Можно ли читать Коран за умерших
Страница 1 из 1
Можно ли читать Коран за умерших
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Можно ли читать Коран за умерших
Всевышний Аллах сказал: «Нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился» (Сура “Звезда”, 39).
Это обобщенный аят из Книги Аллаха! А чтобы сделать из него какие-либо исключения, необходимы доводы из Корана и Сунны, а не просто слова каких-либо имамов, ведь ни чьи слова не могут конкретизировать или же обобщить тот или иной аят или же хадис!
Имам ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям сказал: “Если кто-то совершил благодеяние ради Аллаха и хочет, чтобы награда за это перешла кому-нибудь из живых или мертвых, то до них эта награда не дойдет, поскольку «нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился». (Сура “Звезда”, 39). И если он совершает какое-нибудь деяние, одобряемое шариатом, намереваясь сделать это за умершего, то это не будет засчитано умершему, кроме того, что исключил из этого сам шариат, то есть милостыня, пост и хадж”. ("Фатау 'Изз ибн ‘Абду-Ссалям" 2/24.)
Что касается упомянутых хадисов и сообщений в этой области, то нет среди них ни одного достоверного, а само упоминание источника, в которых они приводятся, не говорит ни о чем. Необходимо иметь хукм (решение) относительно хадиса или сообщения, кто из мухаддисов сказал о достоверности того или иного сообщения.
Что касается известного хадиса:
«Читайте вашим умершим суру "Йа син"». (Ахмад 5/26, Абу Дауд 3121.)
Во-первых, многие имамы говорили, что правильно понимать следует этот хадис так: «Читайте вашим умирающим суру "Йа син"».
Во-вторых, этот хадис является слабым.
Имам ад-Даракъутни говорил: «У этого хадиса слабый иснад и неизвестный смысл! Нет относительно этой темы достоверного хадиса!» («ат-Тальхис» 153.)
Также этот хадис назвали слабым къады Абу Бакр ибн аль-Араби, хафиз Ибн аль-Къаттан, имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани и др. («Аридатуль-ахуази» 6/34, «аль-Уахм уаль-ихам» 5/49, «Ируауль-гъалиль» 688.)
Одним словом, относительно законности чтения Корана за умерших ничего в Исламе нет и это деяние шариат не узаконил, а если бы оно было узаконено, то это делал бы сам пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и обучал бы этому своих сподвижников, которые часто интересовались о том, что принесет пользу умершим! Когда ‘Аиша, любимый человек для пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, спросила у него, что надо говорить во время посещения могил, он обучил ее приветствию и мольбе, и не сказал ей читать там "аль-Фатиху" или что-нибудь другое из Корана, и если бы это деяние было узаконено Всевышним, то он не скрыл бы этого от нее. ("Ахкамуль-Джанаиз" 241-242.)
Согласно мнению большинства праведных предшественников и имамов, таких как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи'и, Ахмад и других - чтение Корана на могилах является порицаемым нововведением.
Что касается имама ан-Науауи, который в своих книгах "аль-Азкар" и "Рияду-Ссалихин" приводит слова имама аш-Шафи'и: "Будет хорошо если после погребения умершего почитать над ним что-либо из Корана, а если прочтут весь Коран, то это будет еще лучше", относительно этого высказывания шейх аль-Альбани в примечаниях к "Садам праведных" сказал: "Я не знаю, где об этом говорил аш-Шафи'и, ведь от него достоверно известно обратное".
Хафиз Ибн Касир писал: «Человек не несет ответственности за чужие грехи и не получает награды за чужие благодеяния. Опираясь на этот священный аят: «И не будет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился», аш-Шафи’и и его последователи говорили, что чтение Корана приносит пользу только тому, кто его читал, и награда за это не доходит до покойных, потому что не они читали Коран и не они заработали эту награду. Поэтому посланник Аллаха не призывал мусульман дарить свою награду другим, не учил этому и не побуждал к этому ни словами, ни намеками. Нет ни одного сообщения, что так поступали его сподвижники. Если бы это было хорошо, то они опередили бы нас в совершении этого!» («Тафсир Ибн Касир» 4/328.)
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал, что имам аш-Шафи'и считал чтение Корана над умершим нововведением. ("аль-Икътида" 182.)
Имам Малик сказал: "Я не знаю, чтобы кто-то делал это, ведь известно, что сподвижники пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и праведные предшественники не делали этого". ("аль-Икътида 182.)
Также это было мнением имама Ахмада. Абу Дауд рассказывал: "Я слышал, как у Ахмада спросили о чтении Корана у могил. На что он ответил: «Нельзя»". ("аль-Масаиль" 158.)
Этого же мнения придерживались многие ученые ханифитского мазхаба, о чем писал имам аз-Забиди в книге «Шарх аль-Ихъя» 10/369.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Чтение Корана над умершим – это новшество". («аль-Ихтиярат» 53.)
Ибн аль-Къайим в "Задуль-Ма'ад" писал: “То, что делают в наше время: садясь вокруг могилы, разговаривая с умершим, читая над ним Коран или подсказывая ему ответы на вопросы, которые ему будут задавать в могиле, является новшеством, не имеющим никакой основы в религии”.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища! Поистине, шайтан убегает из того дома, в котором читают суру "аль-Бакъара" (Корова)». (Муслим 780.)
Этот хадис указывает на то, что могилы не являются местом для чтения Корана. И именно поэтому пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, побуждает читать Коран в своих домах, и сравнивает дом, в котором не читают Коран с кладбищем.
Что же касается того сообщения, что Ибн Умар завещал читать на могиле своей суру аль-Бакъара, то она приводится во многих книгах. Об этом передается, что когда похоронили одного умершего, один слепой мужчина сел у могилы и стал читать Коран, и имам Ахмад сказал ему: “О ты, поистине чтение Корана у могилы – новшество”. После этого Мухаммад ибн Къудама, который был вместе с имамом Ахмадом, сказал ему: “О Абу Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире аль-Халяби?” Тот сказал: “Надежный, достоверный передатчик”. Мухаммад спросил: “Написал ли ты от него что-нибудь?” Ахмад сказал: “Да”. Мухаммад сказал: "Мне сообщил Мубашшир от 'Абдурахмана ибн 'Аля’, который передал от своего отца то, что тот завещал, чтобы когда его похоронили ему над могилой почитали начало суры “Бакъара” и ее конец, и он сказал: “Я слышал, как Ибн ‘Умар сделал такое завещание”. Тогда Ахмад сказал ему: “Вернись и скажи тому человеку, чтобы он продолжал читать”.
Шейх аль-Альбани сказал: "Ответов у меня на это предание несколько:
1. Утверждение того, что предание от Ахмада достоверное, очень сомнительно, потому что биографию шейха Халяля аль-Хасана ибн Ахмада аль-Уаракъа (с чьих слов это сообщается), я нигде не нахожу в книгах о передатчиках. Также дело обстоит и с его шейхом Али ибн Мусса аль-Хаддадом – его я тоже не знаю, и если здесь и сказано в этой цепочки, что он был надежным, то мы видим, что говорит это аль-Уаракъ, а положение аль-Уаракъ вы уже знаете.
2. И даже, если это предание достоверное, то оно более конкретизирующее чем предание, которое привел Абу Дауд в “аль-Масаиль” от Ахмада (т. е. то, что на вопрос о чтении Корана у могил, Ахмад сказал: "Нет"), и если мы совместим оба эти мнения (Ахмада), то его мнение заключается в нежелательности чтения Корана у могил, кроме как во время похорон.
3. Даже если история с Ахмадом достоверна, то цепочка, доходящая до Ибн ‘Умара, недостоверна, так как 'Абдурахман ибн 'Аля’ считается неизвестным передатчиком, как о нем сказал аз-Захаби в «аль-Мизан»". ("Ахкамуль-Джанаиз" 243-244.)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Можно ли читать Коран за умерших
Всевышний Аллах сказал: «Нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился» (Сура “Звезда”, 39).
Это обобщенный аят из Книги Аллаха! А чтобы сделать из него какие-либо исключения, необходимы доводы из Корана и Сунны, а не просто слова каких-либо имамов, ведь ни чьи слова не могут конкретизировать или же обобщить тот или иной аят или же хадис!
Имам ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям сказал: “Если кто-то совершил благодеяние ради Аллаха и хочет, чтобы награда за это перешла кому-нибудь из живых или мертвых, то до них эта награда не дойдет, поскольку «нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился». (Сура “Звезда”, 39). И если он совершает какое-нибудь деяние, одобряемое шариатом, намереваясь сделать это за умершего, то это не будет засчитано умершему, кроме того, что исключил из этого сам шариат, то есть милостыня, пост и хадж”. ("Фатау 'Изз ибн ‘Абду-Ссалям" 2/24.)
Что касается упомянутых хадисов и сообщений в этой области, то нет среди них ни одного достоверного, а само упоминание источника, в которых они приводятся, не говорит ни о чем. Необходимо иметь хукм (решение) относительно хадиса или сообщения, кто из мухаддисов сказал о достоверности того или иного сообщения.
Что касается известного хадиса:
«Читайте вашим умершим суру "Йа син"». (Ахмад 5/26, Абу Дауд 3121.)
Во-первых, многие имамы говорили, что правильно понимать следует этот хадис так: «Читайте вашим умирающим суру "Йа син"».
Во-вторых, этот хадис является слабым.
Имам ад-Даракъутни говорил: «У этого хадиса слабый иснад и неизвестный смысл! Нет относительно этой темы достоверного хадиса!» («ат-Тальхис» 153.)
Также этот хадис назвали слабым къады Абу Бакр ибн аль-Араби, хафиз Ибн аль-Къаттан, имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани и др. («Аридатуль-ахуази» 6/34, «аль-Уахм уаль-ихам» 5/49, «Ируауль-гъалиль» 688.)
Одним словом, относительно законности чтения Корана за умерших ничего в Исламе нет и это деяние шариат не узаконил, а если бы оно было узаконено, то это делал бы сам пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и обучал бы этому своих сподвижников, которые часто интересовались о том, что принесет пользу умершим! Когда ‘Аиша, любимый человек для пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, спросила у него, что надо говорить во время посещения могил, он обучил ее приветствию и мольбе, и не сказал ей читать там "аль-Фатиху" или что-нибудь другое из Корана, и если бы это деяние было узаконено Всевышним, то он не скрыл бы этого от нее. ("Ахкамуль-Джанаиз" 241-242.)
Согласно мнению большинства праведных предшественников и имамов, таких как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи'и, Ахмад и других - чтение Корана на могилах является порицаемым нововведением.
Что касается имама ан-Науауи, который в своих книгах "аль-Азкар" и "Рияду-Ссалихин" приводит слова имама аш-Шафи'и: "Будет хорошо если после погребения умершего почитать над ним что-либо из Корана, а если прочтут весь Коран, то это будет еще лучше", относительно этого высказывания шейх аль-Альбани в примечаниях к "Садам праведных" сказал: "Я не знаю, где об этом говорил аш-Шафи'и, ведь от него достоверно известно обратное".
Хафиз Ибн Касир писал: «Человек не несет ответственности за чужие грехи и не получает награды за чужие благодеяния. Опираясь на этот священный аят: «И не будет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился», аш-Шафи’и и его последователи говорили, что чтение Корана приносит пользу только тому, кто его читал, и награда за это не доходит до покойных, потому что не они читали Коран и не они заработали эту награду. Поэтому посланник Аллаха не призывал мусульман дарить свою награду другим, не учил этому и не побуждал к этому ни словами, ни намеками. Нет ни одного сообщения, что так поступали его сподвижники. Если бы это было хорошо, то они опередили бы нас в совершении этого!» («Тафсир Ибн Касир» 4/328.)
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал, что имам аш-Шафи'и считал чтение Корана над умершим нововведением. ("аль-Икътида" 182.)
Имам Малик сказал: "Я не знаю, чтобы кто-то делал это, ведь известно, что сподвижники пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и праведные предшественники не делали этого". ("аль-Икътида 182.)
Также это было мнением имама Ахмада. Абу Дауд рассказывал: "Я слышал, как у Ахмада спросили о чтении Корана у могил. На что он ответил: «Нельзя»". ("аль-Масаиль" 158.)
Этого же мнения придерживались многие ученые ханифитского мазхаба, о чем писал имам аз-Забиди в книге «Шарх аль-Ихъя» 10/369.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Чтение Корана над умершим – это новшество". («аль-Ихтиярат» 53.)
Ибн аль-Къайим в "Задуль-Ма'ад" писал: “То, что делают в наше время: садясь вокруг могилы, разговаривая с умершим, читая над ним Коран или подсказывая ему ответы на вопросы, которые ему будут задавать в могиле, является новшеством, не имеющим никакой основы в религии”.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища! Поистине, шайтан убегает из того дома, в котором читают суру "аль-Бакъара" (Корова)». (Муслим 780.)
Этот хадис указывает на то, что могилы не являются местом для чтения Корана. И именно поэтому пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, побуждает читать Коран в своих домах, и сравнивает дом, в котором не читают Коран с кладбищем.
Что же касается того сообщения, что Ибн Умар завещал читать на могиле своей суру аль-Бакъара, то она приводится во многих книгах. Об этом передается, что когда похоронили одного умершего, один слепой мужчина сел у могилы и стал читать Коран, и имам Ахмад сказал ему: “О ты, поистине чтение Корана у могилы – новшество”. После этого Мухаммад ибн Къудама, который был вместе с имамом Ахмадом, сказал ему: “О Абу Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире аль-Халяби?” Тот сказал: “Надежный, достоверный передатчик”. Мухаммад спросил: “Написал ли ты от него что-нибудь?” Ахмад сказал: “Да”. Мухаммад сказал: "Мне сообщил Мубашшир от 'Абдурахмана ибн 'Аля’, который передал от своего отца то, что тот завещал, чтобы когда его похоронили ему над могилой почитали начало суры “Бакъара” и ее конец, и он сказал: “Я слышал, как Ибн ‘Умар сделал такое завещание”. Тогда Ахмад сказал ему: “Вернись и скажи тому человеку, чтобы он продолжал читать”.
Шейх аль-Альбани сказал: "Ответов у меня на это предание несколько:
1. Утверждение того, что предание от Ахмада достоверное, очень сомнительно, потому что биографию шейха Халяля аль-Хасана ибн Ахмада аль-Уаракъа (с чьих слов это сообщается), я нигде не нахожу в книгах о передатчиках. Также дело обстоит и с его шейхом Али ибн Мусса аль-Хаддадом – его я тоже не знаю, и если здесь и сказано в этой цепочки, что он был надежным, то мы видим, что говорит это аль-Уаракъ, а положение аль-Уаракъ вы уже знаете.
2. И даже, если это предание достоверное, то оно более конкретизирующее чем предание, которое привел Абу Дауд в “аль-Масаиль” от Ахмада (т. е. то, что на вопрос о чтении Корана у могил, Ахмад сказал: "Нет"), и если мы совместим оба эти мнения (Ахмада), то его мнение заключается в нежелательности чтения Корана у могил, кроме как во время похорон.
3. Даже если история с Ахмадом достоверна, то цепочка, доходящая до Ибн ‘Умара, недостоверна, так как 'Абдурахман ибн 'Аля’ считается неизвестным передатчиком, как о нем сказал аз-Захаби в «аль-Мизан»". ("Ахкамуль-Джанаиз" 243-244.)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Похожие темы
» Чтение Корана на могилах или можно ли читать Коран за умерших?
» Можно ли читать Коран во время тарауиха с книги (мусхаф)?
» Является ли обязательным покрывать голову перед чтением Корана
» Можно ли читать намаз по листку?
» Можно ли читать книги заблудших течений?
» Можно ли читать Коран во время тарауиха с книги (мусхаф)?
» Является ли обязательным покрывать голову перед чтением Корана
» Можно ли читать намаз по листку?
» Можно ли читать книги заблудших течений?
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения