Хасан аль-Басри
Страница 1 из 1
Хасан аль-Басри
Хасан аль-Басри: 21-110 г.Х., один из известнейших учеников сахабов. Он был широко известен своими знаниями и аскетизмом.
Бакр аль-Музани сказал: «Если кто желает видеть ученого обладающего самыми широкими познаниями в данное время, то пусть посмотрит на Хасана, потому что мы не встречали ученого более знающего чем он». См. "Тахсиб ат-Тахсиб", 2/263.
Хасан аль-Басри, да будет доволен им Аллах, говорил: “Сподвижники Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, имели самые благочестивые сердца в этой общине. Это люди, которых Аллах сделал сподвижниками Своего пророка, мир ему и благословение Аллаха, и сделал теми, кто утверждал Его религию. Подражайте их нравам и следуйте по их пути, ибо, клянусь Господом Каабы, они были на прямом пути!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1807. Иснад достоверный.
Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Знайте, да помилует вас Аллах, что обладатели Сунны были самыми малочисленными среди людей в прошлом и таковыми будут в последующем. Это те, кто не впал в роскошь вместе с впавшими и не поддался ереси в месте с еретиками, они проявляли терпение придерживаясь Сунне, пока не повстречались со своим Господом. Такими будьте и вы". См. "Та'зым кадру ас-салят" 2/678.
Хасан аль-Басри также сказал: "О, сын Адама, ты состоишь из дней. Когда уходит день, уходит часть тебя".
Хасан аль-Басри сказал: "Тот у кого есть знание это, тот кто боится Милостивого наедине, и стремится к тому, что Аллах хочет и устраняется от того, что вызывает гнев Аллаха. Затем аль-Хасан прочитал аят: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий»". См. Тафсир ибн Кясир 4/729.
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Re: Хасан аль-Басри
аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах)
Имамство, факихство и величие в знании аль-Хасана аль-Басри не вызывало никаких сомнений у мусульман на протяжении 1400 лет!
Это человек - один из числа самых знающих и известных таби'инов, за которого делали тазкия даже сахабы, не говоря уже о таби'инах и имамах первых поколений, которые считались с его мнениями и цитировали его многократно!
Это был человек, которого кормила грудью Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах). Абу Ну'айм в "аль-Хилья", 2/147.
Имамство, факихство и величие в знании аль-Хасана аль-Басри не вызывало никаких сомнений у мусульман на протяжении 1400 лет!
Это человек - один из числа самых знающих и известных таби'инов, за которого делали тазкия даже сахабы, не говоря уже о таби'инах и имамах первых поколений, которые считались с его мнениями и цитировали его многократно!
Это был человек, которого кормила грудью Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах). Абу Ну'айм в "аль-Хилья", 2/147.
Сообщается, что за него обращался с мольбой 'Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен ею Аллах), когда он был младенцем, говоря: "О Аллах, обучи его религии и сделай так, чтобы люди полюбили его!". См. "Ахбар аль-къуда", 2/15.
И к нему советовал обращаться с вопросами религии Анас ибн Малик (да будет доволен ею Аллах). Однажды, когда Анаса спросили о каком-то вопросе, он сказал: "Вам следует спрашивать нашего вольноотпущенника аль-Хасана!". Ибн Аби Шейба, 14/27.
______________________________________________________
Шейх ‘Абдур-Раззакъ ибн ‘Абдуль-Мухсин ибн Хамад аль-‘Аббад аль-Бадр (да сохранит его Аллах) сказал: «Однажды к имаму Хасану аль-Басри (да помилует его Аллах) пришел человек, жалующийся на свою бедность. И он сказал ему: «Проси прощения у Аллаха!». (Т.е. покайся в своих грехах и проси прощения у Аллаха за них).
Затем пришел другой человек, который жаловался на отсутствие детей (бесплодие), и имам сказал ему (то же самое): «Проси прощения у Аллаха!».
И пришел третий человек с жалобой на засуху своего сада. И сказал ему имам: «Проси прощения у Аллаха!».
И сказал один из присутствующих: «Кто бы ни приходил к тебе, ты советовал ему просить прощения у Аллаха (почему)?».
И сказал Хасан аль Басри: «Я ничего не добавил к Корану» (и прочитал) следующий аят:
«Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди,
поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки»
Сура «Нух» 10-12 аят
И поэтому ученые говорят, кто увидит в своих делах слабость (трудность), то пусть совершает «истигфар», просит прощения у Аллаха многократно! (И за этим последуют многочисленные милости, если пожелает Аллах)". (Конец слов шейха)
* * *
Хасан аль-Басри сказал: “Поистине, Усман был назван Зу-Ннурайн по той причине, что мы не знаем никого, кто женился бы на двух дочерях пророка, помимо него”. Ибн ‘Асакир в “Тарих ад-Димашкъ”, 1/372.
* * *
Когда во время последователей сподвижников (таби’ун) произошла смута, Хасан аль-Басри, который был из числа тех, кто отдалился от смут, сказал: “О люди! Клянусь Аллахом, Аллах предоставил аль-Хаджаджу власть над вами только в наказание, посему не встречайте наказание Аллаха мечом! Однако проявляйте смирение и взывайте с мольбами”. Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ», 12/178.
* * *
Когда разгорелась эта смута, к аль-Хасану аль-Басри (да смилуется над ним Аллах), одному из самых великих имамов и факъихов Ислама, пришли люди и обратились с такой речью: «Что ты скажешь относительно этого тирана (аль-Хаджаджа), который проливает запретную кровь и присваивает запретное имущество, оставил молитву и совершает то-то и то-то?!».
Он ответил: “Я считаю, что вы не должны сражаться с ним. Если это (тирания аль-Хаджаджа) наказание от Аллаха, то вы не в силах отвратить наказание Аллаха своими мечами. А если же это испытание, то терпите, до тех пор, пока Аллах не примет Свое решение относительно него, ведь Он – Наилучший из судей”.
И тогда они ушли от него со словами: «И мы послушаемся этого «‘ильджа»*?!». ад-Дуляби в «аль-Куна уаль-асма», 3/1035; Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ», 12/178.
* Из значений слова «‘ильдж» – грубый человек, неверующий, не араб, дикий осёл. См. «Лисан аль-‘араб», 4/3065; «аль-Къамус аль-Мухит», 199. А Аллаху ведомо лучше, какой именно смысл они вложили в это слово в отношении Хасана аль-Басри.
* * *
Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили: “Не будут приняты слова, кроме как с делами. И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями. И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”. аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна”, 1/57; Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис”, 9; аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90.
* * *
Хасан аль-Басри говорил: “Ученый (‘алим) – это тот, чье знание совпадает с делами его. А что касается того, чьи слова расходятся с делами, то он только передатчик, который услышал что-то и передал это”. Ибн ‘Абдуль-Барр в «аль-Джами‘», 1241.
* * *
Хасан аль-Басри рассказывал, что однажды ‘Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) проходил мимо одного чтеца, который читал Коран, а затем начал просить что-то у людей. И ‘Имран (от возмущения) сказал: “Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся!”, после чего сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть тот, кто прочитал Коран, просит посредством него Аллаха, ибо появятся люди, которые будут читать Коран и просить посредством него людей!»”. ат-Тирмизи, 2917. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’», 6467.
* * *
Абдулла сообщил нам: Абу Хайсама сообщил нам: Суфйан ибн 'Уйаина передал нам от Йунуса от Аль-Хасана (Аль-Басри), который сказал: "Если человек сидит среди людей, и они считают его невежественным, в то время как в действительности он не невежда, тогда, воистину — это мусульманин, который обладает пониманием (религии)". См. "Китабу-ль-'Ильм" имама Абу Хайсама Ан-Наса'и, стр. 6.
* * *
Хасан аль-Басри говорил: “Клянусь Аллахом, не застал дня и не застал ночи верующий на поверхности земли, чтобы он не боялся лицемерия для себя! И никто не считает лишенным себя лицемерия, кроме истинного лицемера!”. аль-Фирьяби в “Сыфатуль-мунафикъ”, 87.
* * *
Имам аль-Мунауи привёл сообщение, в котором сообщалось, что однажды один человек из Басры пришел к ‘Ата ибн Аби Раббаху и сказал: “Я слышал, как Хасан аль-Басри говорил: «В ком проявились три качества, то я не затруднюсь сказать, что он лицемер!»”.
‘Ата сказал ему: “Когда вернёшься к Хасану, скажи ему: «‘Ата передаёт тебе салам и спрашивает: “Что ты скажешь о братьях пророка Юсуфа, которые лгали, не сдержали обещание и поступили вероломно?! Являлись ли они лицемерами?!»”.
Когда же тот человек передал это Хасану аль-Басри, он сказал: «Да воздаст Аллах благом ‘Ате!»”. См. “Файдуль-Къадир”, 1/194.
* * *
Хасан аль-Басри сказал: «Отрекшимся от мирского является тот, кто при виде любого человека говорит: “Он лучше меня”». См. «Джами’уль-‘улюми уаль-хикам», 291.
* * *
Забывчивость упоминания имени Аллаха при закалывании животного не делает мясо запретным, и это мнение ‘Али ибн Абу Талиба, Ибн ‘Аббаса, Са’ид ибн аль-Мусайиба, ‘Ата, Таууса, Хасана аль-Басри и др. См. “Бидаятуль-муджтахид”, 1/448.
* * *
Хасан аль-Басри рассказывал: “Сподвижники совершали земные поклоны на чалму, феску и руки их были в рукаве”. См. “Сахих аль-Бухари”, 1/493.
* * *
Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Иблис ни на одно мгновение не становился ангелом». См. "аль-Бидайа уа-н-Нихайа", 1/79. ИСТОЧНИК
* * *
Хасан Басри сказал: «Если ты видишь, что какой-то человек соревнуется с тобой в приобретении мирских благ, ты соревнуйся с ним в приобретении загробных благ».
* * *
Однажды Хасан аль-Басри был на похоронах. На похоронах там был один человек. И Хасан Басри сказал ему: «Посмотри.. этот, который умер, которого мы хороним сегодня – если бы он смог вернуться в этот мир, начал бы он совершать благие деяния, угодные Аллаху?».
Мужчина ответил ему [Хасану]: «Конечно! Конечно!».
Потому что, кто умирает мечтает о том, чтобы вернуться и еще что-то успеть сделать.
- «Конечно!» - сказал он.
Хасан Басри сказал ему такие замечательные слова – он сказал: «Если он не может сделать это, то, что мешает тебе сделать это?».
* * *
Сообщается, что Хасан аль-Басри относительно неумышленного убийства пророком Мусой того египтянина сказал: “В то время убийство неверного не было дозволенным, поскольку это было время удерживания от сражения”. См. “Тафсир аль-Куртуби”, 13/173; “Тафсир аль-Касыми”, 12/4699.
* * *
Хафиз Ибн Касир сказал: “Сражайтесь на пути Аллаха, но не преступайте в этом границы. Сюда относится совершения запретного, как сказал Хасан аль-Басри, в виде изуродования тел, кражи из трофеев, убийства женщин, детей и стариков, которые не помогают в сражении; а также убий-ства монахов и находящихся в кельях; сжигания деревьев и убийство животных без пользы. Об этом говорили Ибн ‘Аббас, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, Мукъатиль ибн Хаян и другие”. См. “Тафсир Ибн Касир”, 1/313.
* * *
Хасан аль-Басри говорил: “Поистине, ближе к Корану из людей тот, кто следует его установлениям, даже если и не читает его”. аль-Хатыб в “Икътида аль-‘ильм аль-‘амаль”, 108.
* * *
Хасана аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) спросили о совершении молитвы позади человека, придерживающегося нововведений, и он сказал: “Молись, а его нововведения останутся ему”. аль-Бухари, 1/238.
* * *
Спросили у аль-Хасана аль-Басри: «Не следует ли одному (из нас) постесняться своего Господа: просить прощения за свои грехи, а затем возвращаться (к ним), затем опять просить прощения и снова возвращаться (к ним)?».
Он ответил: «Шайтан хотел бы добиться этого от вас, так пусть вам не надоедает просить прощения (у Аллаха)». Ибн Раджаб в «Джами’ аль-‘улюм уаль- хикам», 1/415.
* * *
Когда один человек спросил Хасана аль-Басри: «К моей дочери посватались многие люди, так за кого же ее выдать?».
Он ответил: “Выдавай за того, кто боится Аллаха! Ведь такой человек если полюбит ее, будет почитать, а если не полюбит, то по крайней мере не будет ее притеснять”. См. “аль-Ихья”, 2/41.
* * *
От Хасана аль-Басри сообщается, что если человек сам рассказывает о своих грехах, то упоминание этого уже не будет относится к гъиба. См. “Файдуль-Къадир”, 3/323.
* * *
Хасан аль-Басри, Суфьян ас-Саури и Юнус ибн Асбат говорили: “Кто обратился к Аллаху с мольбой о сохранении несправедливого, тот желает, чтобы ослушались Аллаха!”. аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман”, 9432; Ибн Аби ад-Дунья в “ас-Самт”, 231; Абу Ну’айм в “аль-Хилья”, 7/46.
* * *
Хасан аль-Басри говорил: “Нет для неверных, проживающих на землях мусульман ничего из обязательной милостыни (закят и закят аль-Фитр), однако если человек пожелает он может дать им добровольную милостыню”. Абу ‘Убайд, 1/236.
* * *
Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Истинно, эта религия должна быть постоянна. Тот, кто не вытерпел, бросает её. И поистине, правда тяжела, а человек слаб, поэтому люди говорят: «пусть человек делает только то, что он может, потому что он не знает, когда умрет».
Если человек жесток по отношению к своей душе, заставляет её делать то, что она не в силах, то, скорее всего, он забросит все свои дела, даже возможно откажется от выполнения обязательных вещей. Но если он мягок со своей душой и заставляет её делать только то, что она может то, это очень разумно и спасёт её от наущений дьявола. Также говорят: «Самый плохой путь - это тот, который утомляет». В книге "аль-Фатх", 11/299, в комментарии на хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Полюбите те дела, которые вам под силу».
* * *
Аль-Хасан Аль-Басри сказал: «Я не знаю лучшего поклонения, чем молитва, совершаемая глубокой ночью».
Его спросили: «Почему у тех людей, которые молятся по ночам, светлые лица?».
На что он ответил: «Это потому, что они остались наедине с Милостивым, и Он наделил их из Своего Света». «Ихьйя ‘улум ад-дин», (1/355; 4/412).
* * *
Хасан аль-Басри и аз-Зухри говорили: “Если ты услышишь, что они (люди Писания) зарезали животное во имя кого-либо, кроме Аллаха, то не ешь его. Но если ты не слышал этого, то ешь, ведь Аллах дозволил тебе это, зная о том, что они неверные!”. См. “Тафсир аль-Байдауи”, 2/298; “Фатхуль-Бари”, 9/552.
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Re: Хасан аль-Басри
Хасан аль-Басри говорил: "Знающий – этот тот, кто страшится Милосердного, когда остается наедине с самим собой. Совершает то, что любит Аллах, и сторонится всего того, что гневит Аллаха".
Затем прочитал аят:
"Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий". Фатыр, 28.
См. "Афатул-ъилм" лил шейх Саид Раслан, стр.86
* * *
Хасан аль-Басри говорил: “О сын Адама! Поистине, молитва удерживает от мерзости и порицаемого. А если твоя молитва не удерживает тебя от мерзости и порицаемого, то значит, ты не совершаешь молитву (должным образом)!”. См. “ад-Дурруль-мансур”, 11/553.
* * *
Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Когда Аллах пожелал создать Адама, ангелы стали говорить: “Кого бы ни создал Господь наш, мы всё равно будем знать больше, чем он”. За это они были подвергнуты испытанию, на что и указывают слова Аллаха “если вы говорите правду”». Тафсир Табари, т. 1, с. 173.
* * *
Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Иблис сравнил [себя с Адамом] и стал первым, кто прибег к суждению по аналогии (къияс)». Мухаммад ибн Сирин сказал: «Иблис первым прибег к суждению по аналогии, а ведь если бы не суждения по аналогии, [люди] не стали бы поклоняться ни солнцу, ни луне». Тафсир Табари, т. 7, с. 98.
* * *
Аль-Хасан аль-Басри сказал: "Верующий подобен чужеземцу, который не боится унижений этого мира и не борется за eго славу: у него свои интересы, а у людей - свои".
* * *
Хасан аль-Басри сказал: "Мусульмане не переставали совершать молитву, истекая кровью от ранений". аль-Бухари, 1/280.
* * *
От ас-Сарий ибн Яхьи сообщается, что на вопрос Хасану аль-Басри: «Как следует выражать поздравление в связи с новорожденным», он сказал: «Пусть Аллах сделает его благословенным для тебя и для общины Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха». ат-Табарани в «ад-Ду’а», № 945; Ибн Аби-д-Дунья в «аль-’Ияль», 1/363.
аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) - ЧАСТЬ 2
Один человек спросил у Хасана аль-Басри: «К моей дочери посватались несколько человек. За кого же из них мне выдать её замуж?».
Хасан аль-Басри ответил: «За того, кто боится Аллаха. И если полюбит её, то будет уважать, а если возненавидит – не станет обижать».
* * *
Передают, что Абу Са'ид аль-Худри сказал: «[Однажды] в присутствии Пророка (салля Лллаху 'алейхи уа саллям) кто-то упомянул о прерывании полового акта, и он спросил: "А что вас [интересует]?". [Люди] сказали: "[Такой случай, когда] мужчина [совершает половое сношение] с женой, которая ещё кормит грудью и не хочет забеременеть от него, и [такой случай, когда] мужчина [совершает половое сношение] с рабыней, но не хочет, чтобы она забеременела от него". * [На это пророк (салля Лллаху 'алейхи уа саллям)] сказал: "Нет [никаких причин], чтобы вы [отказывались от] этого, [ибо всё, чему предстоит произойти], предопределено"».
Ибн 'Аун сказал: «Я передал [этот хадис] аль-Хасану [аль-Басри], и он сказал: "Клянусь Аллахом, [похоже, что Пророк (салля Лллаху 'алейхи уа саллям) хотел] удержать [людей от этого]"». Сахих Муслим. Мухтасар, 840.
* В данном случае имеется в виду, что хозяин не желает беременности рабыни, чтобы это не помешало ему продать её.
* * *
Шейх Ибн аль-Къайим в отношении слова «убежденность» * сказал: “Речь идет о смерти по единогласному мнению абсолютно всех ученых! А Хасан аль-Басри говорил: «Аллах не установил для верующих какого-либо определенного срока для поклонения, кроме смерти»”. См. “Мадариджу-ссаликин”, 3/316.
* Речь идет о словах Аллаха: «Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность не явится к тебе!». (аль-Хиджр, 15:99).
* * *
Хасан аль-Басри сказал: “Чернила ученых перевесят кровь шахидов”. * аль-‘Аджлюни в “Кашфуль-хафа”, 2/262.
* Некоторые мусульмане рассказывают эти слова, приписывая их Пророку (мир ему и благословение Аллаха). На самом же деле эти слова принадлежат Хасану аль-Басри, а как хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха) он является недостоверным. См. “аль-‘Иляль”, 1/80 имама Ибн аль-Джаузи. Поэтому нельзя это рассказывать как хадис, но можно передавать эти слова от имама Хасана аль-Басри.
* * *
Хасан аль-Басри говорил: “Было сказано: «Смерть ученого – это брешь в Исламе, и ничто ее не закроет пока день сменяет ночь!»”. ад-Дарими, 324. Это было сказано также ‘Али ибн Абу Талибом и Ибн Мас’удом, что приводится у имама аль-Багъауи и хафиза ад-Думьяты.
* * *
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия упомянув слова Хасана аль-Басри: “Разве вы не желаете упоминать о нечестивом человеке? Говорите о его ошибках, чтобы люди остерегались его!”, сказал: “Выявление и сообщение о нововведении и распутстве кого-либо не относится к гъиба, как это сообщил Хасан аль-Басри и другие имамы, если человек совершает эти грехи открыто и явно. Такой человек заслуживает наказания мусульман, и самое меньшее, что ему полагается – это порицание, чтобы люди удерживались и отстранялись от него. И если не порицать и не упоминать то, что присуще ему из распутства, грехов или же нововведений, то люди могут, обольстившись последовать за ним в этом”. См. “Маджму’уль-фатауа”, 15/268.
* * *
Хасан аль-Басри, который умер в 105-ом году, сказал: «Некоторые люди занялись только поклонением и оставили знание, а затем подняли свое оружие против мусульман. Если бы они требовали знание, то знание запретило бы им такие заблуждения». Передал ибн аль-Каййим в «Мифтаху ас-саада» и Ибн Абдуль-Барр.
* * *
Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) говорил: “Приверженцы нововведений по положению подобны иудеям и христианам”. Аль-Лялякаи, 1/245.
* * *
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: «Однажды один человек спросил Хасана аль-Басри: "Спит ли Иблис?" - и он ответил: "Если бы он уснул, то мы нашли бы покой"». См. "Тальбису Иблис", стр. 49.
* * *
Аль-Хасан аль-Басри, разъясняя суть размышления над Кораном, сказал: «... Клянусь Аллахом, этого не достичь тем, кто запоминает наизусть его буквы, но не выполняет его ограничения. Порой кто-либо из них говорит: «Я прочел Коран полностью и не упустил из него ни одной буквы!». Но, клянусь Аллахом, в действительности, он упустил его целиком, поскольку следов Корана не видно ни в его поведении, ни в его поступках. А другой говорит: «Поистине, я могу прочесть суру на одном дыхании». Клянусь Аллахом, это – не чтецы, не ученые, не мудрецы и не богобоязненные праведники. Когда чтецы становятся такими, Аллах создает среди людей много вот таких». Ан-Науауи, «Шарх Сахих Муслим».
* * *
Хасан аль-Басри говорил: “Если в человеке явно проявится нечестие, то упоминание этого не будет являться гъибой, как например упоминание женоподобного мужчины или хариджита”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт”, 237.
* * *
Хасан аль-Басри говорил: “Когда назревает смута (фитна), то о ней знает только ученый, а когда она завершается, то о ней узнает уже каждый невежда (джахиль)”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат”, 7/166.
Затем прочитал аят:
"Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий". Фатыр, 28.
См. "Афатул-ъилм" лил шейх Саид Раслан, стр.86
* * *
Хасан аль-Басри говорил: “О сын Адама! Поистине, молитва удерживает от мерзости и порицаемого. А если твоя молитва не удерживает тебя от мерзости и порицаемого, то значит, ты не совершаешь молитву (должным образом)!”. См. “ад-Дурруль-мансур”, 11/553.
* * *
Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Когда Аллах пожелал создать Адама, ангелы стали говорить: “Кого бы ни создал Господь наш, мы всё равно будем знать больше, чем он”. За это они были подвергнуты испытанию, на что и указывают слова Аллаха “если вы говорите правду”». Тафсир Табари, т. 1, с. 173.
* * *
Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Иблис сравнил [себя с Адамом] и стал первым, кто прибег к суждению по аналогии (къияс)». Мухаммад ибн Сирин сказал: «Иблис первым прибег к суждению по аналогии, а ведь если бы не суждения по аналогии, [люди] не стали бы поклоняться ни солнцу, ни луне». Тафсир Табари, т. 7, с. 98.
* * *
Аль-Хасан аль-Басри сказал: "Верующий подобен чужеземцу, который не боится унижений этого мира и не борется за eго славу: у него свои интересы, а у людей - свои".
* * *
Хасан аль-Басри сказал: "Мусульмане не переставали совершать молитву, истекая кровью от ранений". аль-Бухари, 1/280.
* * *
От ас-Сарий ибн Яхьи сообщается, что на вопрос Хасану аль-Басри: «Как следует выражать поздравление в связи с новорожденным», он сказал: «Пусть Аллах сделает его благословенным для тебя и для общины Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха». ат-Табарани в «ад-Ду’а», № 945; Ибн Аби-д-Дунья в «аль-’Ияль», 1/363.
аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) - ЧАСТЬ 2
Один человек спросил у Хасана аль-Басри: «К моей дочери посватались несколько человек. За кого же из них мне выдать её замуж?».
Хасан аль-Басри ответил: «За того, кто боится Аллаха. И если полюбит её, то будет уважать, а если возненавидит – не станет обижать».
* * *
Передают, что Абу Са'ид аль-Худри сказал: «[Однажды] в присутствии Пророка (салля Лллаху 'алейхи уа саллям) кто-то упомянул о прерывании полового акта, и он спросил: "А что вас [интересует]?". [Люди] сказали: "[Такой случай, когда] мужчина [совершает половое сношение] с женой, которая ещё кормит грудью и не хочет забеременеть от него, и [такой случай, когда] мужчина [совершает половое сношение] с рабыней, но не хочет, чтобы она забеременела от него". * [На это пророк (салля Лллаху 'алейхи уа саллям)] сказал: "Нет [никаких причин], чтобы вы [отказывались от] этого, [ибо всё, чему предстоит произойти], предопределено"».
Ибн 'Аун сказал: «Я передал [этот хадис] аль-Хасану [аль-Басри], и он сказал: "Клянусь Аллахом, [похоже, что Пророк (салля Лллаху 'алейхи уа саллям) хотел] удержать [людей от этого]"». Сахих Муслим. Мухтасар, 840.
* В данном случае имеется в виду, что хозяин не желает беременности рабыни, чтобы это не помешало ему продать её.
* * *
Шейх Ибн аль-Къайим в отношении слова «убежденность» * сказал: “Речь идет о смерти по единогласному мнению абсолютно всех ученых! А Хасан аль-Басри говорил: «Аллах не установил для верующих какого-либо определенного срока для поклонения, кроме смерти»”. См. “Мадариджу-ссаликин”, 3/316.
* Речь идет о словах Аллаха: «Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность не явится к тебе!». (аль-Хиджр, 15:99).
* * *
Хасан аль-Басри сказал: “Чернила ученых перевесят кровь шахидов”. * аль-‘Аджлюни в “Кашфуль-хафа”, 2/262.
* Некоторые мусульмане рассказывают эти слова, приписывая их Пророку (мир ему и благословение Аллаха). На самом же деле эти слова принадлежат Хасану аль-Басри, а как хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха) он является недостоверным. См. “аль-‘Иляль”, 1/80 имама Ибн аль-Джаузи. Поэтому нельзя это рассказывать как хадис, но можно передавать эти слова от имама Хасана аль-Басри.
* * *
Хасан аль-Басри говорил: “Было сказано: «Смерть ученого – это брешь в Исламе, и ничто ее не закроет пока день сменяет ночь!»”. ад-Дарими, 324. Это было сказано также ‘Али ибн Абу Талибом и Ибн Мас’удом, что приводится у имама аль-Багъауи и хафиза ад-Думьяты.
* * *
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия упомянув слова Хасана аль-Басри: “Разве вы не желаете упоминать о нечестивом человеке? Говорите о его ошибках, чтобы люди остерегались его!”, сказал: “Выявление и сообщение о нововведении и распутстве кого-либо не относится к гъиба, как это сообщил Хасан аль-Басри и другие имамы, если человек совершает эти грехи открыто и явно. Такой человек заслуживает наказания мусульман, и самое меньшее, что ему полагается – это порицание, чтобы люди удерживались и отстранялись от него. И если не порицать и не упоминать то, что присуще ему из распутства, грехов или же нововведений, то люди могут, обольстившись последовать за ним в этом”. См. “Маджму’уль-фатауа”, 15/268.
* * *
Хасан аль-Басри, который умер в 105-ом году, сказал: «Некоторые люди занялись только поклонением и оставили знание, а затем подняли свое оружие против мусульман. Если бы они требовали знание, то знание запретило бы им такие заблуждения». Передал ибн аль-Каййим в «Мифтаху ас-саада» и Ибн Абдуль-Барр.
* * *
Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) говорил: “Приверженцы нововведений по положению подобны иудеям и христианам”. Аль-Лялякаи, 1/245.
* * *
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: «Однажды один человек спросил Хасана аль-Басри: "Спит ли Иблис?" - и он ответил: "Если бы он уснул, то мы нашли бы покой"». См. "Тальбису Иблис", стр. 49.
* * *
Аль-Хасан аль-Басри, разъясняя суть размышления над Кораном, сказал: «... Клянусь Аллахом, этого не достичь тем, кто запоминает наизусть его буквы, но не выполняет его ограничения. Порой кто-либо из них говорит: «Я прочел Коран полностью и не упустил из него ни одной буквы!». Но, клянусь Аллахом, в действительности, он упустил его целиком, поскольку следов Корана не видно ни в его поведении, ни в его поступках. А другой говорит: «Поистине, я могу прочесть суру на одном дыхании». Клянусь Аллахом, это – не чтецы, не ученые, не мудрецы и не богобоязненные праведники. Когда чтецы становятся такими, Аллах создает среди людей много вот таких». Ан-Науауи, «Шарх Сахих Муслим».
* * *
Хасан аль-Басри говорил: “Если в человеке явно проявится нечестие, то упоминание этого не будет являться гъибой, как например упоминание женоподобного мужчины или хариджита”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт”, 237.
* * *
Хасан аль-Басри говорил: “Когда назревает смута (фитна), то о ней знает только ученый, а когда она завершается, то о ней узнает уже каждый невежда (джахиль)”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат”, 7/166.
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Re: Хасан аль-Басри
аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) - ЧАСТЬ 3
‘Абдуллах ибн ‘Аун говорил: “Муслим ибн Ясар пользовался среди людей большим уважением и достоинством нежели аль-Хасан аль-Басри. Однако, когда наступила смута, Муслим поспешил к ней, а аль-Хасан задержался и отстранился от нее. Тогда Муслим упал в глазах людей, а аль-Хасан возвысился”. Ибн Абу Шейба, 11/128; Ибн Са‘д в «ат-Табакъат», 7/165; Ибн ‘Асакир «ат-Тарих», 58/146.
* * *
‘Умар ибн Язид рассказывал: “Когда во времена правления Язида ибн аль-Мухалляба (наместника Басры) толпа (недовольных) людей пришла к Хасану аль-Басри, он велел им пребывать в своих домах и закрыть двери, и сказал: «Клянусь Аллахом, если бы люди терпели то, что постигает их со стороны правителей, то не проходило бы много времени, как Аллах избавлял бы их от этого! Однако они сразу прибегают к мечу, и по этой причине вверяются ему. И клянусь Аллахом, они никогда не достигали благого!», – после чего он прочитал аят: «Мы даровали в наследие тем, которых считали слабыми, восточные и западные земли, которые Мы благословили. Сбылось прекрасное Слово твоего Господа о сынах Исраиля, поскольку они проявили терпение. Мы разрушили то, что содеяли фараон и его народ, и то, что они воздвигали». (аль-А’раф 7:137). Ибн Са’д в “Табакъат аль-кубра”, 7/164; аль-Аджурри в “аш-Шари’а”, 65.
* * *
Передается от Хасана аль-Басри, что сказал он: «Нет ничего из творений, более близких к Господу, чем ангел Исрафил (из числа несущих Трон), и между ним, и между Господом 70 покрывал, и каждое равно 500 годам пути, и Исрафил за ними всеми, и голова его под Троном, а плечо – на пределах седьмого неба». Передал Ибн Кудама в «Исбату сыфат аль улюу», 111; также Захаби и упомянул об этом асаре Багауи в своем тафсире.
* * *
Имам Ибн Къудама сказал: “Никто не прикасается к Корану, кроме очищенного от двух осквернений (малого и большого). И это мнение Ибн ‘Умара, Хасана аль-Басри, Тауса, аш-Ша’би, аль-Къасима ибн Мухаммада, Малика, аш-Шафи’и и ханафитов. И мы не знаем никого, кто пошел бы им в противоречие, кроме Дауда”. См. “аль-Мугъни”, 1/168.
* * *
Среди саляфов были такие, кто дозволял трогать Коран через обложку, как например, Са’ид ибн Джубайр, Абу Уаиль, Хасан аль-Басри и ‘Ата. См. “аль-Мусаннаф”, 2/361 Ибн Аби Шайбы.
* * *
Сказал Хасан аль-Басри: "Иблис не был ангелом ни одного мгновения, поистине он в основе (создания своего) джин, как Адам в основе своей человек. Это привел Ибн Джарир ат-Табари в достоверном иснаде от него". Том 4, стр. 222 . Издательство "Дар кутуб Араби", 2004 год, Бейрут.
* * *
Что касается слона, то большинство ученых, среди которых Хасан аль-Басри, Абу Ханифа, аш-Шафи’и и Ахмад считали, что есть его запрещено, ибо он обладатель самых больших клыков, несмотря на то, что некоторые относят их к резцам. А имам Ахмад говорил: “Слон не является пищей мусульман”. См. “Ахкаму-ззабаих”, 139.
* * *
Имам Ибн Аби Шайба 3/337 передал, что Хасан аль-Басри и ‘Ата ибн Аби Раббах не видели проблем в никахе с ограничениями.
* * *
Сообщается, что какой-то человек сказал Хасану аль-Басри: «Поведай нам о качествах сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Он заплакал и сказал: «В них проявились качества добра, благообразия, приверженности прямому пути и правдивости.
Они носили грубую одежду, ибо были умеренны.
Их походка была скромна, слова соответствовали делам.
Они вкушали благое и пили благое, были покорны Всевышнему Господу, подчинялись истине вне зависимости от того, желанно им было это или тягостно, и выполняли обязанности.
Постились днями и имели худые тела.
Пренебрегали недовольством творений в угоду Творцу, не излишествовали в гневе, не поступали несправедливо и не переступали приказанного Всевышним Аллахом в Коране.
Занимали свои языки поминанием Господа, отдавали свои жизни, когда Аллах требовал от них оказания помощи религии, и жертвовали имуществом, когда Он призывал их дать Ему заем.
Страх перед творениями не был для них преградой.
Они обладали благими нравами, скромными потребностями, довольствовались в земной жизни малым, ожидая жизни вечной». Абу Ну‘айм, «Хильят аль-Аулия», т. 2, с. 150.
‘Абдуллах ибн ‘Аун говорил: “Муслим ибн Ясар пользовался среди людей большим уважением и достоинством нежели аль-Хасан аль-Басри. Однако, когда наступила смута, Муслим поспешил к ней, а аль-Хасан задержался и отстранился от нее. Тогда Муслим упал в глазах людей, а аль-Хасан возвысился”. Ибн Абу Шейба, 11/128; Ибн Са‘д в «ат-Табакъат», 7/165; Ибн ‘Асакир «ат-Тарих», 58/146.
* * *
‘Умар ибн Язид рассказывал: “Когда во времена правления Язида ибн аль-Мухалляба (наместника Басры) толпа (недовольных) людей пришла к Хасану аль-Басри, он велел им пребывать в своих домах и закрыть двери, и сказал: «Клянусь Аллахом, если бы люди терпели то, что постигает их со стороны правителей, то не проходило бы много времени, как Аллах избавлял бы их от этого! Однако они сразу прибегают к мечу, и по этой причине вверяются ему. И клянусь Аллахом, они никогда не достигали благого!», – после чего он прочитал аят: «Мы даровали в наследие тем, которых считали слабыми, восточные и западные земли, которые Мы благословили. Сбылось прекрасное Слово твоего Господа о сынах Исраиля, поскольку они проявили терпение. Мы разрушили то, что содеяли фараон и его народ, и то, что они воздвигали». (аль-А’раф 7:137). Ибн Са’д в “Табакъат аль-кубра”, 7/164; аль-Аджурри в “аш-Шари’а”, 65.
* * *
Передается от Хасана аль-Басри, что сказал он: «Нет ничего из творений, более близких к Господу, чем ангел Исрафил (из числа несущих Трон), и между ним, и между Господом 70 покрывал, и каждое равно 500 годам пути, и Исрафил за ними всеми, и голова его под Троном, а плечо – на пределах седьмого неба». Передал Ибн Кудама в «Исбату сыфат аль улюу», 111; также Захаби и упомянул об этом асаре Багауи в своем тафсире.
* * *
Имам Ибн Къудама сказал: “Никто не прикасается к Корану, кроме очищенного от двух осквернений (малого и большого). И это мнение Ибн ‘Умара, Хасана аль-Басри, Тауса, аш-Ша’би, аль-Къасима ибн Мухаммада, Малика, аш-Шафи’и и ханафитов. И мы не знаем никого, кто пошел бы им в противоречие, кроме Дауда”. См. “аль-Мугъни”, 1/168.
* * *
Среди саляфов были такие, кто дозволял трогать Коран через обложку, как например, Са’ид ибн Джубайр, Абу Уаиль, Хасан аль-Басри и ‘Ата. См. “аль-Мусаннаф”, 2/361 Ибн Аби Шайбы.
* * *
Сказал Хасан аль-Басри: "Иблис не был ангелом ни одного мгновения, поистине он в основе (создания своего) джин, как Адам в основе своей человек. Это привел Ибн Джарир ат-Табари в достоверном иснаде от него". Том 4, стр. 222 . Издательство "Дар кутуб Араби", 2004 год, Бейрут.
* * *
Что касается слона, то большинство ученых, среди которых Хасан аль-Басри, Абу Ханифа, аш-Шафи’и и Ахмад считали, что есть его запрещено, ибо он обладатель самых больших клыков, несмотря на то, что некоторые относят их к резцам. А имам Ахмад говорил: “Слон не является пищей мусульман”. См. “Ахкаму-ззабаих”, 139.
* * *
Имам Ибн Аби Шайба 3/337 передал, что Хасан аль-Басри и ‘Ата ибн Аби Раббах не видели проблем в никахе с ограничениями.
* * *
Сообщается, что какой-то человек сказал Хасану аль-Басри: «Поведай нам о качествах сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Он заплакал и сказал: «В них проявились качества добра, благообразия, приверженности прямому пути и правдивости.
Они носили грубую одежду, ибо были умеренны.
Их походка была скромна, слова соответствовали делам.
Они вкушали благое и пили благое, были покорны Всевышнему Господу, подчинялись истине вне зависимости от того, желанно им было это или тягостно, и выполняли обязанности.
Постились днями и имели худые тела.
Пренебрегали недовольством творений в угоду Творцу, не излишествовали в гневе, не поступали несправедливо и не переступали приказанного Всевышним Аллахом в Коране.
Занимали свои языки поминанием Господа, отдавали свои жизни, когда Аллах требовал от них оказания помощи религии, и жертвовали имуществом, когда Он призывал их дать Ему заем.
Страх перед творениями не был для них преградой.
Они обладали благими нравами, скромными потребностями, довольствовались в земной жизни малым, ожидая жизни вечной». Абу Ну‘айм, «Хильят аль-Аулия», т. 2, с. 150.
* * *
Если мусафир застал за имамом в молитве меньше одного рака'ата, то ему следует в таком случае доделать два, а не четыре рака'ата, так как он не застал саму молитву. Этого мнения придерживались Хасан аль-Басри, аз-Зухри, Ибрахим ан-Наха'и, Къатада и Малик. См. "Сахих фикъху-Ссунна", 1/489.
* * *
Хасан аль-Басри говорил: “Поистине, Аллах открывает год месяцем Мухаррам и завершает год этим месяцем, и нет месяца в году после Рамадана, величественнее перед Аллахом, чем Мухаррам по причине его святости”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф”, 79.
* * *
Мнение о том, что прикосновение к женщине не нарушает омовение, и нет разницы в прикосновении к женщине, будь это осознанно или случайно, со страстью или нет, близкая женщина или посторонняя, в любом случае это не нарушает омовения - это мнение Ибн Аббаса, а также имама Абу Ханифы, Хасана аль-Басри, Ата, Тауса, аш-Шайбани и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Мабсут”, 1/68; “аль-Аусат”, 1/126; “Маджму’уль-фатауа”, 21/410.
* * *
Хасан аль-Басри говорил: “Тот, кто подстриг волосы или ногти, или же снял носки, тот не должен совершать омовения!”. Са’ид ибн Мансур. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари”, 1/482.
* * *
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Малое омовение человека, который обтер носки и чалму, не нарушается, если он снял их. Оно также не нарушается, если истек срок их обтирания. И от человека не требуется обтирать голову или мыть стопы (после снятия этого). Таково мнение аль-Хасана аль-Басри. И согласно достоверному мнению ханбалитского мазхаба и высказыванию большинства ученых, это можно сравнить с удалением волос, которые были обтерты”. См. “аль-Ихтиярат”, 15.
* * *
Аш’ас рассказывал: “Хасан аль-Басри порицал женитьбу в даруль-харбе на их женщинах, оставляя среди них своего ребенка”. Ибн Аби Шайба, 17963.
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Re: Хасан аль-Басри
Аль-Хасан аль-Басри однажды направился на посещение больного человека и нашел его в муках смерти, так что он увидел мучение, которое переносилось им. Он возвратился к своему семейству с другим цветом, чем когда он оставил их, (то есть, он был явно подавлен тем, что он видел). Они сказали ему: “Иди и поешь, да смилостивится Аллах над тобой”. Он сказал: “O мое семейство, начинайте, есть и пить. Я видел смерть, и я никогда не прекращу упорно трудиться, пока я не встречу её”. См. "аль-Тазкирах", аль-Куртуби, 17.
Аль-Хасан аль-Басри (да смилостивится над ним Аллах), сказал: “Наши братья более дороги для нас, чем наши семейства, поскольку наши семейства напоминают нам об этом мире, но наши братья напоминают нам о будущей жизни”.
Один человек сказал аль-Хасану аль-Басри (да смилостивится над ним Аллах): “O Абу Са’ид, я жалуюсь тебе о твердости моего сердца”. Он ответил: “Смягчи его зикром”. См. "аль-Ваабил аль-Сайиб ва Раафи’ аль-Калим аль-Таййиб", 142.
В "аль-Муснаде" (1/201) передаётся от аль-Хасана, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Из хороших качеств мусульманина, то что он говорит мало о том, что его не касается». (Арнаут сказал: это сообщение "Хасан", из-за подкрепляющих сообщений).
Абу Убейда передал, что аль-Хасан аль-Басри сказал: «Одним из признаков того, что Аллах отвернулся от человека, является то, что человек занимается тем, что не касается его, а знаком того что Аллах повернулся к человеку, является то, что он занят своими делами».
Говорил Хасан аль-Басри: “Когда назревает смута (фитна), то о ней знает только ученый, а когда она завершается, то о ней узнает уже каждый невежда (джахиль)”. См. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 7/166.
Передают, что аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал: “Было так, что человек приобретал знания, и это сразу становилось заметным в его смиренности, поведении, его языке и его руке”. См. «аз-Зухд» ‘АбдуЛлаха бин аль-Мубарака, № 79.
Передают, что аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал: “Было так, что человек приобретал знания, и это сразу становилось заметным в его смиренности, поведении, его языке и его руке”. См. «аз-Зухд» ‘АбдуЛлаха бин аль-Мубарака, № 79.
аль-Хасан аль-Басри рассказывал про хариджитов: «Тот, кто действует без знаний, подобен тому, кто сбился с пути; и тот, кто действует без знаний портит больше, чем улучшает. Так ищи же знания таким путем, который не портит твоё поклонение, и ищи поклонение таким путем, который не портит знание. Воистину, были люди (хариджиты чрезмерствующие), которые искали поклонение, но оставили знания из-за чего дошли до атаки на Умму Мухаммада, ﷺ, своими мечами. Но если бы они искали знание, то это бы не привело их к тому, что они натворили». Передано Ибн Абд уль-Барром, См. «Джами Баян уль-‘Ильм уа Фадлихи», 905.
Аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Верующий совершает праведные дела, испытывая страх и боязнь, а нечестивый грешник совершает греховные дела, чувствуя себя в безопасности!» ( «Тафсир Ибн Касира», 3/451).
Аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Худшими рабами Аллаха являются те, которые выискивают самые сложные и запутанные вопросы, чтобы потом сделать их предметом обсуждений рабов Аллаха» ( «аль-Ибана аль-кубра», стр. 309).
Аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Капиталом мусульманина является его религия. Поэтому он не должен оставлять её без присмотра, а также не должен доверять её людям» ( «аль-Истизкар», 2/28).
Аль-Хасану аль-Басри сообщили:«Люди говорят: „Кто произнес (шахаду): «Нет истинного божества, кроме Аллаха“, тот войдёт в Рай». Он ответил: «Войдёт в Рай тот, кто произнесет её, при этом выполнив все её условия и обязанности»».См. ( «Джамиа аль-улюм ва аль-хикам», стр. 208).
Аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал:«Из признаков того, что Аллах не желает рабу блага, относится случай, когда Он делает так, чтобы раб занимался делами, которые его не касаются». См. («аль-Муин», Ибн аль-Мулякын», стр. 197).
Аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал:«О сын Адама! Ты не достигнешь сущности веры, пока не прекратишь порочить людей теми недостатками, которые присущи тебе. Затем ты начнешь со своего недостатка и постараешься исправить его. Исправляя один недостаток, ты непременно увидишь другой свой недостаток. Тем самым, ты будешь заниматься только самим собой».См. ( «Маварид аз-замман», 1/377).
источник http://svet-islama.com/
Аль-Хасан аль-Басри (да смилостивится над ним Аллах), сказал: “Наши братья более дороги для нас, чем наши семейства, поскольку наши семейства напоминают нам об этом мире, но наши братья напоминают нам о будущей жизни”.
Один человек сказал аль-Хасану аль-Басри (да смилостивится над ним Аллах): “O Абу Са’ид, я жалуюсь тебе о твердости моего сердца”. Он ответил: “Смягчи его зикром”. См. "аль-Ваабил аль-Сайиб ва Раафи’ аль-Калим аль-Таййиб", 142.
В "аль-Муснаде" (1/201) передаётся от аль-Хасана, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Из хороших качеств мусульманина, то что он говорит мало о том, что его не касается». (Арнаут сказал: это сообщение "Хасан", из-за подкрепляющих сообщений).
Абу Убейда передал, что аль-Хасан аль-Басри сказал: «Одним из признаков того, что Аллах отвернулся от человека, является то, что человек занимается тем, что не касается его, а знаком того что Аллах повернулся к человеку, является то, что он занят своими делами».
Говорил Хасан аль-Басри: “Когда назревает смута (фитна), то о ней знает только ученый, а когда она завершается, то о ней узнает уже каждый невежда (джахиль)”. См. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 7/166.
Передают, что аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал: “Было так, что человек приобретал знания, и это сразу становилось заметным в его смиренности, поведении, его языке и его руке”. См. «аз-Зухд» ‘АбдуЛлаха бин аль-Мубарака, № 79.
Передают, что аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал: “Было так, что человек приобретал знания, и это сразу становилось заметным в его смиренности, поведении, его языке и его руке”. См. «аз-Зухд» ‘АбдуЛлаха бин аль-Мубарака, № 79.
аль-Хасан аль-Басри рассказывал про хариджитов: «Тот, кто действует без знаний, подобен тому, кто сбился с пути; и тот, кто действует без знаний портит больше, чем улучшает. Так ищи же знания таким путем, который не портит твоё поклонение, и ищи поклонение таким путем, который не портит знание. Воистину, были люди (хариджиты чрезмерствующие), которые искали поклонение, но оставили знания из-за чего дошли до атаки на Умму Мухаммада, ﷺ, своими мечами. Но если бы они искали знание, то это бы не привело их к тому, что они натворили». Передано Ибн Абд уль-Барром, См. «Джами Баян уль-‘Ильм уа Фадлихи», 905.
Аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Верующий совершает праведные дела, испытывая страх и боязнь, а нечестивый грешник совершает греховные дела, чувствуя себя в безопасности!» ( «Тафсир Ибн Касира», 3/451).
Аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Худшими рабами Аллаха являются те, которые выискивают самые сложные и запутанные вопросы, чтобы потом сделать их предметом обсуждений рабов Аллаха» ( «аль-Ибана аль-кубра», стр. 309).
Аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Капиталом мусульманина является его религия. Поэтому он не должен оставлять её без присмотра, а также не должен доверять её людям» ( «аль-Истизкар», 2/28).
Аль-Хасану аль-Басри сообщили:«Люди говорят: „Кто произнес (шахаду): «Нет истинного божества, кроме Аллаха“, тот войдёт в Рай». Он ответил: «Войдёт в Рай тот, кто произнесет её, при этом выполнив все её условия и обязанности»».См. ( «Джамиа аль-улюм ва аль-хикам», стр. 208).
Аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал:«Из признаков того, что Аллах не желает рабу блага, относится случай, когда Он делает так, чтобы раб занимался делами, которые его не касаются». См. («аль-Муин», Ибн аль-Мулякын», стр. 197).
Аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал:«О сын Адама! Ты не достигнешь сущности веры, пока не прекратишь порочить людей теми недостатками, которые присущи тебе. Затем ты начнешь со своего недостатка и постараешься исправить его. Исправляя один недостаток, ты непременно увидишь другой свой недостаток. Тем самым, ты будешь заниматься только самим собой».См. ( «Маварид аз-замман», 1/377).
источник http://svet-islama.com/
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Re: Хасан аль-Басри
аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Всевышний Аллах, говорил: «О сын Адама! Поистине, молитва удерживает от мерзости и порицаемого. А если твоя молитва не удерживает тебя от мерзости и порицаемого, то значит, ты не совершаешь молитву (должным образом)!» См. “ад-Дурруль-мансур” 11/553.
аль-Хасан аль-Басри часто говорил: "Спешите, спешите! У вас есть только ваше дыхание, которое если остановиться, прекратятся дела, которыми вы приближались к Аллаху Всевышнему. Да помилует Аллах человека который посмотрел на самого себя и плакал над количеством совершенных им прегрешений", потом прочитал аят: «Мы ведем для них счет» (Марйам, аят 84); и сказал следом: "Счёт каждого дыхания! С последним дыханием выходит душа твоя, с последним дыханием ты расстаешься с семьей, с последним дыханием заходишь ты в могилу!" См. "аль-'Акыба фи зикри-ль-маут", 82.
Учёный Ислама Хасан Аль-Басри – да одарит его Аллах Своей милостью – сказал: «Иман – это не пустые надежды или показная набожность, иман – убеждение, утвердившееся в сердце и подтверждённое делами». Передал Ибн Аби Шейба в книге «Мусаннаф».
аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Добрососедство — это не удержание себя от нанесения обид соседу, а терпеливое перенесение причиняемых тебе обид”. Ибн Муфлих. аль-Адаб аш-Шар'ия Т.2. С.14. 'Алям аль-Кутуб.
аль-Хасана аль-Басри спросили: “Один мужчина совершил грех, а потом покаялся, затем снова согрешил и покаялся, потом вновь совершил грех и снова покаялся... До каких пор так будет продолжаться?”
Он, да смилуется над ним Аллах, ответил: “Я знаю об этом только то, что это является нравом верующих”. См. "аль-Хилья", 2/315.
СФ
аль-Хасан аль-Басри часто говорил: "Спешите, спешите! У вас есть только ваше дыхание, которое если остановиться, прекратятся дела, которыми вы приближались к Аллаху Всевышнему. Да помилует Аллах человека который посмотрел на самого себя и плакал над количеством совершенных им прегрешений", потом прочитал аят: «Мы ведем для них счет» (Марйам, аят 84); и сказал следом: "Счёт каждого дыхания! С последним дыханием выходит душа твоя, с последним дыханием ты расстаешься с семьей, с последним дыханием заходишь ты в могилу!" См. "аль-'Акыба фи зикри-ль-маут", 82.
Учёный Ислама Хасан Аль-Басри – да одарит его Аллах Своей милостью – сказал: «Иман – это не пустые надежды или показная набожность, иман – убеждение, утвердившееся в сердце и подтверждённое делами». Передал Ибн Аби Шейба в книге «Мусаннаф».
аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Добрососедство — это не удержание себя от нанесения обид соседу, а терпеливое перенесение причиняемых тебе обид”. Ибн Муфлих. аль-Адаб аш-Шар'ия Т.2. С.14. 'Алям аль-Кутуб.
аль-Хасана аль-Басри спросили: “Один мужчина совершил грех, а потом покаялся, затем снова согрешил и покаялся, потом вновь совершил грех и снова покаялся... До каких пор так будет продолжаться?”
Он, да смилуется над ним Аллах, ответил: “Я знаю об этом только то, что это является нравом верующих”. См. "аль-Хилья", 2/315.
СФ
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Re: Хасан аль-Басри
аль-Хасан аль-Басри советовал: “...Ваша жизнь коротка, так что поторопитесь и не откладывайте сегодняшнее дело на завтра, потому что вы не знаете когда умрёте и встретитесь с Аллахом”. См. "Хилья аль-Аулия", 2/140.
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Похожие темы
» Описание сподвижников словами Хасана аль-Басри
» Шейх Абу Хасан Ар-Рамли: Наставление и предостережение от крайностей в отношении к правителям
» Шейх Абу Хасан Ар-Рамли: Наставление и предостережение от крайностей в отношении к правителям
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения