Не соблюдайте пост в субботу, за исключением обязательного поста
Участников: 3
Страница 1 из 1
Не соблюдайте пост в субботу, за исключением обязательного поста
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
На сайте Свет Ислама тоже есть немного информации по данной теме, ин шаа Аллах может станут яснее некоторые моменты:
‘Абдуллах ибн Буср передаёт от своей сестры по имени ас-Самма, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«لاَ
يَصُومَنَّ أَحَدُكُمْ يَوْمَ السَّبْتِ إِلاَّ فِيمَا افْتُرِضَ
عَلَيْهِ، وَإِنْ لَمْ يَجِدْ إِلاَّ لِحَاءَ شَجَرَةٍ فَلْيَمْضُغْهُ ».
«Не
соблюдайте пост в субботу, за исключением поста, который вменил вам в
обязанность Аллах, и если даже один из вас не найдёт ничего чем можно
прервать пост, кроме кожицы от винограда или веточки дерева пусть пожуёт
её» Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Хаким и другие.
Аль-Альбани назвал его достоверным в «Ирва аль-галил», № 960, и в «Тамам
аль-минна», стр. 405.
Имам ат-Тахави, да помилует его Аллах, сказал после того как привёл упомянутый выше хадис ‘Абдуллаха ибн Бусра: «Некоторые,
опираясь на этот хадис считали добровольный пост в субботу
нежелательным, а другие придерживались противоположного мнения считая,
что ничего плохого в таком посте нет» «Шарх ма‘ани аль-асар», т. 3, стр. 80. Аль-Альбани указал на него в «Ирва аль-галил» (т. 4, стр. 125).
Мнения
учёных относительно добровольного поста в субботу основываются на
утверждения о слабости упомянутого выше хадиса, или же его противоречии
достоверным хадисам, или о том, что он отменён или же о том, что
разрешается поститься в субботу, если человек постится день перед ней
или день после неё (На эту тему написано несколько посланий, в том числе
и «Аль-кауль а-сабит фи саум йаум ас-сабт» шейха Мухаммада аль-Хамуда
ан-Неджди, да хранит его Аллах).
Если говорить собственно о
хадисе, то некоторые учёные считали его надёжным. Например, ат-Тирмизи
назвал его хорошим (хасан). А аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис, отвечающий условиям аль-Бухари».
Аз-Захаби согласился с ним. Ибн Хузайма и Ибн Хиббан также считали этот
хадис достоверным. Ибн Хаджар собрал пути, которыми передаётся этот
хадис. В «Тальхыс аль-хабир» (т. 2, стр. 822). И аль-Альбани собрал их в
«Ирва аль- галил» (960).
Что же касается утверждений о том, что
этот хадис противоречит достоверным, то есть относится к категории шазз
либо со стороны иснада, либо со стороны текста, то такое предположение
сторонники этого мнения высказали только после того, как не смогли
согласовать этот хадис с остальными хадисами на эту тему, и мы не можем
принять это утверждение просто потому, что им показалось невозможным это
согласование. Этот хадис не подходит под признанное определение хадисов
категории шазз, поскольку противоречие в данном случае несколько иного
рода, и это очевидно».
Если говорить о мнении тех, кто
утверждает, что хадис отменён, то это недоказанное утверждение, а потому
мы не можем отказаться учитывать этот хадис на основе этого
утверждения.
Что же касается разрешения соблюдать пост в этот
день вместе с постом в пятницу или в воскресенье, то у нас нет
доказательств подтверждающих это. Исключение очевидно: «Кроме поста,
который Аллах вменил вам в обязанность». Разве посланник Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха) не мог сказать: «Не поститесь в субботу
отдельно от других дней» или: «Не поститесь в субботу иначе как постясь
день перед ней или день после неё»?
В «Тамам аль-минна»
говорится: «Утверждение о том, что подразумевается пост в одну только
субботу отдельно от других дней противоречит словам посланник Аллаха
(мир ему и благословение Аллаха): “Кроме поста, который Аллах вменил вам
в обязанность”. Эти слова как сказал Ибн аль-Каййим в “Тахзиб
ас-сунан”, “являются доказательством того, что запрещено поститься в
субботу как отдельно от других дней, так и вместе с другими днями, если
только речь не идёт об обязательном посте”. Потому что упомянутое
исключение предполагает отсутствие других. Соответственно, любой пост в
субботу в любой форме запрещён кроме обязательного поста, если он
попадает на этот день.
Если бы запрещённым был только пост в
субботу отдельно от других дней. Тогда посланник Аллаха (мир ему и
благословение Аллаха) сказал бы: “Не поститесь в субботу, кроме как
вместе с предыдущим или следующим за ней днём”, как он сказал о пятнице.
А поскольку в качестве единственного исключения он упомянул
обязательный пост, то становится ясно, что во всех иных случаях
соблюдать пост в субботу запрещено.
Если бы существовали иные
исключения, они заслуживали бы упоминания и разъяснения в хадисе больше,
чем исключение, касающееся обязательного поста, потому что мысль о том,
что обязательный пост является исключением, приходит в голову скорее,
чем мысль о том, что пост в субботу вместе с предыдущим или последующим
днём является исключением. Таким образом, упомянутое исключение является
указанием на то, что других исключений из этого правила не существует, и
это очевидно».
Мы можем сказать: «Тот, кто считает, что
разрешается соблюдать добровольный пост в субботу вместе с предыдущим
или последующим днём, приравнивает субботу к пятнице. Но на каком
основании?» Такой человек как будто считает, что если бы посланник
Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не соблюдайте пост в
пятницу, кроме поста, который Аллах вменил вам в обязанность», то этого
было бы достаточно и в остальных хадисах о пятнице не было бы нужды. Да
убережёт нас Аллах от подобных мыслей! К тому же посланник Аллаха (мир
ему и благословение Аллаха) сказал о пятнице то, чего не говорил о
субботе. И среди того, что он сказал о пятнице, как мы уже упоминали,
было: «Если только речь не идёт о посте, который один из вас соблюдает
обычно».
И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о посте в день сомнений: «Если только речь не идет о посте, который человек соблюдает обычно — тогда пусть постится в этот день» Аль-Бухари, № 1914. Муслим, № 1082. Он упомянут далее.
Если
бы разрешалось соблюдать пост в субботу помимо обязательного поста, то
эти исключения были бы упомянуты Посланником Аллаха (мир ему и
благословение Аллаха), как были они упомянуты в случае с пятницей и днём
сомнений, а также серединой ша‘бана для тех, кто привык поститься. А
Всевышний Аллах знает обо всём лучше.
Поэтому, как мне представляется, тексты, имеющие отношения к этому вопросу, можно разделить на три категории.
Категория
первая: тексты, из которых следует, что поститься в субботу разрешено в
любом случае. Например, хадис, в котором Джувайриййа бинт аль-Харис, да
будет доволен ею Аллах, передаёт, что Пророк (мир ему и благословение
Аллаха) зашёл к ней в пятницу, а она в этот день постилась. Он спросил:
«Постилась ли ты вчера?» Она ответила: «Нет». Он спросил: «А собираешься
ли ты поститься завтра?» Она ответила: «Нет». Посланник Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха) сказал: «Тогда прерви свой пост».
К этой же категории можно отнести и хадис Ибн ‘Умара о том, что посланник аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самым любимым для Аллаха является пост Дауда. Он постился через день…» Аль-Бухари. № 3420. Муслим, № 1159.
А
этот означает, что человек, который привык соблюдать пост Дауда (мир
ему), имеет право поститься в субботу, если его пост попадает на этот
день.
Категория вторая: к этой категории относятся тексты, из
которых не следует ни разрешённость, ни запретность. Например, хадис
Убайда аль-Араджа: «Моя бабушка рассказывала мне, что однажды она зашла к
Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в субботу, когда он
обедал. Он сказал ей: “Иди сюда, поешь!” Она ответила: “Я пощусь”.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “Ты постилась
вчера?” Она ответила: “Нет”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение
Аллаха) сказал: “Тогда ешь, ибо пост в субботу — ни за тебя, ни против
себя”» Ахмад и другие. «Силсилят аль-ахадис ас-сахиха», № 225.
К
третьей категории относятся тексты, из которых следует, что любой пост в
субботу, за исключением обязательного, запрещён. Об этой категории
текстов мы упоминали выше. В качестве примера можно привести хадис
ас-Саммы. Как же нам взаимодействовать с этими текстами? Тот, кто
никогда не постится в субботу, за исключением обязательного поста не
противоречит ни одному из этих текстов. Это согласуется с известным в
основах фикха правилом: «Запрещающее предпочитается разрешающему».
В
книге «Аль-итибар» (стр. 39) аль-Хазими, да помилует его Аллах,
сказано, что в подобных случаях, в том числе и в случае с постом в
субботу, от этого действия лучше отказаться: «Потому что совершая
запретное, человек берёт на душу грех, а оставляя дозволенное, он не
совершает греха. Следовательно, от данного действия лучше отказаться…».
Он,
да помилует его Аллах, также сказал о том, как выбрать наиболее
правильное мнение: «Если один хадис представляет собой слова, а другой —
действие, то слова — лучшее разъяснение, а также потому, что среди
учёных нет разногласий относительно того, что слова являются полноценным
доказательством, а относительно действия они разошлись во мнениях:
нужно ли следовать за ним, а также потому, что само по себе действие ни
на что не указывает, в отличие от слов. Следовательно, слова — более
сильный довод».
Таким образом, человек избавляет себя от совершения дела, которое не принесёт ему ни награды, ни наказания.
Аль-Альбани, да помилует его Аллах, сказал после хадиса: «Не поститесь в субботу…»:
«Если
понимать хадис буквально, то он указывает на то, что запрещено
соблюдать пост в субботу, за исключением обязательного поста. И
некоторые учёные, например, ат-Тахави, согласны с этим пониманием. Из
хадиса явно следует, что запрещено поститься в субботу отдельно от
других дней. И я не вижу различий между тем, кто постится в этот день,
даже если он совпадает с днём ‘Арафа или другими благодатными днями и
тем, кто постится в день Праздника, когда он выпадает на понедельник или
четверг, поскольку и то, и другое запрещено. Это мнение большинства
учёных о Празднике, о чём говорится в “Аль-мухалля” (т. 7, стр. 27).
Шейх
Махмуд Махди Истанбули, да помилует его Аллах, сказал в своей книге
“Саум рамадан” (стр. 49): “Из хадиса ясно следует, что поститься в этот
день запрещено, и не указано, идёт ли речь об одном этом дне или о посте
в этот день в сочетании с другими днями, а основой является принятие
хадиса таким, какой он есть. А Аллах знает обо всём лучше”».
Шейх
аль-Альбани, да помилует его Аллах, напомнил о словах посланник Аллаха
(мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, от чего бы ты ни отказался
ради Всевышнего Аллаха, Он непременно заменит его тебе чем-то лучшим»
Ваки‘ в «Аз-зухд» и Амад. Иснад этого хадиса отвечает условиям Муслима.
См. «Силсилят аль-ахадис ад-да‘ифа», № 5. Поэтому пусть вас не печалит,
если вы не постились в день ‘Арафа или ‘Ашура, который выпал на субботу,
учитывая этот хадис.
В связи с этой темой мне вспомнились слова
аль-Бухари в его «Сахихе»: «О бедре сказано следующее… Анас сказал, что
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) открывал своё бедро (Ибн Хаджар,
«фатх аль-Бари», т. 1, стр. 478. Муслим, № 2401). У хадиса Анаса лучше
иснад, а хадис Джархада ближе к осторожности, и таким образом
разрешаются видимые противоречия».
В действительности в этом
вопросе больше подробностей, чем мы упомянули, однако я ограничусь этим
материалом. А Всевышний Аллах знает обо всём лучше.
В любом
случае подобные вопросы не должны приводить к взаимной ненависти и злобе
и становится критерием в лояльности (валя) и отречение (бара).
Аз-Захаби
сказал после того, как привёл вопрос, в котором, как он считал, один из
известных учёных ошибся в своём иджтихаде: «Если бы каждого, кто ошибся
в своём идтихаде притом, что его вера искренна, а сам он стремится
следовать истине, мы обвиняли бы в неверии и приверженности
нововведениям, тогда мало кто из имамов избежал бы нашей критики. Да
помилует Аллах их всех и да покроет Он их Своей милостью и щедростью!»
Аз-Захаби, «Сийар а‘лям ан-нубаля», т. 14, стр. 376.
Уа Ллаху а'лям.
На сайте Свет Ислама тоже есть немного информации по данной теме, ин шаа Аллах может станут яснее некоторые моменты:
‘Абдуллах ибн Буср передаёт от своей сестры по имени ас-Самма, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«لاَ
يَصُومَنَّ أَحَدُكُمْ يَوْمَ السَّبْتِ إِلاَّ فِيمَا افْتُرِضَ
عَلَيْهِ، وَإِنْ لَمْ يَجِدْ إِلاَّ لِحَاءَ شَجَرَةٍ فَلْيَمْضُغْهُ ».
«Не
соблюдайте пост в субботу, за исключением поста, который вменил вам в
обязанность Аллах, и если даже один из вас не найдёт ничего чем можно
прервать пост, кроме кожицы от винограда или веточки дерева пусть пожуёт
её» Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Хаким и другие.
Аль-Альбани назвал его достоверным в «Ирва аль-галил», № 960, и в «Тамам
аль-минна», стр. 405.
Имам ат-Тахави, да помилует его Аллах, сказал после того как привёл упомянутый выше хадис ‘Абдуллаха ибн Бусра: «Некоторые,
опираясь на этот хадис считали добровольный пост в субботу
нежелательным, а другие придерживались противоположного мнения считая,
что ничего плохого в таком посте нет» «Шарх ма‘ани аль-асар», т. 3, стр. 80. Аль-Альбани указал на него в «Ирва аль-галил» (т. 4, стр. 125).
Мнения
учёных относительно добровольного поста в субботу основываются на
утверждения о слабости упомянутого выше хадиса, или же его противоречии
достоверным хадисам, или о том, что он отменён или же о том, что
разрешается поститься в субботу, если человек постится день перед ней
или день после неё (На эту тему написано несколько посланий, в том числе
и «Аль-кауль а-сабит фи саум йаум ас-сабт» шейха Мухаммада аль-Хамуда
ан-Неджди, да хранит его Аллах).
Если говорить собственно о
хадисе, то некоторые учёные считали его надёжным. Например, ат-Тирмизи
назвал его хорошим (хасан). А аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис, отвечающий условиям аль-Бухари».
Аз-Захаби согласился с ним. Ибн Хузайма и Ибн Хиббан также считали этот
хадис достоверным. Ибн Хаджар собрал пути, которыми передаётся этот
хадис. В «Тальхыс аль-хабир» (т. 2, стр. 822). И аль-Альбани собрал их в
«Ирва аль- галил» (960).
Что же касается утверждений о том, что
этот хадис противоречит достоверным, то есть относится к категории шазз
либо со стороны иснада, либо со стороны текста, то такое предположение
сторонники этого мнения высказали только после того, как не смогли
согласовать этот хадис с остальными хадисами на эту тему, и мы не можем
принять это утверждение просто потому, что им показалось невозможным это
согласование. Этот хадис не подходит под признанное определение хадисов
категории шазз, поскольку противоречие в данном случае несколько иного
рода, и это очевидно».
Если говорить о мнении тех, кто
утверждает, что хадис отменён, то это недоказанное утверждение, а потому
мы не можем отказаться учитывать этот хадис на основе этого
утверждения.
Что же касается разрешения соблюдать пост в этот
день вместе с постом в пятницу или в воскресенье, то у нас нет
доказательств подтверждающих это. Исключение очевидно: «Кроме поста,
который Аллах вменил вам в обязанность». Разве посланник Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха) не мог сказать: «Не поститесь в субботу
отдельно от других дней» или: «Не поститесь в субботу иначе как постясь
день перед ней или день после неё»?
В «Тамам аль-минна»
говорится: «Утверждение о том, что подразумевается пост в одну только
субботу отдельно от других дней противоречит словам посланник Аллаха
(мир ему и благословение Аллаха): “Кроме поста, который Аллах вменил вам
в обязанность”. Эти слова как сказал Ибн аль-Каййим в “Тахзиб
ас-сунан”, “являются доказательством того, что запрещено поститься в
субботу как отдельно от других дней, так и вместе с другими днями, если
только речь не идёт об обязательном посте”. Потому что упомянутое
исключение предполагает отсутствие других. Соответственно, любой пост в
субботу в любой форме запрещён кроме обязательного поста, если он
попадает на этот день.
Если бы запрещённым был только пост в
субботу отдельно от других дней. Тогда посланник Аллаха (мир ему и
благословение Аллаха) сказал бы: “Не поститесь в субботу, кроме как
вместе с предыдущим или следующим за ней днём”, как он сказал о пятнице.
А поскольку в качестве единственного исключения он упомянул
обязательный пост, то становится ясно, что во всех иных случаях
соблюдать пост в субботу запрещено.
Если бы существовали иные
исключения, они заслуживали бы упоминания и разъяснения в хадисе больше,
чем исключение, касающееся обязательного поста, потому что мысль о том,
что обязательный пост является исключением, приходит в голову скорее,
чем мысль о том, что пост в субботу вместе с предыдущим или последующим
днём является исключением. Таким образом, упомянутое исключение является
указанием на то, что других исключений из этого правила не существует, и
это очевидно».
Мы можем сказать: «Тот, кто считает, что
разрешается соблюдать добровольный пост в субботу вместе с предыдущим
или последующим днём, приравнивает субботу к пятнице. Но на каком
основании?» Такой человек как будто считает, что если бы посланник
Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не соблюдайте пост в
пятницу, кроме поста, который Аллах вменил вам в обязанность», то этого
было бы достаточно и в остальных хадисах о пятнице не было бы нужды. Да
убережёт нас Аллах от подобных мыслей! К тому же посланник Аллаха (мир
ему и благословение Аллаха) сказал о пятнице то, чего не говорил о
субботе. И среди того, что он сказал о пятнице, как мы уже упоминали,
было: «Если только речь не идёт о посте, который один из вас соблюдает
обычно».
И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о посте в день сомнений: «Если только речь не идет о посте, который человек соблюдает обычно — тогда пусть постится в этот день» Аль-Бухари, № 1914. Муслим, № 1082. Он упомянут далее.
Если
бы разрешалось соблюдать пост в субботу помимо обязательного поста, то
эти исключения были бы упомянуты Посланником Аллаха (мир ему и
благословение Аллаха), как были они упомянуты в случае с пятницей и днём
сомнений, а также серединой ша‘бана для тех, кто привык поститься. А
Всевышний Аллах знает обо всём лучше.
Поэтому, как мне представляется, тексты, имеющие отношения к этому вопросу, можно разделить на три категории.
Категория
первая: тексты, из которых следует, что поститься в субботу разрешено в
любом случае. Например, хадис, в котором Джувайриййа бинт аль-Харис, да
будет доволен ею Аллах, передаёт, что Пророк (мир ему и благословение
Аллаха) зашёл к ней в пятницу, а она в этот день постилась. Он спросил:
«Постилась ли ты вчера?» Она ответила: «Нет». Он спросил: «А собираешься
ли ты поститься завтра?» Она ответила: «Нет». Посланник Аллаха (мир ему
и благословение Аллаха) сказал: «Тогда прерви свой пост».
К этой же категории можно отнести и хадис Ибн ‘Умара о том, что посланник аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самым любимым для Аллаха является пост Дауда. Он постился через день…» Аль-Бухари. № 3420. Муслим, № 1159.
А
этот означает, что человек, который привык соблюдать пост Дауда (мир
ему), имеет право поститься в субботу, если его пост попадает на этот
день.
Категория вторая: к этой категории относятся тексты, из
которых не следует ни разрешённость, ни запретность. Например, хадис
Убайда аль-Араджа: «Моя бабушка рассказывала мне, что однажды она зашла к
Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в субботу, когда он
обедал. Он сказал ей: “Иди сюда, поешь!” Она ответила: “Я пощусь”.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “Ты постилась
вчера?” Она ответила: “Нет”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение
Аллаха) сказал: “Тогда ешь, ибо пост в субботу — ни за тебя, ни против
себя”» Ахмад и другие. «Силсилят аль-ахадис ас-сахиха», № 225.
К
третьей категории относятся тексты, из которых следует, что любой пост в
субботу, за исключением обязательного, запрещён. Об этой категории
текстов мы упоминали выше. В качестве примера можно привести хадис
ас-Саммы. Как же нам взаимодействовать с этими текстами? Тот, кто
никогда не постится в субботу, за исключением обязательного поста не
противоречит ни одному из этих текстов. Это согласуется с известным в
основах фикха правилом: «Запрещающее предпочитается разрешающему».
В
книге «Аль-итибар» (стр. 39) аль-Хазими, да помилует его Аллах,
сказано, что в подобных случаях, в том числе и в случае с постом в
субботу, от этого действия лучше отказаться: «Потому что совершая
запретное, человек берёт на душу грех, а оставляя дозволенное, он не
совершает греха. Следовательно, от данного действия лучше отказаться…».
Он,
да помилует его Аллах, также сказал о том, как выбрать наиболее
правильное мнение: «Если один хадис представляет собой слова, а другой —
действие, то слова — лучшее разъяснение, а также потому, что среди
учёных нет разногласий относительно того, что слова являются полноценным
доказательством, а относительно действия они разошлись во мнениях:
нужно ли следовать за ним, а также потому, что само по себе действие ни
на что не указывает, в отличие от слов. Следовательно, слова — более
сильный довод».
Таким образом, человек избавляет себя от совершения дела, которое не принесёт ему ни награды, ни наказания.
Аль-Альбани, да помилует его Аллах, сказал после хадиса: «Не поститесь в субботу…»:
«Если
понимать хадис буквально, то он указывает на то, что запрещено
соблюдать пост в субботу, за исключением обязательного поста. И
некоторые учёные, например, ат-Тахави, согласны с этим пониманием. Из
хадиса явно следует, что запрещено поститься в субботу отдельно от
других дней. И я не вижу различий между тем, кто постится в этот день,
даже если он совпадает с днём ‘Арафа или другими благодатными днями и
тем, кто постится в день Праздника, когда он выпадает на понедельник или
четверг, поскольку и то, и другое запрещено. Это мнение большинства
учёных о Празднике, о чём говорится в “Аль-мухалля” (т. 7, стр. 27).
Шейх
Махмуд Махди Истанбули, да помилует его Аллах, сказал в своей книге
“Саум рамадан” (стр. 49): “Из хадиса ясно следует, что поститься в этот
день запрещено, и не указано, идёт ли речь об одном этом дне или о посте
в этот день в сочетании с другими днями, а основой является принятие
хадиса таким, какой он есть. А Аллах знает обо всём лучше”».
Шейх
аль-Альбани, да помилует его Аллах, напомнил о словах посланник Аллаха
(мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, от чего бы ты ни отказался
ради Всевышнего Аллаха, Он непременно заменит его тебе чем-то лучшим»
Ваки‘ в «Аз-зухд» и Амад. Иснад этого хадиса отвечает условиям Муслима.
См. «Силсилят аль-ахадис ад-да‘ифа», № 5. Поэтому пусть вас не печалит,
если вы не постились в день ‘Арафа или ‘Ашура, который выпал на субботу,
учитывая этот хадис.
В связи с этой темой мне вспомнились слова
аль-Бухари в его «Сахихе»: «О бедре сказано следующее… Анас сказал, что
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) открывал своё бедро (Ибн Хаджар,
«фатх аль-Бари», т. 1, стр. 478. Муслим, № 2401). У хадиса Анаса лучше
иснад, а хадис Джархада ближе к осторожности, и таким образом
разрешаются видимые противоречия».
В действительности в этом
вопросе больше подробностей, чем мы упомянули, однако я ограничусь этим
материалом. А Всевышний Аллах знает обо всём лучше.
В любом
случае подобные вопросы не должны приводить к взаимной ненависти и злобе
и становится критерием в лояльности (валя) и отречение (бара).
Аз-Захаби
сказал после того, как привёл вопрос, в котором, как он считал, один из
известных учёных ошибся в своём иджтихаде: «Если бы каждого, кто ошибся
в своём идтихаде притом, что его вера искренна, а сам он стремится
следовать истине, мы обвиняли бы в неверии и приверженности
нововведениям, тогда мало кто из имамов избежал бы нашей критики. Да
помилует Аллах их всех и да покроет Он их Своей милостью и щедростью!»
Аз-Захаби, «Сийар а‘лям ан-нубаля», т. 14, стр. 376.
Уа Ллаху а'лям.
Re: Не соблюдайте пост в субботу, за исключением обязательного поста
Ассалам алейкум уа рахматуллахи уа баракятуху.Джазакаллаху хайран
Гость- Гость
Re: Не соблюдайте пост в субботу, за исключением обязательного поста
ассаляму алейкунна.
ухти.
Дополню
Передают, что ас-Самма бинт Буср (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Не соблюдайте пост по субботам, за исключением поста, который является обязательным! И даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или ветки с дерева, то все равно жуйте их». Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджах, ад-Дарими, аль-Байхакъи, Ибн Хузайма, аль-Хаким, Ибн Шахин, ат-Тахауи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7235.
Шейх Шамсуль-Хакъ ‘Азым Абади о словах: «И даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или ветки с дерева, то все равно жуйте их», сказал: “Это является строгим указанием на запрет поста в субботу”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 7/49.
Шейх Ибн аль-Къайим в «Тахзибу-Ссунан» говорил: “Слова: «за исключением поста, который является обязательным», являются доказательством на запрет любого поста, кроме обязательного. И нет разницы, соблюдается добровольный пост лишь в субботу или и в другие дни наряду с субботой”.
Однако он сам посчитал этот хадис недостоверным.
Среди ученых есть разногласия относительно дозволенности соблюдения добровольного поста в субботу. Например, шейх аль-Альбани, опираясь на приведенный хадис, считал, что соблюдать добровольный пост по субботам категорически запрещено, кроме обязательных видов поста, как пост Рамадана, искупительный пост и пост по обету. И в этом он опирался на понимание сподвижника 'Абдуллаха ибн Бусра, который также запрещал пост в субботу, что приводит имам ан-Насаи в "ас-Сунан аль-кубра". И кстати именно его семья распространила хадис пророка (мир ему и благословения Аллаха) о запрете поста в субботу.
Другие ученые считали, что соблюдать пост по субботам можно, поскольку считали данный хадис недостоверным, и это имам Малик.
Некоторые говорили, что этот запрет отменен, и это имам Абу Дауд.
А большинство ученых, объединив мнения, считали, что не следует поститься только лишь с субботу, и если соблюдать пост наряду с каким-либо днем, то тогда нет ничего страшного в соблюдении поста в субботу.
Что касается мнения тех, кто считал этот хадис недостоверным, то оно ошибочное, поскольку у данного хадиса есть множество версий, каждые из которых усиливают друг друга. Поэтому имам ан-Науауи сказал: “Эти слова (что хадис недостоверный) неприемлемы, ибо многие имамы подтвердили достоверность этого хадиса”. См. «аль-Маджму’» 6/440.
Среди имамов подтвердивших достоверность этого хадиса: ат-Тирмизи, аль-Хаким, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Ибн ас-Сакан, ад-Дыя аль-Макъдиси, Ибн Къудама, аз-Захаби, Ибн аль-Муляккъин, аль-‘Иракъи, Ибн Хаджар аль-Хайтами, аль-Альбани и др. См. «аль-Фуру’» 3/92, «Баянуль-уахм уаль-ихам» 4/269.
То же самое обстоит и со словами, что этот хадис отменен, ибо никаких достоверных указаний на этот счет нет. Имам ас-Субки упомянув слова Абу Дауда: “Этот хадис отмененный”, сказал: “Эти слова неприемлемы. Где доказательство на отмену этого хадиса?!” См. “ад-Динуль-халис” 8/393.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: “Аду Дауд назвал хадис отмененным, однако это не так, и этот хадис достоверный, несмотря на то, что Малик считал иначе”. См. “Итхаф ахлюль-Ислям би хусусыяти-ссыям” 316-317.
Что касается мнения большинства ученых, сказавших, что в хадисе речь идет о запрете на соблюдение поста именно в субботу, то их аргументы также весьма сильны, особенно следующий хадис:
Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Чаще всего посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) постился по субботам и воскресеньям, и он говорил: «Эти дни являются праздниками для многобожников, и я хочу от них отличаться»". Ахмад 6/323, ан-Насаи в “ас-Сунан аль-Кубра” 2/2776, аль-Байхакъи 4/313.
Но относительно достоверности этого хадиса также были большие разногласия. Например, хафиз ‘Абдуль-Хакъ аль-Ишбили, хафиз Ибн аль-Къаттан и шейх аль-Альбани считали его слабым. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 1099.
Однако имамы Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Муфлих, Ибн Хаджар аль-Хайтами, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шуайб аль-Арнаут считали этот хадис достоверным.
ДНИ, В КОТОРЫЕ ПОРИЦАЕТСЯ И ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОСТ
ухти.
Дополню
Передают, что ас-Самма бинт Буср (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Не соблюдайте пост по субботам, за исключением поста, который является обязательным! И даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или ветки с дерева, то все равно жуйте их». Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджах, ад-Дарими, аль-Байхакъи, Ибн Хузайма, аль-Хаким, Ибн Шахин, ат-Тахауи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7235.
Шейх Шамсуль-Хакъ ‘Азым Абади о словах: «И даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или ветки с дерева, то все равно жуйте их», сказал: “Это является строгим указанием на запрет поста в субботу”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 7/49.
Шейх Ибн аль-Къайим в «Тахзибу-Ссунан» говорил: “Слова: «за исключением поста, который является обязательным», являются доказательством на запрет любого поста, кроме обязательного. И нет разницы, соблюдается добровольный пост лишь в субботу или и в другие дни наряду с субботой”.
Однако он сам посчитал этот хадис недостоверным.
Среди ученых есть разногласия относительно дозволенности соблюдения добровольного поста в субботу. Например, шейх аль-Альбани, опираясь на приведенный хадис, считал, что соблюдать добровольный пост по субботам категорически запрещено, кроме обязательных видов поста, как пост Рамадана, искупительный пост и пост по обету. И в этом он опирался на понимание сподвижника 'Абдуллаха ибн Бусра, который также запрещал пост в субботу, что приводит имам ан-Насаи в "ас-Сунан аль-кубра". И кстати именно его семья распространила хадис пророка (мир ему и благословения Аллаха) о запрете поста в субботу.
Другие ученые считали, что соблюдать пост по субботам можно, поскольку считали данный хадис недостоверным, и это имам Малик.
Некоторые говорили, что этот запрет отменен, и это имам Абу Дауд.
А большинство ученых, объединив мнения, считали, что не следует поститься только лишь с субботу, и если соблюдать пост наряду с каким-либо днем, то тогда нет ничего страшного в соблюдении поста в субботу.
Что касается мнения тех, кто считал этот хадис недостоверным, то оно ошибочное, поскольку у данного хадиса есть множество версий, каждые из которых усиливают друг друга. Поэтому имам ан-Науауи сказал: “Эти слова (что хадис недостоверный) неприемлемы, ибо многие имамы подтвердили достоверность этого хадиса”. См. «аль-Маджму’» 6/440.
Среди имамов подтвердивших достоверность этого хадиса: ат-Тирмизи, аль-Хаким, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Ибн ас-Сакан, ад-Дыя аль-Макъдиси, Ибн Къудама, аз-Захаби, Ибн аль-Муляккъин, аль-‘Иракъи, Ибн Хаджар аль-Хайтами, аль-Альбани и др. См. «аль-Фуру’» 3/92, «Баянуль-уахм уаль-ихам» 4/269.
То же самое обстоит и со словами, что этот хадис отменен, ибо никаких достоверных указаний на этот счет нет. Имам ас-Субки упомянув слова Абу Дауда: “Этот хадис отмененный”, сказал: “Эти слова неприемлемы. Где доказательство на отмену этого хадиса?!” См. “ад-Динуль-халис” 8/393.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: “Аду Дауд назвал хадис отмененным, однако это не так, и этот хадис достоверный, несмотря на то, что Малик считал иначе”. См. “Итхаф ахлюль-Ислям би хусусыяти-ссыям” 316-317.
Что касается мнения большинства ученых, сказавших, что в хадисе речь идет о запрете на соблюдение поста именно в субботу, то их аргументы также весьма сильны, особенно следующий хадис:
Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Чаще всего посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) постился по субботам и воскресеньям, и он говорил: «Эти дни являются праздниками для многобожников, и я хочу от них отличаться»". Ахмад 6/323, ан-Насаи в “ас-Сунан аль-Кубра” 2/2776, аль-Байхакъи 4/313.
Но относительно достоверности этого хадиса также были большие разногласия. Например, хафиз ‘Абдуль-Хакъ аль-Ишбили, хафиз Ибн аль-Къаттан и шейх аль-Альбани считали его слабым. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 1099.
Однако имамы Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Муфлих, Ибн Хаджар аль-Хайтами, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шуайб аль-Арнаут считали этот хадис достоверным.
ДНИ, В КОТОРЫЕ ПОРИЦАЕТСЯ И ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОСТ
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Re: Не соблюдайте пост в субботу, за исключением обязательного поста
Уа алейкум ас салям уа рахматуЛлахи уа баракатух! Джазаки Лляху хейран! сестры, если завтра я не буду поститься, тогда за место завтрашнего дня мне надо будет еще один день додержать ?? я правильно поняла?
meruert- Модератор
- Сообщения : 535
Дата регистрации : 2012-07-09
ислам
33
Альхамдуллилях!
Re: Не соблюдайте пост в субботу, за исключением обязательного поста
ва иййяки ухти.
Ну если ухти ты этот день не держишь, конечно тебе надо будет держать в другой день.
Ну если ухти ты этот день не держишь, конечно тебе надо будет держать в другой день.
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
meruert- Модератор
- Сообщения : 535
Дата регистрации : 2012-07-09
ислам
33
Альхамдуллилях!
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Похожие темы
» Она соблюдала шестидневный пост в месяц шаууаль и желает продолжить пост
» Объединение намерения возмещения обязательного поста и 6 дн. Шууаль.
» Пост в Ашура тем, кто имеет долг поста в Рамадан
» Пост в месяце Шаууаль после поста в Рамадане.
» Совпадение поста по обету с днем, в который пост запрещен
» Объединение намерения возмещения обязательного поста и 6 дн. Шууаль.
» Пост в Ашура тем, кто имеет долг поста в Рамадан
» Пост в месяце Шаууаль после поста в Рамадане.
» Совпадение поста по обету с днем, в который пост запрещен
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения