Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Ассаламу алейкум сестра! С возвращением!
Чтобы участвовать во всех форумах и разделах-зарегистрируйся или активизируйся, инша Аллах!

Это закрытый Клуб соблюдающих мусульманок.
Только для женщин.
Доступ братьям запрещен!!!
БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ, БРАТЬЯ!
ЭТОТ ФОРУМ ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН.

СЕСТРЫ, Пусть наше общение будет полезным!
Барак Аллаху фикум!


Join the forum, it's quick and easy

Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Ассаламу алейкум сестра! С возвращением!
Чтобы участвовать во всех форумах и разделах-зарегистрируйся или активизируйся, инша Аллах!

Это закрытый Клуб соблюдающих мусульманок.
Только для женщин.
Доступ братьям запрещен!!!
БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ, БРАТЬЯ!
ЭТОТ ФОРУМ ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН.

СЕСТРЫ, Пусть наше общение будет полезным!
Барак Аллаху фикум!
Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Глава одиннадцатая. Сдержанность и снисходительность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)

Перейти вниз

Глава одиннадцатая. Сдержанность и снисходительность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) Empty Глава одиннадцатая. Сдержанность и снисходительность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)

Сообщение автор bint_abu_bakr Пн Мар 02, 2015 12:15 am

Глава одиннадцатая. Сдержанность и снисходительность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) 3613700284


Глава одиннадцатая. Сдержанность и снисходительность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)


Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) достиг идеала в проявлении сдержанности и снисходительности на поприще призыва к Аллаху. Примеров этого чрезвычайно много и упомянуть все из них не представляется возможным, посему ограничимся приведением лишь некоторых из них.

1. История о человеке, который посчитал несправедливым то, как Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) разделил трофеи

Сообщается, что Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день битвы при Хунейне посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) отдал предпочтение некоторым людям при разделе трофеев. Так, он дал аль-Акра`у ибн Хабису сто верблюдов, и столько же дал `Уйайне ибн Хисну и щедро оделил некоторых знатных арабов,(328) отдав им в тот день предпочтение перед другими. Увидев это, один человек сказал: “Клянусь Аллахом, нет справедливости в таком разделе и не ради Аллаха это было сделано!” Тогда я сказал: “Клянусь Аллахом, я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)!” — после чего я пришел к нему и сообщил о том, что сказал этот человек. Когда он услышал мои слова, то изменился в лице, покраснев, и воскликнул: “А кто же тогда справедлив, если несправедливы Аллах и посланник Его?!” — а потом сказал: “Да помилует Аллах Мусу, который подвергался еще большим обидам и терпел!” (329)

То, что описано в этом хадисе, — одно из величайших проявлений сдержанности и благоразумия на пути призыва к Аллаху. По своей мудрости Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) разделил трофеи между теми, чьи сердца надлежало склонить к исламу, препоручив тех, чьи сердца укрепились в вере, их вере(330).

2. Проявление сдержанности в истории о золоте из Йемена

Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «'Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, отправил посланнику Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) из Йемена неочищенный от породы золотой самородок в мешке из дубленой кожи, и Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) разделил его на четверых. Части этого самородка получили ‘Уйайна ибн Бадр(331), Акра‘ ибн Хабис и Зайд аль-Хайль(332), что же касается четвертого, то им был либо ‘Алькама(333), либо ‘Амир ибн ат-Туфайль.(334) Узнав об этом, один из сподвижников Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: “У нас было больше прав на это золото, чем у них!” Это дошло до Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и он сказал: “Неужели вы не доверяете мне несмотря на то, что доверяет мне Тот, Кто на небесах, и что получаю я вести с небес по утрам и вечерам?” После этого со своего места поднялся человек с ввалившимися глазами, широкими скулами, выпуклым лбом, густой бородой и бритой головой, на котором был высоко подобранный изар и который воскликнул: “О посланник Аллаха, побойся Аллаха!” На это Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: “Горе тебе, а разве из всех живущих на земле не подобает именно мне бояться Аллаха больше всего?!” Тогда этот человек ушел, а Халид ибн аль-Валид сказал: “О посланник Аллаха, если этот человек нарушил законы Аллаха, то прикажи мне казнить его!” Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: “Нет, ибо, возможно, что он относится к числу совершающих молитвы”. Халид воскликнул: “А сколь много молящихся, на языке у которых совсем не то, что на сердце!” В ответ ему Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: “Поистине, мне не было велено ни проникать в сердца людей, ни рассекать их утробы!” А потом Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) посмотрел вслед этому человеку и сказал: “Поистине, среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но дальше их глоток их чтение распространяться не будет(335), и они отойдут от религии подобно тому, как выпущенная стрела отходит от лука…”».(336)
Этот хадис сообщает о том, насколько сдержан и благоразумен был Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям). Он относился к людям на основании того, кем они представлялись внешне, и ему не было велено ни проникать в сердца людей, ни рассекать их утробы. Человек, о котором рассказывается в хадисе, вполне заслуживал смертной казни, однако Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) не убил его, чтобы люди не стали говорить, что он убивает своих сподвижников, особенно тех из них, кто совершает намаз(337).

3. История об ат-Туфайле ибн 'Амре, да будет им доволен Аллах

Прекрасный пример сдержанности и благоразумия Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) продемонстрирован в истории об ат-Туфайле ибн 'Амре ад-Дауси, да будет им доволен Аллах, и его племени. Ат-Туфайль принял ислам в Мекке еще до того, как Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) совершил переселение в Медину. Затем он отправился к своему племени, чтобы призвать его к исламу. Свой призыв он начал со своих домочадцев, и его отец и жена откликнулись на него. После этого он обратился с призывом к своему роду и племени, но они отказывались принимать ислам, проявляли ослушание и медлили с ответом на призыв. Тогда ат-Туфайль вновь пошел к Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и поведал ему о том, что его народ — племя даус — погубили себя, отказавшись от веры и ослушавшись.

От Абу Хурейры, да будет им доволен Аллах, передано следующее: «К Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) приехал ат-Туфейль ибн 'Амр ад-Дауси и сказал: “О посланник Аллаха, поистине, люди из племени даус не послушались и отказались уверовать, так призови же на них проклятие Аллаха!” Тогда Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) повернулся лицом к кибле и поднял руки. Увидев это, люди сказали: “Теперь племя даус погибнет!” — однако Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: “О Аллах, укажи дауситам путь истинный и приведи их! О Аллах, укажи дауситам путь истинный и приведи их!»(338).

Каким показательным примером благоразумия, терпения и спокойствия является поступок Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), описанный в данном хадисе! Он не стал торопиться с наказанием и проклятиями в адрес тех, кто отверг призыв к исламу. Он помолился об их наставлении на путь истины, и Аллах ответил на его мольбу. Плодом терпения, спокойствия и неспешности явилось то, что, когда ат-Туфайль вернулся назад к своим соплеменникам и еще раз обратился к ним с мягкими словами, многие из них уверовали, после чего он в сопровождении восьмидесяти или девяноста семей дауситов приехал к Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в Медину(339).

Превелик Аллах! Таковы плоды мудрости — обращение в ислам восьмидесяти или девяноста семей!
Данный пример обязывает людей, посвятивших себя делу распространения ислама, заботиться о сдержанности и благоразумии при выполнении своей миссии. Достичь же этого можно лишь по милости Аллаха, а затем — через знание методов и путей призыва, которыми пользовался Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям).

4. История о человеке, который хотел убить Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)

У аль-Бухари и Муслима приводится сообщение от Джабира ибн Абдуллаха, да будет им доволен Аллах, в котором говорится, что в свое время он вместе с посланником Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) участвовал в военном походе на Неджд, и когда посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) двинулся в обратный путь, он тоже был вместе с ним. Время полуденного отдыха застало их в какой-то долине, густо поросшей терновником, и посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) спешился, а люди разошлись среди этого терновника в разные стороны, желая укрыться в тени деревьев. И посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) также расположился в тени акации, повесив на нее свой меч.

Джабир сказал: «Немного поспав, мы вдруг услышали, что посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) зовет нас. Мы явились к нему, и оказалось, что рядом с ним сидит какой-то бедуин. Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «Этот человек вытащил из ножен мой меч и поднял его на меня, когда я спал, а когда я проснулся, он держал обнаженный меч в своей руке. Он сказал мне: “Кто защитит тебя от меня?” — а я ответил ему: “Аллах!” (и второй раз он сказал мне: “Кто защитит тебя от меня?” — а я ответил ему: “Аллах!”, потом оставил он меч), — и вот он сидит здесь». И после этого посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) не стал наказывать его»(340).

Какой непревзойденный нрав, каково его влияние на сердца людей! Бедуин задумывает убить Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) но Аллах защищает Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и дает возможность расправиться со злоумышленником. Однако Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) прощает его. Поистине, это — не что иное, как великий нрав, и сколь правдивы слова Всевышнего о Своем посланнике: «Поистине, твой нрав превосходен» (68: 4).

Мудрый нрав Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) произвел огромное и неизгладимое впечатление на этого бедуина, и после этого случая он принял ислам и стал причиной обретения прямого пути многими людьми(341).

5. История об иудейском богослове Зайде

Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) проявлял снисходительность и великодушие, когда мог наказать, и благоразумие и выдержку в момент гнева, отвечал добром на зло. Эти высокие нравственные черты являлись одной из важнейших причин того, почему люди отзывались на его призыв, веровали в него и почему их сердца собирались вокруг него. Здесь уместно напомнить историю о том, как он обошелся с Зайдом ибн Сан'а — одним из крупных иудейских книжников и богословов(342).

Однажды Зайд ибн Сан'а явился к посланнику Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) требуя от него уплаты долга, схватил его за ворот рубахи, потянул к себе и стал произносить в его адрес грубые слова. С дерзким выражением лица он посмотрел на Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и сказал: «Мухаммад, ты вернешь мне долг? Вы — род Абдульмутталиба — люди, затягивающие уплату долгов!» — и произнес еще много других резких слов. Умар, ставший очевидцем этого, посмотрел на пришедшего, и его глаза закружились от гнева и возмущения. «О враг Аллаха! — воскликнул он. — Ты смеешь говорить Посланнику Аллаха то, что я слышу, и делать с ним то, что я вижу?! Клянусь тем, кто послал его с истиной, если бы я не боялся упрека с его стороны, я отрубил бы тебе голову своим мечом!» Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) поглядел со спокойствием и улыбкой на Умара, а затем произнес: «Я и этот человек больше нуждаемся в других твоих словах, о Умар! Ты должен был посоветовать мне уплатить долг наилучшим образом, а ему — наилучшим образом требовать его уплаты. Ступай вместе с ним и выдай ему то, что принадлежит ему по праву, и добавь сверх того двадцать са' фиников».

Такое поведение Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) стало причиной того, что Зайд принял ислам и произнес: «Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и посланник».

До этого случая Зайд говорил: «Я нашел на лице Мухаммада все признаки пророчества. Однако осталось еще два признака, наличие которых у него я не проверил: это то, что кротость и благоразумие его берут верх над гневом и безрассудством, и что сильная несправедливость, причиняемая ему, вызывает в ответ лишь еще большее благоразумие и кротость»(343).

Зайд нарочно поступил описанным в хадисе образом, чтобы проверить наличие у Пророка этих двух качеств, и, убедившись в их наличии, принял ислам и уверовал(344).

Своей высокой нравственностью Мухаммад (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) множество раз неоспоримо доказывал свою правдивость и истинность того, к чему он призывал людей.
bint_abu_bakr
bint_abu_bakr
Супермодератор
Супермодератор

Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Религия Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
Возраст 33
Настроение Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.

Вернуться к началу Перейти вниз

Глава одиннадцатая. Сдержанность и снисходительность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) Empty Re: Глава одиннадцатая. Сдержанность и снисходительность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)

Сообщение автор bint_abu_bakr Пн Мар 02, 2015 12:20 am

6. Обхождение Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) с главой лицемеров

Незадолго до прибытия Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в Медину, ее жители — племя аль-аус и племя аль-хазрадж — договорились о том, чтобы сделать Абдуллаха ибн Убаййа своим царем. Его знатность была общепризнанна, кроме того, никогда доселе не случалось такого, чтобы племена аль-аус и аль-хазрадж сошлись бы на кандидатуре человека, относящегося к одному из них. Они даже приготовили венец для его коронации, и в это самое время Всевышний направил к ним Своего посланника. Когда мединцы устремились к исламу и оставили Абдуллаха ибн Убаййа, тот вознегодовал, и его сердце наполнилось ненавистью и враждебностью к Пророку и принесенной им религии. Он считал, что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) узурпировал у него власть. Однако увидев, что народ не хочет ничего, кроме ислама, он тоже принял его, в то же время пылая к нему ненавистью и упорствуя в лицемерии. Он не жалел усилий для того, чтобы отвратить людей от ислама и расколоть мусульманскую общину, защищал иудеев, враждебно настроенных к верующим, и оказывал им всяческое содействие.

Всякий раз с его стороны предпринимались мерзкие выпады против исламского призыва, однако он делал это скрытно, со свойственным ему двуличием. Что же касается Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), то он отвечал на эту враждебность прощением, снисходительностью и сдержанностью, ибо внешне Ибн Убайй демонстрировал приверженность к исламу. Кроме того, за его спиной стояли лицемеры, поддерживающие его. Он был их лидером, и они подчинялись ему. Поэтому Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) обходился с ним по-доброму, и во многих случаях в противовес его злодеяниям ставил добро и прощение. Приведем лишь несколько примеров:

7. Заступничество Абдуллаха ибн Убейа за иудеев племени бану кайнука' при нарушении ими договора

После битвы при Бадре иудеи племени бану кайнука' нарушили свой договор о мире и добрососедстве с мусульманами, обнажив на рынке прилюдно наготу одной мусульманской женщины и убив мусульманина, вступившегося за нее(345).
Субботним днем в середине месяца шавваль, по прошествии двадцати месяцев после своего переселения в Медину, Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) отправился в сопровождении воинов в район бану кайнука и взял его в плотное кольцо осады. Осада продолжалась пятнадцать дней. Всевышний вселил в сердца иудеев страх, и они вышли из крепости, предоставив Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) решать их участь. Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) приказал связать сражавшимся, которых было семьсот человек, руки. Когда они, по воле Аллаха, оказались в его власти, к нему подошел Абдуллах ибн Убайй и сказал: «О Мухаммад! Прояви благодеяние к моим союзникам!» Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) не дал ему ответа сразу, и он вновь повторил свое требование. Тогда Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) отвернулся от него, однако он всунул руку за пазуху его кольчуги и сказал: «Клянусь Аллахом! Я не отпущу тебя, пока ты не проявишь благодеяние к моим союзникам. Эти четыре сотни воинов без доспехов и триста в доспехах защищали меня от всех на свете, а теперь ты намереваешься уничтожить их за одно утро? Клянусь Аллахом, я боюсь дурных последствий этого!» Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) удовлетворил его просьбу и отпустил их(346), однако приказал удалиться из Медины и не селиться нигде поблизости от нее, и они переселились в Азри‘ат на территории аш-Шама. Их имущество досталось мусульманам, и Посланник Аллаха велел отделить от него пятую часть(347). Он не стал наказывать Абдуллаха ибн Убаййа за это его заступничество и простил ему проявленную им отвратительную грубость.

8. То, как поступил Абдуллах ибн Убайй с Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в день битвы при Ухуде

В день, когда язычники-курайшиты решили напасть на мусульман, а Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) со своим войском выступил на защиту Медины и уже достиг середины пути, 'Абдуллах ибн Убайй неожиданно развернул треть войска и повел их обратно в Медину. 'Амр ибн Харам, отец Джабира, да будет Аллах доволен ими обоими, пустился вслед за ними, и, нагнав их, начал порицать за их решение, и стал побуждать их вернуться к Пророку. «Возвращайтесь и сразитесь на пути Аллаха или хотя бы защитите самих себя!» — взывал он к ним, однако их ответом были слова: «Если бы мы знали, что сражение состоится, то вернулись бы». Видя, что уговоры тщетны, он побранил их и уехал назад(348).

Несмотря на это чудовищное преступление 'Абдуллаха ибн Убаййа и на то, что он лишил мусульман помощи и бросил их в трудную минуту, Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) не стал наказывать его.

9. Препятствование Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в исламском призыве

Однажды Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), направляясь к Са'ду ибн 'Убаде, повстречал по дороге 'Абдуллаха ибн Убаййа, сидящего в кругу соплеменников. Остановившись возле них, Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) поприветствовал их, а затем присел ненадолго, чтобы почитать им Коран, призвать к Аллаху и напомнить о Нем. Он стал предостерегать их от кары Аллаха за ослушание и благовествовать о награде покорным. Когда он закончил свою речь, Абдуллах ибн Убайй обратился к нему с такими словами: «Этот твой рассказ прекрасен. Если он является правдой, то сиди дома и рассказывай его тем, кто к тебе придет. Но не мучай им тех, кто к тебе не приходит, и не являйся в их общество с разговорами, которые им не по душе»(349). Это была дерзкая и наглая речь, однако Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) простил его и удержался от возмездия.

10. Оказание поддержки племени бану надир

Когда иудейское племя бану надир нарушило свой договор о мире с посланником Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), замыслив его убийство, он отправил к ним Мухаммада ибн Масламу, передав через него требование покинуть Медину и близлежащие к ней земли. В свою очередь лицемеры во главе с 'Абдуллахом ибн Убаййом также послали к иудеям своего посланца с заверениями о всемерной поддержке. «Будьте стойки и окажите сопротивление, мы же не оставим вас без поддержки. Если мусульмане будут сражаться с вами, мы выступим на вашей стороне, а если вас изгонят, то и мы уйдем вместе с вами», — заверяли они иудеев, и этим самым укрепили их решимость, так что они открыто разорвали свой договор с посланником Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям). Тогда он вместе с мусульманскими воинами отправился к ним и, добравшись до их поселения, осадил его. Всевышний вселил в сердца бану надир ужас и страх, и они сдались, после чего были выселены Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям). Часть из них перебралась в Хайбар, а другие отправились в аш-Шам.

Этот мерзкий поступок 'Абдуллаха ибн Убаййа также был оставлен Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) безнаказанным.

11. Интриги и измена в отношении Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и мусульман в походе аль-Мурайси'

В этом походе 'Абдуллах ибн Убайй совершил несколько поступков, заслуживающих сурового наказания или казни:

1. В этом походе лицемеры измыслили клевету на мать правоверных Айшу, да будет ею доволен Аллах, и во главе этого клеветнического заговора стоял не кто иной, как 'Абдуллах ибн Убайй(350).

2. В этом походе 'Абдуллах ибн Убайй сказал: «Когда мы вернемся в Медину, то могущественные среди нас непременно изгонят оттуда презренных»(351).

3. В этом походе враг Аллаха 'Абдуллах ибн Убайй сказал: «Ничего не тратьте на тех, кто возле посланника Аллаха, пока они не покинут его»(352).

Во всех этих ситуациях очевидная мудрость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и его благоразумная политика тушили огонь смуты и пресекали зло. Это происходило по милости Аллаха в первую очередь, а затем по причине терпения, проявляемого Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в отношении поступков 'Абдуллаха ибн Убаййа. Он сдержанно сносил его выпады, проявлял к нему благодеяние и отвечал на его отвратительные поступки прощением. За спиной этого человека стояло много помощников, и Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) опасался причинения ими зла исламскому призыву. Кроме того, все они внешне демонстрировали свою приверженность исламу, поэтому, когда Умар, да будет им доволен Аллах, обратился к Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) со словами: «Позволь мне отрубить голову этому лицемеру!» — он ответил: «Не трогай его, чтобы люди не начали говорить, что Мухаммад убивает своих сподвижников»(353).

Если бы Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) казнил 'Абдуллаха ибн Убаййа, это отвратило бы многих людей от принятия ислама, потому что в их глазах он был мусульманином. Они стали бы говорить: «Поглядите, Мухаммад убивает мусульман!» — и это, несомненно, принесло бы исламскому призыву вред и лишило бы его многой пользы.
Мудрость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) призывала его проявлять терпение в отношении некоторых вредных для ислама вещей, опасаясь, что их устранение приведет к большему вреду, и желая укрепления мусульманской силы. Поэтому он приказывал относиться к людям на основании того, что они демонстрируют внешне, предоставляя Всевышнему судить о том, что таится в их сердцах.

Позже Умар ибн аль-Хаттаб понял мудрый смысл того, почему Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) воздерживался от казни 'Абдуллаха ибн Убаййа и говорил: «Клянусь Аллахом, я понял, что решение Посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) было несравненно полезнее моего»(354).

Каждому человеку, посвятившему себя призыву людей к Аллаху, надлежит придерживаться пути мудрости в своем деле, следуя тем самым примеру нашего пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям).

12. История о Сумаме ибн Усале

Аль-Бухари и Муслим приводят в своих сборниках сообщение от Абу Хурейры, да будет им доволен Аллах, следующего содержания: «В свое время Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) отправил в сторону Неджда отряд всадников, которые привезли с собой человека по имени Сумама ибн Усаль из племени бану ханифа, господина жителей Йамамы, и привязали его к столбу мечети. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) вышел к нему и спросил: “Что скажешь, о Сумама?” Сумама ответил: “У меня все хорошо, о Мухаммад,(355) ибо, если ты убьешь меня, будет кому за меня отомстить(356); а если окажешь мне благодеяние(357), то окажешь его человеку благодарному; если же ты хочешь денег, то требуй с меня, чего пожелаешь!” Его оставили до следующего дня, а потом Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) снова спросил его: “Что скажешь, о Сумама?” Он сказал: “То, что я уже говорил: если ты окажешь мне благодеяние, то окажешь его человеку благодарному”, — и его опять оставили до следующего дня, а потом Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) снова спросил его: “Что скажешь, о Сумама?” — и он сказал: “Лишь то, что я тебе уже говорил”. Тогда Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) велел: “Отпустите Сумаму!” После этого Сумама направился в пальмовую рощу, которая находилась поблизости от мечети, совершил полное омовение, а затем вошел в мечеть и сказал: “Свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха! О Мухаммад! Клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твое лицо, но теперь оно стало для меня самым любимым из всех лиц! Клянусь Аллахом, не было религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, но теперь твоя религия стала для меня самой любимой! Клянусь Аллахом, не было города, более ненавистного для меня, чем твой город, но теперь этот город стал для меня самым любимым! Поистине, твои всадники захватили меня в то время, когда я хотел совершить умру, так что ты об этом скажешь?” Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) порадовал его благой вестью и велел ему совершить эту умру, когда же Сумама приехал в Мекку, кто-то сказал ему: “Так ты отступился от своей веры?” В ответ ему Сумама сказал: “Нет, но я принял ислам вместе с Мухаммадом, и, клянусь Аллахом, не поступит к вам из Йамамы(358) ни одного зернышка пшеницы без разрешения посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)»(359)

Затем Сумама вернулся в Йамаму и запретил ее жителям поставлять в Мекку что-либо. Тогда мекканцы написали Посланнику Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) такое письмо: «Ты приказываешь поддерживать родственные связи, а сам забываешь о своем родстве с нами: убиваешь отцов мечом, а детей — голодом!» После этого Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) отослал Сумаме письмо, в котором приказывал ему разрешить поставку продуктов в Мекку(360).

Ибн Хаджар приводит сообщение Ибн Мундаха, переданное им от Ибн Аббаса со своей цепочкой передачи, о принятии ислама Сумамой, его возращении в Йамаму, наложении запрета на поставку продовольствия курайшитам и ниспослании в этой связи аята: «Мы подвергли их мучениям, но они не смирились перед своим Господом и не взмолились перед Ним» (23:76)»(361).

Приняв ислам, Сумама доказал свою верность ему: когда население Йамамы отступило от веры, он вместе с подчинившимися ему соплеменниками присоединился к войску аль-'Аля ибн аль-Хадрами и сражался в его рядах против вероотступников Бахрейна(362).

Превелик Аллах! Какой поразительной мудростью и благоразумием обладал Мухаммад (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)! Он добивался расположения людских сердец, обходился ласково с теми знатными людьми, на принятие ислама которыми надеялся, ибо, когда они принимали ислам, вслед за ними мусульманами становились многие другие. Таким же образом надлежит поступать и каждому человеку, занимающемуся исламским призывом — понимать огромное значение сдержанности, благоразумия, снисходительности и великодушия. Сумама поклялся, что его ненависть в одночасье превратилась в любовь, когда он увидел сдержанность, снисходительность и великодушие, бескорыстно проявляемые по отношению к нему Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям). Это великодушие оказало огромное влияние на его последующую жизнь, на его стойкость в исламе и призыве к нему(363). Об этом свидетельствуют следующие его слова:

Не в силах удержаться я, чтобы не рассказать
о том, какая милость мне была оказана Пророком,
Благодарю его за то, что повелел с меня оковы снять
После того, как острый меч уж представлялся оку
(364).

13. История о человеке, потянувшем Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) за одежду

Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда я шел куда-то вместе с Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), на котором был плащ из Наджрана(365) с грубой оторочкой, его догнал какой-то бедуин, который так сильно потянул его за край плаща, что из-за этого на плече Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) остался след, а потом сказал: “Вели дать мне что-нибудь из богатств Аллаха, которые у тебя есть!” Услышав это, Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) повернулся к нему и рассмеялся, а потом велел дать ему что-то».

Это — один из удивительных примеров сдержанности, кротости и совершенства Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), его благонравия и великодушия, терпеливого снесения личных обид и прощения грубого обращения с собой тем людям, чье сердце он хотел привлечь к исламу и укрепить в нем. Людям, призывающим к Аллаху, и тем, кто руководит другими, следует подражать Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в его благоразумии, сдержанности, таких прекрасных нравственных качествах, как великодушие, снисходительность, способность прощать и отталкивать зло тем, что лучше(366).

14. «О Аллах! Прости мой народ! Поистине они не ведают!»

Одним из величайших проявлений сдержанности Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) является то, что он не просил Аллаха наказать тех своих соплеменников, которые причиняли ему страдания. Если бы он сделал это, то Аллах уничтожил бы их. Однако Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) был мудрым и сдержанным и посему стремился к величайшей цели — принятию ислама этими людьми или их потомками. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «У меня и сейчас стоит перед глазами Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), рассказывающий об одном из пророков, которого до крови избили его соплеменники и который вытирал кровь со своего лица со словами: “О Аллах, прости моим соплеменникам, ибо, поистине, они не ведают (что творят)!”»(367)



Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) высказывал похвалу сдержанности и благоразумию и указывал на их важность. Обратившись к Ашаджжу 'Абд аль-Кайсу, он сказал: “Поистине, присущи тебе два качества, которые любит Аллах: сдержанность и терпеливость”(368). В одной из версий этого хадиса сообщается, что Ашаджж спросил: «О посланник Аллаха, я приобрел эти качества или Аллах создал меня таким по природе?» «Аллах создал тебя таким по природе!» — ответил Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), и тогда Ашаджж воскликнул: «Хвала Аллаху, создавшему меня обладателем двух качеств, которые любит Он и Его посланник!»(369)

Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) любил сдержанность и благоразумие и обладал ими.

15. Прощение Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) иудея, заколдовавшего его

Великим свидетельством великодушия и снисходительности Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) является то, как он поступил с иудеем, заколдовавшим его: он ничего не сказал ему и не взглянул на его лицо до самой смерти(370).

____________________
(328) Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сделал это, желая окончательно склонить к исламу вождей некоторых племен.
(329) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/251. № 3150), Муслим (2/739. № 1062).
(330) «Фатх аль-бари» (8/49).
(331) Подразумевается ‘Уйайна ибн Хисн ибн Хузейфа. Бадр — один из предков ‘Уйайны (см. «Фатх аль-бари» 8/68).
(332) Зайд аль-Хайль ибн Мухаллаль ат-Таи. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) назвал его Зайд аль-Хайр, заменив букву «лям» на «ра» (см. «Фатх аль-бари» 8/68).
(333) ‘Алькама ибн ‘Аляна аль-’Амири. Этот человек принял ислам и стал прекрасным мусульманином. Умар, да будет им доволен Аллах, назначил его своим наместником в Хуране, где он и умер во времена его правления (см. «Фатх аль-бари» 8/68).
(334) Все эти люди принадлежали к племенной знати, и посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) хотел склонить их к исламу с помощью подарков.
(335) Имеется в виду, что такие люди будут исповедовать религию только внешне.
(336) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/67. № 4351), Муслим (2/741. № 1064).
(337) См. «Фатх аль-бари» (8/69).
(338) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/10 — № 2937; 8/101 — № 4392; 11/196 — № 6397), Муслим (4/1957 — № 2524). Этот же хадис приведен у Ахмада (2/243, 448), и в данном случае представлена его версия. См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (6/337, 3/99), «Сира ибн хишам» (1/407).
(339) «Сийар а’лям ан-нубаля» (1/346), «Зад аль-ма’ад» (3/626), «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (2/225).
(340) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/96, 97 — № 2910; 7/426 — № 4135), Муслим (4/1786, 1/576 — № 843), Ахмад (3/311, 364). См. «Аль-ахляк аль-ислямиййа ва усусуха» аль-Майдани, где приводится подробная версия этого сообщения со ссылкой на «Сахих» Абу Бакра аль-Исма’или (2/335).
(341) См. «Фатх аль-бари» (7/428), «Шарх ан-навави ‘аля сахих муслим» (15/44). Ибн Хаджар упоминает о том, что имя этого бедуина — Гаурас ибн аль-Харис.
(342) См. «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (стр. 528), «Хидайа аль-муршидин» (стр. 384).
(343) Эту историю приводит Ибн Хаджар в книге «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба», ссылаясь на ат-Табарани, аль-Хакима, Абу аш-Шейха, Ибн Са’да и других. Затем он говорит: «Передатчики этого сообщения — надежные...
Мухаммада ас-Сирри назвал надежным передатчиком Ибн Му’ин. Что касается аль-Валида, то здесь он открыто указывает на то, что это сообщение было рассказано ему его шейхом» (1/566).
Этот хадис приводится также Ибн Касиром в «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (2/310) со ссылкой на Абу Ну'айма. Аль-Хайсами в «Муджма' аз-заваид» пишет: «Сообщение передано ат-Табарани. Его передатчики являются надежными».
(344) «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/566).
(345) См. «Сира ибн хишам» (2/216), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/157).
(346) См. «Сира ибн хишам» (2/428), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/4).
(347) “Зад аль-ма’ад” (3/126, 190).
(348) “Зад аль-ма’ад” (3/194), «Сира ибн хишам» (3/8, 3/57), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/51).
(349) «Сира ибн хишам» (2/218, 219).
(350) История об оговоре Айши лицемерами приводится у аль-Бухари (7/431 — № 4141; 8/452 — № 4750) и Муслима (4/2129 — № 2770). См. также “Зад аль-ма’ад” (3/256 — 268).
(351) См. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/648, 652 — № 4905; 6/546 — № 3518), Муслим (4/1998 — № 2584). См. также «Сира ибн хишам» (3/334).
(352) См. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/648 — № 4904), Муслим (4/2140 — № 2772).
(353) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/648, 652; 6/546 — № 4905), Муслим (4/1998 — № 63 (2584)).
(354) «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/185). См. также «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (16/139) и «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (стр. 336).
(355) Сумама хочет сказать, что он ни о чем не беспокоится, так как он уверен, что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) не поступит с ним несправедливо.
(356) Эти слова Сумамы можно перевести и по-другому: если ты убьешь меня, то убьешь человека, виновного в убийстве, а значит, поступишь справедливо.
(357) То есть если ты освободишь меня.
(358) Йамама являлась крупным земледельческим районом, снабжавшим сельскохозяйственной продукцией многие области Аравии, в том числе и Мекку.
(359) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/87. № 4372), Муслим (3/1386. № 1764)
(360) «Сира ибн хишам» (4/317), «Фатх аль-бари» (8/88).
(361) По поводу этого предания Ибн Хаджар сказал: «Его цепочка передачи хорошая (хасан)». См. «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/203).
(362) «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/203).
(363) «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (12/89), «Фатх аль-бари» (8/88).
(364) «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/203).
(365) Наджран — местность в Йемене.
(366) «Фатх аль-бари» (10/506). «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (7/146, 147).
(367) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/514. № 3477), Муслим (3/1471. № 1792).
(368) Муслим (1/48. № 17/25).
(369) Абу Дауд (4/357. № 5225), Ахмад (4/206, 3/23).
(370) Ахмад (4/367. № 19286).
bint_abu_bakr
bint_abu_bakr
Супермодератор
Супермодератор

Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Религия Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
Возраст 33
Настроение Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения