Путник в месяц Рамадан
Страница 1 из 1
Путник в месяц Рамадан
Ассаляму алейкунна ва рахматуЛлах.
Путник в месяц Рамадан
Хвала Аллаху Господу миров, Его мы восхваляем, к Нему мы обращаемся за помощью и Его молим о прощении, у Аллаха мы ищем защиты от зла наших душ и наших плохих деяний.
Да благословит Всевышний Аллах нашего пророка Мухаммада, его близких и всех сподвижников, а также тех, кто последует за ним до Судного дня.
Если постящийся вышел в путь, во время которого сокращается пятикратный намаз, то он имеет право не соблюдать пост, так как Всевышний Аллах говорит:
«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время»[1]. С этим аятом связан ряд нижеследующих вопросов.
Первый: группа учёных из числа праведных предшественников считала, что тот, кто был мукымом[2] в начале месяца Рамадан, а затем во время Рамадана выехал в путь, то он обязан соблюдать пост, так как Всевышний Аллах сказал:
«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься…»[3], и что не соблюдать пост разрешается тому, кто застал начало месяца Рамадан, уже будучи путником. Однако это мнение небольшой части сподвижников и их последователей, как это передаёт Ибн Хазм в своей книге «аль-Мухалля», однако это требует подробного рассмотрения, так как в Сунне достоверно передаётся то, что Посланник Аллаха r «Выступил в путь в месяц рамадан для взятия Мекки и, достигнув аль-Кадида, прервал свой пост и приказал сделать это людям»[4].
Второй: другая часть сподвижников и их последователей считала прерывание поста в пути обязательным, так как Всевышний Аллах сказал:
«…а если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время…»[5].
Наиболее правильным является мнение большинства мусульманских учёных, согласно которому человеку в этом вопросе предоставлено право выбора, и он не обязан соблюдать пост, так же как не обязан и прерывать его. Это объясняется тем, что когда сподвижники выступали в походы вместе с Посланником Аллаха в месяц Рамадан, как сказал один сподвижник: «Мы часто находились в пути вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и постившийся не порицал несоблюдавшего пост, а несоблюдавший пост – постившегося»[6]. Поэтому, если прервать пост было бы обязательным, то Пророк непременно осудил бы их за то, что они продолжают пост. Более того, как передаётся в достоверном хадисе, Посланник Аллаха постился в подобных ситуациях, как об этом рассказал Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах: «Однажды (во время Рамадана) мы двинулись в путь вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в такой жаркий день, что человек из-за сильной жары вынужден был прикрывать голову рукой, и среди нас не было постящихся, если не считать Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Ибн Равахи»[7].
Третий: группа учёных, в числе которых был аш-Шафии, сказала: «Поститься для путника лучше, чем прерывать пост, что подтверждается вышеприведённым хадисом, но другая группа учёных считала, что лучше будет прервать пост, воспользовавшись разрешением Аллаха. Также были и те, кто считал соблюдение поста путником и его несоблюдение одинаковыми, что подтверждается хадисом, рассказанным Айшой, да будет доволен ею Аллах. Она сказала, что «однажды Хамза бин ‘Амр аль-Аслами, который много постился, спросил Пророка: „Следует ли мне поститься в пути?“ (на что) он ответил: „Если хочешь, постись, а если хочешь – не постись“»[8].
Также кто-то сказал, что если пост создаёт трудности для путника, то прервать пост будет лучше, как об этом говорится в хадисе, переданном Джабиром бин Абдуллой, да будет Аллах доволен ими обоими. Когда Посланник Аллаха «увидел толпу людей, (собравшуюся вокруг одного) человека и закрывавшую его от солнца, он спросил: „Что происходит?“, (люди) ответили: „Он постится“, (и тогда Пророк) сказал: „Пост во время путешествия не от благочестия“»[9].
Четвёртый: восполнение пропущенных дней поста должно быть последовательным, день за днём, или же разрешается восполнять их по отдельности? Относительно этого существует два мнения:
первое: пропущенные дни поста следует восполнять последовательно день за днём, так как «восполнение» означает «выполнение так, как это было предписано»;
второе: пропущенные дни поста не обязательно восполнять последовательно день за днём, и если это трудно, можно восполнять их по отдельности, если же человек пожелает, то он может поститься последовательно день за днём.
Этого мнения придерживалось большинство учёных как первых веков ислама, так и более поздних, и в пользу этого свидетельствуют соответствующие доказательства, так как последовательный пост день за днём является необходимостью, поскольку пост предписан в течение всего месяца Рамадан. Что же касается восполнения поста уже после того, как Рамадан истёк, то речь идёт о таком же количестве пропущенных дней поста в другое время, и именно об этом сказал Всевышний Аллах:
«то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения, и Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней»[10].
[1] Сура «Корова», аят 184.
[2] То есть не был путником – примечание переводчика.
[3] Сура «Корова», аят 185.
[4] Этот хадис передали аль-Бухари (хадис № 1944) и Муслим (хадис № 1113) от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, аль-Кадид – это источник воды между Усфаном и Кудейдом.
[5] Сура «Корова», аят 185.
[6] Этот хадис передал аль-Бухари (хадис № 1947) от Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах.
[7] Этот хадис передают аль-Бухари (хадис № 1945) и Муслим (хадис № 1122).
[8] Этот хадис передают аль-Бухари (хадис № 1943) и Муслим (хадис № 1121).
[9] Этот хадис передают аль-Бухари (хадис № 1946) и Муслим (1115) от Джабира бин Абдуллы, да будет Аллах доволен ими обоими.
[10] Сура «Корова», аят 185.
Путник в месяц Рамадан
Путник в месяц Рамадан
Хвала Аллаху Господу миров, Его мы восхваляем, к Нему мы обращаемся за помощью и Его молим о прощении, у Аллаха мы ищем защиты от зла наших душ и наших плохих деяний.
Да благословит Всевышний Аллах нашего пророка Мухаммада, его близких и всех сподвижников, а также тех, кто последует за ним до Судного дня.
Если постящийся вышел в путь, во время которого сокращается пятикратный намаз, то он имеет право не соблюдать пост, так как Всевышний Аллах говорит:
«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время»[1]. С этим аятом связан ряд нижеследующих вопросов.
Первый: группа учёных из числа праведных предшественников считала, что тот, кто был мукымом[2] в начале месяца Рамадан, а затем во время Рамадана выехал в путь, то он обязан соблюдать пост, так как Всевышний Аллах сказал:
«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься…»[3], и что не соблюдать пост разрешается тому, кто застал начало месяца Рамадан, уже будучи путником. Однако это мнение небольшой части сподвижников и их последователей, как это передаёт Ибн Хазм в своей книге «аль-Мухалля», однако это требует подробного рассмотрения, так как в Сунне достоверно передаётся то, что Посланник Аллаха r «Выступил в путь в месяц рамадан для взятия Мекки и, достигнув аль-Кадида, прервал свой пост и приказал сделать это людям»[4].
Второй: другая часть сподвижников и их последователей считала прерывание поста в пути обязательным, так как Всевышний Аллах сказал:
«…а если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время…»[5].
Наиболее правильным является мнение большинства мусульманских учёных, согласно которому человеку в этом вопросе предоставлено право выбора, и он не обязан соблюдать пост, так же как не обязан и прерывать его. Это объясняется тем, что когда сподвижники выступали в походы вместе с Посланником Аллаха в месяц Рамадан, как сказал один сподвижник: «Мы часто находились в пути вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и постившийся не порицал несоблюдавшего пост, а несоблюдавший пост – постившегося»[6]. Поэтому, если прервать пост было бы обязательным, то Пророк непременно осудил бы их за то, что они продолжают пост. Более того, как передаётся в достоверном хадисе, Посланник Аллаха постился в подобных ситуациях, как об этом рассказал Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах: «Однажды (во время Рамадана) мы двинулись в путь вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в такой жаркий день, что человек из-за сильной жары вынужден был прикрывать голову рукой, и среди нас не было постящихся, если не считать Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Ибн Равахи»[7].
Третий: группа учёных, в числе которых был аш-Шафии, сказала: «Поститься для путника лучше, чем прерывать пост, что подтверждается вышеприведённым хадисом, но другая группа учёных считала, что лучше будет прервать пост, воспользовавшись разрешением Аллаха. Также были и те, кто считал соблюдение поста путником и его несоблюдение одинаковыми, что подтверждается хадисом, рассказанным Айшой, да будет доволен ею Аллах. Она сказала, что «однажды Хамза бин ‘Амр аль-Аслами, который много постился, спросил Пророка: „Следует ли мне поститься в пути?“ (на что) он ответил: „Если хочешь, постись, а если хочешь – не постись“»[8].
Также кто-то сказал, что если пост создаёт трудности для путника, то прервать пост будет лучше, как об этом говорится в хадисе, переданном Джабиром бин Абдуллой, да будет Аллах доволен ими обоими. Когда Посланник Аллаха «увидел толпу людей, (собравшуюся вокруг одного) человека и закрывавшую его от солнца, он спросил: „Что происходит?“, (люди) ответили: „Он постится“, (и тогда Пророк) сказал: „Пост во время путешествия не от благочестия“»[9].
Четвёртый: восполнение пропущенных дней поста должно быть последовательным, день за днём, или же разрешается восполнять их по отдельности? Относительно этого существует два мнения:
первое: пропущенные дни поста следует восполнять последовательно день за днём, так как «восполнение» означает «выполнение так, как это было предписано»;
второе: пропущенные дни поста не обязательно восполнять последовательно день за днём, и если это трудно, можно восполнять их по отдельности, если же человек пожелает, то он может поститься последовательно день за днём.
Этого мнения придерживалось большинство учёных как первых веков ислама, так и более поздних, и в пользу этого свидетельствуют соответствующие доказательства, так как последовательный пост день за днём является необходимостью, поскольку пост предписан в течение всего месяца Рамадан. Что же касается восполнения поста уже после того, как Рамадан истёк, то речь идёт о таком же количестве пропущенных дней поста в другое время, и именно об этом сказал Всевышний Аллах:
«то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения, и Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней»[10].
Уроки в мечети в месяц Рамадан ч.6
Подготовил: Тагиров Руслан
редакторы: Абубекеров Шавкат и Бикбаев Равиль
для сайта Почему Ислам?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Подготовил: Тагиров Руслан
редакторы: Абубекеров Шавкат и Бикбаев Равиль
для сайта Почему Ислам?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[1] Сура «Корова», аят 184.
[2] То есть не был путником – примечание переводчика.
[3] Сура «Корова», аят 185.
[4] Этот хадис передали аль-Бухари (хадис № 1944) и Муслим (хадис № 1113) от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, аль-Кадид – это источник воды между Усфаном и Кудейдом.
[5] Сура «Корова», аят 185.
[6] Этот хадис передал аль-Бухари (хадис № 1947) от Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах.
[7] Этот хадис передают аль-Бухари (хадис № 1945) и Муслим (хадис № 1122).
[8] Этот хадис передают аль-Бухари (хадис № 1943) и Муслим (хадис № 1121).
[9] Этот хадис передают аль-Бухари (хадис № 1946) и Муслим (1115) от Джабира бин Абдуллы, да будет Аллах доволен ими обоими.
[10] Сура «Корова», аят 185.
Путник в месяц Рамадан
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Похожие темы
» Как нам провести месяц РАМАДАН?
» Больной и месяц Рамадан
» Положение поста детей в месяц рамадан
» Какое из этих поклонений является наилучшим в месяц Рамадан
» Большие грехи:"Нарушение поста в месяц Рамадан без шариатской причины"
» Больной и месяц Рамадан
» Положение поста детей в месяц рамадан
» Какое из этих поклонений является наилучшим в месяц Рамадан
» Большие грехи:"Нарушение поста в месяц Рамадан без шариатской причины"
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения