Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Ассаламу алейкум сестра! С возвращением!
Чтобы участвовать во всех форумах и разделах-зарегистрируйся или активизируйся, инша Аллах!

Это закрытый Клуб соблюдающих мусульманок.
Только для женщин.
Доступ братьям запрещен!!!
БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ, БРАТЬЯ!
ЭТОТ ФОРУМ ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН.

СЕСТРЫ, Пусть наше общение будет полезным!
Барак Аллаху фикум!


Join the forum, it's quick and easy

Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Ассаламу алейкум сестра! С возвращением!
Чтобы участвовать во всех форумах и разделах-зарегистрируйся или активизируйся, инша Аллах!

Это закрытый Клуб соблюдающих мусульманок.
Только для женщин.
Доступ братьям запрещен!!!
БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ, БРАТЬЯ!
ЭТОТ ФОРУМ ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН.

СЕСТРЫ, Пусть наше общение будет полезным!
Барак Аллаху фикум!
Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Глава четырнадцатая. Терпение Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)

Перейти вниз

Глава четырнадцатая. Терпение Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) Empty Глава четырнадцатая. Терпение Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)

Сообщение автор bint_abu_bakr Пн Мар 02, 2015 12:29 am

Глава четырнадцатая. Терпение Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) 3613700284

Глава четырнадцатая. Терпение Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)


Пророк Мухаммад (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в своем призыве людей к исламу продемонстрировал множество примеров проявления истинного терпения и искреннего стремления к награде, приготовленной за это Всевышним Аллахом. Известным фактом является то, что он проявлял терпение во всех ситуациях, в которых оказывался, начиная с того времени, когда исламский призыв велся скрыто, и заканчивая его смертью и уходом к своему Господу со смирением и надеждой на награду. Примеров терпения, проявленного им на поприще исламского призыва, очень много, и перечислить все нам не по силам, поэтому ограничимся приведением небольшой их части.

1. Воззвание к курайшитам с холма ас-Сафа

По прошествии некоторого времени после начала пророческой миссии Мухаммада (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) Всевышний Аллах приказал ему начать увещевание своих близких родственников. Аллах сказал: «Предостереги своих ближайших родственников! Склони свое крыло перед верующими, которые следуют за тобой (будь добр и милосерден к ним). Если же они ослушаются тебя, то скажи: «Я не причастен к тому, что вы совершаете»» (26:214-216).

Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) поспешил исполнить волю своего Господа начать громогласный призыв к исламу и обратиться с увещеванием к родственникам. Через его мудрое поведение при выполнении этой миссии Всевышний дал победу исламскому призыву, показал мудрость, храбрость, терпение, благонравие и искренность Своего посланника, сразил многобожие и его поборников и унизил их до самого Судного дня.

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, сказал: «После того как был ниспослан аят, в котором сказано: «И увещевай своих ближайших родственников...», Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) поднялся на холм ас-Сафа и стал взывать к разным родам курайшитов: «О бану фихр! О бану ади! ...» — и они собрались, а тот, кто не мог выйти из дома, присылал посланца, чтобы узнать, что случилось. Туда пришли Абу Ляхаб и остальные курайшиты, и Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) спросил: «Скажите, если бы я сообщил вам, что в этом вади находится конница, которая готовится напасть на вас, поверили бы вы мне?» Они сказали: «Да, ибо мы не слышали от тебя ничего, кроме правды!» Он сказал: «Я же, поистине, предупреждаю вас о суровом наказании!» Услышав его слова, Абу Ляхаб сказал: “Чтоб тебе пусто было весь этот день! И ради этого ты нас собрал?!» — после чего Аллах ниспослал аят, в котором говорится: «Да сгинут руки Абу Ляхаба…!» (111:1-5)»(422)

В версии этого хадиса, переданной со слов Абу Хурайры, да будет им доволен Аллах, сообщается, что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) начал взывать поочередно ко всем курайшитским родам и говорить, обращаясь к каждому из них: «Спасайте себя от огня!» — а затем сказал: «О Фатима, дочь Мухаммада, спасай себя от огня, ибо, поистине, клянусь Аллахом, я никак не смогу защитить вас от кары Аллаха, однако мы состоим в родстве с вами, и я буду поддерживать узы этого родства!»(423)

Эта история являет для нас высший образец того, как нужно увещевать людей и доносить до них истину. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) разъяснил самым близким своим людям, что вера в то, с чем он послан, есть главное связующее звено между ним и ими, что родовая спесь арабов и их слепая, фанатичная приверженность своим родам растаяла в жаре того назидания, с которым он пришел от Всевышнего Аллаха. В этой великой проповеди он призвал свой народ к исламу, запретил им поклонение идолам, побудил стремиться к раю и предостерег от адского огня. Мекка взбурлила и отвергла призыв посланника Аллаха, восприняв его учение как чуждое и неприемлемое, вознамерившись заглушить этот мощный зов, который грозил пошатнуть их невежественные обычаи и устои, унаследованные от предков. Но благородного посланника не могли остановить их окрики, ибо он был послан Великим и Могучим Аллахом и должен был во что бы то ни стало донести до людей в ясной форме послание Господа миров. Он должен был сделать это, даже если бы весь мир ополчился против него и отверг его призыв. И он сделал это(424).

Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) продолжал призывать людей к истине днем и ночью, тайно и громогласно. Ничто и никто не мог отвратить его от выполнения возложенной на него миссии. Он шел в те места, где собирались люди, использовал сезоны хаджа для призыва паломников. Он призывал каждого, кого встречал на своем жизненном пути: свободного и раба, сильного и слабого, богатого и бедного — все люди были для него в этом равны.

Знатные и сильные представители курайшитских язычников подвергали его и тех, кто за ним последовал, притеснению как словами, так и действиями. Гнев и раздражение завладели мекканцами — они не желали расставаться с поклонением идолам и истуканам. Несмотря на все это сопротивление, Мухаммад (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) не ослаблял свой призыв и не оставлял своей особой заботы о воспитании тех, кто вошел в ислам. Он собирался с мусульманами, удаляясь от глаз курайшитов, и обучал их. Так возник и сформировался особый класс людей — первые мусульмане, стойкие в своей вере, крепкие в своих убеждениях, осознающие свою ответственность, повинующиеся велениям их Господа, подчиняющиеся Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), с беспримерным желанием и готовностью выполняющие каждый его приказ и любящие его больше кого бы то ни было из людей.

Через мудрое поведение и основательное воспитание праведных последователей Мухаммад (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) смог выполнить доверенную ему миссию, начертив для нас тот путь, по которому мы должны следовать в призыве, действиях, образе жизни. Он — наш пример, наш имам, путь которого должен быть нашим путем, мудрость которого должна освещать нам дорогу.

Он начал свой призыв, обратив его к отдельным личностям, которых избрал и воспитал. Затем продолжил его, направив ко всем людям, но концентрируя при этом особое внимание на тех, в ком находил способность понести на своих плечах дело религии. Потом из этих личностей сформировался прочный фундамент, на который оперлось здание исламского призыва.

Однако, несмотря на свое огромное усердие и величайшее рвение, посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) ни разу не прибегнул к такому методу, как политический заговор, с целью избавиться от некоторых личностей, препятствующих распространению ислама. Он имел все возможности для этого, и ему не составило бы особого труда поручить кому-нибудь из сподвижников совершить покушение на жизнь того или иного вождя неверия, будь то аль-Валид ибн аль-Мугира аль-Махзуми, аль-'Ас ибн Ваиль ас-Сахми, Абу Джахль 'Амр ибн Хишам, Абу Ляхаб 'Абдуль-'узза ибн Абдульмутталиб, Надр ибн аль-Харис, 'Укба ибн Абу Му'айт, Убайй ибн Халяф, Умаййа ибн Халяф или кто-либо другой. Эти люди причиняли Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) особое зло и страдания. Но, несмотря на это, он не приказал кому-либо из своих сподвижников совершить покушение на них или на других врагов ислама. Почему? Потому что подобные действия вызвали бы ответную реакцию со стороны врагов и привели бы их в остервенение, что могло погубить всю мусульманскую общину или затормозить исламский призыв на долгое время. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) был посланцем Наимудрейшего, поэтому ему не было приказано убивать лидеров неверия на этапе, когда мусульмане были слабы.

Таких же принципов должны придерживаться все призывающие к исламу в любом уголке мира и в любое время. Они обязаны следовать в своем призыве тем путем, по которому шел посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), не оставляя без внимания как период его жизни до переселения в Медину, так и период после него. Правильный путь призыва — это повторение пути Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), подражание его нравственным принципам, мудрым решениям и действиям с учетом подразумеваемых им при этом целей(425).

2. Гонения на Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) со стороны курайшитской знати

После безуспешной борьбы против посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и его религии курайшиты решили попробовать другой метод — метод, совмещающий в себе прельщение и устрашение. Они отправили к Мухаммаду (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) человека с предложением отказаться от его призыва в обмен на любые мирские блага, какие он только пожелает. Другого человека они оправили к дяде Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) — Абу Талибу, защищавшему его, с предостережением от последствий поддержки и помощи, оказываемой им племяннику, и с требованием избавить их и от Мухаммада, и от его религии(426).

Когда это не возымело действия, наиболее уважаемые курайшиты пошли к Абу Талибу и сказали: «О Абу Талиб! Мы чтим твой возраст, знатность и положение. Однако мы просили тебя остановить твоего племянника, а ты не сделал этого. Клянемся Аллахом, мы не намерены терпеть такого оскорбления наших отцов, когда наши верования обзывают глупостью и порицают наших богов! Заставь его прекратить это, иначе мы будем бороться и с ним, и с тобой, пока не погибнет одна из сторон!»

Потом они ушли от него. И тяжело стало на душе Абу Талиба из-за их угроз и устрашений, и тяжелым показался для него разрыв и вражда с собственным народом. Однако и выдать Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и оставить его без помощи он также не мог. Тогда он послал за Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и сказал ему: «О сын моего брата! Люди из твоего народа пришли ко мне и сказали то-то и то-то. Так пощади меня и себя и не заставляй меня переносить то, что не в силах вынести ни я, ни ты! Перестань говорить своему народу то, что им не по душе!» Но Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) был стоек в своей решимости вести призыв к религии Аллаха. Он не боялся ничьих порицаний, ибо знал, что отстаивает истину и что Всевышний непременно даст победу Своей религии и возвысит ее слово. Когда Абу Талиб увидел непоколебимость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и убедился, что он ни за что не согласится выполнить требование курайшитов прекратить призыв к единобожию, то сказал: «Клянусь Аллахом, они не доберутся до тебя, пока я не сойду в могилу. Делай свое дело — и нет на тебе упрека! И да обрадуют тебя мои слова и да послужат тебе утешением»(427).

3. Беседа Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) с 'Утбой ибн Раби'а

После обращения в ислам Хамзы ибн ‘Абдульмутталиба и ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен Аллах ими обоими, тучи начали рассеиваться, мусульмане приобрели спокойствие и защиту, и это обеспокоило многобожников. Еще больше их пугало и приводило в ужас то обстоятельство, что количество мусульман неуклонно росло, и то, что верующие стали открыто заявлять о своей приверженности исламу, не обращая внимание на враждебность, проявляемую к ним язычниками. Тогда они попытались заключить с Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) соглашение, предложив ему все, в чем он мог нуждаться, в расчете на то, что он выполнит некоторые их требования. Для этой цели они послали к нему ' Утбу ибн Раби'а. ‘Утба пошел к посланнику Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), подсел к нему и сказал: «О сын моего брата, ты хорошо знаешь, каким уважением ты пользуешься среди родственников и к какому знатному роду ты принадлежишь, однако ты принес твоим соплеменникам нечто столь серьезное, что тебе удалось привести людей к разобщению! Ты назвал глупыми их воззрения, стал порицать их богов и их религию и объявил неверными их предков, а теперь послушай меня. Я предложу тебе кое-что, а ты подумаешь над этим и, может быть, примешь что-то из этих предложений». Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «Говори, о Абу-ль-Валид, я слушаю». Он сказал: «О сын моего брата, если с помощью того, что ты принес, ты стремишься только приобрести богатство, мы соберем для тебя столько денег, что ты станешь богатейшим из нас; если ты стремишься к почету, мы поставим тебя над нами и не будем ничего решать без тебя; если ты стремишься к власти, мы сделаем тебя нашим правителем; если к тебе является злой дух, которого ты видишь, но не можешь от него избавиться, мы постараемся вылечить тебя и не пожалеем денег, чтобы освободить тебя от него, ибо бывает так, что дух подчиняет себе человека и не отпускает, пока его не вылечат». Когда ‘Утба закончил говорить, посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), слушавший его, спросил: «Ты закончил, о Абу-ль-Валид?» Он ответил: «Да». Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «А теперь послушай меня». Тот сказал: «Говори», и Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал:

(1) Ха. Мим.
(2) Ниспосланное от Милостивого, Милосердного
(3) является Писанием, аяты которого разъяснены в виде Корана на арабском языке для людей знающих.
(4) Оно возвещает благую весть и предостерегает, однако большинство их отворачивается и не слышит.
(5) Они говорят: «Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь нас, наши уши поражены глухотой, а между нами и тобой — завеса. Трудись же, и мы будем трудиться»
(41:1-5), после чего продолжил читать ему аяты этой суры. Заложив руки за спину и опираясь о них, ‘Утба стал прислушиваться к ее словам. Когда Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) дошел до того аята, где говорится о земном поклоне, он совершил земной поклон, а потом сказал: «О Абу-ль-Валид, ты слышал то, что слышал, а теперь поступай, как знаешь»(428).

В другой версии этого сообщения говорится, что ‘Утба слушал, пока посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) не дошел до слов Всевышнего: «Если же они отвернутся, то скажи: «Я предостерегаю вас от мучений, подобных мучениям адитов и самудян» (41:13), услышав которые он встал, охваченный страхом, прикрыл рот посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) рукой и стал говорить: «Заклинаю тебя Аллахом и родственными связями!» — опасаясь, что это и в самом деле произойдет, после чего вернулся к своим товарищам поспешно, так, словно боялся, что его настигнет наказание, и предложил им оставить в покое Мухаммада и начал побуждать их к этому(429).

По милости Аллаха, а затем по своей мудрости Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), желая дать ответ 'Утбе, остановил свой выбор именно на этих аятах. Он прочел именно их для того, чтобы уведомить 'Утбу о том, чем на самом деле является миссия посланника и кто такой посланник, а также о том, что он принес книгу, являющуюся посланием Творца к Его творениям. Эта книга призвана вывести их из заблуждения и спасти от всякого зла, и на него, Мухаммада (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) прежде других возложена обязанность верить в нее, жить сообразно ей и выполнять ее установления. Если Всевышний приказывает людям держаться Его писания и быть прямыми в этом, то первый, кто должен выполнить этот приказ, — это сам Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям). Он не ищет денег, власти или славы — Всевышний сделал их доступными для него, однако он отказался от них, возвысившись над жаждой того, что тленно, — ибо он правдив в своем призыве, искренен по отношению к своему Господу(430).

Данная история демонстрирует ярчайший пример терпения и мудрости, дарованных Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям). Он оставался стойким и правдивым в своем призыве, не желая отказываться от него в обмен на деньги, славу, власть или женщин. В беседе с 'Утбой он выбрал для нее самые подходящие слова, что является несомненным свидетельством его мудрости и великого нрава.

4. Замысел Абу Джахля

Многобожники приняли решение не жалеть усилий в борьбе с исламом и причинении обид, страданий и мучений Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и тем, кто обратился в ислам. С той самой поры, как Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) стал громогласно призывать людей к поклонению одному лишь Аллаху и разоблачать воззрения времен невежества, мекканцами завладело чувство досады и гнева. На протяжении целых десяти лет они относились к мусульманам не иначе, как к ослушникам и бунтарям, устраивали на них гонения, покушались на их жизнь, имущество и честь. Все эти притеснения сопровождались унижениями и насмехательством, издевательствами и обвинениями во лжи, попытками дискредитировать учение ислама, сеянием сомнений, пропагандой ложных идеологий, возражениями Корану, заявлениями, что он является не более, чем россказнями древних. Многобожники пытались склонить Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) к тому, чтобы на протяжении одного года он поклонялся их божествам, а на протяжении другого они поклонялись Аллаху, и обращались к нему с другими смехотворными предложениями. Они обвиняли посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в сумасшествии, колдовстве, лжи, называли его предсказателем и прорицателем. Но, несмотря на все эти издевательства, он оставался тверд и непоколебим, проявлял терпение, надеялся на награду Всевышнего и на то, что Он поддержит свою религию и дарует ей победу(431).

Многобожники подвергали Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) таким издевательствам, каким не подвергали многих из тех, кто уверовал. Так, однажды Абу Джахль бросился к Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), желая извалять его лицо в земле, но Всевышний Аллах защитил Своего посланника и обернул козни его врага против него самого. От Абу Хурейры, да будет им доволен Аллах, сообщается, что он сказал: «Однажды Абу Джахль спросил людей: «Молится ли Мухаммад у вас на глазах?”
Ему ответили: «Да». Он воскликнул: «Клянусь аль-Лат и аль-‘Уззой, если я увижу его, то наступлю ему ногой на шею и вываляю его лицо в пыли!» А потом он подошел к посланнику Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) во время его молитвы, поручившись, что наступит ему ногой на шею, но вдруг попятился назад, как бы защищаясь от кого-то руками. Его спросили: «Что с тобой, о Абу-ль-Хакам?» Он ответил: «Поистине, между ним и мною огненный ров, и ужас, и крылья!» — а посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «Если бы он приблизился ко мне, то ангелы разорвали бы его на куски!»

Тогда-то и были ниспосланы слова Аллаха:
«Но нет! Человек преступает границы дозволенного,
когда ему кажется, что он ни в чем не нуждается.
Но к твоему Господу предстоит возвращение.
Что ты думаешь о том, кто мешает
рабу, когда тот молится?
» (96:6-10)»(432).

Всевышний Аллах защитил Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) от злодеяний этого и других беззаконников. Что же касается Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), то он стойко терпел все эти притеснения и обиды, стремясь к лику Всевышнего, жертвовал на Его пути собою, своим имуществом и временем.

5. История о верблюжьих внутренностях

Об одной из обид, которые пришлось вынести нашему пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) рассказывается в хадисе, переданном от Ибн Мас'уда. Сообщается, что он сказал: «Однажды Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) совершал молитву у Каабы, а Абу Джахль со своими товарищами сидел неподалеку. За день до этого кто-то из мекканцев зарезал верблюдицу, и Абу Джахль сказал: «Кто из вас принесет внутренности(433) верблюда, которого принесли в жертву люди из такого-то племени, и положит их на спину Мухаммада, когда он склонится в земном поклоне?» И самый злосчастный из них(434) пошел и принес эти внутренности, а потом дождался того момента, когда Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) склонился в земном поклоне, и положил их ему на спину между лопаток, а после этого они стали смеяться, валясь друг на друга (от смеха). Я же смотрел на это, не имея возможности сделать хоть что-нибудь, так как некому было поддержать меня. О, если бы у меня были те, кто мог бы поддержать меня(435), я обязательно сбросил бы эти внутренности со спины посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям). Что касается Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), то он продолжал оставаться в положении земного поклона и не поднимал головы. Тогда один человек отправился к Фатиме, которая в то время была еще девочкой, и она прибежала туда. Она сбросила это с его спины, после чего подошла к курайшитам и стала ругать их, а когда посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) закончил молиться, то повысил свой голос и обратился к Аллаху с просьбой покарать этих курайшитов. Он произнес свою мольбу трижды, ибо, когда он просил о чем-нибудь Аллаха, то делал это трижды…. Он воскликнул три раза: “О Аллах, покарай курайшитов!” — и когда они услышали его голос, то их смех моментально затих. Они испугались мольбы Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям).

Затем посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «О Аллах, покарай Абу Джахля ибн Хишама, и покарай ‘Утбу ибн Раби‘а, и Шайбу ибн Раби‘а, и аль-Валида ибн ‘Утбу, и Умаййу ибн Халафа и ‘Укбу ибн Абу Му‘айта!» (436)

Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет им доволен Аллах, сказал: «И клянусь Тем, кто отправил Мухаммада (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) с истиной, я видел всех, кого перечислил посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) бездыханными в день Бадра, а потом их оттащили к одному из старых колодцев и бросили в него!»

(437).

6. Злодеяние 'Укбы ибн Абу Му'айта

Об одном из самых мерзких издевательств, учиненных многобожниками над Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), рассказывается в «Ас-сахихе» имама аль-Бухари в сообщении, переданном от 'Урвы ибн аз-Зубейра. Сообщается, что ‘Урва ибн аз-Зубайр, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Однажды я попросил ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими: “Расскажи мне о наихудшем из того, что сделали многобожники с Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)”.

Он сказал: “Как-то раз, когда Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) молился в Хиджре(438) Каабы, ‘Укба ибн Абу Му‘айт подошел к нему сзади, накинул ему на шею свою одежду и сильно сдавил. Увидев это, к нему бросился Абу Бакр, который схватил его за плечи, отбросил от Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и воскликнул: «Неужели вы убиваете человека за то, что он говорит: “Мой Господь — Аллах”(439)?!”»(440)

Был период, когда издевательства многобожников над посланником Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и его сподвижниками были настолько сильными, что один из сподвижников пришел к нему, ища помощи и прося обратиться к Аллаху с мольбой об избавлении. Но даже в самое тяжелое время мудрый пророк безоговорочно верил в то, что Аллах не оставит верующих без помощи и поддержки и что победа в конце концов окажется за богобоязненными.
Сообщается, что Хаббаб ибн аль-Аратт, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) лежал в тени Каабы, положив себе под голову свой плащ, мы стали жаловаться ему(441), говоря: “Не попросишь ли ты помощи для нас? Не обратишься ли к Аллаху с мольбой за нас?” В ответ на это он сказал: “Среди живших до вас бывало так, что человека(442) хватали, вырывали для него в земле яму, помещали туда, а потом приносили пилу, клали ему на голову и распиливали его надвое, однако и это не могло заставить его отречься от своей религии, и бывало так, что человека раздирали железными гребнями, отделявшими кости от мяса и жил, но и это не могло заставить его отречься от своей религии! Клянусь Аллахом, Аллах обязательно приведет это дело(443) к завершению, и будет так, что всадник, направляющийся из Саны в Хадрамаут, не станет бояться никого, кроме Аллаха или нападения волка на своих овец, но вы слишком торопитесь!”»(444).

Таким жестоким издевательствам подвергали посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и его сподвижников неверные курайшиты, и все это они стойко переносили ради того, чтобы возвысилось слово Аллаха на земле, ради того, чтобы провозгласить истину и утвердить ее, чтобы призвать людей к чистому единобожию и отбросить обычаи времени невежества, его идолопоклонство и суеверия.

________________
(422) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/501, 737 —№ 4770; 6/551), Муслим (1/194 — № 208).
(423) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/501 — № 4771; 5/382), Муслим (1/192 — № 206).
(424) См. «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 78).
(425) Махмуд Шакир «Ат-тарих аль-ислями» (2/65).
(426) См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/41).
(427) См. «Сира ибн хишам» (1/278), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/42).
(428) Это сообщение привел Ибн Исхак в «Аль-магази» (1/313). Аль-Албани сказал, что его иснад хороший (хасан). См. «Тафсир ибн касир (4/61), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/62), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 103), «Фикх ас-сира» (стр. 113).
(429) «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/62), «Тарих аль-ислям» аз-Захаби (стр. 158), «Фикх ас-сира» (стр. 114), «Хаза хабиб йа мухибб» (стр. 102), «Тафсир ибн касир» (4/62).
(430) «Фикх ас-сира (стр. 113).
(431) См. «Фикх ас-сира (стр. 106), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 80, 82) и др.
(432) Муслим (4/2154 — № 2797), см. «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (17/140).
(433) В тексте — “саля” (оболочка или же рубашка плода).
(434) Имеется в виду ‘Укба ибн Абу Му‘айт.
(435) То есть, если бы было кому поддержать меня в Мекке, я бы сам убрал это со спины Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям).
(436) Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) назвал имена семерых человек, но передатчик этого хадиса не запомнил имени седьмого.
(437) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (1/349 — № 240), Муслим (2/1418 — № 1794).
(438) Хиджр — место, примыкающее к северо-восточной стене Каабы и огороженное невысокой полукруглой стеной, которая именуется аль-Хатим.
(439) Коран: 40:28.
(440) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (7:165 — № 3856; 8/553; 7/22 — № 3678).
(441) Имеются в виду жалобы на притеснения со стороны многобожников.
(442) То есть верующего человека.
(443) Здесь имеется в виду исламская религия.
(444) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/619 — № 3612; 7/164 — № 3852; 12/315 — № 6943).
bint_abu_bakr
bint_abu_bakr
Супермодератор
Супермодератор

Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Религия Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
Возраст 33
Настроение Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.

Вернуться к началу Перейти вниз

Глава четырнадцатая. Терпение Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) Empty Re: Глава четырнадцатая. Терпение Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)

Сообщение автор bint_abu_bakr Пн Мар 02, 2015 12:32 am

7. История о жене Абу Ляхаба

Многобожники очень сильно обижали Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям). Дело дошло до того, что они даже исказили его имя, желая тем самым унизить его и принесенную им религию. Полные зависти и ненависти, они не называли Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) его настоящим именем, которое содержит в себе похвалу, а заменяли его противоположным по значению. Вместо имени «Мухаммад» (Хвалимый) они произносили «Музаммам» (Порицаемый). Когда они хотели обругать Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) то говорили: «Да сделает Аллах с Музаммамом то-то и то-то!» Однако «Музаммам» не является именем Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), а значит то, что они произносили в его адрес, на самом деле не относилось к нему(445).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал своим сподвижникам: «Разве не удивляет вас то, как Аллах отводит от меня поношения и проклятия курайшитов? Они подвергают поношению “музаммама” и проклинают “музаммама”, а я — Мухаммад»(446).

У Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) есть пять имен, но среди них нет имени «Музаммам»(447).

Умм Джамиль, жена Абу Ляхаба, когда услышала о том, что ниспослано о ней и ее муже в Коране, пришла к Посланнику Аллаха, который сидел в мечети возле Каабы вместе с Абу Бакром ас-Сиддиком. Она держала в руке камень размером с кулак. Когда она встала над ними, Аллах отнял у нее зрение так, чтобы она не видела Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), а видела только одного Абу Бакра. Она сказала: «О Абу Бакр! Где твой друг? До меня дошло, что он насмехается надо мной. Клянусь Аллахом, если я найду его, то разобью ему рот этим камнем! Я ведь, ей-богу, поэтесса!» Потом она произнесла:

«Мы ослушались порицаемого (музаммама),
Дело его отвергли,
Религию его возненавидели!»

Потом она ушла. Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха! Как ты думаешь, она увидела тебя?» Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) ответил: «Она не увидела меня, ибо Аллах отвел ее взгляд от меня»(448).

Многобожники продолжали издеваться над Посланником Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и его сподвижниками, принявшими ислам. Когда число мусульман заметно увеличилось, увеличилась также и ненависть к ним со стороны многобожников. Они с еще большим остервенением стали причинять мусульманам физические страдания и оскорблять их своими языками. Видя страдания мусульман, то, что он не может защитить их от притеснений и что некоторые из них замучены до смерти, другие подвергаются таким суровым пыткам, что даже лишаются зрения, посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) позволил своим сподвижникам переселиться в Эфиопию. Число сподвижников, совершивших это первое в исламе переселение, составляло 12 мужчин и 4 женщины. Во главе их стоял 'Усман ибн 'Аффан, да будет им доволен Аллах. Всевышний устроил так, что как только они добрались до побережья, то сразу встретили два корабля, которые доставили их в Эфиопию. Это произошло в месяце раджаб пятого года от начала пророчества. Курайшиты узнали о них и бросились в погоню, однако к тому времени, когда они добрались до побережья, мусульмане уже уплыли и находились в безопасности.

Через некоторое время до слуха переселенцев дошло известие, что курайшиты прекратили свои гонения на Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и решили вернуться в Мекку. Однако когда до города оставалось совсем немного, они узнали, что известие оказалось неправдой и что враждебность курайшитов к Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) стала еще сильней. Тогда некоторые из них снова отправились в Эфиопию, а все остальные вошли в Мекку либо тайно, либо, подобно Ибн Мас'уду, заручившись покровительством и защитой кого-нибудь из курайшитов. Войдя в город, переселенцы убедились в том, что дошедшее до них известие о том, что мекканцы приняли ислам, было полной ложью. Впоследствии гонения на них и прочих мусульман усилились, и Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) счел необходимым еще раз посоветовать им переселиться в Эфиопию. На этот раз число переселенцев составило восемьдесят три мужчины и девятнадцать женщин. Сообщается, что среди переселенцев находился и ‘Аммар ибн Йасир. Переселенцы нашли в стране негуса Асхамы хороший прием и безопасность, и когда курайшиты узнали об этом, то послали негусу дорогие подарки, прося вернуть им мусульман. Однако негус наотрез отказался сделать это, и верующие продолжали спокойно жить в его стране до тех пор, пока не прибыли к посланнику Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в Медину в год взятия Хайбара(449).

8. Изоляция в квартале Абу Талиба

Увидев, что ислам, несмотря ни на что, распространяется и число его приверженцев неумолимо растет, и услышав о том, какой прием нашли верующие переселенцы в Эфиопии, что им предоставлен почет и безопасность, а их делегация вернулась от негуса ни с чем, многобожники еще сильнее возненавидели ислам. Они заключили между собой договор об объявлении бойкота родам бану хашим, бану абдульмутталиб и бану манаф. Согласно договору, многобожники обязывались не заключать браков и торговых сделок с представителями этих родов, не разговаривать и не общаться с ними, пока те не выдадут им посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) для расправы. После заключения этого договора текст его повесили внутри Каабы, а все верующие и неверующие члены родов бану хашим и бану абдульмутталиб, за исключением Абу Ляхаба, отделились от остальных и сконцентрировались в квартале, где жил Абу Талиб. Что касается Абу Ляхаба, то он поддержал курайшитов в их борьбе с Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и с двумя указанными родами.

Изоляция посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в квартале Абу Талиба началась в первую ночь месяца мухаррам седьмого года от начала пророчества.

Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и те, кто был с ним, были плотно блокированы в этом квартале. Все возможные пути доставки продовольствия и прочих необходимых вещей были перекрыты, вследствие чего положение осажденных дошло до крайности и со стороны того места, где они находились, слышался плач страдавших от голода детей. В подобном положении все они прожили целых три года. Затем Аллах известил Своего посланника (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) о том, что Он наслал на этот договор термитов, съевших в нем все то, что имело отношение к разрыву родственных связей, несправедливости и притеснениям, после чего там остались только упоминания о Всемогущем и Великом Аллахе. Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сообщил об этом своему дяде, а тот пошел к курайшитам и сказал им, что его племянник сказал то-то и то-то, добавив, что готов выдать им его, если он говорит неправду, в противном же случае они должны были отказаться от разрыва связей и притеснений, и курайшиты сказали: «Твои слова справедливы». Они сняли договор и увидели, что дело обстоит так, как сказал Мухаммад (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям).

Так был расторгнут этот договор, после чего посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и люди, находившиеся вместе с ним, получили возможность покинуть свое убежище, а многобожники увидели одно из великих знамений пророчества, однако отвернулись и от этого знамения, а неверие их только усилилось. Окончание бойкота произошло на десятом году после начала пророчества. Через шесть месяцев после этого умер Абу Талиб, а еще через три дня — Хадиджа. Хотя относительно последнего обстоятельства упоминаются и другие сведения.(450)

Два этих мучительных события отделяли друг от друга считанные дни, и сердце посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) содрогалось от печали и боли. Кроме того, не прекращались постоянные нападки на него со стороны курайшитов, которые после смерти Абу Талиба открыто преследовали его. Таким образом, одна скорбь прибавилась к другой, и когда Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) отчаялся в том, что они остановятся, он отправился в Таиф в надежде на то, что тамошние жители ответят на его призыв или предоставят ему убежище и окажут помощь в борьбе против его соплеменников, однако и там он не нашел ни убежища, ни поддержки; более того, в Таифе ему нанесли новые обиды и оскорбления, подобных которым он не видел и от курайшитов(451).

9. События в Таифе

В месяце шавваль(452) десятого года от начала пророчества Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) отправился в Таиф, надеясь найти в племени сакиф тех, кто прислушается к его призыву и окажет ему поддержку. И туда, и обратно он добирался пешком в сопровождении своего вольноотпущенника Зайда ибн Харисы, да будет им доволен Аллах, и призывал к исламу каждое племя, которое попадалось ему по пути, однако никто не ответил на его призыв.
Прибыв в Таиф, Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) отправился к его вождям, имел с ними беседу и призвал их к исламу, однако они с презрением отвергли его призыв.

Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) провел в Таифе десять дней, встретившись и поговорив с каждым из знатных жителей города, но все они говорили: «Уходи из нашего города!» — натравливая на него неразумных людей. Когда же он захотел уйти оттуда, эти неразумные последовали за ним. Собравшись, они встали в два ряда и принялись с двух сторон закидывать его камнями и говорить обидные слова, поранив ему подколенные сухожилия, так что сандалии его окрасились кровью. Зайд ибн Хариса, да будет им доволен Аллах, прикрывавший его собой, получил глубокую рану на голове.

Покинув Таиф, посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) возвращался в Мекку с разбитым сердцем, охваченный печалью и грустью. Когда он был в дороге, Аллах послал к нему Джибриля, с которым был ангел гор, попросивший у него разрешения обрушить на жителей Мекки две горы(453), между которыми она находится(454).

От Айши сообщается, что однажды она спросила Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям): «Был ли какой-нибудь день для тебя более тяжким, чем день битвы при Ухуде(455)?» В ответ ей Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «Мне пришлось претерпеть от твоих соплеменников(456) многое, но самым тяжким из всех был день Акабы(457), когда я предложил Ибн ‘Абд Йалилю ибн ‘Абд Кулялю(458) последовать за мной, но он не дал мне того ответа, которого я от него ожидал. Тогда я ушел, испытывая огорчение, и пришел в себя, только когда добрался до Карн ас-Са‘алиб(459). Там я поднял голову, и оказалось, что я стою в тени облака, взглянув на которое, я увидел на нем Джибриля. Он обратился ко мне и сказал: “Поистине, Аллах слышал, что сказали тебе твои соплеменники и какой ответ они тебе дали, и Аллах направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь”. А потом ко мне обратился ангел гор, который поприветствовал меня и сказал: “Мухаммад, приказывай, что пожелаешь! Если хочешь, я обрушу на них две горы(460)!”»

На это Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «Нет, я прошу лишь о том, чтобы Аллах произвел от них тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!»(461)

И в том ответе, который дал ангелу посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), в полной мере нашла проявление его уникальная личность и тот великий нрав, которым его наделил Аллах.

Эта история указывает на то, какими великими были сочувствие и доброта Пророка к своему народу, каким терпением и выдержкой он обладал. Всевышний сказал, обратившись к нему: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестоким, то они непременно покинули бы тебя» (3:159).

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107).

Да пребудут над ним мир и благословения Аллаха(462).

После указанной встречи с ангелом гор Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) продолжил свой путь к Мекке, достиг вади Нахля и остановился там на несколько дней. Он решил вернуться в Мекку и с новой силой возобновить свою деятельность, связанную с призывом к исламу и доведением до сведения людей вечного послания Аллаха.

Тогда Зайд ибн Хариса, да будет им доволен Аллах, сказал посланнику Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям): «Как же ты придешь к ним, когда они изгнали тебя?!» — имея в виду курайшитов, на что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) дал такой ответ: «О Зайд, поистине, Аллах дарует облегчение и укажет выход из этого положения и, поистине, Аллах окажет поддержку Своей религии и поможет Своему пророку!»(463)
После этого Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) продолжил свой путь. Приблизившись к Мекке, он отправил человека из племени хуза‘а к аль-Мут‘иму ибн ‘Ади с просьбой о том, чтобы он взял его под свое покровительство и аль-Мут‘им сказал: «Да», — а потом вооружился сам, созвал к себе своих сыновей и своих соплеменников и велел им: «Возьмите оружие и ждите возле Каабы, ибо я гарантировал свое покровительство Мухаммаду!» После этого он отправил к посланнику Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) человека, чтобы тот пригласил его войти в Мекку, и, войдя в город, Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) вместе с Зайдом ибн Харисой, да будет им доволен Аллах, дошел до Запретной мечети. Что же касается аль-Мут‘има ибн ‘Ади, то он, сидя на своей верблюдице, обратился к людям и сказал: «О курайшиты, я взял Мухаммада под свою защиту, так пусть же никто из вас не смеет даже насмехаться над ним!» Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) подошел к углу Каабы, коснулся его, совершил намаз в два ракаата и направился к своему дому в окружении аль-Мут‘има ибн ‘Ади и его сыновей, провожавших его до тех пор, пока он не вошел в дом(464).

В том, что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) отправился в Таиф для призыва его жителей к исламу и в том, как он перенес непростые испытания, обрушившиеся на него во время этой поездки, содержится явное доказательство его твердой решимости продолжать призыв несмотря ни на какие трудности, не отчаиваться из-за отказа людей внимать ему. Когда призыв стал невозможен в одном месте, он стал искать другие места, где можно было бы его продолжить.
Поведение Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в Таифе свидетельствует о его великой мудрости. Прибыв туда, он первым делом встретился с его лидерами и вождями племени сакиф, ибо знал, что если они последуют за ним, то за ним последуют все жители Таифа.

Страдания, причиненные Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) жителями Таифа, когда его стопы — стопы благородного пророка — окрасились кровью, текущей из его ран, являются величайшим примером того, какие трудности и гонения приходится выносить человеку, призывающему других к поклонению Аллаху.

То, что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) не призвал проклятие Аллаха на свой народ и жителей Таифа и что он не согласился с предложением ангела гор обрушить на мекканцев скалы, служит ярчайшим образцом терпения, которое надлежит проявлять верующему в отношении тех, кто отвергает его призыв. Верующий не должен отчаиваться, если его призыв не увенчивается успехом. Может быть, из потомства людей, которые сегодня отвергают его призыв, Аллах произведет тех, кто будет поклоняться только Аллаху, не придавая Ему сотоварищей.

К свидетельству мудрости Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) относится и то обстоятельство, что он не вошел в Мекку до тех пор, пока не получил гарантию защиты от одного из ее влиятельных жителей. Человек, призывающий к Аллаху, должен руководствоваться этим поступком Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и искать тех, кто может защитить его от происков врагов, для того чтобы иметь возможность осуществлять исламский призыв должным образом(465).

10. Призыв людей на рынках и сезонных ярмарках

Возвратившись из Таифа в месяце зу-ль-ка'да десятого года от начала пророчества, Посланник (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сразу же продолжил свой призыв. Он начал посещать сезонные ярмарки, устраиваемые на таких рынках, как ‘Укяз, Маджанна, Зу-ль-Маджаз и другие, на которые приезжали по торговым делам или с целью послушать выступления поэтов люди из всех арабских племен. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) подходил к представителям этих племен и призывал их к поклонению одному лишь Аллаху. Когда начался сезон хаджа, Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) использовал эту возможность и приходил к одному племени за другим, предлагая людям принять ислам и призывая их к этой религии, как делал он это с четвертого года от начала пророчества.

Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) предлагал принять ислам не только племенам и группам паломников, но и отдельным людям, часть которых откликнулась на его призыв.

Каждому, кто имел с ним беседу, он говорил о счастье, которое его ждет в случае обращения в ислам. Абдуррахман ибн Абу аз-Зинад привел такой рассказ своего отца: «Один человек, которого звали Раби'а ибн 'Аббад, из племени бану ад-дайль, поведал мне, что, когда он еще был неверным, он видел Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) на рынке Зу-ль-Маджаз, который говорил, обращаясь к собиравшимся вокруг него людям: «О люди! Скажите: «Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха», — и обретете счастье!» А за его спиной стоял некий человек с красивым лицом, косоглазый, с заплетенными в две косы волосами, который говорил: «Не слушайте его, ибо он — лживый вероотступник!» — и куда бы он ни шел, этот человек следовал за ним. Я спросил у людей о том, кто эти люди, и мне рассказали о том, к какому роду-племени принадлежит посланник Аллаха, и сказали про человека, который следовал за ним, что это его дядя — Абу Ляхаб»(466).

Мединские племена аль-аус и аль-хазрадж, подобно другим арабским племенам, также совершали паломничество в Мекку. Когда будущие ансары познакомились с посланником Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и его призывом, поняли, что он и есть тот самый Пророк, приходом которого им все время угрожали иудеи. Мединцы пожелали опередить иудеев и поддержать Пророка раньше них, однако в этом году они пока еще не присягнули ему и вернулись к себе в Медину(467).

Во время сезона хаджа одиннадцатого года пророчества посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) вновь занялся призывом к исламу прибывших для совершения паломничества племен. Однажды посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) проходивший через Акабу, что находится в долине Мина, услышал голоса беседующих людей. Он направился в ту сторону, а когда подошел к ним, оказалось, что там находилось шестеро молодых людей из Йасриба(468).

Подойдя к ним, посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) объяснил им, в чем состоит суть ислама, призвал их к нему, и эти люди вняли призыву. Вернувшись в Медину, они принесли туда с собой послание ислама, и через некоторое время не осталось ни одного дома из числа домов ансаров, где бы не говорили о посланнике Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)(469).

Следствием этого стало то, что в следующий сезон паломничества, то есть в двенадцатом году от начала пророчества, в Мекку прибыло двенадцать паломников из Йасриба, в том числе пятеро из тех шести людей, которые за год до этого установили контакт с посланником Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям). Они встретились с Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в ‘Акабе, как было условлено, приняли от него ислам и принесли ему клятву(470).

Передают со слов ‘Убады ибн ас-Самита, да будет доволен им Аллах, одного из участников присяги в Акабе(471), что посланник Аллаха, окруженный группой его сподвижников, сказал им: «Подойдите и поклянитесь мне в том, что вы не будете поклоняться никому и ничему наряду с Аллахом, не будете воровать, прелюбодействовать и убивать ваших детей, и не будете распространять ложь, измышляемую вашими сердцами, и не ослушаетесь меня в том, что касается одобряемого шариатом. Того из вас, кто сдержит эту клятву, наградит Аллах, тому, кто нарушит что-нибудь из этого и будет наказан в этом мире, это наказание послужит искуплением, а относительно того, кто нарушит что-нибудь, после чего Аллах покроет его грех, Аллах и будет принимать решение, и если пожелает, то накажет его, если же пожелает иного, то простит его»».
‘Убада сказал: «И мы поклялись ему в этом»(472).

После принесения этой клятвы и завершения сезона паломничества Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) направил в Йасриб с теми, кто принес эту клятву, своего первого представителя, чтобы он научил живших там мусульман законам ислама, помог им понять суть религии и занялся ее распространением среди тех, кто продолжал придерживаться многобожия. Для этой цели он выбрал Мус‘аба ибн ‘Умайра, да будет им доволен Аллах. Мус'аб блестяще выполнил поставленную пред ним задачу. В следующий сезон паломничества — в тринадцатом году пророчества — из Йасриба в Мекку для выполнения обрядов хаджа прибыли семьдесят три мужчины и две женщины. Все они были мусульманами.

Приехав в Мекку, они условились с Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) о встрече у 'Акабы, и он явился к ним в назначенный срок. Он обратился к ним с речью, после которой они сказали: ««О посланник Аллаха, в чем мы должны поклясться тебе?» Он сказал: «В том, что будете слушать и повиноваться при всех обстоятельствах, будете расходовать свои средства в бедности и в богатстве, будете побуждать к одобряемому шариатом и удерживать от порицаемого им, будете служить Аллаху, невзирая на порицания порицающего, будете помогать мне, когда я приеду к вам, и защищать меня от того же, от чего защищаете самих себя, ваших жен и ваших детей, и за это вам будет рай»(473). Тогда все присутствовавшие подошли к Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и дали ему клятву.

После принесения этой присяги посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) назначил двенадцать предводителей, которые стали старшими среди своих соплеменников(474). Девять этих старшин были из племени аль-хазрадж, а трое — из племени аль-аус. Затем эти люди вернулись к себе в Йасриб и стали открыто исповедовать там ислам, сыграв по воле Аллаха немаловажную роль в распространении исламского призыва(475).

После второй клятвы 'Акабы и успешного основания Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) обители ислама слухи об этом получили широкое распространение в Мекке. Убедившись в том, что жители Йасриба присягнули Мухаммаду (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), курайшиты усилили свои гонения на мекканцев, исповедовавших ислам. Тогда посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) велел верующим покидать Мекку и переселяться в Медину. Начался процесс переселения, и это еще сильнее встревожило курайшитов. Двадцать шестого числа месяца сафар четырнадцатого года после начала пророчества курайшиты собрались и единогласно решили убить посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям). Всевышний известил его об их заговоре и повелел ехать в Медину. В ту ночь, когда курайшиты должны были осуществить свой план, Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) приказал 'Али, да будет им доволен Аллах, провести ночь на его ложе вместо себя, а сам незаметно покинул свой дом. Этот план Пророка свидетельствует о дарованной Ему Всевышним великой мудрости и о том, сколь прекрасным руководителем он являлся. Всю ночь многобожники прождали у дверей дома Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), поглядывая в дверную щель на 'Али, лежащего на его месте. Что же касается Посланника (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), то он отправился к Абу Бакру, а потом вместе с ним покинул Мекку(476).

Поведение Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) во время всех этих событий ясно и неопровержимо свидетельствует о его мудрости, терпении и храбрости. Убедившись в том, что курайшиты преступили все дозволенные пределы и наотрез отказываются принять то, к чему он их призывает, он стал искать другое место, которое могло бы стать опорным пунктом для исламского призыва. Когда он нашел такое место, то взял с верующих из числа его жителей, приехавших к нему, клятвенное обещание оказывать всяческое содействие исламу. Это произошло во время двух встреч, получивших название первой и второй клятв 'Акабы. Когда Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) нашел землю, которую мог сделать центром распространения исламского призыва, и обрел помощников в лице ее жителей, то приказал своим сподвижникам переселяться в нее. Он предпринял определенные меры предосторожности, когда узнал о заговоре, замышляемом против него курайшитами, однако эта осторожность и осмотрительность ни в коем случае не являлись трусостью или попыткой убежать от смерти. Предпринимать необходимые меры и при этом полагаться на Всевышнего Аллаха — вот правильный и мудрый путь, которого надлежит придерживаться тем, кто осуществляет исламский призыв, и это — одна из важных причин успеха. Именно этого пути придерживался Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), который является примером и образцом для каждого призывающего к исламу(477).

11. Раны, нанесенные Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в битве при Ухуде

Сообщается, что однажды Сахля ибн Са'да спросили о ранах, нанесенных Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в битве при Ухуде, и он сказал: «Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) ранили лицо, сломали второй резец и разбили шлем, который был на его голове. Фатима смывала с его лица кровь, а 'Али лил воду. Когда Фатима увидела, что кровотечение только усиливается, то взяла кусочек циновки, сожгла его и приложила золу к ране, после чего кровь остановилась»(478).

Великие обиды и страдания, от которых готовы сотрястись горы, причиняли ему — пророку Аллаха — соплеменники. Но, несмотря на это, он не просил у Всевышнего проклясть или покарать их, а просил для них прощения, ибо они не знали, что творили.

Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «У меня и сейчас стоит перед глазами посланник Аллаха, рассказывающий об одном из пророков, которого до крови избили его соплеменники и который вытирал кровь со своего лица со словами: “О Аллах, прости моим соплеменникам, ибо, поистине, они не ведают (что творят)!”»(479)

Пророки, во главе которых наш пророк Мухаммад, да пребудут над ними мир и благословения Аллаха, проявляли огромную выдержку и терпение, высказывали истинное великодушие и сочувствие к своим народам, прося для них у Аллаха прямого пути и прощения(480). Они прощали им преступления, совершенные ими против них лично, ибо эти люди не ведали, что творили(481).

Но «силен гнев Аллаха на людей, совершивших подобное с посланником Аллаха»(482) и «силен гнев его на человека, которого убил посланник Аллаха на пути Аллаха»(483).

То, что постигло Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в день битвы при Ухуде, должно послужить утешением тем, кто посвятил себя призыву к исламу и кого постигают на этом пути обиды, физические и моральные страдания, гонения, притеснения, лишение свободы и жизни. Посланник Аллаха, жизнь которого является безусловным примером для любого мусульманина, тоже подвергался мукам, однако всегда оставался терпеливым и стойким.(484)

__________________
(445) «Фатх аль-бари» (6/558).
(446) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/554 — № 3533).
(447) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/554 — № 3532).
(448) См. «Сира ибн хишам» (1/378)
(449) «Зад аль-ма’ад» (3/23, 36, 38), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 89), «Хаза хабиб йа мухибб» (стр. 120), «Сира ибн хишам» (1/343) и др.
(450) См. «Зад аль-ма’ад» (3/30), «Сира ибн Хишам» (1/371), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/64), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 112) и др.
(451) «Зад аль-ма’ад» (3/31), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 113).
(452) Конец мая или начало июня 619 г.
(453) Имеются в виду горы Абу Кубайс и Ку‘айка‘ан.
(454) См. «Зад аль-ма’ад» (3/31), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 122), «Хаза хабиб йа мухибб» (стр. 132), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/135).
(455) В 625 г. мусульмане потерпели чувствительное поражение от мекканцев в битве при горе Ухуд. В этом сражении погибло более семидесяти мусульман, в том числе и дядя Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) Хамза, да будет им доволен Аллах.
(456) То есть от курайшитов.
(457) Акаба — название места близ Таифа.
(458) Ибн ‘Абд Йалиль ибн ‘Абд Куляль — один из вождей племени сакиф, обитавшего в Таифе и его окрестностях.
(459) Карн ас-Са‘алиб — гора, которую называют также Карн аль-Маназиль. Это место является микатом для паломников, следующих в Мекку со стороны Неджда. Сегодня оно известно под названием Ас-Сайль аль-Кабир.
(460) Имеются в виду две вышеупомянутые горы в Мекке.
(461) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/312 — № 3231), Муслим (3/1420 — № 1795).
(462) См. «Фатх аль-бари» (6/316), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 112).
(463) См. «Зад аль-ма’ад» (3/33).
(464) См. «Зад аль-ма’ад» (3/33), «Сира ибн хишам» (2/28), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/137), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 125).
(465) Мустафа ас-Саба’и «Ас-сира ан-набавийа» (стр. 58), «Хаза хабиб йа мухибб» (стр. 134).
(466) Ахмад (4/341, 3/492). Иснад хадиса хороший (хасан). У Ибн Хиббана (№ 1683) приводится такой же хадис с другим иснадом — от Тарика ибн Абдуллаха аль-Махариби, что укрепляет достоверность хадиса Ахмада. Аль-Хаким приводит в «Аль-мустадрак» (1/15) оба хадиса, причем говорит относительно первого иснада, что он достоверный по условиям аль-Бухари и Муслима, а все его передатчики — надежные и добросовестные.
(467) См. «Зад аль-ма’ад» (3/43), «Ат-тарих аль-ислями» (2/136), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 129), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/149), «Сира ибн хишам» (2/31).
(468) Йасриб — доисламское название Медины.
(469) «Ат-тарих аль-ислями» (2/137), «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (2/145), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 132), «Зад аль-ма’ад» (3/45), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/149), «Сира ибн хишам» (2/38).
(470) «Зад аль-ма’ад» (3/46), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 139), «Ат-тарих аль-ислями» (2/139), «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (стр. /145), «Сира ибн хишам» (2/38).
(471) Акаба — название места, находящегося в долине Мина близ Мекки.
(472) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (7/219 — № 3892; 1/64 — № 18).
(473) Ахмад (3/322), аль-Бахаки (9/9), аль-Хаким (2/624). Последний назвал хадис достоверным, и с ним в этом согласился аз-Захаби. Аль-Хафиз оценил хадис как хороший («Фатх аль-бари» 7/117).
(474) Здесь имеется в виду, что эти люди должны были следить за тем, чтобы в Медине их соплеменники, давшие Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) клятву, выполняли ее.
(475) «Сира ибн хишам» (2/49), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/158), «Ат-тарих аль-ислями» (2/142), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 143).
(476) См. «Сира ибн хишам» (2/95), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/175), «Зад аль-ма’ад» (3/54) и др.
(477) См. «Ас-сира ан-набавиййа дурус ва ‘ибар» (стр. 68).
(478) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/96 — № 2911), Муслим (3/1416 — № 1790).
(479) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/514 —№ 3477; 12/282 — № 6929), Муслим (3/1417 — № 1792)
(480) «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (12/148).
(481) «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (12/150).
(482) Эти слова Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) произнес, указывая на свой сломанный резец.
(483) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (7/372 — № 4073), Муслим (3/1417 — № 1793).
(484) «Ас-сира ан-набавиййа дурус ва ‘ибар» (стр. 116).
bint_abu_bakr
bint_abu_bakr
Супермодератор
Супермодератор

Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Религия Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
Возраст 33
Настроение Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения