16.Книга о расходовании средств
Страница 1 из 1
16.Книга о расходовании средств
16. КНИГА О РАСХОДОВАНИИ СРЕДСТВ
Глава 1. О том, что начинать следует с самого себя, членов своей семьи и родственников
890. Передают, что Джабир сказал: «Один человек из [рода] бану 'узра [1] [завещал] освободить своего раба [2] после своей смерти. Это дошло до посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّ, и он спросил [человека]: "Есть ли у тебя другое имущество, кроме [этого раба]?" Тот сказал: "Нет". Тогда [пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّ] стал спрашивать: "Кто купит его у меня?" — и [этого раба] за восемьсот дирхемов купил Ну'айм ибн Абдуллах аль-'Адави. [После этого] посланник Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّ принёс [эти деньги бывшему владельцу раба] и отдал их ему, а потом сказал: "Начинай с себя и давай садаку самому себе. Если что-нибудь останется, [расходуй это] на свою семью, если что-то останется [и после этого, израсходуй] что-нибудь на своих родственников, если же что-то останется [и после этого, расходуй] так и так" [и он стал делать знаки рукой, желая] сказать: "[Расходуй средства] перед собой, [а также] направо и налево" [3]».
____________________
[1] В другой версии этого хадиса сказано также «из числа ансаров, которого звали Абу Мазкур».
[2] В другой версии этого хадиса сказано также «по имени Я'куб».
[3] То есть расходуй их щедро.
Глава 2. О расходовании средств на невольников и грехе того, кто задерживает выдачу им еды
891. Передают, что Хайсама сказал:
[Однажды, когда] мы сидели вместе с Абдуллахом ибн Амром, к нему явился его управляющий. Когда он вошёл к ['Абдуллаху], тот спросил: «Дал ли ты рабам еду?» [Управляющий] ответил: «Нет», и ['Абдуллах] велел ему: «Ступай и дай им [всё, что положено]», а потом сказал: «Посланник Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ сказал: "Для того, чтобы совершить грех, человеку достаточно задержать пропитание того, кем он владеет"».
Глава 3. Достоинство расходования средств на детей и жену
892. Передают со слов Саубана [ибн Будждуда] , что посланник Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ сказал: «Лучшим динаром, который [может] потратить человек, является тот динар, который он потратит на своих детей, и тот динар, который он потратит на своё верховое животное на пути Аллаха [1], и тот динар, который он потратит на своих товарищей [2] на пути Аллаха».
Абу Киляба [3] сказал: «[Пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ] начал с детей». Абу Киляба также сказал: «Какой же мужчина получит награду больше, чем тот, кто расходует [свои средства] на детей, посредством чего Аллах удержит их [от запретного] и избавит от необходимости [в этом] (или: принесёт им пользу)».
893. Передают со слов Абу Мас'уда аль-Бадри , что пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ сказал: «Если мусульманин будет расходовать [средства] на свою семью с верой и надеждой на награду Аллаха, это станет для него садакой» [4]
__________________
[1] Имеются в виду средства на содержание верхового животного, потраченные тем, кто решил принять участие в войне за веру.
[2] То есть на их экипировку.
[3] Абу Киляба — один из передатчиков этого хадиса.
[4] Садака — добровольная помощь; подаяние; милостыня. Коран и сунна поощряют людей помогать нуждающимся, обещая за это большую награду Аллаха. В данном случае имеется в виду, что человек, расходующий средства на содержание своей семьи, получит такую же награду, как и человек, расходующий свои средства на садаку.
Глава 4. Женщина может расходовать деньги мужа на его детей согласно обычаю
894. Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «[Однажды] к пророку صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ пришла Хинд [бинт 'Утба] и сказала [ему]: "О посланник Аллаха, клянусь Аллахом, [прежде] не было на земле семьи, которой я желала, чтобы Аллах унизил её, так же сильно, как твоей семье, а [сегодня] на земле нет такой семьи, которой я так же сильно желаю, чтобы Аллах укрепил её, как твоей семье!" [В ответ ей] пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ сказал: "Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, и ещё!" [1] Потом [Хинд] сказала: "О посланник Аллаха, поистине, Абу Суфьян [2] — человек скупой, так не совершу ли я грех, если стану расходовать его средства на наших детей без его разрешения?" [На это] пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ сказал: "На тебе не будет греха, если ты станешь расходовать на них [средства] согласно обычаю"».
__________________
[1] Смысл этих слов пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ состоит в следующем: в дальнейшем это чувство будет усиливаться; в твоём сердце утвердится вера, твоя любовь к Аллаху и Его посланнику صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ станет ещё сильнее, и ты ещё дальше отойдёшь от былой ненависти.
[2] Абу Суфьян был мужем Хинд.
Глава 5. О том, что на женщину, получившую тройной развод, ничего не расходуется
885. Передают со слов Фатимы бинт Кайс, да будет доволен ею Аллах, что о женщине, получившей тройной развод, пророк صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ сказал: «Ей не [полагается выделять] ни жильё, ни средства [на содержание]».
886. Передают, что, говоря о словах [Фатимы бинт Кайс] «Ей не [полагается выделять] ни жильё, ни средства [на содержание]», 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Нет блага в том, что говорит об этом Фатима» [1]
887. Передают, что Абу Исхак сказал: «[Однажды, когда] я вместе с аль-Асвадом ибн Язидом сидел в величайшей мечети [2], аш-Ша'би, который тоже был с нами, передал хадис Фатимы бинт Кайс, сообщившей, что посланник Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ не [выделил] ей жильё и не назначил никакого содержания» [3]
[Абу Исхак сказал]:
[Выслушав его], аль-Асвад взял горсть мелких камешков, бросил их в него и воскликнул: «Горе тебе, [как можешь] ты передавать подобные вещи! 'Умар ведь сказал: "Мы не откажемся от Книги Аллаха и сунны нашего пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ из-за слов женщины, [ибо] не знаем, [всё] она запомнила или [что-то] забыла! [Разведённой положены] жильё и содержание, [ибо] Всемогущий и Великий Аллах сказал: "Не выгоняйте их из их домов и пусть сами они не уходят, если не будут открыто заниматься развратом" (65:1).
___________________
[1] Это значит, что 'Аиша не верила в правдивость сообщения Фатимы.
[2] То есть у Каабы.
[3] См. хадис № 869.
саляф форум
Гость- Гость
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения