно. Наоборот, благодеяния в эти дни лучше, чем в иное время!” См. “аль-Муфлих” 3/253.
Имам Ибн Хузайма, приведя хадис ‘Аиши в своем сборнике, назвал следующую главу следующим образом: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) оставлял некоторые добровольные деяния, даже если желал их совершать по причине того, что опасался, что это деяние будет вменено в обязанность его общине, ибо он любил облегчать для людей их обязательства”. См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/293.
Имам аль-Байхакъи, упомянув хадис Хунайда и ‘Аиши, сказал: “Утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим, учитывая также и приведенный раннее хадис от Ибн 'Аббаса”. См. “Сунан аль-Байхакъи” 4/274.
Речь идет о хадисе: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния, совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа!» аль-Бухари 2/162, Абу Дауд 2438, ат-Тирмизи 757.
Имам ан-Науауи сказал: “Может пророк (мир ему и благословение Аллаха) болел в эти дни, или же был в пути, или может сама ‘Аиша не видела, как он постился в эти дни. И на такое объяснение указывает хадис от жены Хунайда ибн Халида, которая рассказала, что некоторые жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) видели его постящимся в течение девяти дней Зуль-Хиджжа”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/50.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: “Не видение и не знание ‘Аишей (поста пророка (мир ему и благословение Аллаха) в десять дней Зуль-хиджа), не указывает на не существование этого!” См. “ар-Раудату-надийя” 1/556.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Относительно соблюдения поста в дни Зуль-Хиджжа передаются два противоположных по смыслу хадиса. В одном хадисе сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не соблюдал пост в эти дни, а в другом сказано, что он постился в течении этих дней. Имам Ахмад относительно этих хадисов говорил: «Поистине, утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим». Некоторые ученые отдавали предпочтение отрицающему хадису, считая его более достоверным, однако имам Ахмад считал оба хадиса достоверными, и говорил: «Поистине, утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим!»” См. «Шархуль-мумти’» 5/19.
Но даже если оставить хадис Хунайда, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост в девять дней Зуль-Хиджжа, то указанием на желательность этого служит хадис, чья достоверность не вызывала среди ученых сомнения: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния, совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа!» аль-Бухари 2/162, Абу Дауд 2438, ат-Тирмизи 757.
А разве пост не относится к благодеяниям?! Поистине, пост является наилучшим из благодеяний! Абу Умама аль-Бахили рассказывал: “Однажды я пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Вели мне делать что-нибудь такое, что позволит войти мне в Рай”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тебе следует соблюдать пост, ибо поистине, нет ничего равного ему». А потом я пришел к нему еще раз, и он снова сказал: «Тебе следует поститься»”. Ахмад, ан-Насаи, аль-Хаким, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4044 и “Сахих ат-таргъиб” 977.
Хафиз Ибн Хаджар относительно хадиса: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния, совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа!», сказал: “Этот хадис использовали в качестве довода на достоинство поста в десять дней Зуль-Хиджжа, исходя из того, что пост относится к числу благодеяний”. См. “Фатхулль-Бари” 2/534.
Более того, желательность соблюдения поста в девять дней Зуль-Хиджжа была известна и среди саляфов, что также усиливает этот факт. ‘Усман ибн Маухиб рассказывал: “Я слышал, как Абу Хурайру спросил один человек: “Поистине, на мне не возмещенные дни поста Рамадана, могу ли я соблюдать добровольный пост десяти дней Зуль-Хиджжа (не возместив пост Рамадана)?” На это Абу Хурайра ответил: «Нет». Тот спросил: “Почему?!” Абу Хурайра сказал: «Начинай с того, что ты должен вернуть Аллаху, а затем держи добровольный пост!»” Ибн Абу Шайба 7715, аль-Байхакъи 4/275. Иснад достоверный.
В этом сообщении указание на то, что пост в десять дней Зуль-Хиджжа был известен во времена сподвижников, и что саляфы придавали посту в эти дни особое значение.
Также о желательности соблюдения поста в эти дни передается от многих саляфов, среди которых Мухаммад ибн Сирин, Муджахид, Къатада, Хасан аль-Басри и др. См. “аль-Мусаннаф” 4/293, Ибн Абу Шайба и “Лятаифуль-ма’ариф” 471.
А Хасан аль-Басри говорил: “Пост в десять дней месяца Зуль-Хиджжа приравнивается к двухмесячному посту!” Ибн Абу Шайба 4/292.
О соблюдении поста в день ‘Арафа – девятого Зуль-Хиджжа
Из первых десяти дней Зуль-Хиджжа является наиболее желательным соблюдение поста в день ‘Арафа, что имеет великое достоинство и служит искуплением грехов, совершенных в течении двух лет. Со слов Абу Къатады сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост в день ‘Арафа служит искуплением грехов прошлого и настоящего года». Муслим 1162.
В этом хадисе содержится указание на великую милость и щедрость Всевышнего Аллаха по отношению к Своим рабам, который даровал легкую возможность заработать великую награду тем, кто не смог совершить Хадж!
О том, что совершающему Хадж лучше не поститься в день ‘Арафа
Людям, совершающим Хадж, лучше не соблюдать пост в день ‘Арафа, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время Хаджа в этот день не постился. Умм Фадль рассказывала: “В день стояния на горе ‘Арафа у людей возникли сомнения относительно того, постился пророк (мир ему и благословение Аллаха), или нет, и тогда я отнесла ему питье, и он выпил его”. аль-Бухари 1658.
‘Икрима рассказывал: “Однажды я зашел к Абу Хурайре и спросил его о посте в день ‘Арафа, совершающим Хадж, и он сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал соблюдать пост в день ‘Арафа тем, кто совершал Хадж”. Ахмад 2/304, Абу Дауд 2440, аль-Бухари в “ат-Тарих” 7/4425.
Относительно достоверности этого сообщение среди ученых есть разногласия, однако имамы Ибн Хиббан, Ибн Хузайма, аль-Хаким, аз-Захаби и Ахмад Шакир считали его достоверным.
Это сообщение также усиливается и тем, что ‘Умар, Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас так же порицали соблюдение поста в день ‘Арафа совершающими Хадж. См. “Сунан аль-кубра” 2823, 2824 имама ан-Насаи, “аль-Мусаннаф” 7820, ‘Абдур-Раззакъа.
Имам аз-Захаби говорил: “Кто из паломников будет поститься в день ‘Арафа, несмотря на то, что ему известно о запрете на это и того, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время Хаджа не постился в день ‘Арафа, как и его сподвижники, то из того, что нам известно, это то, что он не будет вознагражден за это”. См. “ас-Сияр” 10/684.
О том, что десятого Зуль-Хидджа поститься запрещено
Несмотря на то, что благодеяния совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хидджа являются наилучшими, именно пост соблюдать нельзя 10-ого числа, так как это день Жертвоприношения, в который пост запрещен!
Абу Са’ида аль-Худри рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запрещал соблюдать пост двух дней: в день Разговения и в день Жертвоприношения”. аль-Бухари 3/280, Муслим 2/577.
Пророк (мир ему и благословения Аллаха) говорил: «Я запрещаю вам соблюдать пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения!» Абу Я’ля. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2517.
Имам ан-Науауи и шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказали: “В том, что пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения является запретным, единогласны все ученые”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/15, “ар-Раудату-ннадийя” 1/566.
Хадисы, в которых говорится именно о ПОСТЕ в эти дни, упоминается число 9, так как 10 число - это день Жертвоприношения, в который поститься нельзя.
Сообщается со слов жены Хунайда ибн Халида, что некоторые жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказывали: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день ‘Ашура, в течение девяти дней месяца Зуль-Хиджжа , три дня каждый месяц, и понедельник с четвергом”. Абу Дауд 2437, ан-Насаи 2372, 2417, Ахмад 6/288, аль-Байхакъи 285.
Это где упоминается про пост.
Сообщается со слов Ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет любимей для Аллаха благодеяний [и нет более великой награды], чем за благодеяния, совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа». аль-Бухари 2/162, Абу Дауд 2438, ат-Тирмизи 757, ад-Дарими 1/357.
А это где упоминается за 10 дней, однако тут речь идет в общем о благодеяниях любых, а не именно о посте! Т.е. любое благодеяние помимо поста! Ведь в этот день (10 зуль-Хидджа) совершается Жертвоприношение, что также является одним из величайших видов поклонения!
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
lila- Новенькая сестра
- Сообщения : 2
Дата регистрации : 2011-02-12
Re: О посте в 10 дн Зуль Хиджа
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Актуально, 10 дней Зуль Хиджа уже скоро!
28 октября 2011, по-моему первый день Зуль Хиджа, кто точно знает?
Актуально, 10 дней Зуль Хиджа уже скоро!
28 октября 2011, по-моему первый день Зуль Хиджа, кто точно знает?
Re: О посте в 10 дн Зуль Хиджа
ухти,точно знает только Аллах.. по луне ведь смотреть нужно если не ошибаюсь? у нас в Татарстане,конечно уже объявили,что завтра уже 1-е,а в Башкирии на день позже вроде.. вот так,все по разному считают.. нужно на Саудию наверное ориентироваться.Аллаху аглям.Ошибки при чтении сур в намазе (неправильное произношение букв)
UmmSumaya- Активная сестра
- Сообщения : 264
Дата регистрации : 2011-03-19
Ислам,манхадж саляфов
37
ХасбияЛлаху уа ни`ма Уакиль!
Re: О посте в 10 дн Зуль Хиджа
Ответы на вопросы
Муфтий, шейх Абдульазиз ибн Абдулла ибн Баз
(да помилует его Аллах)
Вопрос: Я слышала в школе от своей учительницы по религии, что желательно держать пост в первые десять дней месяца зуль-хидджа. И что праведные дела в эти дни – самые любимые перед Аллахом, Величественным и Могущественным. Если эти слова правильные, то в моем понимании десятый день зуль-хидджа, то есть следующий день за днем Арафа – это первый из дней ташрика, то есть дней Ида (дней, которые постоянно отмечают люди) для мусульман, как находящихся в хадже, так и других. И то, что я знаю – что нельзя держать пост в дни Ида. Как вы поясните то, что запрещен пост в этот день, в то время как он относится к десяти первым дням? И какой день будет десятым и заменой этому, если в этот день не держать пост? И если я буду держать пост, обязательно ли мне держать пост во все эти дни?
Ответ: Название «десять» (здесь) применяется к девяти. Если говорить о посте, то день праздника (жертвоприношения) не считается одним из «десяти дней зуль-хидджа», говорят «десять дней зуль-хидджа», а имеют ввиду девять дней. В день Ида не держат пост по единогласному мнению мусульман, по единогласному мнению ученых. И когда говорят «пост десяти дней» имеют ввиду (пост в) девять дней, последний из которых – день Арафа. В эти дни пост держать желательно и это будет приближением к Всевышнему Аллаху. Передают от пророка, мир ему и благословение Аллаха, что он держал пост в эти дни, и что он сказал: «Поистине (праведные) дела в эти дни, любимее Аллаху, чем в остальные дни». И он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет таких дней, праведные дела в которые любимее Аллаху, чем в эти десять дней». Его спросили: «О посланник Аллаха, даже если (в другие дни) будет джихад на пути Аллаха?» Ответил: «Даже (если в другие дни) джихад на пути Аллаха, кроме как если человек вышел со свой душой и имуществом и не вернулся с чем-либо из этого». В эти десять дней желательно делать зикр (поминание Аллаха), произносить такбир, читать Коран, раздавать подаяние. Это распространяется на десять дней. А что касается поста, то нет, он не распространяется на все десять дней и ограничивается днем Арафа и днями до него. Ведь в день Ида (Аль-Адха) не положено держать пост, и на этом мнении все ученые. Однако в том, что касается зикра, дуа, подаяния – день Ида (Аль-Адха) входит в «первые десять дней». И кроме для Ида (Аль-Адха, Курбан-Байрам) еще три дня Ида – одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый день. Всего четыре дня: день Ида (Аль-Адха), и (следующие за ним) три дня ташрика. Это считается верным среди ученых. Согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Дни ташрика – это дни еды, питья и поминания Аллаха». Их четыре дня в месяце зуль-хидджа – день жертвоприношения и три дня ташрика.
«Фатауа нурун аля ддабр»
***
Вопрос: Передал имам Ан-Насаи в своем сборнике «Сунан» от матери правоверных Хафсы, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не оставлял трех вещей: «Пост десяти дней (зуль-хидджа), пост трех дней в каждом месяце и два раката перед утренним намазом». И передал имам Муслим в своем сборнике «Сахих» от Аиши, да будет доволен ею Аллах, ее слова: «Я никогда не видела посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постящимся в первую декаду (зуль-хидджа)». А в другой версии: «Он не держал пост десяти дней никогда». Имам Аш-Шаукани в «Нейль аль-аутар» во втором томе, с. 324 привел слова некоторых ученых о совмещении этих хадисов – хадиса Хафсы и хадиса Аиши, но совмещение не выглядит достаточно убедительным. Может быть вы знаете как полностью совместить эти два хадиса?
Ответ: Рассмотрев оба хадиса, я выяснил, что в хадисе Хафсы есть замешательство, а хадис Аиши более достоверен. И к тому совмещению, на которое указал Аш-Шаукани есть замечания. Практически невозможно такое обстоятельство, чтобы пророк, мир ему и благословение Аллаха, держал пост десяти дней (зуль-хидджа), и это было бы не замечено Аишей. Ведь он проводил у нее две ночи и два дня из каждых девяти дней, потому что Сауда подарила свой день Аише, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, одобрил это. И было у Аиши два дня и две ночи из каждых девяти. Однако то, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, не держал пост десяти дней, не указывает на то, что у поста в эти дни нет никакого достоинства. Потому что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, занимался множеством дел, и это мешало держать пост. На достоинство благих дел в первые десять дней (зуль-хидджа) указывает хадис от Ибн Аббаса, который приводится в «Сахихе» Аль-Бухари. А пост относится к благим делам. Таким образом становится очевидной желательность поста в эти дни, исходя из хадиса Ибн Аббаса и других хадисов с подобным смыслом. Это положение так же усиливается хадисом от Хафсы, даже если есть в нем некоторое замешательство. И если посчитать хадис Хафсы достоверным, то совмещение двух хадисов будет в том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, держал пост десяти дней иногда, и это видела Хафса и запомнила. И не видела этого Аиша, или же видела это, но не запомнила. И успех – от Аллаха.
«Маджмуа фатауа уа макалят», т. 15.
***
Вопрос: Если пост белых дней (трех дней полнолуния) совпадает с днем ташрика, можно ли держать в него пост?
Ответ: Не разрешается держать пост в день 13 зуль-хидджа, будь этот пост обязательным или желательным. Потому что он из числа дней еды, питья и поминания Величественного и Могущественного Аллаха. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил держать пост в эти дни и не сделал исключение ни для кого, кроме того, кто, будучи в хадже таматту’, не смог сделать жертвоприношение. Ему нужно держать пост в три дня ташрика и затем еще семь дней, когда вернется домой. Достоверно передается в Сахихе имама Аль-Бухари, да помилует его Аллах, от Аиши и Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, что они сказали: «Не разрешается держать пост в дни ташрика никому, кроме того, кто не смог сделать жертвоприношение (в хадже)». А что касается поста в 14 и 15 дни, то нет в этом проблем, так как это уже не дни ташрика. И успех – от Аллаха.
«Маджмуа фатауа уа макалят», т. 15
Источник
UmmSumaya- Активная сестра
- Сообщения : 264
Дата регистрации : 2011-03-19
Ислам,манхадж саляфов
37
ХасбияЛлаху уа ни`ма Уакиль!
Похожие темы
» Зуль-Хиджжа -месяц Хаджа
» Сегодня первый день месяца Зуль-Хиджжа
» Все посте в месяце Шаууаль ( 6 дн. поста)
» О посте в месяце ша’бан
» 8.Книга о посте
» Сегодня первый день месяца Зуль-Хиджжа
» Все посте в месяце Шаууаль ( 6 дн. поста)
» О посте в месяце ша’бан
» 8.Книга о посте
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения