Глава 25. Великая проповедь Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и его заветы людям
Страница 1 из 1
Глава 25. Великая проповедь Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и его заветы людям
Глава двадцать пятая. Великая проповедь Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и его заветы людям
В четверг, за пять дней до своей смерти Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) обратился к сподвижникам с великой по своей важности проповедью. В ней он указал на превосходство Абу Бакра ас-Сиддика над другими сподвижниками. На это же указывало и решение Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) назначить Абу Бакра руководить общим намазом сподвижников вместо себя. Весьма вероятно, что эта проповедь заменила собой то, о чем посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) намеревался сообщить в письменной форме. Перед этой великой проповедью Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) совершил полное омовение. На него вылили воду из семи бурдюков(730), ремни которых еще не развязывались(731). Он приказал сделать это в лечебных целях, на что указывают хадисы(732). Совершив полное омовение, он вышел к людям, совершил с ними намаз, после чего обратился к ним с проповедью.
Джундуб ибн Абдуллах, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) за пять дней до своей смерти сказал: «Я чист перед Аллахом в том, чтобы иметь возлюбленного(733) среди вас. Аллах сделал меня Своим возлюбленным, так же, как Он сделал Своим возлюбленным Ибрахима. Но если бы мне пришлось выбрать возлюбленного из моей общины, то я выбрал бы Абу Бакра. Воистину, ваши предшественники превращали могилы своих пророков и праведников в места для поклонения. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это»(734).
Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) обратился к собравшимся в мечети людям с проповедью и сказал: “Поистине, Аллах предоставил одному из Своих рабов возможность выбора между миром дольним и тем, что есть у Него, и этот раб выбрал то, что есть у Аллаха”. Услышав эти слова, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, заплакал и сказал: «Да будут отцы наши и матери выкупом за тебя!» Мы удивились, и люди сказали: «Посмотрите на этого шейха! Посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) сообщает о каком-то рабе, которому Аллах предложил выбрать между дольним миром и тем, что есть у Него, а он говорит: “Да будут отцы наши и матери выкупом за тебя”!» Однако дело было в том, что рабом этим являлся не кто иной, как посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) а Абу Бакр обладал большим знанием, чем мы.(735) Что же касается Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), то он сказал: “О Абу Бакр, не плачь!” — (а потом добавил): “Поистине, из всех людей наибольшее количество благодеяний оказал мне Абу Бакр, который был моим соратником и не жалел для меня своего имущества, и, если бы мне пришлось выбирать возлюбленного(736) из числа членов моей общины, я непременно выбрал бы Абу Бакра, однако достойнее этого братство и любовь в исламе! Так пусть же не останется в мечети незапертых дверей, кроме двери Абу Бакра!”(737)»(738)
Выводы из хадиса:
1. Приказ Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) перекрыть все двери, выходящие из домов сподвижников в мечеть, кроме двери Абу Бакра, — одно из указаний на то, что именно Абу Бакр должен стать халифом.
2. Абу Бакр обладал наибольшим религиозным знанием среди сподвижников, ибо тот, кто имеет лучшее понимание, достоин именоваться самым знающим.
3. Также Абу Бакр был самым любимым из сподвижников для Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям).
4. Хадисы содержат побуждение к предпочтению вечной жизни перед дольней. Желание оставаться в этом мире может оправдываться лишь стремлением к преумножению благих поступков и приобретению тем самым высоких степеней в вечном мире.
5. Человеку надлежит проявлять благодарность тому, кто оказал ему какое-либо благодеяние, хорошо отзываться о нем и упоминать о его добром поступке, ибо тот, кто не благодарен людям, не благодарен Аллаху.
6. Проповедь Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) содержит предостережение от устроения на могилах мечетей и мест для поклонения, а также от погребения умерших в мечетях и создания внутри них изображений. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) проклял тех, кто совершает подобное, и назвал их худшими людьми перед Аллахом, кем бы они ни были(739).
7. Хадисы указывают на беззаветную любовь сподвижников к посланнику Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям). Они любили его больше самих себя, своих детей, родителей и всех людей. Именно поэтому они готовы были сделать выкупом за него даже своих родителей.
____________________
(730) Он приказал сделать это в лечебных целях. Число «семь» часто фигурирует в шариатских законоположениях, а также в законах, связанных с устройством мироздания. В версии хадиса, приведенной у ат-Табарани, сказано, что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) приказал, чтобы вода была взята из разных колодцев.
(731) Имеются в виду такие бурдюки, в которые не могло попасть ничего такого, что осквернило бы собой воду.
(732) См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/228).
(733) Здесь речь идет о высшей степени любви, пронизывающей сердце человека, которая по-арабски называется аль-хулля. Причина произнесения Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) этих слов заключалась в том, что такой любовью он не мог любить никого, кроме Аллаха, и никого не мог сделать соучастником в ней наряду со своим Господом. См. «Ан-нихайа фи гариб аль-хадис» (2/72), «Аль-мисбах аль-мунир» (1/180), «Шарх ан-навави» (5/16) и др.
(734) Муслим (№ 532).
(735) Имеется в виду, что только Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, понял, что жить Пророку (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) осталось уже недолго.
(736) “Халиль”.
(737) Комната Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, как и комнаты жен Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) примыкала непосредственно к мечети. Эти слова толкуются как указание на то, что после его смерти именно Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, должен был стать халифом.
(738) Аль-Бухари (№ 466, 3654, 3904), Муслим (№ 2382).
(739) См. «Фатх аль-бари» (1/559, 7/14, 16), «Шарх ан-навави» (15/16).
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Похожие темы
» Глава 27. Предсмертные заветы Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава 32. Наследство Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава девятая. Справедливость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава десятая. Скромность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава одиннадцатая. Сдержанность и снисходительность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава 32. Наследство Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава девятая. Справедливость Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава десятая. Скромность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
» Глава одиннадцатая. Сдержанность и снисходительность Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения