История пророка Йунуса
Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки :: История и биография :: Мгновения истории :: Истории о пророках (мир им)
Страница 1 из 1
История пророка Йунуса
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
История пророка Йунуса (Ионы)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]История пророка Йунуса уникальна, он был брошен в море и проглочен гигантской рыбой. Находясь в её чреве, он взмолился Аллаху и попросил у Него помощи. Всевышний спас его от гибели и сохранил ему жизнь, приказав рыбе выбросить Йунуса на берег.
В хадисе, который мы рассмотрим, содержится информация, дополняющая историю Йунуса в Коране и разъясняющая, что стало причиной, из-за которой Йунус попал под гнев Всевышнего, и почему он отправился в плавание на корабле вдали от своей семьи и своей родины.
Сообщается, что Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Йунус (мир ему) пообещал своему народу, что на них падёт кара и придёт она через три дня. Тогда они отделили каждого ребёнка от его родительницы, вышли, воззвали к Аллаху и просили у Него прощения, и удержал Аллах от них Своё наказание. Йунус же тем временем пребывал в ожидании кары от Аллаха, но ничего не видел.
В [то время] было так, что если кто-то лгал, и у него не было доказательства [своим словам], то его убивали. Рассердившись, Йунус отправился прочь, пока не дошёл до людей, плавающих на корабле, они узнали его и взяли с собой.
Когда он взошёл на судно, то оно начало плыть очень медленно, в то время как другие суда проплывали справа и слева от них. Йунус сказал: «Что с вашим кораблём?», моряки ответили: «Не знаем». Йунус сказал: «За то я знаю. На корабле есть раб, который убежал от своего хозяина, и клянусь Аллахом, она не поплывёт, пока вы его не выбросите». Люди сказали: «О пророк Аллаха, что касается тебя, то клянёмся Аллахом, тебя мы не бросим». Йунус (мир ему) сказал: «Бросьте жребий, на кого выпадет, тот и будет брошен». Они бросили жребий трижды, и всегда выпадало на Йунуса (мир ему). Он бросился [в море], и за ним был отправлен кит, проглотивший его после падения. Затем кит направился к основанию земли, и Йунус (мир ему) услышал, как камни прославляют Аллаха. «Он воззвал из мраков: «Нет истинного божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из несправедливых» (21.Аль-Анбия: 87). Он пребывал во мраке китового брюха, в морском мраке и во мраке ночи.
Всевышний Аллах сказал: «Если бы его не постигла милость Господа, то он был бы выброшен на открытую местность постыженным» (68.Аль-Калям: 49).
Ибн Масуд сказал: [«После того, как по воле Аллаха он был выброшен на берег], он напоминал общипанного цыплёнка, у которого нет перьев. Аллах взрастил над ним тыквенное дерево, и Йунус укрывался в его тени и питался его плодами. Дерево высохло, и он заплакал о высохшем дереве, и Аллах внушил ему в Откровении: «Неужели ты плачешь о высохшем дереве и не плачешь о ста тысячах или более того, которых ты хотел погубить?!»
Тогда Йунус отправился в путь, [по пути] он встретил юношу, пасшего овец, и спросил его: «Откуда ты, юноша?»
Он ответил:
- Я из народа Йунуса.
Йунус сказал:
- Передай им приветствие и сообщи им, что ты встретил Йунуса.
Юноша сказал:
- Если ты Йунус, то знаешь, что если человек соврёт, и у него нет доказательства [своим словам], то его убивают. Кто же будет моим свидетелем?».
Йунус сказал:
- Твоими свидетелями будут вот это дерево и вот этот участок земли.
Юноша сказал Йунусу:
- [Тогда] прикажи им.
[Обращаясь к дереву и участку земли,] Йунус сказал: «Если к вам придёт этот юноша, то будьте свидетелями его слов», они сказали: «Да».
Юноша вернулся к своему народу. У него были братья, которые защищали его. Он пришёл к царю и сказал: «Я встретил Йунуса, и он передал вам приветствие». Тогда царь приказал казнить его, но братья сказали: «У него есть доказательство». Царь отправил с ним людей, и они вместе пришли к тому дереву и участку земли. Юноша сказал: «Заклинаю вас Аллахом, велел ли вам Йунус свидетельствовать за меня?», они сказали: «Да». Поражённые этим люди возвращались со словами: «За тебя свидетельствуют деревья и земля». Они пришли к царю и рассказали ему об увиденном. Тогда царь взял руку юноши, посадил его на свой трон и сказал: «Ты более достоин этого, чем я». Этот юноша правил народом на протяжении сорока лет».
Этот хадис привел ибн Абу Шейба в своём сборнике «аль-Мусаннаф» (11/541), номер хадиса 1195, в книге «О достоинствах Йунуса». Ас-Суюты привел этот хадис в книге «ад-Дурру аль-мансур» (7/123) с ссылкой на «Мусаннаф» ибн Абу Шейбы и на «аз-Зухд» Ахмада, а также он привёл ссылку на Абда ибн Хумайда, ибн Джарира, ибн Мунзира, ибн Абу Хатима. Во всех указанных иснадах хадис передаётся со слов ибн Масуда (да будет доволен им Аллах). Аль-Хафиз ибн Хаджар также привёл хадис от ибн Масуда, но не полностью, а также он указал на достоверность риваята, который передал ибн Абу Хатим. (См. «Фатх аль-Бари», 6/452). Шейх Ибрахим аль-Али назвал этот хадис достоверным в книге «аль-Ахадису ас-сахиха мин ахбари ва кысас аль-анбия» (стр. 122, номер 177).
Йунус ибн Матта (мир ему) был пророком и посланником. Так же, как и другим пророкам, Аллах дал ему Откровение.
«Йунус (Иона) также был одним из посланников» (10.Йунус: 139).
«Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху (Ною) и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе (Иисусу), Айубу (Иову), Йунусу (Ионе), Харуну (Аарону), Сулейману (Соломону).Давуду (Давиду) же Мы даровали Забур (Псалтирь)» (4.Ан-Ниса: 163).
Йунус был благодетельным и праведным человеком, которых Аллах избрал среди других людей этого мира. Всевышний сказал: «А также Исмаила (Измаила), Аль-Йacaa (Елисея), Йунуса (Иону) и Лута (Лота). Всех их Мы превознесли над мирами». (6.Аль-Ан`ам: 86)
Аллах (Велик Он и Славен) сообщил нам, что Йунус в гневе покинул свой народ. «Помяни также человека в рыбе, который ушел в гневе…» (21.Аль-Анбия: 87) В пути он сел на нагруженный корабль: «Йунус (Иона) также был одним из посланников. Он сбежал на переполненный корабль». (37.Ас-Саффат: 139-140)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам[1], почему Аллах назвал Йунуса «сбежавшим» и почему он ушёл в гневе. Причина была в том, что он пообещал своему народу, что на них падёт божья кара. Это было после того, как они долгое время оставались в неверии относительно миссии пророка Йунуса. Он предсказал им, что наказание придёт к ним по истечении трёх дней. Когда же они осознали, что наказание непременно обрушится на них, то принесли искреннее покаяние, обратились к своему Господу и вернулись к покорности Ему. Они сожалели о том, что не верили пророку Аллаха и поступили так, как об этом сообщил нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в данном хадисе. Они отделили матерей с детьми, как среди людей, так и среди животных, затем они вышли из своих домов, воззвали к Аллаху громкими голосами, и смешались их голоса в молитве к Господу миров. Таким способом они стремились довести свою молитву и получить ответ. Рыдали матери как среди женщин, так и среди животных. Рыдали и их дети, зовущие своих матерей. И Аллах удержал Своё наказание от этого народа.
Ибн Касир сказал: «Ибн Масуд, а также Муджахид, Саид ибн Джубейр и многие другие из числа ранних и поздних учёных говорили, что когда Йунус вышел из селения своего народа, они убедились в том, что наказание действительно придёт. Тогда Аллах вложил в их сердца покаяние и сожаление о том, как они вели себя со своим пророком, они оделись во вретище, отделили каждое животное от детёныша и поспешили предстать перед Аллахом, подняли свои голоса и взмолились Ему, проявив перед Ним свою нужду и беспомощность. Плакали мужчины, рыдали женщины, рыдали сыновья и дочери, голосили козы, верблюды и их потомство, мычали коровы и телята, овцы блеяли вместе со своими ягнятами. Это был час великого раскаяния. Своей силой и могуществом Аллах остановил наказание, проявив к этому народу Свою доброту и милость. Он удержал наказание, которое было обусловлено их неверием, и уже витало над их головами, подобно куску мрачной ночи, готовому пасть на их головы по приказу их Господа. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Разве были селения, жители которых уверовали после того, как они узрели наказание, и им помогла вера, кроме народа Йунуса (Ионы)? Когда они уверовали, Мы избавили их от позорных мучений в мирской жизни и дозволили им пользоваться мирскими благами до определенного времени». (10.Йунус: 98)
Господь сообщил нам, что Иман (Вера) помог народу Йунуса даже после того, как наказание уже спустилось и было готово поразить их. Аллах удержал его после того, как они изменили своё положение.
По прошествии трёх дней, о которых Йунус предупредил свой народ, он пришёл, чтобы посмотреть на то, как Аллах поступил с ними. По всей видимости, он удалился от них и не знал о том покаянии, которое принес Аллаху его народ. Когда он посмотрел на город, то увидел, что с его жителями всё в порядке, и это разгневало его. Закон этого народа гласил, что лжеца нужно казнить, тогда он ушёл из этой местности, убегая от своего народа и опасаясь смертной казни.
Он шёл, пока не пришёл к берегу моря. При рассмотрении аята можно сделать вывод, что уход от своего народа был совершён Йунусом без позволения Аллаха, и поэтому Всевышний описал его словом «а̀бик», что значит «беглый раб». «Йунус (Иона) также был одним из посланников. Он сбежал (абака)на переполненный корабль» (37.Ас-Саффат: 139-140)
Йунус должен был удовлетвориться установлением Аллаха (Велик Он и Славен) и полностью смириться с Его решением. Раб Аллаха не имеет права гневаться на деяния своего Господа. Йунус также не имел права покинуть свой народ без позволения Аллаха, поэтому Всевышний запретил нашему пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) поступать так же, как в своё время поступил «человек в рыбе». «Потерпи же до решения твоего Господа и не уподобляйся человеку в рыбе» (68.Аль-Калям: 48). «Человеком в рыбе» (Сахиб аль-хут) был пророк Йунус. Аллах назвал его так, потому что Йунус был проглочен рыбой.
Когда Йунус прибыл к берегу моря, то встретил там людей, плавающих на корабле. Люди узнали его и по его просьбе взяли его с собой. Когда судно вышло в открытое море, то вдруг остановилось и перестало плыть. Ещё большее удивление вызывало то, что другие корабли беспрепятственно проплывали по правому и левому борту, в то время как этот корабль почти не двигался с места. Йунус (мир ему) понял, что причина остановки заключается в нём. Он сообщил присутствующим на корабле, что причина остановки корабля в том, что на нём находится беглый раб, убежавший от своего хозяина. Под этими словами Йунус подразумевал самого себя. Он сообщил им, что этого раба надо выкинуть за борт, чтобы корабль смог продолжить своё движение подобно другим суднам. Однако люди отказались бросить за борт пророка, потому что знали о том, какое почётное место он занимает у Всевышнего Аллаха и что он один из божьих пророков.
Тогда Йунус сказал им, чтобы они бросили жребий, на кого он падёт, тот и будет выброшен в море. Они бросили жребий, и он пал на Йунуса, но люди не захотели его бросать, и кинули жребий повторно, и снова он пал на Йунуса, они повторили третий раз, но результат был одним и тем же. Об этом жребии и говорится в словах Аллаха: «Он бросил жребий вместе с другими и оказался проигравшим». (37.Ас-Саффат: 141)
Когда Йунус увидел это, то сам кинулся с корабля в воду. Как только Йунус упал в морскую воду, то его сразу проглотила внезапно появившаяся рыба огромных размеров. Вероятно, люди находившиеся на корабле видели, как рыба проглотила Йунуса, и были убеждены в его гибели, потому что еще никто не слышал, чтобы раньше кто-то остался в живых после того, как был проглочен рыбой. «Он бросил жребий вместе с другими и оказался проигравшим. Его проглотила рыба, когда он был достоин порицания». (37.Ас-Саффат: 141-142)
Он был достоин порицания за то, что гневался на отсутствие кары, которая должна была постигнуть грешников, и за то, что покинул свой народ без позволения Аллаха.
Всемогущий Аллах велел рыбе не губить праведного раба Йунуса. Рыба опустилась на дно моря, и Йунуса окутала тройная мгла: мрак моря, мрак чрева рыбы и мрак темной ночи. «Он воззвал из мраков…» (21.Аль-Анбия: 87)
Из чрева огромной рыбы Йунус смог услышать, что подводные камни и животные, которые населяют глубины моря, прославляют Аллаха. Тогда он тоже воззвал к своему Господу, прославил Его, признал свой грех и выразил своё искреннее сожаление о том, что он совершил. «Он воззвал из мраков: «Нет истинного божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» (21.Аль-Анбия: 87)
И услышал его молитву Тот, Кто знает явное и сокровенное, Тот, Кто в состоянии защитить от любого зла и устранить любую трудность. Он слышит любой голос, даже если его не слышат другие, знает всё тайное, сколь малым бы оно ни было. Он отвечает на мольбы людей, какими бы большими они ни были. Аллах сказал: «Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих». (21.Аль-Анбия: 88)
Если бы он не принёс Аллаху своё покаяние, если бы он не прославлял Всевышнего и не святил его имя, то нашел бы гибель в чреве рыбы и остался бы там до Судного Дня. «Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены». (37.Ас-Саффат: 143-144)
После того, как Йунус произнёс свою молитву, Аллах велел рыбе выбросить его на берегу моря, и рыба выполнила приказ Аллаха. Йунус был болен, кожа его была поражена, и в теле его не осталось никаких сил. Аллах сказал: «Мы выбросили его на открытую местность, и он был болен». (37.Ас-Саффат: 145) Кожа Йунуса была повреждена, так как подверглась воздействию пищеварительной системы рыбы. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сравнил его с общипанным цыплёнком, у которого не осталось перьев.
В том месте, где был выброшен Йунус, Всевышний Аллах вырастил тыквенное дерево. Он сказал: «Мы взрастили над ним тыквенное дерево». (37.Ас-Саффат: 146)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Здесь хотелось бы обратить внимание читателя на то, что медики и целители говорят о питательной ценности тыквы, она подходит людям со слабым пищеварением, удаляет из тела жар, а сок тыквы хорошо утоляет жажду и помогает при головной боли. Современная медицина подтвердила, что тыква способствует хорошему пищеварению, обладает успокоительными свойствами, действует как мочегонное средство и положительно влияет на мочеиспускательную систему. Тыква также благотворно влияет на дыхательный аппарат, очищает лёгкие и используется для лечения многих болезней.[2]
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что Йунус укрывался в тени этого дерева и ел его плоды, но через некоторое время дерево высохло. Пророк Аллаха оплакивал высохшее дерево, и Всевышний ниспослал ему Откровение, в котором с порицанием сказал:«Ты плачешь о высохшем дереве, и не плачешь о ста тысячах или более того, которых ты хотел погубить?!»
Когда Йунус выздоровел настолько, что уже мог ходить и двигаться, то отправился в путь. По дороге он встретил юношу, пасшего овец, и спросил его с какого он племени. Юноша ответил, что он из народа Йунуса, тогда пророк попросил его передать приветствие жителям этого города и сказать им, что он встретился с Йунусом.
Юноша был сообразительным и осторожным, а также прекрасно знал законы и обычаи своего народа относительно лжесвидетелей. Он сказал Йунусу: «Если ты Йунус, то знаешь, что если человек соврёт, и у него нет доказательства своим словам, то его убивают. Кто же будет моим свидетелем?» Йунус сказал: «Твоими свидетелями будет вот это дерево и вот этот участок земли». Юноша попросил пророка продемонстрировать, каким образом они засвидетельствуют о его правдивости. Тогда Йунус обратился к дереву и земле, и сказал: «Если к вам придёт этот юноша, то будьте свидетелями его слов», они сказали: «Да».
Всё это произошло по воле и предопределению Всемогущего Аллаха.
Юноша вернулся к своему народу. У него были братья, которые имели авторитет и вес в своём народе, и юноша находился под их защитой от любого, кто хотел его обидеть. Юноша пришёл к царю, сообщил ему о встрече с Йунусом и передал ему приветствие от пророка. По всей видимости, жители города были убеждены в гибели Йунуса, тем более, что люди, бывшие на судне, должны были непременно рассказать о том, как он утонул в море, и к тому же был проглочен гигантской рыбой. Жители нисколько не сомневались, что молодой человек врёт, и поэтому царь моментально отдал распоряжение казнить юношу.
Юноша заявил, что у него имеется доказательство, указывающее не правдивость его слов. Тогда царь отправил с ним своих людей. Когда они прибыли к той земле и к тому дереву, которым Йунус велел свидетельствовать о правдивости юноши, молодой человек обратился к ним со словами: «Заклинаю вас Аллахом, велел ли вам Йунус свидетельствовать за меня?» Они сказали: «Да».
Люди, поражённые и напуганные происшедшим, вернулись к царю и сообщили то, что слышали. Царь спустился со своего трона, взял юношу за руку и усадил его на своё место, чтобы отныне тот был царём и правил людьми и сказал: «Ты более достоин этого, чем я».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что этот человек правил людьми на протяжении последующих сорока лет, и положение народа под его правлением улучшилось.
Пророк Аллаха Йунус (мир ему) велел юноше передать приветствие своему народу, сообщить им, что он жив, а также приказал земле и дереву засвидетельствовать об этом, чтобы доказать людям свою честность и показать им, что угроза наказания была правдивой и он им не соврал. Всё что произошло – произошло по велению Аллаха (Свят Он и Велик), а свидетельство земли и дерева о правдивости юноши было, в первую очередь, свидетельством об истинности пророчества Йунуса, ибо пророки Аллаха всегда говорят только правду, донося до людей Откровение от Всевышнего.
Собрав воедино все тексты из Корана и Сунны, можно сделать вывод, что впоследствии, после того, как они уверовали, Йунус вернулся к своему народу. В завершении истории о Йунусе, Всевышний Аллах сказал: «Мы взрастили над ним тыквенное дерево, и отправили его к ста тысячам или даже больше того».(37.Ас-Саффат: 146-147). В этом аяте и идёт речь о народе, из-за которого пророк подвергся порицанию от Аллаха, потому что обуянный гневом Йунус не печалился об их гибели, в то время как число их превышало сто тысяч душ.
Эта история имеет место также и в Танахе (Ветхий Завет), ей посвящена целая книга, которая называется «Книга Ионы сына Амафии» (Йунан ибн Амитай). В писаниях иудеев упоминается о нём, как об одном их еврейских пророков.
Нет сомнений, что в этой библейской книге речь идёт о пророке Йунусе ибн Матта. Имена, указанные в этой книге, похожи по звучанию на имя Йунуса, а также сама библейская история повествует о некоторых событиях, о которых говорится в Коране и в хадисах. Но вместе с совпадениями есть и противоречия, которые вызваны искажениями и ошибками, попавшими в Библию.
В некоторых достоверных хадисах сообщается, что этого пророка звали Йунус ибн Матта[3].
Еврейское имя «Йунан» берёт своё начало от имени «Йунасан», что значит «дар Бога», или, как говорят толкователи Танаха (Ветхого Завета), «Яхве дарует», именем «Яхве» они называют Аллаха[4].
В Танахе говорится, что родом он был из палестинского города ДжитХафера (Гафхефера)[5]. Этот город находится неподалёку от города Насыра (Назарет), на расстоянии трёх милей от него.
В этом городе проживало одно из еврейских племён, которые звались сынами Заблюна (Завулона)[6], поэтому толкователи Торы считают, что Йунан принадлежал к данному племени. Однако эта информация не подтверждается достоверными источниками, и Аллах лучше знает о том, насколько она соответствует действительности.
Писатели Танаха (Ветхого Завета) утверждают, что пророк Йунус был послан из своего города в Палестине к жителям города Найнава (Неневия), когда среди них распространилось зло и распутство, чтобы предупредить их о том, что Аллах гневается на них и грозит им страшным наказанием. Найново (Неневия) – это большой город в Ираке, который находится неподалёку от Мосула. Йунус, якобы, отказался от поездки в этот город, опасаясь его жителей. Он бросился в бега от Аллаха, сев на корабль в городе Яффа (Иоппия) и отправившись в далёкий город Таршиш (Фарсис). Толкователи Танаха (Ветхого Завета) утверждают, что этот город находился на дальнем западе в Испании. Но совершенно непонятно, как пророк может думать, что он в состоянии убежать от Аллаха.
Когда корабль вышел в открытое море, то оно заволновалось, забушевало. Возникла опасность, что корабль вот-вот разобьётся, и пассажиры начали выбрасывать всю свою поклажу, чтобы спасти корабль от потопления. Йунус в это время, якобы, спал в трюме, к нему спустился капитан корабля, разбудил его и потребовал, чтобы тот помолился своему Господу и попросил у Него спасти людей, находящихся на корабле от постигшего их бедствия.
Один из присутствующих предложил бросить жребий, не для того, чтобы облегчить вес корабля, а для того, чтобы узнать, кто является причиной их бедствия. Жребий пал на Йунуса, после чего люди стали расспрашивать о нём, кто он и откуда. Это указывает на то, что они не знали Йунуса до того, как он сел на их корабль. Когда же они узнали, что он бежит от лица Господня, то сильно испугались, тогда он велел им выкинуть его в море, чтобы они смогли спастись от божьего гнева, так как Йунус знал, что шторм произошёл из-за него. Люди выполнили его слова и бросили его за борт, после чего он был проглочен китом. В чреве кита пророк находился три дня и три ночи. В Библии написаны слова молитвы, которую Йунус обратил к Господу, но в ней отсутствует мольба, о которой говорится в тексте Корана. Затем Бог велел киту выбросить Йунуса, а самому Йунусу велел пойти в город Найнава (Ниневия), чтобы предупредить его жителей и сообщить им, что через сорок дней их город будет погублен.
Когда жители Найнава узнали о грядущем наказании, то покаялись и уверовали, обратились к Аллаху с молитвами, Он принял их покаяние и смилостивился над ними. Но это огорчило и раздражило Йунуса, потому что Аллах помиловал их. По этому поводу Йунус даже предъявил свои претензии своему Господу за то, что Он простил их. Затем Йунус покинул город и сел с восточной стороны от него в тени палатки, которую он соорудил для себя. Он сидел там и ждал, что же произойдёт с городом. Аллах взрастил над ним тыкву[7], которая укрывала его своей тенью, чтобы развеять его печаль. Йунус очень обрадовался этой тыкве, но на следующий день после рассвета тыква высохла, потому что Аллах послал червя, который прогрыз её ствол. Пророк огорчился, и Господь упрекнул его за то, что он печалится о высохшей тыкве и не печалится о гибели большого количества жителей Найнава.
Нет сомнений в том, что история Йунуса достоверна, имела место в реальности и не является просто нравоучительной сказкой или притчей, как об этом говорят толкователи Библии. Мы не знаем, является ли правдой то, что Йунус был из Палестины и потом был отправлен в город Найнава (Ниневия), находящийся в Ираке, но мне кажется, что это ошибка. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что после Лута (мир ему) Аллах не посылал пророков, которые не были бы родом из народа, к которому они посланы. Как же Йунус мог быть послан к жителям Найнава, если он не был одним из его жителей? При этом Коран ясно и понятно говорит нам, что жители этого города были народом Йунуса:
«Разве были селения, жители которых уверовали после того, как они узрели наказание, и им помогла вера, кроме народа Йунуса (Ионы)?»(10.Йунус: 98)
Разве могли бы они назваться его народом, если бы он был так далёк от них по происхождению?!
Утверждение писателей Библии о том, что Йунус отказался повиноваться приказу Аллаха и идти в Найнава, недостоверно. Не мог Йунус, будучи посланником Аллаха, не подчиняться велениям своего Господа. Утверждение, что он сел на корабль до того, как пришёл в Найнава, тоже неверно. В хадисе ясно говорится, что случай на корабле произошёл только после того, как Йунус покинул свой народ.
В хадисе говорится, что люди, сидевшие на корабле, знали Йунуса, это противоречит библейским источникам. Также из хадиса мы видим, что именно он велел им бросать жребий, а не они сами решили так поступить, как об этом говорится в Библии. И сам жребий, в соответствии с хадисом, они бросали три раза, а не один раз. Также в хадисе говорится, что Йунус сам бросился в море, и моряки не бросали его, как сказано в Библии.
В Библии говорится, что Йунус спал глубоким сном в то время, когда на море бушевал страшный шторм. Это тоже неправильно, более того, в этом есть даже определённое насмехательство над пророком Аллаха, ведь глубокий сон при таких обстоятельствах – явление нечастое даже у простых людей, не говоря уже о таких исключительных и выдающихся людях, как посланники Аллаха.
Коран подтверждает слова Библии о том, что большая рыба проглотила Йунуса, однако в Библии нет ни слова о том, что Йунус слышал, как морские камни возвеличивают и прославляют Аллаха. Молитва Йунуса, о которой упомянуто в Библии, не содержит в себе слов из его настоящей молитвы, о которой нам поведал Священны Коран. Кораническая молитва Йунуса уместна и соответствует положению, а в библейской версии совершенно отсутствует факт покаяния и признания собственной неправоты.
В Коране и достоверных хадисах говорится, что Йунус призвал свой народ (жителей Найнава), но они отказались уверовать. Тогда Йунус предупредил, что на них падёт кара и они погибнут. Так происходит с народами, к которым были посланы пророки, – они не подвергаются наказаниям, пока против них не будет ясного довода. Что касается библейской информации о том, что Йунус, якобы, пришёл для того, чтобы предупредить их о приближающемся наказании Аллаха, которое падёт на них через сорок дней, без каких-либо предварительных наставлений на истинный путь, без пророческой и проповеднической деятельности, то всё это противоречит естественным и правильным взаимоотношениям божьих пророков со своими народами.
Коран подтверждает слова Библии о том, что народ Найнавы покаялся и вернулся к Аллаху. Относительно того, как жители поступили с животными во время покаяния, в Библии содержатся некоторые подробности, которые вполне могут быть правдой. Это косвенно подтверждается рассматриваемым нами хадисом, в котором говорится, что животные были отделены от своих детёнышей. Однако выражение, которое используется в Библии, что Бог «жалеет» или «сожалеет» о бедствии, которое он собирался сделать с людьми, – выражение недостойное, ошибочное и в корне неверное. Сожаление о своих делах – это людской удел, а что касается Аллаха (Велик Он и Славен), то про Него правильным будет использовать такие выражения: «принял покаяние», «помиловал», «простил».
В Библии говорится, что Йунус разозлился из-за того, что Аллах помиловал жителей Найнава и что он, якобы, упрекнул своего Господа за это. Это неверно, на самом деле он разозлился, потому что опасался, что теперь ему грозит смерть, так как божья кара, которую он предрёк своему народу, так и не пала на них, а наказанием за ложь у них была смертная казнь.
Также ошибкой является то, что кара должна была пасть на людей по прошествии сорока дней после предупреждения. Из хадиса мы видим, что на самом деле им было дано только три дня.
В Библии говорится, что Аллах вырастил над Йунусом тыквенное дерево, которое высохло, после чего пророк опечалился. Тем самым, Аллах привёл притчу Йунусу, который опечалился из-за высохшего растения и не опечалился из-за гибели многочисленной общины, число которых превышало сто тысяч душ. Все перечисленное является правдой, в данном событии нарушена только последовательность. На самом деле, из Корана и хадисов ясно, что тыква выросла над Йунусом сразу после того, как он побывал в чреве гигантской рыбы, когда она выбросила его на берег.
В Библии также отсутствуют многие подробности, которые имеют место в Коране и Сунне. Например, Библия не указывает, по какой причине Йунус покинул Найнава. Этой причиной был страх перед смертной казнью за то, что обещанное предсказание не сбылось. В Библии не говорится о болезни Йунуса после выхода из чрева гигантской рыбы и том, как он выглядел после этого. Также в Библии ничего не сказано о юноше, который встретил Йунуса.
1. Верующий должен смиряться с велением Аллаха, терпеть то, что Он предписал, и если человек знает, что Аллах ниспослал Своё Слово относительно какого-то события, то он не должен забегать вперёд.
2. Покаяние и искренний Иман (вера), по милости Аллаха, отводят от людей Его Гнев и Его возмездие, как это произошло с народом Йунуса, которые уверовали, и Господь оградил их от Своей кары.
3. Иногда Аллах подвергает испытаниям своих праведных рабов, если они совершают что-то противоречащее, подобно тому, как он испытал Йунуса (мир ему). Но после этого Всевышний Аллах спасает своих рабов через их Иман, праведность и молитвы так же, как Йунус был спасён из чрева гигантской рыбы.
4. Молитвы и признание своих ошибок, по воле Аллаха, спасают человека от бедствий. Аллах спас пророка Йунуса, когда тот обратился к Нему с молитвой и прославил Его:
«Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены» (37.Ас-Саффат: 143-144).
5. Хадис указывает нам на безграничное могущество Аллаха. Он удержал судно так, что оно стояло на месте и не плыло, в то время как другие суда свободно проплывали рядом с ним. Он сделал так, что пребывание внутри рыбы не погубило Йунуса, и он остался жив. Господь (Велик Он и Славен) дал Йунусу услышать голос камней, которые славили Аллаха, велел рыбе выпустить пророка на берег, и наделил землю и дерево даром речи, после чего они смогли засвидетельствовать о том, что юноша говорит правду.
6. Аллах даёт власть кому пожелает, он возвысил простого молодого пастуха овец, сделал его царём, который долго и благополучно правил своим народом.
7. Из хадиса видно, что с народом Йунуса произошли большие перемены, они стали праведными и встали на прямой путь. На это указывает то, что их царь даже отказался от власти в пользу пастуха, который встретился с Йунусом, и передал от него приветствие, подтвердив это свидетельством земли и дерева.
8. Ложь – это большой грех, в некоторых народах древности ложь считалась серьёзным уголовным преступлением, за которое лжеца ждала смертная казнь.
9. Среди современников Йунуса, которые не принадлежали к его народу, были хорошие верующие люди. Например, люди, бывшие спутниками Йунуса на корабле, наотрез отказались бросить его в море, даже несмотря на то, что жребий раз за разом указывал именно на него. В итоге он сам бросился в море.
10. Ошибки, сделанные пророком Аллаха Йунусом, ни в коей мере не умаляют его почётного положения. Он является одним из пророков и посланников Аллаха, которых Всевышний избрал из всех людей и отдал им предпочтение над остальными. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) предостерёг мусульман от того, чтобы кто-либо считал его лучшим, чем Йунус ибн Матта, по причине ошибки, совершённой этим пророком. В достоверном сборнике хадисов имама аль-Бухари говорится:
«Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит, что я (то есть, пророк Мухаммад) лучше, чем Йунус ибн Матта».
В другом риваяте говорится:
«Не следует рабу Аллаха говорить: «Я лучше, чем Йунус ибн Матта».[8]
11. Молитва Йунуса обладает особым достоинством, его молитва стала молитвой всех тех, кто попадает в трудную ситуацию, печалится и грустит: «Нет истинного божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» (21.Аль-Анбия: 87).
12. Хадис указывает на то, насколько трудно приходилось пророкам в деле призыва людей к Исламу и насколько сильным испытаниям они подвергались на этом пути.
13. Всё, что есть в этом мире, покорно Аллаху, все творения, окружающие нас, повинуются Его приказам. Рыба беспрекословно подчинилась велению Аллаха и проглотила Йунуса. По велению Аллаха желудок рыбы не погубил оказавшегося в нём пророка. Затем, также по велению Аллаха, рыба выбросила Йунуса на берег. Рыбы и камни, лежащие на самом дне глубокого моря, прославляют и возвеличивают имя Аллаха.
14. Священный Коран и достоверные хадисы содержат в себе исправление ошибок и искажений, которые были внесены иудеями и христианами в текст божественного Откровения.
15. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам, как выглядел Йунус, когда совершал хадж к Древнему Дому (Каабе). В хадисе, который передаёт Муслим, говорится: «Когда посланник (мир ему и благословение Аллаха) пришёл к горному проходу, называемому перевалом Харша[9], то сказал: «Я словно воочию смотрю на Йунуса ибн Матту, сидящему верхом на красной тучной верблюдице, он одет в шерстяную джуббу, поводья его верблюдицы свиты из скрученных волокон, и он произносит тальбию[10]».[11]
История пророка Йунуса (Ионы)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]История пророка Йунуса уникальна, он был брошен в море и проглочен гигантской рыбой. Находясь в её чреве, он взмолился Аллаху и попросил у Него помощи. Всевышний спас его от гибели и сохранил ему жизнь, приказав рыбе выбросить Йунуса на берег.
В хадисе, который мы рассмотрим, содержится информация, дополняющая историю Йунуса в Коране и разъясняющая, что стало причиной, из-за которой Йунус попал под гнев Всевышнего, и почему он отправился в плавание на корабле вдали от своей семьи и своей родины.
Текст хадиса
Сообщается, что Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Йунус (мир ему) пообещал своему народу, что на них падёт кара и придёт она через три дня. Тогда они отделили каждого ребёнка от его родительницы, вышли, воззвали к Аллаху и просили у Него прощения, и удержал Аллах от них Своё наказание. Йунус же тем временем пребывал в ожидании кары от Аллаха, но ничего не видел.
В [то время] было так, что если кто-то лгал, и у него не было доказательства [своим словам], то его убивали. Рассердившись, Йунус отправился прочь, пока не дошёл до людей, плавающих на корабле, они узнали его и взяли с собой.
Когда он взошёл на судно, то оно начало плыть очень медленно, в то время как другие суда проплывали справа и слева от них. Йунус сказал: «Что с вашим кораблём?», моряки ответили: «Не знаем». Йунус сказал: «За то я знаю. На корабле есть раб, который убежал от своего хозяина, и клянусь Аллахом, она не поплывёт, пока вы его не выбросите». Люди сказали: «О пророк Аллаха, что касается тебя, то клянёмся Аллахом, тебя мы не бросим». Йунус (мир ему) сказал: «Бросьте жребий, на кого выпадет, тот и будет брошен». Они бросили жребий трижды, и всегда выпадало на Йунуса (мир ему). Он бросился [в море], и за ним был отправлен кит, проглотивший его после падения. Затем кит направился к основанию земли, и Йунус (мир ему) услышал, как камни прославляют Аллаха. «Он воззвал из мраков: «Нет истинного божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из несправедливых» (21.Аль-Анбия: 87). Он пребывал во мраке китового брюха, в морском мраке и во мраке ночи.
Всевышний Аллах сказал: «Если бы его не постигла милость Господа, то он был бы выброшен на открытую местность постыженным» (68.Аль-Калям: 49).
Ибн Масуд сказал: [«После того, как по воле Аллаха он был выброшен на берег], он напоминал общипанного цыплёнка, у которого нет перьев. Аллах взрастил над ним тыквенное дерево, и Йунус укрывался в его тени и питался его плодами. Дерево высохло, и он заплакал о высохшем дереве, и Аллах внушил ему в Откровении: «Неужели ты плачешь о высохшем дереве и не плачешь о ста тысячах или более того, которых ты хотел погубить?!»
Тогда Йунус отправился в путь, [по пути] он встретил юношу, пасшего овец, и спросил его: «Откуда ты, юноша?»
Он ответил:
- Я из народа Йунуса.
Йунус сказал:
- Передай им приветствие и сообщи им, что ты встретил Йунуса.
Юноша сказал:
- Если ты Йунус, то знаешь, что если человек соврёт, и у него нет доказательства [своим словам], то его убивают. Кто же будет моим свидетелем?».
Йунус сказал:
- Твоими свидетелями будут вот это дерево и вот этот участок земли.
Юноша сказал Йунусу:
- [Тогда] прикажи им.
[Обращаясь к дереву и участку земли,] Йунус сказал: «Если к вам придёт этот юноша, то будьте свидетелями его слов», они сказали: «Да».
Юноша вернулся к своему народу. У него были братья, которые защищали его. Он пришёл к царю и сказал: «Я встретил Йунуса, и он передал вам приветствие». Тогда царь приказал казнить его, но братья сказали: «У него есть доказательство». Царь отправил с ним людей, и они вместе пришли к тому дереву и участку земли. Юноша сказал: «Заклинаю вас Аллахом, велел ли вам Йунус свидетельствовать за меня?», они сказали: «Да». Поражённые этим люди возвращались со словами: «За тебя свидетельствуют деревья и земля». Они пришли к царю и рассказали ему об увиденном. Тогда царь взял руку юноши, посадил его на свой трон и сказал: «Ты более достоин этого, чем я». Этот юноша правил народом на протяжении сорока лет».
Источники хадиса
Этот хадис привел ибн Абу Шейба в своём сборнике «аль-Мусаннаф» (11/541), номер хадиса 1195, в книге «О достоинствах Йунуса». Ас-Суюты привел этот хадис в книге «ад-Дурру аль-мансур» (7/123) с ссылкой на «Мусаннаф» ибн Абу Шейбы и на «аз-Зухд» Ахмада, а также он привёл ссылку на Абда ибн Хумайда, ибн Джарира, ибн Мунзира, ибн Абу Хатима. Во всех указанных иснадах хадис передаётся со слов ибн Масуда (да будет доволен им Аллах). Аль-Хафиз ибн Хаджар также привёл хадис от ибн Масуда, но не полностью, а также он указал на достоверность риваята, который передал ибн Абу Хатим. (См. «Фатх аль-Бари», 6/452). Шейх Ибрахим аль-Али назвал этот хадис достоверным в книге «аль-Ахадису ас-сахиха мин ахбари ва кысас аль-анбия» (стр. 122, номер 177).
Толкование хадиса
Йунус ибн Матта (мир ему) был пророком и посланником. Так же, как и другим пророкам, Аллах дал ему Откровение.
«Йунус (Иона) также был одним из посланников» (10.Йунус: 139).
«Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху (Ною) и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе (Иисусу), Айубу (Иову), Йунусу (Ионе), Харуну (Аарону), Сулейману (Соломону).Давуду (Давиду) же Мы даровали Забур (Псалтирь)» (4.Ан-Ниса: 163).
Йунус был благодетельным и праведным человеком, которых Аллах избрал среди других людей этого мира. Всевышний сказал: «А также Исмаила (Измаила), Аль-Йacaa (Елисея), Йунуса (Иону) и Лута (Лота). Всех их Мы превознесли над мирами». (6.Аль-Ан`ам: 86)
Аллах (Велик Он и Славен) сообщил нам, что Йунус в гневе покинул свой народ. «Помяни также человека в рыбе, который ушел в гневе…» (21.Аль-Анбия: 87) В пути он сел на нагруженный корабль: «Йунус (Иона) также был одним из посланников. Он сбежал на переполненный корабль». (37.Ас-Саффат: 139-140)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам[1], почему Аллах назвал Йунуса «сбежавшим» и почему он ушёл в гневе. Причина была в том, что он пообещал своему народу, что на них падёт божья кара. Это было после того, как они долгое время оставались в неверии относительно миссии пророка Йунуса. Он предсказал им, что наказание придёт к ним по истечении трёх дней. Когда же они осознали, что наказание непременно обрушится на них, то принесли искреннее покаяние, обратились к своему Господу и вернулись к покорности Ему. Они сожалели о том, что не верили пророку Аллаха и поступили так, как об этом сообщил нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в данном хадисе. Они отделили матерей с детьми, как среди людей, так и среди животных, затем они вышли из своих домов, воззвали к Аллаху громкими голосами, и смешались их голоса в молитве к Господу миров. Таким способом они стремились довести свою молитву и получить ответ. Рыдали матери как среди женщин, так и среди животных. Рыдали и их дети, зовущие своих матерей. И Аллах удержал Своё наказание от этого народа.
Ибн Касир сказал: «Ибн Масуд, а также Муджахид, Саид ибн Джубейр и многие другие из числа ранних и поздних учёных говорили, что когда Йунус вышел из селения своего народа, они убедились в том, что наказание действительно придёт. Тогда Аллах вложил в их сердца покаяние и сожаление о том, как они вели себя со своим пророком, они оделись во вретище, отделили каждое животное от детёныша и поспешили предстать перед Аллахом, подняли свои голоса и взмолились Ему, проявив перед Ним свою нужду и беспомощность. Плакали мужчины, рыдали женщины, рыдали сыновья и дочери, голосили козы, верблюды и их потомство, мычали коровы и телята, овцы блеяли вместе со своими ягнятами. Это был час великого раскаяния. Своей силой и могуществом Аллах остановил наказание, проявив к этому народу Свою доброту и милость. Он удержал наказание, которое было обусловлено их неверием, и уже витало над их головами, подобно куску мрачной ночи, готовому пасть на их головы по приказу их Господа. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Разве были селения, жители которых уверовали после того, как они узрели наказание, и им помогла вера, кроме народа Йунуса (Ионы)? Когда они уверовали, Мы избавили их от позорных мучений в мирской жизни и дозволили им пользоваться мирскими благами до определенного времени». (10.Йунус: 98)
Господь сообщил нам, что Иман (Вера) помог народу Йунуса даже после того, как наказание уже спустилось и было готово поразить их. Аллах удержал его после того, как они изменили своё положение.
По прошествии трёх дней, о которых Йунус предупредил свой народ, он пришёл, чтобы посмотреть на то, как Аллах поступил с ними. По всей видимости, он удалился от них и не знал о том покаянии, которое принес Аллаху его народ. Когда он посмотрел на город, то увидел, что с его жителями всё в порядке, и это разгневало его. Закон этого народа гласил, что лжеца нужно казнить, тогда он ушёл из этой местности, убегая от своего народа и опасаясь смертной казни.
Он шёл, пока не пришёл к берегу моря. При рассмотрении аята можно сделать вывод, что уход от своего народа был совершён Йунусом без позволения Аллаха, и поэтому Всевышний описал его словом «а̀бик», что значит «беглый раб». «Йунус (Иона) также был одним из посланников. Он сбежал (абака)на переполненный корабль» (37.Ас-Саффат: 139-140)
Йунус должен был удовлетвориться установлением Аллаха (Велик Он и Славен) и полностью смириться с Его решением. Раб Аллаха не имеет права гневаться на деяния своего Господа. Йунус также не имел права покинуть свой народ без позволения Аллаха, поэтому Всевышний запретил нашему пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) поступать так же, как в своё время поступил «человек в рыбе». «Потерпи же до решения твоего Господа и не уподобляйся человеку в рыбе» (68.Аль-Калям: 48). «Человеком в рыбе» (Сахиб аль-хут) был пророк Йунус. Аллах назвал его так, потому что Йунус был проглочен рыбой.
Когда Йунус прибыл к берегу моря, то встретил там людей, плавающих на корабле. Люди узнали его и по его просьбе взяли его с собой. Когда судно вышло в открытое море, то вдруг остановилось и перестало плыть. Ещё большее удивление вызывало то, что другие корабли беспрепятственно проплывали по правому и левому борту, в то время как этот корабль почти не двигался с места. Йунус (мир ему) понял, что причина остановки заключается в нём. Он сообщил присутствующим на корабле, что причина остановки корабля в том, что на нём находится беглый раб, убежавший от своего хозяина. Под этими словами Йунус подразумевал самого себя. Он сообщил им, что этого раба надо выкинуть за борт, чтобы корабль смог продолжить своё движение подобно другим суднам. Однако люди отказались бросить за борт пророка, потому что знали о том, какое почётное место он занимает у Всевышнего Аллаха и что он один из божьих пророков.
Тогда Йунус сказал им, чтобы они бросили жребий, на кого он падёт, тот и будет выброшен в море. Они бросили жребий, и он пал на Йунуса, но люди не захотели его бросать, и кинули жребий повторно, и снова он пал на Йунуса, они повторили третий раз, но результат был одним и тем же. Об этом жребии и говорится в словах Аллаха: «Он бросил жребий вместе с другими и оказался проигравшим». (37.Ас-Саффат: 141)
Когда Йунус увидел это, то сам кинулся с корабля в воду. Как только Йунус упал в морскую воду, то его сразу проглотила внезапно появившаяся рыба огромных размеров. Вероятно, люди находившиеся на корабле видели, как рыба проглотила Йунуса, и были убеждены в его гибели, потому что еще никто не слышал, чтобы раньше кто-то остался в живых после того, как был проглочен рыбой. «Он бросил жребий вместе с другими и оказался проигравшим. Его проглотила рыба, когда он был достоин порицания». (37.Ас-Саффат: 141-142)
Он был достоин порицания за то, что гневался на отсутствие кары, которая должна была постигнуть грешников, и за то, что покинул свой народ без позволения Аллаха.
Всемогущий Аллах велел рыбе не губить праведного раба Йунуса. Рыба опустилась на дно моря, и Йунуса окутала тройная мгла: мрак моря, мрак чрева рыбы и мрак темной ночи. «Он воззвал из мраков…» (21.Аль-Анбия: 87)
Из чрева огромной рыбы Йунус смог услышать, что подводные камни и животные, которые населяют глубины моря, прославляют Аллаха. Тогда он тоже воззвал к своему Господу, прославил Его, признал свой грех и выразил своё искреннее сожаление о том, что он совершил. «Он воззвал из мраков: «Нет истинного божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» (21.Аль-Анбия: 87)
И услышал его молитву Тот, Кто знает явное и сокровенное, Тот, Кто в состоянии защитить от любого зла и устранить любую трудность. Он слышит любой голос, даже если его не слышат другие, знает всё тайное, сколь малым бы оно ни было. Он отвечает на мольбы людей, какими бы большими они ни были. Аллах сказал: «Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих». (21.Аль-Анбия: 88)
Если бы он не принёс Аллаху своё покаяние, если бы он не прославлял Всевышнего и не святил его имя, то нашел бы гибель в чреве рыбы и остался бы там до Судного Дня. «Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены». (37.Ас-Саффат: 143-144)
После того, как Йунус произнёс свою молитву, Аллах велел рыбе выбросить его на берегу моря, и рыба выполнила приказ Аллаха. Йунус был болен, кожа его была поражена, и в теле его не осталось никаких сил. Аллах сказал: «Мы выбросили его на открытую местность, и он был болен». (37.Ас-Саффат: 145) Кожа Йунуса была повреждена, так как подверглась воздействию пищеварительной системы рыбы. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сравнил его с общипанным цыплёнком, у которого не осталось перьев.
В том месте, где был выброшен Йунус, Всевышний Аллах вырастил тыквенное дерево. Он сказал: «Мы взрастили над ним тыквенное дерево». (37.Ас-Саффат: 146)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Здесь хотелось бы обратить внимание читателя на то, что медики и целители говорят о питательной ценности тыквы, она подходит людям со слабым пищеварением, удаляет из тела жар, а сок тыквы хорошо утоляет жажду и помогает при головной боли. Современная медицина подтвердила, что тыква способствует хорошему пищеварению, обладает успокоительными свойствами, действует как мочегонное средство и положительно влияет на мочеиспускательную систему. Тыква также благотворно влияет на дыхательный аппарат, очищает лёгкие и используется для лечения многих болезней.[2]
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что Йунус укрывался в тени этого дерева и ел его плоды, но через некоторое время дерево высохло. Пророк Аллаха оплакивал высохшее дерево, и Всевышний ниспослал ему Откровение, в котором с порицанием сказал:«Ты плачешь о высохшем дереве, и не плачешь о ста тысячах или более того, которых ты хотел погубить?!»
Когда Йунус выздоровел настолько, что уже мог ходить и двигаться, то отправился в путь. По дороге он встретил юношу, пасшего овец, и спросил его с какого он племени. Юноша ответил, что он из народа Йунуса, тогда пророк попросил его передать приветствие жителям этого города и сказать им, что он встретился с Йунусом.
Юноша был сообразительным и осторожным, а также прекрасно знал законы и обычаи своего народа относительно лжесвидетелей. Он сказал Йунусу: «Если ты Йунус, то знаешь, что если человек соврёт, и у него нет доказательства своим словам, то его убивают. Кто же будет моим свидетелем?» Йунус сказал: «Твоими свидетелями будет вот это дерево и вот этот участок земли». Юноша попросил пророка продемонстрировать, каким образом они засвидетельствуют о его правдивости. Тогда Йунус обратился к дереву и земле, и сказал: «Если к вам придёт этот юноша, то будьте свидетелями его слов», они сказали: «Да».
Всё это произошло по воле и предопределению Всемогущего Аллаха.
Юноша вернулся к своему народу. У него были братья, которые имели авторитет и вес в своём народе, и юноша находился под их защитой от любого, кто хотел его обидеть. Юноша пришёл к царю, сообщил ему о встрече с Йунусом и передал ему приветствие от пророка. По всей видимости, жители города были убеждены в гибели Йунуса, тем более, что люди, бывшие на судне, должны были непременно рассказать о том, как он утонул в море, и к тому же был проглочен гигантской рыбой. Жители нисколько не сомневались, что молодой человек врёт, и поэтому царь моментально отдал распоряжение казнить юношу.
Юноша заявил, что у него имеется доказательство, указывающее не правдивость его слов. Тогда царь отправил с ним своих людей. Когда они прибыли к той земле и к тому дереву, которым Йунус велел свидетельствовать о правдивости юноши, молодой человек обратился к ним со словами: «Заклинаю вас Аллахом, велел ли вам Йунус свидетельствовать за меня?» Они сказали: «Да».
Люди, поражённые и напуганные происшедшим, вернулись к царю и сообщили то, что слышали. Царь спустился со своего трона, взял юношу за руку и усадил его на своё место, чтобы отныне тот был царём и правил людьми и сказал: «Ты более достоин этого, чем я».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что этот человек правил людьми на протяжении последующих сорока лет, и положение народа под его правлением улучшилось.
Пророк Аллаха Йунус (мир ему) велел юноше передать приветствие своему народу, сообщить им, что он жив, а также приказал земле и дереву засвидетельствовать об этом, чтобы доказать людям свою честность и показать им, что угроза наказания была правдивой и он им не соврал. Всё что произошло – произошло по велению Аллаха (Свят Он и Велик), а свидетельство земли и дерева о правдивости юноши было, в первую очередь, свидетельством об истинности пророчества Йунуса, ибо пророки Аллаха всегда говорят только правду, донося до людей Откровение от Всевышнего.
Собрав воедино все тексты из Корана и Сунны, можно сделать вывод, что впоследствии, после того, как они уверовали, Йунус вернулся к своему народу. В завершении истории о Йунусе, Всевышний Аллах сказал: «Мы взрастили над ним тыквенное дерево, и отправили его к ста тысячам или даже больше того».(37.Ас-Саффат: 146-147). В этом аяте и идёт речь о народе, из-за которого пророк подвергся порицанию от Аллаха, потому что обуянный гневом Йунус не печалился об их гибели, в то время как число их превышало сто тысяч душ.
История пророка Йунуса в Библии
Эта история имеет место также и в Танахе (Ветхий Завет), ей посвящена целая книга, которая называется «Книга Ионы сына Амафии» (Йунан ибн Амитай). В писаниях иудеев упоминается о нём, как об одном их еврейских пророков.
Нет сомнений, что в этой библейской книге речь идёт о пророке Йунусе ибн Матта. Имена, указанные в этой книге, похожи по звучанию на имя Йунуса, а также сама библейская история повествует о некоторых событиях, о которых говорится в Коране и в хадисах. Но вместе с совпадениями есть и противоречия, которые вызваны искажениями и ошибками, попавшими в Библию.
В некоторых достоверных хадисах сообщается, что этого пророка звали Йунус ибн Матта[3].
Еврейское имя «Йунан» берёт своё начало от имени «Йунасан», что значит «дар Бога», или, как говорят толкователи Танаха (Ветхого Завета), «Яхве дарует», именем «Яхве» они называют Аллаха[4].
В Танахе говорится, что родом он был из палестинского города ДжитХафера (Гафхефера)[5]. Этот город находится неподалёку от города Насыра (Назарет), на расстоянии трёх милей от него.
В этом городе проживало одно из еврейских племён, которые звались сынами Заблюна (Завулона)[6], поэтому толкователи Торы считают, что Йунан принадлежал к данному племени. Однако эта информация не подтверждается достоверными источниками, и Аллах лучше знает о том, насколько она соответствует действительности.
Писатели Танаха (Ветхого Завета) утверждают, что пророк Йунус был послан из своего города в Палестине к жителям города Найнава (Неневия), когда среди них распространилось зло и распутство, чтобы предупредить их о том, что Аллах гневается на них и грозит им страшным наказанием. Найново (Неневия) – это большой город в Ираке, который находится неподалёку от Мосула. Йунус, якобы, отказался от поездки в этот город, опасаясь его жителей. Он бросился в бега от Аллаха, сев на корабль в городе Яффа (Иоппия) и отправившись в далёкий город Таршиш (Фарсис). Толкователи Танаха (Ветхого Завета) утверждают, что этот город находился на дальнем западе в Испании. Но совершенно непонятно, как пророк может думать, что он в состоянии убежать от Аллаха.
Когда корабль вышел в открытое море, то оно заволновалось, забушевало. Возникла опасность, что корабль вот-вот разобьётся, и пассажиры начали выбрасывать всю свою поклажу, чтобы спасти корабль от потопления. Йунус в это время, якобы, спал в трюме, к нему спустился капитан корабля, разбудил его и потребовал, чтобы тот помолился своему Господу и попросил у Него спасти людей, находящихся на корабле от постигшего их бедствия.
Один из присутствующих предложил бросить жребий, не для того, чтобы облегчить вес корабля, а для того, чтобы узнать, кто является причиной их бедствия. Жребий пал на Йунуса, после чего люди стали расспрашивать о нём, кто он и откуда. Это указывает на то, что они не знали Йунуса до того, как он сел на их корабль. Когда же они узнали, что он бежит от лица Господня, то сильно испугались, тогда он велел им выкинуть его в море, чтобы они смогли спастись от божьего гнева, так как Йунус знал, что шторм произошёл из-за него. Люди выполнили его слова и бросили его за борт, после чего он был проглочен китом. В чреве кита пророк находился три дня и три ночи. В Библии написаны слова молитвы, которую Йунус обратил к Господу, но в ней отсутствует мольба, о которой говорится в тексте Корана. Затем Бог велел киту выбросить Йунуса, а самому Йунусу велел пойти в город Найнава (Ниневия), чтобы предупредить его жителей и сообщить им, что через сорок дней их город будет погублен.
Когда жители Найнава узнали о грядущем наказании, то покаялись и уверовали, обратились к Аллаху с молитвами, Он принял их покаяние и смилостивился над ними. Но это огорчило и раздражило Йунуса, потому что Аллах помиловал их. По этому поводу Йунус даже предъявил свои претензии своему Господу за то, что Он простил их. Затем Йунус покинул город и сел с восточной стороны от него в тени палатки, которую он соорудил для себя. Он сидел там и ждал, что же произойдёт с городом. Аллах взрастил над ним тыкву[7], которая укрывала его своей тенью, чтобы развеять его печаль. Йунус очень обрадовался этой тыкве, но на следующий день после рассвета тыква высохла, потому что Аллах послал червя, который прогрыз её ствол. Пророк огорчился, и Господь упрекнул его за то, что он печалится о высохшей тыкве и не печалится о гибели большого количества жителей Найнава.
Нет сомнений в том, что история Йунуса достоверна, имела место в реальности и не является просто нравоучительной сказкой или притчей, как об этом говорят толкователи Библии. Мы не знаем, является ли правдой то, что Йунус был из Палестины и потом был отправлен в город Найнава (Ниневия), находящийся в Ираке, но мне кажется, что это ошибка. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что после Лута (мир ему) Аллах не посылал пророков, которые не были бы родом из народа, к которому они посланы. Как же Йунус мог быть послан к жителям Найнава, если он не был одним из его жителей? При этом Коран ясно и понятно говорит нам, что жители этого города были народом Йунуса:
«Разве были селения, жители которых уверовали после того, как они узрели наказание, и им помогла вера, кроме народа Йунуса (Ионы)?»(10.Йунус: 98)
Разве могли бы они назваться его народом, если бы он был так далёк от них по происхождению?!
Утверждение писателей Библии о том, что Йунус отказался повиноваться приказу Аллаха и идти в Найнава, недостоверно. Не мог Йунус, будучи посланником Аллаха, не подчиняться велениям своего Господа. Утверждение, что он сел на корабль до того, как пришёл в Найнава, тоже неверно. В хадисе ясно говорится, что случай на корабле произошёл только после того, как Йунус покинул свой народ.
В хадисе говорится, что люди, сидевшие на корабле, знали Йунуса, это противоречит библейским источникам. Также из хадиса мы видим, что именно он велел им бросать жребий, а не они сами решили так поступить, как об этом говорится в Библии. И сам жребий, в соответствии с хадисом, они бросали три раза, а не один раз. Также в хадисе говорится, что Йунус сам бросился в море, и моряки не бросали его, как сказано в Библии.
В Библии говорится, что Йунус спал глубоким сном в то время, когда на море бушевал страшный шторм. Это тоже неправильно, более того, в этом есть даже определённое насмехательство над пророком Аллаха, ведь глубокий сон при таких обстоятельствах – явление нечастое даже у простых людей, не говоря уже о таких исключительных и выдающихся людях, как посланники Аллаха.
Коран подтверждает слова Библии о том, что большая рыба проглотила Йунуса, однако в Библии нет ни слова о том, что Йунус слышал, как морские камни возвеличивают и прославляют Аллаха. Молитва Йунуса, о которой упомянуто в Библии, не содержит в себе слов из его настоящей молитвы, о которой нам поведал Священны Коран. Кораническая молитва Йунуса уместна и соответствует положению, а в библейской версии совершенно отсутствует факт покаяния и признания собственной неправоты.
В Коране и достоверных хадисах говорится, что Йунус призвал свой народ (жителей Найнава), но они отказались уверовать. Тогда Йунус предупредил, что на них падёт кара и они погибнут. Так происходит с народами, к которым были посланы пророки, – они не подвергаются наказаниям, пока против них не будет ясного довода. Что касается библейской информации о том, что Йунус, якобы, пришёл для того, чтобы предупредить их о приближающемся наказании Аллаха, которое падёт на них через сорок дней, без каких-либо предварительных наставлений на истинный путь, без пророческой и проповеднической деятельности, то всё это противоречит естественным и правильным взаимоотношениям божьих пророков со своими народами.
Коран подтверждает слова Библии о том, что народ Найнавы покаялся и вернулся к Аллаху. Относительно того, как жители поступили с животными во время покаяния, в Библии содержатся некоторые подробности, которые вполне могут быть правдой. Это косвенно подтверждается рассматриваемым нами хадисом, в котором говорится, что животные были отделены от своих детёнышей. Однако выражение, которое используется в Библии, что Бог «жалеет» или «сожалеет» о бедствии, которое он собирался сделать с людьми, – выражение недостойное, ошибочное и в корне неверное. Сожаление о своих делах – это людской удел, а что касается Аллаха (Велик Он и Славен), то про Него правильным будет использовать такие выражения: «принял покаяние», «помиловал», «простил».
В Библии говорится, что Йунус разозлился из-за того, что Аллах помиловал жителей Найнава и что он, якобы, упрекнул своего Господа за это. Это неверно, на самом деле он разозлился, потому что опасался, что теперь ему грозит смерть, так как божья кара, которую он предрёк своему народу, так и не пала на них, а наказанием за ложь у них была смертная казнь.
Также ошибкой является то, что кара должна была пасть на людей по прошествии сорока дней после предупреждения. Из хадиса мы видим, что на самом деле им было дано только три дня.
В Библии говорится, что Аллах вырастил над Йунусом тыквенное дерево, которое высохло, после чего пророк опечалился. Тем самым, Аллах привёл притчу Йунусу, который опечалился из-за высохшего растения и не опечалился из-за гибели многочисленной общины, число которых превышало сто тысяч душ. Все перечисленное является правдой, в данном событии нарушена только последовательность. На самом деле, из Корана и хадисов ясно, что тыква выросла над Йунусом сразу после того, как он побывал в чреве гигантской рыбы, когда она выбросила его на берег.
В Библии также отсутствуют многие подробности, которые имеют место в Коране и Сунне. Например, Библия не указывает, по какой причине Йунус покинул Найнава. Этой причиной был страх перед смертной казнью за то, что обещанное предсказание не сбылось. В Библии не говорится о болезни Йунуса после выхода из чрева гигантской рыбы и том, как он выглядел после этого. Также в Библии ничего не сказано о юноше, который встретил Йунуса.
Польза и уроки, извлекаемые из хадиса
1. Верующий должен смиряться с велением Аллаха, терпеть то, что Он предписал, и если человек знает, что Аллах ниспослал Своё Слово относительно какого-то события, то он не должен забегать вперёд.
2. Покаяние и искренний Иман (вера), по милости Аллаха, отводят от людей Его Гнев и Его возмездие, как это произошло с народом Йунуса, которые уверовали, и Господь оградил их от Своей кары.
3. Иногда Аллах подвергает испытаниям своих праведных рабов, если они совершают что-то противоречащее, подобно тому, как он испытал Йунуса (мир ему). Но после этого Всевышний Аллах спасает своих рабов через их Иман, праведность и молитвы так же, как Йунус был спасён из чрева гигантской рыбы.
4. Молитвы и признание своих ошибок, по воле Аллаха, спасают человека от бедствий. Аллах спас пророка Йунуса, когда тот обратился к Нему с молитвой и прославил Его:
«Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены» (37.Ас-Саффат: 143-144).
5. Хадис указывает нам на безграничное могущество Аллаха. Он удержал судно так, что оно стояло на месте и не плыло, в то время как другие суда свободно проплывали рядом с ним. Он сделал так, что пребывание внутри рыбы не погубило Йунуса, и он остался жив. Господь (Велик Он и Славен) дал Йунусу услышать голос камней, которые славили Аллаха, велел рыбе выпустить пророка на берег, и наделил землю и дерево даром речи, после чего они смогли засвидетельствовать о том, что юноша говорит правду.
6. Аллах даёт власть кому пожелает, он возвысил простого молодого пастуха овец, сделал его царём, который долго и благополучно правил своим народом.
7. Из хадиса видно, что с народом Йунуса произошли большие перемены, они стали праведными и встали на прямой путь. На это указывает то, что их царь даже отказался от власти в пользу пастуха, который встретился с Йунусом, и передал от него приветствие, подтвердив это свидетельством земли и дерева.
8. Ложь – это большой грех, в некоторых народах древности ложь считалась серьёзным уголовным преступлением, за которое лжеца ждала смертная казнь.
9. Среди современников Йунуса, которые не принадлежали к его народу, были хорошие верующие люди. Например, люди, бывшие спутниками Йунуса на корабле, наотрез отказались бросить его в море, даже несмотря на то, что жребий раз за разом указывал именно на него. В итоге он сам бросился в море.
10. Ошибки, сделанные пророком Аллаха Йунусом, ни в коей мере не умаляют его почётного положения. Он является одним из пророков и посланников Аллаха, которых Всевышний избрал из всех людей и отдал им предпочтение над остальными. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) предостерёг мусульман от того, чтобы кто-либо считал его лучшим, чем Йунус ибн Матта, по причине ошибки, совершённой этим пророком. В достоверном сборнике хадисов имама аль-Бухари говорится:
«Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит, что я (то есть, пророк Мухаммад) лучше, чем Йунус ибн Матта».
В другом риваяте говорится:
«Не следует рабу Аллаха говорить: «Я лучше, чем Йунус ибн Матта».[8]
11. Молитва Йунуса обладает особым достоинством, его молитва стала молитвой всех тех, кто попадает в трудную ситуацию, печалится и грустит: «Нет истинного божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» (21.Аль-Анбия: 87).
12. Хадис указывает на то, насколько трудно приходилось пророкам в деле призыва людей к Исламу и насколько сильным испытаниям они подвергались на этом пути.
13. Всё, что есть в этом мире, покорно Аллаху, все творения, окружающие нас, повинуются Его приказам. Рыба беспрекословно подчинилась велению Аллаха и проглотила Йунуса. По велению Аллаха желудок рыбы не погубил оказавшегося в нём пророка. Затем, также по велению Аллаха, рыба выбросила Йунуса на берег. Рыбы и камни, лежащие на самом дне глубокого моря, прославляют и возвеличивают имя Аллаха.
14. Священный Коран и достоверные хадисы содержат в себе исправление ошибок и искажений, которые были внесены иудеями и христианами в текст божественного Откровения.
15. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам, как выглядел Йунус, когда совершал хадж к Древнему Дому (Каабе). В хадисе, который передаёт Муслим, говорится: «Когда посланник (мир ему и благословение Аллаха) пришёл к горному проходу, называемому перевалом Харша[9], то сказал: «Я словно воочию смотрю на Йунуса ибн Матту, сидящему верхом на красной тучной верблюдице, он одет в шерстяную джуббу, поводья его верблюдицы свиты из скрученных волокон, и он произносит тальбию[10]».[11]
Из книги «Достоверные пророческие рассказы»
Умар ибн Сулейман ибн Абдулла Аль-Ашкар
Перевёл: Абу Ясин Руслан Маликов
Для сайта “Почему Ислам“ - [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Умар ибн Сулейман ибн Абдулла Аль-Ашкар
Перевёл: Абу Ясин Руслан Маликов
Для сайта “Почему Ислам“ - [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
- [1]В начале хадиса мы видели, что когда ибн Масуд поведал нам эту историю, то не сослался на посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Однако существует иджма (единое мнение всех учёных Ислама), что если кто-то из сподвижников рассказывает о чем-то сокрытом (гайб), что не может быть узнано, кроме как от пророка, то такое сообщение возводится к пророку (мир ему и благословение Аллаха). Причина в том, что сподвижники были лучшими людьми этой общины, самыми верными и преданными сторонниками Ислама и не могли в таких вопросах говорить от себя, потому что это было бы расценено как ложь. Именно поэтому здесь и далее шейх Ахмад Шакир, автор данного труда, говорит: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам» и не говорит «Ибн Масуд рассказал нам». Такой вид хадисов называется «Марфуг хукман».
- [2] См.: «Камус аль-гызаваат-тадави би-н-набат» стр. 754
- [3] См.: «Сахих» аль-Бухари (6/450) и «Сахих» Муслима (1/152) под номером: 166.
- [4] См.: «Камус китабаль-Мукаддас», стр. 1123.
- [5] «…Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера»
(4 Цар.14:25) - [6]«Третий жребий выпал сынам Завулоновым по племенам их, и простирался предел удела их до Сарида; предел их восходит к морю и Марале и примыкает к Дабешефу и примыкает к потоку, который пред Иокнеамом; от Сарида идет назад к восточной стороне, к востоку солнца, до предела Кислоф-Фавора; отсюда идет к Даврафу и восходит к Иафие; отсюда проходит к востоку в Геф-Хефер, в Итту-Кацин, и идет к Риммону, Мифоару и Нее; и поворачивает предел от севера к Ханнафону и оканчивается долиною Ифтах-Ел; далее: Каттаф, Нагалал, Шимрон, Идеала и Вифлеем: двенадцать городов с их селами. Вот удел сынов Завулоновых, по их племенам; вот города и села их». (Иис.Нав.19:10-17)
Похожие темы
» История смерти божьего пророка Дауда (мир ему)
» История пророка Ибрахима (мир ему)
» История пророка Лута (мир ему)
» История пророка Мусы и старушки
» История смерти Пророка Адама
» История пророка Ибрахима (мир ему)
» История пророка Лута (мир ему)
» История пророка Мусы и старушки
» История смерти Пророка Адама
Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки :: История и биография :: Мгновения истории :: Истории о пророках (мир им)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения