Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Ассаламу алейкум сестра! С возвращением!
Чтобы участвовать во всех форумах и разделах-зарегистрируйся или активизируйся, инша Аллах!

Это закрытый Клуб соблюдающих мусульманок.
Только для женщин.
Доступ братьям запрещен!!!
БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ, БРАТЬЯ!
ЭТОТ ФОРУМ ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН.

СЕСТРЫ, Пусть наше общение будет полезным!
Барак Аллаху фикум!


Join the forum, it's quick and easy

Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Ассаламу алейкум сестра! С возвращением!
Чтобы участвовать во всех форумах и разделах-зарегистрируйся или активизируйся, инша Аллах!

Это закрытый Клуб соблюдающих мусульманок.
Только для женщин.
Доступ братьям запрещен!!!
БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ, БРАТЬЯ!
ЭТОТ ФОРУМ ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН.

СЕСТРЫ, Пусть наше общение будет полезным!
Барак Аллаху фикум!
Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота

Перейти вниз

Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота Empty Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота

Сообщение автор bint_abu_bakr Чт Окт 03, 2013 12:53 am

Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота 3613700284 

Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота




Мы восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Кого поведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, кого же Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь.

Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит его Аллах, а также его семью, всех его сподвижников и тех, кто следовал за ними в совершении благих дел.

Возможно, некоторые читатели уже знакомы с книгой «Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота» («Ахкаму аль-удхия ва аз-зака»), написанной мной несколько лет назад. В ней были подробно исследованы различные вопросы по теме жертвоприношения, а сама книга состояла из 93-х страниц. В том сборнике упоминались разногласия, существующие по отдельным вопросам, а также продолжительные дискуссии ученых, которые могут утомлять читателя. Поэтому я решил составить краткий конспект[1] этой книги, удалив всё, в чем нет острой необходимости, и добавив то, в чем существует потребность.

Прошу Аллаха сделать весь этот труд искренним ради Его Лика, чтобы он послужил разъяснением Его Закона и был полезен для нас и для всех мусульман. Воистину, Аллах – Щедрый, Дарующий.

Шейх Мухаммад ибн Салихаль-Усаймин
(да одарит Аллах его своей милостью)




почему ислам
bint_abu_bakr
bint_abu_bakr
Супермодератор
Супермодератор

Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Религия Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
Возраст 33
Настроение Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.

Вернуться к началу Перейти вниз

Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота Empty Re: Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота

Сообщение автор bint_abu_bakr Чт Окт 03, 2013 12:56 am

Раздел первый: определение понятия «жертвоприношение» (удхия) и его статус в Шариате

Определение: жертвоприношение (удхия) – это забой соответствующих для данного случая животных[2] в дни праздника ‘Ид аль-Адха (Курбан-байрам)[3] с целью поклонения Аллаху (Велик Он и Славен).

Жертвоприношение (удхия) – это один из символов Ислама, утверждённых Книгой Всевышнего Аллаха, Сунной Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и единым мнением всех учёных Ислама (иджма’). Аллах Всевышний сказал:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Коран, 108:2).

قُلْ إِنَّ صَلاَتِى وَنُسُكِى وَمَحْيَاىَ وَمَمَاتِى للَّهِ رَبِّ الْعَـلَمِينَ * لاَ شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَاْ أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ

«Скажи: “Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (нусук) посвящены Аллаху, моя жизнь и моя смерть принадлежат Ему, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман”» (Коран, 6:162-163).

«Нусук» (نُسُكِ), о котором говорится в аяте, означает «забой скота». Это мнение Саида ибн Джубейра. Некоторые учёные сказали, что под словом «нусук» подразумеваются все виды поклонения, в том числе забой жертвенного скота. Данное высказывание несет в себе более широкое понимание слова «нусук». Также Всевышний Аллах сказал:

وَلِكُلِّ أُمَّةٍ جَعَلْنَا مَنسَكًا لِّيَذْكُرُواْ اسْمَ اللَّهِ عَلَى مَا رَزَقَهُمْ مِّن بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ فَإِلَـهُكُمْ إِلَـهٌ وَحِدٌ فَلَهُ أَسْلِمُواْ وَبَشِّرِ الْمُخْبِتِينَ

«Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты [о Мухаммад] сообщи благую весть смиренным» (Коран, 22:34).

В сборниках хадисов «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим» сообщается, что Анас ибн Малик (да будет им доволен Аллах) сказал:

ضحى النبي صلى الله عليه وسلّم بكبشين أملحين ذبحهما بيده وسمى وكبر، وضع رجله على صفاحهما

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принёс в жертву двух тучных черно-белых баранов, он зарезал их своей рукой, сказав: «Би-сми-Ллях» (С именем Аллаха) и «Аллаху Акбар» (Аллах самый Великий). [Во время забоя] он ставил ногу им на бока»[4].

‘Укба ибн ‘Амир (да будет им доволен Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) распределил жертвенных животных между своими сподвижниками, и ‘Укбе досталась полугодовалая овца[5]. Он сказал: «О посланник Аллаха, мне досталась полугодовалая овца». Пророк ответил: «Принеси её в жертву»[6].

Сообщается со слов аль-Бараа ибн ‘Азиба (да будет им доволен Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من ذبح بعد الصلاة فقد تم نسكه وأصاب سنة المسلمين

«Кто зарежет [жертвенное животное] после [праздничного] намаза, тот сделает свой обряд совершенным и выполнит сунну мусульман»[7].

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал жертвоприношение (удхия), и его сподвижники поступали так же. Пророк сообщил нам, что жертвоприношение – это сунна мусульман, т.е. их путь и традиция, поэтому все богословы едины в том, что данное действие является одним из установлений Шариата. Однако они разошлись во мнениях, является ли жертвоприношение (удхия) особо поощряемым действием (сунна муаккада) или же это непреложная обязанность (ваджиб), которую не разрешается оставлять.

Большинство учёных придерживается мнения, что жертвоприношение (удхия) является особо поощряемым видом поклонения (сунна муаккада). Данная точка зрения принята в мазхабе имама аш-Шафии, а также является наиболее устоявшимся мнением в мазхабах Малика и Ахмада.

Другие учёные говорят, что жертвоприношение (удхия) – это обязательное действие (ваджиб). Эта точка зрения принята в мазхабе имама Абу Ханифы, а также является одним из мнений, передаваемых от имама Ахмада. К такому же заключению пришел и Шейх-уль-Ислам ибн Таймийя, он сказал: «Это одно из двух мнений, бытующих в мазхабе Малика, или даже более явное в мазхабе Малика».

Забой жертвенного животного лучше, чем раздача равноценной милостыни в денежном эквиваленте, так как жертвоприношение (удхия) является деянием самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, а также потому, что забой жертвенного скота считается одним из самых известных обрядов, установленных Всевышним Аллахом. Если люди заменят данный обряд раздачей милостыни, то исчезнет и этот символ Ислама. Если бы раздача милостыни по цене жертвенного животного была лучше, чем забой скота, или хотя бы равнялась ему, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) непременно разъяснил бы этот факт для членов своей уммы (общины), как словом, так и делом. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал нам на всё, в чём есть благо, не оставив ничего без внимания. И, несомненно, что давать милостыню легче, чем трудиться над жертвоприношением, но, тем не менее, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал нам именно на него, несмотря на то, что из двух дел он (мир ему и благословение Аллаха) выбирал всегда наиболее легкое. Однажды во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) людей постиг голод, тогда он сказал:

من ضحى منكم فلا يصبحن بعد ثالثة في بيته شيء

«Кто совершил жертвоприношение (удхия), то пусть ни в коем случае в его доме не остается ничего [из жертвенного мяса] по истечении трех дней». Когда настал следующий год, сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, следует ли нам поступить так же, как мы сделали в прошлом году?» Пророк ответил:

كلوا واطعموا وادخروا فإن ذلك العام كان في الناس جهد فأردت أن تعينوا فيها

«Ешьте, кормите и запасайтесь. В том году людей постигла трудность, и я хотел, чтобы вы помогли им её преодолеть» [8].

Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Уместное жертвоприношение лучше, чем равноценная ей милостыня». Также он сказал:

«Если при совершении Хаджа[9] (таматту’ или кыран[10]) вместо того, чтобы зарезать жертвенное животное (хадй)¹, паломник отдаст милостыню, многократно превышающую стоимость этого животного, то это никак не заменит необходимого жертвоприношения, точно так же и жертвоприношение (удхия) [в дни празднования ‘Ид аль-Адха]».

Жертвоприношение за умерших

Совершение жертвоприношения (удхия) в своей основе предписано живым, то есть это веление адресовано тем, кто ещё не покинул наш мир. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники совершали жертвоприношение за себя и за свои семьи. Что касается широко распространенного среди людей обычая совершать жертвоприношение (удхия) специально за умерших, то такое действие не имеет под собой никакой основы.

Жертвоприношение (удхия) за умерших может быть трёх видов:

1) Когда человек совершает жертвоприношение (удхия) за мертвых и за живых одновременно. Например, человек приносит животное в жертву за всю свою семью, подразумевая при этом как живых, так и мертвых членов своей семьи. Основанием допустимости такого действия служит то, как совершал жертвоприношение сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Он производил жертвенное заклание (удхия) за себя и за членов своей семьи, в число которых входили как живые, так и те, кто уже умер.

2) Когда человек совершает жертвоприношение (удхия) за мертвого в соответствии с завещанием, которое умерший оставил перед смертью, тогда наследник обязан выполнить данное завещание. Доводом на обязательность данного жертвоприношения являются слова Всевышнего Аллаха:

فَمَن بَدَّلَهُ بَعْدَمَا سَمِعَهُ فَإِنَّمَآ إِثْمُهُ عَلَى الَّذِينَ يُبَدِّلُونَهُ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

«Если же кто-либо изменит завещание после того, как он выслушал его, то вина ложится только на тех, кто его изменил. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» (Коран, 2:181).

3) Когда человек совершает жертвоприношение (удхия) за мертвых обособленно (то есть отдельно от живых), в качестве милостыни для них. Учёные-правоведы (факихи) ханбалитского мазхаба указали в своих книгах, что подобное действие разрешено, награда за это жертвоприношение (удхия) дойдет до умершего, и он получит от этого пользу. К такому мнению они пришли, проведя аналогию (кыяс) между жертвоприношением (удхия) и милостыней (садака). Однако, на наш взгляд, такое рассуждение ошибочно, и заклание жертвенных животных (удхия) специально за умерших не является Сунной. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), как известно, никогда не совершал жертвоприношение (удхия) за кого-то из умерших в отдельности. Он не приносил жертву за своего дядю Хамзу ибн Абдуль-Мутталиба, который был одним из его самых любимых родственников. Также он не делал жертвоприношения за своих детей, умерших при его жизни (а это три дочери, которые уже были замужем, и три маленьких сына). Он не совершал жертвоприношения (удхия) и за свою жену Хадиджу, которая была его самой любимой женой. Также нет никаких доказательств тому, чтобы кто-либо из сподвижников в эпоху Пророка (мир ему и благословение Аллаха) производил жертвенное заклание (удхия) за кого-то из умерших.

Мы считаем грубой ошибкой то, когда люди совершают жертвоприношение за мертвого через год после его смерти. Они называют эту жертву «удхият аль-хуфра» (жертвоприношение за могилу) и считают, что нельзя делить награду за это жертвоприношение между покойником и кем-то ещё (т.е. оно должно быть сделано только от имени какого-то конкретного покойника). Также является ошибочным, когда человек совершает жертвоприношение (удхия) в качестве милостыни (садака) за мертвых, или выполняя завещание умершего, но при этом он не приносит жертву за себя и свою семью. Если бы люди знали, что заклание животного (удхия), приобретенного на свои деньги, за себя и за свою семью охватывает как живых, так и умерших, то они не отказывались бы от этого в пользу обособленного жертвоприношения только за мертвых.

продолж. следует, ин шаа Ллах.
bint_abu_bakr
bint_abu_bakr
Супермодератор
Супермодератор

Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Религия Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
Возраст 33
Настроение Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.

Вернуться к началу Перейти вниз

Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота Empty Re: Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота

Сообщение автор bint_abu_bakr Чт Окт 03, 2013 12:57 am

Раздел второй: условия жертвоприношения (удхия)

Для совершения жертвоприношения (удхия) необходимо соблюдение шести условий:

Условие первое: животное, приносимое в жертву, должно быть домашним скотом (бахимат аль-ан’ам). Такими животными являются только верблюды, коровы, овцы и козы[11]. Это условие основывается на следующих словах Всевышнего:

وَلِكُلِّ أُمَّةٍ جَعَلْنَا مَنسَكًا لِّيَذْكُرُواْ اسْمَ اللَّهِ عَلَى مَا رَزَقَهُمْ مِّن بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ فَإِلَـهُكُمْ إِلَـهٌ وَحِدٌ فَلَهُ أَسْلِمُواْ وَبَشِّرِ الْمُخْبِتِينَ

«Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной (бахимат аль-ан’ам), которой Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным» (Коран, 22:34).

В понятие «домашний скот» (бахимат аль-ан’ам) входят только верблюды, коровы, овцы и козы, как это употребляется в арабской речи. Это мнение аль-Хасана аль-Басри, Катады и многих других учёных.

Условие второе: жертвенное животное должно достигать соответствующего возраста, определённого Шариатом. Если это овца или баран, то животное должно быть полугодовалым (джаза’а[12] – то есть не меньше 6-ти месяцев), а если это какое-то другое животное, то оно должно достичь зрелого возраста (санийя[13]). Это условие основывается на словах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

لا تذبحوا إلا مسنة إلا أن تعسر عليكم فتذبحوا جذعة من الضأن

«Не закалывайте животных, не достигших зрелости (мусинна[14]), кроме тех случаев, когда это тяжело для вас, и в таком случае можете закалывать только овец полугодовалыми (джаза’а)»[15].

Понятие «мусинна» включает в себя все возрастные этапы, начиная со зрелости (санийя) и старше, а полугодовалым (джаза’а) называется животное, ещё не достигшее возраста зрелости (санийя).

Зрелым верблюдом (санийя) называется животное, достигшее пяти лет. Зрелой коровой (санийя) называется животное, достигшее двух лет. Козы и овцы считаются достигшими зрелого возраста (санийя), когда им исполняется один год. Полугодовалым (джаза’а) считается животное, достигшее шести месяцев. Считается недействительным жертвоприношение (удхия) верблюдов, коров и коз до достижения ими зрелого возраста (санийя), и овец до достижения полугодовалого возраста (джаза’а)[16].

Условие третье: жертвенное животное должно быть лишено пороков и недостатков, которые делают жертвоприношение недействительным. Всего эти пороки делятся на четыре вида:

1) Явный дефект глаз, когда у животного глубоко впалые глаза или, наоборот, выпуклые, или они полностью белые, что явно указывает на их дефект.

2) Явная болезнь, симптомы которой наблюдаются у животного, когда его лихорадит, оно не пасётся, у него нет аппетита; когда на животном явно видна парша, способная испортить мясо и повлиять на его санитарную чистоту. Также запрещено животное, которое имеет глубокую рану, влияющую на состояние его здоровья или имеет другие заболевания, подобные названным.

3) Явная хромота, которая мешает животному правильно двигаться во время ходьбы.

4) Чрезмерная худоба, из-за которой животное лишается костного мозга.

Когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о том, чего следует избегать при выборе жертвенных животных, он указал рукой и сказал:

أربعاً: العرجاء البين ضلعها، والعوراء البين عورها، والمريضة البين مرضها، والعجفاء التي لا تنقى

«Четыре [вида животных]: хромающее животное с явным искривлением, животное с ярко выраженным дефектом глаз, животное, болезнь которого очевидна и исхудавшее животное, у которого нет костного мозга[17]»[18].

В другой версии этого хадиса также сообщается, что Бараа ибн ‘Азиб сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встал среди нас и сказал: «Четыре вида животных не дозволены в качестве жертвоприношения (удхия)…», и далее перечислил то же, что и в вышеприведённом хадисе.

Эти четыре недостатка делают животное непригодным для жертвоприношения (удхия) по причине их ущербности. Непригодными для жертвенного заклания (удхия) являются также животные, обладающие подобными или более серьёзными недостатками, нежели четыре упомянутых вида. Для жертвоприношения также непригодны следующие животные:

1) ‘Амья (العمياء) – животное слепое на оба глаза.

2) Мабшума (المبشومة) – животное, переевшее и страдающее несварением желудка. Такое животное непригодно до тех пор, пока не восстановится и пока не исчезнет риск его гибели.

3) Мутаваллида (المتولدة) – животное после тяжёлых родов. Такое животное также непригодно для жертвоприношения (удхия), пока не исчезнет риск его гибели.

4) Животное, получившее травму, от которой оно может умереть, например, вследствие удушья, падения. Такое животное непригодно, пока не исчезнет риск его гибели.

5) Замна (الزمنى) – животное, которое не может ходить.

6) Животное, у которого отсутствует одна из конечностей.

Если мы прибавим эти недостатки к тем четырём, что были упомянуты в тексте хадиса, то общее число пороков, делающих животное непригодным для жертвенного заклания (удхия), будет равняться десяти; шесть этих и четыре перечисленных выше.

Условие четвёртое: жертвенное животное должно принадлежать тому, кто совершает жертвоприношение (удхия), либо оно должно быть дозволенным ему по Шариату, либо он должен иметь разрешение хозяина. Принесение в жертву (удхия) животного, которым человек не владеет, недействительно. К таким животным относятся незаконно присвоенные, ворованные животные, либо отнятые у хозяина посредством лживого иска, обманных притязаний и другими подобными способами. Ведь поклонение не считается действительным, если ради его совершения человек ослушался Аллаха в чем-то другом.

Если опекун совершит жертвоприношение (удхия) на деньги сироты, и если такие действия считаются обычными в данном обществе, а несовершение жертвоприношения по причине отсутствия личных средств доставит моральные страдания опекуну сироты, то такое жертвоприношение будет действительным.

Также позволяется совершать жертвоприношение (удхия) по поручению другого человека за его деньги.

Условие пятое: животное, приносимое в жертву, никак не должно быть связано с правами других людей. Поэтому не разрешается приносить в жертву (удхия) животное, находящееся в залоге[19].

Условие шестое: человек должен совершить заклание жертвенного животного (удхия) в ограниченный Шариатом временной отрезок, который начинается сразу после завершения праздничной молитвы в День Жертвоприношения (также он называется День Заклания, яум ан-нахр)[20] и продолжается до захода солнца в последний из дней Ташрика[21], который приходится на тринадцатый день месяца Зу-ль-хиджа. Таким образом, время, в которое полагается совершить забой жертвенных животных – это четыре дня: день ‘Ид аль-Адха (Курбан-Байрам) после праздничного намаза и три последующих дня. Поэтому, если человек зарежет животное до окончания праздничной молитвы или после захода солнца в последний день Ташрика, его жертвоприношение будет недействительным. Сообщается со слов Бараа ибн ‘Азиба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من ذبح قبل أن يصلي فليعد مكانها أخرى

«Кто совершил забой жертвенного животного до того, как прочитал праздничную молитву, пусть принесёт в жертву другое животное»[22].

Сообщается со слов Нубейша аль-Хузали, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أيام التشريق أيام أكل وشرب وذكر لله عز وجل

«Дни Ташрика – это дни еды, питья и поминания Аллаха, Велик Он и Славен»[23].

Если же опоздание произошло по уважительной причине (например, от человека убежало жертвенное животное без упущения с его стороны, и он нашёл его только по завершении положенного времени, или было дано поручение другому человеку, а тот забыл выполнить его вовремя), то в таком случае нет ничего предосудительного в том, что жертвенное животное будет зарезано по истечении указанного времени, ведь у человека была веская причина. Основой для такого облегчения служит аналогия (кыяс), проведённая между этой ситуацией и ситуацией, когда человек просыпает время молитвы или забывает, а потом совершает её после того, как проснётся или вспомнит о ней.

Также разрешается заклание жертвенных животных (удхия) как днем, так и ночью, но днём лучше, а если это сделано в день праздника (‘Ид аль-Адха) сразу после проповеди[24], то ещё лучше. При этом каждый предыдущий из предписанных дней важнее последующего, потому что в скором выполнении любого религиозного предписания выражается стремление человека спешить к довольству Всевышнего.
bint_abu_bakr
bint_abu_bakr
Супермодератор
Супермодератор

Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Религия Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
Возраст 33
Настроение Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.

Вернуться к началу Перейти вниз

Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота Empty Re: Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота

Сообщение автор bint_abu_bakr Чт Окт 03, 2013 12:59 am

Раздел третий: несколько слов о том, какой вид и какие качества в жертвенном животном считаются самыми лучшими, а какие – нежелательными (макрух)

Самым лучшим видом жертвоприношения (удхия) считается заклание целого верблюда[25], затем меньше по степени идёт заклание целой коровы, затем овцы, затем козы, затем седьмой части верблюда, затем седьмой части коровы.

Лучшим же в плане качества для принесения в жертву (удхия) животным является самое приятное на вид, наиболее упитанное и мясистое. Сообщается, что Анас ибн Малик (да будет им доволен Аллах) сказал:

كان يضحي بكبشين أقرنين أملحين

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принес в жертву двух больших рогатых черно-белых баранов»[26].

Сообщается, что Абу Саид аль-Худри (да будет им доволен Аллах) сказал:

ضحى النبي صلى الله عليه وسلّم بكبش أقرن فحيل يأكل في سواد، وينظر في سواد ويمشي في سواد

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принес в жертву (удхия) огромного неоскоплённого барана, с черным ртом, черными глазами и черными конечностями»[27].

Сообщается, что Абу Рафи’, вольноотпущенник Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказал:

كان النبي صلى الله عليه وسلّم إذا ضحى اشترى كبشين سمينين وفي لفظ: موجوءين

«Если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал жертвоприношение, то обычно он покупал для этого двух больших жирных баранов», или, как говорится в другом риваяте[28] этого хадиса, «…оскопленных…»[29].

«Оскопленные» – то есть кастрированные. Такие бараны лучше неоскопленных тем, что их мясо приятнее на вкус. Неоскопленный баран, в свою очередь, лучше тем, что он имеет более совершенный облик, и все его органы в сохранности.

Мы упомянули самые лучшие виды жертвоприношений (удхия) и самые лучшие качества жертвенных животных. Теперь перейдем к нежелательным качествам (макрух):

1) ‘Адба (العضباء) – животное, у которого отрезана половина или более рога или уха.

2) Мукабаля (المقابلة) – животное, которое имеет надрез по ширине уха с передней стороны.

3) Мудабара (المدابرة) – животное, которое имеет надрез по ширине уха с задней стороны.

4) Шарка (الشرقاء) – животное, которое имеет надрез вдоль уха.

5) Харка (الخرقاء) – животное, у которого обожжено ухо.

6) Мусфара (المصفرة) – животное, у которого ухо отрезано настолько, что виден слуховой канал.

7) Муста’саля (المستأصلة) – животное, у которого рог отвалился полностью.

8) Бахка (البخقاء) – животное, которое потеряло один глаз, но другой остался.

9) Мушайя’а (المشيعة) – овца, которая из-за своей слабости не идёт вместе со стадом и отстаёт, её необходимо постоянно подгонять, чтобы она шла вместе со всеми.

Все эти качества нежелательны (макрух), о чём сообщается в хадисах, предостерегающих от того, чтобы совершать заклание (удхия) животных, обладающих вышеперечисленными недостатками. Эти качества отнесены к категории нежелательных (макрух) действий, а не запретных (харам), по результатам сопоставления хадисов, предостерегающих от подобных качеств, а хадиса, передаваемого со слов Бараа ибн ‘Азиба, который мы приводили в третьем условии жертвоприношения (удхия).

Также к нежелательным (макрух) для жертвенных животных качествам относятся и другие, подобные вышеперечисленным, это:

1) Батра (البتراء) – это верблюды, коровы или козы, у которых отрезана половина хвоста.

2) Животное, у которого отрезано меньше половины курдюка. Если же у животного отрезана половина курдюка или больше, то, по мнению большинства учёных, такое животное вообще непригодно для жертвенного заклания (удхия). Если же животное от рождения не имеет курдюка, то оно пригодно для жертвоприношения (удхия).

3) Животное с отрезанным членом[30].

4) Животное, которое потеряло зубы, даже если у него выпали только верхние или нижние резцы (передние зубы). Если же зубы отсутствуют у животного от рождения, то заклание (удхия) такого животного не является нежелательным (макрух).

5) Животное, у которого отрезан хотя бы один сосок вымени. Если же соски отсутствуют у животного от рождения, то заклание (удхия) такого животного не является нежелательным (макрух). Если же у животного прекратилась выработка молока, а соски целые, то его разрешается приносить в жертву (удхия).

Если мы прибавим эти пять нежелательных качеств (макрух) к девяти вышеперечисленным, то их общее число составит четырнадцать.
bint_abu_bakr
bint_abu_bakr
Супермодератор
Супермодератор

Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Религия Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
Возраст 33
Настроение Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.

Вернуться к началу Перейти вниз

Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота Empty Re: Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота

Сообщение автор bint_abu_bakr Чт Окт 03, 2013 1:00 am

Раздел четвёртый: за какое количество людей может совершаться жертвоприношение

Заклание (удхия) одной овцы или козы считается действительным от имени самого человека, приносящего жертву, а также его семьи и мусульман, которых он упоминает во время заклания. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

أن النبي صلى الله عليه وسلّم أمر بكبش أقرن يطأ في سواد، ويبرك في سواد، وينظر في سواد فأتي به ليضحي به فقال لها: «يا عائشة هلمي المدية ففعلت ثم أخذها وأخذ الكبش فأضجعه ثم ذبحه ثم قال: بسم الله، اللهم تقبل من محمد، وآل محمد، ومن أمة محمد ثم ضحى به».

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел привести большого рогатого барана с чёрными конечностями, чёрным брюхом, чёрными пятнами у глаз. Затем он подвёл его, чтобы принести в жертву (удхия) и сказал: «‘Аиша, дай мне кинжал». Я сделала это, он взял кинжал, затем взял барана, уложил его на бок, подготовил к забою и сказал: «С именем Аллаха! О Аллах, прими от Мухаммада, от семьи Мухаммада и от общины Мухаммада», а затем совершил жертвоприношение (удхия)»[31].

Сообщается, что Абу Рафи’ (да будет им доволен Аллах) сказал:

أن النبي صلى الله عليه وسلّم كان يضحي بكبشين أحدهما عنه وعن آله، والاخر عن أمته جميعاً

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приносил в жертву двух тучных баранов, одного от себя и своей семьи, а другого от всей своей уммы (исламской общины)»[32].

Абу Аюб аль-Ансари (да будет им доволен Аллах) сказал:

كان الرجل في عهد النبي صلى الله عليه وسلّم يضحي بالشاة عنه وعن أهل بيته، فيأكلون ويطعمون

«Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) человек приносил в жертву овцу за себя и свою семью, затем вместе с семейными он ел это мясо и кормил им других людей»[33].

Если человек приносит в жертву барана или козу за себя и за свою семью (ахлю-ль-бейт), то этим он уже объемлет всех членов своей семьи, которых он включил в своё намерение, как живых, так и умерших. Кроме того, даже если он ничего не вспомнил в своём намерении либо сделал общее намерение за всех, либо, наоборот, назвал только какого-то конкретного человека, то все равно это жертвоприношение (удхия) охватывает всех, кто считается представителем семьи этого человека. К его семейству относятся все, о ком он заботится, включая его жён, детей и родственников (то есть, его собственные потомки, а также потомки его отца, деда, прадеда и т.д.).

Одна седьмая часть верблюда или коровы считается действительной за то же количество людей, что и одна целая овца или коза. Если человек вступит в долю с кем-то и принесет в жертву одну седьмую часть верблюда или коровы за себя и за свою семью, то поступок будет правильным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) установил так, что седьмая часть верблюда или коровы равнозначна закланию одной овцы при жертвоприношении (хадй), совершаемом во время Хаджа. Точно так же следует поступать и во время праздничного жертвоприношения (удхия), потому что между ним и жертвоприношением паломника (хадй) нет никаких различий.

Одна овца или коза не может приноситься в жертву от имени двух и более человек, даже если они купят и произведут заклание в складчину, потому что указания на подобное нет ни в Коране, ни в Сунне. Также жертвоприношение будет недействительным, если одного верблюда или корову принесут в жертву восемь или более человек. Как известно, поклонение совершается строго на основании того, что указано в Коране и Сунне, и нельзя преступать установленные ими границы как в количестве, так и в способах совершения того или иного вида поклонения. Это не касается соучастия в награде, так как священные тексты указывают, что награду может получать неограниченное количество людей, как мы говорили об этом выше[34].

Из сказанного следует, что если у нас окажется несколько завещаний, оставленных группой умерших, при этом каждый из них попросит принести жертву от его имени из прибыли от имущества, завещанного на благотворительные цели (вакф)[35], а прибыли от этого имущества не хватает для покупки животных на всех завещающих, то нельзя собирать все эти завещания и выполнять их путем забоя одного жертвенного животного (удхия). Потому что известно, что одна овца не может засчитываться в качестве жертвоприношения (удхия) от двух или более человек (это не имеет отношения к награде, которая, как мы сказали, распространяется и на членов семьи жертвующего). Таким образом, следует копить прибыль от имущества на благотворительные цели (вакф), пока не наберётся сумма, достаточная для покупки необходимого количества жертвенных животных. Если же этих средств не хватает, и необходимая сумма соберется только через годы, то тогда прибыль от вакфа просто раздаётся в качестве милостыни в течение первых десяти дней месяца Зу-ль-хиджа.

Если один человек завещает сделать несколько жертвоприношений (удхия), а прибыли от его вакфа не хватает для приобретения всего, что упомянуто в завещании, то тогда человек, исполняющий завещание, может действовать по своему усмотрению. Кроме того, если он пожелает, то может объединить все жертвоприношения (удхия) в одно, так как завещающий один. Также он, если захочет, может приносить в жертву каждый год по одному животному. Но первый вариант лучше.

Важное примечание! Некоторые завещающие указывают в своем последнем желании цену жертвенных животных, но при этом они не берут в расчёт инфляцию и подорожание. Указывая какую-то цену, они, зачастую, хотят сказать: сколько бы ни стоили эти животные, жертвоприношение необходимо выполнить в любом случае. Например, человек говорит: «Сделай жертвоприношение от моего имени, даже если животное будет стоить целый реал[36]». Он упоминает такую стоимость потому, что в его время животные стоили намного дешевле озвученной суммы. Но некоторые люди, которым поручено выполнять завещание, и которые при этом не боятся Аллаха, аннулируют данное им завещание и не совершают жертвоприношение. Они говорят в свое оправдание, что завещающий установил конкретную цену жертвенного животного (например, в один реал), а сейчас не существует животных по такой цене! При этом они не смотрят на то, что прибыль вакфа, оставленного умершим, достаточна для покупки животного. Это запрещено (харам), и человек, поступающий таким образом, грешник. Если прибыль вакфа достаточна для выполнения завещания, то он обязан совершить жертвоприношение (удхия), даже если цена животных достигнет нескольких тысяч реал. Ведь когда завещающий называл цифру (один реал), он не имел цели как-то ограничить своё завещание рамками указанной цифры, наоборот, он называл сумму, гораздо превышающую стоимость животного.
bint_abu_bakr
bint_abu_bakr
Супермодератор
Супермодератор

Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Религия Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
Возраст 33
Настроение Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.

Вернуться к началу Перейти вниз

Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота Empty Re: Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота

Сообщение автор bint_abu_bakr Чт Окт 03, 2013 1:02 am

 Раздел пятый: каким образом животное получает статус жертвенного (удхия) с закреплением за ним соответствующих законов Шариата

Животное будет называться жертвенным по одному из двух признаков, выраженных либо словами, либо делами.


Первый признак: словами. Когда человек говорит: «Это – жертвенное животное (удхия)», с намерением определить его в качестве жертвы, то оно становится таковым. Если же он просто сообщит о своих планах на будущее в отношении данного животного, но не скажет, что хочет принести его в жертву, то оно не становится жертвенным.


Второй признак: делами. Здесь возможны два вида:

1) Когда животное закалывается с намерением жертвоприношения (удхия).

Если человек производит заклание животного с намерением принести его в жертву (удхия), то за животным автоматически закрепляется статус жертвенного.

2) Когда животное приобретается с намерением принести его в жертву взамен выбранного ранее животного.

Например, если человек уже определил какое-то животное в качестве жертвенного (удхия), но это животное пришло в негодность по причине недосмотра и упущений самого хозяина, то ему нужно купить другое животное с намерением заменить им испорченное. В этом случае вновь купленное животное приобретает статус жертвенного на основании самой покупки с таким намерением. Новое животное служит заменой ранее определенному жертвенному животному и перенимает его статус со всеми сопутствующими шариатскими положениями.

Если же животное покупается для принесения в жертву (удхия), но не для того, чтобы заменить им ранее определённое жертвенное животное, то тогда сам акт покупки с целью жертвоприношения не даёт животному статус жертвенного. Это подобно ситуации, когда человек покупает раба, желая его освободить, однако раб не становится свободным только на основании акта его покупки, необходимо соответствующее заявление хозяина после завершения покупки.

Другой пример: человек желает купить какую-то вещь, чтобы сделать её вакфом, однако эта вещь не превращается в вакуфное имущество только по причине её покупки, и, так же как и в первом примере, необходимы дальнейшие действия и заявления владельца имущества, чтобы оно приобрело статус вакфа. Поэтому, если человек покупает скотину, желая (намереваясь) принести ее в жертву, то следует помнить, что животное не получает статус жертвенного лишь на основании покупки с намерением жертвоприношения, но необходимы другие действия, упомянутые в первом и втором пунктах.



И Всевышнему все известно лучше. Пусть Аллах дарует мир и благословение пророку Мухаммаду и его семье. Хвала Аллаху, Господу миров.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин
(да одарит Аллах его своей милостью)
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция: М. Каримов
Для сайта – [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]


[1] Арабский оригинал данного конспекта изложен на 19-ти страницах.
[2] Т.е. верблюдов, коров, овец и коз.
[3] ‘Ид аль-Адха – праздник жертвоприношения, который знаменует окончание ежегодного паломничества (Хадж) к Дому Аллаха в городе Мекка для совершения соответствующих обрядов, предписанных Аллахом.
[4] Хадис привели Ахмад и ат-Тирмизи, который сказал: «Хадис хороший (хасан)».
[5] В хадисе использовано слово «джаза’а», что означает: овца или баран старше шести месяцев.
[6] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
[7] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
[8] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
[9] Хадж – паломничество к Дому Аллаха в городе Мекка для совершения соответствующих обрядов, предписанных Аллахом.
[10] Таматту’ и кыран – два способа из трёх вариантов совершения Хаджа, третий способ называется ифрад. Одна из особенностей Хаджа-таматту’ и Хаджа-кыран, которой они отличаются от Хаджа-ифрад, заключается в том, что в завершении таматту’ и кырана необходимо в обязательном порядке совершить жертвоприношение. Более подробно о разнице данных способов совершения Хаджа читайте в пособиях по выполнению Хаджа.
1 Жертвоприношение, совершаемое паломниками во время Хаджа, называется «хадй» (هدي), а жертвоприношение, совершаемое мусульманами во время Ид-аль-Адха (Курбан-Байрам) и не связанное напрямую с обрядами Хаджа, называется «удхия» (أضحية).
[11] Каждое из данных видов животных может быть как мужского, так и женского пола.
[12] В арабском языке каждый этап жизни животного имеет своё название. Словом «джаза’а» (جذعة) арабы называют овец, достигших шести месяцев.
[13] Зрелая (Санийя/ثنية) – это также одно из названий возраста домашнего скота в арабском языке. У разных животных возраст «санийя» различен.
[14] Мусинна (مسنة) - это более широкое понятие, чем «санийя». Если «санийя» – это животное, только достигшее зрелости, то «мусинна» более широкое понятие, которое включает в себя все возрастные этапы животного, начиная со зрелости (санийя) и старше.
[15] Хадис привёл Муслим.
[16] Говоря иначе, возраст жертвенного верблюда должен быть не менее пяти лет, коровы не менее двух лет, козы не менее года, овцы не менее шести месяцев.
[17] Данную особенность животноводы определяют по поведению и внешнему виду животного.
[18] Хадис привёл Малик в сборнике «аль-Муватта» со слов Бараа ибн ‘Азиба.
[19] Имеется в виду животное, временно отданное в качестве залога за долг.
[20] День Заклания (яум ан-нахр/ يوم النحر) – десятый день месяца Зу-ль-хиджа, который является двенадцатым месяцем лунного календаря по исламскому летоисчислению. В этот день паломники совершают заклание жертвенных животных, а мусульмане всего мира, не участвующие в паломничестве (Хадж), отмечают праздник, который известен как ‘Ид аль-Адха или Курбан–Байрам.
[21] Дни Ташрика (أيام التشريق) – это три последующих дня после Дня Заклания (яум ан-нахр/ ‘Ид аль-Адха/ Курбан–Байрам) 11-ый, 12-ый и 13-ый дни месяца Зу-ль-хиджа. Эти дни паломники проводят в долине Мина, каждый день бросая камни в три места, именуемые джамаратами, и поминая при этом Аллаха. «Ташрик» в переводе с арабского означает «вяление/сушение», потому что на протяжении всех последующих дней после Дня Заклания люди разрезали полосками и повсюду развешивали мясо жертвенных животных для того, чтобы высушить это мясо и предохранить его от порчи, так это название и закрепилось за этими днями.
[22] Хадис привёл аль-Бухари.
[23] Хадис привёл Муслим.
[24] Имеется в виду проповедь, произносимая имамом в мечети сразу после праздничной молитвы.
[25] Т.е. когда человек совершает жертвенный забой верблюда только от себя и своей семьи и ни с кем не вступает в долю.
[26] Хадис привел аль-Бухари.
[27] Хадис привели ан-Насаи, Абу Дауд, ат-Тирмизи и ибн Маджа, ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший,достоверный».
[28] Риваяты – версии одного и того же хадиса, передаваемые разными путями и дополняющие друг друга.
[29] Хадис привел Ахмад.
[30] Не надо путать с оскоплённым животным, так как при оскоплении удаляется только мошонка, а член остаётся.
[31] Хадис привёл Муслим.
[32] Хадис привел Ахмад.
[33] Хадис привели ибн Маджа и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным (сахих).
[34] Выше было указано, что человек, приносящий жертву, делает это за себя и за неограниченное количество своих близких.
[35] Вакф – имущество, пожертвованное кем-либо для общественных нужд на благотворительные цели. Основной капитал данного имущества всегда остается неприкосновенным, а прибыль, заработанная с этого имущества, распределяется в соответствии с целями и условиями, поставленными человеком, заложившим данный вакф, либо произвольно на усмотрение попечителей вакфа в том случае, если никаких условий со стороны инициатора вакфа не было. Вакф может использоваться как для пользы всех мусульман, так и для отдельных групп, городов, кланов, семей. Цели и условия вакфа устанавливаются самим его инициатором.
[36] Реал – валюта используемая в Королевстве Саудовская Аравия, на данное время (2012 г.) один реал равен примерно восьми рублям.

Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота 704090338
bint_abu_bakr
bint_abu_bakr
Супермодератор
Супермодератор

Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Религия Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
Возраст 33
Настроение Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения