Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Ассаламу алейкум сестра! С возвращением!
Чтобы участвовать во всех форумах и разделах-зарегистрируйся или активизируйся, инша Аллах!

Это закрытый Клуб соблюдающих мусульманок.
Только для женщин.
Доступ братьям запрещен!!!
БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ, БРАТЬЯ!
ЭТОТ ФОРУМ ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН.

СЕСТРЫ, Пусть наше общение будет полезным!
Барак Аллаху фикум!


Join the forum, it's quick and easy

Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Ассаламу алейкум сестра! С возвращением!
Чтобы участвовать во всех форумах и разделах-зарегистрируйся или активизируйся, инша Аллах!

Это закрытый Клуб соблюдающих мусульманок.
Только для женщин.
Доступ братьям запрещен!!!
БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ, БРАТЬЯ!
ЭТОТ ФОРУМ ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН.

СЕСТРЫ, Пусть наше общение будет полезным!
Барак Аллаху фикум!
Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Ничье положение не сравниться с положением сподвижников

Перейти вниз

Ничье положение не сравниться с положением сподвижников Empty Ничье положение не сравниться с положением сподвижников

Сообщение автор Гость Ср Апр 23, 2014 3:35 am

Ничье положение не сравниться с положением сподвижников 3613700284  Ничье положение не сравниться с положением сподвижников 122904 

Ничье положение не сравниться с положением сподвижников
 

Признание величия и высокой степени сподвижников – постулат, признанный имамами общины. Причем это касается и тех сподвижников, общение которых с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, было коротким.

Имам Бадруддин аз-Заракши[1], да помилует его Аллах, сказал: «Большинство учёных считают, что сподвижник (сахиб) — это человек, который встречался с нашим господином Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, будучи верующим, и провёл в его обществе какое-то время, пусть и недолгое, и неважно, передавал он от него что-нибудь или нет, потому что на это указывает значение этого слова в арабском языке, хотя в обычаях людей этим словом обозначают человека, который сопровождает кого-то и состоит с ним в дружбе долгое время… Большинство знатоков основ религии придерживаются такого мнения. Что же касается ахль аль-хадис, то они дают сподвижникам более широкое определение, основываясь на высоте положения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует»[2].

Имам ас-Субки[3] сказал: «Сподвижник — это каждый, кто видел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, будучи мусульманином. Говорят также, что это человек, который много общался с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Однако правильной является первая версия, учитывая, что быть сподвижником — великая честь, потому что увидеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, — великое событие. Даже встреча с праведником производит на человека огромное впечатление. А что можно сказать о встрече с господином праведников? Если мусульманин хотя бы в течение нескольких мгновений видел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сердце его настраивается на следование прямым путём, потому что, будучи мусульманином, он уже внутренне готов к принятию прямого пути, а когда он видит этот великий свет, он оставляет след в его сердце и оказывает влияние на органы его тела»[4].

Имам аль – ‘Айни сказал «Здесь восхваляется мускус, неразрывно связанный с чистотой, а также сподвижники, поскольку их собеседником был сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому и говорят, что у сподвижников нет достоинства большего, нежели достоинство сподвижничества. Поэтому этих людей называли просто сподвижниками, хотя кроме этого они были ещё и учёными, щедрыми, благородными и храбрыми людьми, и так далее, то есть у них было много других достоинств»[5].

Ибн ‘Аллян ад-Димашкы сказал: «Тот, кто стал сподвижником, увидев Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотя бы раз в жизни, лучше всех тех, кто придёт после него, и с достоинством сподвижничества не сравнится ни одно дело. Они сказали: “Это милость Аллаха, которую Он дарует кому пожелает”»[6].

Имам аль-Куртуби в своем тафсире писал: «Это свидетельствует о том, что первые представители этой общины лучше тех, которые пришли после них. Таково мнение большинства учёных. Тот, кто стал сподвижником увидев Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотя бы раз в жизни, лучше всех тех, кто придёт после него, и с достоинством сподвижничества не сравнится ни одно дело»[7].

Ваки‘ сообщил: «Я слышал, как Суфьян, по поводу слов Всевышнего: «Скажи: «Вся хвала принадлежит Аллаху и мир рабам Его, которых Он избрал»[8] говорил: «Здесь речь идет о сподвижниках Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует»[9].

Эта избранность не постижима умом и не поддается воображению, следовательно, сравнение кого-либо со сподвижниками неуместно, какими бы ни были его деяния.

Большинство ученых единодушны в том, что степень сподвижников не может быть достигнута путем совершения благих деяний, потому что они видели посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Что же касается тех сподвижников, которые не только видели Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а еще и защищали его, совершили к нему хиджру, оказали ему поддержку, стояли на страже его шариата, приняв его и передав последующим поколениям, то с их деяниями не сравнятся деяния никого из пришедших позже.

Они опередили в благих деяниях других, и поэтому всякий раз, когда кто-либо из пришедших после них, совершает подобные деяния, они получают награду, равную той, которую получают сами совершающие. Таким образом, непревзойденность их достоинств очевидна[10].

Ан-Навави сказал: «Нахождение рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, даже одно мгновение – это достоинство, с которым не сравнится никакое деяние и которое не достигается ничем. Превосходство здесь не определяется сравнением. Это милость Аллаха, которую Он дает, кому пожелает»[11].

Кроме того, внутренняя чистота сподвижников удостоилась похвалы Всевышнего Аллаха, знающего, что таят сердца, как сказано в аяте: «Аллах знал, что у них в сердцах»[12]. Он сообщил о принятии их покаяния («Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров»[13]), о Своем довольстве ими («Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом») и т.п. Всех этих похвальных отзывов удостоились лишь сподвижники и никто больше после них.

Хвалебные высказывания благочестивых предшественников, последователей и ученых в адрес сподвижников

Высказывания праведных предшественников изобилуют похвалой в адрес сподвижников, да будет доволен Аллах ими всеми. В них указывается на их добрые качества, доблестный жизненный путь, благочестивые нравы и праведные дела, посредством которых они заслужили честь быть сподвижниками и помощниками лучшего из творений – Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Вот лишь некоторые цитаты.

Великий сподвижник ‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: «Поистине, Аллах взглянул на сердца рабов и найдя сердце Мухаммада наилучшим, избрал его для Себя и отправил его со Своим посланием. Затем Он взглянул на сердца остальных Своих рабов и найдя сердца сподвижников Мухаммада лучшими из сердец творений, сделал их помощниками Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сражающимися за его религию. Что мусульмане считают благом, то и у Аллаха – благо, а что они считают злом, то и у Аллаха – зло».[14]

Другой великий сподвижник, ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Кто желает следовать за кем-либо, пусть следует за теми, кто уже умер, то есть за сподвижниками Мухаммада. Они были лучшими в этой умме, обладали самыми праведными сердцами, наиболее глубокими знаниями и наивеличайшей простотой – это люди, избранные Аллахом для сопутствования Его пророку и передачи Его религии. Перенимайте их нравы и методы! Ведь они – сподвижники Мухаммада – были на прямой стезе. Клянусь Господом Каабы!».[15]

Книжник уммы, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине Аллах, да возвысится слава Его и да святятся Его имена, почтил Своего Пророка Мухаммада особо, наделив его сподвижниками, которые предпочли его самим себе и своему имуществу и ничего не жалели для него. Аллах, описывая их в Своей Книге, сказал: «Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду».[16] Сподвижники несли знамя этой религии и усердствовали для мусульман, вследствие чего утвердилась религия Аллаха и окончательно обозначились ее пути и вехи. С их помощью Аллах унизил многобожие и уничтожил его основы и столпы. Слово Аллаха стало превыше всего, а слово тех, которые не веровали, нижайшим. Да пребудут благословения Аллаха, Его милость и благодать над их чистыми и возвышенными душами! При жизни они были святыми угодниками, а после смерти остались живы. Они были полны искренней доброжелательности к рабам Аллаха, перебрались в загробную жизнь до того, как достигли ее, и оставили дольний мир, не покидая его».[17]

Четвертый праведный халиф, ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Сподвижники – светильники прямого пути, посредством которых Аллах выявляет всякую темную смуту. Вскоре Он введет их в Свою милость. Они не распространяют семена порока и лишены черствости и лицемерия».[18]

Имам Муслим передал с иснадом от Хасана аль-Басри сообщение о том, что ‘Аиз ибн ‘Амр, один из сподвижников Посланника Аллаха, вошел к ‘Убайдуллаху ибн Зийаду и сказал: «О сынок, я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Поистине, худшие из пастырей – тираны”. Остерегайся стать им». ‘Убайдуллах ответил: «Сядь! Ведь ты принадлежишь всего лишь к очисткам сподвижников Мухаммада!» На это ‘Аиз возразил: «Разве среди них были очистки?! Очистки появились после них и не из их среды!».[19]

Эти слова ‘Аиза ибн ‘Амра красноречивы и правдивы. С ними согласен каждый мусульманин, ведь все сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являются лучшими из людей, господами этой уммы и, безусловно, превосходят тех, кто пришел после них. Все они благочестивы и служат образцом для остальных. Среди них не было очистков. Нарушения возникли со стороны пришедших позднее. Это среди них появились очистки.[20]

Ас-Суюти упоминает такое сообщение Абу Сахра Хумайда ибн Зийада: «Я попросил Мухаммада ибн Ка‘ба аль-Курази рассказать мне о сподвижниках Посланника и произошедшей смуте. Он сказал: “Аллах простил всем сподвижникам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил в Своей книге, что они обязательно войдут в Рай, каковы бы ни были их деяния». Я спросил: “А в каком месте Своей Книги Аллах сообщает об этом?” Он ответил: “Разве ты не читал слова: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние».[21] Он обещал всем сподвижникам непременное вхождение в Рай и Свое довольство, а их последователям поставил условие, которое не поставил им”. “А что это за условие?” – спросил я. Он сказал: “Это условие состоит в их обязанности следовать за сподвижниками в благочестии, то есть подражать им в их добрых делах».

Рассказав это, Абу Сахр добавил: «Услышав этот аят от Мухаммада ибн Ка‘ба, я ощутил, что не читал его никогда раньше и не понимал его смысл».[22]

Сообщается, что какой-то человек сказал Хасану аль-Басри[23]: «Поведай нам о качествах сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Он заплакал и сказал: «В них проявились качества добра, благообразия, приверженности прямому пути и правдивости. Они носили грубую одежду, ибо были умеренны. Их походка была скромна, слова соответствовали делам. Они вкушали благое и пили благое, были покорны Всевышнему Господу, подчинялись истине вне зависимости от того, желанно им было это или тягостно, и выполняли обязанности. Постились днями и имели худые тела. Пренебрегали недовольством творений в угоду Творцу, не излишествовали в гневе, не поступали несправедливо и не переступали приказанного Всевышним Аллахом в Коране. Занимали свои языки поминанием Господа, отдавали свои жизни, когда Аллах требовал от них оказания помощи религии, и жертвовали имуществом, когда Он призывал их дать Ему заем. Страх перед творениями не был для них преградой. Они обладали благими нравами, скромными потребностями, довольствовались в земной жизни малым, ожидая жизни вечной».[24]

От Катады ибн Ди‘амы ас-Садуси[25] приводится такое высказывание: «Из тех, кому ты веришь, этого наиболее заслуживают сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которых Аллах избрал для сопровождения Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и утверждения Его религии».[26]

Аййуб ас-Сахтийани[27] сказал: «Кто будет отзываться о сподвижниках хорошо – убережется от лицемерия».[28]

Имаму аль-Музни, ученику имама аш-Шафи‘и, принадлежат следующие слова о сподвижниках: «Мы искренне любим каждого из них в той мере, которую установил для них Аллах, и сообразно тому, что сказано об их достоинствах, заслугах и благих деяниях. Мы воздерживаемся от обсуждения того, что произошло между ними. Они – лучшие из людей после их Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний довольствовался ими для роли соратников Его посланника и создал их, чтобы сделать помощниками Своей религии. Они – имамы веры и крупнейшие личности Ислама. Да пребудет милость Аллаха над всеми ними!».[29]

Аль-Музни сообщает о том, что данные убеждения единодушно принимаются всеми учеными. Он говорит: «В правильности указанной позиции в словах и действиях были единодушно убеждены все имамы прямого пути из числа предшественников. При помощи Всевышнего Аллаха последователи (ат-таби‘ун) ухватились за эти принципы. Они отстранились от обременения себя тем от чего были упасены, и были направлены Аллахом на верный путь. Они не отвратились, проявив небрежение, от следования сподвижникам и в то же время не преступили грань в сторону чрезмерного почитания. Мы верим в Аллаха, уповаем на Него и стремимся к Нему, следуя по стопам праведных предшественников».[30]

Имам Абу Ханифа сказал: «Каждого из сподвижников Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, мы поминаем не иначе, как добрым словом».

Он также сказал: «Их нахождение рядом с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в течение часа лучше, чем дела кого-либо из нас, совершаемые в течение всей жизни, пусть даже долгой».

Есть еще множество других высказываний ученых, указывающих на достоинства всех сподвижников в целом, заключающиеся в тех праведных делах, которые они совершили, и в выпавшей им чести сопровождать Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.[31]

Поскольку хвалебных высказываний имамов – основоположников четырех мазхабов – и их последователей в адрес сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, очень много, мы посчитали необходимым указать как можно больше источников, посвященных этой теме, чтобы читатель смог ясно представить, насколько велико было желание ученых отзываться с похвалой о сподвижниках и насколько очевидным было понимание ими статуса и роли оных.[32]

Из вышеупомянутых аятов Корана, пророческих хадисов и высказываний праведных предшественников, повествующих об общих достоинствах сподвижников, следует, что долг каждого мусульманина – подчиниться утверждению о признании их достоинств. Мусульманин обязан быть твердо убежден в том, что они – лучшие представители этой уммы после пророков. Тот, кто не признает этого или сомневается, должен исправить свое мнение и обратиться с покаянием к Аллаху. Иначе это будет означать неприятие им слов Аллаха и Его Посланника. А кто считает неверным сказанное Аллахом и Его Посланником, тот непричастен к Исламу.

Недозволенность умаления достоинств кого-либо из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Всевышний сказал:

«Воистину, тех, которые поносят Аллаха и Его Посланника, Аллах проклял в этом мире и в Последней жизни и уготовил им унизительные мучения».[33]

Причинение обиды Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, включает всякую обиду, нанесенную как словом, так и делом. Сюда входят поношение, порицание, умаление достоинств его или его религии и все, что может, так или иначе, доставить ему неприятность. К числу недопустимых проявлений, обижающих Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относится и порочение его сподвижников. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что причинение обиды его сподвижникам является причинением обиды ему, а кто обидел его, тот причинил обиду Аллаху.[34]

В другом аяте Господь говорит:

«А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха».[35]

Запрет поносить верующих мужчин и женщин, приписывая им то, к чему они непричастны и чего не совершали, является, прежде всего, запретом на поношение сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, потому что именно к ним Аллах обращался со словами: «О вы, которые уверовали!».

Пречистая Сунна также указывает на запрещение поносить сподвижников и умалять их достоинства. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, строго предостерег от подобного соблазна, ведь эти люди избраны Всевышним Аллахом для того, чтобы быть соратниками Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, распространять Его религию и возвышать Его слово. В любви к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, они достигли вершины, были его помощниками и товарищами, защищали его, боролись и сражались ради утверждения религии Аллаха на земле, пока она не достигла различных уголков света и не дошла в своем полном виде до последующих поколений.

Существует немало хадисов, указывающих на запрещение их поносить. В частности, хадис, приведенный обоими шейхами в их «Сахихах», со слов Абу Са‘ида аль-Худри, который сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не поносите моих сподвижников, ибо, даже если любой из вас потратит (на пути Аллаха) столько золота, сколько весит гора Ухуд, это не сравнится ни с муддом, ни с половиной мудда, пожертвованного любым из них!».[36]

Этот хадис предостерегает от поношения сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ясно указывает на категорическую недозволенность подобного мерзкого деяния. Некоторые ученые причисляют поношение сподвижников к самым тяжким грехам[37].

Благородный сподвижник Са‘ид ибн Зейд ибн ‘Амр[38], один из десяти обрадованных Раем, услышав, как житель Куфы ругает одного из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом, одно сражение, в котором участвовал человек вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запылив лицо своё, лучше дел любого из вас, даже если он проживёт так же долго, как Нух (мир ему)»[39].

От ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, передано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто станет поносить моих сподвижников, на том проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!».[40]

‘Абдуллах ибн Мас‘уд сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда поминаются мои сподвижники, молчите».[41]

Эти и другие ясные хадисы запрещают порочить сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И мусульманину надлежит остерегаться любых недоброжелательных слов в их адрес. Имам аз-Захаби, в своей книге «Аль-кабаир», перечислил все грехи, относящиеся к великим, и упомянул среди них порочение сподвижников.[42]

Многочисленны и многообразны высказывания праведных предшественников и имамов по поводу недозволенности порочения сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и необходимости порицания и наказания тех, кто смеет злословить о них.

От Джабира ибн ‘Абдуллаха передают сообщение о том, что когда ‘Аише рассказали о том, что люди клевещут на сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, даже на Абу Бакра и ‘Умара, она сказала: «А что вас удивляет? Их деяния прекратились, но Аллах пожелал, чтобы не прекращалось получение ими вознаграждения».[43]

Сообщается также, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Им было приказано просить для сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прощения, а они вместо этого порочат их».[44]

Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Не поносите сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Один час, проведенный ими с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, лучше деяний любого из вас, совершаемых на протяжении всей жизни его».[45]

Он также сказал: «Не поносите сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ведь Аллах приказал просить для них прощения, зная, что они будут сражаться друг с другом».[46]

От Са‘ида ибн ‘Абд ар-Рахмана ибн Абу Абза передают высказывание: «Я спросил своего отца: “Как, по-твоему, следует поступить с человеком, поносящим Абу Бакра?” Он сказал: “Его казнят”.[47] “А если (он поносит) ‘Умара?” – вновь спросил я. “Его казнят” – ответил отец».[48]

Малик ибн Анас сказал: «Тот, кто поносит кого-либо из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, будь то халифы, Му‘авия или ‘Амр ибн аль-‘Ас, и говорит: «Все они пребывали в заблуждении и неверии», предается смертной казни. Тот же, кто заявляет, что поношение сподвижников – то же самое, что поношение других людей, подвергается сильному наказанию».[49]

‘Абд ар-Рахман ибн ‘Амр аль-Авза‘и сказал: «Кто поносит Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах, тот отступил от веры, и его жизнь перестала быть неприкосновенной».[50]

Малика ибн Анаса спросили: «Кто есть презренные?». «Те, кто поносят сподвижников» – ответил он.[51]

Бишр ибн аль-Харис не разговаривал с Сулейманом ибн Харбом из-за того, что тот однажды нелестно отозвался о Му‘авии.[52]

Имам Харб, соратник имама Ахмада, в своей книге «Аль-Масаиль» сказал: «Говоря обо всех сподвижниках, надлежит вспоминать их прекрасные качества и воздерживаться от обсуждения их проступков, связанных с произошедшим между ними. Тот, кто поносит всех сподвижников или кого-либо из них, умаляет их достоинство, порочит их или хулит, есть мерзкий еретик, рафидит, враждебный Исламу. Аллах не примет от него никаких деяний. Напротив, любовь к сподвижникам – сунна, а молитва за них – деяние благочестия. Следование за ними – способ приблизиться к Аллаху и честь. Лучшие представители этой общины после Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – Абу Бакр, затем ‘Умар, затем ‘Усман, затем ‘Али. Эти четверо являются праведными халифами, которых направлял Аллах. Лучшими людьми после них являются остальные сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Никому не дозволено упоминать что-либо из их недостатков или чернить кого-либо из них. Правитель обязан подвергнуть взысканию и наказанию всякого, кто посмеет совершить подобное, и не имеет права простить его. Правителю надлежит наказать преступника и потребовать у него раскаяния. Если он раскается, то следует принять его покаяние, если же нет, – вновь подвергнуть его наказанию и держать в заточении до тех пор, пока он не умрет или не раскается».[53]

Имам Абу Ну‘айм, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Доискиваться до ошибок сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и их промахов и припоминать то, что было совершено ими в минуты гнева и чувственного порыва, может только отвращенный от веры».[54]

Имам ан-Навави сказал: «Да будет тебе известно, что поношение сподвижников запрещено и является мерзостным грехом. Не имеет значения при этом, участвовал ли тот или иной сподвижник в имевших место размолвках или нет, потому что каждый из тех, кто принял участие в произошедших военных конфликтах, руководствовался своим религиозным заключением, к которому пришел в результате искреннего и усердного поиска (иджтихад). Аль-Кади сказал: «Поношение кого-нибудь из сподвижников относится к величайшим грехам. Такой человек, согласно нашему мазхабу и, по мнению большинства ученых, должен быть подвергнут наказанию, хотя и не убивается. Некоторые же маликиты считают, что он должен быть казнен».[55]

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя сказал: «Мы разделим ответ на вопрос о поношении сподвижников на два пункта:

1. Суждение об их поношении вообще;

2. Подробности законоположений, связанных с их поношением.

Что касается первого пункта, то следует сказать, что поношение сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещено Кораном и Сунной. Доводом из Корана являются слова Аллаха: «Не злословьте друг о друге», поскольку тот, кто ругает сподвижников, по меньшей мере, совершает злословие. Также Всевышний говорит: «Горе всякому хулителю злословящему».[56]

Далее, Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, приводит ряд доводов из Корана и Сунны, указывающих на запрет поношения сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и упоминает наказание, предусмотренное для хулящего. После этого он перечисляет доводы тех ученых, которые считают, что совершающий подобное подвергается взысканию, но не смертной казни. Затем говорит о том, что кто злословит на сподвижников, тот порочит самого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и разбирает этот вопрос очень подробно, вследствие чего приведение здесь его слов полностью не представляется возможным.

Затем он говорит: «Если некто нелестно отзывается о сподвижниках, но при этом не подвергает сомнению их справедливость, правдивость и набожность, говоря, к примеру, о скупости кого-либо из них или недостаточности знаний, отсутствии аскетизма и тому подобном, то в таком случае он заслуживает взыскания. Его наказывают, но совершенное им не является основанием для объявления его неверным. Именно этот случай подразумевают ученые, говорящие о том, что порицающие сподвижников не являются неверными. Но если человек проклинает и чернит сподвижников вообще, то здесь среди ученых есть разногласия, так как источником проклятия может быть ненависть, а могут быть убеждения».[57]

Ибн Касир сказал: «Ряд ученых считает тех, кто ругает сподвижников, неверными. В частности, передано, что это мнение разделял Малик ибн Анас, да смилуется над ним Аллах. Мухаммад ибн Сирин говорил: «Не думаю, что кто-либо может ненавидеть Абу Бакра и ‘Умара и любить при этом Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».[58]


Последний раз редактировалось: Умм Мурад (Пн Июл 14, 2014 8:59 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Anonymous
Гость
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Ничье положение не сравниться с положением сподвижников Empty Re: Ничье положение не сравниться с положением сподвижников

Сообщение автор Гость Ср Апр 23, 2014 3:36 am

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Мухаммад ибн Бухадир ибн ‘Абдуллах Абу ‘Абдуллах аз-Заракши аш-Шафи‘и, факых, знаток основ религии и мухаддис. Среди его сочинений — «Аль-бахр аль-мухит» и «Шарх джами‘ аль-джавами‘». Умер в 794 году от хиджры. Его биографию можно найти в «Шазарат аз-захаб», т. 6, с. 335.

[2] «Аль-бахр аль-мухит», т. 4, с. 301, 349.

[3] Имам, факых, мухаддис, знаток основ религии ‘Али ибн ‘Абду-ль-Кафи ибн Йусуф. Умер в 756 году от хиджры. Его биографию можно найти у Ибн Касира, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», т. 14, с. 195.

[4] «Аль-ибтихадж фи шарх аль-минхадж», т. 1, с. 15.

[5] Аль-‘Айни. «‘Умдат аль-кари», т. 16, с. 72.

[6] Ибн ‘Аллян ад-Димашкы, «Далиль аль-фалихин иля турук рийад ас-салихин», т. 6, с. 358.

[7] Аль-Куртуби, «Ат-тафсир», т. 4, с. 171.

[8] Сура 16 «Ан-Нахль» («Пчелы»), аят 59.

[9] Ат-Табари, т. 20, с. 3; издание «Дар аль-Ма‘рифа». Ибн Касир, т. 3, с. 369; Издание «Дар аль-Ма‘рифа».

[10] Ибн Хаджар, «Фатхуль-Бари», т.7, с. 7.

[11] «Шарх сахих Муслим», т. 3, с.132.

[12] Сура 48 «Аль-Фатх» («Победа»), аят 18.

[13] Сура 9 «Ат-Тауба» («Покаяние»), аят 117.

[14] «Муснад имам Ахмад», т. 1, с. 379, аль-Хаким, и назвал его хорошим, с ним согласился имам аз-Захаби, Шейх аль-Албани назвал это сообщение хорошим хадисом маукуф. см «Шарх ат-тахавиййа», с. 470, сноска № (672).

[15] Абу Ну‘айм, «Хильят аль-Аулия», т. 1, с. 305 – 306; Ибн Таймийя, «Минхадж ас-сунна ан-набавиййа», т. 1, с. 166.

[16] Сура 48 «аль-Фатх» («Победа»), аят 29.

[17] Аль-Мас‘уди, «Мурудж аз-захаб», т. 3, с. 75.

[18] Абу Ну‘айм, «Хильят аль-Аулия», т. 1, с. 77; и ибн Касир, «Аль-Бидая ва-н-нихая», т. 7, с. 8.

[19] «Сахих имама Муслим», т. 3, с. 1461. хадис № (1830).

[20] Ан-Навави, «Шарх Сахих имама Муслим», т. 12, с. 216.

[21] Сура 9 «ат-Тауба» («Покаяние»), аят 100.

[22] Ас-Суюти, «Ад-дурр аль-мансур», т. 4, с. 272.

[23] Хасан ибн Йасар аль-Басри Абу Са‘ид (21-110 х. / 642-728 г.) – последователь сподвижников, был имамом Басры и книжником уммы в свое время. Один из красноречивых и бесстрашных ученых-факихов, много поклонявшихся Аллаху. Родился в Медине, рос возле ‘Али ибн Абу Талиба. При правлении Му‘авии, ар-Раби‘ ибн Зийад – наместник Хорасана – назначил его писарем. Обладал огромным авторитетом. Входил к наместникам не страшась упрека, повелевая и запрещая им. Жил и умер в Басре.

[24] Абу Ну‘айм, «Хильят аль-Аулия», т. 2, с. 150.

[25] Катада ибн Ди‘ама ибн Катада ибн ‘Азиз Абу аль-Хаттаб ас-Садуси аль-Басри (61-118 х. / 680-736 г.) – толкователь Корана, знаток хадисов. Был незрячим. Умер в Васите от чумы.

[26] «Муснад имам Ахмад», т. 3, с. 134.

[27] Аййуб ибн Абу Тамима Кайсан ас-Сахтийани аль-Басри Абу Бакр (66-131 х. / 685-748 г.) – наиболее выдающийся знаток фикха своего времени, последователь. Набожный аскет. Знаток хадисов. От него приводится около 800 хадисов.

[28] Ибн Касир, «Аль-бидая ва ан-нихая», т. 8, с. 13.

[29] Эти слова приводятся в послании имама под названием «Шарх ас-сунна», в котором разъясняются догматы вероучения Ахлю ас-Сунна ва аль-Джама‘а.

[30] Тот же источник.

[31] Для того, чтобы прочитать эти высказывания, следует обратиться, например, к таким книгам, как «Джами‘ байан аль-‘ильм» шейха Абу аль-Ашбаля аз-Зухри (290 – 304), Ибн Са‘да, «Ат-Табакат аль-Кубра», т. 2, с. 342 – 343. и «Хильят аль-Аулия», т. 1, с. 84 – 85.

[32] С целью получения большей информации читателю следует обратиться к следующим источникам: «Аль-‘акида ат-тахавиййа ма‘а шархиха», с. 528, 531 – 532. Аль-Багави в «Шарх ас-сунна», т. 1 с. 229. Аль-Байхаки в «Манакиб аш-Шафи‘и», т. 1, с. 442 – 443. Ибн аль-Каийм в «А‘лям аль-мувакки‘ин», т. 1, с. 79, 80, 82. Абу Йала в «Табакат аль-ханабиля», т. 1, с. 30. Имам Ахмад в «Ас-сунна», с. 17. Ибн Абд аль-Барр в «Джами‘ байан аль-‘илмь ва фадлих», т. 2, с. 227. Ибн Абу Хатима в «Аль-джарх ва-т-та‘диль», т. 1, с. 7 – 8. Трактат Абу Зайда аль-Кайрувани с его разъяснением в «Такриб аль-ма‘ани», с. 22 – 23. Ас-Сабуни в «‘Акида ас-саляф асхаб аль-хадис» шестой трактат ас-Сабуни в сборнике «Ар-раса‘иль аль-мунириййа», т. 1, с. 129. Мухаммад Халиль Харрас в «Шарх аль-‘акида аль-васитиййа», с. 142 – 151, и другим книгам.

[33] Сура 33 «Аль-Ахзаб» («Союзники»), аят 57.

[34] Имам Ахмад, «Муснад», т. 4, с. 87, Ас-Са‘ади в «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», т. 6, с. 121.

[35] Сура 33 «Аль-Ахзаб» («Союзники»), аят 58.

[36] «Сахих аль-Бухари», хадис № (3673), «Сахих имама Муслим», хадис № (2540).

[37] Ан-Навави, «Шарх Сахих имама Муслим», т. 16, с. 93.

[38] См. «Аль-истиаб», т. 2, с. 614, № 982, «Аль-исаба», (2/44), № 3271.

[39] Ахмад, «Муснад», т. 1, с. 108. Абу Дауд, № (4650). Ахмад Шакир назвал его иснад безупречным в своих комментариях к «Муснаду», т. 3, с. 108.

[40] Ас-Суюти, «Аль-джами‘ ас-сагир». Аль-Албани назвал иснад этого хадиса хорошим в «Сахих аль-джами‘», хадис № (6285).

[41] Аль-Хайсами, «Маджма‘ аз-зава‘ид», т. 7, с. 294, (11850). Иснад этого хадиса аль-Албани назвал достоверным в «Сахих аль-джами‘», хадис № (545).

[42] Аз-Захаби, «Аль-кабаир», с. 233 – 237.

[43] Ибн аль-Асир, «Джами‘ аль-усуль», т. 9, с. 408 – 409.

[44] «Сахих имама Муслим», т. 4, с. 2317. хадис, № (3022).

[45] «Сунан ибн Маджа», хадис № (161); Ибн Батта, «Аль-ибана аль-кубра», с. 119. Иснад предания достоверен. Аналогичное предание приведено от ибн ‘Умара. Его приводит Ахмад в «Фадаиль ас-сахаба», т. 1, с. 61. Аль-Албани в «Сахих сунан ибн Маджа», т. 1, с. 70, хадис № (133), назвал его хорошим.

[46] Имам Ахмад, «Фадаиль ас-сахаба», хадис № (18).

[47] То есть того, кто совершает подобное, наказывает правитель. Это единственный путь претворения законов. Слова ‘Абд ар-Рахмана ибн Абу Абза ни в коем случае не означают, что убить еретика может любой пожелавший это сделать. Осуществление шариатских мер наказания – прерогатива правителя.

[48] Аз-Захаби, «Тахзиб ат-тахзиб», т. 6, с. 132 – 133.

[49] Аль-Кади ‘Ияд, «Аш-шафа би-т-тариф би хукук аль-Мустафа», т. 2, с. 267.

[50] Предыдущий источник.

[51] Аль-Куртуби, «Тафсир аль-Джами ли-Ахкам аль-Кур‘ан», т. 9, с. 24.

[52] Бишр ибн аль-Харис, да смилуется над ним Аллах, – аскет, проводивший много времени в поклонении, ревностный последователь Сунны. Ему принадлежат слова: «Самое крепкое мое деяние, на мой взгляд, – это моя любовь к сподвижникам Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует». Это высказывание привел Абу Ну‘айм в «Хильят аль-Аулия», т. 8, с. 338, с достоверным иснадом.

Ибн Кудама в «Аль-мутахаббин фи ллях», (9) приводят следующий рассказ Бишра ибн аль-Хариса: «Аль-Фудайль ибн ‘Ийад произнес: «До меня дошло знание о том, что Всевышний Аллах препятствует раскаянию каждого еретика, а худшие из еретиков те, кто питает ненависть к сподвижникам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Затем он повернулся ко мне и сказал: «Пусть самым крепким твоим деянием перед Аллахом будет твоя любовь к сподвижникам Его Пророка. Если ты придешь в День Суда с грехами, способными усеять землю, Аллах простит их тебе. Но если ты придешь, имея в сердце хотя бы частичку ненависти к сподвижникам, то твои благие деяния не принесут тебе пользы».

Ибн ‘Асакир, «Тарих Мадинат Димашк», т. 10, с. 194, передают такие слова Бишра ибн аль-Хариса: «Я размышлял над этим вопросом и пришел к выводу, что каждому человеку дано покаяться, кроме тех, кто чернит сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ибо Великий Аллах препятствует их раскаянию».

Ибн Абу Хатим в предисловии к книге «Аль-джарх ва-т-та‘диль», т. 1, с. 69, сообщает о том, что когда у Суфйана ибн Са‘ида ас-Саури умер брат, которого звали ‘Умар, и было закончено его погребение, он сказал: «О мой брат, да пребудет над тобой милость Аллаха, если ты был чист душой в отношении предшественников». Иснад этого сообщения также достоверен.

[53] Это высказывание приводится ибн аль-Каййима в «Хади аль-арвах», с. 294, и Абу Йа‘ла в «Табакат аль-ханабиля», т. 1, с. 24.

[54] Абу Ну‘айм, «Аль-имама», (344).

[55] Ан-Навави, «Шарх Сахих имама Муслим», т. 5, с. 400.

[56] Ибн Таймийя, «Ас-сарим аль-маслуль», с. 567.

[57] Ибн Таймийя, «Ас-сарим аль-маслуль», с. 570.

[58] Ибн Касир, «Тафсир аль-Кур'ан аль-Азим», т. 1, с. 487


Источник: [ltr][Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку][/ltr] 
Anonymous
Гость
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения