33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Страница 1 из 1
33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
33.КНИГА О ПЕРЕСЕЛЕНИИ (ХИДЖРА) И ВОЕННЫХ ПОХОДАХ 1630
Глава 1: О переселении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и связанных с этим знамениях
1167 Абу Исхак передал, что он слышал, как аль-Бара ибн 'Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: [Однажды] Абу Бакр ас-Сыддик пришёл к моему отцу, [который находился] у себя дома, купил у него седло и сказал 'Азибу: «Пошли со мной своего сына — пусть отнесёт [это седло] ко мне домой». Отец сказал мне: «Отнеси его», и я взял [это седло], а мой отец вышел с [Абу Бакром], чтобы получить за него плату. Мой отец сказал ему: «О Абу Бакр, расскажи мне, что вы делали в ту ночь, когда ты покинул [Мекку] вместе с посланником Аллахаﷺ ». Он сказал: «Хорошо. Мы шли всю ночь [и всё утро], пока не наступил полдень. Дорога, по которой никто не передвигался, была пуста, [и через некоторое время перед] нами появилась высокая скала, отбрасывавшая тень [на то место], где ещё не было солнца. [Когда] мы остановились возле этой скалы, я подошёл к ней и разровнял рукой место в её тени, чтобы там мог поспать пророкﷺ , расстелил на нём шубу и сказал: «Спи, о посланник Аллаха, а я осмотрю для тебя [окрестности]». Он лёг спать, а я отправился осматривать[окрестности]и вдруг[увидел] пастуха, который направлялся к скале вместе со своими овцами, желая [укрыться в её тени], как и мы. Встретив его, я спросил: «Чей ты, о мальчик?» Он сказал: «[Мой хозяин — один] человек из числа жителей Медины». Я спросил: «Есть ли у твоих овец молоко?» Он сказал: «Да», и схватил овцу, а я сказал ему: «Стряхни с вымени волосы, землю и соринки». [Абу Исхак] сказал: «И я видел, как аль-Бара бьёт рукой об руку, [какбы] отряхивая [что-то]». [Абу Бакр сказал]:
И он подоил для меня [овцу] в имевшийся у него деревянный сосуд, где уже было немного молока. У меня же был [другой] сосуд, которым я зачёрпывал воду, чтобы пророкﷺ мог пить [и использовать его] для омовения. Я подошёл к пророку ﷺ, не желая будить его, но оказалось, что он уже проснулся. Тогда я налил в молоко воды, и снизу оно остыло. Я сказал: «О посланник Аллаха, попей этого молока», и [пророк ]ﷺ попил, а я остался доволен. Потом он спросил: «Не пора ли двигаться в путь?» Я сказал: «Да», и мы двинулись в путь, когда солнце стало клониться к закату, а когда мы достигли каменистой земли, нас стал преследовать Сурака ибн Малик 1631 и я сказал: «О посланник Аллаха, к нам пришли». [В ответ мне] он сказал: «Не печалься, поистине, Аллах — с нами!» После этого посланник Аллахаﷺ обратился к Аллаху с мольбой [о защите от этого человека], и его лошадь по брюхо увязла в твёрдой земле, а [Сурака] сказал: «Я понял, что вы призвали на меня проклятие, [а теперь] обратитесь к Аллаху с мольбой за меня, и, клянусь Аллахом, я перестану преследовать вас». Тогда [пророк ]ﷺ обратился к Аллаху с мольбой, после чего [Сураке удалось выбраться]. [После этого] он повернул обратно, [а по дороге] неизменно говорил каждому, кого бы ни встречал: «Я избавил вас от труда [искать там]», и возвращал его. Так он выполнил то, что обещал нам.
_____________________________________________________________________
1630 Военные действия, в которых принимал участие пророк ﷺ, историки называли военными походами (газават; магази) независимо от того, сражался он при этом или нет. Если же походом руководил кто-нибудь из его военачальников, то они именовали это экспедицией военного отряда (сарийа). См. также комментарий XL.
1631 Сурака ибн Малик стал преследовать их, узнав о награде, которую объявили за поимку беглецов курайшиты
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 2. О походе на Бадр
1168 Передают, что Анас сказал: «Когда [весть] о приближении Абу Суфьяна дошла до посланника Аллаха ﷺ, он [решил] посоветоваться [со своими сподвижниками]. [Сначала своё слово] сказал Абу Бакр, но [пророк ]ﷺ отвернулся от него. Потом заговорил 'Умар, но [пророк ] отвернулся и от него, и тогда [со своего] места поднялся [вождь племени хазрадж] Са'д ибн 'Убада, который сказал: "О посланник Аллаха, [похоже], ты хочешь [услышать] нас?1633Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы ты велел нам загнать [наших коней] в море, мы непременно загнали бы их [туда], и если бы ты велел гнать их на Барк аль-Гимад1634, мы непременно сделали бы это!" Тогда посланник Аллахаﷺ стал призывать людей [к участию в походе], а потом они двинулись в путь [и шли], пока не [достигли колодцев] Бадра. [Туда же пригнали] верблюдов, на которых [рабы], в том числе и один чёрный раб, [принадлежавший людям из рода] бану аль-хадж- жадж, доставляли курайшитам воду. [Разведчики мусульман] захватили [этого раба], и сподвижники посланника Аллаха стали расспрашивать его об Абу Суфьяне и тех, кто с ним находился. [В ответ им] он говорил: "Я ничего не знаю об Абу Суфьяне, но там находятся Абу Джахль, 'Утба, Шайба и Умайя ибн Халяф". Когда [раб] говорил это, они избивали его, и тогда он говорил:
"[Хорошо], я сообщаю вам, [что там находится] Абу Суфьян". Когда же они оставляли его в покое и задавали [тот же] вопрос, он говорил: "Я ничего не знаю об Абу Суфьяне, но среди этих людей находятся Абу Джахль, 'Утба, Шайба и Умайя ибн Халяф", и они снова принимались избивать его. [В это время] посланник Аллахаﷺ молился, увидев же, [что происходит], он закончил [молиться] и сказал: "Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы избиваете его, когда он говорит вам правду, и оставляете его, когда он лжёт!"» [Анас] сказал: «[Кроме того], касаясь рукой земли [в разных местах], посланник Аллахаﷺ говорил: "На этом месте [погибнет] такой-то" и никто из [упомянутых им людей не встретил смерть] далеко от того места, которого коснулась рука посланника Аллаха »ﷺ
_____________________________________________________________________
1633 То есть: ты хочешь услышать, что скажут ансары?
1634 Барк-аль-Гимад, или Бирк-аль-Гимад, — место на побережье Красного моря на расстоянии 5 дней пути от Мекки; возможно, речь идёт о месте с таким же названием, которое находится на побережье Персидского залива на северо-востоке Аравийского полуострова.
1169 Передают, что Анас ибн Малик сказал: «Посланник Аллахаﷺ послал Бусайсу на разведку, чтобы посмотреть, что [происходит с] караваном Абу Суфьяна, когда же тот вернулся, в доме никого не было, кроме меня и посланника Аллахаﷺ ». [Сабит]1635 сказал: «И я не знаю, какую из жён [посланника Аллахаﷺ он не упомянул». [Анас] сказал: «[Бусайса обо всём] рассказал посланнику Аллахаﷺ после чего он вышел [из дома, обратился к людям] и сказал: "[Появилось] то, что нам нужно. Пусть тот, у кого есть готовое верховое животное, садится [на него и едет] с нами" Люди стали просить его разрешить [им сходить] в верхнюю часть Медины за своими верховыми животными, но [пророкﷺ] сказал: "Нет, [не поедет никто], кроме тех, у кого есть готовое верховое животное". Потом посланник Аллахаﷺ и его сподвижники двинулись в путь и достигли Бадра раньше многобожников, а когда появились и многобожники, посланник Аллахаﷺ сказал: "Пусть никто из вас ни в коем случае ничего не делает раньше меня!"1636 Когда же многобожники приблизились, посланник Аллахаﷺ сказал
"[Поспешите] к Раю, [равному] по ширине небесам и земле!"»
[Анас] сказал: 'Умайр ибн аль-Хумам аль-Ансари спросил: «О посланник Аллаха, [неужели] Рай равен по ширине небесам и земле?» [Пророк ]ﷺ сказал: «Да», и [тогда 'Умайр] воскликнул: «Прекрасно, прекрасно!» Посланник Аллахаﷺ спросил: «Почему ты говоришь "Прекрасно, прекрасно!"?» ['Умайр] ответил:«Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, только потому, что я надеюсь стать одним из его обитателей!» [Пророк ]ﷺ сказал: «Поистине, ты [будешь] среди его обитателей!» Тогда ['Умайр] достал из своего колчана финики и стал есть их, [но уже скоро] сказал: «Поистине, [слишком] долгой будет жизнь [моя], если проживу я [столько, что успею] доесть свои финики!» [Сказав же это], он выбросил свои финики, а потом [бросился в бой] и сражался, пока не погиб.
_____________________________________________________________________
1635 Сабит — передатчик этого хадиса.
1636 Иначе говоря, пророк велел ничего не делать без его приказа.
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 3. Оказание помощи ангелами, выкуп пленных и разрешение [захватывать] военную добычу
1170 Ибн Аббас передал, что 'Умар ибн аль-Хаттаб рассказал ему [следующее]: В [день битвы при] Бадре посланник Аллахаﷺ посмотрел на многобожников, [численность которых достигала] тысячи человек, тогда как его сподвижников было [только] триста девятнадцать. [После этого] пророк Аллахаﷺ обратился лицом к кибле, а потом [воздел] руки [к небу] и стал обращаться к своему Господу с мольбами о помощи, [говоря]: «О Аллах, исполни то, что Ты обещал мне, о Аллах, даруй мне то, что Ты обещал мне! О Аллах, если Ты погубишь эту группу мусульман, Тебе больше не будут поклоняться на земле!»И он продолжал обращаться к своему Господу с мольбами о помощи, [воз-девая] руки, пока с его плеч не упала накидка. Тогда к нему подошёл Абу Бакр, взял его накидку и набросил ему на плечи, а потом обнял его сзади и сказал: «О пророк Аллаха, довольно тебе взывать к твоему Господу, ибо Он выполнит то, что обещал тебе», и тогда Всемогущий и Великий Аллах ниспослал [следующий аят]: «[Вспомните, как] обратились вы с мольбой о помощи к вашему Господу, и Он ответил вам: "Поистине, Я поддержу вас тысячью ангелов, следующих один за другим!"» (8:9). И Аллах оказал ему поддержку, [послав на помощь мусульманам] ангелов.
Абу Зумайль сказал, что Ибн 'Аббас, передавший ему [этот хадис], сказал: «Преследуя в тот день кого-то из многобожников, один мусульманин услышал над собой [звук от] удара плетью и голос всад-ника, [кричавшего]: "Вперёд, Хайзум!"1637 Он посмотрел на этого многобожника, [и оказалось, что] тот уже лежит на спине. Присмотревшись же к нему, [он увидел, что] его нос разбит, лицо рассечено, будто от удара плетью, [а следы, оставшиеся на его лице], позеленели. Придя [позднее] к посланнику Аллахаﷺ, этот ансар [обо всём] рассказал ему, и [пророк ﷺ] сказал: "Ты сказал правду, а это была помощь с третьего неба" и в тот день [мусульмане] убили семьдесят [курайшитов], а семьдесят взяли в плен». [Абу Зумайль передал, что Ибн 'Аббас сказал]: «Когда [мусульмане] захватили пленных, посланник Аллаха спросил Абу Бакра и 'Умара: "Что вы думаете об этих пленных?" Абу Бакр сказал: "О пророк Аллаха, они — [наши сородичи] и соплеменники, и я думаю, что тебе [лучше] получить за них выкуп, [который придаст] нам сил [в борьбе] с неверными. [Кроме того], может быть, [впоследствии] Аллах приведёт их к исламу". [После этого] посланник Аллахаﷺ спросил: "А что думаешь ты, о Ибн аль-Хаттаб?"»
['Умар] сказал: «Я сказал: "Нет, о посланник Аллаха, я думаю не так, как Абу Бакр! Я думаю, что тебе [лучше позволить] нам отрубить им головы, и позволить 'Али отрубить голову 'Акилю1638, а мне — отрубить голову такому-то1639, ведь эти пленные являются предводителями [невер-ных] и знатными людьми [Мекки]!"Посланнику Аллахаﷺ понравилось то, что сказал Абу Бакр, и не понравилось то, что сказал я. На следующий день я пришёл к посланнику Аллахаﷺ и [увидел, что] они с Абу Бакром сидят и плачут. Я сказал: "О посланник Аллаха, скажи мне, что заставляет плакать тебя и твоего друга. Если я увижу, что [есть из-за чего] плакать [и мне], я [тоже] заплачу, а если нет, то буду делать вид, что плачу, как плачете вы". [В ответ на это] посланник Аллаха ﷺ сказал: "Я плачу из-за того, что твои товарищи предложили мне взять выкуп, ибо мне были показаны мучения, которым их [подвергли, и это видение было] ближе [ко мне], чем то дерево" [то есть] дерево, которое находилось близко к пророку . А потом Всемогущий и Великий Аллах ниспослал [аяты, в которых было сказано] "Не подобает пророку [брать] пленных, пока он не [истребит и не подчинит множество врагов, чтобы утвердиться на] земле. Хотите вы благ мира этого, а Аллах хочет [для вас] мира вечного. Аллах — Всемогущий, Мудрый, Если бы [это не было ]1640 предопределено Аллахом, вы непременно [подверглись] бы великим мукам за то, что вы взяли, [Теперь же пользуйтесь] тем, что вы захватили, [ибо это стало для вас] дозволенным и благим" (8:67-69), и Аллах разрешил им [брать военную] добычу».
_____________________________________________________________________
1637 Хайзум — имя коня ангела.
1638 'Акиль был родным братом 'Али.
1639 Здесь речь идёт об одном из родственников 'Умара.
1640 Имеется в виду дозволение брать пленных и получать за них выкуп.
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 4. Пророк ﷺ обращается к погибшим [в битве при] Бадре [курайшитам] после их смерти
1171 Анас ибн Малик передал, что посланник Аллахаﷺ оставил [тела] погибших [в битве при] Бадре [курайшитов] на три [дня], а потом подошёл к ним, встал над ними и сказал, обращаясь к ним: «О Абу Джахль ибн Хишам, о Умайя ибн Халяф, о 'Утба ибн Раби'а, о Шайба ибн Раби'а, разве не [убедились] вы, что то, что обещал вам ваш Господь, есть истина? Я же [убедился], что обещанное мне моим Господом — истина». Услышав слова пророка , 'Умар спросил: «О посланник Аллаха, как [эти люди] могут слышать тебя и отвечать тебе, когда они уже [начали] разлагаться?!» [На это пророкﷺ сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, они не хуже вас слышат то, что я говорю 1641 но не могут ответить», а потом их [трупы] поволокли [по земле] и сбросили в [один из высохших] колодцев Бадра.
_____________________________________________________________________
1641 Это значит, что в этот момент Аллах оживил погибших курайшитов, но не является указанием на то, что мёртвые могут слышать, поскольку в Коране сказано: «Если [станете] вы взывать к ним, они не услышат вашего зова, если же и услышат, то не ответят вам» (35:14).
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 5. [битве при] Ухуде
1172 Передают со слов Анаса ибн Малика , что в день [битвы при] Ухуде [случилось так, что рядом] с посланником Аллахаﷺ остались только семь ансаров и два курайшита 1642 когда [враги] приблизились к нему, он воскликнул: «Тому, кто отбросит их от нас, [наградой послужит] Рай! (или: Тот, кто отбросит их от нас, будет моим товарищем в Раю!)» Тогда вперёд вышел один из ансаров и сражался, пока его не убили. [После этого враги стали] приближаться к [пророкуﷺ , который снова] воскликнул: «Тому, кто отбросит их от нас, [наградой послужит] Рай! (или: Тот, кто отбросит их от нас, будет моим товарищем в Раю!)» [После этого] вперёд вышел ещё один из ансаров и сражался, пока его не убили, и так продолжалось, пока не погибли [все] семеро. Тогда посланник Аллахаﷺ сказал: «Мы не были справедливы по отношению к нашим товарищам!»1643
_____________________________________________________________________
1642 То есть два курайшита из числа мухаджиров.
1643 Имеется в виду, что мухаджиры из числа курайшитов не были справедливы по отношению к ансарам, выходившим на бой один за одним, пока все они не погибли.
Глава 6. Ранение, [полученное] пророкомﷺ в день [битвы при] Ухуде
1173 Передают со слов Абу Хазима, что он слышал, как Сахля ибн Са'да ас-Са'иди спросили о ране, [полученной] посланником Аллахаﷺ в день [битвы при] Ухуде, и он сказал: «Посланник Аллахаﷺ был ранен в лицо. [Кроме того], ему сломали зуб и разбили шлем, который был у него на голове. Дочь посланника Аллаха ﷺ Фатима, да будет доволен ею Аллах, стала смывать кровь, а 'Али ибн Абу Талиб сливал ей воду из щита. Когда Фатима увидела, что от воды его раны кровоточат ещё сильнее, она взяла кусок циновки и сожгла её, а [когда от неё остался только] пепел, она приложила его к ране, и кровь остановилась».
1174 Передают со слов Анаса , что в день [битвы при] Ухуде посланнику Аллахаﷺ сломали зуб и ранили его в голову1644 Онﷺ начал вытирать кровь, говоря: «Как могут преуспеть люди, которые ранили своего про-рока и сломали ему зуб, в то время как он призывает их к Аллаху?!» — и тогда Аллах Всевышний ниспослал [аят, где сказано]: «Не имеешь ты никакого отношения к тому, простит Он их или подвергнет наказа-нию. Поистине, они несправедливы!» (3:128).
_____________________________________________________________________
1644 Точнее говоря, в лицо.
Глава 7. [Ангелы] Джибрил и Микаил сражаются за пророка ﷺ вдень [битвы при] Ухуде
1175 Передают, что Са'д ибн Абу Ваккас сказал: «В день [битвы при] Ухуде я видел двух человек в белых одеждах, [находившихся] справа и слева от посланника Аллаха ﷺ, и я [никогда] не видел их ни до, ни после [этого дня]», имея в виду, что [этими двумя были ангелы] Джибрил и Микаил, мир им обоим.
В [другой] версии [этого хадиса сообщается, что Са'д также сказал]: «...и они сражались за него [как никто другой]».
Глава 8. Силён гнев Аллаха на того, кого убил посланник Аллахаﷺ
1176 Передают, что Абу Хурайра сказал: «Указывая на свой зуб1645, посланник Аллаха ﷺ сказал: "Силён гнев Аллаха на людей, сделавших это с посланником Аллаха" Посланник Аллахаﷺ также сказал: "Силён будет гнев Аллаха на того человека, которого посланник Аллаха убьёт на пути Аллаха"».
_____________________________________________________________________
1645 См. хадис № 1173
Глава 9. Обиды, которые пророк ﷺ претерпел от своего народа
1177 Жена пророкаﷺ 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала, что [однажды] она спросила посланника Аллаха ﷺ«О посланник Аллаха, был ли какой-нибудь день для тебя более тяжким, чем день [битвы при] Ухуде?» [В ответ ей пророкﷺ ] сказал: «Мне [многое пришлось претерпеть от людей] твоего народа, но самое тяжкое из всего, что я [претерпел от] них, [случилось в] день 'Акабы1646 когда я предложил Ибн 'Абд-Ялейлю ибн 'Абд-Кулялю1647[последовать за мной], но он не дал мне того ответа, которого я [от него ожидал]1648. Тогда я пошёл куда глаза глядят, испытывая огорчение, и пришёл в себя только после того, как добрался до Карн ас-Са'алиб1649. Я поднял голову [и заметил, что стою] в тени облака, взглянув [на которое я увидел] Джибрила. Обратившись ко мне, он сказал: "Поистине, Всемогущий и Великий Аллах услышал, что сказали тебе твои соплеменники и какой ответ они тебе дали, и направил к тебе ангела гор, чтобы ты велел ему [сделать с] ними, что пожелаешь'! [После этого] ко мне обратился ангел гор, который поприветствовал меня, а потом сказал: "О Мухаммад, поистине, Аллах услышал, что сказали тебе твои соплеменники. Я — ангел гор, и Господь твой направил меня к тебе, чтобы ты приказывал мне, так чего же ты хочешь? Если пожелаешь, я обрушу на них две большие горы"1650 ['Аиша сказала]: «[На это] посланник Аллаха ﷺсказал ему: "Нет, я прошу лишь о том, чтобы Аллах [произвёл] от них тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!"»
_____________________________________________________________________
1647 Ибн 'Абд-Ялейль ибн 'Абд-Куляль — один из вождей племени сакиф, обитавшего в Таифе и его окрестностях.
1648 Ответ Ибн 'Абд-Ялейля был не только отрицательным, но и издевательским.
1649 Карн-ас-Са'алиб — гора, находящаяся между Меккой и Таифом на расстоянии суток пути от Мекки. Это место, которое является микатом для жителей Неджда, называют также Карн-аль-Маназиль.
1650 Здесь имеются в виду две горы в Мекке. Одной из них является гора Абу- Кубайс, а другой — та, что находится напротив неё (возможно, речь идёт о горе Ку'айки'ан).
1178 Передают, что Джундуб ибн Суфьян сказал: «В одном из этих [походов] из пальца посланника Аллаха ﷺ, [поранившего его], пошла кровь, и онﷺ сказал:
Ты —всего лишь кровоточащий палец, не так ли? А то, что тебя [постигло, случилось] на пути Аллаха»
1179 Передают, что Ибн Мас'уд сказал: «[Однажды], когда посланник Аллахаﷺ молился у [Каабы, недалеко от него] сидел Абу Джахль со своими товарищами. Накануне [там], принесли в жертву верблюдицу, и Абу Джахль сказал: "Кто из вас пойдёт и возьмёт рубашку плода верблюдицы, [которую принесли в жертву люди из] такого-то [племени], а потом положит её между лопаток Мухаммада, когда он склонится в земном поклоне?" Тогда самый злосчастный [из них]1651 пошёл и взял [эту рубашку], а когда пророкﷺ склонился в земном поклоне, положил её ему [на спину, после чего] они принялись смеяться, валясь друг на друга [от смеха]. [В это время] я стоял [неподалёку] и смотрел [на происходящее], и если бы у меня была сила1652, я бы сам сбросил [эту рубашку] со спины посланника Аллахаﷺ . Что же касается пророкаﷺ , то он не выпрямлялся и не поднимал головы, пока какой-то человек не пошёл и не сообщил [об этом] Фатиме1653, да будет доволен ею Аллах, которая [в то время] была ещё маленькой девочкой. Она пришла и сбросила [рубашку плода] со [спины отца], а потом подошла [к этим людям] и принялась ругать их. Когда же пророкﷺ закончил молиться, он громко призвал на них проклятие, а [надо сказать, что, желая] обратиться к Аллаху с мольбой, он повторял мольбу трижды, и, [желая] спросить [о чём-либо], он [тоже] повторял вопрос трижды. Потом он трижды воскликнул: "О Аллах, покарай курайшитов!" — и, услышав его голос, они перестали смеяться, [ибо] испугались [этого] проклятия. Потом он сказал: "О Аллах, покарай Абу Джахля, и 'Утбу ибн Раби'а, и Шайбу ибн Раби'а, и аль-Валида ибн 'Укбу1654, и Умайю ибн Халяфа, и 'Укбу ибн Абу Му'айта!" И клянусь Тем, Кто послал Мухаммада с истиной, всех, кого он назвал 1655 , я видел убитыми в день [битвы при] Бадре, а потом их поволокли [по земле] к [одному из высохших] колодцев Бадра». Абу Исхак1656 сказал: «[Имя] аль-Валид ибн 'Укба в этом хадисе [приводится с] ошибкой».
_____________________________________________________________________
1651 Этим человеком был 'Укба ибн Абу Му'айт.
1652 Здесь имеется в виду либо сила в прямом смысле слова, либо поддержка в лице влиятельных людей в Мекке.
1653 Фатима —[ дочь пророка ]
1654 Так в тексте, но на самом деле следует читать не «'Укбу», а «'Утбу».
1655 Посланник Аллахаﷺ назвал имена семерых человек, но передатчик этого хадиса не запомнил имени седьмого.
1656 Абу Исхак — передатчик этого хадиса.
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 10. Пророки претерпевают обиды от своих народов
1180. Передают, что 'Абдуллах ибн Мас'уд сказал: «Я будто и сейчас вижу посланника Аллаха ﷺ , который рассказывал о том, как один из пророков, избитый своими соплеменниками, вытирал кровь со своего лица, говоря: "О Аллах, прости [людям] моего народа, ибо, поистине, они не ведают!"»
Глава 11. Убийство Абу Джахля
1181. Передают, что Анас ибн Малик сказал: «[После завершения битвы при Бадре] посланник Аллаха ﷺ спросил: "Кто [пойдёт и] посмотрит, что [постигло] Абу Джахля?" — и [посмотреть на него] отправился ['Абдуллах] Ибн Мас'уд, который увидел его лежащим на земле и [выяснил], что его поразили1657 два сына 'Афра ['Абдуллах] схватил его за бороду и спросил: "Ты Абу Джахль?" Тот сказал: "Разве [я — не просто] человек, которого вы убили (или: человек, которого убили его соплеменники)?"1658
[Сулейман ат-Тайми»]1659 сказал: Абу Миджляз1660 сказал: «Абу Джахль сказал: "Если бы только меня убил не крестьянин!"1661
_____________________________________________________________________
1657 Как сообщается в другой версии этого хадиса, в этот момент Абу Джахль находился при последнем издыхании.
1658 Смысл слов Абу Джахля таков: то, что вы убили меня, не является для меня позорным.
1659 Сулейман ат-Тайми — передатчик этого хадиса.
1660 Имеется в виду авторитетный последователь Ляхик ибн Хумайд, больше известный по своей кунье Абу Миджляз.
1661 Му'аз ибн 'Амр ибн аль-Джамух и Му'аз ибн 'Афра, убившие Абу Джахля, были земледельцами и выращивали финиковые пальмы. Во времена джахилии арабы считали крестьянский труд малопочтенным занятием, и Абу Джахль хотел сказать, что, если бы его убил человек, занимающий более высокое место в социальной иерархии, смерть от его руки была бы для него более почётной.
Глава 12. Убийство Ка'ба ибн аль-Ашрафа
1182. Передают, что Джабир сказал: [Однажды] посланник Аллаха ﷺ спросил: «Кому [можно поручить убить] Ка'ба ибн аль-Ашрафа, который нанёс обиду Аллаху и Его посланнику?» [Услышав это], Мухаммад ибн Масляма спросил: «О посланник Аллаха, хочешь ли ты, чтобы я убил его?» [Пророк ﷺ ] сказал:«Да». [Мухаммад ибн Масляма] сказал: «[Тогда] позволь мне [сказать ему что-то], и я скажу»1662, и [пророк ﷺ сказал: «Скажи». После этого [Мухаммад ибн Масляма вместе с несколькими своими товарищами] пришёл к [Ка'бу], поговорил с ним, вспомнил о [былой дружбе] между ними, а потом сказал: «Поистине, этот человек1663 пожелал, [чтобы мы отдавали] садаку1664, и поставил нас в трудное положение»1665. Выслушав его, [Ка'б] сказал: «Клянусь Аллахом, он будет досаждать вам ещё больше!» [Тогда Мухаммад] сказал: «Но раз уж мы последовали за ним, нам не хотелось бы бросать его, пока мы не увидим, [к чему всё это приведёт], а сейчас я хочу [что-нибудь] взять у тебя взаймы». [Ка'б] сказал: «Что ты оставишь мне в залог?» — и [Мухаммад] спросил: «А чего ты хочешь?» [Ка'б] сказал: «Оставь мне в залог ваших жён». [Мухаммад] сказал: «Ты — красивейший из арабов, так [можем] ли мы оставить тебе в залог наших жён?!» [Ка'б] сказал: «[Тогда] оставьте мне в залог ваших сыновей». [Мухаммад] сказал: «[Как же мы можем пойти на это, ведь потом] сына любого из нас станут поносить, говоря: "Его заложили за два васка фиников"! [Лучше] мы оставим тебе в залог [наши] доспехи», имея в виду оружие. [Ка'б] сказал: «Хорошо», и [Мухаммад ибн Мас- ляма] договорился с [Ка'бом], что придёт к нему вместе с аль-Харисом, 'Абсом ибн Джабром и 'Аббадом ибн Бишром. [В назначенное время] они пришли и позвали его ночью, и [Ка'б] спустился к ним. (Суфьян1666сказал, что [все передатчики этого хадиса], кроме 'Амра1667сообщали, что) жена сказала [Ка'бу]: «Поистине, я слышу какой-то звук, будто капает кровь!» [Ка'б] сказал: «Это только Мухаммад ибн Масляма, его молочный брат и Абу Наиля. Поистине, благородный [должен] отозваться на призыв, [даже если его зовут, чтобы] ночью нанести удар!» [А до этого] Мухаммад сказал [своим товарищам]: «Когда он придёт, я протяну руку к его голове и, если мне удастся [схватить его за волосы, рубите его мечами]». Когда опоясанный мечом [Ка'б] спустился [к ним], они стали говорить: «Мы чувствуем [распространяющийся] от тебя запах благовоний». [На это Ка'б] сказал: «Да, ведь я женат на такой-то, у которой есть лучшие благовония арабов». [После этого Мухаммад] сказал: «Не позволишь ли ты мне понюхать [твои волосы]?» [Ка'б] ска-зал: «Да», и тогда [Мухаммад] взялся [за его волосы] и понюхал [их], а потом сказал: «Не позволишь ли ты мне [сделать это ещё раз]?» Тот сказал: «Да», и, получив возможность [снова] схватить [Ка'ба за голову, Мухаммад] воскликнул:«[Рубите его]!» —[после чего] они его убили .
_____________________________________________________________________
1662 Мухаммад ибн Масляма имел в виду, что он хочет прибегнуть к хитрости.
1663 То есть пророк Мухаммад ﷺ
1664 Имеется в виду обязательный закят.
1665 Слова Мухаммада ибн Маслямы имели двойной смысл, поскольку он подразумевал, что пророк ﷺ приучал мусульман к выполнению установлений Шариата, что связано с известными затруднениями, Ка'б же понял его слова по-своему.
1666 Так в тексте, но на самом деле следует читать «Мухаммад ибн Масляма и его молочный брат Абу Наиля». См. комментарий XLII.
1667 'Амр передал этот хадис Суфьяну.
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 13. Поход «Ар-Рика'»
1183 Передают, что Абу Муса сказал: «[Когда-то] шестеро из нас1668 выступили в поход вместе с посланником Аллаха ﷺ, и у нас был [только один] верблюд, на котором мы ехали по очереди. [Через некоторое время] подошвы наших ног стёрлись, и я [тоже] стёр себе подошвы, а ногти [на пальцах ног] у меня выпали. Мы обматывали себе ноги тряпками, и [поход] был назван Зат-ар-рика' из-за тряпок, которыми мы [их] перевязывали»1669
Абу Бурда. 1670 сказал: «Передав мне этот хадис, Абу Муса [пожалел] об этом, и было похоже на то, что он не хотел, чтобы я хоть что-то [рассказывал другим] о его делах»1671. В другой версии [этого хадиса сообщается, что Абу Муса сказал]: «За это воздаст Аллах».
_____________________________________________________________________
1668 Имеются в виду родственники или соплеменники Абу Мусы.
1669 Мнения историков и комментаторов хадисов относительно значения фразы «поход на Зат-ар-рика'» (газват зат-ар-рика") и датировки этого похода расходятся. См. комментарий XLIII.
1670 Абу Бурда — сын Абу Мусы аль-Аш'ари и передатчик этого хадиса.
1671 В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари (4128), сообщается, что Абу Муса сказал: «Я делал [это] не для того, чтобы [потом] рассказывать об этом».
Глава 14. Нашествие союзных племён (охзаб), или Битва у рва (хандак)
1184 Ибрахим ат-Тайми передал, что его отец сказал:[Как-то раз, когда] мы находились у Хузайфы, один человек сказал: «Если бы я застал посланника Аллахаﷺ [в живых], то сражался бы вместе с ним и сделал бы всё, [чтобы помочь ему]». Хузайфа сказал: «И ты смог бы сделать это?1673 [Однажды] ночью [во время нашествия] племён, когда мы находились вместе с посланником Аллаха ﷺ, [страдая от] сильного ветра и холода, посланник Аллаха ﷺ сказал: "[Поистине], в День воскресения Всемогущий и Великий Аллах [отведёт место рядом] со мной тому человеку, который [добудет для] меня сведения об этих людях"1674. Мы промолчали, и никто из нас не ответил [ему]. Потом [пророкﷺ снова] сказал: "[Поистине], в День воскресения Всемогущий и Великий Аллах [отведёт место рядом] со мной тому человеку, который [добудет для] меня сведения об этих людях". Мы [опять] промолчали, и никто из нас не ответил [ему]. Тогда он сказал: "Встань, о Хузайфа, и принеси нам сведения об этих людях", и после того, как он назвал меня по имени, мне осталось только встать. [Пророк ﷺ] сказал: "Ступай и принеси мне сведения об этих людях, но не спугни их ради меня"1675. Когда я покинул его, [мне казалось], что [всё время], пока я добирался до них, я иду, будто находясь в бане1676. Увидев Абу Суфьяна, который грел спину у костра, я положил стрелу на лук и хотел выстрелить, но вспомнил слова посланника Аллаха "не спугни их ради меня", а если бы я выстрелил, то попал бы в него. Тогда я повернул назад и [опять] шёл, будто находился в бане, а когда я вернулся и рассказал [всё, что узнал] об этих людях, мне стало холодно, и посланник Аллаха надел на меня свою лишнюю абу1677, в которой он молился. [Потом я лёг спать] и спал до самого утра1678, утром же [пророк ﷺ] сказал: "Вставай, соня"».
_____________________________________________________________________
1673 Хузайфа понял, что тот хочет сказать, что превзошёл бы сподвижников пророка ﷺ
1674 То есть о врагах
1675 Пророк ﷺ имел в виду, что, если враги заметят и схватят Хузайфу, это причинит ему вред, поскольку он лишится своего сподвижника и посланца.
1676 Имеется в виду, что всё время, пока Хузайфа не вернулся обратно, он, в отличие от остальных, не страдал от холода, от которого его оберегал Аллах за то, что он подчинился пророку ﷺ, и выполнил его задание.
1677 А б а —шерстяная одежда наподобие плаща.
1678 То есть до появления зари.
1185 Передают, что аль-Бара сказал ; В [один из] дней [незадолго до нашествия] племён [на Медину] посланник Аллаха носил с нами землю [из рва, пока] белизна его живота не скрылась под [слоем] пыли, и [в это время] он повторял слова [Ибн Равахи1679] Клянусь Аллахом, если бы не Ты, не встали бы мы на путь истинный, не давали бы милостыню и не молились! Ниспошли нам спокойствие, ведь они1680 препятствовали нам1681. [Аль-Бара] сказал, что [пророкﷺ ] , возможно, говорилﷺ : Поистине, знатные препятствовали нам, но, если они захотят [вернуть нас к] неверию, мы откажемся! [Аль-Бара также] сказал: «И он произносил [эти слова] громким голосом».
_____________________________________________________________________
1679 'Абдуллах Ибн Раваха — сподвижник пророка ﷺ
1680 Имеются в виду либо соплеменники, либо члены семьи, либо родственники.
1681 То есть мешали нам принять ислам.
1186 Передают со слов Анаса ибн Малика , что [во время Битвы у] рва сподвижники Мухаммадаﷺ говорили: «Мы — те, кто поклялся Мухаммадуﷺ всегда [хранить верность] исламу, пока мы живы (или: всегда [принимать участие в] джихаде, пока мы живы)1682», пророкﷺ же говорил:
О Аллах, поистине, [подлинным] благом является благо мира иного, прости же ансаров и мухаджиров!
_____________________________________________________________________
1682 Хаммад, передатчик этого хадиса, не знал точно, что именно они говорили.
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 15. Упоминание о [племени бану] курайза
1187 Передают, что Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В тот день, когда посланник Аллаха ﷺ[вернулся домой после Битвы у] рва, он [велел муаззину] объявить нам [следующее]: "Пусть никто ни в коем случае не совершает полуденную молитву1683, [пока не достигнет поселения] бану курайза!" [Некоторые] люди побоялись, что пропустят время [этой молитвы], и помолились, не достигнув [поселения] бану курайза, другие же сказали:"Мы будем молиться только там, где велел нам посланник Аллаха ﷺ, даже если время [молитвы] будет упущено", и [после этого пророк ] не стал порицать никого из [них]».
_____________________________________________________________________
1682 Хаммад, передатчик этого хадиса, не знал точно, что именно они говорили.
Глава 16. походе на Зу-Карад
1188. Ийяс ибн Саляма передал, что его отец [Саляма ибн аль-Аква' ] передал ему [следующее]: Мы прибыли в аль-Худайбию вместе с посланником Аллахаﷺ . Нас насчитывалось четырнадцать сотен [человек], а у [колодца] находились пятьдесят овец, которых [нечем было] поить. Тогда посланник Аллахаﷺ сел на [ограду] колодца и либо обратился с мольбой к Аллаху, либо плюнул в [колодец], после чего вода [в нём] поднялась и полилась через край, а мы напоили [овец] и набрали [воды для себя]. После этого посланник Аллаха ﷺ, [сидевший] у подножия дерева, призвал нас к присяге1684, и я присягнул ему первым из людей, а потом один за другим стали присягать [остальные]. Когда присягнула половина людей, [пророкﷺ] сказал: «Присягай, о Саляма». Я сказал: «Я ведь уже присягнул тебе среди первых, о посланник Аллаха!» Он сказал: «[Присягни] ещё»1685. Увидев, что я безоружен, посланник Аллахаﷺ дал мне маленький обитый кожей щит, (или: щит), после чего люди [продолжали] приносить присягу, когда же [дело близилось] к концу, [пророкﷺ ] сказал: «О Саляма, разве ты не присягнёшь мне?» Я сказал: «О посланник Аллаха, я ведь уже присягнул тебе среди первых [и присягнул] после того, как присягнула половина людей!»— но онﷺ сказал: «[Присягни] ещё», и я присягнул ему в третий раз. Потом он ﷺ спросил меня: «О Саляма, где маленький обитый кожей щит [или: щит), который я тебе дал?» Я сказал: «О посланник Аллаха, меня повстречал мой дядя 'Амир, у которого не было оружия, и я отдал ему [этот щит]». Тут посланник Аллаха ﷺ улыбнулся и сказал: «Поистине, ты подобен тому, кто сказал: "О Аллах, даруй мне [такого] возлюбленного, которого я полюблю больше самого себя"». Потом многобожники стали присылать нам [предложения] о перемирии, и мы начали [встречаться] друг с другом, а [через некоторое время] заключили мир1686. Я был слугой Тальхи ибн 'Убайдуллаха, поил и чистил [скребницей] его коня, прислуживал [Тальхе] и ел его еду, что же касается моей семьи и имущества, то я [всё] оставил и переселился к Всевышнему Аллаху и Его посланникуﷺ . Когда мы заключили мир с мекканцами и смешались друг с другом, я подошёл к дереву, очистил [землю] от его колючек и лёг у его [корней]. [Через некоторое время] ко мне подошли четыре многобожника из числа жителей Мекки и принялись поносить посланника Аллахаﷺ . [Из-за этого] я почувствовал ненависть к ним и перебрался к другому дереву, а они повесили [на то дерево] своё оружие и легли, и когда они [лежали на земле], кто-то закричал из нижней части вади: «О мухаджиры, убит Ибн Зунайм!» Тогда я выхватил [из ножен] свой меч и напал на тех четверых, которые спали. Я схватил их оружие, обхватил его рукой и закричал: «Клянусь Тем, Кто почтил Мухаммада , тому из вас, кто поднимет голову, я отрублю то, в чём находятся его глаза!» Потом я привёл их к посланнику Аллахаﷺ , а мой дядя 'Амир привёл к нему человека из числа 'абалитов1687 по имени Микраз, сидевшего на покрытом защитной попоной коне, а с ним ещё семьдесят многобожников. Посланник Аллахаﷺ посмотрел на них и сказал: «Оставьте их — на них будет начало греха и его повторение». После этого посланник Аллахаﷺ простил [этих людей], а Всемогущий и Великий Аллах ниспослал [аят, в котором говорится]: «Он — Тот, Кто удержал их руки от вас и ваши руки от них в долине Мекки1688 после того, как привёл вас к победе над ними. Аллах видит [всё], что вы делаете» (48:24). Потом мы выступили [в путь, намереваясь] вернуться в Медину, и [некоторое время спустя] остановились [на отдых] в каком-то месте у горы, отделявшей нас от [людей из племени] бану лихьян, которые в то время были многобожниками. [Там] посланник Аллахаﷺ попросил у Аллаха прощения для того, кто ночью [первым] взберётся на эту гору и станет кем-то вроде разведчика для пророкаﷺ и его сподвижников. Саляма сказал: И в ту ночь я забрался на эту гору два или три раза, а потом мы приехали в Медину. [Там] посланник Аллахаﷺ послал своего слугу Рабаха [на пастбище] со своими [верблюдами], а я отправился вместе с ним, [ведя] коня Тальхи, которого я потом водил на водопой отдельно от [верблюдов]. Наутро 'Абд-ар-Рахман аль-Фазари совершил набег и угнал всех верблюдов, а их пастуха убил. Тогда я сказал: «О Рабах, возьми этого коня и отведи его к Тальхе ибн 'Убайдуллаху, а посланнику Аллаха сообщи, что многобожники совершили набег [и угнали] его скот». Потом я забрался на холм, повернулся в сторону Медины, трижды прокричал «Берегитесь!» и бросился [вдогонку] за этими людьми, стреляя в них из лука и повторяя: Я —Ибн аль-Аква', и сегодня —день, когда подлые погибнут! [Через некоторое время] я догнал одного из них и пустил стрелу, остриё [которой попало] в седло его [верблюда, пробило его] и поразило [верблюда] в плечо, а я сказал: Возьми это, а я — Ибн аль-Аква', и сегодня —день, когда подлые погибнут!
И клянусь Аллахом, [после этого] я продолжал стрелять в них и наносить ранения их [верховым животным]. Один всадник [из их числа] вернулся [и двинулся] на меня, а я подбежал к дереву, сел у его подножия, выстрелил из лука и ранил его. Потом [они добрались до] узкого горного прохода и вошли в него, а я забрался на гору и принялся кидать в них камнями. И я продолжал [делать это], преследуя их, пока по воле Аллаха Всевышнего у меня за спиной не очутились [все] верблюды посланника Аллаха . Путь к ним открылся для меня, однако и после этого я продолжал преследовать и обстреливать их, пока они не бросили более тридцати плащей и тридцать копий, желая освободиться [от лишнего груза], и что бы они ни бросали, я помечал это место камнем, чтобы посланник Аллаха и его сподвижники могли узнать его1689. Когда они добрались до узкого горного прохода, к ним присоединился такой-то, сын Бадра аль-Фазари, и они сели, чтобы поесть, а я сидел на вершине горы. Аль-Фазари спросил: «Что это я вижу?» Они сказали: «Нас [поразило] это бедствие, и клянёмся Аллахом, он не отставал от нас с [тех пор, как мы встретили его в] предрассветном сумраке, и [всё время] обстреливал нас, пока мы не лишились всего, что у нас было». [Аль-Фазари] сказал: «Пусть к нему [поднимутся] четверо из вас», и четверо из них поднялись ко мне на гору. Когда они [приблизились и могли слышать] мои слова, я спросил: «Знаете ли вы меня?» Они сказали: «Нет, а кто ты?» Я сказал: «Я — Саляма ибн аль-Аква', и клянусь Тем, Кто почтил Мухаммадаﷺ , за кем бы из вас я ни погнался, я настигну его, если же кто-нибудь из вас погонится за мной, ему меня не настичь!» Один из них сказал:«Я [тоже так] думаю», и они вернулись, а я оставался на своём месте, пока не увидел между деревьями всадников посланника Аллахаﷺ . Первым из них [ехал] аль-Ахрам аль-Асади, [коня] которого я держал за повод, следом за ним — Абу Катада аль-Ансари, а за ним — аль-Микдад ибн аль-Асвад аль-Кинди, да будет доволен ими Аллах. Между тем ['Абд-ар-Рахман аль-Фазари и его люди] обратились в бегство, а я сказал: «О Ахрам, берегись, чтобы они не сделали с тобой дурного, [и подожди], пока [нас] не догонит посланник Аллаха со своими сподвижниками». [Ахрам] сказал: «О Саляма, если ты веруешь в Аллаха и в Последний день и знаешь, что Рай — истина, и Огонь — истина, не мешай мне принять мученическую смерть!» — и я оставил его. Он [вступил в бой] с 'Абд-ар-Рахманом и ранил его коня, 'Абд-ар-Рахман же пронзил его копьём и убил. После этого ['Абд-ар-Рахман] пересел на коня [Ахрама], но его догнал всадник посланника Аллахаﷺ Абу Катада, пронзил [копьём] и убил. И клянусь Тем, Кто почтил Мухаммадаﷺ , я [бежал за ними], преследуя их и не видя за собой ни сподвижников Мухаммадаﷺ , ни пыли, [которую должны были поднимать их верблюды], пока перед заходом солнца [люди 'Абд-ар-Рахмана] не вошли в ущелье, где находился источник воды под названием Зу Карад, чтобы напиться из него, ибо их мучила жажда. Они увидели, что я преследую их, а я отогнал их оттуда. Им не досталось ни капли воды, и тогда они стали покидать ущелье и [взбираться] на перевал. Продолжая преследовать [этих людей], я догнал одного из них, пустил стрелу, ранил его в плечо и сказал: Возьми это, а я — Ибн аль-Аква', и сегодня —день, когда подлые погибнут!
[Этот человек] воскликнул: «Да лишится его мать! Ты ли Аква', споза-ранку [преследующий нас]?» Я сказал: «Да, о враг собственной души, я — Аква', спозаранку [преследующий] тебя!» На перевале они бросили двух [загнанных] коней, которых я повёл к посланнику Аллахаﷺ , [а по дороге] меня встретил 'Амир, [державший в одной руке] кожаный бурдюк, где было молоко, смешанное с водой, [а в другой — такой же] бурдюк с водой. Я совершил омовение (вуду) и напился, а потом пришёл к посланнику Аллаха , находившемуся у источника воды, от которого я отогнал [людей 'Абд-ар-Рахмана]. Посланник Аллахаﷺ взял этих верблюдов, а также всё, что я [вырвал из рук] многобожников, в том числе все копья и плащи. [Потом] Билял заколол верблюдицу из числа тех, которых я отнял у этих людей, и стал жарить для посланника Аллахаﷺ её печень и горб. Я сказал: «О посланник Аллаха, позволь мне отобрать сто человек из числа [твоих сподвижников], чтобы [продолжить] преследовать этих людей, и я непременно убью каждого из них, кто сможет сообщить [что- либо другим]!» Тут посланник Аллахаﷺ засмеялся так, что при свете дня показались его коренные зубы, а потом спросил: «О Саляма, ты считаешь, что [сможешь] сделать [это]?» Я сказал: «Да, клянусь Тем, Кто почтил тебя!» [Тогда пророк ﷺ] сказал: «Поистине, сейчас [этим людям] оказывают гостеприимство на земле [племени] гатафан». Потом [к пророкуﷺ ] пришёл какой-то человек из [племени] гатафан и сказал: «Такой-то заколол для них верблюда, сняв же с него шкуру, они увидели [вдалеке] пыль и сказали: "Эти люди явились к вам!" — и бросились бежать». Утром посланник Аллахаﷺ сказал: «Сегодня лучшим из наших всадников был Абу Катада, а лучшим из пеших воинов — Саляма», выделил мне две доли добычи: долю пешего и долю всадника1690, а на обратном пути в Медину посланник Аллахаﷺ посадил меня позади себя на аль-'Адбу1691. Когда мы были в пути, одного из [шедших пешком] ансаров никто не мог обогнать, и он стал говорить: «[Найдётся ли желающий] посоревноваться [со мной, кто быстрее дойдёт] до Медины? [Найдётся ли желающий] посоревноваться?» — [всё время] повторяя это. Услышав его слова, я спросил: «Разве ты не уважаешь уважаемого и не чтишь достойного?»Он сказал: «Нет, если речь не идёт о посланнике Аллахаﷺ ». Тогда я сказал: «О посланник Аллаха, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, позволь мне посоревноваться с этим человеком». Онﷺ сказал: «[Соревнуйся], если хочешь». Тогда я сказал: «Ступай к себе», а сам согнул ноги, прыгнул и побежал. И я сдерживал себя, [пока мы не преодолели] одну или две возвышенности, стараясь сохранить [силы и не дать сбиться дыханию]. Потом я бежал за ним, [пока мы не преодолели] одну или две возвышенности, а потом увеличил скорость, догнал его, ударил между лопаток и сказал: «Клянусь Аллахом, тебя опередили!» Он сказал: «Я [тоже так] думаю», и я опередил его [и добрался] до Медины [первым]. И клянусь Аллахом, мы пробыли [в Медине] только три дня, а потом двинулись в поход на Хайбар вместе с посланником Аллахаﷺ . Мой дядя 'Амир в присутствии людей стал повторять стихи в размере раджаз, говоря: Если бы не Аллах, не встали бы мы на верный путь, не давали бы милостыню и не молились. Мы нуждаемся в Твоей милости, укрепи же стопы наши, если встретим мы [врагов], и ниспошли нам спокойствие.
Посланник Аллахаﷺ спросил: «Кто это?» Он ответил: «Я — 'Амир», и [пророк ﷺ] сказал: «Да простит тебя твой Господь», а каждый человек, для которого посланник Аллахаﷺ просил прощения, [впоследствии] находил смерть на поле боя. "Умар ибн аль-Хаттаб, который сидел на своём верблюде, сказал: «О пророк, [было бы хорошо], если бы ты [оставил] нам 'Амира!»1692 Когда мы подошли к Хайбару, вперёд вышел их предводитель Мархаб. Он принялся играть мечом, произнося [такие стихи]: Уже узнал Хайбар, что я —Мархаб, боец, хорошо вооружённый и испытанный в войнах, когда они начинались, разгораясь. Тогда из [рядов мусульман вышел] мой дядя 'Амир и сказал: Уже узнал Хайбар, что я —'Амир, хорошо вооружённый герой, который не боится рисковать [собой]. Они обменялись ударами, и удар меча иудея пришёлся по щиту моего дяди 'Амира, который старался достать [своего соперника] снизу, но [не попал]. Остриё его меча рассекло вену на его собственном предплечье, и он умер. После этого [некоторые люди] из сподвижников пророкаﷺ стали говорить: «Дела 'Амира стали тщетными, [ибо] он сам себя убил». Тогда я, плача, пришёл к пророкуﷺ и спросил: «О посланник Аллаха, [разве] тщетными стали дела 'Амира?» Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Кто это говорит?» Я сказал: «Люди из числа твоих сподвижников». [На это пророкﷺ сказал: «Лжёт тот, кто говорит это! Напротив, ему [уготованы] две награды», а потом он послал меня к 'Али, у которого болели глаза, и сказал: «Я непременно вручу знамя человеку, который любит Аллаха и Его посланникаﷺ и которого любят Аллах и Его посланник!» Я пришёл к 'Али, страдавшему от болезни глаз, и повёл его к посланнику Аллахаﷺ . Он поплевал ему на глаза, и ['Али] исцелился, а [пророк ﷺ] вручил ему знамя. Затем [вперёд опять] вышел Мархаб и принялся произносить [те же стихи]: Уже узнал Хайбар, что я —Мархаб, боец, хорошо вооружённый и испытанный в войнах, когда они начинались, разгораясь. Али же сказал: Я —тот, кого мать моя назвала Хайдаром1693 Подобен я страшному на вид льву, обитающему в лесах, и погублю я многих и многих из них. А потом он ударил Мархаба по голове и убил его, и [в конечном итоге его усилия помогли] мусульманам одержать победу.
_____________________________________________________________________
1685 Не совсем ясно, почему пророк потребовал от Салямы поклясться дважды. В комментариях указывается, что возможной причиной была отчаянная храбрость Салямы, который всегда шёл в бой впереди всех, в силу чего с учётом серьёзности сложившегося положения пророк ﷺ хотел ещё раз заручиться его поддержкой, или же то, что Саляма сражался как в конном, так и в пешем строю.
1686 См. примечание к хадису № 57.
1687 'Абалиты —ветвь курайшитского рода Омейядов.
1688 Иначе говоря, в Худайбие.
1689 То есть понять, что эти вещи являются военной добычей.
1690 Доля военной добычи всадника была в три раза больше доли пешего воина.
1691 Аль-'Адба — одна из верблюдиц пророка ﷺ
1692 То есть чтобы ты обратился к Аллаху с мольбой о продлении его жизни
1693 Хайдар — лев.
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 17. Рассказ об аль-Худайбие и перемирии пророка ﷺ с курайшитами
1189. Передают, что аль-Бара ибн 'Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «После того как пророка ﷺ задержали [на пути к] Дому1694, жители Мекки заключили с ним перемирие, по условиям кото-рого [на будущий год ему позволялось] войти [в город] и пробыть там три дня, и он, [как и каждый мусульманин, мог иметь при себе] только меч в ножнах. [Кроме того], он не должен был уводить с собой никого из жителей [Мекки] и не препятствовать никому [из мусульман] из числа тех, кто с ним будет, остаться в ней, [если человек того пожелает]. [Пророк ﷺ] сказал 'Али: «Запиши условия [договора] между нами: "Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вот [на каких условиях] Мухаммад, посланник Аллаха, заключил перемирие..."». Тут мно- гобожники стали говорить: «Если бы мы знали, что ты — посланник Аллаха, то последовали бы за тобой. Нет, пиши "Мухаммад ибн 'Абдул-лах"», и [пророк ﷺ] велел 'Али стереть [эти слова]. 'Али воскликнул: «Клянусь Аллахом, я не сотру их!» Тогда посланник Аллахаﷺ сказал: «Покажи мне место, [где это написано]». 'Али показал ему это место, и [пророк ] сам стёр [то, что там было написано], а ['Али] написал «Ибн 'Абдуллах». После этого [пророкﷺ ] провёл там три дня, а на третий день [многобожники] сказали 'Али : «По условиям [договора, который мы заключили] с твоим товарищем, этот день является последним, так скажи ему, чтобы он уходил. ['Али] сообщил об этом [пророку ﷺ], который сказал: «Хорошо», и покинул [аль-Худайбию].
_____________________________________________________________________
1693 Хайдар — лев.
1190 Передают, что Анас ибн Малик сказал: «Когда [пророк ﷺ] воз-вращался из аль-Худайбии [вместе со своими сподвижниками], охваченными печалью и унынием, [ему] были ниспосланы [аяты, в которых говорится] "Поистине, Мы даровали тебе явную победу, чтобы Аллах простил тебе прошлые и будущие грехи, и завершил милость Свою по отношению к тебе, и повёл тебя прямым путём, и чтобы оказал тебе Аллах великую помощь. Он — Тот, Кто ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы прибавилось у них веры к их вере. Аллаху принадлежат воинства небес и земли, и Аллах — Знающий, Мудрый. И чтобы ввести верующих мужчин и женщин в Райские сады, под [деревьями] которых текут реки, где они останутся навечно, и чтобы простить им их дурные дела. Поистине, пред Аллахом это — великий успех!" (48:1-5). [После этого] он ﷺ принёс в жертву скот в аль-Худайбие и сказал:"Мне был ниспослан аят, который для меня дороже всего мира дольнего"».
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 18. Поход на Хайбар
1191 Передают, что Абу Хурайра сказал: «Мы выступили на Хайбар вместе с пророком ﷺ , и Аллах даровал нам победу. В качестве военной добычи нам не досталось ни золото, ни серебро, но мы захватили [разную] утварь, продукты питания и одежду, а потом направились в сторону вади. Посланника Аллахаﷺ сопровождал раб, которого ему подарил один человек из [племени] джузам по имени Рифа'а ибн Зайд, [принадлежавший к роду] бану ад-дубайб. Когда мы остановились в вади, этот раб встал, чтобы снять седло посланника Аллаха ﷺ , и тут кем-то была пущена стрела, [которая поразила его] насмерть. Мы стали говорить: «На счастье ему, о посланник Аллаха, [ведь он принял] мученическую смерть!» — но посланник Аллаха ﷺ сказал:«Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, этот плащ будет гореть на нём огнём! Он взял его из добычи, захваченной в день Хайбара, и [этого плаща] не было среди того, что подлежало разделу». Тут людей охватил страх, а один человек принёс ремешок (или: два ремешка) [от сандалий] и сказал: «О посланник Аллаха, я взял [это] в день Хайбара». [В ответ ему] посланник Аллаха ﷺ сказал: «[Это ] — ремешок из Огня (или: два ремешка из Огня)».
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 19. После того, как мухаджирам было даровано [нечто], они вернули имущество, [предоставленное им] ансарами [во временное пользование]
1192 Передают, что Анас ибн Малик сказал: «Когда мухаджиры приехали в Медину из Мекки, у них ничего не было, ансары же владели землёй и [иным] недвижимым имуществом 1695. Они [решили] поделиться с [мухаджирами] и ежегодно предоставлять им половину [урожая со] своих финиковых [пальм], чтобы избавить их от необходимости работать. [Так, например], мать Анаса ибн Малика и 'Абдуллаха ибн Абу Тальхи, брата Анаса по матери, которую называли Умм Сулейм, отдавала [финики со] своих пальм посланнику Аллахаﷺ , а он отдавал их своей вольноотпущеннице Умм Айман, матери Усамы ибн Зайда». Ибн Шихаб сказал: «Анас ибн Малик сообщил мне [следующее]: "Закончив воевать с жителями Хайбара, посланник Аллахаﷺ направился в Медину, [и там] мухаджиры вернули ансарам финики [с пальм], которыми те разрешили им пользоваться, а посланник Аллахаﷺ вернул моей матери финики [с её пальм]. [Кроме того], посланник Аллаха ﷺ отдал Умм Айман часть своей пальмовой рощи вместо [пальм Умм Сулейм, которыми она пользовалась]"».
Ибн Шихаб сказал: «Умм Айман, мать Усамы ибн Зайда, да будет доволен ими Аллах, являлась служанкой 'Абдуллаха ибн 'Абд-аль Мутталиба1696 и была родом из Эфиопии. Когда Амина1697 родила посланника Аллахаﷺ после смерти его отца, Умм Айман воспитывала его, повзрослев же, посланник Аллахаﷺ , освободил её, а потом выдал замуж за Зайда ибн Харису. [Умм Айман] умерла через пять месяцев после смерти посланника Аллаха ﷺ»
_____________________________________________________________________
1695 Здесь имеются в виду финиковые пальмы.
1696 'Абдуллах ибн ' Абдаль-Myтталиб —отец пророка
1697 Амина — мать пророка ﷺ
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 20. О завоевании Мекки, вступлении в неё с боем и милости, [оказанной её жителям]
1193 'Абдуллах ибн Рабах, передававший [хадисы со слов] Абу Хурайры , сказал: «В рамадане к Му'авие [ибн Абу Суфьяну] прибыло [много] делегаций, и мы готовили друг для друга еду, а Абу Хурайра был одним из тех, кто часто приглашал нас к себе домой. [Однажды] я сказал [себе]: "Не приготовить ли мне еду и не пригласить ли их к себе?" И я велел приготовить еду, а вечером встретил Абу Хурайру и сказал:"Приглашаю [тебя] к себе [сегодня] ночью". Он сказал:"Ты опередил меня" Я сказал: "Да" и пригласил [к себе остальных]. [Вечером, когда все поели], Абу Хурайра сказал: "Не передать ли вам один из ваших хадисов, о ансары?"» ['Абдуллах ибн Рабах передал, что] потом [Абу Хурайра] упомянул о завоевании Мекки и сказал: Посланник Аллахаﷺ двигался вперёд, пока не достиг Мекки. [Остановившись], он послал [в город] аз-Зубайра во главе отряда [правой или левой руки] и Халида во главе другого отряда, что же касается Абу 'Убайды, то его он послал во главе тех, у кого не было доспехов. Они пошли по внутренней части вади, а [в это время] посланник Аллаха ﷺ находился [среди бойцов другого большого] отряда. Оглядевшись [вокруг], он увидел меня и сказал: «Абу Хурайра». Я отозвался: «Вот я перед тобой, о посланник Аллаха», и онﷺ сказал: «Пусть ко мне не приходит никто, кроме ансаров», добавив, что среди них не должно быть старцев. Потом онﷺ сказал: «Позови ко мне ансаров», и они собрались вокруг него. Что же касается курайшитов, то, собрав всякий с ними случится несчастье, мы [выплатим им] то, что у нас просили». Посланник Аллахаﷺ сказал: «Видите ли вы этот сброд, [который собрали] курайшиты, и их последователей?» Потом онﷺ сделал знак руками, [возложил] одну руку на другую1699 и сказалﷺ : «Вы встретите меня на [холме] ас-Сафа». Потом мы двинулись [вперёд], и если кто-нибудь из нас хотел убить кого-либо [из курайшитов], то непременно убивал его, и никто из них ничего не [мог] противопоставить нам. [Через некоторое время к пророку ] явился Абу Суфьян и сказал: «О посланник Аллаха, убита уже целая группа курайшитов, так пусть же [их] отныне не [убивают]!» Тогда [пророк ] сказал: «В безопасности будет тот, кто войдёт в дом Абу Суфьяна».[Услышав это], ансары стали говорить друг другу:«Что касается этого человека, то он [движим любовью] к своему городу и состраданием к своим родственникам»,и тут [пророкуﷺ ] было ниспослано откровение, а когда ему ниспосылались откровения, это не оставалось незамеченным для нас, и никто не смотрел на посланника Аллахаﷺ , пока [ниспослание] не завершалось. После завершения [ниспослания] посланник Аллахаﷺ сказал: «О ансары!» Они отозвались: «Вот мы перед тобой, о посланник Аллаха». Онﷺ сказал: «Вы говорили, что этот человек [движим любовью] к своему городу». Они сказали: «Так оно и есть». Онﷺ сказал: «Вовсе нет! Поистине, я — раб Аллаха и Его посланник. Я переселился к Аллаху и к вам, и я буду жить с вами, и умру с вами». После этого [ансары стали] подходить к нему, плача и говоря: «Клянёмся Аллахом, мы говорили то, что говорили, только стремясь к Аллаху и Его посланнику!»1700 Тогда посланник Аллахаﷺ сказал:«Поистине, Аллах и Его посланник верят вам и принимают ваши оправдания». [Между тем] люди закрыли двери своих [домов] и устремились к дому Абу Суфьяна, а посланник Аллахаﷺ [продолжал] идти, пока не дошёл до [Чёрного] камня. Онﷺ поцеловал его и совершил обход Каабы, а потом подошёл к одному из стоявших [вокруг] Каабы идолов, которым поклонялись [курайшиты]. В руке у посланника Аллахаﷺ был лук, который он держал за один из его боков, подойдя же к этому идолу, онﷺ начал тыкать [луком] ему в глаз, повторяя: «Пришла истина, и сгинуло ложное» (17:81). Закончив обход, онﷺ подошёл к [холму] ас-Сафа и взобрался на него. [Оттуда] онﷺ посмотрел на Каабу, поднял руки и стал воздавать Аллаху хвалу, обращаясь к Нему с мольбами, которые Аллаху было угодно [от него услышать].
_____________________________________________________________________
1699 Пророк указал на воинство курайшитов и сделал руками движение, показывая, что противника следует блокировать или уничтожить.
1700 То есть желая, чтобы ты остался с нами.
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 21. Удаление идолов, [стоявших] вокруг Каабы
1194 Передают, что 'Абдуллах ибн Мас'уд сказал: «Когда пророкﷺ вступил в Мекку, вокруг Каабы [стояло] триста шестьдесят идолов. Он стал наносить им удары палкой, которую держал в руке, говоря:"Явилась истина, и сгинуло ложное, ведь ложное [по природе своей обре-чено] на погибель (17:81). Явилась истина, а ложь больше ничего не явит и не вернётся (34:49)"». Ибн [Абу] 'Умар1701 добавлял [к этому слова] «в день овладения [Меккой]».
_____________________________________________________________________
1701 Мухаммад ибн Яхья ибн Абу 'Умар аль-'Адани — один из шейхов имама Муслима.
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 22. После победы ни одного курайшита не следует убивать связанным
1195 'Абдуллах ибн Мути' передал, что его отец [Мути' ибн аль-Асвад ибн Хариса] сказал: «Я слышал, как в день овладения Меккой пророкﷺ сказал: "После этого дня и до Дня воскресения ни одного курайшита не следует убивать связанным"1702».
_____________________________________________________________________
1702 Как указывается в комментариях, смысл этих слов заключается в следующем: все курайшиты приняли ислам, и никто из них, в отличие от других, не станет вероотступником и не будет убит. Однако это не означало, что ни одного курайшита не следует убивать, если он совершит преступление, за которое по Шариату будет заслуживать смертной казни.
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 23. Клятва [быть верным] исламу, [участвовать в] джихаде и [творить] добро, [которая была принесена] после овладения [Меккой]
1196 Передают, что Муджаши' ибн Мас'уда сказал: «После овладения [Меккой] я привёл своего брата Абу Ма'бада к посланнику Аллахаﷺ и сказал: "О посланник Аллаха, прими его клятву [в том, что он совершит] переселение [к тебе]". [На это пророк ﷺ] сказал: "[Время] переселения [для тех, кто хотел переселиться], прошло". Я спросил: "Какую же клятву ты от него примешь?" Онﷺ сказал: "[Клятву в том, что он будет хранить верность] исламу, [участвовать в] джихаде и [творить] добро"».
Абу 'Усман' сказал: «Встретив Абу Ма'бада, я сообщил ему о том, что сказал Муджаши', и он сказал: "Он сказал правду"».
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 24. После овладения [Меккой необходимость в] переселении отпала
1197 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «[Когда] посланника Аллахаﷺ спросили о переселении, он ﷺсказал: "Не следует переселяться после победы1703, но [необходимость участия в] джихаде и [благом] намерении [остаётся, а поэтому], если вас призовут1704 поспешите .
_____________________________________________________________________
1703 Эти слова означали, что после овладения мусульманами Меккой необходимость в переселении оттуда по религиозным соображениям отпала.
1704 Имеется в виду призыв правителя к вооружённой борьбе с врагами мусульман
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 25. Веление творить добрые [дела, отданное] тому, для кого переселение являлось затруднительным
1198 Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри , что [однажды] какой- то бедуин спросил посланника Аллаха ﷺ, [следует ли ему] переселиться, и [пророкﷺ ] сказал: «Горе тебе, поистине, это трудное дело! Есть ли у тебя верблюды?» [Бедуин] сказал: «Да». [Пророк ﷺ] спросил: «А выплачиваешь ли ты с них закят?» [Бедуин] сказал: «Да». [Тогда пророк ﷺ] сказал: «Так [продолжай] делать [это, в каком бы] селении [ты ни жил], ведь, поистине, Аллах никогда не оставит [незамеченным] ни одного твоего дела»1705
_____________________________________________________________________
1705 Имеется в виду, что при условии соблюдения всех установлений ислама, в том числе и выплаты закята, награда человека не обойдёт его стороной и не уменьшится, где бы он ни жил.
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 26. О том, кому было позволено [жить в] пустыне после переселения [в Медину]
1199 Саляма ибн аль-Аква' передал, что [однажды, когда] он пришёл к аль-Хаджжаджу1706, тот сказал: «О Ибн аль-Аква', ты отступился [от ислама, ибо ты пропадаешь в пустыне вместе с] бедуинами!»1707 — на что [Саляма] ответил ему: «Нет, ведь [находиться] в пустыне позволил мне посланник Аллаха ﷺ»
_____________________________________________________________________
1706 См. примечание к хадису № 210.
1707 Мухаджиры, переселившиеся в Медину, могли покидать город только с разрешения пророкаﷺ Аль-Хаджжаджу было известно об этом, а то, что он позволил себе говорить так со столь видным сподвижником, как Саляма, можно объяснить лишь неприязнью, которую питал к нему аль- Хаджжадж.
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 27. Поход на Хунайн
1200 Передают со слов Касира ибн 'Аббаса ибн 'Абд-аль-Мутталиба, что 'Аббас сказал:
Я был вместе с посланником Аллахаﷺ в день [битвы при] Хунайне, и мы с Абу Суфьяном ибн аль-Харисом ибн 'Абд-аль-Мутталибом повсюду следовали за [ним], не отходя от него [ни на шаг], что же касается посланника Аллахаﷺ , то он сидел верхом на белой мулице, которую ему подарил Фарва ибн Нуфаса аль-Джузами. Встретившись с неверными, мусульмане [сначала] обратились в бегство, а посланник Аллахаﷺ стал пришпоривать мулицу, [направляя её] в сторону неверных. [В это время] я придерживал за узду мулицу посланника Аллахаﷺ чтобы она не [бежала слишком] быстро, а Абу Суфьян держался за [его] стремя. Потом посланник Аллахаﷺ велел: «О 'Аббас, призови [ко мне] тех, кто [давал клятву под деревом]»1708 'Аббас, обладавший очень громким голосом1709, сказал: Тогда я изо всех сил закричал: «Где люди, [дававшие клятву под деревом]?» — и клянусь Аллахом, услышав мой голос, они потянулись ко мне, подобно коровам, которых тянет к их [телятам], и закричали: «Вот мы перед тобой, вот мы перед тобой!» — после чего [снова бросились] в бой с неверными. Что же касается ансаров, то [они призывали друг друга криками]: «О ансары, о ансары!» — а потом стали кричать только: «О бану аль-харис ибн аль-хазрадж, о бану аль-харис ибн аль-хазрадж!»1710Посланник Аллахаﷺ , сидевший верхом на мулице и наблюдавший за их сражением, наклонился вперёд и сказал: «Вот когда разгорелся [настоящий] бой!» Потом посланник Аллахаﷺ набрал пригоршню мелких камешков, бросил их в лица неверных1711 и воскликнул: «Они разбиты, клянусь Господом Мухаммада!» Я стал смотреть на бой и увидел, что он продолжается, как и раньше1712, но клянусь Аллахом, стоило ему бросить эти камешки, как [неверные] стали неуклонно терять силы и [наконец] бросились в бегство.
_____________________________________________________________________
1708 Имеются в виду люди, давшие пророку «клятву, угодную Аллаху» (бай'ат ар-ридван) в аль-Худайбие.
1709 Сообщается, что его крик был слышен за восемь миль.
1710 Имеется в виду, что стали раздаваться крики людей, призывавших в бой только хазраджитов, которые относились к одному из двух племён ансаров —аус и хазрадж.
1711 О битве при Бадре в Коране сказано: «Не ты бросал, когда бросал, — это Аллах бросал» (8:17).
1712 Аббас хочет сказать, что силы сражавшихся на тот момент были равны.
1201 Передают, что Абу Исхак сказал: Один человек пришёл к аль-Баре [ибн 'Азибу] и спросил: «О Абу "Умара, верно ли, что в день [битвы при] Хунайне вы бежали?» Он сказал: «Да, но свидетельствую, что пророк Аллахаﷺ не побежал. Люди, которые поспешили, и те, кто не имел доспехов, двинулись на [бойцов из племени] хавазин, [хорошо] стрелявших из лука, и те разом выпустили по ним [столько] стрел, [что показалось], будто [небо закрыла] стая саранчи. Тогда люди покинули [поле боя] и [побежали туда, где находились] посланник Аллахаﷺ и Абу Суфьян ибн аль-Харис , который вёл его мулицу. Тогда [пророк ﷺ] спешился и стал взывать [к Аллаху] и просить [Его] о помощи, говоря:
Я —пророк, и нет [в этом] лжи!
Я —Ибн Абд-аль-Мутталиб!1713
[И он ﷺ говорил]: "О Аллах, ниспошли [нам] Твою помощь!"» Аль-Бара сказал: «Клянусь Аллахом, когда бой разгорался, мы прятались [за пророком ﷺ], смелыми же среди нас [считались] те, которые [не отставали] от него», имея в виду пророкаﷺ .
_____________________________________________________________________
1713 То есть: я —потомок 'Абд-аль-Мутталиба
1202 Передают, что Саляма ибн аль-Аква' сказал: Мы выступили в поход на Хунайн вместе с посланником Аллахаﷺ , а когда встретились с врагом, я вышел вперёд и забрался на перевал, где мне повстречался какой-то человек из числа врагов, в которого я пустил стрелу. Он скрылся из виду, и я не знаю, [что с ним стало]. Потом я посмотрел на [врагов] и увидел, что они появились [со стороны] другого перевала и сошлись со сподвижниками пророка , которые бросились в бегство. Я [тоже] побежал, а на мне было два плаща, один из которых я обернул вокруг бёдер наподобие изара, а другой использовал как накидку. Потом мой изар развязался, но я [связал плащи], соединив их воедино, и [через некоторое время] прошёл мимо посланника Аллахаﷺ , сидевшего на своей серой мулице. Посланник Аллахаﷺ сказал: «[Даже] Ибн аль-Аква' познал страх!» Когда же посланник Аллаха ﷺ[оказался в окружении множества врагов], он спустился [на землю] со своей мулицы, взял горсть земли, бросил её в лица врагов и сказал: «Да исказятся лица!» И глаза каждого из этих созданных Аллахом людей наполнились землёй из этой горсти, после чего они обратились в бегство. Так Всемогущий и Великий Аллах нанёс им поражение, а посланник Аллаха разделил между мусульманами военную добычу, [захваченную у врага].
Гость- Гость
Re: 33.Книга о переселении(хиджра)и военных походах
Глава 28. О походе на Таиф
1203 Передают, что 'Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха ﷺосадил жителей Таифа', но ничего от них не добился1714 и сказал: "Поистине, если захочет Аллах Всевышний, мы вернёмся [в Медину]". Его сподвижники стали говорить: "Неужели мы уйдём, так и не взяв его?"Тогда посланник Аллахаﷺ сказал им: "Так идите в бой!" — и они бросились в бой, но [многие] были ранены, и посланник Аллахаﷺ сказал: "Поистине, завтра мы возвращаемся!" Это [обрадовало мусульман], а посланник Аллаха ﷺ рассмеялся».
_____________________________________________________________________
1714 Иначе говоря, не взял город.
Гость- Гость
Похожие темы
» 30.Книга о гостеприимстве
» Принятие Ислама, хиджра и хадж прощают все грехи
» Книга 14. «Судопроизводство».
» 10.Книга о хадже
» 29.Книга о находке
» Принятие Ислама, хиджра и хадж прощают все грехи
» Книга 14. «Судопроизводство».
» 10.Книга о хадже
» 29.Книга о находке
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения