Показуха
Участников: 4
Страница 1 из 1
Показуха
Показуха (арабск: «Рийя»)- опаснейшее заболевание, в той или иной степени ею страдают, к сожалению, почти все.
Показуха приводит к тому, что добрые дела имеют непродолжительный характер, и человек не получает наслаждения от их совершения.
О чем пойдет речь:
1. смысл понятия «показуха»
2. категории людей по отношению к показухе
3. причины
4. понятие «скрытой показухи»
5. случаи "положительной" показухи
6. методы лечения
Наш пророк ( да благословит его Аллах и приветствует ) сказал: «Кто смог 40 дней провести в искренности, то ручьи мудрости будут течь с его языка»
Здесь подразумевается искренность во всем: в делах, намерениях, и со всеми, в первую очередь- с Аллахом; речь идет о полном самоконтроле над всеми своими делами, а это- огромный труд!
Определение понятия: показуха- это стремление произвести на людей впечатление с помощью совершения добрых дел, с целью приобрести определенный статус, уважение, или, как минимум- обезопасить себя от этих людей.
Здесь следует особо подчеркнуть, что понятие показухи мы рассматриваем исключительно в отношении религии и совершения добрых дел.
Так, например, бизнес, или сфера рекламы к показухе никакого отношения не имеют.
В суре «Подаяние» сказано«Горе же молящимся, которые о молитве своей небрегут, которые лицемерят» (107: 4-6), и в арабском тексте «лицемерят» выражено глаголом «юраун» الَّذِينَ هُمْ يُرَاؤُونَ.
То есть, здесь речь идет именно о показухе.
В суре «Аль Фатыр» также говорится о показухе: «Кто желает величия, то у Аллаха все величие; к Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает. А те, что ухищряются в злых деяниях, им - сильное наказание; а хитрость этих пропадет даром» (35:10).
То есть тот, кто не искренен, идет на какие-то ухищрения, его хитрость не пройдет и не будет удачной.
В то же время, в суре «Человек» рассказывается о качествах искренних рабов Аллаха: «Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (76:9).
Цель этой темы- помочь каждому оценить свои добрые дела, избавиться от примеси показухи, так, чтобы совершение этих дел приносило наслаждение и приобрело постоянный характер, и тогда, иншаАллах, наши дела будут приняты Всевышним.
Наверное, многим известен такой хадис: «Первым из тех, над кем будет произнесен приговор в День Воскресения , будет тот, кто умер мученической смертью. Он предстанет пред Аллахом, и Тот даст знать ему о Своих дарах, и он признает их. Всевышний скажет: «И как ты распорядился ими?» Тот ответит: «Я сражался за Тебя, пока не умер мученической смертью». Но скажет Всевышний: «Ты лжешь. Ты действительно сражался, но лишь для того, чтобы о тебе могли сказать: он храбр и отважен. Так о тебе и говорили». И потом будет повелено протащить его лицом вниз к Огненному Аду и сбросить туда.
Предстанет перед Господом и другой человек, который занимался знанием и учил этому других, и Аллах даст ему знать о Своих дарах, и он признает их. (Всевышний) скажет: «Как ты распорядился ими?» Тот ответит: «Я учился и учил ему других, и я читал Коран, - (и все это) во славу Тебя и ради Тебя». (Всевышний) скажет: «Ты лжешь. Ты действительно учился , но лишь для того, чтобы (о тебе) могли сказать: он образован, знающ. И ты читал Коран, чтобы (о тебе) могли сказать: он – чтец Свяшенного Корана. Так (о тебе) и говорили». И потом будет повелено протащить его лицом вниз (весь путь) к Огненному Аду и сбросить туда.
Будет там и тот, кого Аллах щедро одарил богатством и кому предоставил всевозможные влага. Он предстанет пред Аллахом и Тот укажет ему на все эти дары и тот признает их. (Всевышний) скажет: «Как ты распорядился ими?» Тот ответит: «Я не оставил (без внимания ни одного пути, на которые Ты заповедовал расходовать средства) без того, чтобы расходовать на нем то, (чем я владел), и (все это) во имя и ради Тебя». (Всевышний) скажет: «Ты лжешь. Ты делал это только для того, чтобы (о тебе) могли сказать: он щедр и великодушен. Так (о тебе) и говорили». И потом будет повелено протащить его лицом вниз (весь путь) к Огненному Аду и сбросить туда. (передал Муслим, ан-Насаи и ат-Тирмизи).
В другом хадисе аль- кудси* посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) сказал: «Любое дело, которое сделано не только ради Меня, а ради Меня и ради кого-то, Я не принимаю» * (хадис аль-кудси- посланник Аллаха передает не свои слова, а слова Аллаха )
Он также сказал:«Малый ширк (многобожие) – это рийя (показуха). Аллах скажет в Судный день: «Идите к тем, кому вы показывали, и пусть они вам дадут награду за это».
В одном хадисе говорится о семи категориях людей, которые окажутся под сенью Аллаха в Судный день. Так вот, один из них- тот, кто дает саадаку, и «левая рука не знает, что дает правая», то есть -дал, и забыл об этом, дал искренне, и никто не узнал об этом.
Как-то посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что «кто постится- пусть смазывает губы, кто хочет молиться- пусть закрывает дверь».То есть, не выставляет свой пост и свою молитву напоказ людям.
Омар ибн аль Хаттаб говорил: «Молитва- это не опускание головы, а то, что в сердце».
Умама бн Бахили (сподвижник) однажды увидел в мечети человека, который плакал в суджуде (земной поклон), и сказал: «Если бы это был твой дом, вообще было бы прекрасно».
Типы показухи:
1. на уровне внешнего вида
Если человек одевает одежду тех людей, к которым сам не принадлежит, например- одевается, как исламский ученый. К этой же категории можно отнести излишне яркий и вычурный хиджаб, этим словно хотят сказать: «вот, смотрите, какая я мусульманка!»
2. в речи
Находясь в обществе мусульман, его речь подчеркнуто наполнена богобоязненными выражениями: «Маша’Аллах, аль хамду лиЛля, барака Аллаху» и пр., в то же время дома, или в телефонном разговоре он совсем другой…
3. в делах
Сюда относятся действия, рассчитанные «на публику»: дача садаки (добровольное пожертвование) нарочито прилюдно, или приглашение в гости известных людей, обладающих высоким социальным статусом. Наш пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самое худшее угощение- когда выбирают гостей по социальному положению».
Статус показухи в исламе
Поклонение (под поклонением понимается любое действие, поступок, совершаемый ради Аллаха), совершаемое не для Аллаха, а с какой-то иной целью является проявлением неуважения к Всевышнему и обманом Его! Ведь ты говоришь: «Тебе мы поклоняемся и Тебя просим помочь». А сам?!
UmmABDYLLAH- Супермодератор
- Сообщения : 487
Дата регистрации : 2011-02-10
ислам
37
Re: Показуха
Категории людей по отношению к показухе
Показуха может проявляться:
# в намерении
Так, если человек, принимая ислам, сказал шахаду не искренне, а ради какой-то иной цели, (например, чтобы жениться на мусульманке) то такие, согласно хадису, окажутся на самой низкой ступени ада. Или человек говорит: «Брат, я только лишь ради Аллаха это делал!», хотя сам-то прекрасно знает, что это не так…
# в делах
Молитва, совершаемая не искренне, а лишь для того, чтобы люди видели- «он молится», или человек якобы держит пост публично, а сам потихоньку ест, когда его никто не видит…
- все подобные действия те только не будут приняты Аллахом, но также являются большими грехами.
# в совершении дополнительного поклонения («нафаиль»)
Люди, которые, с целью произвести впечатление на окружающих обманывают, публично «рисуясь» чтением Корана, совершением зикра и другими видами поклонения- это является малым грехом.
Посланник Аллаха ( :sallaAllahuale ) сказал:«Не смотри, большой или малый грех, а смотри, против Кого ты встал»
Быть может, человек и совершает доброе дело, но- с оттенком «показухи»: «если меня видят – дам 1000 рублей саадаки, если никто не видит- дам 100»…
Например, придти на хутбу, только чтобы люди видели.
Этиология, или причины появления показухи:
# стремление скрыть дурные дела
Создать впечатление, завоевать доверие, отвести подозрения- это самый страшный вид показухи. Это те, которые продали Рай и купили ад. Например, человек на людях показывает свое хорошее воспитание и религиозность, а сам совершает прелюбодеяние.
# ради выгоды
Например, создать хорошее впечатление, пока не приняли на работу; или- пока не женился…
Когда человек совершает, пусть даже и очень хорошие дела, но- на показ, он не испытывает легкости от совершенного. Искренний же человек- самый свободный, он не зависит ни от кого и ни от чего, кроме Аллаха. Наш пророк ( :sallaAllahuale ) сказал:«Самые искренние дела- это самые постоянные».
Ну, допустим, что все описанные выше случаи проявления показухи являются самыми грубыми и явными ее формами и, иншаАллах, никто из нас этого в себе не обнаружит. Но вот сейчас, дорогие мои, мы приступаем к разговору о самой страшной форме этого опаснейшего заболевания- страшной потому, что, как говорят медики, «нет явной клинической картины, а потому и диагностике поддается очень трудно»- и каждый из нас может легко пропустить в себе ее симптомы…
Показуха может проявляться:
# в намерении
Так, если человек, принимая ислам, сказал шахаду не искренне, а ради какой-то иной цели, (например, чтобы жениться на мусульманке) то такие, согласно хадису, окажутся на самой низкой ступени ада. Или человек говорит: «Брат, я только лишь ради Аллаха это делал!», хотя сам-то прекрасно знает, что это не так…
# в делах
Молитва, совершаемая не искренне, а лишь для того, чтобы люди видели- «он молится», или человек якобы держит пост публично, а сам потихоньку ест, когда его никто не видит…
- все подобные действия те только не будут приняты Аллахом, но также являются большими грехами.
# в совершении дополнительного поклонения («нафаиль»)
Люди, которые, с целью произвести впечатление на окружающих обманывают, публично «рисуясь» чтением Корана, совершением зикра и другими видами поклонения- это является малым грехом.
Посланник Аллаха ( :sallaAllahuale ) сказал:«Не смотри, большой или малый грех, а смотри, против Кого ты встал»
Быть может, человек и совершает доброе дело, но- с оттенком «показухи»: «если меня видят – дам 1000 рублей саадаки, если никто не видит- дам 100»…
Например, придти на хутбу, только чтобы люди видели.
Этиология, или причины появления показухи:
# стремление скрыть дурные дела
Создать впечатление, завоевать доверие, отвести подозрения- это самый страшный вид показухи. Это те, которые продали Рай и купили ад. Например, человек на людях показывает свое хорошее воспитание и религиозность, а сам совершает прелюбодеяние.
# ради выгоды
Например, создать хорошее впечатление, пока не приняли на работу; или- пока не женился…
Когда человек совершает, пусть даже и очень хорошие дела, но- на показ, он не испытывает легкости от совершенного. Искренний же человек- самый свободный, он не зависит ни от кого и ни от чего, кроме Аллаха. Наш пророк ( :sallaAllahuale ) сказал:«Самые искренние дела- это самые постоянные».
Ну, допустим, что все описанные выше случаи проявления показухи являются самыми грубыми и явными ее формами и, иншаАллах, никто из нас этого в себе не обнаружит. Но вот сейчас, дорогие мои, мы приступаем к разговору о самой страшной форме этого опаснейшего заболевания- страшной потому, что, как говорят медики, «нет явной клинической картины, а потому и диагностике поддается очень трудно»- и каждый из нас может легко пропустить в себе ее симптомы…
UmmABDYLLAH- Супермодератор
- Сообщения : 487
Дата регистрации : 2011-02-10
ислам
37
Re: Показуха
Скрытая показуха
Допустим, человек действительно много совершает дополнительного поклонения, и много у него на счету добрых дел, и, подводя итоги, появляется довольство собой: «Вот, и суру выучил, и все сунны намаза сделал, и брату помог, и садаку сегодня дал…»
И, вроде бы, все ведь действительно прекрасно, но это довольство собой, любимым, приводит к гордыне, и в сердце поселяется внутреннее высокомерие «а вот другие этого не сделали» «а они никто столько не знают», что уменьшает степень дела.
Так, например, человек хочет совершить киямуту-ль-лейль (ночную дополнительную молитву), и вроде бы, действительно есть у него такое желание, но ведь у него сегодня гость… вот тебе и причина появления этого желания…
Или делал искренне, но люди увидели, и он обрадовался…
Признайтесь честно, разве с вами такого никогда не бывало?!
А кто-то делает много хороших дел, и все -искренне, но, когда его за что-то критикуют, он вспоминает свои добрые дела…
Предлагаем очень простой тест:
Насколько ты учитываешь осведомленность других людей в совершении своих дел?
Случаи «положительной» показухи
Аллах Всевышний сказал в Коране: «Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас. Он простит вам некоторые из ваших прегрешений. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (2:271)
То есть, если показываете добрые дела- это тоже хорошо, пусть это будет примером другим, но если скрываете- намного лучше.
Не только «дурной пример заразителен», но и хороший тоже!
Быть может, увидит кто-то, что ты совершаешь молитву на работе, и ему станет стыдно: «а я вот не читаю, стесняюсь кого-то…», и он встанет рядом с тобой. Пришла на занятия одна сестра в хиджабе, и вслед за ней, осмелев, оденет вторая.
Чужой пример многих стимулирует, облегчает то, что казалось таким трудным.
После совершения доброго дела человек обычно испытывает радость. Иногда кто-то искренне хочет, чтобы другие просто взяли совершенное им в пример, начали поступать так же, и поэтому всем рассказывает. В таком случае это не является показухой, напротив, это ему «в плюс». Например: ходил в детский дом, помогать, или в больницу к кому-то.
Когда сообщаешь об этом кому-то – задумайся, спроси себя- зачем ты это делаешь? Если - для того, чтобы люди узнали и похвалили- это показуха, уменьшающая степень совершенного тобой, это тебе «в минус».
«…и сделай нас образцом для богобоязненных».(25:74)
Посланник Аллаха ( :sallaAllahuale ) сказал: «Тот, кто показал хороший пример и за ним последовали- получил все хасанаты (вознаграждения за совершенное) своих последователей».
Но не появилась ли скрытая мыслишка- «вот, какой я хороший мусульманин, и пусть это увидят»?
Когда не принимаются наши добрые дела?
1.когда ты рассказываешь о них другим и
2.когда ты говоришь человеку о том, сколько ты для него сделал
1) Если изначальное намерение, настрой- на людей, хочешь, чтобы увидели, узнали,- такое дело не будет принято Всевышним
2) когда сделал искренне, но потом настроился на людей, захотел, чтобы узнали- в этом случае дело твое также не принято
3) в изначальном настрое не было искренности, однако в процессе совершения дела стало стыдно, пришло сожаление, и настрой изменился.
По этому поводу существуют 2 мнения: одни ученые говорят: «принято», другие- нет, не принято.
Имам аш-Шафии сказал: «Боязнь показухи- тоже показуха»
Сидел брат, читал Коран, но вот вошел другой, и он отложил Коран в сторону: «А вдруг он подумает, что я читаю для показухи?!» То есть, если сердце у тебя чистое, то тебе нечего бояться, тебе это и в голову не должно придти!
Допустим, человек действительно много совершает дополнительного поклонения, и много у него на счету добрых дел, и, подводя итоги, появляется довольство собой: «Вот, и суру выучил, и все сунны намаза сделал, и брату помог, и садаку сегодня дал…»
И, вроде бы, все ведь действительно прекрасно, но это довольство собой, любимым, приводит к гордыне, и в сердце поселяется внутреннее высокомерие «а вот другие этого не сделали» «а они никто столько не знают», что уменьшает степень дела.
Так, например, человек хочет совершить киямуту-ль-лейль (ночную дополнительную молитву), и вроде бы, действительно есть у него такое желание, но ведь у него сегодня гость… вот тебе и причина появления этого желания…
Или делал искренне, но люди увидели, и он обрадовался…
Признайтесь честно, разве с вами такого никогда не бывало?!
А кто-то делает много хороших дел, и все -искренне, но, когда его за что-то критикуют, он вспоминает свои добрые дела…
Предлагаем очень простой тест:
Насколько ты учитываешь осведомленность других людей в совершении своих дел?
Случаи «положительной» показухи
Аллах Всевышний сказал в Коране: «Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас. Он простит вам некоторые из ваших прегрешений. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (2:271)
То есть, если показываете добрые дела- это тоже хорошо, пусть это будет примером другим, но если скрываете- намного лучше.
Не только «дурной пример заразителен», но и хороший тоже!
Быть может, увидит кто-то, что ты совершаешь молитву на работе, и ему станет стыдно: «а я вот не читаю, стесняюсь кого-то…», и он встанет рядом с тобой. Пришла на занятия одна сестра в хиджабе, и вслед за ней, осмелев, оденет вторая.
Чужой пример многих стимулирует, облегчает то, что казалось таким трудным.
После совершения доброго дела человек обычно испытывает радость. Иногда кто-то искренне хочет, чтобы другие просто взяли совершенное им в пример, начали поступать так же, и поэтому всем рассказывает. В таком случае это не является показухой, напротив, это ему «в плюс». Например: ходил в детский дом, помогать, или в больницу к кому-то.
Когда сообщаешь об этом кому-то – задумайся, спроси себя- зачем ты это делаешь? Если - для того, чтобы люди узнали и похвалили- это показуха, уменьшающая степень совершенного тобой, это тебе «в минус».
«…и сделай нас образцом для богобоязненных».(25:74)
Посланник Аллаха ( :sallaAllahuale ) сказал: «Тот, кто показал хороший пример и за ним последовали- получил все хасанаты (вознаграждения за совершенное) своих последователей».
Но не появилась ли скрытая мыслишка- «вот, какой я хороший мусульманин, и пусть это увидят»?
Когда не принимаются наши добрые дела?
1.когда ты рассказываешь о них другим и
2.когда ты говоришь человеку о том, сколько ты для него сделал
1) Если изначальное намерение, настрой- на людей, хочешь, чтобы увидели, узнали,- такое дело не будет принято Всевышним
2) когда сделал искренне, но потом настроился на людей, захотел, чтобы узнали- в этом случае дело твое также не принято
3) в изначальном настрое не было искренности, однако в процессе совершения дела стало стыдно, пришло сожаление, и настрой изменился.
По этому поводу существуют 2 мнения: одни ученые говорят: «принято», другие- нет, не принято.
Имам аш-Шафии сказал: «Боязнь показухи- тоже показуха»
Сидел брат, читал Коран, но вот вошел другой, и он отложил Коран в сторону: «А вдруг он подумает, что я читаю для показухи?!» То есть, если сердце у тебя чистое, то тебе нечего бояться, тебе это и в голову не должно придти!
UmmABDYLLAH- Супермодератор
- Сообщения : 487
Дата регистрации : 2011-02-10
ислам
37
Re: Показуха
Имам аш-Шафии сказал: «Боязнь показухи- тоже показуха»
Сидел брат, читал Коран, но вот вошел другой, и он отложил Коран в сторону:«А вдруг он подумает, что я читаю для показухи?!» То есть, если сердце у тебя чистое, то тебе нечего бояться, тебе это и в голову не должно придти!
Лечение
А) Совершая что-то искренне, концентрируйся только на содеянном, и это дело станет 100 % -твоим. Например, Коран не будет в сердце, если читаешь его только на людях;
В) Подумай: зачем тебе мнение других людей, если ты сам знаешь, что ты- не такой?! Зачем тебе их деферамбы, если ты знаешь, что Аллаха обидел, что это не будет принято…
С) Стремись быть среди искренних, правдивых, среди тех, кто послужит тебе примером. А если оступишься, они всегда будут тебе молчаливым напоминанием - надо быть искренним! Такие цели, как выгода, похвала, уважение и высокий статус- это все ложное;
Д) Выработка концентрации в молитве (хушуа), также способствует развитию в себе искренности
Искренность превращает добрые дела в привычку.
Наш пророк ( да благослови его Аллах и приветствует) передал слова Всевышнего хадисе аль кудси: «Искренность- это то, что я вложу в сердце Своего раба и не скажу о ней даже ангелам».
О, Господь наш, о Господь миров! Мы прибегаем к тебе от зла наших душ, и от наущений шайтана, и просим у Тебя искренности, искренности во всех наших делах и помыслах. Мы просим Твоего руководства и только таких дел, которые будут приняты Тобой. Амин
Сидел брат, читал Коран, но вот вошел другой, и он отложил Коран в сторону:«А вдруг он подумает, что я читаю для показухи?!» То есть, если сердце у тебя чистое, то тебе нечего бояться, тебе это и в голову не должно придти!
Лечение
А) Совершая что-то искренне, концентрируйся только на содеянном, и это дело станет 100 % -твоим. Например, Коран не будет в сердце, если читаешь его только на людях;
В) Подумай: зачем тебе мнение других людей, если ты сам знаешь, что ты- не такой?! Зачем тебе их деферамбы, если ты знаешь, что Аллаха обидел, что это не будет принято…
С) Стремись быть среди искренних, правдивых, среди тех, кто послужит тебе примером. А если оступишься, они всегда будут тебе молчаливым напоминанием - надо быть искренним! Такие цели, как выгода, похвала, уважение и высокий статус- это все ложное;
Д) Выработка концентрации в молитве (хушуа), также способствует развитию в себе искренности
Искренность превращает добрые дела в привычку.
Наш пророк ( да благослови его Аллах и приветствует) передал слова Всевышнего хадисе аль кудси: «Искренность- это то, что я вложу в сердце Своего раба и не скажу о ней даже ангелам».
О, Господь наш, о Господь миров! Мы прибегаем к тебе от зла наших душ, и от наущений шайтана, и просим у Тебя искренности, искренности во всех наших делах и помыслах. Мы просим Твоего руководства и только таких дел, которые будут приняты Тобой. Амин
UmmABDYLLAH- Супермодератор
- Сообщения : 487
Дата регистрации : 2011-02-10
ислам
37
Re: Показуха
О тонких проявлениях и скрытых сторонах стремления к показно
Знай ,что к числу вещей ,несовместимых с искренностью ,относятся любовь к миру этому ,славе и почёту ,стремление к показному и самолюбование .В данном конкретном случае под стремлением к показному подразумевается поклонение Аллаху только ради того ,чтобы это увидели люди и чтобы они воздали хвалу занимающемуся этим поклонением .Это означает ,что такой человек стремится к возвеличиванию или же прославлению со стороны других людей ,или желает внушить тем ,кто его видит ,какие -либо желания или вызвать у них страх .
Что касается желания славы ,то подразумевается совершение вышеупомянутых дел только ради того ,чтобы люди услышали о них .
Что же касается самолюбования ,то оно неразрывно связано со стремлением к совершению тех или иных дел напоказ ,а разницу между тем и другим шейх -уль -ислам Ибн Таймийа определяет
следующим образом :
"Совершение чего -либо напоказ имеет отношение к такому проявлению многобожия ,когда это делается не только ради Аллаха , но и ради людей ,а самолюбование –к такому его проявлению ,когда
что -то делается не только ради Аллаха ,но и ради самого себя ""
Аль - Фатауа ",10/277.
А сейчас ,мы приведём некоторые примеры тонких проявлений и скрытых сторон стремления к показному .Речь идет лишь о некоторых примерах ,поскольку говорить о том ,что несовместимо с
искренностью ,можно очень долго ,тогда как здесь достаточно будет указать только на три тонких проявления стремления к показному ,а именно :
ВО -ПЕРВЫХ ,это то ,о чем упоминал Абу Хамид аль -Газали , сказавший о тайном стремлении к показному следующее :
"Указанием на существование чего -то ещё более скрытого ,чем это ,являются действия человека , исполняющего свои религиозные обязанности тайно в связи с тем ,что он не желает никакой огласки
и его не радует то ,что о его делах могли бы узнать другие .Но вместе с тем,когда он видит людей ,у него возникает желание ,чтобы они первыми приветствовали его ,оказывали ему радушный прием ,
старались делать то ,в чем он испытывает необходимость ,проявляли к нему почтение ,хвалили его , были уступчивы в торговых делах и уступали ему место .Если же кто -то поступает не так ,то
сердцу такого человека становится тяжко ,ибо в душе своей он считает подобное невероятным ,будто бы требуя проявления уважения к себе за свои тайные дела в то время как ,если бы он этого не делал ,то ,конечно же ,не считал бы проявления невнимания к себе со стороны людей чем -то невероятным .И хотя во всем том ,что имеет отношение к людям ,совершение дел поклонения неравнозначно их несовершению ,тем не менее он не удовлетворяется тем ,что об этом уже известно Аллаху ,а это значит ,что такой человек не свободен от скрытых и весьма тонких примесей стремления к показному .Всё это может легко привести к тому ,что такой человеклишится своей награды ,а свободны от подобного лишь правдивейшие "
"Ихйа ",3/305-306.
ВО -ВТОРЫХ ,примером подобного является тот случай ,когда человек рассматривает искренность по отношению к Аллаху не как самоцель ,а лишь как средство для достижения определённых мирских целей .Шейх -уль -ислам ,предупреждавший об этом тайном бедствии ,в частности сказал :
“Рассказывают ,что Абу Хамиду аль -Газали кто -то сказал ,что если человек будет сохранять искренность по отношению к Аллаху в течение сорока дней ,то родники мудрости ,бьющие в его сердце ,станут бить и на языке .Абу Хамид сказал :"И я старался делать это в течение сорока дней ,но это ни к чему не привело .Тогда я рассказал об этом одному из познавших (истину ),который сказал мне :"Поистине ,ты ведь проявлял искренность лишь ради мудрости , но не ради Аллаха !"”.
Затем Ибн Таймийа пишет :
"Причина здесь в том ,что цель человека может состоять в приобретении знания и мудрости ,или достижении экстатического состояния ,или в том ,чтобы снискать уважение людей и услышать их похвалы или в чём -либо ещё ,чего можно достичь благодаря проявлению искренности по отношению к Аллаху ,однако стремление к достижению этого с помощью такого средства как проявление искренности по отношению к Аллаху совершенно несовместимо с этим средством ,поскольку если кто - нибудь стремится к чему -либо ради чего -то иного ,то желанной целью является второе ,первое же становится только средством достижения этого .Таким образом ,если человек стремится быть
искренним перед Аллахом ради знания ,познания ,мудрости , достижения экстаза или получения возможности распоряжаться чем -либо ,это значит ,что он не стремится к Аллаху ,а делает Аллахасредством достижения какой -то низшей цели …""Ад -Дар 'у ",6/66-67.
И поэтому аш -Шатиби ,да помилует его Аллах ,говорит :
"Если дееспособный человек подчинится велению или запрету в том или ином вопросе ,не обращая внимания ни на что ,кроме самого этого веления или запрета ,это будет означать ,что он отказался от
собственного удела ,принялся исполнять свои обязанности по отношению к своему Господу и стал вести себя как подобает рабу . По -иному дело будет обстоять ,если он станет обращать внимание на следствия и учитывать их ,так как в этом случае его стремление будет направлено в сторону конечного результата .Иначе говоря ,его обращение к его Господу будет обусловлено причиной ,так как она будет опосредована его обращением к результату .Нет сомнения в том ,что между двумя этими степенями искренности существует большая разница ""Аль -Мууафакат ",1/219-220.
В -ТРЕТЬИХ ,к тонким проявлениям стремления к показному имеет отношение то ,на что указывает Ибн Раджаб ,да помилует его Аллах ,который сказал :
“Но здесь есть один тонкий момент ,суть которого состоит в том ,что человек может начать порицать самого себя в присутствии других ,стремясь к тому ,чтобы люди посчитали ,что внутренне он придерживается смирения ,вследствие чего он возвысится в их глазах ,и они станут восхвалять его .Это указывает на наличие тонких проявлений стремления к показному ,на что обращали внимание наши праведные предшественники .
Так ,Мутриф бин Абдулла аш -Шиххир сказал :"Для превознесения души достаточно тебе начать порицать её ,на самом деле желая её приукрасить ,что пред Аллахом является бесстыдством "”.
источник
Знай ,что к числу вещей ,несовместимых с искренностью ,относятся любовь к миру этому ,славе и почёту ,стремление к показному и самолюбование .В данном конкретном случае под стремлением к показному подразумевается поклонение Аллаху только ради того ,чтобы это увидели люди и чтобы они воздали хвалу занимающемуся этим поклонением .Это означает ,что такой человек стремится к возвеличиванию или же прославлению со стороны других людей ,или желает внушить тем ,кто его видит ,какие -либо желания или вызвать у них страх .
Что касается желания славы ,то подразумевается совершение вышеупомянутых дел только ради того ,чтобы люди услышали о них .
Что же касается самолюбования ,то оно неразрывно связано со стремлением к совершению тех или иных дел напоказ ,а разницу между тем и другим шейх -уль -ислам Ибн Таймийа определяет
следующим образом :
"Совершение чего -либо напоказ имеет отношение к такому проявлению многобожия ,когда это делается не только ради Аллаха , но и ради людей ,а самолюбование –к такому его проявлению ,когда
что -то делается не только ради Аллаха ,но и ради самого себя ""
Аль - Фатауа ",10/277.
А сейчас ,мы приведём некоторые примеры тонких проявлений и скрытых сторон стремления к показному .Речь идет лишь о некоторых примерах ,поскольку говорить о том ,что несовместимо с
искренностью ,можно очень долго ,тогда как здесь достаточно будет указать только на три тонких проявления стремления к показному ,а именно :
ВО -ПЕРВЫХ ,это то ,о чем упоминал Абу Хамид аль -Газали , сказавший о тайном стремлении к показному следующее :
"Указанием на существование чего -то ещё более скрытого ,чем это ,являются действия человека , исполняющего свои религиозные обязанности тайно в связи с тем ,что он не желает никакой огласки
и его не радует то ,что о его делах могли бы узнать другие .Но вместе с тем,когда он видит людей ,у него возникает желание ,чтобы они первыми приветствовали его ,оказывали ему радушный прием ,
старались делать то ,в чем он испытывает необходимость ,проявляли к нему почтение ,хвалили его , были уступчивы в торговых делах и уступали ему место .Если же кто -то поступает не так ,то
сердцу такого человека становится тяжко ,ибо в душе своей он считает подобное невероятным ,будто бы требуя проявления уважения к себе за свои тайные дела в то время как ,если бы он этого не делал ,то ,конечно же ,не считал бы проявления невнимания к себе со стороны людей чем -то невероятным .И хотя во всем том ,что имеет отношение к людям ,совершение дел поклонения неравнозначно их несовершению ,тем не менее он не удовлетворяется тем ,что об этом уже известно Аллаху ,а это значит ,что такой человек не свободен от скрытых и весьма тонких примесей стремления к показному .Всё это может легко привести к тому ,что такой человеклишится своей награды ,а свободны от подобного лишь правдивейшие "
"Ихйа ",3/305-306.
ВО -ВТОРЫХ ,примером подобного является тот случай ,когда человек рассматривает искренность по отношению к Аллаху не как самоцель ,а лишь как средство для достижения определённых мирских целей .Шейх -уль -ислам ,предупреждавший об этом тайном бедствии ,в частности сказал :
“Рассказывают ,что Абу Хамиду аль -Газали кто -то сказал ,что если человек будет сохранять искренность по отношению к Аллаху в течение сорока дней ,то родники мудрости ,бьющие в его сердце ,станут бить и на языке .Абу Хамид сказал :"И я старался делать это в течение сорока дней ,но это ни к чему не привело .Тогда я рассказал об этом одному из познавших (истину ),который сказал мне :"Поистине ,ты ведь проявлял искренность лишь ради мудрости , но не ради Аллаха !"”.
Затем Ибн Таймийа пишет :
"Причина здесь в том ,что цель человека может состоять в приобретении знания и мудрости ,или достижении экстатического состояния ,или в том ,чтобы снискать уважение людей и услышать их похвалы или в чём -либо ещё ,чего можно достичь благодаря проявлению искренности по отношению к Аллаху ,однако стремление к достижению этого с помощью такого средства как проявление искренности по отношению к Аллаху совершенно несовместимо с этим средством ,поскольку если кто - нибудь стремится к чему -либо ради чего -то иного ,то желанной целью является второе ,первое же становится только средством достижения этого .Таким образом ,если человек стремится быть
искренним перед Аллахом ради знания ,познания ,мудрости , достижения экстаза или получения возможности распоряжаться чем -либо ,это значит ,что он не стремится к Аллаху ,а делает Аллахасредством достижения какой -то низшей цели …""Ад -Дар 'у ",6/66-67.
И поэтому аш -Шатиби ,да помилует его Аллах ,говорит :
"Если дееспособный человек подчинится велению или запрету в том или ином вопросе ,не обращая внимания ни на что ,кроме самого этого веления или запрета ,это будет означать ,что он отказался от
собственного удела ,принялся исполнять свои обязанности по отношению к своему Господу и стал вести себя как подобает рабу . По -иному дело будет обстоять ,если он станет обращать внимание на следствия и учитывать их ,так как в этом случае его стремление будет направлено в сторону конечного результата .Иначе говоря ,его обращение к его Господу будет обусловлено причиной ,так как она будет опосредована его обращением к результату .Нет сомнения в том ,что между двумя этими степенями искренности существует большая разница ""Аль -Мууафакат ",1/219-220.
В -ТРЕТЬИХ ,к тонким проявлениям стремления к показному имеет отношение то ,на что указывает Ибн Раджаб ,да помилует его Аллах ,который сказал :
“Но здесь есть один тонкий момент ,суть которого состоит в том ,что человек может начать порицать самого себя в присутствии других ,стремясь к тому ,чтобы люди посчитали ,что внутренне он придерживается смирения ,вследствие чего он возвысится в их глазах ,и они станут восхвалять его .Это указывает на наличие тонких проявлений стремления к показному ,на что обращали внимание наши праведные предшественники .
Так ,Мутриф бин Абдулла аш -Шиххир сказал :"Для превознесения души достаточно тебе начать порицать её ,на самом деле желая её приукрасить ,что пред Аллахом является бесстыдством "”.
источник
UmmABDYLLAH- Супермодератор
- Сообщения : 487
Дата регистрации : 2011-02-10
ислам
37
Re: Показуха
Можно ли получить благословение от дела, которое начиналось с намерением ради Аллаха, а потом испортилось, потому что пришли мысли о показухе? Например, я закончил читать Коран и меня посетили мысли о риййа (показухе). Если я сразу же начну бороться с этими мыслями, думая об Аллахе, получу ли я благословения за чтение, или это дело полностью обесценится из-за показухи (принимая в расчет то, что чтение я закончил, а мысли пришли после того, как я закончил)?
Ответ
Хвала Аллаху!
Шейх Ибн Усаймиин сказал:
Выставление напоказ (показуха) может оказывать влияние на поклонение тремя способами:
1) Когда основной мотив поклонения видят другие, например человек становится молиться и люди видят его, и таким образом они будут хвалить его за молитву. Это делает недействительным акт поклонения.
2) Когда показуха появляется во время выполнения поклонения. То есть, в изначально человек искренен в своих намерениях по отношению к Аллаху, а затем он начинает думать, чтоб выставить себя, в то время как он делает это. В таком случае применяется два сценария:
(i) Если нет связи между первой частью дела и последней, тогда начало дела действительно в любом случае, а конец не действителен.
Например: У человека 100 риалов, которые он собирается потратить на благотворительность. Он дает 50 риалов с искренним намерением, как акт благотворительности. Потом его посещает идея о том, чтобы выставится, и он отдает напоказ остальные 50 риалов. В таком случае первая часть пожертвования действительна и принимается как пожертвование, а последние 50 риалов не действительны, потому что искренность смешалась с желанием выставиться напоказ.
(ii) Если первая часть поклонения связанна с последней частью. И тогда есть два варианта:
(a) Человек опасается показухи и не хочет делать напоказ, он ненавидит и предпочитает сторониться ее. Это никак не влияет на него, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах простил моей умме все, что приходит на ум, до тех пор, пока они не поступают так или не говорят об этом»
(b) Человеку пришла идея сделать напоказ, и он не пресек ее. В этом случае все поклонение становится недействительным, потому что первая часть, связана с последней.
Например, он стал молиться с искренним намерением ради Аллаха, а потом во втором ракате подумал о том, чтобы выставиться напоказ, и таким образом вся молитва целиком становится недействительной, потому что ее начало связано с концом.
3) Идея, чтоб выставиться пришла после того, как действие совершилось. Это не влияет на поклонение и не делает его недействительным, потому что дело было полностью закончено, таким образом, если желание показухи появляется после, это никак не влияет на поклонение.
Не является показухой, если человек чувствует радость, что люди узнали о его поклонении, потому что это появилось после того, как поклонение уже закончено.
Не является показухой, если человек чувствует радость, потому что он сделал акт поклонения. Потому что это будет признаком его веры. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо чувствует радость, после совершения благих дел, и расстраивается после плохих, этот человек-верующий»
Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили об этом, и он ответил: «Это первая радостная весть верующему».
Маджму’ Фатаава аль-Шейх Ибн Усаймиин, 2/29, 30.
Ответ
Хвала Аллаху!
Шейх Ибн Усаймиин сказал:
Выставление напоказ (показуха) может оказывать влияние на поклонение тремя способами:
1) Когда основной мотив поклонения видят другие, например человек становится молиться и люди видят его, и таким образом они будут хвалить его за молитву. Это делает недействительным акт поклонения.
2) Когда показуха появляется во время выполнения поклонения. То есть, в изначально человек искренен в своих намерениях по отношению к Аллаху, а затем он начинает думать, чтоб выставить себя, в то время как он делает это. В таком случае применяется два сценария:
(i) Если нет связи между первой частью дела и последней, тогда начало дела действительно в любом случае, а конец не действителен.
Например: У человека 100 риалов, которые он собирается потратить на благотворительность. Он дает 50 риалов с искренним намерением, как акт благотворительности. Потом его посещает идея о том, чтобы выставится, и он отдает напоказ остальные 50 риалов. В таком случае первая часть пожертвования действительна и принимается как пожертвование, а последние 50 риалов не действительны, потому что искренность смешалась с желанием выставиться напоказ.
(ii) Если первая часть поклонения связанна с последней частью. И тогда есть два варианта:
(a) Человек опасается показухи и не хочет делать напоказ, он ненавидит и предпочитает сторониться ее. Это никак не влияет на него, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах простил моей умме все, что приходит на ум, до тех пор, пока они не поступают так или не говорят об этом»
(b) Человеку пришла идея сделать напоказ, и он не пресек ее. В этом случае все поклонение становится недействительным, потому что первая часть, связана с последней.
Например, он стал молиться с искренним намерением ради Аллаха, а потом во втором ракате подумал о том, чтобы выставиться напоказ, и таким образом вся молитва целиком становится недействительной, потому что ее начало связано с концом.
3) Идея, чтоб выставиться пришла после того, как действие совершилось. Это не влияет на поклонение и не делает его недействительным, потому что дело было полностью закончено, таким образом, если желание показухи появляется после, это никак не влияет на поклонение.
Не является показухой, если человек чувствует радость, что люди узнали о его поклонении, потому что это появилось после того, как поклонение уже закончено.
Не является показухой, если человек чувствует радость, потому что он сделал акт поклонения. Потому что это будет признаком его веры. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо чувствует радость, после совершения благих дел, и расстраивается после плохих, этот человек-верующий»
Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили об этом, и он ответил: «Это первая радостная весть верующему».
Маджму’ Фатаава аль-Шейх Ибн Усаймиин, 2/29, 30.
UmmABDYLLAH- Супермодератор
- Сообщения : 487
Дата регистрации : 2011-02-10
ислам
37
Re: Показуха
ассаляму алейкунна, ва рахматуЛлах.
:ухти:
Я немного добавлю.......... :иншаАллах:
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Самое страшное, чего я боюсь для вас, так это малое многобожие – показуха/рийаъ/. В День воскресения Аллах скажет (таким людям), когда будет вознаграждать людей за их деяния: “Идите к тем, перед которыми вы проявляли показуху в мире дольном и посмотрите, надёте ли вы у них награду!?» Этот хадис передали хадис Ахмад 5/428-429, аль-Байхакъи 6831, аль-Багъави в «Шахр ас-Сунна» 4/201, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 1/217 со слов Махмуда ибн Лабида.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1555, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 133, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 951.
______________________________________________
В версии этого хадиса которую приводит имам Ахмад, сообщается, что Махмуд ибн Лабид сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Самое страшное, чего я боюсь для вас, так это малое многобожие”. (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, а что это такое малое многобожие?” Он ответил: “Показуха. Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах скажет в день, когда будет вознаграждать (Своих) рабов за их деяния: “Идите к тем, перед которыми вы проявляли показуху в дунья и посмотрите, есть ли у них для вас награда?”»
Если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, боялся показухи даже в отношении своих сподвижников, то как же не бояться этого простым мусульманам, которым очень далеко до сподвижников?! Истинно верующий боится сделать что-то напоказ и старается держать совершенные благие дела в тайне. Остерегайтесь шайтана, который часто побуждает людей совершать благие дела на глазах у других под предлогом, что это необходимо для подачи хорошего примера!
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
:ухти:
Я немного добавлю.......... :иншаАллах:
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Самое страшное, чего я боюсь для вас, так это малое многобожие – показуха/рийаъ/. В День воскресения Аллах скажет (таким людям), когда будет вознаграждать людей за их деяния: “Идите к тем, перед которыми вы проявляли показуху в мире дольном и посмотрите, надёте ли вы у них награду!?» Этот хадис передали хадис Ахмад 5/428-429, аль-Байхакъи 6831, аль-Багъави в «Шахр ас-Сунна» 4/201, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 1/217 со слов Махмуда ибн Лабида.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1555, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 133, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 951.
______________________________________________
В версии этого хадиса которую приводит имам Ахмад, сообщается, что Махмуд ибн Лабид сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Самое страшное, чего я боюсь для вас, так это малое многобожие”. (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, а что это такое малое многобожие?” Он ответил: “Показуха. Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах скажет в день, когда будет вознаграждать (Своих) рабов за их деяния: “Идите к тем, перед которыми вы проявляли показуху в дунья и посмотрите, есть ли у них для вас награда?”»
Если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, боялся показухи даже в отношении своих сподвижников, то как же не бояться этого простым мусульманам, которым очень далеко до сподвижников?! Истинно верующий боится сделать что-то напоказ и старается держать совершенные благие дела в тайне. Остерегайтесь шайтана, который часто побуждает людей совершать благие дела на глазах у других под предлогом, что это необходимо для подачи хорошего примера!
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Re: Показуха
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Сестры.А что мне делать если я вот читаю коран и многие которые меня слышут начинают хвалить меня и у меня проявляется такое чувство ну как сказать как на показуху будто бы читала.я боясь этой показухи я ушла с медресе ,незнаю мне нравиться читать с сестрами но я боюсь потому что когда меня хвалят у меня проявляються такие чувства как с этим быть?
Nigora.Raim- Активная сестра
- Сообщения : 149
Дата регистрации : 2012-12-25
Islam
36
нашла ваш сайт случайно и Алхамдулиллах я очень рада этому
Re: Показуха
сестра это шайтан тебя заставляет так думать, тебе надо дальше читать , чтобы как бы назло ему, и ИншаАллах у тебя ушли бы эти мысли, не помню в какой то лекции об этом слушала...Nigora.Raim пишет:[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Сестры.А что мне делать если я вот читаю коран и многие которые меня слышут начинают хвалить меня и у меня проявляется такое чувство ну как сказать как на показуху будто бы читала.я боясь этой показухи я ушла с медресе ,незнаю мне нравиться читать с сестрами но я боюсь потому что когда меня хвалят у меня проявляються такие чувства как с этим быть?
meruert- Модератор
- Сообщения : 535
Дата регистрации : 2012-07-09
ислам
34
Альхамдуллилях!
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения