Положения,относительно злословия
Участников: 3
Страница 1 из 1
Положения,относительно злословия
ЗАПРЕТ ЗЛОСЛОВИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ СЛУХОВ
Знай, что эти два занятия — из самых презренных и отвратительных, но и наиболее распространенных среди людей, таких, что никто не свободен от них, за исключением немногих. Поэтому я начну с этих двух, поскольку люди должны быть предупреждены о них.
Что касается злословия (гайба), то это когда ты упоминаешь о человеке (в его отсутствие) нечто, что ему бы не хотелось (услышать). Будь это: о его теле, религиозных качествах, мирских делах, о нем самом, его внешности, характере, благосостоянии, ребенке, отце, жене, слуге, рабе, тюрбане, одеждах, походке, улыбке, греховности, угрюмости, жизнерадостности или о чем-нибудь подобном. Не имеет значения, упоминаешь ли ты об этом словесно или в письме, или же указываешь на это движением глаз, руки или головы.
О теле, когда ты говоришь: "он слеп", "он хромает", "у него мутные глаза", "он лысый", "он маленького роста", "он длинный", "он черный", "он желтый". О его религиозности: "он грешник", "он вор", "он предатель", "он притесняет", "он плохо молится", "он терпим к нечестию", "он дурно относится к родителям", "он не выплачивает закят как положено", и "он не избегает злословия". Что касается мирских дел, то это когда ты говоришь: "у него дурные манеры", "он не думает о людях", "он не признает права над собой", "он болтлив", "он ест и спит слишком много", "он спит в не то время", "он сидит на неподходящем ему месте".
О родителях, когда ты говоришь: "его отец — грешник", "индус", "набатей", "негр", "бездельник", "сеятель", "торговец скотом", "плотник", "кузнец", "ткач". Когда ты говоришь о характере: "у него плохие манеры", "он высокомерен", "он сварлив", "он вспыльчив", "он тиран", "он слабоволен", "у него слабое сердце", "он безответственный", "он угрюм", "он нерешителен". О товаре: "у этого широкие рукава", "подшивка короткая", "гнилой товар" и т. д.
Оставшиеся категории можно продолжать, опираясь на те, что мы упомянули, помня основное правило: "Упоминание неприятного для человека аспекта". Имам Абу Хамид Аль-Газали ссылался на единодушное мнение мусульманских ученых, что злословие это: "Упоминание человеком о других людях (в их отсутствие) того, о чем им не нравится упоминать". Достоверный хадис, объясняющий это, будет приведен позже.
Что касается распространения сплетен (намима), то это когда человек передает и продолжает разговор людей одной группы другим с намерением внести разногласия меж ними.
Таковы определения. Что же касается суждения по этим вещам, то они единодушно признаны мусульманскими учеными запрещенными. Бесспорные доказательства в Коране, Сунне и единодушном мнении уммы (общины мусульман) указывают на их запрещенность.
Аллах говорит:
"...и не злословьте (за спиной) друг друга...". (Комнаты, 12)
И Он говорит:
"Горе всякому хулителю, поносителю". (Хулитель, 1)
И он говорит:
"...хулителю и сплетнику...". (Письменная трость, 11)
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сообщал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: "Распространяющий слухи (намам) не войдет в Рай".
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщал, что однажды посланник Аллаха проходил мимо двух могил и сказал: "Поистине, они (обитатели этих двух могил) подвергаются мукам и они не подвергаются мукам за нечто важное".
В передаче Аль-Бухари сказано: "Вернее, это, воистину, что-то важное. Что касается первого, то он распространял слухи (намима), а что касается второго, то он не ограждал себя от своей мочи".
Ученые говорят, что смысл слов "и не подвергаются мукам за нечто важное" — это "нечто важное" по их мнению, или "нечто важное" для них, чтобы прекратить этим заниматься.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Знаете ли вы что есть злословие?" Они сказали: "Аллах и Его посланник знают лучше!" Он сказал: "Ваше упоминание чего-либо о своем брате (в его отсутствие), что ему неприятно (было бы слышать)". Было сказано: "Что если существует в моем брате то, о чем я сказал?" Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Если есть в нем то, что ты сказал, то ты злословил о нем. А если нет в нем того, что ты сказал, то ты оклеветал его".
Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) сообщал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в своей проповеди в День жертвоприношения, во время прощального паломничества: "Поистине, ваша кровь, ваше имущество и ваша честь — священны для вас, также как этот день ваш священен, в этой земле вашей, в этот месяц ваш. Не передал ли я?"
А'иша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: "Я сказала Пророку (мир ему и благословение Аллаха): "Ты больше, чем Сафийа в том и в том" (некоторые передатчики говорили, что это значило, что она была маленького роста). Он сказал: "Ты сказала слово, которое, если смешать его с водой моря, испачкает его".
Ат-Тирмизи сказал, что этот хадис — хасан сахих (хорошо достоверный). Я говорю, что выражение испачкает (мазаджа) означает: что это (речь) смешается с водой так, что изменит ее вкус и запах резкостью зловония и низости. Этот хадис является одним из величайших доказательств запретности злословия, если не самым великим. И я не знаю ни одного другого хадиса, который бы достигал подобного уровня осуждения злословия.
"Он (Пророк) не говорит по прихоти своей, а лишь (передает вам) внушенное ему Откровение". (Звезда, 3-4)
Мы просим Аллаха Милосердного о помиловании и прощении за все мерзкие деяния!
Анас (да будет доволен им Аллах) сообщал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Когда я был вознесен (на небеса), прошел я мимо людей с ногтями из меди, которыми они царапали свои лица и грудь. И я сказал: "Кто эти люди, о, Джибрил?" Он ответил: "Те, кто ест плоть людей и бесчестит их".
Также передано от Са'ида ибн Зайд (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, одной из худших форм риба (ростовщичество) является касание чести мусульманина, без должного права".
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Мусульманин — брат другому мусульманину. Он не предает его, не лжет ему, не отвергает его. Все у мусульманина — священно для (другого) мусульманина, его честь, его имущество и его кровь. Такъуа (богобоязненность) вот здесь (указывая на свою грудь). Достаточно зла для человека, чтобы он смотрел на своего брата мусульманина с презрением".
Ат-Тирмизи сказал, что это хасан хадис. Я говорю, что нет хадиса, более великого в пользе и более обширного в выгоде, чем этот хадис. И да поможет нам Аллах
ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ В ОТНОШЕНИИ ГРАНИЦ ЗЛОСЛОВИЯ
Злословие — это когда человек говорит что-либо о другом человеке (в его отсутствие), упоминание чего последнему не нравится, будь это выражено в словесной форме, в письме или посредством жеста, указывая на него глазами, рукой или головой.
Ее руководящие принципы: Все, чем один человек может указать на недостатки, обнаруженные в мусульманине есть злословие, что запрещено. Например: когда кто-либо говорит другим, что "такой-то и такой-то" человек при ходьбе хромает или что он ходит согнувшись, или нечто подобное с целью принизить человека. Все это — харам (запрещенное) — мнения не имеют значения в этом вопросе. Другой пример этого, когда автор упоминает определенного человека в своей книге, говоря: "Такой-то и такой-то человек говорит, что...", желая унизить его и обесчестить его. Это харам. Как бы то ни было, если его намерение заключается в том, чтобы пролить свет на ошибку этого человека, чтобы люди не следовали ей, или выявить недостаток его знаний, чтобы он не ввел в заблуждение других и не навязал бы своего мнения, то это не является злословием. Точнее это будет совет (насыха), то есть обязанность и будет он вознагражден, если это и было истинной целью.
Также, если автор или кто-либо еще говорит обобщенно: "эти люди" или "эта группа говорит так и так, и это заблуждение" или "ошибка" или "невежество" или "небрежность" или что-либо подобное, то это не злословие. Злословие — это только когда упоминается конкретная личность или группа людей (к примеру, по именам).
Также к запрещенному типу злословия относятся случаи, когда:
Человек говорит: "Некоторые люди делают так и так" или "некоторые ученые" или "некоторые, претендующие на то, что они знают" или "некоторые муфтии" или "некоторые, относящие себя к стремящимся (умма)" или "постящиеся" или "некоторые, прошедшие мимо нас сегодня" или "некоторые люди, которых мы видели" или подобное этому "... делали то-то", без буквального определения личности, но все же говоря о конкретных людях и указывая на кого-то определенно, давая понять (иносказательно) о ком он говорит.
Также к этому типу относится: злословие знающих людей, ибо, несомненно, они обращаются к злословию, злословя таким образом, что дают понять другим (о человеке, о котором они говорят, не называя его прямо), способом, очень простым для понимания. Так (например), когда одному из них говорят: "Как дела у того-то?" Он отвечает: "Да исправит нас Аллах", или "Мы молим Аллаха простить нас", или "Да исправит его Аллах", или "Мы молим Аллаха о его прощении", или "Мы возносим хвалу Аллаху за то, что Он не испытывает нас, ввергая в мрак", или "Мы ищем убежища у Аллаха от зла", или "Да защитит нас Аллах от недостатка скромности", или "О Аллах, прими наше раскаяние", и тому подобное, из чего человек понимает, что речь идет о недостатках обсуждаемого. Все это запрещенные типы злословия. То же самое, если кто-либо говорит: "Такой-то был испытан тем же, что и каждый из нас", или "его богатство есть средство этого (испытания)", или "все мы совершали такие деяния".
Это несколько примеров по данному вопросу. И в любом случае нам следует обращаться к базовому определению злословия: человек дает понять слушателям недостатки, обнаруженные в определенных людях (даже не упоминая имен), как и было сказано выше. Все это совершенно ясно из хадиса в «Сахихе» Муслима, который мы приводили в предшествующей главе, как и из других, касающихся границ злословия. А Аллах знает лучше!
Знай, что злословие запретно как для тех, кто высказывает его, так и для тех, кто слушает и одобряет его. Поэтому тот, кто слышит человека, высказывающего запрещенную форму злословия, обязан препятствовать ему в этом, если только он не страшится явного вреда, причиняемого этим. Но если он страшится (вреда) этого, то он обязан отвергнуть злословие своим сердцем и отдалиться от этого собрания, если он в состоянии сделать так. Если у него есть возможность отвергнуть злословие языком или прекратить злословие, сменив тему, то это становится обязательным для него. А если он не сделает этого, то он совершает акт неповиновения (т. е. грешит).
Если говорит он своим языком: "Замолчите!", сердцем желая продолжения, то Абу Хамид Аль-Газали говорил: "Это есть лицемерие. Это (высказывание) не избавляет его от греха, в котором он пребывает. Он должен возненавидеть это своим сердцем".
Если человек вынужден оставаться в собрании, где имеет место злословие, и страшится запретить его, или он запрещает, но его не слушают и он не может отдалиться от них, тогда ему запрещено слушать и обращать внимание на злословие. Вместо этого, его выход состоит в поминании Аллаха (зикр) языком и сердцем или только сердцем. Или он должен думать о чем-либо еще, чтобы занять себя и не слушать злословия. Если он сделает так, то услышанное им, когда он не вслушивался или не обращал внимания на сказанное, не причинит ему вреда, пока он находится в таком состоянии. Если есть возможность после этого уйти от этих людей и они все еще злословят, то отдаление от них является обязанностью. Аллах говорит:
"A когда ты увидишь тех, которые погружаются в пучину пустословия о Наших знамениях, то отвернись от них, пока они не погрузятся в какой-нибудь другой рассказ. И если сатана заставит тебя забыть, то ты после напоминания не сиди с людьми неправедными". (Скот: 68)
Сообщалось, что Ибрахим ибн Адам был однажды приглашен на уалима (свадебный пир), он пришел туда и нашел людей, обсуждавших человека, который не пришел. Они говорили: "Он, воистину, ленив". И Ибрахим сказал: "Я сам навлек это на себя, поскольку пришел туда, где люди злословят друг о друге". И он покинул то место и постился три дня. Что и было повторено в стихах:
И удержи свои уши от слушанья подлой речи
Так же, как удержи свой язык от нее
Ибо, когда слушаешь эту подлую речь
Ты — сообщник того, кто говорит, так размышляй.
Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф Ан-Навави"ОГРАЖДЕНИЕ ЯЗЫКА"
UmNur- Сестра Салиха
- Сообщения : 520
Дата регистрации : 2011-04-03
ислам
37
альхамдулиЛлях
Re: Положения,относительно злословия
ДжазакаЛлаху хайр, ухти! Как же это важно, следить за своим языком и как это бывает сложно иногда! Да убережет нас Аллах от искушения гыйбы и от людей злословящих за нашими спинами! АМИНЬ!
Daria Umaymah- Наша ухтишка
- Сообщения : 397
Дата регистрации : 2012-02-20
Ислам АльхамдуляЛлах!!!
36
Что бы ни было.. АльхамдуляЛлах!!!
Re: Положения,относительно злословия
ухти Умм Нур. Барак Аллаху фики за статью, и пусть Он, Субханаху уа Тааля, одарит тебя благами в обоих мирах.
Есть хадис:
خالد بن سعود البليهد
عن أنس بن مالك رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: (لا يؤمن أحدكم حتى يحب لأخيه ما يحب لنفسه) متفق عليه.
Что означает: не станет по-настоящему верующим каждый из вас пока не будет желать брату своему (по вере) того, чего желает себе сам.
Если бы каждый придерживался того, что в нем сказано, то не сплетничали бы и не злословили. О, Аллах, веди нас по пути Истины и не дай нам от него отклониться
Есть хадис:
خالد بن سعود البليهد
عن أنس بن مالك رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: (لا يؤمن أحدكم حتى يحب لأخيه ما يحب لنفسه) متفق عليه.
Что означает: не станет по-настоящему верующим каждый из вас пока не будет желать брату своему (по вере) того, чего желает себе сам.
Если бы каждый придерживался того, что в нем сказано, то не сплетничали бы и не злословили. О, Аллах, веди нас по пути Истины и не дай нам от него отклониться
Umm Hamza- Сестра осваивается
- Сообщения : 61
Дата регистрации : 2011-12-04
Ислам, АльхамдулиЛлях
42
Re: Положения,относительно злословия
О, Аллах, веди нас по пути Истины и не дай нам от него отклониться
UmNur- Сестра Салиха
- Сообщения : 520
Дата регистрации : 2011-04-03
ислам
37
альхамдулиЛлях
Похожие темы
» Опасность злословия
» Искупление злословия
» Избавиться от злословия
» Злословия обитателей этого мира...
» Постановление относительно курения
» Искупление злословия
» Избавиться от злословия
» Злословия обитателей этого мира...
» Постановление относительно курения
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения