Об умеренности в поклонении
Страница 1 из 1
Об умеренности в поклонении
ОБ УМЕРЕННОСТИ В ПОКЛОНЕНИИ
Аллах Всевышний сказал: «Та-ха. Не для того Мы ниспослали тебе Коран, чтобы ты испы-тывал мучения …» (Та-ха, 1 – 2)Всевышний также сказал: «Аллах желает для вас облегчения и не желает вам затруднени» (Корова, 185)
Передается от ‘Аиши что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошедший к ней в то время, когда у неё находилась одна женщина, спросил (её): “ Кто это?”
(‘Аиша) сказала: “Такая-то”, - и стала рассказывать о том, как она молится, (что же каса-ется пророка (мир ему и благословение Аллаха) то) он сказал: “Прекрати! Должны вы делать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллах не утомится , пока сами вы не утомитесь, а больше всего (Аллах) любит такие религиозные (дела), которые совершающий их совершает постоянно.” аль-Бухари 43, 1151, Муслим 785.
“Аллах не утомится” /ля йамаллю-Ллаху/: это значит, что Он не перестанет вознаграждать вас и воздавать за дела ваши и не будет относиться к вам как тот, кто тяготится “пока сами вы не уто-митесь” /хатта тамаллю/ и не прекратите, следовательно, вам надлежит браться за то, что вы в состоянии совершать постоянно, чтобы постоянными были Его награды и милости к вам.
Сообщается, что Анас сказал: - (Однажды) к домам жён пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришли трое людей, которые стали расспрашивать о том, как пророк (мир ему и бла-гословение Аллаха) поклоняется Аллаху, а когда им рассказали об этом, они, очевидно, посчи-тав, что это не так уж много, /такаллю-ха/ сказали: “Как далеко нам до пророка (мир ему и благословение Аллаха) которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!” Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт.” Другой сказал: “А я стану постоянно соблюдать пост.” Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь.” (А через некоторое время к ним) подошёл посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей сунне не имеет ко мне отношения!” аль-Бухари 5063, Мус-лим 1401.
144 - Передается от Ибн Мас’уда что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) ска-зал: “Погибнут проявляющие чрезмерную строгость!”, - повторив это трижды. Муслим 2670.
“Аль-мутанатти’уна” - углубляющиеся и строго подходящие к чему-либо в тех случаях, когда это неуместно.
Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
- Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его , так придерживайтесь же правильного , и приближайтесь , и радуйтесь и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром /аль-гадва/, вечером /ар-рауха/ и (некоторое время) ночью /ад-дульджа/. аль-Бухари 39.
В (другой) версии (этого хадиса, также приводимой аль-Бухари, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал):
- … так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и радуйтесь и (просите Аллаха о помощи) утром, вечером и (некоторое время) ночью, и так мало-помалу вы достигнете (цели)
Слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: “ … она неизменно побеждает его … ”, - означают, что религия побеждает его, и вступающий с ней в борьбу оказывается не в силах противостоять ей из-за того, что существует множество её путей. Слово “аль-гадва” означает - движение в начале дня, слово “ар-рауха” - движение в конце дня, а слово “ад-дульджа” - движе-ние в конце ночи. Здесь эти слова употребляются как метафора и сравнение. Это означает: про-сите о помощи в проявлении повиновения Всемогущему и Великому Аллаху, которое выразится в делах, в то время, когда вы будете бодрыми а сердца ваши - свободными, чтобы могли вы насла-диться поклонением, а оно не наскучило вам, и чтобы вы достигли своей цели, поступая подобно опытному путешественнику, который передвигается в эти промежутки времени, а в другое время отдыхает вместе со своим верховым животным и достигает цели, не утомляясь, а Аллах знает об этом лучше.
Сообщается, что Анас сказал:
- Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошедший в мечеть, увидел натянутую между двух столбов верёвку и спросил: “Что это за верёвка?” (Люди) сказали: “Это верёвка Зайнаб, которая держится за неё, когда устаёт (от молитв)” Тогда пророк (мир ему и благо-словение Аллаха) сказал: “Отвяжите (эту верёвку), и пусть каждый вас молится, пока будет сохранять бодрость, и спит, когда станет уставать.” аль-Бухари 1150, Муслим 784.
Передается от ‘Аиши что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
- Если кого-нибудь из вас во время молитвы станет одолевать дремота, пусть поспит, пока сон его не пройдёт, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас станет молиться, засыпая, он не бу-дет знать, (что говорит), и может случиться так, что(желая) попросить прощения у Аллаха, он (вместо этого) станет проклинать самого себя. аль-Бухари 212, Муслим 786.
- Сообщается, что Абу ‘Абдуллах Джабир бин Самура сказал:
- Я часто молился вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) молитвы и хутбы ко-торого (никогда) не были ни слишком короткими, ни слишком длинными. Муслим 866.
Сообщается, что Абу Джухайфа Уахб бин ‘Абдуллах сказал:
- В своё время Сальман и Абу-д-Дарда побратались друг с другом благодаря пророку (мир ему и благословение Аллаха) а когда Сальман пришёл навестить Абу-д-Дарду и увидел Умм ад-Дарду в поношенной одежде, он спросил её: “Что с тобой?” Она сказала: “Твой брат Абу-д-Дарда не нуждается в (благах) мира этого.” (Тем временем) пришёл и сам Абу-д-Дарда, кото-рый приготовил для (Сальмана) еду. (Сальман) сказал: “Поешь.” (Абу-д-Дарда) сказал: “Поисти-не, я пощусь.” (Сальман) сказал: “Я не стану есть, пока не поешь ты!” И он поел, а когда настала ночь , Абу-д-Дарда встал на молитву. (Сальман) сказал (ему): “Спи”, - и он лёг спать, но (через некоторое время снова) встал на молитву. (Сальман снова) сказал: “Спи”, - а в конце ночи Саль-ман сказал: “Теперь вставай”, - и они совершили молитву, а потом Сальман сказал ему: “Поис-тине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право и у семьи твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принад-лежит ему!” А потом (Абу-д-Дарда) пришёл к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рас-сказал ему об этом, пророк же (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Сальман сказал прав-ду.” аль-Бухари 1968, 6139.
Сообщается, что Абу Мухаммад ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-’Ас сказал:
- (В своё время) пророку (мир ему и благословение Аллаха) передали, что я говорю: “Клянусь Аллахом, я непременно буду поститься днём и молиться ночью до конца своей жизни!”, - и по-сланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил меня: “Так это ты говоришь так?” Я ответил: “Я (действительно) говорил это, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о по-сланник Аллаха.” Он сказал: “Поистине, тебе не выдержать этого, а поэтому постись и преры-вай пост, молись и спи по ночам. Постись по три дня в месяц, ведь за каждое благое дело возда-стся в десятикратном размере, и это будет подобно непрерывному посту.” Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда постись раз в три дня.” Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда постись через день, ибо таков был пост Дауда (мир ему и благословение Аллаха) и это - наиболее справедливый пост” (В другой версии это хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “ … и это - наилучший пост.”) , - я же опять сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!”, - и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: “Нет ничего лучше этого!”
(‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен им Аллах) сказал: - И, поистине, если бы я согласился на те три дня, о которых говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) (сейчас) это было бы для меня дороже моей семьи и моего имущества!
В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-’Ас сказал):
- (Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне): “О ‘Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам.” Я сказал: “Да, о посланник Алла-ха.” Он сказал: “Не делай же (так, но) постись, и не соблюдай поста, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право и у гостя твоего есть на тебя право, и, поистине, достаточно будет тебе поститься по три дня ежемесячно, ведь за каждое доброе дело воздастся тебе в десятикратном размере, и это (будет равнозначно) непрерывному посту.” Однако я настаивал, а потом был наказан за это. Я сказал: “О посланник Аллаха, поистине я чувствую в себе силу!” Он сказал: “Тогда постись, как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему, но не больше!” Я спросил: “А как по-стился пророк Аллаха Дауд, мир ему?” Он ответил: “Через день.”
А когда ‘Абдуллах состарился, он часто говорил: “О если бы я принял разрешение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует!”
В (третьей) версии (этого хадиса сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-’Ас сказал):
- (Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне): “Мне сообщили, что ты постоянно постишься и за ночь прочитываешь Коран целиком(так ли это)?” Я ответил: “Да, о посланник Аллаха, но я стремлюсь только к благу!” Тогда он сказал: “Постись также, как делал это про-рок Аллаха Дауд, поклонявшийся Аллаху больше кого бы то ни было из людей, и прочитывай Ко-ран за месяц.” Я сказал: “О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда прочитывай его (один раз) в двадцать дней.” Я сказал: “О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда прочитывай его (один раз) в десять (дней)” Я ска-зал: “О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!” Он сказал: “Тогда прочитывай его (один раз) в семь (дней), но не более того!” Однако я стал настаивать, и потом был наказан за это, ибо тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Ты же не знаешь, может быть, проживёшь ты долго!” И получилось именно так, как говорил мне пророк (мир ему и благословение Аллаха) а когда я состарился, то пожалел о том, что не согласился (поступать так, как позволил мне поступать) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует!
В (четвёртой) версии (этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): - … и, поистине, у детей твоих есть на тебя право …
В (пятой) версии (этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха)) трижды сказал: - Вообще не постится тот, кто постится непрерывно.
В (шестой) версии (этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ска-зал): - Любимым постом для Аллаха Всевышнего является пост Дауда, а любимой молитвой для Аллаха Всевышнего является молитва Дауда, который спал половину ночи, молился треть её(после чего) спал шестую часть ночи, постился же он через день и не бежал (от врага), встре-тив (его)
В (седьмой) версии (этого хадиса сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен им Аллах) сказал: - (В своё время) мой отец женил меня на одной знатной женщине, после чего стал часто приходить к своей невестке, спрашивая её о её муже, на что она отвечала ему: “Он - прекрасный человек, но он не спал со мной и даже не посмотрел на меня!” И поскольку (мой отец) слышал это уже долгое время, он рассказал об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха) который сказал: “Скажи, чтобы он встретился со мной!”, - а через некоторое время я встре-тился с ним и он спросил меня: “Как ты постишься?” Я ответил: “Каждый день.” Он спросил: “А за сколько времени ты (прочитываешь Коран) полностью?” Я ответил: “За одну ночь.”
(Далее в этой версии) передаётся нечто подобное тому, о чём уже говорилось ранее, и сообща-ется, что впоследствии он читал читал седьмую часть (из того, что обычно читал из Корана ночью) днём некоторым членам своей семьи, чтобы ему было легче ночью, а когда хотел на-браться сил, то переставал поститься, считая (дни), после чего постился столько же дней под-ряд, не желая отказываться ни от чего из того, о чём он говорил пророку (мир ему и благослове-ние Аллаха) когда расставался с ним. (Все эти версии являются достоверными. Большинство их приводится в обоих “Сахихах” и только некоторые - в одном из них. Аль-Бухари 1976, 3418, Муслим 1159.
Сообщается, что Ханзаля бин ар-Раби’ аль-Усайди, один из писцов посланика Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Однажды я встретил Абу Бакра, который спросил меня: “Как поживаешь, о Ханзаля?” (В ответ ему) я сказал: “Ханзаля стал лицемером!” Он воскликнул: “Преславен Аллах! Что ты говоришь?!” Я сказал: “Когда мы приходим к послан-нику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) напоминающему нам о рае и аде, то будто видим и то, и другое, когда же мы покидаем его и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыва-нием средств к жизни, то многое забываем!” Абу Бакр сказал: “Но, клянусь Аллахом, нечто по-добное происходит и с нами!”, - (после чего) мы с Абу Бакром пошли к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и я сказал (ему): “Ханзаля стал лицемером, о посланник Аллаха!” Он (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “В чём же это (выражается)?” Я сказал: “О послан-ник Аллаха, когда мы приходим к тебе и ты напоминаешь нам о рае и аде, то мы будто видим и то, и другое воочию, когда же мы покидаем тебя и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием пропитания, то многое забываем!” (Выслушав меня) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Клянусь Тем, в чьей руке душа моя, если бы постоянно нахо-дились вы в том состоянии, в котором находитесь у меня, и всегда поминали (Аллаха), то ангелы пожимали бы вам руки (где бы вы ни были) в постели или в пути, однако, о Ханзаля, всему своё время” , - повторив (эти слова) трижды». Муслим 2750.
-Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносивший проповедь, неожиданно увидел стоящего человека и спросил о нём. (Люди) сказа-ли: “(Это) Абу Исраиль, который дал обет (в этот день) стоять на солнце и не садиться, не ук-рываться в тени, не разговаривать и поститься.” Тогда пророк (мир ему и благословение Алла-ха) сказал : “Вели ему, чтобы он говорил, и укрывался в тени и садился, а пост свой пусть дове-дёт до конца”». аль-Бухари 6704.
О НЕУКЛОННОМ СОВЕРШЕНИИ ПРАВЕДНЫХ ДЕЛ И НЕДОПУЩЕНИИ ПОСЛАБЛЕ-НИЙ В ТОМ, ЧТО КАСАЕТСЯ ЭТОГО
Аллах Всевышний сказал: «Разве для тех, которые уверовали, не пришло время, чтобы сми-рились сердца их для поминания Аллаха и того, что ниспослал Он из истины, и чтобы не уподобились они тем, кому Писание было дано раньше, а по истечении долгого срока ожес-точились сердца их …» (Железо, 16)
Всевышний также сказал: «… и отправили Мы Ису, сына Марьям, и даровали ему Евангелие и вложили в сердца тех, кто последовал за ним, сострадание и милосердие, а монашества, ко-торое они сами придумали, Мы им не предписывали. (Они делали это) только в стремлении к благоволению Аллаха, однако не соблюдали этого должным образом». (Железо, 27)
Всевышний также сказал: «И не уподобляйтесь (женщине), которая распустила пряжу после того, как свила её!» (“Пчёлы”, 92)
Всевышний также сказал: «… и поклоняйся Господу твоему, пока не придёт к тебе несо-мненное». (“Аль-Хиджр”, 99)
Что касается хадисов, имеющих отношение к этой теме, то к ним относится передаваемый со слов ‘Аиши хадис, который приводится в предыдущей главе и в котором сообщается(что про-рок (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “ … а больше всего (Аллах) любит такие религиоз-ные (дела), которые совершающий их совершает постоянно.”
153 - Передается от ‘Умара бин аль-Хаттаба что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Тому, кто заснёт, не прочитав того, что он обычно читает ночью, или же части этого, но прочитает то же самое между утренней и полуденной молитвами, это будет записано так, будто он читал ночью. Муслим 747.
154 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-’Ас сказал: - (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: “О ‘Абдуллах, не уподобляйся такому-то, который (прежде) всегда молился по ночам, а потом перестал делать это.” аль-Бухари 1152, Муслим 1159.
155 - Сообщается, что ‘Аиша сказала: - Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Алла-ха) пропускал ночную молитву из-за болезни или по какой-нибудь иной причине, он всегда совер-шал днём (дополнительную) молитву в двенадцать рак’атов. Муслим 746.
(из книги "Сады Праведных")
Саляф-форум
UmNur- Сестра Салиха
- Сообщения : 520
Дата регистрации : 2011-04-03
ислам
37
альхамдулиЛлях
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения