Глава шестнадцатая. Мудрость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в налаживании мира между верую
Страница 1 из 1
Глава шестнадцатая. Мудрость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в налаживании мира между верую
Глава шестнадцатая
Мудрость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в налаживании мира между верующими и объединении их сердец
Мудрость в налаживании мира и организации жизни общества
На момент прибытия посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в Медину, ее население было представлено несколькими группами, отличавшимися друг от друга по убеждениям, целям и социальному укладу. Между этими группами существовали разногласия, многие из которых были унаследованы от предков, а некоторые возникли недавно. Основными группами были три:
1. мусульмане, представленные ансарами из числа ауситов и хазраджитов и мухаджирами;
2. многобожники, представленные теми ауситами и хазраджитами, которые не приняли ислам;
3. иудеи, представленные тремя племенами — племенем бану кайнука, поддерживавшим союзнические отношения с хазраджитами, и племенами бану ан-надир и бану курайза, которые являлись союзниками ауситов.
До прихода ислама между мединскими племенами аус и хазрадж существовал глубокий конфликт, выливавшийся временами в кровопролитные сражения, последнее из которых сохранилось в истории под названием битва Бу'ас. След от этих столкновений еще долго оставался в душах мединцев(514).
Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) решал все эти проблемы на основе своей великой мудрости, проявляя себя как прекрасный и непревзойденный руководитель. Для нормализации общественно-политической ситуации в городе, решения имевшихся проблем и объединения мусульман им был предпринят ряд мер, в число которых входили следующие:
1. Строительство мечети
Самой первой мерой по налаживанию мира в мусульманском обществе и укреплению его целостности было возведение мечети, которая в дальнейшем получила название «Аль-Масджид ан-Набави». Все мусульмане, во главе со своим имамом — Мухаммадом (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) — принимали участие в этом строительстве, и оно было первым их совместным трудом, объединившим их сердца и выявившим общие цели. До прибытия Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в Медину, каждый из ее родов имел свое место, где они встречались друг с другом, проводили в беседах вечера и ночи, декламировали стихи. Такое положение указывало на существование в среде мединцев разрозненности и разобщенности. Когда же была возведена мечеть, то он стала тем центром, где постоянно собирались все верующие, куда они приходили, чтобы задать вопросы посланнику Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), получить от него знания и наставления.(515) Это способствовало консолидации разрозненных групп, смешению родов, сближению племен и установлению между ними взаимной любви и дружбы. Раскол превратился в единство, из целого ряда общин сформировалась одна сплоченная община. Вместо многочисленных лидеров и вождей появился один общий руководитель, которым был посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), получавший от Всевышнего Аллаха приказы и запреты для Его рабов, обучавший своих последователей тому, что несло для них пользу в дольнем и в вечном мирах. Мусульмане образовали один сплоченный ряд. Слились их души и мысли, сблизились сердца, тела стали опорой друг другу(516).
Мечети были не только местом для совершения пяти обязательных намазов, но и исполняли роль своего рода университетов, где мусульмане обучались установлениям ислама. Они являлись тем местом, где встречались и объединялись друг с другом представители различных племен, в течение долгого времени враждовавших между собой из-за всевозможных конфликтов и войн эпохи джахилийи. Кроме того, они являлись центром управления всеми делами, откуда направлялись люди для обращения с исламским призывом, где собирались совещательные и исполнительные органы мусульманского государства.
По этой причине, где бы ни поселялся Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) после приезда в Медину, первое, с чего он начинал, было строительство мечети, где могли бы собираться верующие. Так, живя в пригороде Медины — Куба, он основал там мечеть. Остановившись в квартале бану салим ибн 'ауф во время переезда из Куба в Медину, он совершил там пятничный намаз, и потом на этом месте возникла мечеть. Прибыв непосредственно в Медину, он снова начал со строительства мечети(517).
2. Призыв иудеев к исламу мудрым словом
Одним из шагов, предпринятых Пророком для налаживания мира и организации жизни мусульманского общества после приезда в Медину, была попытка наладить контакт с местными иудеями через посредничество Абдуллаха ибн Саляма и призвать их к исламу.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Узнав о приезде в Медину посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) Абдуллах ибн Салям, да будет доволен им Аллах,(518) пришел к нему и сказал: “Я хочу спросить тебя о трех вещах, которые может знать только пророк: скажи мне, что станет первым предзнаменованием Часа (519), что в первую очередь отведают оказавшиеся в раю и почему ребенок получается похожим на своего отца или на свою мать?” На это посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: “Обо всем этом мне только недавно сообщил Джибриль”, — Абдуллах воскликнул: “Он является для иудеев врагом из числа ангелов!” После этого посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: “Что касается первого предзнаменования Часа, то им станет огонь, который погонит людей к месту сбора с востока на запад; что касается первой еды, которую отведают обитатели рая, то ею станет доля печени кита; что же касается сходства ребенка, то здесь дело обстоит так: если во время полового сношения вода мужчины опережает воду женщины, то ребенок получается похожим на него, если же ее вода опережает его воду, то ребенок становится похожим на нее”, — и Абдуллах воскликнул: “Свидетельствую, что ты — посланник Аллаха!” — после чего сказал: “О посланник Аллаха, поистине, иудеи лживы, и если они узнают о том, что я принял ислам до того, как ты спросишь их обо мне, они станут возводить на меня ложь”. Потом Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) послал за иудеями, и когда они пришли к нему, он спросил (этих иудеев): “Какое место среди вас занимает этот Абдуллах ибн Салям?” Они ответили: “Он — самый знающий из нас и сын самого знающего из нас, и он — лучший из нас и сын лучшего из нас!” Тогда посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) спросил: “А что бы вы сказали, если бы Абдуллах принял ислам?” В ответ на это они воскликнули: “Да упасет его от этого Аллах!” Тогда Абдуллах вышел к ним и сказал: “Свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха!” — после чего они стали говорить: “Он — худший из нас и сын худшего из нас!” — и продолжали злословить о нем и впредь»(520).
Таким был первый опыт общения посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) с иудеями, который он приобрел в первый же день после своего приезда в Медину(521).
Одним из проявлений мудрости Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) явилось то, что он скрыл присутствие Абдуллаха ибн Саляма от иудеев во время беседы с ними до тех пор, пока не расспросил о его положении среди них. Лишь после того, как они отозвались о нем с похвалой и дали ему высокую оценку, он приказал ему выйти. Абдуллах вышел, заявил о своем принятии ислама и открыто подтвердил правдивость Мухаммада, знание о котором тщательно скрывалось иудеями. Затем Посланник (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) упорядочил свои отношения с иудейской общиной, заключив с ними договоренности, о которых рассказывается ниже.
3. Братание мухаджиров и ансаров
Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) занимался не только строительством мечети и призывом к исламу иудеев, но сделал и другое дело, ставшее одним из самых прекрасных дел, в котором выразилась его мудрость, благоразумие и совершенство как руководителя(522).
По инициативе посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) мухаджиры и ансары побратались друг с другом в доме Анаса ибн Малика, да будет им доволен Аллах. Их было девяносто человек, одну половину которых составляли мухаджиры, а другую — ансары. Он привел их к братанию, которое должно было послужить мухаджирам, лишившимся своего имущества, утешением, так как в случае смерти одного из названых братьев другой наследовал ему наряду с кровными родственниками. Такое положение сохранялось вплоть до битвы при Бадре, но после того как Всемогущий и Великий Аллах ниспослал аят, в котором было сказано: «…а кровные родственники ближе друг к другу…» (8:75), наследование побратимам было отменено, а узы братства остались(523).
Значение этого братания состояло в том, что благодаря ему исчезал дух племенной непримиримости, свойственный эпохе джахилийи, люди становились приверженными только исламу, стирались различия, обусловленные происхождением, цветом кожи и местом рождения, и каждый мог выделиться среди других только благодаря своему мужеству или благочестию. Люди, которых связывали узы этого братства, отдавали своим братьям предпочтение перед самими собой, сочувствовали им и относились к ним как к друзьям, подавая прекрасные примеры человеческих взаимоотношений новому обществу. Это братство являлось одним из самых выдающихся проявлений справедливости ислама в вопросе человечности и нравственных норм(524).
Братание не было соглашением, заключенным лишь на бумаге или на словах. Оно запечатлелось в сердцах, стало делом, имевшим отношение к жизни и имуществу людей и не ограничивавшимся пустословием без практического значения. Оно связало людей словами, делами, жизнями и имуществом как в радости, так и в горе(525).
Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что, когда мухаджиры приехали в Медину, посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) побратал Абдуррахмана ибн ‘Ауфа с Са‘дом ибн ар-Раби‘, да будет доволен Аллах ими обоими, и Са‘д ибн ар-Раби‘ сказал ‘Абдуррахману: «Поистине, я — самый богатый из ансаров, и я отдам тебе половину того, что имею. Посмотри также, какая из двух моих жен тебе понравится, и я уступлю ее тебе, а когда закончится ее срок(526), ты женишься на ней». ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, да будет им доволен Аллах, сказал: «В этом нет необходимости», — и спросил: «Есть ли здесь рынок, где люди занимаются торговлей?» Са‘д ответил: «Есть рынок кайнука». И Абдуррахман понес туда творог и масло, после чего стал ходить на рынок постоянно, и уже через короткое время он явился с желтыми следами от благовоний на теле(527). Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) спросил его: «Ты женился?» Он сказал: «Да». Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) спросил: «На ком?» Он ответил: «На одной женщине из ансаров». Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) спросил: «И сколько же ты отдал?»(528) Он сказал: «Золото, равное по весу косточке(529)». Тогда Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал ему: “Тебе следует устроить угощение хотя бы из одной овцы”»(530).
Акт братания, произведенный Пороком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) уникален по своей мудрости и являлся наивернейшим политическим шагом и прекрасным решением многих из тех проблем, с которыми столкнулись мусульмане в тот период.
4. Мудрое воспитание
Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) проявлял неустанную заботу и о духовной жизни мусульман. Он обучал и воспитывал их, очищал их души, побуждал к благонравию, прививал им чувства взаимной любви и братства, направлял ко всему достойному и благородному и побуждал к поклонению и повиновению Аллаху(531).
Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) говорил: «О люди, распространяйте приветствия, кормите (других)(532), поддерживайте родственные связи, молитесь, когда другие люди будут спать, и вы войдете в рай с миром»(533).
Он также говорил: «Не войдет в рай тот человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла»(534);
«Мусульманин — это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками»(535);
«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе»(536).
Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: “Поистине, (в отношениях) друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга”, — и, произнеся это, Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) переплел между собой пальцы своих рук(537).
Он сказал: “Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной(538) друг к другу, не перебивайте торговли друг другу(539) и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!” — и посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) трижды указал рукой себе на грудь, после чего произнес: “Достаточным совершением зла для человека является то, что он презирает своего брата в исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!”(540)
Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) говорил: «Не разрешается мусульманину прерывать общение с братом на срок, превышающий три дня, так, что, когда они встречаются, то отворачиваются друг от друга! Лучшим из них двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого!” (541)
И он говорил: «Врата рая открываются по понедельникам и четвергам, и прощаются грехи каждому рабу, ничему не поклонявшемуся наряду с Аллахом, за исключением такого человека, которого ненависть разделяла с его братом, и тогда произносятся слова: “Подождите с этими двумя, пока они не примирятся друг с другом! Подождите с этими двумя, пока они не примирятся друг с другом!”(542)
И он говорил: «Помогай брату своему независимо от того, притеснителем он является или притесняемым!» (Услышав это, один человек сказал: “О посланник Аллаха, я могу помочь ему, если он подвергается притеснению, но скажи мне, как мне помочь ему, если он является притеснителем?!”) На это Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: “Удержи его (или: … помешай ему) от притеснения и, поистине, это (станет) помощью ему”(543).
И он говорил: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь мусульманина, то приветствуй его. Если он пригласит тебя, ответь на его приглашение. Если он попросит у тебя совета, дай ему совет. Если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага. Если он заболеет, навести его. А если он умрет, то проводи его в последний путь»(544).
Аль-Бара ибн 'Азиб сообщил(545): «Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) велел нам делать семь вещей и запретил семь других. Он велел нам навещать больных, провожать погребальные носилки, желать блага чихнувшему, выполнять клятвы того, кто дает их,(546) помогать притесняемому, принимать приглашение приглашающего и приветствовать людей. И он запретил нам носить золотые кольца, пить из серебряных сосудов, использовать шелковые седла и аль-касси(547), а также носить шелк, истабрак и дибадж(548).(549)
Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, не войдете вы в рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведет вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте мир между собой!(550)» (551)
Один человек спросил посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям): “Какое проявление ислама является наилучшим?” Он ответил: “Лучшее состоит в том, чтобы ты кормил людей(552) и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь”(553).
Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) также сказал: «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой»(554).
Он говорил: «Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия (к другим)!»(555)
И говорил: «Не помилует Аллах того, кто сам не проявляет милосердия к людям»(556).
И посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) говорил: «Поношение верующего есть проявление нечестия, а сражение с ним (свидетельствует о) неверии»(557).
Вне зависимости от того, каким путем доходили эти и другие наставления Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) до ансаров — слышали ли они их непосредственно от него самого или в передаче мухаджиров, знавших их до хиджры, — пророческие наставления прививали им и всем другим сподвижникам исламское воспитание. Эти наставления являются уроками Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) для каждого, до кого они дошли или будут доходить вплоть до Судного дня.
От Посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) передано еще много других наставлений, на которых воспитывались мусульмане. В них он побуждал их тратить свое имущество на богоугодные цели, указывал на достоинства и преимущества этого великого вида поклонения, вызывал у них горячее стремление к его совершению. Наряду с этим Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) настоятельно побуждал людей к воздержанию от просьб, напоминал им о достоинстве терпения и нетребовательности. Кроме того, он (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) рассказывал людям о достоинстве различных видов поклонения и обещанной за них награде Аллаха. Он сообщал им о ниспосылаемых ему откровениях, читал им эти откровения и слушал их чтение, и подобное изучение служило указанием на то, что на них возлагаются обязанности призыва и обязанности распространения этого послания, не говоря уже о необходимости понимания и размышления.
С помощью подобных средств Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) повышал духовный уровень своих сподвижников, объяснял им, в чем заключаются высшие духовные ценности, и показывал им наилучший пример, в результате чего они стали высшими образцами совершенства, какие только знала история.
Благодаря всему этому Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) удалось построить новое мусульманское общество, которое стало самым прекрасным и достойным обществом в истории человечества, и найти решение проблем этих людей, дотоле блуждавших во мраке невежества и предрассудков. Это новое общество собрало в себе все элементы идеального человеческого социума, вобрало в себя всякое совершенство, доступное людям. Все это произошло в первую очередь по милости Аллаха, а затем благодаря мудрости и гению Посланника (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям). Поэтому те, кто трудится на поприще исламского призыва, не имеют права пренебрегать его путем и отказываться от его примера(558).
5. Соглашение между мухаджирами и ансарами и договор о мире с иудеями
После того, как посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сделал верующих побратимами, он заключил еще одно соглашение между мухаджирами и ансарами, которое позволило людям преодолеть все племенные распри и не оставило места для поддержания существования традиций джахилийи. Составной частью этого договора, заключенного мусульманами друг с другом, было соглашение о мире с мединскими иудеями. Усилия, потраченные Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) на подписание этого договора, явились одной из самых выдающихся мер, предпринятых им для налаживания мира в обществе и наведения в нем порядка.
Пророк составил письменный документ между мухаджирами и ансарами, где оговаривались условия договора мусульман с иудеями. Данный документ закреплял за иудеями право на их имущество, обуславливал права и обязанности всех сторон(559).
Данный договор был составлен с предельной тщательностью и точностью. В нем отобразилось величайшее дарование Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) как руководителя и его политическая мудрость. Соглашение наладило контакт между мусульманским и немусульманским населением Медины, что позволило им единым фронтом выступать против всякого, кто намеревался причинить городу вред.
Эти пять шагов: строительство мечети, призыв иудеев к исламу, братание верующих, их воспитание и подписание соглашения между всеми группами — обусловили по милости Аллаха разрешение Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) того глубокого конфликта, который существовал между жителями Медины, и ликвидацию всех нежелательных отголосков прошлого. Эти меры сплотили верующих. С помощью них в Медине была установлена прочная и совершенная система взаимоотношений между разными группами людей, которая наряду с исламским призывом затем распространилась во всех уголках мира(560).
________________
(514) См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/214), «Сира ибн хишам» (2/114), «Зад аль-ма’ад» (3/62), «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (1/524 — № 428), Муслим (1/373, 374 — № 524) и др.
(515) См. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (7/239, 240 — № 3906).
(516) См. «Ат-тарих аль-ислями» (2/161, 162), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 179).
(517) «Ас-сира ан-набавиййа дурус ва ‘ибар» (стр. 74), «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (стр. 180) и др.
(518) ‘Абдуллах ибн Салям, да будет доволен им Аллах, был иудеем.
(519) Имеется в виду День воскресения.
(520) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/362 — № 3329; 7/250 — № 3911; 7/272 — № 3938; 8/165 — № 4480), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/210).
(521) «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 175), «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (стр. 175) и др.
(522) «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (стр. 178).
(523) «Зад аль-ма’ад» (3/63), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 180).
(524) «Зад аль-ма’ад» (3/63), «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 180).
(525) «Ат-тарих аль-ислями» (2/165).
(526) Имеется в виду “‘идда” — период времени, в течение которого после развода женщине нельзя вступать в новый брак.
(527) Таким образом, благодаря торговле у него появились деньги.
(528) Имеется в виду “махр” — имущество или деньги, выделяемые мужем жене при заключении брака. Махр принадлежит только жене и не возвращается мужу в случае развода.
(529) Речь идет о косточке финика.
(530) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (7/112 — № 3780, 3781).
(531) См. «Ар-рахик аль-махтум» ( (стр. 179, 181, 208), «Ат-тарих аль-ислями» (2/165).
(532) Речь идет об угощении гостей и утолении голода неимущих.
(533) Этот хадис приводит ат-Термизи (4/652 — № 2485), сказавший: “Хороший достоверный хадис”. Его также привели Ибн Маджа (2/1083 — № 3251), Ад-Дарими (1/156), Ахмад (1/165, 2/391). См. «Сахих ат-термизи» (2/303).
(534) Муслим (1/68 — № 46).
(535) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (1/54 — № 11), Муслим (1/65 — № 41).
(536) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (1/56 — № 13), Муслим (1/67 — № 45).
(537) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (1/565 — № 481), Муслим (4/1999 — № 2585).
(538) Здесь имеется в виду разрыв отношений между мусульманами, следствием которого становится отказ членов мусульманской общины от исполнения определенных обязанностей по отношению друг к другу.
(539) Имеются в виду те случаи, когда в переговоры покупателя и продавца без разрешения последнего вмешивается кто-то третий, начиная предлагать такой же товар дешевле или же нечто лучшее за ту же цену.
(540) Муслим (4/1986 — № 2564).
(541) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (10/491 — № 6077), Муслим (4/1986 — № 2560).
(542) Муслим (4/1987 — № 2565).
(543) Муслим (4/1998 — № 2584), Ахмад (3/99), «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (5/98 — № 2443, 2444; 12/223 — № 6952).
(544) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (3/112 — № 1240), Муслим (4/1705 — № 2162).
(545) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (3/112 — № 1239).
(546) . Имеются в виду, например, такие случаи, когда один человек говорит другому: “Клянусь Аллахом, ты обязательно должен отведать моего угощения!”
(547) Аль-касси — одежда из шелка, украшенная шелковыми вставками в виде полос.
(548) “Истабрак” и “дибадж” — названия разновидностей шелковых тканей.
(549) Здесь перечислены запреты, распространявшиеся только на мужчин.
(550) Слово “салям” (мир) означает также “приветствие”. Эти слова Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) надо понимать и как веление приветствовать друга, говоря: “Ас-саляму `аляйкум” (Мир вам), — и как веление поддерживать между собой добрые отношения, всячески способствуя сохранению мира и спокойствия в обществе.
(551) Муслим (1/74 — № 54).
(552) Здесь речь идет о еде, раздаваемой в качестве подаяния неимущим, а также о том, что следует кормить гостей и угощать соседей.
(553) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (1/55 — № 12), Муслим (1/65 — № 39).
(554) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (10/438 — № 6011), Муслим (4/2000 — № 2586).
(555) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (10/438 — № 6013), Муслим (4/1809 — № 2319).
(556) Муслим (4/1809).
(557) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (1/110 — № 48), Муслим (№ 64).
(558) «Ар-рахик аль-махтум» (стр. 183).
(559) См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/224 — 226), «Зад аль-ма’ад» (3/65). Текст договора приводится в «Сира ибн хишам» (2/119 — 123).
(560) «Ар-рахик аль-махтум» ( стр. 171, 178, 185), «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (стр. 174, 176) и др.
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Похожие темы
» Глава 32. Наследство Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава девятая. Справедливость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава десятая. Скромность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава 27. Предсмертные заветы Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава одиннадцатая. Сдержанность и снисходительность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава девятая. Справедливость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава десятая. Скромность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава 27. Предсмертные заветы Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава одиннадцатая. Сдержанность и снисходительность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения