Глава 32. Наследство Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
Страница 1 из 1
Глава 32. Наследство Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
Глава тридцать вторая. Наследство Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
'Амр ибн аль-Харис, да будет доволен им Аллах, сказал: «Скончавшись, посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) не оставил после себя ни динара, ни дирхема, ни раба, ни невольницы и ничего иного, кроме белой мулицы, на которой он ездил, своего оружия и той земли(830), доходы с которой он велел раздавать в качестве милостыни для путников»(831).
Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) не оставил после себя ни динаров, ни дирхемов, ни овец, ни верблюдов, и ничего не завещал(832)»(833).
Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «Мы не оставляем наследства. То, что мы оставляем, предназначается для милостыни»(834). Это оттого, что пророки не посылаются на землю собирателями имущества и его хранителями. Они приходят на нее, чтобы наставлять человечество, посылаются к нему в качестве благовестников, радующих верующих уготованной для них наградой, и увещевателей, предостерегающих непокорных от наказания. Они — призывающие к Аллаху с Его дозволения и пылающие светочи. Только в этом и состоит их задача. Именно поэтому посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сказал: «Поистине, обладающие знанием являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрел его, достался великий удел»(835).
Сподвижники, да будет ими доволен Аллах, очень хорошо понимали это. Сулейман ибн Михран передал, что однажды Ибн Мас'уд, да будет им доволен Аллах, сидел в окружении своих учеников, (разъясняя им установления религии). В это время мимо проходил некий бедуин. Увидев их, он спросил: «Зачем собрались эти люди?» «Они собрались, чтобы получить свою долю от наследства Мухаммада (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)», — ответил Ибн Мас'уд(836).
Наследство Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) — это Коран и Сунна, это оставленные им знание и верный путь. Поэтому, когда он умер, то не оставил ни динаров, ни дирхемов, ни рабов, ни рабынь, ни овец, ни верблюдов, — ничего, кроме мулицы, на которой ездил, и участка земли, доходы с которой велел раздавать путникам.
От Айши, да будет ею доволен Аллах, сообщается, что она сказала: «Когда посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) скончался, его доспехи были заложены у одного иудея за тридцать са` ячменя»(837). То, что сообщается в этом хадисе, доказывает, насколько умеренной и неприхотливой была жизнь Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в этом мире, и что он старался обходиться без людской помощи и не быть ни для кого обузой. Он не просил у своих сподвижников денег и не брал у них ничего взаймы, потому что знал, что они не согласятся принять от него что-либо в залог или не захотят брать с него плату вовсе. Не желая стеснять их, он взял в долг у иудея(838). В своей жизни Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) часто приходилось терпеть голод. Бывало, что в домах его жен в течение месяца, а то и двух ни разу не разжигался огонь. Племянник Айши — 'Урва — спросил ее: “О тетушка, что же поддерживало вас тогда?” Она сказала: «Финики и вода…»(839).
Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) говорил: «Что мне до мира этого? В мире этом я всего лишь подобен всаднику, который укрывается в тени дерева, а потом отправляется дальше и покидает его!»(840)
Выводы из главы:
1. Пророки, мир им, не посылались в этот мир для собирания денег. Целью их прихода в него было указание людям на прямой путь, выведение их из мрака к свету. По этой причине они не оставляли в наследство динаров и дирхемов, а оставляли только знание. Тому, кто приобретает его, достается великий удел.
2. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) не питал жажды к бренным прелестям этого мира и вел весьма умеренный образ жизни. Он был подобен всаднику, который укрывается под тенью дерева, а потом отправляется дальше, покидая его.
3. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) воздерживался от обращения к людям с просьбами и старался обходиться без чьей-либо помощи. Он брал в долг у иудеев, оставляя им в залог что-либо из своего имущества, не желая стать обузой для своих сподвижников. Поэтому, когда он умер, его кольчуга была заложена у иудея за тридцать са' ячменя.
4. Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) приходилось испытывать такую нужду, что в его доме в течение двух месяцев не разжигался очаг и он со своими женами питался финиками и водой.
5. Да пребудут над ним мир и благословения Аллаха до тех пор, пока ночь и день сменяют друг друга! Да сделает нас Аллах его искренними последователями и соберет нас в день Суда возле него!
__________________
(830) Конкретно речь идет о трех земельных наделах в оазисах Фадак и Хайбар, а также в Вади аль-Кура.
(831) Аль-Бухари (5/356 — № 2739, 2873, 2912, 3098, 4461).
(832) То есть: никому ничего не завещал из имущества по той причине, что не имел такового. Однако он оставил людям завещание, касающееся религии. Как уже рассказывалось в предшествующих главах, он завещал им держаться за Книгу Аллаха и сунну Его посланника, соблюдать права его домочадцев, изгнать язычников из Хиджаза, оказывать радушный прием делегациям, регулярно, в полном объеме и в установленное время совершать намазы, хорошо обращаться с рабами и многое другое. См. «Шарх ан-навави 'аля муслим» (11/97).
(833) Муслим (№ 1635).
(834) Аль-Бухари (№ 3093, 3712, 4036, 4240, 5358, 6726, 6727, 7305), Муслим (№ 1757, 1758, 1759, 1761).
(835) Абу Дауд (3/317 — № 3641), ат-Термизи (5/49 — № 2682), Ибн Маджа (1/80 — № 223). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих сунан ибн маджа» (1/43).
(836) Это сообщение привел аль-Хатиб аль-Багдади в «Шараф асхаб аль-хадис» (стр. 45) со своей цепочкой передачи.
(837) Аль-Бухари (№ 2068), Муслим (№ 1603).
(838) См «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (11/43).
(839) См. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/283 — № 6459).
(840) Ахмад (6/154). Ибн Касир в «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/284) назвал цепочку передачи данного хадиса достоверной. Он приводится также у ат-Термизи (№ 1377) и Ибн Маджи (№ 4109). См. «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 439), «Сахих ат-термизи» (2/280).
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Похожие темы
» Глава пятнадцатая. Храбрость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава девятая. Справедливость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава одиннадцатая. Сдержанность и снисходительность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава 27. Предсмертные заветы Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава десятая. Скромность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава девятая. Справедливость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава одиннадцатая. Сдержанность и снисходительность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава 27. Предсмертные заветы Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава десятая. Скромность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения