О восполнении добровольных намазов пропущенных сознательно
Страница 1 из 1
О восполнении добровольных намазов пропущенных сознательно
О восполнении добровольных намазов пропущенных сознательно
ас-Саляму 'аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Вопрос: Можно ли восполнять (или возмещать) добровольные намазы (сунан ар-рауатиб), которые привязаны к фард-намазам, если они не были совершены сознательно?
Например, человек сделал обеденный намаз (аз-зухр) - фард 4 рака'ата, а сунна-намазы оставил намеренно (из-за работы, спешки, дел и т.д.).
Можно ли эти сунна-намазы восполнить, когда образуется свободное время у этого человека, причем время зухра уже давно вышло?
Или сунна-намазы, совершение которых установлено с фард-намазами, имеют такое же положение, как и фард-намазы, а именно должны совершать только в установленное время?
баракаЛлаху фикум!
Ответ: Ас-Саляму 'аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Восполнять добровольные намазы пропущенные в силу определенных причин - разрешается! Такими причинами могут считаться сон, забывчивость, сильная занятость и т.п. Если человек не смог совершить рауатиб, то он может восполнить их по прошествии времени отведенного для них, и даже, согласно более правильному мнению ученых, в запретное для молитвы время.
Доказательством этому служит хадис, приводимый аль-Бухари (1233) и Муслимом (834) в своих "Сахихах":
Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что: "Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил намаз в два рака'ата после 'Асра, и я спросила его об этом, на что он ответил: "Просто ко мне прибыли люди из племени 'Абдуль-Къайс и отвлекли меня от двух рака'атов намаза, которые совершаются после зухра, и это и были те два рака'ата".
А также хадис, приводимый Ибн Маджахом (1154):
Къайс ибн 'Амр рассказывал: "Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел человека, совершающего два рака'ата после утренней молитвы. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: "Разве утренний намаз совершается дважды?!" На что этот человек ответил: "Я не совершил два рака'ата до утреннего намаза, и поэтому совершил их сейчас." Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, промолчал". Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в "Сахих ибн Маджах"/948.
И хадис, приводимый ат-Тирмизи (426):
'Аиша, да будет доволен ею Аллах рассказывала: "Если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал четыре рака'ата перед зухром, то он делал это после него". Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим (хасан)в "Сахих ат-Тирмизи".
Имам ан-Науауи, рахимахуЛлах, писал: "Мы считаем правильным, что восполнение пропущенных дополнительных намазов (науафиль) является желательным действием. Такое же мнение высказали Мухаммад, аль-Музани и Ахмад в одной из его передач. Абу Ханифа же, Малик и Абу Йусуф, в самой распространенной версии от них, сказали, что такие намазы не восполняются. Нашим же аргументом являются эти достоверные хадисы". См. "Маджму' " 4/43.
Ханбалитский ученый аль-Мардауи писал: "Слова "...кто пропустил что-либо из этих суннатов, то сунной для него будет восполнить их..." - таков мазхаб имама Ахмада и распространенное мнение среди его последователей". См. "аль-Инсаф" 2/187.
Шейх аль-Ислам ибн Таймийя писал: "Если был пропущен намаз сунна-рауатиб, например Сунна Зухра, то можно ли восполнить ее после 'Асра? По этому поводу существуют два мнению, и оба согласно передачам от имама Ахмада. Первое - не возмещается, и таков мазхаб Абу Ханифы и Малика. Второе - возмещается, и это мнение аш-Шафи'и, оно и является более сильным". См. "Маджму' аль-фатауа " 23/127.
Шейху 'Усаймину был задан вопрос:
"Можно ли откладывать совершение Сунны, которая установлена перед Зухром, таким образом, что сначала мы читаем сам Зухр, а затем примерно через час, совершаем Сунну, которая установлена до и после него, поскольку здесь не в Саудовской Аравии в учебном заведении, времени, в которое нам позволяют отлучится на молитву, хватает только на омовение и саму молитву?"
Ответ:
"Если человек отложил Сунну, совершаемую до Зухра на время после него, по уважительной причине, то нет ничего страшного в том, что он совершит ее после намаза и это ему зачтется. Если же это будет сделано без каких-либо оснований, то такая молитва не засчитывается. Те обстоятельства, которые упомянула задающая вопрос, а именно что им не хватает времени кроме как на омовение и фарз-намаз, несомненно является оправданием. Поэтому можно возместить эту Сунну после Зухра. Однако нужно отметить, что в таком положении сначала нужно будет совершить Сунну, установленную после Зухра, а затем уже возместить пропущенную Сунну, установленную до него". См. "Фатауа уа Расаиль ибн 'Усаймин" 14/194.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
UmNur- Сестра Салиха
- Сообщения : 520
Дата регистрации : 2011-04-03
ислам
38
альхамдулиЛлях
Похожие темы
» О совершении добровольных намазов сидя.
» О временах намазов и о возмещении пропущенных молитв
» О добровольных молитвах до и после послеобеденной молитвы (‘аср)
» «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно»
» Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно
» О временах намазов и о возмещении пропущенных молитв
» О добровольных молитвах до и после послеобеденной молитвы (‘аср)
» «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно»
» Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения