Положение бойкота в Исламе
Страница 1 из 1
Положение бойкота в Исламе
Серия "ад-дауату-ссаляфия" № 13
Положение бойкота в Исламе
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Вступление
Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и к которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ, и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он сбил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад, раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
В наши дни сильно распространились призывы к бойкоту (мукъата’а). В этих заявлениях часто можно услышать, что все ученые запретили иметь торговые отношения со странами неверных, в частности с Америкой и Израилем, ибо это является частью джихада в наши дни. Можно даже услышать, что иметь торговые отношения с этими странами или покупать их продукцию является большим грехом. А некоторые заявляют, что вести финансовые отношения с неверными противоречит принципу “дружбы и непричастности в Исламе” (аль-уаля уаль-бара).
Истину сказал имам аль-Барбахари : “Чьи бы слова ты не услышал из числа своих современников, не спеши и не опирайся на них, пока ты не спросишь и не узнаешь, говорил ли подобное кто-либо из числа сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) или ученых!” См. “Шарху-Ссунна” 27.
Чтобы узнать о положении финансового бойкота и торговых отношений с неверными, необходимо вернуться к Корану и Сунне, как это велит Аллах, а не погружаться в противоречивые споры, не опирающиеся ни на что. Всевышний Аллах сказал: «Если вы станете препираться о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (ан-Ниса 4: 59).
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Если бы в Книге Аллаха и в Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) не было бы разъяснения любого разногласия, то Аллах не повелел бы обратиться при разногласиях к Корану и Сунне!” См. “И’лямуль-муакъи’ин” 1/49.
О дозволенности торговых отношений с неверными
Торговля в своей основе является дозволенной, как сказал Всевышний Аллах: «И Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество (ар-риба)» (аль-Бакъара 2: 275).
Сунна полна сообщений о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники имели торговые и финансовые отношения с неверными. ‘Абдур-Рахман ибн Абу Бакр рассказывал: “Однажды, когда мы находились с пророком (мир ему и благословение Аллаха), один многобожник гнал овец, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Это для продажи или подарок?» Он ответил: “Нет, для продажи”, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) купил у него овцу”. аль-Бухари 2216.
Имам аль-Бухари привел этот хадис в своем «Сахихе», и назвал главу следующим образом: “О торговле с многобожниками и воюющей стороной”. См. “Сахих аль-Бухари” 2/772.
‘Аиша рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) однажды взял у иудея еду в долг”. аль-Бухари 2068, Муслим 1603.
Ибн ‘Аббас рассказывал: “Скончался посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а его кольчуга была заложена у иудея за тридцать са’ зерна, которое он взял для своей семьи”. Ахмад 5/137, ад-Дарими 2582. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Имам Ахмад сказал: “Если мусульмане вышли в море и им повстречались торговцы из числа многобожников с вражеской страны, которые направляются в земли мусульман, то они не должны им препятствовать и сражаться с ними. И с каждым, кто бы не вступил на земли мусульман с вражеской территории для торговли, можно вести торговлю”. Тоже самое говорили имам аль-Ауза’и и аш-Шафи’и. См. “аль-Мугъни” 8/245.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если человек поедет в страну, с которой у мусульман война, чтобы купить у них что-либо, то это дозволено, как на это указывает хадис о торговле Абу Бакра в Шаме, при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которая в то время была воюющей страной”. См. “аль-Икътида” 2/15.
Мы видим со слов имама Ахмада и Ибн Таймии, что нет ничего порицаемого в торговых отношениях, как с неверными воюющей страны, которые въехали в земли мусульман для торговли, так и в совершении поездки с целью торговли в страну, воюющую с мусульманами.
Когда шейхуль-Ислама Ибн Таймию спросили о дозволенности торговых отношений с татаро-монголами, которые в то время сражались с мусульманами, он ответил: “Что касается торговых отношений с ними, то дозволено с ними то, что дозволено и с подобными им, и запрещено с ними то, что запрещено с подобными им. Дозволено же продавать им еду, одежду и тому подобное, из того, что продается другим, а что касается продажи им или кому-либо другому лошадей или оружия, которые они могут использовать в запретном сражении, то это запрещено, ибо Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде»” (аль-Маида 5: 2). См. “Маджму’уль-фатауа” 29/275.
Шейха Ибн База спросили: «Если продавец шиит-рафидит, следует ли призывать людей, чтобы они ничего не покупали у него?»
Шейх ответил: “Покупать дозволено даже у неверных, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) покупал у иудеев, и заложил свою кольчугу иудею за еду для своей семьи. Однако вам следует разъяснять людям заблудшие убеждения рафидитов, чтобы они не брали их себе в друзья. А что касается покупки у них чего-либо, то это дело простое”.
Его спросили: «Но ведь будет лучше не покупать у них?»
Шейх Ибн Баз ответил: “Важным является предостережение от любви к ним и разъяснение их порочных убеждений и деяний, ибо они ругают и порочат сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) и обращаются с мольбами к ‘Али, что является одним из проявлений величайшего многобожия”. Сл. “Шарху усули-Сунна”.
Но нет сомнения в том, что продать или купить тот же товар у праведного мусульманина будет лучше, ибо тем самым ему оказывается помощь. А что касается шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах) то он указывает задавшему вопрос на то, что является первостепенным в Исламе.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Шейх, есть напиток, называется “Кола” говорят, она производится иудейской компанией. Каково постановление употребления этого напитка и его продажи?»
Он ответил: “А разве тебе неизвестно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) купил еду у иудея для своей семьи, и умер, заложив свою кольчугу у него?! И разве тебе неизвестно, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принял подарок от одного иудея?! Вещи, которые имеют большую значимость и остальные полезные мелочи производятся иудеями”. См. “Бабуль-мафтух” 95.
Ни один имам не говорил о том, что бытовые взаимоотношения с неверными противоречат принципу “дружбы и не причастности в Исламе”, и это не имеет никакого отношения к любви и почитанию неверных (мууалятуль-куффар). См. “аль-Уаля уаль-бара филь-Ислам” 292.
Никакой ученый, будь он даже самым знающим на земле, не имеет права запретить то, что дозволили Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). И слова ученого не являются доказательством на то или иное деяние, ибо доказательством в Исламе являются лишь Коран и Сунна, в понимании саляфов (праведных предшественников). Истину сказал Шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Поистине, слова ученых подкрепляются шариатским доказательством, однако шариатское доказательство не подкрепляется их словами!” См. “Маджму’уль-фатауа” 26/202.
Если такое сказано об ученых, то что можно сказать о заявлениях тех, кто не является даже студентом (талибуль-‘ильм)?!
Что запрещено в торговле с неверными
Всевышний Аллах сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде» (аль-Маида 5: 2).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Дозволено вести любые дела с неверными, кроме тех, на что есть запрет”. См. “Фатхуль-Бари” 9/80.
В торговых делах с неверными запрещено все то, что запрещено и с мусульманами: ростовщические операции, обвешивание, торговля и покупка запретных в своей основе вещей и т.п. Но также, в торговле с неверными запрещены еще две вещи: торговые сделки и продажа им того, что поможет в их религии и празднествах, а также продажа того, что они могут использовать в войне против мусульман.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия в сказал: “Мусульманам не дозволено продавать неверным в дни их праздников что-либо, что они будут использовать именно для этого, будь это еда, одежда, благовония и т.д. Это является одним из видов помощи им в проведении их празднеств. Это исходит из правила о недозволенности продажи неверным винограда для изготовления вина”. См. “аль-Икътида” 229.
Однако речь идет о таком случае, когда мусульманин знает точно, что покупаемый виноград будет использован для изготовления спиртных напитков, или, что покупаемое будет использовано для празднеств неверных, отстраняясь от догадок и предположений.
Спросили шейха Ибн аль-Къасима об одном христианине, который завещал продать некоторое свое имущество и потратить это на благо церкви: “Дозволено ли мусульманину покупать что-либо из этого имущества?” Он ответил: “Нет, это не дозволено, поскольку в этом есть возвеличивание их обрядов и религии!”Также его спросили о дозволенности покупки земли, которая принадлежала церкви, часть которой продается, чтобы отремонтировать ее, и он ответил:“Мусульманам не дозволено покупать ее, чтобы не принимать участия в возвеличивании церкви”. См. “Би уасыта аль-Икътида” 2/19.
Имам Ибн Батталь говорил: “Иметь финансовые отношения с многобожниками дозволено, кроме продажи им того, что они могут применить в войне против мусульман”. См. “Фатхуль-Бари” 4/410.
Имам ан-Науауи сказал: “Единогласны ученые (аль-иджма’) в запрете на продажу оружия тем, кто воюет с мусульманами”. См. «аль-Маджму’» 9/432.
Когда бойкот становится обязательным
Бойкот в Исламе может стать обязательным только в том случае, если правитель мусульман для пользы Ислама и мусульман запретит иметь торговые отношения с какой-либо страной. На необходимость повиновения правителю мусульман, при принятии такого решения указывают Коран и Сунна. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас» (ан-Ниса 4: 59).
От Хузайфы сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!» Муслим 1847.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин обязан слушать и повиноваться правителю в том, что ему нравится и в том, что не нравится, если только не будет велено ему совершить что-нибудь греховное, а если велят ему совершить грех, то не следует ни слушать, ни повиноваться в этом». аль-Бухари 7144, Муслим 1839.
Ученым “Постоянного комитета” (аль-Ляджнату-ддаима) задали следующий вопрос: «Распространился призыв о прерывании торговых отношений с Американскими компаниями как «Пицца Хат» и «Макдоналдс». Отвечать ли нам на этот призыв? Является ли дозволенной покупка и торговля с враждующими неверными в их стране? Или же это дозволено только с неверными, находящимися на нашей земле с гарантией безопасности?»
Ответ: “Дозволено покупать то, что не запрещено, откуда бы это ни было, если только правитель мусульман не запретит иметь торговые отношения с какой-либо страной ради пользы Ислама и мусульман! И основа в купле-продаже то, что это дозволено (халяль), как сказал Аллах: «И Аллах дозволил торговлю» (аль-Бакъара 2: 275), и пророк (мир ему и благословение Аллаха) покупал у иудеев!” См. “Фатауа аль-ляджнату-ддаима” № 7851.
Также шейха Салиха аль-Фаузана спросили: «На днях в одной газете опубликовали статью с призывом объявления бойкота американским товарам: не покупать и не продавать их. Вместе с тем, в тот же день в одной из газет опубликовали, что мусульманские ученые призывают к бойкоту, и что это дело является обязанностью каждого мусульманина (фардуль-‘айн), и что покупка этих товаров запрещена, и тот кто покупает эти товары помогает тем самым американцам и иудеям в борьбе против мусульман. Прошу объяснить этот вопрос».
Шейх ответил: “Во-первых, прошу показать мне эту газету. Во-вторых, это не правда, ибо ученые не давали фатуа о запрете покупки и продажи американских товаров, и их товары поступают и продаются на мусульманских рынках, и то, что ты не купишь что-либо из их товара, ни как не вредит Америке. И ты не бойкотируешь их, кроме как с повеления правителя мусульман, и если правитель издал такой указ для бойкота другой страны, то бойкот становится обязательным (уаджиб). А что касается фатауа, которые дают простые личности относительно запретности этого, то это является запрещением того, что сделал дозволенным Аллах, а это непозволительно!” Сл. “Фатауа аль-‘уляма филь-джихад”.
Но есть старое фатуа шейха Ибн Джибрина о запрете иметь торговые отношения с Америкой. Когда шейха Ахмада ан-Наджми спросили об этом фатуа, он сказал, что оно ошибочное и на него нельзя опираться, ибо фатуа о бойкоте может постановить только государство мусульман и управляющие им, а отдельные люди не имеют права запрещать то, что дозволил Аллах, создавая тем самым трудности для мусульман. Ведь известно, что Сунна переполнена сообщениями о дозволенности иметь финансовые отношения с неверными, будь они иудеи, христиане или многобожники. См. “аль-Фатуа аль-джалия” 131-133. Фатуа шейха Ахмада ан-Наджми 19/10/1421г.х. 2000г.
Ведь от того, что сто или даже тысячи мусульман не будут пить пепси-колу, это никак не навредит Америке, и это не является бойкотом. Однако это может принести вред самим мусульманам, которые не имеют своей собственной развитой промышленности, и почти во всех отраслях жизни пользуются товарами, производимыми неверными.
Если часть мусульман заявит о том, что необходимо прервать торговые отношения с той или иной страной, а другая останется несогласной с этим, то это приведет к серьезным разногласиям в исламской умме: к порицаниям, обвинениям и недовольству одних другими, как это уже наблюдается в наши дни. Проблемы мусульман, а также вопросы пользы и вреда не дозволено решать всем подряд! Это обязанность правителей мусульман и ученых. См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 140.
Однако отдельный человек, например владелец фирмы и т.п. может по своему усмотрению бойкотировать фирму или государство, но, не обязывая этим остальных мусульман, и для этого разрешение правителя не требуется. Доказательством этому служит хадис, который передал Абу Хурайра. Он рассказывал, что Сумама, будучи в плену у мусульман полюбил пророка (мир ему и благословение Аллаха) и принял Ислам. Когда же он приехал в Мекку, кто-то сказал ему: “Так ты стал вероотступником?!” В ответ ему Сумама сказал: “Нет, напротив, я покорился вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха! И я клянусь Аллахом, не поступит к вам из Ямамы ни одного пшеничного зернышка без разрешения пророка!” аль-Бухари 4372, Муслим 1764.
А в другой версии этой истории сказано: “Покинув Мекку, Сумама запретил своим подданным продавать пшеницу мекканцам, в результате чего через некоторое время они стали голодать и были вынуждены написать посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратившись к нему с просьбой разрешить Сумаме продавать им продукты, что он (мир ему и благословение Аллаха) и сделал”. Ибн Хишам 2/381. См. также “Задуль-ма’ад” 3/277, Ибн аль-Къайима.
В этом хадисе также содержится указание на обязанность повиновения правителю мусульман, и если он повелит возобновить торговые отношения, следует повиноваться. Бойкот, который совершил Сумама, зависел от решения посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), на что указывают его слова:“Клянусь Аллахом, не поступит к вам из Ямамы ни одного пшеничного зернышка без разрешения пророка (мир ему и благословение Аллаха)!”
Одно дело самому не иметь торговых отношений с неверными, а совсем другое – обязывать этим всех и обвинять в грехе тех, кто продает или покупает у неверных. И если отдельный человек для себя решил не покупать продукцию неверных, то это его право, однако, это никак не указывает на богобоязненность или праведность такого человека, и не дает ему права смотреть с презрением на тех, кто не поступает подобным образом, ибо торговые отношения с неверными вели самые лучшие люди этой уммы: пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники!
На основании Корана, Сунны и высказываний ученых мы видим, что вести торговые отношения с неверными, пусть даже воюющей с мусульманами страны – дозволено, и в этом среди ученых не было разногласий. Имам ан-Науауи сказал: “Мусульмане единогласны (иджма’) в том, что вести торговые отношения с неверными дозволено”. См. “Шарх Сахих Муслим” 11/218.
Что же касается бойкота, то он становится обязательным для мусульман, только после повеления правителя мусульман, как об этом было сказано выше. Однако, как правитель, так и отдельные люди обязаны учитывать важнейший вопрос пользы и вреда «аль-масалих уаль-мафасид» и смотреть, в чем будет больше блага для мусульман. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Известно, что Всевышний Аллах послал Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) для улучшения благополучия в этом мире и мире ином, и Он повелел благое и запретил дурное. Если в каком-либо деле присутствует и польза и вред, то необходимо склониться к тому, в чем польза. Если блага в этом деле больше чем вреда, то необходимо отдать предпочтение этому действию, а если вреда в этом деле больше, то необходимо оставить это дело. Ведь поистине, Аллах Всевышний послал Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха) для установления благополучия и его усовершенствования, и устранения вреда и его уменьшения”. См. “Минхаджу-Ссунна” 4/527.
Что же касается различных умозаключений, что тот, кто покупает продукцию Америки или Израиля, якобы тем самым способствует войне против Ислама и мусульман, ибо они покупают на эти деньги оружие и т.д. – все это не имеет никакого отношения ни к джихаду, ни к “аль-уаля уаль-бара” (дружба и непричастность в Исламе). И неужели кто-то посмеет сказать, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) заложивший свою кольчугу у иудея, которая, кстати, входит в элемент военного снаряжения, а также имевший торговые отношения с многобожниками и иудеями, о которых Аллах сказал: «Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников» (аль-Маида 5: 82), помогал им в борьбе против Ислама или же у него был нарушен принцип “аль-уаля уаль-бара”?!
Мы призываем мусульман не открывать двери к заблуждению, черпая свои знания, от кого попало, и прежде чем распространять услышанное или прочитанное, проверять, соответствует ли это истине или нет! Ведь знания – это религия, посредством которой мы приближаемся к Всевышнему Аллаху. Ибн ‘Умар говорил: “Религия твоя, религия твоя, поистине – она твоя плоть и кровь, так смотри же от кого ты берешь свою религию!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 121.
Хвала Аллаху – Господу миров!
Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,
его сподвижникам, и тем, кто последовал по их пути!
1. «Шарху-Ссунна» Абу Мухаммад аль-Барбахари.
2. «аль-Мугъни» Ибн Къудама аль-Макъдиси.
3. «Фатхуль-Бари шарху Сахихиль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.
4. «Шарху Сахих Муслим» Яхъя ибн Шараф ан-Науауи.
5. «аль-Фатауа аль-джалия ‘аниль-манахиджи-дда’ауия» Ахмад ибн Яхъя ан-Наджми.
6. «Мадарику-нназар фи-ссияса» ‘Абдуль-Малик Рамадани аль-Джазаири.
7. «ан-Насыхату баян турукъиль-джихад гъайри-ссахиха» Ахмад Ибн Абу ‘Айнайн.
8. «аль-Уаля уаль-бара филь-Ислам» Мухаммад ибн Са’ид аль-Къахтани.
9. «аль-Кауашифуль-джалия ли фурукъи байна саляфия уа-дда‘ауатиль-хизбийа аль-бид‘ия» Мухаммад ибн Рамазан аль-Хаджири и Абу ‘Абдуль-А’ля Халид аль-Мисри.
10. «аль-Гъулюу уа мазахируху филь-хаяти аль-му’асыра» Яхъя ибн ‘Али аль-Хаддади.
11. «Мукъата’а бадаи’уль-куфар» Хани ибн ‘Абдуллах ибн Джубайр.
12. «аль-Фатауа шар’ия филь-къадаяль-’асрия» Собрал: Мухаммад ибн Фахд.
Положение бойкота в Исламе
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Вступление
Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и к которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ, и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он сбил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад, раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
В наши дни сильно распространились призывы к бойкоту (мукъата’а). В этих заявлениях часто можно услышать, что все ученые запретили иметь торговые отношения со странами неверных, в частности с Америкой и Израилем, ибо это является частью джихада в наши дни. Можно даже услышать, что иметь торговые отношения с этими странами или покупать их продукцию является большим грехом. А некоторые заявляют, что вести финансовые отношения с неверными противоречит принципу “дружбы и непричастности в Исламе” (аль-уаля уаль-бара).
Истину сказал имам аль-Барбахари : “Чьи бы слова ты не услышал из числа своих современников, не спеши и не опирайся на них, пока ты не спросишь и не узнаешь, говорил ли подобное кто-либо из числа сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) или ученых!” См. “Шарху-Ссунна” 27.
Чтобы узнать о положении финансового бойкота и торговых отношений с неверными, необходимо вернуться к Корану и Сунне, как это велит Аллах, а не погружаться в противоречивые споры, не опирающиеся ни на что. Всевышний Аллах сказал: «Если вы станете препираться о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (ан-Ниса 4: 59).
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Если бы в Книге Аллаха и в Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) не было бы разъяснения любого разногласия, то Аллах не повелел бы обратиться при разногласиях к Корану и Сунне!” См. “И’лямуль-муакъи’ин” 1/49.
О дозволенности торговых отношений с неверными
Торговля в своей основе является дозволенной, как сказал Всевышний Аллах: «И Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество (ар-риба)» (аль-Бакъара 2: 275).
Сунна полна сообщений о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники имели торговые и финансовые отношения с неверными. ‘Абдур-Рахман ибн Абу Бакр рассказывал: “Однажды, когда мы находились с пророком (мир ему и благословение Аллаха), один многобожник гнал овец, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Это для продажи или подарок?» Он ответил: “Нет, для продажи”, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) купил у него овцу”. аль-Бухари 2216.
Имам аль-Бухари привел этот хадис в своем «Сахихе», и назвал главу следующим образом: “О торговле с многобожниками и воюющей стороной”. См. “Сахих аль-Бухари” 2/772.
‘Аиша рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) однажды взял у иудея еду в долг”. аль-Бухари 2068, Муслим 1603.
Ибн ‘Аббас рассказывал: “Скончался посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а его кольчуга была заложена у иудея за тридцать са’ зерна, которое он взял для своей семьи”. Ахмад 5/137, ад-Дарими 2582. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Имам Ахмад сказал: “Если мусульмане вышли в море и им повстречались торговцы из числа многобожников с вражеской страны, которые направляются в земли мусульман, то они не должны им препятствовать и сражаться с ними. И с каждым, кто бы не вступил на земли мусульман с вражеской территории для торговли, можно вести торговлю”. Тоже самое говорили имам аль-Ауза’и и аш-Шафи’и. См. “аль-Мугъни” 8/245.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если человек поедет в страну, с которой у мусульман война, чтобы купить у них что-либо, то это дозволено, как на это указывает хадис о торговле Абу Бакра в Шаме, при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которая в то время была воюющей страной”. См. “аль-Икътида” 2/15.
Мы видим со слов имама Ахмада и Ибн Таймии, что нет ничего порицаемого в торговых отношениях, как с неверными воюющей страны, которые въехали в земли мусульман для торговли, так и в совершении поездки с целью торговли в страну, воюющую с мусульманами.
Когда шейхуль-Ислама Ибн Таймию спросили о дозволенности торговых отношений с татаро-монголами, которые в то время сражались с мусульманами, он ответил: “Что касается торговых отношений с ними, то дозволено с ними то, что дозволено и с подобными им, и запрещено с ними то, что запрещено с подобными им. Дозволено же продавать им еду, одежду и тому подобное, из того, что продается другим, а что касается продажи им или кому-либо другому лошадей или оружия, которые они могут использовать в запретном сражении, то это запрещено, ибо Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде»” (аль-Маида 5: 2). См. “Маджму’уль-фатауа” 29/275.
Шейха Ибн База спросили: «Если продавец шиит-рафидит, следует ли призывать людей, чтобы они ничего не покупали у него?»
Шейх ответил: “Покупать дозволено даже у неверных, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) покупал у иудеев, и заложил свою кольчугу иудею за еду для своей семьи. Однако вам следует разъяснять людям заблудшие убеждения рафидитов, чтобы они не брали их себе в друзья. А что касается покупки у них чего-либо, то это дело простое”.
Его спросили: «Но ведь будет лучше не покупать у них?»
Шейх Ибн Баз ответил: “Важным является предостережение от любви к ним и разъяснение их порочных убеждений и деяний, ибо они ругают и порочат сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) и обращаются с мольбами к ‘Али, что является одним из проявлений величайшего многобожия”. Сл. “Шарху усули-Сунна”.
Но нет сомнения в том, что продать или купить тот же товар у праведного мусульманина будет лучше, ибо тем самым ему оказывается помощь. А что касается шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах) то он указывает задавшему вопрос на то, что является первостепенным в Исламе.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Шейх, есть напиток, называется “Кола” говорят, она производится иудейской компанией. Каково постановление употребления этого напитка и его продажи?»
Он ответил: “А разве тебе неизвестно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) купил еду у иудея для своей семьи, и умер, заложив свою кольчугу у него?! И разве тебе неизвестно, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принял подарок от одного иудея?! Вещи, которые имеют большую значимость и остальные полезные мелочи производятся иудеями”. См. “Бабуль-мафтух” 95.
Ни один имам не говорил о том, что бытовые взаимоотношения с неверными противоречат принципу “дружбы и не причастности в Исламе”, и это не имеет никакого отношения к любви и почитанию неверных (мууалятуль-куффар). См. “аль-Уаля уаль-бара филь-Ислам” 292.
Никакой ученый, будь он даже самым знающим на земле, не имеет права запретить то, что дозволили Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). И слова ученого не являются доказательством на то или иное деяние, ибо доказательством в Исламе являются лишь Коран и Сунна, в понимании саляфов (праведных предшественников). Истину сказал Шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Поистине, слова ученых подкрепляются шариатским доказательством, однако шариатское доказательство не подкрепляется их словами!” См. “Маджму’уль-фатауа” 26/202.
Если такое сказано об ученых, то что можно сказать о заявлениях тех, кто не является даже студентом (талибуль-‘ильм)?!
Что запрещено в торговле с неверными
Всевышний Аллах сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде» (аль-Маида 5: 2).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Дозволено вести любые дела с неверными, кроме тех, на что есть запрет”. См. “Фатхуль-Бари” 9/80.
В торговых делах с неверными запрещено все то, что запрещено и с мусульманами: ростовщические операции, обвешивание, торговля и покупка запретных в своей основе вещей и т.п. Но также, в торговле с неверными запрещены еще две вещи: торговые сделки и продажа им того, что поможет в их религии и празднествах, а также продажа того, что они могут использовать в войне против мусульман.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия в сказал: “Мусульманам не дозволено продавать неверным в дни их праздников что-либо, что они будут использовать именно для этого, будь это еда, одежда, благовония и т.д. Это является одним из видов помощи им в проведении их празднеств. Это исходит из правила о недозволенности продажи неверным винограда для изготовления вина”. См. “аль-Икътида” 229.
Однако речь идет о таком случае, когда мусульманин знает точно, что покупаемый виноград будет использован для изготовления спиртных напитков, или, что покупаемое будет использовано для празднеств неверных, отстраняясь от догадок и предположений.
Спросили шейха Ибн аль-Къасима об одном христианине, который завещал продать некоторое свое имущество и потратить это на благо церкви: “Дозволено ли мусульманину покупать что-либо из этого имущества?” Он ответил: “Нет, это не дозволено, поскольку в этом есть возвеличивание их обрядов и религии!”Также его спросили о дозволенности покупки земли, которая принадлежала церкви, часть которой продается, чтобы отремонтировать ее, и он ответил:“Мусульманам не дозволено покупать ее, чтобы не принимать участия в возвеличивании церкви”. См. “Би уасыта аль-Икътида” 2/19.
Имам Ибн Батталь говорил: “Иметь финансовые отношения с многобожниками дозволено, кроме продажи им того, что они могут применить в войне против мусульман”. См. “Фатхуль-Бари” 4/410.
Имам ан-Науауи сказал: “Единогласны ученые (аль-иджма’) в запрете на продажу оружия тем, кто воюет с мусульманами”. См. «аль-Маджму’» 9/432.
Когда бойкот становится обязательным
Бойкот в Исламе может стать обязательным только в том случае, если правитель мусульман для пользы Ислама и мусульман запретит иметь торговые отношения с какой-либо страной. На необходимость повиновения правителю мусульман, при принятии такого решения указывают Коран и Сунна. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас» (ан-Ниса 4: 59).
От Хузайфы сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!» Муслим 1847.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин обязан слушать и повиноваться правителю в том, что ему нравится и в том, что не нравится, если только не будет велено ему совершить что-нибудь греховное, а если велят ему совершить грех, то не следует ни слушать, ни повиноваться в этом». аль-Бухари 7144, Муслим 1839.
Ученым “Постоянного комитета” (аль-Ляджнату-ддаима) задали следующий вопрос: «Распространился призыв о прерывании торговых отношений с Американскими компаниями как «Пицца Хат» и «Макдоналдс». Отвечать ли нам на этот призыв? Является ли дозволенной покупка и торговля с враждующими неверными в их стране? Или же это дозволено только с неверными, находящимися на нашей земле с гарантией безопасности?»
Ответ: “Дозволено покупать то, что не запрещено, откуда бы это ни было, если только правитель мусульман не запретит иметь торговые отношения с какой-либо страной ради пользы Ислама и мусульман! И основа в купле-продаже то, что это дозволено (халяль), как сказал Аллах: «И Аллах дозволил торговлю» (аль-Бакъара 2: 275), и пророк (мир ему и благословение Аллаха) покупал у иудеев!” См. “Фатауа аль-ляджнату-ддаима” № 7851.
Также шейха Салиха аль-Фаузана спросили: «На днях в одной газете опубликовали статью с призывом объявления бойкота американским товарам: не покупать и не продавать их. Вместе с тем, в тот же день в одной из газет опубликовали, что мусульманские ученые призывают к бойкоту, и что это дело является обязанностью каждого мусульманина (фардуль-‘айн), и что покупка этих товаров запрещена, и тот кто покупает эти товары помогает тем самым американцам и иудеям в борьбе против мусульман. Прошу объяснить этот вопрос».
Шейх ответил: “Во-первых, прошу показать мне эту газету. Во-вторых, это не правда, ибо ученые не давали фатуа о запрете покупки и продажи американских товаров, и их товары поступают и продаются на мусульманских рынках, и то, что ты не купишь что-либо из их товара, ни как не вредит Америке. И ты не бойкотируешь их, кроме как с повеления правителя мусульман, и если правитель издал такой указ для бойкота другой страны, то бойкот становится обязательным (уаджиб). А что касается фатауа, которые дают простые личности относительно запретности этого, то это является запрещением того, что сделал дозволенным Аллах, а это непозволительно!” Сл. “Фатауа аль-‘уляма филь-джихад”.
Но есть старое фатуа шейха Ибн Джибрина о запрете иметь торговые отношения с Америкой. Когда шейха Ахмада ан-Наджми спросили об этом фатуа, он сказал, что оно ошибочное и на него нельзя опираться, ибо фатуа о бойкоте может постановить только государство мусульман и управляющие им, а отдельные люди не имеют права запрещать то, что дозволил Аллах, создавая тем самым трудности для мусульман. Ведь известно, что Сунна переполнена сообщениями о дозволенности иметь финансовые отношения с неверными, будь они иудеи, христиане или многобожники. См. “аль-Фатуа аль-джалия” 131-133. Фатуа шейха Ахмада ан-Наджми 19/10/1421г.х. 2000г.
Ведь от того, что сто или даже тысячи мусульман не будут пить пепси-колу, это никак не навредит Америке, и это не является бойкотом. Однако это может принести вред самим мусульманам, которые не имеют своей собственной развитой промышленности, и почти во всех отраслях жизни пользуются товарами, производимыми неверными.
Если часть мусульман заявит о том, что необходимо прервать торговые отношения с той или иной страной, а другая останется несогласной с этим, то это приведет к серьезным разногласиям в исламской умме: к порицаниям, обвинениям и недовольству одних другими, как это уже наблюдается в наши дни. Проблемы мусульман, а также вопросы пользы и вреда не дозволено решать всем подряд! Это обязанность правителей мусульман и ученых. См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 140.
Однако отдельный человек, например владелец фирмы и т.п. может по своему усмотрению бойкотировать фирму или государство, но, не обязывая этим остальных мусульман, и для этого разрешение правителя не требуется. Доказательством этому служит хадис, который передал Абу Хурайра. Он рассказывал, что Сумама, будучи в плену у мусульман полюбил пророка (мир ему и благословение Аллаха) и принял Ислам. Когда же он приехал в Мекку, кто-то сказал ему: “Так ты стал вероотступником?!” В ответ ему Сумама сказал: “Нет, напротив, я покорился вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха! И я клянусь Аллахом, не поступит к вам из Ямамы ни одного пшеничного зернышка без разрешения пророка!” аль-Бухари 4372, Муслим 1764.
А в другой версии этой истории сказано: “Покинув Мекку, Сумама запретил своим подданным продавать пшеницу мекканцам, в результате чего через некоторое время они стали голодать и были вынуждены написать посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратившись к нему с просьбой разрешить Сумаме продавать им продукты, что он (мир ему и благословение Аллаха) и сделал”. Ибн Хишам 2/381. См. также “Задуль-ма’ад” 3/277, Ибн аль-Къайима.
В этом хадисе также содержится указание на обязанность повиновения правителю мусульман, и если он повелит возобновить торговые отношения, следует повиноваться. Бойкот, который совершил Сумама, зависел от решения посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), на что указывают его слова:“Клянусь Аллахом, не поступит к вам из Ямамы ни одного пшеничного зернышка без разрешения пророка (мир ему и благословение Аллаха)!”
Одно дело самому не иметь торговых отношений с неверными, а совсем другое – обязывать этим всех и обвинять в грехе тех, кто продает или покупает у неверных. И если отдельный человек для себя решил не покупать продукцию неверных, то это его право, однако, это никак не указывает на богобоязненность или праведность такого человека, и не дает ему права смотреть с презрением на тех, кто не поступает подобным образом, ибо торговые отношения с неверными вели самые лучшие люди этой уммы: пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники!
Заключение
На основании Корана, Сунны и высказываний ученых мы видим, что вести торговые отношения с неверными, пусть даже воюющей с мусульманами страны – дозволено, и в этом среди ученых не было разногласий. Имам ан-Науауи сказал: “Мусульмане единогласны (иджма’) в том, что вести торговые отношения с неверными дозволено”. См. “Шарх Сахих Муслим” 11/218.
Что же касается бойкота, то он становится обязательным для мусульман, только после повеления правителя мусульман, как об этом было сказано выше. Однако, как правитель, так и отдельные люди обязаны учитывать важнейший вопрос пользы и вреда «аль-масалих уаль-мафасид» и смотреть, в чем будет больше блага для мусульман. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Известно, что Всевышний Аллах послал Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) для улучшения благополучия в этом мире и мире ином, и Он повелел благое и запретил дурное. Если в каком-либо деле присутствует и польза и вред, то необходимо склониться к тому, в чем польза. Если блага в этом деле больше чем вреда, то необходимо отдать предпочтение этому действию, а если вреда в этом деле больше, то необходимо оставить это дело. Ведь поистине, Аллах Всевышний послал Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха) для установления благополучия и его усовершенствования, и устранения вреда и его уменьшения”. См. “Минхаджу-Ссунна” 4/527.
Что же касается различных умозаключений, что тот, кто покупает продукцию Америки или Израиля, якобы тем самым способствует войне против Ислама и мусульман, ибо они покупают на эти деньги оружие и т.д. – все это не имеет никакого отношения ни к джихаду, ни к “аль-уаля уаль-бара” (дружба и непричастность в Исламе). И неужели кто-то посмеет сказать, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) заложивший свою кольчугу у иудея, которая, кстати, входит в элемент военного снаряжения, а также имевший торговые отношения с многобожниками и иудеями, о которых Аллах сказал: «Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников» (аль-Маида 5: 82), помогал им в борьбе против Ислама или же у него был нарушен принцип “аль-уаля уаль-бара”?!
Мы призываем мусульман не открывать двери к заблуждению, черпая свои знания, от кого попало, и прежде чем распространять услышанное или прочитанное, проверять, соответствует ли это истине или нет! Ведь знания – это религия, посредством которой мы приближаемся к Всевышнему Аллаху. Ибн ‘Умар говорил: “Религия твоя, религия твоя, поистине – она твоя плоть и кровь, так смотри же от кого ты берешь свою религию!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 121.
Хвала Аллаху – Господу миров!
Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,
его сподвижникам, и тем, кто последовал по их пути!
Литература
1. «Шарху-Ссунна» Абу Мухаммад аль-Барбахари.
2. «аль-Мугъни» Ибн Къудама аль-Макъдиси.
3. «Фатхуль-Бари шарху Сахихиль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.
4. «Шарху Сахих Муслим» Яхъя ибн Шараф ан-Науауи.
5. «аль-Фатауа аль-джалия ‘аниль-манахиджи-дда’ауия» Ахмад ибн Яхъя ан-Наджми.
6. «Мадарику-нназар фи-ссияса» ‘Абдуль-Малик Рамадани аль-Джазаири.
7. «ан-Насыхату баян турукъиль-джихад гъайри-ссахиха» Ахмад Ибн Абу ‘Айнайн.
8. «аль-Уаля уаль-бара филь-Ислам» Мухаммад ибн Са’ид аль-Къахтани.
9. «аль-Кауашифуль-джалия ли фурукъи байна саляфия уа-дда‘ауатиль-хизбийа аль-бид‘ия» Мухаммад ибн Рамазан аль-Хаджири и Абу ‘Абдуль-А’ля Халид аль-Мисри.
10. «аль-Гъулюу уа мазахируху филь-хаяти аль-му’асыра» Яхъя ибн ‘Али аль-Хаддади.
11. «Мукъата’а бадаи’уль-куфар» Хани ибн ‘Абдуллах ибн Джубайр.
12. «аль-Фатауа шар’ия филь-къадаяль-’асрия» Собрал: Мухаммад ибн Фахд.
саляф форум
UmNur- Сестра Салиха
- Сообщения : 520
Дата регистрации : 2011-04-03
ислам
38
альхамдулиЛлях
Похожие темы
» О шутках
» Положение сирот в Исламе
» Положение нашидов в Исламе
» ПОЛОЖЕНИЕ ТАЗКИИ В ИСЛАМЕ
» Абу Яхья Крымский "Положение семьи в Исламе"
» Положение сирот в Исламе
» Положение нашидов в Исламе
» ПОЛОЖЕНИЕ ТАЗКИИ В ИСЛАМЕ
» Абу Яхья Крымский "Положение семьи в Исламе"
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения