Сахих аль-Бухари (краткое изложение)
Страница 1 из 1
Сахих аль-Бухари (краткое изложение)
Ахмад бин 'Абд аль-Латиф аз-Зубайди
Сахих аль-Бухари
(краткое изложение)
При поддержке фонда "Ибрахим бин 'Абдуль'азиз аль-Ибрахим
Перевод:Владимир 'Абдуллах Нирша
От переводчика
Уважаемый читатель!
Книга,перевод которой ты держишь в своих руках,заключает в себе часть Сунны, второй по важности после Корана основы вероучения Ислама,и пользуется в исламском мире непререкаемым авторитетом.
Это объясняется целым рядом обстоятельств.
Первое и самое важное состоит в том,что она,как было уже сказано,содержит в себе часть Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Иначе говоря, она содержит в себе многочисленные примеры из его жизни,что должно служить образцом и руководством как для мусульманской общины в целом,так и для каждого мусульманина в отдельности. В Коране сказано: " И говорит он не по прихоти своей..."("Звезда",3). Это значит, что все слова, и соответственно, поступки Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), были продиктованы не его личными пристрастиями,а внушались ему свыше. В Коране также сказано: "Посланник Аллаха - прекрасный пример для вас..."("Сонмы,21), что является прямым велением Аллаха людям брать пример с Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Более того, подчинение Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) выражающееся в следовании его примеру, приравнивается в Коране подчинению самому Аллаху, так как Аллах Всевышний сказал: "Повинующийся Посланнику повинуется Аллаху"("Женщины",80)
Во-вторых, предлагаемый вниманию читателя сборник хадисов, имама аль-Бухари (да помилует его Аллах), признан наиболее авторитетным сборником такого рода.
Сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует),начали записывать хадисы еще при его жизни. Впоследствии эта рабаота продолжилась, и с середины 7 века начали появляться первые сборники хадисов, объединявшие в себе сообщения от одного передатчика /муснад/, а через некоторое время - и тематические сборники/мусаннаф/.
Вполне естественно,что,поскольку существовало огромное количество хадисов, во многих случаях передававшихся по памяти, самое пристальное внимание уделялось вопросу об их достоверности. В связи с этим в мусульманской науке постепенно сложилась особая дисциплина исследования хадисов - выявление степени их достоверности через критику их иснадов - цепочки передатчиков, а ученые-богословы которые занимались собранием и критикой хадисов стали именоваться мухаддисами. Качество иснада рассматривалось как гарантия достоверности хадиса в целом. Так, для мухаддисов было важно установить наличие непрерывной цепи передатчиков,которые именовались "риджаль" (люди,мужи), и поэтому они выясняли их полные имена, годы жизни и факты биографии, чтобы удостоверится в том, что передатчики могли встречаться друг с другом, и дать оценку их нравственным качествам, способности правильно воспроизводить услышанное и так далее. Проверка правдивости передатчиков хадисов получило название "аль джарх уа та'диль" (отвод и подтверждение), а собирание и изучение всех доступных данных привело к возникновению особого направления - "м'аррифат арриджаль" (знание о мужах). Это,в свою очередь, привело к составлению огромных справочников с биографиями передатчиков хадисов и указаниями на то, в какой мере они заслуживают доверия. Была разработана особая терминология связанная с оценкой степени достоверности хадисов, а сами они были разделены на три группы: достоверные /сахих/, хорошие /хасан/ и слабые /да'иф/. При проверке хадисы классифицировались также и по другим признакам в зависимости от особенностей иснада и матна (собственно сообщения), количества передатчиков, путей передачи и целого ряда других факторов.
Наибольшим авторитетом пользуются,естественно, достоверные хадисы, а самыми авторитетными сводами хадисов признаны шесть нижеперечисленных сборников.
1. "Аль джами' ас-сахих имама аль-Бухари (ум. в 870 г.н.э / 256 г.х.)
2. "Сахих" имама Муслима бин аль-Хаджжджа аль-Кушайри (ум. в 875 г.н.э. / 261 г.х)
3. "Сунан" Абу Дауда Сулеймана бин аль-Аш'аса ас-Сиджистани (ум. в 892 г.н.э / 275 г.х)
4. "Сунан" Мухаммада бин 'Исы ат-Тирмизи (ум. в 892 г.н.э / 279 г.х)
5. "Сунан" Ахмада бин Шу'айба ан-Наса'и (ум. в 915 г.н.э / 303 г.х)
6. "Сунан" Абу 'Абдулаха Мухаммада бин Йазида Ибн Маджи (ум. в 886 г.н.э / 273 г.х)
"Аль джами' ас-сахих" имама аль-Бухари стоит в этом списке на первом месте не случайно. Все хадисы вошедшие в этот сборник, являются достоверными, а сам он был первым из сборников, составленных по тематическому принципу /мусаннаф/ и уже современниками признавался выдающимся руководством по фикху (исламскому праву в широком смысле этого слова).
Имам Мухаммад бин Исма'иль Абу 'Абдуллах аль-Джу'фи аль-Бухари (да помилует его Аллах) родился в 810 г. в Бухаре, а умер в 870 г. в селении Хартанк близ Самарканда. В возрасте шестнадцати лет он совершил паломничество в Мекку вместе с матерью и братом, после чего некотрое время прожил в Аравии. Имам аль-Бухари уже в юном возрасте обнаружил огромные способности, любовь к науке и большое благочестие. В поисках хадисов он путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востска, повстречав, по его собственным словам, более тысячи мухаддисов. После возвращения в Бухару он продолжил свою работу, всего же на составление "Сахиха" ушло около шестнадцати лет. Как сообщается, имам аль-Бухари проверил шестьсот тысяч хадисов, которые были в ходу в то время, не считая двухсот тысяч, записанных им у своих учителей и различных других передатчиков хадисов. Из всего этого громадного количества материалов он отобрал для своего сборника всего лишь около семи тысяч трехсот хадисов, а с учетом того, что многие из них повторяются с небольшими изменениями как варианты, на самом деле их количество еще меньше. Это лишний раз свидетельствует о том, как тщательно аль-Бухари (да помилует его Аллах) к выполнению поставленной им перед самим собой задачи и сколь высоки были критерии отбора и проверки.
Несмотря на то, что семь с лишним тысяч хадисов, вошедших в "Сахих", являются лишь малой частью всего проверенного аль-Бухари (да помилует его Аллах) материала,они составляют собой весьма внушительную по объему и поэтому неудобную для практического использования книгу. В связи с этим в разное время было составлено несколько сокращенных /мухтасар/ вариантов этого сборника, одним из которых является признаваемый наиболее удачным вариант имама Ахмада бин 'Абд аль-Латифа аз-Зубайди (да помилует его Аллах).
В этом варианте сокращению подверглись иснады хадисов, названия глав вместе с комментариями аль-Бухари (да помилует его Аллах), примерно половина неповторяющихся, а также все повторяющиеся хадисы, в результате чего их общее количество составило 2134. Однако все матны, иначе говоря, тексты информационных частей хадисов полностью сохранены, что позволяет читателю получить вполне адекватное представление о труде аль-Бухари (да помилует его Аллах), в то же время значительно сокращая необходимое для этого время.
Подготовленный мною перевод, включающий в себя 1844 хадиса, представляет собой сокращенный перевод варианта имама аз-Зубайди (да помилует его Аллах), если не считать того,что для удобства пользования книгой я решил оставить разбивку на главы.[*] В процессе работы над переводом были использованы труды средневековых комментаторов "Сахиха" Ахмада бин 'Али ибн Хаджара аль-Аскаляни,Шихаб ад-дина Ахмада бин Мухаммада аль-Касталляни и Абу Мухаммад Махмуда бин Ахмада аль-'Айни.(да помилует их Аллах). С учетом огромной важности Сунны и недопустимости искажения ни одного слова,сказанного Пророком (да благословит его Аллах и приветствует),и ни одной,пусть даже мельчайшей,на первый взгляд, детали имеющей отношение к его(да благословит его Аллах и приветствует) делам,основную свою задачу я видел в том,чтобы добиться максимально возможной адекватности перевода и в отношении его смысла и в отношении лексических и выразительных средств. Стремление показать,какие слова имеются в арабском тексте,а какие необходимо употребить,чтобы текст зазвучал на русском языке,привели меня к условным знаковым обозначениям. В скобках даются слова,отсутствующие в арабском тексте,но необходимые по существу высказывания. Знаки препинания расставлены при этом так,как будто скобок не существует. Вот почему читатель может увидеть знаки не употребляемые в русской грамматике (например,запятые после начальной скобки и перед ее закрытием). Предлагаемый вниманию читателя текст необычен. Так, заголовки в нем нередко представляют собой развернутое высказывание, и поэтому в конце их, в отличии от принятого правила, ставятся точки
Слова "бин", "ибн" (сын), "бинт" (дочь) и "бану"(сыновья) являются составными частями арабских имен собственных или названий племен.
В тех случаях, когда после имени одного человека следует традиционное мусульманское благопожелание и мольба "да будет доволен Аллах ими обоими", это означает, что и сам этот человек, и его отец были сподвижниками Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Во всех необходимых случаях,например, когда те или иные слова можно понять двояко или когда дело касается таких реалий, которые незнакомы не только человеку, далекому от Ислама, но и многим мусульманам, даются необходимые комментарии. Соответствующими примечаниями снабжены также те места хадисов, в которых упоминается о важных событиях истории Ислама, о некоторых наиболее выдающихся сподвижниках Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и отдельных исторических личностях.
В исламской литературе и всевозможных научных исследоаниях о Сунне Пророка(да благословит его Аллах и приветствует), было сказано уже так много, что ничего принципиально нового к этому добавить практически невозможно. Тем не менее хотелось бы обратить внимание читателя на несколько весьма важных, как представляется, моментов.
Во-первых, каждому следует отдавать себе отчет в том, что Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) изложенная в многократно проверенных и заслуживающих доверия хадосах, представляет собой совершенно уникальное явление в истории всех религий, поскольку ни об одном из других пророков (мир им) люди не имеют такого огромного количества достоверной информации.
Во-вторых, необходимо понимать,что ознакомление с хадисами требует особого подхода. Прежде всего это касается, конечно же мусульман, для которых Сунна является прямым руководством к действию во всех их религиозных и мирских делах, а это значит, что здесь нет и не может быть того, чему можно не придавать значения.
В-третьих, влияние Сунны на жизнь целых народов, исповедующих Ислам, стольпродолжительно и глубоко, что нет никакой необходимости доказывать, что психологию и логику поведения мусульманина можно понять только с учетом всех факторов, под воздействием которых происходило формирование его личности, а этом отношении первостепенное значение Корана и Сунны неоспоримо.
В-четвертых, знакомство с Сунной моггло бы способствовать искоренению всяческих домыслов,суеверий и лжи, возводимой как на Ислам, так и на его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что во всем пошло бы только на пользу.
В заключение мне хотелось бы призвать каждого мусульманина, прочитавшего эту книгу, подумать о том, какое неимоверное количество усилий приложил имам аль-Бухари (да помилует его Аллах) для составления "Сахиха", и обратиться к Аллаху с мольбой о том,чтобы Он воздал благом как ему, так и всем тем людям, благодаря труду и высоким моральным качествам которых мы имеем возможность познакомиться с Сунной.
И да благословит Аллах и приветствует Пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.
Владимир 'Абдуллах Нирша
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[*] Некоторые главы "Сахиха" не имеют названий. Кроме того, в целом ряде случаев названия глав не соответствуют содержанию хадисов, относящихся к этой главе. Это объясняется тем, что в данный сборник вошлм не все хадисы, приводимые аль-Бухари (да помилует его Аллах), а названиям глав в этом случае соответствуют хадисы, которые не были включены аз-Зубайди (да помилует его Аллах) в сборник.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Гость- Гость
Похожие темы
» Сахих аль-Бухари. 77. Книга об одежде
» Сахих аль-Бухари. 11. Книга пятницы. Хадисы №№ 876-941
» Сахих аль-Бухари. 79. Книга об испрашивании разрешения
» Сахих аль-Бухари. 6. Книга месячных. Хадисы №№ 294-333
» Сахих аль-Бухари. 8. Книга молитвы. Хадисы №№ 349-520
» Сахих аль-Бухари. 11. Книга пятницы. Хадисы №№ 876-941
» Сахих аль-Бухари. 79. Книга об испрашивании разрешения
» Сахих аль-Бухари. 6. Книга месячных. Хадисы №№ 294-333
» Сахих аль-Бухари. 8. Книга молитвы. Хадисы №№ 349-520
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения