Вопросы по добровольным (суннат) постам
Участников: 3
Страница 1 из 1
Вопросы по добровольным (суннат) постам
О некоторых вопросах имеющих
отношение к добровольному посту
Лучше не поститься весь месяц помимо месяца Рамадан
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Иногда
посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился так долго,
что мы говорили: «Он вообще не прерывает поста». А иногда он не постился
столько, что мы говорили: «Он вообще не постится». И я не видела, чтобы
посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в течение
всего месяца, если не считать Рамадана, как не видела, чтобы он постился
больше, чем в месяце ша‘бан”. аль-Бухари 1969, Муслим 2/810.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник
Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не постился весь месяц,
если не считать месяца Рамадан. И бывало он постился так долго, что
человек мог сказать: «Клянусь Аллахом, он вообще не прерывает поста». А
бывало он не постился столько, что человек мог сказать: «Клянусь
Аллахом, он не постится вообще»”. аль-Бухари 1971, Муслим 1157.
Однако кто-то может привести другой хадис от ‘Аиши, в котором она говорит: “Бывало
так, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился
весь месяц ша’бан, он постился весь ша’бан, кроме нескольких дней”. Муслим 1156.
Или хадис Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: “Пророк
(мир ему и благословение Аллаха) не постился какой-либо месяц
полностью, если не считать ша’бана, который он соединял с рамаданом”. Абу Дауд 2336, Ибн Маджах 1648. Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” № 2048.
Однако
ученые пояснили эти хадисы тем, что речь идет о посте в месяц ша’бан
большую его часть, а не весь месяц, как это поясняют слова самой ‘Аиши: “Он постился весь ша’бан, кроме нескольких дней”. Муслим 1156.
А имам ат-Тирмизи передал слова имама Ибн аль-Мубарака, который говорил, поясняя эти хадисы: “В
языке арабов дозволено говорить о том, кто постился большую часть
месяца: «Он постился весь месяц». Это как слова: «Такой-то провел всю
ночь в молитвах», тогда как тот мог ночью покушать, заняться и другими
делами”. См. “Джами’ ат-Тирмизи” 3/436.
И это же мнение выбрал хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 4/252.
Можно ли соблюдать добровольный пост тому, кто утвердил намерение поста лишь после рассвета?
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды днем пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошел к нам и спросил: «Есть ли у вас что-нибудь поесть?» Мы сказали: “Нет”. На что он сказал: «Тогда я буду поститься». Муслим “Китабу-Ссыям” 170.
Ученые
разошлись в понимании данного хадиса. Одни сказали, что в нем нет
указания на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не дал
намерения заранее, и считали, что его слова следует понимать так: «Тогда я продолжаю поститься». Они опирались на хадис: «Нет поста у того, кто не утвердил до рассвета в своей душе намерение поститься». Абу
Дауд, Ибн Маджах, ат-Тирмизи, ан-Насаи. Достоверность хадиса
подтвердили имамы ад-Даракъутни, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, Ибн
Хазм, аль-Хаттаби и аль-Альбани. См. “Тухфатуль-ахуази” 2/80,
“Ируауль-гъалиль” 914.
Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Нет поста» являются обобщенными, включающими в себя как обязательный, так и добровольный пост.
Однако
мнение большинства ученых более сильно, поскольку опирается также на
понимание многих сподвижников в этом вопросе, как Ибн Мас’уд, Абу
ад-Дарда, Абу Тальха, Абу Хурайра, Абу Айюб, Хузайфа и Ибн Аббас (да
будет доволен ими всеми Аллах). Сообщается, что однажды утром Ибн ‘Аббас
сказал: “Клянусь Аллахом, я не намеревался поститься сегодня днем, но я не ел и не пил этим утром, и поэтому я буду поститься”. См. “Фатхуль-Бари” 4/173.
Мусульманин
может утвердить в своей душе намерение на соблюдение добровольного
поста даже после наступления рассвета, если он не совершал действия,
нарушающие пост после наступления времени утренней молитвы. Это касается
только добровольного поста, и этого мнения придерживается большинство
ученых. Однако при таком посте награда будет только за часть дня. См. “Шархуль-Мумти” 6/373.
Но
в случае особых добровольных постов, таких как в день ‘Арафа и ‘Ашура,
лучше, чтобы получить полноценную награду и не ошибиться утвердить ночью
в своей душе намерение поститься!
Что же касается обязательных
постов, то намерение на пост необходимо закреплять ночью, до утренней
молитвы. Имам Ибн Хузайма сказал: “Обязательно утверждать намерение на пост ночью, за исключением добровольного поста”. См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/198.
О дозволенности прерывания добровольного поста и необязательности его возмещения
Если
человек, соблюдающий добровольный пост решил его прервать, то он может
это сделать, даже если у него нет веской причины, и на нем нет греха.
Сообщается со слов Умм Хани (да будет доволен ею Аллах), что пророк (мир
ему и благословение Аллаха) сказал: «Соблюдающий
добровольный пост – является повелителем своей души, и если он хочет
пусть поститься, а если нет, пусть разговляется». аль-Хаким
1/439, аль-Байхакъи 4/276. Хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани назвали
иснад хадиса хорошим. См. также “Мишкатуль-масабих” 2079.
Однако
ученые разошлись во мнениях относительно того, следует ли такой пост
возмещать потом или нет. И самым сильным мнением является то, что такой
пост возмещать не обязательно, если этот человек сам того не пожелает.
Сообщается, что когда Абу Са‘ид (да будет доволен им Аллах) пригласил
посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников в
гости, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал человеку
соблюдавшему пост: «Сейчас разговляйся, а затем возмести этот пост, если пожелаешь». ат-Табарани в “аль-Аусат” 1/132, аль-Байхакъи 4/279. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим.
Имам аш-Шаукани сказал: “Достоверные
хадисы на эту тему указывают, что тот, кто прервал добровольный пост,
не обязан его возмещать, и это мнение большинства ученых”. См. “Найлюль-аутар” 4/194.
Но лучше всего не прерывать начатое благое дело и доводить его до конца, ибо Всевышний Аллах сказал: «И не портьте ваши деяния» (Мухаммад 47: 33).
салаф-форум.ру
отношение к добровольному посту
Лучше не поститься весь месяц помимо месяца Рамадан
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Иногда
посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился так долго,
что мы говорили: «Он вообще не прерывает поста». А иногда он не постился
столько, что мы говорили: «Он вообще не постится». И я не видела, чтобы
посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в течение
всего месяца, если не считать Рамадана, как не видела, чтобы он постился
больше, чем в месяце ша‘бан”. аль-Бухари 1969, Муслим 2/810.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник
Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не постился весь месяц,
если не считать месяца Рамадан. И бывало он постился так долго, что
человек мог сказать: «Клянусь Аллахом, он вообще не прерывает поста». А
бывало он не постился столько, что человек мог сказать: «Клянусь
Аллахом, он не постится вообще»”. аль-Бухари 1971, Муслим 1157.
Однако кто-то может привести другой хадис от ‘Аиши, в котором она говорит: “Бывало
так, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился
весь месяц ша’бан, он постился весь ша’бан, кроме нескольких дней”. Муслим 1156.
Или хадис Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: “Пророк
(мир ему и благословение Аллаха) не постился какой-либо месяц
полностью, если не считать ша’бана, который он соединял с рамаданом”. Абу Дауд 2336, Ибн Маджах 1648. Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” № 2048.
Однако
ученые пояснили эти хадисы тем, что речь идет о посте в месяц ша’бан
большую его часть, а не весь месяц, как это поясняют слова самой ‘Аиши: “Он постился весь ша’бан, кроме нескольких дней”. Муслим 1156.
А имам ат-Тирмизи передал слова имама Ибн аль-Мубарака, который говорил, поясняя эти хадисы: “В
языке арабов дозволено говорить о том, кто постился большую часть
месяца: «Он постился весь месяц». Это как слова: «Такой-то провел всю
ночь в молитвах», тогда как тот мог ночью покушать, заняться и другими
делами”. См. “Джами’ ат-Тирмизи” 3/436.
И это же мнение выбрал хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 4/252.
Можно ли соблюдать добровольный пост тому, кто утвердил намерение поста лишь после рассвета?
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды днем пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошел к нам и спросил: «Есть ли у вас что-нибудь поесть?» Мы сказали: “Нет”. На что он сказал: «Тогда я буду поститься». Муслим “Китабу-Ссыям” 170.
Ученые
разошлись в понимании данного хадиса. Одни сказали, что в нем нет
указания на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не дал
намерения заранее, и считали, что его слова следует понимать так: «Тогда я продолжаю поститься». Они опирались на хадис: «Нет поста у того, кто не утвердил до рассвета в своей душе намерение поститься». Абу
Дауд, Ибн Маджах, ат-Тирмизи, ан-Насаи. Достоверность хадиса
подтвердили имамы ад-Даракъутни, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, Ибн
Хазм, аль-Хаттаби и аль-Альбани. См. “Тухфатуль-ахуази” 2/80,
“Ируауль-гъалиль” 914.
Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Нет поста» являются обобщенными, включающими в себя как обязательный, так и добровольный пост.
Однако
мнение большинства ученых более сильно, поскольку опирается также на
понимание многих сподвижников в этом вопросе, как Ибн Мас’уд, Абу
ад-Дарда, Абу Тальха, Абу Хурайра, Абу Айюб, Хузайфа и Ибн Аббас (да
будет доволен ими всеми Аллах). Сообщается, что однажды утром Ибн ‘Аббас
сказал: “Клянусь Аллахом, я не намеревался поститься сегодня днем, но я не ел и не пил этим утром, и поэтому я буду поститься”. См. “Фатхуль-Бари” 4/173.
Мусульманин
может утвердить в своей душе намерение на соблюдение добровольного
поста даже после наступления рассвета, если он не совершал действия,
нарушающие пост после наступления времени утренней молитвы. Это касается
только добровольного поста, и этого мнения придерживается большинство
ученых. Однако при таком посте награда будет только за часть дня. См. “Шархуль-Мумти” 6/373.
Но
в случае особых добровольных постов, таких как в день ‘Арафа и ‘Ашура,
лучше, чтобы получить полноценную награду и не ошибиться утвердить ночью
в своей душе намерение поститься!
Что же касается обязательных
постов, то намерение на пост необходимо закреплять ночью, до утренней
молитвы. Имам Ибн Хузайма сказал: “Обязательно утверждать намерение на пост ночью, за исключением добровольного поста”. См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/198.
О дозволенности прерывания добровольного поста и необязательности его возмещения
Если
человек, соблюдающий добровольный пост решил его прервать, то он может
это сделать, даже если у него нет веской причины, и на нем нет греха.
Сообщается со слов Умм Хани (да будет доволен ею Аллах), что пророк (мир
ему и благословение Аллаха) сказал: «Соблюдающий
добровольный пост – является повелителем своей души, и если он хочет
пусть поститься, а если нет, пусть разговляется». аль-Хаким
1/439, аль-Байхакъи 4/276. Хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани назвали
иснад хадиса хорошим. См. также “Мишкатуль-масабих” 2079.
Однако
ученые разошлись во мнениях относительно того, следует ли такой пост
возмещать потом или нет. И самым сильным мнением является то, что такой
пост возмещать не обязательно, если этот человек сам того не пожелает.
Сообщается, что когда Абу Са‘ид (да будет доволен им Аллах) пригласил
посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников в
гости, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал человеку
соблюдавшему пост: «Сейчас разговляйся, а затем возмести этот пост, если пожелаешь». ат-Табарани в “аль-Аусат” 1/132, аль-Байхакъи 4/279. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим.
Имам аш-Шаукани сказал: “Достоверные
хадисы на эту тему указывают, что тот, кто прервал добровольный пост,
не обязан его возмещать, и это мнение большинства ученых”. См. “Найлюль-аутар” 4/194.
Но лучше всего не прерывать начатое благое дело и доводить его до конца, ибо Всевышний Аллах сказал: «И не портьте ваши деяния» (Мухаммад 47: 33).
салаф-форум.ру
Re: Вопросы по добровольным (суннат) постам
Каково положение добровольного поста в пути?
Некоторые говорят о его
нежелательности, опираясь на то, что хадисы о дозволенности путнику
соблюдать пост относятся только к Рамадану, а не к добровольному посту, и
еще на то, что паломники не держат пост 9 дней зуль-хиджа и даже 'арафа
и также на то, что якобы человек отворачивается от послабления, которое
любит Аллаh?
Также встретил такие слова Ибну Теймийи:
В «Маджму’
аль-фатава» говорится: «Его спросили о путнике, который в рамадане не
страдает от голода, жажды и усталости: что лучше для него, поститься или
оставлять пост?
Он ответил: “Путнику
следует оставлять пост, мусульмане единодушны в этом. Даже если никаких
трудностей он не испытывает, ему лучше оставлять пост. Если же он будет
поститься, то большинство учёных считают, что это разрешено, хотя
некоторые учёные считают, что его пост не будет действительным”» Том. 25, стр. 213.
Некоторые говорят о его
нежелательности, опираясь на то, что хадисы о дозволенности путнику
соблюдать пост относятся только к Рамадану, а не к добровольному посту, и
еще на то, что паломники не держат пост 9 дней зуль-хиджа и даже 'арафа
и также на то, что якобы человек отворачивается от послабления, которое
любит Аллаh?
Также встретил такие слова Ибну Теймийи:
В «Маджму’
аль-фатава» говорится: «Его спросили о путнике, который в рамадане не
страдает от голода, жажды и усталости: что лучше для него, поститься или
оставлять пост?
Он ответил: “Путнику
следует оставлять пост, мусульмане единодушны в этом. Даже если никаких
трудностей он не испытывает, ему лучше оставлять пост. Если же он будет
поститься, то большинство учёных считают, что это разрешено, хотя
некоторые учёные считают, что его пост не будет действительным”» Том. 25, стр. 213.
Re: Вопросы по добровольным (суннат) постам
Админ Клуба пишет:Каково положение добровольного поста в пути?
Он ответил: “Путнику
следует оставлять пост, мусульмане единодушны в этом. Даже если никаких
трудностей он не испытывает, ему лучше оставлять пост. Если же он будет
поститься, то большинство учёных считают, что это разрешено, хотя
некоторые учёные считают, что его пост не будет действительным”» Том. 25, стр. 213.
Ассаляму алеукйм ва рахматуЛлахи ва баракятух!
по поводу поста в пути трудность в том, что именно считать путешествием. поездка на машине в другой город, за пару сотен километров (3-4 часа пути), например, или кратковременный перелет на самолете, который обычно не доставляет трудностей в отношении соблюдения поста.....я когда-то читала об этом, если не ошибаюсь, то путешествие определяется все же расстоянием, на которое человек удаляется от дома....надо поискать иншаАллах
Olguita- Активная сестра
- Сообщения : 235
Дата регистрации : 2011-11-01
اسلام
38
الله كريم
Re: Вопросы по добровольным (суннат) постам
А обязательно ли спрашивать разрешение мужа на добровольный пост?
Айшат- Наша ухтишка
- Сообщения : 472
Дата регистрации : 2011-04-22
Ислам Альхамдуллилаh
34
Благодарю Всевышнего за все что у меня есть
Похожие темы
» Добровольные СУННАт посты
» Дополнительные суннат намазы
» Напоминание о суннат посте (делимся)
» Предрассветный намаз(суннат фаджра)выполняется до азана или после?
» Вопросы по Къур'ану
» Дополнительные суннат намазы
» Напоминание о суннат посте (делимся)
» Предрассветный намаз(суннат фаджра)выполняется до азана или после?
» Вопросы по Къур'ану
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения