О достоинстве сдерживания гнева
Страница 1 из 1
О достоинстве сдерживания гнева
О достоинстве сдерживания гнева
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Всевышний Аллах, описывая правоверных, которые удостоются Райских блаженств, среди прочего сказал:
"…и прощают, когда гневаются" (Аш-Шура,37).
Также Всевышний Господь сказал:
"…сдерживают гнев и прощают людей". (Аль-Имран,134).
Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, в токовании этого аята говорил: "Когда их охватывает приступ гнева, то они сдерживают этот порыв. То есть, скрывают его, не поступая в соответствии с ним. А наряду с этим они прощают тех, кто причиняет им зло". (См. "Тафсир ибн Касир").
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: "То есть, они сдерживают свой гнев, когда окружающие причиняют им неприятность, которая заставляет их негодовать и гневаться. Под гневом подразумевается переполнение сердца злобой, которая подталкивает человека отомстить обидчику словом или делом. Однако они не поступают в соответствии с требованиями человеческой природы и сдерживают свой гнев, проявляют терпение и не отвечают обидчику злом. Они прощают людей и прощают каждого, кто обижает их словом или делом". (См. "Тафсир Са'ди ").
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды один мужчина сказал пророку, мир ему и благословение Аллаха: "Сделай мне наставление". Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: "Не гневайся". После этого человек несколько раз повторил свою просьбу. Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, повторил: «Не гневайся». (Бухари, 6116).
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Сильный не тот, кто может свалить в борьбе. Однако силен тот, кто способен владеть собой во время гнева". (Бухари,6114 и Муслим, 2609).
От Му'аза ибн Анаса аль- Джухани, да будет доволен им Аллах, передано о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Тот, кто сдерживает свой гнев в то время, когда он способен излить его, то Аллах призовет его в Судный день во главе всех созданий, дабы дать ему на выбор райских гуриев какую он пожелает". (Абу Дауд, 4777,Тирмизи, 2021, ибн Маджа,4186, Ахмад, 15657. Шейх Альбани назвал хадис хорошим в "сунан").
Со слов Абу Дарды, да будет доволен им Аллах, передано:
"Однажды я сказал: "О Посланник Аллаха, укажи мне на дело, которое введет меня в Рай". На что он, мир ему и благословение Аллаха, ответил: "Не гневайся, и будет тебе Рай". (Табарани в "Аусат"3/25/2353. Шейх Альбани назвал хадис достоверным в "таргиб"2749").
Также пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: "Тот, кто сдержит гнев в отношении брата своего в Исламе, тому Аллах скроет его недостатки, и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в Судный день". (Ибн Абу ад-Дунья, ат-Табарани. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’», 176).
Умар ибн Абдуль-А'зиз, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Преуспел тот, кто был защищен от страсти, гнева и алчности".
Хасан, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Тот, кто обнаружит в себе четыре качества, то Аллах такого защитит от шайтана и сделает запретным для него Огонь. А это тот, кто способен владеть собой при желании, страхе, страсти и гневе". (См. "Джамиуль- улум, уаль-хикам" стр.157).
Ибн Мубарак, имам Ахмад и Исхак, да смилуется над ними Аллах, говорили, что благонравие это - оставление гнева. (См. "Джами'уль-улум уаль-хикам" стр.155).
Поистине, в посланнике Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был прекрасный пример для нас. Всевышний Аллах сказал о нем: "Воистину, твой нрав превосходен". (Аль-Калам,4).
Пророк никогда не бил рукой ни слугу, ни женщину, кроме как на поле боя, на пути Всевышнего Аллаха. (Муслим,2328 ).
Более того, даже не раз не порицал своего слугу за какие-либо дела. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: "Я служил пророку, мир ему и благословение Аллаха, десять лет, и он ни разу мне не сказал: "Уф" – и ни разу не сказал: "Почему ты сделал это?" – или: "Почему ты этого не сделал?". (Бухари, 6038 и Муслим, 2309).
Также Анас, да будет доволен им Аллах, говорил: "Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не имел привычки ругать людей, он не говорил ничего непристойного и никого не проклинал, а если хотел выразить кому-нибудь свое порицание, то говорил: "Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб (то есть, пусть чаще совершает намаз – прим. автора статьи )". (Бухари, 6031).
А ведь Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас». (Аль-Ахзаб,21).
И, вне всякого сомнения, следование примеру пророка, мир ему и благословение Аллаха, является великим достоинством, посредством чего раб Божий удостаивается довольства и люби своего Господа. Тогда как человек не сможет заслужить Его любовь, снискать Его благоволение и удостоиться Его вознаграждения, если он не признает истинность Корана и не признает руководство, которое проповедовал пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Скажи (Мухаммад): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный». (аль-Имран,31).
Эти слова Аллаха Всевышнего является критерием, позволяющим отличать людей, которые действительно возлюбили Аллаха, от грешников, которые любят Его только на словах. Если человек последует путем посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то Аллах непременно возлюбит его, одарит его вознаграждением, которого удостаиваются Его возлюбленные рабы, простит ему прегрешения и скроет его недостатки.
Следует выявлять гнев, когда преступают ограничения Аллаха
Аллах действительно одарил Своего посланника высокой моралью и нравственностью. Когда мать правоверных Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили, каким был нрав посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, она сказала: "Его нравом был - Коран" (Муслим,746).
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, говорил: "То есть, он поступал согласно Его примеру и перенимал Его нравы. То, чего Коран хвалит, то он этим был доволен, а то, чего Коран порицает, то он этому гневался. В другой версии хадиса Аиша говорила: "Его нравом был – Коран, был доволен тем, чем доволен Коран. А гневался тому, чему Коран гневается". (См. "Джамиуль- улум, уаль-хикам" стр.158).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, из-за сильной стыдливости своей никому не высказывал того, чего ему не нравилось, однако узнавали это по его лицу. Как пришло в достоверном хадисе от Абу Са'ида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, который рассказывал: "Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был стыдлив в большой степени, чем девушка, сидящая за своей занавеской. А если ему что-то не нравилось, то это было заметно по выражению его лица". (Бухари, 6102, и Муслим2320).
Когда ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, передал слова человека, который сказал в отношении пророка, мир ему и благословение Аллаха: "Это деление не ради Лика Аллаха было сделано". Пророку, мир ему и благословение Аллаха, стало тяжко от этих слов, изменилось его лицо и проявилось его недовольство. После чего он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Пророку Муса еще больше причиняли боль, тем не менее, он терпел". И он, мир ему и благословение Аллаха, после этих слов ничего больше не добавил. (Бухари, 3105 и Муслим, 1062).
Если пророк, мир ему и благословение Аллаха, видел или слышал то, чего не любит Аллах, то гневался на это. Говорил об этом и не молчал. А когда задевали лично его, то он не гневался и не мстил за себя.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, никогда не мстил за себя лично. Однако, когда совершалось что-нибудь запрещенное Аллахом, то мстил за Аллаха". (Бухари, 6126 и Муслим,2327).
А также Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Как-то раз ко мне зашел посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а я закрыла свою комнату занавеской, украшенной изображениями живых существ. Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел это, он сорвал занавеску, переменился в лице и сказал: “О Аиша! В День воскресения Аллах подвергнет самым жестоким мукам тех, кто пытался сотворить подобно тому, как творит Аллах”. (Бухари, 5954 и Муслим, 2107 ).
А когда пророку, мир ему и благословение Аллаха, пожаловался мужчина, что имам мечети слишком затягивал молитву с людьми, что даже некоторые приходили на молитву, задерживаясь. После чего пророк, мир ему и благословение Аллаха, так сильно разгневался, что даже ибн Абу Мас'уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я никогда не видел, чтобы пророк, мир ему и благословение Аллаха, увещевая людей, гневался сильнее, чем в тот день. Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "О люди! Поистине, некоторые из вас отталкивают людей от молитвы! Пусть же тот, кто проводит ее с людьми, облегчает. Ведь среди них могут оказаться больные, слабые и те, у кого есть неотложные дела!". (Бухари,90 и Муслим, 466).
Однажды, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел на кибле в мечети плевок, разгневался и, вытерев его, сказал: "Поистине, когда кто-нибудь из вас приступает к молитве, то, воистину, он вступает в тайную беседу со своим Господом. И, поистине, его Господь между ним и киблой. Так пусть же никто из вас не плюет в сторону киблы во время намаза". (Бухари,406 и Муслим, 547).
Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Однажды один человек во время нашего путешествия ударился о камень и разбил себе голову, затем у него во сне произошла поллюция, и он спросил своих спутников: “Могу ли я совершить очищение песком (тайямум)?” Они сказали: “Мы не находим для тебя исключений, поскольку ты сможешь искупаться водой”. Затем он искупался и умер. А когда мы вернулись к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и рассказали ему об этом, он сказал: «Они убили его, да погубит их Аллах! Неужели они не могли спросить то, чего не знали! Ведь поистине, лекарством от незнания является вопрос!»”. (Абу Дауд 284, ад-Даракъутни 1/69).
АбдуЛлах ибн Амр, да будет доволен им Аллах, рассказывал: " В один из дней, когда я переселился к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, двое мужчин спорили относительно аятов Корана. После чего к нам вышел посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разгневанный, гнев, который мы заметили по его лицу, и сказал: " Поистине тех из народов, которые были до вас, погубило разногласие относительно Писания". (Муслим, 2666).
Также однажды некоторые сподвижники посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спорили относительно аятов Корана, что даже повысились их голоса. После чего вышел к ним посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разгневанный, что даже его лицо покраснело, бросив на их песок, сказал: "Успокойтесь, о народ! Именно это погубило народ, которые были до вас. Поскольку они разногласили со своими пророками и били аяты Писания друг от друга. Поистине, аяты Корана не были ниспосланы, чтобы опровергать друг друга, а, воистину, они были ниспосланы, чтобы подтверждать друг друга. То, чего узнали от Корана, то поступайте в соответствии с Ним. А то, чего не знаете, то обратитесь с этим к тому, кто знает это". (Имам Ахмад,6702. Достоверность подтвердил шейх Альбани в " Акида ат-Тахауийа"1\218 ).
А в другой версий говорится, что однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел к людям, которые спорили относительно предопределения Аллаха. И у посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, от сильного гнева покраснело лицо подобно зерну гранаты. Затем сказал: "Что с вами, почему вы бьете аяты Аллаха друг от друга? Ведь по этой причине погибли те, которые были до вас ". (Ибн Маджа,85 и имам Ахмад,6668. Шейх Альбани назвал хадис хорошим в "сунан").
Также пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда произносил эти слова на проповеди: "А затем: Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучшее руководство – это руководство Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Худшие же деяния – это нововведение, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение", - то Джабир ибн ‘АбдуЛлах, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал, что глаза его краснели, голос становился громким. И он гневался, начиная походить на человека, который предупреждает людей о приближении вражеского войска словами "Враг придет к вам утром!" или "Враг придет к вам вечером!". (Муслим, 867).
Такое поведение пророка, мир ему и благословение Аллаха, дает нам понять, насколь является опасным нововведение как для мусульманина в частности, так и для всех мусульман в целом.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, взывал к Аллаху, говоря: "О Аллах, прошу тебя наделить меня словом истины во время гнева и довольства". (Ан-Насаи ,1305. Шейх Альбани подтвердил достоверность в "сунан" ).
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Таких людей редко встретишь. Так как человек не говорит слово истины, независимо от того, во время гнева или довольства. Поистине, большинство из людей, когда гневаются, не соображают, что говорят". (См. "Джамиуль- улум, уаль-хикам" стр.159).
Таким образом, гнев, который выявляется тогда, когда нарушают ограничения Аллаха, является похвальным, если только при этом не говорят запретные слова и не совершают предосудительные поступки. Как говорили ученые: "Человек, который не гневается на то, на что следует гневаться, является ослом!".("Фатхуль-Мубин").
Последствие гнева
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, рассказывал о двух мужчин, которые жили до нас. Один из них был праведным, а другой же излишествовал во вред самому себе, ослушиваясь Аллаха. Этот праведный мужчина постоянно увещевал его, а тот же его не слушал и не прекращал свое ослушание. В один из дней этот праведный застал его, совершающимся грех, который он посчитал великим. После чего сказал: "Клянусь Аллахом, Аллах тебя не простит". Тогда Великий и Всемогущий Аллах сказал: "Кто этот такой, который клянется Мною, что я не прощу такого-то? Я уже простил его, и сделал твои деяния тщетными". (Муслим, 2621).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: "Он произнес всего одно слово, которое погубило его мирскую и будущую жизнь". Сам же Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, предостерегал людей говорить подобные слова во время гнева. (Абу Дауд,4901 и Ахмад,8275. Шейх Альбани назвал хадис хорошим в "сунан").
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Это тот гнев, который проявился ради Аллаха. Затем он сказал не дозволенное слово, в состоянии гнева ради Аллаха, и возложил на Аллаха то, чего не знает. После чего Аллах сделал его деяния тщетными. А какое теперь положение того человека, который произнес не дозволенное слово, во время гнева ради себя, следуя своим страстям?!". (См. "Джамиуль- улум, уаль-хикам" стр.159).
'Имран ибн Хусайн, да будет доволен им Аллах, рассказывал: "Однажды когда мы были в пути вместе с пророком, мир ему и благословение Аллаха, некая женщина из Ансаров, разгневалась на свою верблюдицу, в последствие прокляла ее. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, услышав это, повелел: "Выгрузите груз от верблюдицы и отпустите ее". (Муслим,2595).
Также Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: "Однажды мы отправились вместе с пророком, мир ему и благословение Аллаха, в поход. И одному мужчине из Ансаров принадлежала верблюдица, которая очень медленно шла, на что тот мужчина сказал ей: "Шевелись, да проклянет тебя Аллах ". После чего, услышав это пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: "Слезай с нее, ибо не будет сопровождать нас та, которую прокляли. Не взывайте ни против себя, ни против ваших детей и ни против вашего имущества. Дабы ваши просьбы не совпали со временем от Аллаха, в котором если просят что-либо, то ваша просьба без ответа не остается". (Муслим, 3009).
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Это все указывает на то, что мольба гневного человека, принимается, если совпадает со временем ответа. И, поистине, было запрещено взывать против себя, семьи и имущества во время гнева". (См. "Джамиуль- улум, уаль-хикам" стр.159).
Свят Аллах, а сколько же среди мусульман во время гнева наговорили против близких своих людей!
Поэтому когда кто-либо хочет произнести слово, то пусть помнит, что Всеслышащий Аллах его слышит, а если хочет сделать что-то, пусть помнит, что Всезнающий и Всевидящий Аллах над ним наблюдает, и тогда человек будет следить за своим языком и своими делами!
Сообщается, что однажды один мужчина сказал пророку, мир ему и благословение Аллаха: " О посланник Аллаха, сделай мне наставление". Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: "Не гневайся". После чего этот мужчина сказал: "Я начал размышлять над словами пророка, мир ему и благословение Аллаха, и пришел к выводу, что гнев объединил в себе все зло". (Ахмад, 23219. Шейх Альбани подтвердил достоверность хадиса в "таргиб",2746).
Джа'фар ибн Мухаммад, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Гнев является ключом всего зла". (См. "Джами'уль-улум уаль-хикам" стр.155).
'Ата ибн Рабах, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Ничего не заставляло плакать ученых в конце их жизни, чем порыв гнева, которым разгневался один из них, в итоге разрушает пятьдесят, или шестьдесят или семьдесят лет совей жизни. А быть может припадок гнева затащил своего хозяина туда, откуда он не может выйти". (См. "Джамиуль- улум, уаль-хикам" стр.159).
Причины, которые способствуют сдерживанию гнева
1. Прошение защиты у Аллаха от побиваемого камнями шайтана
От Сулеймана ибн Сурода, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: «Однажды двое мужчин поругались в присутствии пророка, мир ему и благословение Аллаха, а мы сидели рядом с ним. И один из них стал ругать своего товарища в гневе, а лицо у него стало краснеть. Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Поистине, я знаю слова, произнесение которых им снимет этот гнев с него. Если бы он сказал: "А‘узуу билляхи минаш-шайтонир-роджийм (прибегаю к Аллаху от побиваемого камнями шайтана)" (Бухари, 6115 и Муслим, 2610).
2. Слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: "Если кто-либо из вас гневается, будучи стоя, пусть сядет. Если гнев у него пройдет, то хорошо. В противном случае, пусть ляжет". ( Абу Дауд, 4782, Ахмад,21386. Шейх Альбани подтвердил достоверность хадиса в "сунан").
3. Молчание во время гнева.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Если гневаешься, то молчи. Если гневаешься, то молчи. Если гневаешься, то молчи". (Ахмад, 2136 .Шейх Альбани подтвердил достоверность хадиса в "сахихе" 1375).
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Это великое лекарство от гнева. Поскольку от гневного человека, в состоянии его гнева, вылетает слово, после которого, он начинает сожалеть из-за множества ругани и прочего из того, чего вред является серьезным. А если же он во время гнева будет соблюдать молчание, то все это зло его не коснется". (См. "Джамиуль- улум, уаль-хикам" стр.156).
4. Выход из дома для того, чтобы прекратить ссору
Это основано на рассказе об 'Али ибн Абу Талибе, да будет доволен им Аллах. Сахля ибн Са'да, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришел в дом к Фатиме, да будет доволен ею Аллах, и не нашел ‘Али в доме. Он спросил: «Где сын твоего дяди (по отцовской линии)?» Она ответила: «Между нами кое-что произошло, и он разозлился на меня, вышел из дому и не спал в полдень у меня». Тогда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал одному человеку: «Посмотри, где он?» Тогда тот разузнал, и, вернувшись, сказал: «О, посланник Аллаха, он спит в мечети». Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пошел к нему и обнаружил, что ‘Али лежит, а его плащ упал с его бока, и на него попала пыль. Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стал стряхивать с него пыль, говоря: "Вставай, Абу Тураб, вставай, Абу Тураб". ( аль-Бухари, 441 и Муслим, 2409).
Прошу Аллаха, чтобы Он сделал нас в числе тех, кто слышит истину и следует ей!
И в завершении воздадим хвалу Аллаху, Господу всех миров.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Похожие темы
» Защита от злости и гнева
» Достоинство месяца Рамадан и поста
» О достоинстве ТЕРПЕНИЯ
» О достоинстве фиников
» Великая история о достоинстве правдивости
» Достоинство месяца Рамадан и поста
» О достоинстве ТЕРПЕНИЯ
» О достоинстве фиников
» Великая история о достоинстве правдивости
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения