Глава седьмая. Красота нрава Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
Страница 1 из 1
Глава седьмая. Красота нрава Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
1. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) побуждал мусульман к благонравию
Не счесть тех, кто принял ислам благодаря прекрасному нраву Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям). Люди пленялись разными его чертами: щедростью, великодушием, любовью к прощению, кротостью, сдержанностью, терпением, мягкостью, скромностью, справедливостью, милосердием, храбростью, силой…
Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) побуждал верующих проявлять благонравие по многим причинам. Назовем некоторые из них:
1. Проявление высокой нравственности в жизни мусульман вообще и в особенности в жизни тех из них, кто занимается исламским призывом, относится к величайшим составляющим веры и высочайшим ее степеням. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «Самой совершенной верой обладают те из верующих, кто имеет наилучший нрав»(245).
2. Высокая нравственность — насущная потребность каждого общества, а забота о своей нравственности является одной из важнейших задач каждого человека, призывающего других к религии. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) указал на то, что человек, украсивший себя благонравием, будет в числе самых желанных для него людей в Судный день и самых близких к нему по занимаемому месту. Он сказал: «Воистину, в числе самых желанных для меня и самых близких ко мне по месту в Судный день будут те из вас, кто обладает самым прекрасным нравом»(246).
3. Прекрасный нрав вводит мусульманина в число наилучших людей. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «К самым благим из вас относятся те, кто обладает самым благим нравом»(247).
Поэт сказал: Народы существуют, пока сохраняется нравственность
И исчезают, когда она исчезает.
4. Благонравие является одним из величайших способов приближения к Аллаху и самых ценных даров, которые могут быть пожалованы человеку. Призывающий к Аллаху особо нуждается в этом огромном благе, чтобы применять и воплощать его самому и побуждать к нему других. Делая это, он обретет великую награду Аллаха. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «Нет вещи более тяжелой на весах в Судный день, чем благонравие»(248). Он также сказал: «С помощью своего хорошего нрава верующий человек может достичь степени постящихся, много совершающих молитвы»(249). Наставляя Абдуллаха ибн 'Амра, он произнес такие слова: «Тебя не обеспокоит то, что не досталось тебе из этого мира, если ты обладаешь четырьмя вещами: надежностью в соблюдении доверенного, правдивостью в речах, благонравием и скромностью»(250). Таким образом, обладая высокой нравственностью, человек обретает всякое добро и благодать. Пророком сказано: «Благочестие — это хороший нрав»(251).
5. Благонравие завещано Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) всем мусульманам, и особенно тем из них, кто посвятил себя исламскому призыву. Посылая Му'аза ибн Джабаля в Йемен для выполнения роли наместника, судьи и призывающего к Аллаху, он заповедовал ему благонравие. «Придерживайся благонравия в обращении с людьми»(252), — наставлял он его.
6. Благонравие имеет огромную важность. Поэтому Всевышний приказал придерживаться его Своему благородному посланнику и отозвался с похвалою о его нраве. На важное значение благонравия указал и Посланник (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям).
Обращаясь к Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) Всевышний сказал: «Будь снисходителен, вели творить добро и отвернись от невежд» (7:199).
Характеризуя его нрав, Аллах сказал: «Воистину, твой нрав превосходен» (68:4).
Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «Я послан Аллахом, чтобы довести до совершенства благородство нравов»(253). Айша, да будет ею доволен Аллах, на вопрос о нраве Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) ответила: «Нравом вашего пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) был Коран»(254).
7. Благонравие — один из главнейших методов привлечения людей к исламу и прямому пути. Поэтому всякий изучающий путь Божьего Избранника (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) со всей очевидностью убеждается в том, что он придерживался благонравия во всем, но особенно в вопросах призыва к Аллаху. Это заставляло людей устремляться к религии Аллаха. Благодаря милости Аллаха, а затем благодаря благонравию Его пророка, люди входили в ислам толпами. О сколько тех, кто стал мусульманином, будучи сраженным великим нравом Посланника (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)! Один человек принял ислам и сказал: «Клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твое, о посланник Аллаха, а теперь оно стало для меня самым любимым»(255). Другой, пленившись его великодушием, сказал: «О Аллах, помилуй меня и Мухаммада, и больше никого вместе с нами»(256), — однако Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) не позволил ему «ограничивать» милость Аллаха, которая объемлет все сущее, и сказал: «Ты сузил нечто весьма широкое». Третий человек сказал про него: «Я не видел ни до, ни после него такого великолепного наставника!»(257) Четвертый, пораженный щедростью Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) обратился к своим соплеменникам со словами: «О мой народ! Принимайте ислам, ибо Мухаммад жалует дары, не боясь обеднеть!»(258) Пятый сообщил: «Клянусь Аллахом, посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) был для меня сначала самым ненавистным человеком. Но он все одаривал меня и одаривал до тех пор, пока не стал для меня самым любимым человеком»(259). Шестой, великодушно прощенный Пророком(260) (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), вернулся к своему народу и сказал: «Я вернулся после встречи с самым замечательным человеком», — после чего призвал своих соплеменников к исламу, и многие из них откликнулись на призыв(261). И подобных примеров можно привести множество.
8. Обладание благонравием — мечта каждого мусульманина и, в особенности, такого, кто искренне посвятил себя призыву к религии Аллаха, потому что посредством хорошего нрава человек обретает спасение и успех во всех делах — общих и личных. Зная о великом значении благонравия, Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) обращался к своему Господу с мольбою направить его к нему. Приступая к ночному намазу, он говорил: «О Аллах! …Направь меня к самым совершенным нравственным качествам, ибо никто не направит к ним, кроме Тебя»(262). Он также обращался к Аллаху со словами: «О Аллах, Ты даровал мне прекрасный облик, так даруй же мне и прекрасный нрав!»(263)
9. Хороший нрав человека вызывает любовь к нему у людей, в том числе и у врагов. Благонравный человек способен вызвать симпатию у людей разных слоев. Всякий, кто общается с ним, проникается к нему любовью. Это обстоятельство служит немалым подспорьем в деле исламского призыва и облегчает человеку, занимающемуся им, достижение его благородной цели по соизволению Аллаха. Призывающие к истине не могут объять всех людей милостыней и подарками, но могут объять их своим радушием и благонравием.
10. Человек, не украшенный благонравием, когда берется за призыв людей к исламу, зачастую отвращает их от него, и мало кому из них приносят пользу его знание и опыт. Природа людей такова, что они не принимают наставлений от того, кто относится к ним высокомерно и презрительно, кто не проявляет к ним внимания и уважения, даже если его слова — истина.
Всевышний, обратившись к Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (3:159)
Он также сказал: «Склони свое крыло перед верующими, которые следуют за тобой (будь добр и милосерден к ним)» (26:215).
Напоминая Своим рабам о Своей милости, Всевышний говорит: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим» (9:128).
«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3:164).
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107).
«Мухаммад — посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (48:29).
«О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем.
Сообщи же верующим благую весть о том, что для них у Аллаха есть великая милость» (33:45-47).
Вне всяких сомнений, Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) должен быть образцом для подражания и имамом для каждого призывающего к исламу. Всевышний указывает на это в Его словах: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21).
11. Праведность общины, ее следование по прямому пути и возрождение возможны только при условии обращения ею к чистым истокам и уходу от всех разрушительных и неверных идей. Соблюдение призывающими к исламу благонравия и направление к нему других — один из тех чистых истоков, к которым необходимо обратиться. Призывающие к Аллаху обязательно должны придерживаться благонравия в первую очередь сами.
Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите то, чего не делаете» (61:2,3).
Аллах приказывает обрести знание, прежде чем приступить к деянию, и приказывает совершать деяния прежде призыва к ним других. Он говорит: «Знай же, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин» (47:19).
«Клянусь временем! Воистину, каждый человек в убытке. Кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (103: 1-3).
В этих аятах Всевышний упоминает совершение человеком праведных деяний прежде призыва им к истине окружающих.
12. Если человек, осуществляя призыв к исламу, придерживается благонравия, оно освещает его сердце, обостряет разум, помогает видеть истину, находить правильные методы и средства призыва людей, сообразующиеся с имеющимися условиями, ситуацией и типом призываемой личности. Указывая на это, Господь говорит: «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь…» (8:29).
13. Проявление благонравия в призыве — одна из главных причин спасения человека от ада и достижения им высших степеней в Садах Благодати. Это и есть цель, к которой стремится каждый мусульманин, важнейшая после цели заслужить довольство Всевышнего. В хадисе рассказывается о том, что однажды Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) спросил одного человека о том, какие слова он произносит при совершении намаза. «Сначала я читаю ташаххуд, — ответил человек, — а затем прошу у Аллаха рая и испрашиваю защиты от ада. Однако, клянусь Аллахом, я не могу произносить таких же красивых слов, какие произносишь ты или произносит Му'аз!» «Мы произносим приблизительно то же самое, что и ты», — сказал Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)(264). Это заключение Посланника (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) указывает на то, что все мольбы, все слова и деяния должны иметь целью обретение райского блаженства и спасение от адского огня после цели заслужить довольство Аллаха.
Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) гарантировал дом в высших сферах рая тому, кто будет придерживаться благонравия. Он сказал: «Я ручаюсь за дом в окрестностях рая для того, кто станет отказываться от споров, даже если и будет прав, и я ручаюсь за дом посреди рая для того, кто не станет лгать даже в шутку, и я ручаюсь за дом в верхних пределах рая для благонравного»(265).
14. Благонравие относится к тем причинам, которые более всех остальных способствуют вхождению человека в рай. Однажды Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) спросили о том, что чаще всего будет помогать людям попадать в рай, и он сказал: “Богобоязненность и благонравие”(266). Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) разъяснял, что вхождение в ад станет запретным для всякого, кто будет близок к людям благодаря своему благонравию, кто будет мягок и прост. Передают со слов Абдуллаха ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) однажды сказал: «Не сообщить ли вам о том, кто станет запретным для огня (или: … о том, для кого огонь станет запретным)? Запретным (для огня) станет каждый близкий, мягкий и легкий”(267).
II. Соблюдение благонравия Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям).
Благонравие — очень широкое понятие, включающее сдержанность, степенность, благоразумие, щедрость, великодушие, любовь к прощению, снисходительность, мягкость, доброту, терпение, решительность, стойкость, справедливость, непредвзятость, милосердие, целомудрие, скромность, умеренность, рассудительность, активность, широту души, благородство, мужество, надежность, искренность. Эти и другие, происходящие из них, качества необходимы в деле призыва к религии Аллаха.
Великий нрав, которым Аллах охарактеризовал Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), подразумевает собой всю религию, все ее аспекты. Благонравие — часть этого великого нрава, как на то указывает Ибн Теймия в «Аль-фатава»(268).
Ибн аль-Каййим в «Мадаридж ас-саликин» пишет: «Благонравие зиждется на четырех столпах. Представить себе его существование без них невозможно. Этими столпами являются терпение, воздержанность, храбрость и справедливость. Все остальные благородные качества проистекают из четырех указанных»(269).
Все эти великие благородные черты были присущи нашему Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям).
_________________
(245) Ат-Термизи (3/437. № 1162), Абу Дауд (4/220. № 4682). Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим (хасан) в «Сахих ат-термизи» (1/340).
(246) Ат-Термизи (4/370. № 2019). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-термизи» (2/196).
(247) Аль-Бухари (№ 6029), Муслим (4/1810. № 2321).
(248) Абу Дауд (4/253. № 4798), ат-Термизи (4/362. № 2002). Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих абу дауд» (3/911).
(249) Абу Дауд (4/252. № 4798). Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих абу дауд» (3/911).
(250) Ахмад «Аль-муснад» (2/177). Хадис приводится с неплохой цепочкой передачи. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагир» аль-Албани (1/301. № 886).
(251) Муслим (4/1980. № 2553).
(252) Ат-Термизи (4/355. № 2389). Аль-Албани назвал этот хадис хорошим (хасан) в «Сахих сунан ат-термизи» (2/191).
(253) Аль-Байхаки (10/192), Ахмад (2/381), аль-Хаким (2/613) см. также «Ас-сильсиля ас-сахиха» аль-Албани (1/75. № 45).
(254) Муслим (1/513. № 746).
(255) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/87. № 4372), Муслим (3/1386. № 1764).
(256) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (10/438. № 6010).
(257) Муслим (1/381. № 537).
(258) Муслим (4/1806. № 2312).
(259) Муслим (4/1806. № 2313).
(260) Аль-Бухари (№ 2910), Муслим (№ 843).
(261) «Фатх аль-бари» (7/428).
(262) Муслим (1/534. № 770)
(263) Аль-Байхаки, Ахмад (6/68). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Ирва аль-галиль» (1/113. № 74).
(264) Абу Дауд (№ 792), Ахмад (3/474), Ибн Маджа (№ 3847). См. «Сахих ибн маджа» (2/328).
(265) Абу Дауд (№ 4800). Аль-Албани назвал этот хадис хорошим (хасан) в «Сахих аби Дауд» (3/911) и «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» (№ 273).
(266) Иначе говоря, сквернословие, ложь, сплетни и тому подобные вещи, с одной стороны, и совершение прелюбодеяний, с другой.
(267) То есть: человек, ставший близким к людям благодаря хорошему обхождению с ними и отличающийся мягкостью и легкостью характера.
(268) “Маджму’ аль-фатава” (10/658).
(269) «Мадаридж ас-саликин» (2/308).
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Похожие темы
» Глава 32. Наследство Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава 27. Предсмертные заветы Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава десятая. Скромность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава четырнадцатая. Терпение Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава пятнадцатая. Храбрость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава 27. Предсмертные заветы Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава десятая. Скромность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава четырнадцатая. Терпение Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава пятнадцатая. Храбрость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения