Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Ассаламу алейкум сестра! С возвращением!
Чтобы участвовать во всех форумах и разделах-зарегистрируйся или активизируйся, инша Аллах!

Это закрытый Клуб соблюдающих мусульманок.
Только для женщин.
Доступ братьям запрещен!!!
БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ, БРАТЬЯ!
ЭТОТ ФОРУМ ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН.

СЕСТРЫ, Пусть наше общение будет полезным!
Барак Аллаху фикум!


Join the forum, it's quick and easy

Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Ассаламу алейкум сестра! С возвращением!
Чтобы участвовать во всех форумах и разделах-зарегистрируйся или активизируйся, инша Аллах!

Это закрытый Клуб соблюдающих мусульманок.
Только для женщин.
Доступ братьям запрещен!!!
БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ, БРАТЬЯ!
ЭТОТ ФОРУМ ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН.

СЕСТРЫ, Пусть наше общение будет полезным!
Барак Аллаху фикум!
Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Глава девятая. Справедливость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)

Перейти вниз

Глава девятая. Справедливость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) Empty Глава девятая. Справедливость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)

Сообщение автор bint_abu_bakr Вс Мар 01, 2015 12:01 am

Глава девятая. Справедливость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) 3613700284

Глава девятая. Справедливость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)


Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) побуждал своих последователей быть справедливыми и придерживаться беспристрастности во всем. Пример этого содержат его слова: «Семеро будут укрыты Аллахом в созданной Им тени в тот день, когда не будет иной тени, кроме Его тени: справедливый правитель, юноша, выросший в поклонении Аллаху …»(281).

От Абдуллаха ибн 'Амра, да будет им доволен Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «Поистине, справедливые у Аллаха будут находиться на минбарах из света, по правую руку от Милосердного, обе руки у Которого — правые. Это те, которые придерживаются справедливости в своих решениях, семьях и в том, чем заведуют»(282).

Справедливость имеет множество сфер проявления: справедливость в управлении, справедливость в судебных решениях, в применении шариатских мер наказания (аль-худуд), во взаимоотношениях между людьми, в примирении людей, в обращении с врагами, справедливое отношение к детям, к женам и т.д.

Приведем несколько примеров справедливости нашего Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям).

1. История о женщине из племени бану махзум

Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) во всем был самым справедливым человеком. Одним из примеров его справедливости, который останется незабвенным до самого Судного Часа, является история о женщине из знатного племени бану махзум, которая украла чужое имущество, и Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) приказал отрубить ей руку несмотря на ходатайство Усамы ибн Зайда за нее. Он не допустил лицеприятия и не принял ходатайства там, где речь шла о мере наказания, установленной Аллахом.

Передают со слов Айши, да будет доволен ею Аллах, что в свое время курайшиты были озабочены делом одной женщины из рода бану махзум, которая совершила кражу во времена Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) после взятия Мекки,(283) и одни(284) стали говорить: “Кто поговорит о ней с Посланником Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)?”(285) — а другие сказали: “Кто же осмелится заговорить с ним, кроме Усамы ибн Зайда, любимца Посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)?!” И Усама обратился к нему с ходатайством за нее. Тогда цвет лица Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) изменился(286) и он воскликнул: “Неужели ты ходатайствуешь об отмене одного из наказаний, установленных Аллахом?!” — Усама же сказал: “Попроси для меня прощения у Аллаха, о посланник Аллаха!” Вечером же Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) обратился к людям с проповедью. Он воздал Аллаху хвалу, подобающую лишь Ему, а затем сказал: “Поистине, живших до вас погубило то, что, когда кражу среди них совершал знатный, они не трогали его, когда же совершал ее слабый, они применяли к нему установленное наказание, и клянусь Аллахом, даже если бы что-нибудь украла Фатима, дочь Мухаммада, то я непременно отрубил руку и ей!”
А потом по его велению этой женщине отрубили руку».

Айша рассказывала: «Эта женщина раскаялась наилучшим образом, а затем вышла замуж и навещала меня, а я обращалась к Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) с просьбами, касающимися ее нужд»(287).

Всевышний Аллах вменил Своим рабам в обязанность быть справедливыми и избегать всякого притеснения и попирания прав. Он сказал: «Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника» (6:152).

Он также сказал: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей» (4:58).

Справедливость — величайшая черта Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) — так же, как и другие его нравственные черты, всенепременно должны находить выражение в нравственном облике каждого мусульманина(288).

2. История ан-Ну'мана ибн Башира и его отца, да будет доволен Аллах ими обоими

Сообщается, что как-то раз ан-Ну‘ман ибн Башир, да будет доволен Аллах им и его отцом, находясь на минбаре, сказал: «Однажды мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха(289) сказала: “Я не соглашусь с этим, пока ты не попросишь посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) засвидетельствовать дарение”. Тогда мой отец пришел к посланнику Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и сказал: “Я сделал подарок моему сыну от ‘Амры бинт Раваха, но она сказала мне, чтобы я призвал в свидетели тебя, о посланник Аллаха!” Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) спросил: “А сделал ли ты такие же подарки и всем остальным своим детям?” Мой отец ответил: “Нет”. Тогда Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: “Побойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы ко всем вашим детям!” — после чего мой отец вернулся обратно и забрал свой подарок».

В другой версии этого хадиса сообщается: «Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) спросил моего отца: “О Башир, а есть ли у тебя другие дети, кроме него?” Он ответил: “Да”, — после чего Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: “Тогда не проси меня засвидетельствовать это, ибо, поистине, я не стану свидетельствовать о несправедливости!”

В третьей версии хадиса сообщается: «Мой отец сказал Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям): «Я подарил этому моему сыну раба». «А каждому ли из своих сыновей ты сделал такой же подарок?» — спросил его Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям). «Нет», — ответил отец. Тогда Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) спросил: “Хотелось бы тебе, чтобы все твои дети одинаково почтительно относились к тебе?” Мой отец сказал: “Конечно!” Тогда Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: “Я не буду свидетельствовать!”»(290)

Этот хадис указывает на стремление Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) к справедливости и содержит его завет к последователям бояться Аллаха и быть справедливыми между детьми и другими людьми. Шейх Абдульазиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Совершенно ясно, что нельзя выделять кого-либо из детей чем-либо, потому что это становится причиной возникновения между ними ненависти и вражды. Согласно правильному мнению, полагается давать сыну долю двух дочерей, подобно распределению долей в наследстве. Нужно относиться одинаково справедливо ко всем детям, как послушным из них, так и непокорным, но при этом наставлять ослушивающихся и направлять их к благому»(291).

3. Справедливость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) по отношению к женам

От Айши, да будет доволен ею Аллах, сообщены такие слова: «Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) поочередно навещал всех своих жен и поступал с ними справедливо. При этом он говорил: «О Аллах! Так я распределяю то, чем владею сам. Не порицай же меня за то, чем владеешь Ты и что не подвластно мне!»(292)

Шейх Ибн Баз, коснувшись слов Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) «Не порицай же меня за то, чем владеешь Ты и что не подвластно мне», сказал, что в них речь идет о сердце и о том, что с ним связано. Любовь и привязанность — душевные чувства, и муж не в силах одинаково распределять их между женами. Существуют причины, которые заставляют его любить их по-разному, связанные с их религиозностью, молодостью и т.д. Ему подвластно лишь справедливое распределение между ними дней и ночей, содержания, доброго отношения, ласковых слов. Что же касается полового влечения и сердечных чувств, то этим он не владеет»(293).

Передают, что Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, рассказывал, что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «Если у мужчины было две жены, и он отдавал предпочтение одной из них, то в Судный день он предстанет, склонившись набок»(294).

Этот хадис указывает на запрещенность предпочтения одной жены перед другой в вопросах, в которых человек в состоянии относиться к ним одинаково. В тех же вопросах, соблюдение справедливости в которых человеку не подвластно, вступает в силу правило, изложенное в словах Всевышнего: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286).
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (64:16).

«Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящей (не уделяйте все внимание только одной жене, оставляя другую в таком положении, когда она, выйдя замуж, чувствует себя незамужней)» (4:129).

В приведенном хадисе содержится угроза всякому, кто преднамеренно чинит несправедливость и притеснение. Такой человек подвергнется очевидному наказанию — воскреснет в Судный день, скосившись набок(295).

Если человек женился на девственнице и у него помимо нее есть другие жены, то ему следует провести с ней семь ночей, а уж затем начать поочередное посещение жен. На это указывает хадис, переданный от Анаса, в котором говорится: «В соответствии с Сунной, если женатый мужчина женится на девственнице, то он может провести с ней семь ночей, после чего должен поочередно навещать всех своих жен. Если же он женится на уже побывавшей замужем женщине, то может провести с ней три ночи, после чего также должен поочередно навещать всех своих жен»(296).



Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что когда Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) женился на ней, то провел с ней три ночи и сказал: «Не думай, что твой муж не ценит тебя. Если хочешь, я проведу с тобой семь ночей, но в этом случае я должен буду провести по семь ночей с каждой из моих жен»(297).

Передают, что Айша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Сауда бинт Зам‘а, да будет доволен ею Всевышний Аллах, подарила ей свой день, после чего Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) проводил с ней день, который полагался ей по очереди, и день Сауды(298).

Сообщается от Айши, да будет ею доволен Аллах, что она сказала: «Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) поочередно навещал каждую из нас и никому не отдавал предпочтения. Почти ежедневно он обходил всех своих жен и приближался к каждой из них, не доводя дело до половой близости, и лишь затем отправлялся к той жене, с которой ему предстояло провести очередную ночь. Сауда бинт Зам'а, когда состарилась и стала опасаться, что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) даст ей развод, сказала: «О посланник Аллаха, я дарю свой день Айше», — и Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) принял предложение Сауды. Думаю, что по поводу Сауды и ей подобных был ниспослан аят: «Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение — лучше» (4:128)»(299).

Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) женился на Сауде после смерти Хадиджи и до женитьбы на Айше. Он прожил в браке с ней долгие годы. Когда она состарилась, то начала бояться, что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) даст ей развод, и сказала: «О посланник Аллаха! Я дарю свой день Айше». Об этом сообщается в хадисе, приведенном у Абу Дауда. Цепочка передатчиков этого хадиса хорошая. Это означает, что женщина может отказаться от своего дня, в который ее посещает муж, в пользу одной из других жен при условии, что сам муж с этим согласен. Таким образом у той жены, в пользу которой она откажется, будет два дня, в которые муж находится у нее, а у остальных — по одному»(300).

Почти ежедневное посещение Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) всех своих жен происходило после предвечернего намаза. На это указывается в хадисе, сообщенном от Айши, где сказано: «Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) после того, как совершал предвечерний намаз, обходил своих жен и приближался к ним …»(301).

Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это обстоятельство указывает на то, как хорошо Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) обходился со своими женами. Он относился к супругам лучше, чем кто-либо. Каждый день в предвечернее время он навещал их, справлялся об их делах и нуждах, не вступая с ними в половую близость. Иногда же, обходя их, он имел с ними близость, на что указывает хадис, переданный от Анаса. В нем говорится, что он вступал в половую близость с каждой из жен, совершая после этого одно полное омовение. Скорее всего, это происходило редко. Совместить хадис от Анаса с хадисом от Айши, где сказано, что он не вступал с женами во время их ежедневного посещения в половую близость, можно именно таким образом — что, как правило, он не имел с ними половой близости, но иногда делал это. Сделать такой вывод заставляет правило о том, что сообщениям, подтверждающим некий факт (мусбит), отдается предпочтение перед сообщениями, отрицающими его (нафи)»(302).

Хадис, переданный от Анаса, звучит так: «Однажды Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «В одно время дня и ночи Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) обходил сразу всех своих жен, а их было одиннадцать». Его спросили: «Неужели такое было ему под силу?» Анас сказал: «Мы часто говорили друг другу, что он был наделен силой тридцати мужчин». В версии этого хадиса, переданной Са'идом от Катады, говорится, что Анас упомянул о девяти женах. Аль-Хафиз Ибн Хаджар объясняет это разночтение тем, что в первом случае к числу жен были отнесены также наложницы — Марийа и Райхана(303).

Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, по поводу этого хадиса сказал: «Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) обладал огромной силой: у него было девять жен и две наложницы — Райхана и Марийа»(304).

«Этот хадис указывает на то, что мужчина имеет право вступать в половую близость поочередно с несколькими женами в общее для них время. Так поступал Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и это являлось проявлением его щедрого нрава».

В другом сообщении Анаса, да будет им доволен Аллах, говорится: «У Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) было девять жен, и когда он распределял между ними дни, то возвращался к первой из них только после посещения восьми остальных (в их дни). Каждый вечер его жены собирались в доме той из них, у которой он (в этот день) находился»(305).

Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, касаясь этого хадиса, сказал: «В нем указывается на то, что помимо обхода своих жен каждый день в предвечернее время, Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) встречался с ними еще и вечером. Собираясь вместе, жены лучше узнавали друг друга. Эти встречи способствовали устранению отчужденности, которая, как известно, существует во взаимоотношениях между женами, и возникновению согласия между ними»(306).

Другое проявление его справедливости к женам — то, что он, намереваясь отправиться в путь, бросал жребий между ними. Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Намереваясь отправиться в путь, Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) бросал жребий среди своих жен и брал с собой ту, на которую он выпадал»(307).

Еще одним примером справедливости и благородства нрава Посланника (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) является история, рассказанная Анасом, да будет им доволен Аллах: «Однажды, когда Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) находился в доме одной из своих жен, другая мать правоверных послала (ему) блюдо с едой. Та его жена, у которой он находился, ударила слугу, принесшего гостинец, по руке, и блюдо выскользнуло из его рук и разбилось. Тогда Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) собрал осколки и принялся собирать в них еду, которая была в блюде, говоря: «Возревновала мать ваша». Затем он задержал слугу до тех пор, пока не принесли целое блюдо, принадлежавшее жене, у которой он находился, и отослал его той, чье блюдо разбилось, а разбитое оставил у той, в чьем доме оно раскололось»(308).

Хадисы, приведенные в этой главе, свидетельствуют о величии Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) его справедливости в обхождении с женами, благонравии, доброте, сочувствии к ним и заботе об их правах.

__________________
(281) Аль-Бухари (№ 660), Муслим (№ 1031).
(282) Муслим (№ 1827).
(283) Имеется в виду озабоченность тем, что за это ей должны были отсечь кисть руки. Подобное было непривычно для людей, только недавно принявших ислам, тем более, что эта женщина принадлежала к знатному роду.
(284) Здесь подразумеваются те люди, к которым родственники этой женщины обратились с просьбой заступиться за нее.
(285) То есть: кто заступится за нее?
(286) Иначе говоря, лицо Пророка  покраснело от гнева.
(287) Аль-Бухари (12/86 — № 6786; 12/87 — № 6788; 6/513 — № 3475; 5/255 — № 2648), Муслим (3/1315 — № 1688. См. также «Шарх ан-наваи» (11/186), «Фатх аль-бари» (12/95, 96).
(288) Мудрые примеры, связанные с этой темой, приводятся во многих книгах. См. «Сунан аби дауд» (2/242), Ат-Термизи (3/137), ан-Насаи (7/64). См. также аль-Бухари (3/292 — № 1423; 2/143 — № 640; 11/312 — № 6479; 12/112 — № 6806), Муслим (3/1458. № 1827 — 1830), книгу «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (стр. 534, 535).
(289) ‘Амра бинт Раваха — мать ан-Ну‘мана ибн Башира, да будет доволен ими Аллах.
(290) Аль-Бухари (№ 2586, 2587, 2650), Муслим (18 — № 1623).
(291) Я слышал это высказывание шейха при разъяснении им хадиса № 2586 из «Ас-сахиха» аль-Бухари. (Прим. автора).
(292) Абу Дауд (№ 2134), ат-Термизи (№ 1140), ан-Насаи (7/64), Ибн Маджа (№ 1971). Я слышал, как шейх Ибн Баз, давая комментарии к хадисам книги «Булуг аль-марам», назвал цепочку передачи этого хадиса хорошей (джаййид).
(293) Я слышал эти слова шейха при разъяснении им хадиса № 1084 из книги «Булуг аль-марам». (Прим. автора).
(294) Ахмад (2/347), Абу Дауд (№ 2133), ат-Термизи (№ 1141), ан-Насаи (7/63), Ибн Маджа (№ 1969). Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Сунан аби дауд» (1/593).
(295) Из слов, услышанных мною от нашего шейха — Абдульазиза ибн База, произнесенных им при разъяснении хадисов «Булуг аль-марам». (Прим. автора).
(296) Аль-Бухари (№ 5214), Муслим (№ 1461).
(297) Муслим (№ 1460).
(298) Аль-Бухари (№ 5212), Муслим (№ 1413).
(299) Абу Дауд (№ 2135). Аль-Албани назвал хадис хорошим и достоверным (хасан сахих) в «Сахих аби дауд» (1/594). Передача Саудой своей очереди Айше упоминается у аль-Бухари (№ 5212) и Муслима (№ 1463).
(300) Я слышал эти слова шейха при комментировании им хадисов «Булуг аль-марам». (Прим. автора).
(301) Аль-Бухари (№ 5268), Муслим (№ 1474).
(302) Комментарии к хадисам «Булуг аль-марам» (№ 1089).
(303) «Фатх аль-бари» (1/389).
(304) Я слышал эти слова от шейха во время разъяснения им хадисов аль-Бухари (№ 268). (Прим. автора).
(305) Муслим (№ 1462).
(306) Я слышал эти слова шейха во время разъяснения им хадисов книги «Булуг аль-марам» (хадис № 1089). (Прим. автора.)
(307) Аль-Бухари (№ 2593), Муслим (№ 2770).
(308) Аль-Бухари (№ 2481, 5225).
bint_abu_bakr
bint_abu_bakr
Супермодератор
Супермодератор

Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Религия Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
Возраст 33
Настроение Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения