Хадис 11: Занятость тем, что приносит пользу
Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки :: Копилка Салихи :: О Сунне. Хадисы :: Сорок хадисов ан Науауи
Страница 1 из 1
Хадис 11: Занятость тем, что приносит пользу
Хадис 11: Занятость тем, что приносит пользу
11. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
"Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям) , сказал:
"Признаком хорошего исповедания ислама человеком является его отказ от того, что его не касается"
"ат-Тирмизи и другие"
Гость- Гость
Re: Хадис 11: Занятость тем, что приносит пользу
ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, неотступно следовавший за пророком, (салляллаху ‘алейхи уа саллям) , и перенимавший от него достойные нравственные качества, передаёт нам слова пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Эти немногочисленные и полезные слова разъясняют нам то, что объединяет в себе благо мира этого и счастье мира вечного. Как отмечают улемы, эти слова, поистине, относятся к числу кратких по форме, но ёмких по смыслу слов пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), подобных которым никто не говорил прежде. И в самом деле, ведь эти слова объединяют в себе половину религии, так как религия представляет собой совершение одних действий и отказ от совершения других, здесь же говорится об отказе.
Некоторые улемы утверждали:
"Нет, он объединил в себе всю религию в целом, поскольку в нем говорится об отказе и указывается на необходимые действия ".
Ибн Раджаб сказал:
"Этот хадис является одной из великих основ нравственноти".
Абу Дауд сказал: "В основе всех шариатских наук лежат четыре хадиса", - упомянув среди них и этот хадис.
Смотри также, что было сказано о важности следующего хaдиса.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, неотступно следовавший за пророком, (салляллаху ‘алейхи уа саллям) , и перенимавший от него достойные нравственные качества, передаёт нам слова пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Эти немногочисленные и полезные слова разъясняют нам то, что объединяет в себе благо мира этого и счастье мира вечного. Как отмечают улемы, эти слова, поистине, относятся к числу кратких по форме, но ёмких по смыслу слов пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), подобных которым никто не говорил прежде. И в самом деле, ведь эти слова объединяют в себе половину религии, так как религия представляет собой совершение одних действий и отказ от совершения других, здесь же говорится об отказе.
Некоторые улемы утверждали:
"Нет, он объединил в себе всю религию в целом, поскольку в нем говорится об отказе и указывается на необходимые действия ".
Ибн Раджаб сказал:
"Этот хадис является одной из великих основ нравственноти".
Абу Дауд сказал: "В основе всех шариатских наук лежат четыре хадиса", - упомянув среди них и этот хадис.
Смотри также, что было сказано о важности следующего хaдиса.
Гость- Гость
Re: Хадис 11: Занятость тем, что приносит пользу
ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЕН
1. Создание идеального общества.
Цель ислама состоит в создании здорового общества и в том чтобы люди жили в согласии, забыв о конфликтах и раздораx.
Кроме того, ислам стремится к обеспечению безопасности каждого отдельного члена общества, желая, чтобы он жил в этом мире счастливо, любил других и был любим, относился к людям с уважением, никому не наносил обид и покинул этот мир, добившись успеха и оказавшись в выигрыше. Что же касается причин раздоров между людьми, разложения общества и того, что люди оказываются в опасном положении, то в большинстве случаев к этому приводит вмешательство людей в чужие дела и оcoбенно в те дела, которые их не касаются. Вот почему одним признаков прямоты мусульманина и искренности его веры является его невмешательство в такие дела других людей, которые его не касаются.
2. Занятость тем, что не касается человека, являет пустой тратой сил и признаком слабости веры
В этом мире человек живёт в окружении множества людей которыми его связывают многочисленные и разнообразные дела и отношения. Что касается мусульманина, то он несёт ответственность за каждое совершённое им дело, за каждый прожитый час и за каждое произнесённое им слово. С другой стороны, если человек станет заниматься всем тем, что его окружает, и вмешиваться в такие дела, которые его не касаются, это будет отвлeкать его от выполнения его обязанностей и мешать ему заниматься тем, за что он несёт ответственность, в результате чего подвергнется порицанию в мире этом и будет наказан в мире вечном. И всё это станет указанием на недостаточность его понимания и на то, что присущие пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), нравственные качества не утвердились в его душе.
Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
"Когда умер один человек из числа сподвижников, другой человек сказал: "Ему возвестили о рае".
На это пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Ты ведь этого не знаешь! А может быть, он говорил о том, что его не касается, или скупился на то, чего у него было вдоволь?" ат-Тирмизи
Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал Абу Зарру, да будет доволен им Аллах:
"Достаточно зла совершит тот, кто не обладает знанием о самом себе, но занимается тем, что его не касается". Ибн Хаббан.
3. Отказ от того, что не имеет значения, приводит к спасению
Мусульманин, знающий, в чём состоят его обязанности, и осознающий свою ответственность, он занимается самим собой, стремится к тому, что принесёт ему пользу в обоих мирах, отстраняется от излишнего, удаляется от пустого и обращает внимание на то, что имеет для него значение.
Если мы узнаем о том, что дел, имеющих значение для человека, в этом мире мало по сравнению с тем, что значения для него не имеет, то поймём, что человек, ограничивающийся лишь тем, что его касается, избавляется от многого вредного и греховного, получая возможность заниматься тем, что окажется для чего полезным в мире ином. Именно это и является признаком хорошего исповедания им ислама, прочности его веры, истинности его благочестия, а также того, что он не потворствует своим желаниям и обретёт спасение пред своим Великим и Высоким Господом.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах сказал:
"Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Если любой из вас будет исповедовать ислам должным образом, то за каждое доброе дело, которое он совершит, ему запишется от десяти до семисот добрых дел, а за каждое совершённое им дурное дело ему запишется совершение (одного дурного дела)", аль-Бухари.
В "Аль-Муватта" имам Малик приводит нижеследующий рассказ:
"(Однажды) люди спросили Лукмана: "Что помогло тебе доcтигнутъ того, чему мы являемся свидетелями?", - имея в виду егo достоинства. Лукман ответил: "Я был правдив, возвращал довeренное и не занимался тем, что меня не касается ".
4. Сердце, занятое Аллахом Всевышним, отстраняете от тех людских дел, которые его не касаются.
Такого мусульманина, который поклоняется Аллаху Всемoгущему и Великому так, будто он видит Его, ощущая в душе что Он близок к Аллаху Всевышнему, а Аллах Всевышний близок к нему, это отвлекает от всего того, что его не касается. Не занятость человека тем, что его не касается, указывает на то, что он проявляет искренность по отношению к Аллаху и ощущает Его присутствие. Если же человек занят тем, что не имеет к нему отношения, это указывает на то, что он не ощущает близости к Аллаху Всевышнему и не проявляет искренности по отношений к Нему, что дела его тщетны и что он относится к числу погибших.
Сообщается, что аль-Хасан аль-Басри сказал:
"Признаком того, что Аллах отвернулся от Своего раба, является то, что Он заставляет его заниматься делами, не имеющими к нему отношения ".
5. О том, какие дела касаются человека и какие из них его не касаются
Касается человека нижеследующее: всё то, что имеет отношение к необходимости жизнеобеспечения, например, еда, питьё, одежда, жилище и тому подобные вещи, а также всё то, что имеет отношение к его спасению в мире вечном, а всё остальное к нему отношения не имеет.
Так, например, не касается его всё то, что превышает меру необходимых мирских потребностей. Имеется в виду стремление к увеличению своих богатств, большему разнообразию в еде и питье, достижению высоких постов и руководящего положения и выслушиванию слов хвалы от людей. Признаком искренности мусульманина является удалённость от подобных устремлений, особенно в том случае, если это приведёт к тому, что ему придётся хоть в чём-то поступиться своей религией.
Дозволенные дела, которые не приносят человеку пользы ни в этом мире, ни в мире ином наподобие игр, шуток и всего того, что наносит ущерб человеческому достоинству. Это также не имеет отношения к человеку, и мусульманину лучше отказаться от подобных вещей, поскольку они приводят к трате драгоценного времени не на то, ради чего он был создан, и за это человеку придётся дать отчёт.
Произнесение излишних слов может привести мусульманина и к произнесению слов запретных. Вот почему мусульманину свойственно избегать всяческого шума, многословия и пересудов.
Сообщается, что (однажды) Му'аз, да будет доволен им Аллах, спросил пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям),
"О посланник Аллаха, спросится ли с нас за всё то, что мы говорим?"
Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Да лишится тебя твоя мать (Эти слова не следует понимать буквально. Здесь они служат выражением удивления.), о Му'аз, а разве будут ввергать людей лицами в пламя (ада) за что-либо ещё, кроме клеветнических речей?!". Ат-Тирмизи.
Сообщается также, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Любые) слова сына Адама, кроме велений совершать одобряемое (шариатом), запретов на совершение отвергаемого (им) и (слов) поминания Аллаха, будут против него, а не за него". Ат-Тирмизи
6. Этот хадис указывает на то, что мусульманину свойственно заниматься достойными, а не пустыми и презренными делами.
7. Этот хадис воспитывает душу, помогает ей избавляться от всевозможных пороков и недостатков и отказываться от всегo бесполезного.
1. Создание идеального общества.
Цель ислама состоит в создании здорового общества и в том чтобы люди жили в согласии, забыв о конфликтах и раздораx.
Кроме того, ислам стремится к обеспечению безопасности каждого отдельного члена общества, желая, чтобы он жил в этом мире счастливо, любил других и был любим, относился к людям с уважением, никому не наносил обид и покинул этот мир, добившись успеха и оказавшись в выигрыше. Что же касается причин раздоров между людьми, разложения общества и того, что люди оказываются в опасном положении, то в большинстве случаев к этому приводит вмешательство людей в чужие дела и оcoбенно в те дела, которые их не касаются. Вот почему одним признаков прямоты мусульманина и искренности его веры является его невмешательство в такие дела других людей, которые его не касаются.
2. Занятость тем, что не касается человека, являет пустой тратой сил и признаком слабости веры
В этом мире человек живёт в окружении множества людей которыми его связывают многочисленные и разнообразные дела и отношения. Что касается мусульманина, то он несёт ответственность за каждое совершённое им дело, за каждый прожитый час и за каждое произнесённое им слово. С другой стороны, если человек станет заниматься всем тем, что его окружает, и вмешиваться в такие дела, которые его не касаются, это будет отвлeкать его от выполнения его обязанностей и мешать ему заниматься тем, за что он несёт ответственность, в результате чего подвергнется порицанию в мире этом и будет наказан в мире вечном. И всё это станет указанием на недостаточность его понимания и на то, что присущие пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), нравственные качества не утвердились в его душе.
Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
"Когда умер один человек из числа сподвижников, другой человек сказал: "Ему возвестили о рае".
На это пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Ты ведь этого не знаешь! А может быть, он говорил о том, что его не касается, или скупился на то, чего у него было вдоволь?" ат-Тирмизи
Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал Абу Зарру, да будет доволен им Аллах:
"Достаточно зла совершит тот, кто не обладает знанием о самом себе, но занимается тем, что его не касается". Ибн Хаббан.
3. Отказ от того, что не имеет значения, приводит к спасению
Мусульманин, знающий, в чём состоят его обязанности, и осознающий свою ответственность, он занимается самим собой, стремится к тому, что принесёт ему пользу в обоих мирах, отстраняется от излишнего, удаляется от пустого и обращает внимание на то, что имеет для него значение.
Если мы узнаем о том, что дел, имеющих значение для человека, в этом мире мало по сравнению с тем, что значения для него не имеет, то поймём, что человек, ограничивающийся лишь тем, что его касается, избавляется от многого вредного и греховного, получая возможность заниматься тем, что окажется для чего полезным в мире ином. Именно это и является признаком хорошего исповедания им ислама, прочности его веры, истинности его благочестия, а также того, что он не потворствует своим желаниям и обретёт спасение пред своим Великим и Высоким Господом.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах сказал:
"Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Если любой из вас будет исповедовать ислам должным образом, то за каждое доброе дело, которое он совершит, ему запишется от десяти до семисот добрых дел, а за каждое совершённое им дурное дело ему запишется совершение (одного дурного дела)", аль-Бухари.
В "Аль-Муватта" имам Малик приводит нижеследующий рассказ:
"(Однажды) люди спросили Лукмана: "Что помогло тебе доcтигнутъ того, чему мы являемся свидетелями?", - имея в виду егo достоинства. Лукман ответил: "Я был правдив, возвращал довeренное и не занимался тем, что меня не касается ".
4. Сердце, занятое Аллахом Всевышним, отстраняете от тех людских дел, которые его не касаются.
Такого мусульманина, который поклоняется Аллаху Всемoгущему и Великому так, будто он видит Его, ощущая в душе что Он близок к Аллаху Всевышнему, а Аллах Всевышний близок к нему, это отвлекает от всего того, что его не касается. Не занятость человека тем, что его не касается, указывает на то, что он проявляет искренность по отношению к Аллаху и ощущает Его присутствие. Если же человек занят тем, что не имеет к нему отношения, это указывает на то, что он не ощущает близости к Аллаху Всевышнему и не проявляет искренности по отношений к Нему, что дела его тщетны и что он относится к числу погибших.
Сообщается, что аль-Хасан аль-Басри сказал:
"Признаком того, что Аллах отвернулся от Своего раба, является то, что Он заставляет его заниматься делами, не имеющими к нему отношения ".
5. О том, какие дела касаются человека и какие из них его не касаются
Касается человека нижеследующее: всё то, что имеет отношение к необходимости жизнеобеспечения, например, еда, питьё, одежда, жилище и тому подобные вещи, а также всё то, что имеет отношение к его спасению в мире вечном, а всё остальное к нему отношения не имеет.
Так, например, не касается его всё то, что превышает меру необходимых мирских потребностей. Имеется в виду стремление к увеличению своих богатств, большему разнообразию в еде и питье, достижению высоких постов и руководящего положения и выслушиванию слов хвалы от людей. Признаком искренности мусульманина является удалённость от подобных устремлений, особенно в том случае, если это приведёт к тому, что ему придётся хоть в чём-то поступиться своей религией.
Дозволенные дела, которые не приносят человеку пользы ни в этом мире, ни в мире ином наподобие игр, шуток и всего того, что наносит ущерб человеческому достоинству. Это также не имеет отношения к человеку, и мусульманину лучше отказаться от подобных вещей, поскольку они приводят к трате драгоценного времени не на то, ради чего он был создан, и за это человеку придётся дать отчёт.
Произнесение излишних слов может привести мусульманина и к произнесению слов запретных. Вот почему мусульманину свойственно избегать всяческого шума, многословия и пересудов.
Сообщается, что (однажды) Му'аз, да будет доволен им Аллах, спросил пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям),
"О посланник Аллаха, спросится ли с нас за всё то, что мы говорим?"
Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Да лишится тебя твоя мать (Эти слова не следует понимать буквально. Здесь они служат выражением удивления.), о Му'аз, а разве будут ввергать людей лицами в пламя (ада) за что-либо ещё, кроме клеветнических речей?!". Ат-Тирмизи.
Сообщается также, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Любые) слова сына Адама, кроме велений совершать одобряемое (шариатом), запретов на совершение отвергаемого (им) и (слов) поминания Аллаха, будут против него, а не за него". Ат-Тирмизи
6. Этот хадис указывает на то, что мусульманину свойственно заниматься достойными, а не пустыми и презренными делами.
7. Этот хадис воспитывает душу, помогает ей избавляться от всевозможных пороков и недостатков и отказываться от всегo бесполезного.
Гость- Гость
Re: Хадис 11: Занятость тем, что приносит пользу
Этот хадис известен на языке не простых людей, а распространен в первую очередь на устах великих имамов нашей уммы, которые относили этот хадис к основам религии!
Имам Абу Дауд говорил: “Я записал пятьсот тысяч хадисов от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), из них я выбрал для этой книги (Сунан Аби Дауд) четыре тысячи восемьсот хадисов*, однако человеку для его религии достаточно из этих хадисов и четырех! Один из них, это слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, деяния оцениваются по намерениям». Второй – его слова: «Из числа проявления человеком хорошего Ислама – это его отказ от того, что его не касается». Третий:«Не будет человек верующим до тех пор, пока не пожелает брату своему то, что желает самому себе». И четвертый:«Дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними есть сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют»”. См. “Тарх ат-тасриб” 2/16, “Джами’уль-‘улюм” 174.
Примечание:
* В современной нумерации в сборнике хадисов Абу Дауда (5274) хадисов.
Также имам маликитов своего времени – Ибн Аби Зайд говорил: “Собравшими в себе все благо адаба, являются четыре хадиса! Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть говорит благое или молчит!» Его слова: «Из числа проявления человеком хорошего Ислама – это его отказ от того, что его не касается». Его краткое наставление: «Не гневайся!» И его слова:«Верующий тот, кто желает для своего брата того же, что желает для себя»”. См. “Джами’уль-‘улюм” 264.
Этого вполне достаточно, чтобы понимать величие и важность этого хадиса среди имамов, и его положение, которое он занимает в Исламе.
Этот хадис имеет множество путей, и он передается со слов многих сподвижников.
Что же касается той версии, которая передается от Абу Хурайры и в цепи которой передатчик по имени Къурра ибн Абдур-Рахман. Относительно этого хадиса и этого передатчика были разногласия среди имамов.
Во-первых, разногласие было относительно самого передатчика, так как одни имамы считали его слабым, а другие надежным.
Во-вторых, было разногласие среди имамов относительно его ошибки о передачи этого хадиса со слов аз-Зухри, так как большинство имамов считали, что Къурра ошибся, и пошел в противоречие другим, которые передали этот хадис от аз-Зухри через Али ибн Хусайна. Но имам аль-Ауза’и говорил о Къурре: “Нет ни одного, кто был бы более знающим о аз-Зухри, чем Къурра ибн Абдур-Рахман!”См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 7/177.
И даже если допустить, что на самом деле Къурра ошибся и что он является слабым передатчиком, этот же хадис передается через другой иснад от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара аль-‘Амри, что приводят ат-Табарани в «аль-Аусат» 8/202, Ибн Аби ад-Дунья в «ас-Самт» 108 и др.
Но и относительно аль-‘Амри были разногласия среди имамов. Имам Ахмад говорил, что он правдивый, и что нет в нем проблем. Имам аз-Захаби говорил, что он был правдивым, однако с его памятью было не все в порядке.
И эту же версию, в которой сообщается, что Хусайн ибн ‘Али передал этот хадис уже не от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), которого он не застал, а от своего отца - Хусайна ибн ‘Али, приводит имам Ахмад в "аль-Муснад" 1/201.
Хафиз аль-Хайсами, приведя хадис: «Из числа проявления человеком хорошего Ислама – это его отказ от того, что его не касается», сказал, что его приводит Ахмад и ат-Табарни во всех своих трех сборниках, и что передатчики версии Ахмада и ат-Табарани в "аль-Кабир" являются надежными. См. “Маджма’у-ззауаид” 8/18.
Шейх Ахмад Шакир, назвав слабой версию этого хадиса, которая мурсаль от Хусайн ибн ‘Али по причине разрыва иснада в «Тахкыкъ аль-Муснад» имама Ахмад, № 1732, затем назвал достоверной другую версию хадиса, в которой сказано, что Хусайн ибн Али передает этот хадис уже со слов своего отца. № 1737.
И шейх аль-Альбани, после слов имама ат-Тирмизи о рассматриваемом хадисе:"Али ибн Хусайн не застал Али ибн Аби Талиба", сказал: “Однако он застал своего отца – Хусайна ибн Али, и этот хадис достоверно передается от него с непрерывным иснадом”. См. “Хидаяту-ррууа” 4/383.
И даже если принять во внимание то, что Къурра и аль-‘Амри слабые, то слабость их не сильная и плюс никто из имамов не обвинял их во лжи или фальсификации! И это уже веский повод для того, чтобы их хадисы усиливали друг друга, подкрепляя и тот мурсаль, все передатчики которого являются надежными, не говоря уже о других версиях этого хадиса.
По этой причине хафиз Ибн 'Абдуль-Барр говорил, что версия от Къурры является надежной, а имам ан-Науауи называл его хорошим, и многие другие исследователи говорили о его достоверности.
Например, шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут называл этот хадис хорошим в силу существования других, непосредственно ту версию, что приводил имам ан-Науауи в 40 хадисах, как раз которую разбирал автор. Шейх Абдуль-Къадир говорил: “Этот хадис также (помимо версии от Абу Хурайры) передается от Абу Зарра, Зайд ибн Сабита, аль-Хариса ибн Хишама и Али ибн Аби Талиба”. См. “Тахкыкъ Джами’уль-улюм” 1/287.
Также и Шу'айб аль-Арнаут называл этот хадис достоверным, в силу подтверждающих его свидетельств. Он писал: “Къурра ибн Абдур-Рахман, одни посчитали его надежным, а другие слабым. А Ибн ‘Ади говорил: «Я не видел от него отвергаемых сильно хадисов, и надеюсь, что в нем нет проблем». Ибн 'Абдуль-Барр говорил: «Этот хадис (версия Къурры) передается от аз-Зухри через этот иснад, и через надежных передатчиков». И это соответствует тому, что данный хадис назвал хорошим имам ан-Науауи в 40 хадисах”. См. “Тахкыкъ Шарх ас-Сунна” 14/330.
Также Шу'айб аль-Арнаут и Абдуллах ат-Турки писали: “Хадис (от Абу Хурайры) достоверный в силу подтверждающих его свидетельств. И у него есть другие версии через Али ибн Хусайна, что приводит Ахмад 1/201. Через хадис Абу Бакра, что приводит аль-Хаким в «аль-Куна». Через хадис Абу Зарра, что передает аш-Ширази”. См. “Тахкыкъ ат-Тахауия” 342.
Также и хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» 11/309 писал, что все передатчики этого хадиса являются надежными.
И исследователь книги «Булюгъ аль-марам» 448, шейх Самир аз-Зухайри называл хадис достоверным, в силу существования других.
По этой причине данный хадис является достоверным, который можно и нужно принимать и опираться на него!
Более того, я читал, что тот же Абу Исхакъ аль-Хууайни, на которого ссылался автор относительно слабости этого хадиса, в тахкыкъе на книгу имама аль-Байхакъи "аль-Арба’уна ас-сугъра" под 19 хадисом называет этот же хадис достоверным.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Из числа проявления человеком хорошего Ислама – это его отказ от того, что его не касается». ат-Тирмизи 2317, Ибн Маджах 3976, Ахмад 1/201.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, хафиз Ибн Хаджар и хафиз аль-Хайсами сказали, что все передатчики хадиса заслуживают доверие. Имам ан-Науауи назвал хадис хорошим, а шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили его достоверность в силу усиливающих его свидетельств. См. “Маджма’у-ззауаид” 8/18, “Фатхуль-Бари” 11/309, “Хидаяту-ррууа” 4/383, “Сахих ат-таргъиб” № 2881, “Тахкыкъ Шарх ас-Сунна” 14/330, “Тахкыкъ Джами’уль-улюм” 1/287.
Уа-Ллаху а'лям.
"Из хорошего Ислама - оставление того, что тебя не касается"
Имам Абу Дауд говорил: “Я записал пятьсот тысяч хадисов от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), из них я выбрал для этой книги (Сунан Аби Дауд) четыре тысячи восемьсот хадисов*, однако человеку для его религии достаточно из этих хадисов и четырех! Один из них, это слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, деяния оцениваются по намерениям». Второй – его слова: «Из числа проявления человеком хорошего Ислама – это его отказ от того, что его не касается». Третий:«Не будет человек верующим до тех пор, пока не пожелает брату своему то, что желает самому себе». И четвертый:«Дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними есть сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют»”. См. “Тарх ат-тасриб” 2/16, “Джами’уль-‘улюм” 174.
Примечание:
* В современной нумерации в сборнике хадисов Абу Дауда (5274) хадисов.
Также имам маликитов своего времени – Ибн Аби Зайд говорил: “Собравшими в себе все благо адаба, являются четыре хадиса! Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть говорит благое или молчит!» Его слова: «Из числа проявления человеком хорошего Ислама – это его отказ от того, что его не касается». Его краткое наставление: «Не гневайся!» И его слова:«Верующий тот, кто желает для своего брата того же, что желает для себя»”. См. “Джами’уль-‘улюм” 264.
Этого вполне достаточно, чтобы понимать величие и важность этого хадиса среди имамов, и его положение, которое он занимает в Исламе.
Этот хадис имеет множество путей, и он передается со слов многих сподвижников.
Что же касается той версии, которая передается от Абу Хурайры и в цепи которой передатчик по имени Къурра ибн Абдур-Рахман. Относительно этого хадиса и этого передатчика были разногласия среди имамов.
Во-первых, разногласие было относительно самого передатчика, так как одни имамы считали его слабым, а другие надежным.
Во-вторых, было разногласие среди имамов относительно его ошибки о передачи этого хадиса со слов аз-Зухри, так как большинство имамов считали, что Къурра ошибся, и пошел в противоречие другим, которые передали этот хадис от аз-Зухри через Али ибн Хусайна. Но имам аль-Ауза’и говорил о Къурре: “Нет ни одного, кто был бы более знающим о аз-Зухри, чем Къурра ибн Абдур-Рахман!”См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 7/177.
И даже если допустить, что на самом деле Къурра ошибся и что он является слабым передатчиком, этот же хадис передается через другой иснад от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара аль-‘Амри, что приводят ат-Табарани в «аль-Аусат» 8/202, Ибн Аби ад-Дунья в «ас-Самт» 108 и др.
Но и относительно аль-‘Амри были разногласия среди имамов. Имам Ахмад говорил, что он правдивый, и что нет в нем проблем. Имам аз-Захаби говорил, что он был правдивым, однако с его памятью было не все в порядке.
И эту же версию, в которой сообщается, что Хусайн ибн ‘Али передал этот хадис уже не от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), которого он не застал, а от своего отца - Хусайна ибн ‘Али, приводит имам Ахмад в "аль-Муснад" 1/201.
Хафиз аль-Хайсами, приведя хадис: «Из числа проявления человеком хорошего Ислама – это его отказ от того, что его не касается», сказал, что его приводит Ахмад и ат-Табарни во всех своих трех сборниках, и что передатчики версии Ахмада и ат-Табарани в "аль-Кабир" являются надежными. См. “Маджма’у-ззауаид” 8/18.
Шейх Ахмад Шакир, назвав слабой версию этого хадиса, которая мурсаль от Хусайн ибн ‘Али по причине разрыва иснада в «Тахкыкъ аль-Муснад» имама Ахмад, № 1732, затем назвал достоверной другую версию хадиса, в которой сказано, что Хусайн ибн Али передает этот хадис уже со слов своего отца. № 1737.
И шейх аль-Альбани, после слов имама ат-Тирмизи о рассматриваемом хадисе:"Али ибн Хусайн не застал Али ибн Аби Талиба", сказал: “Однако он застал своего отца – Хусайна ибн Али, и этот хадис достоверно передается от него с непрерывным иснадом”. См. “Хидаяту-ррууа” 4/383.
И даже если принять во внимание то, что Къурра и аль-‘Амри слабые, то слабость их не сильная и плюс никто из имамов не обвинял их во лжи или фальсификации! И это уже веский повод для того, чтобы их хадисы усиливали друг друга, подкрепляя и тот мурсаль, все передатчики которого являются надежными, не говоря уже о других версиях этого хадиса.
По этой причине хафиз Ибн 'Абдуль-Барр говорил, что версия от Къурры является надежной, а имам ан-Науауи называл его хорошим, и многие другие исследователи говорили о его достоверности.
Например, шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут называл этот хадис хорошим в силу существования других, непосредственно ту версию, что приводил имам ан-Науауи в 40 хадисах, как раз которую разбирал автор. Шейх Абдуль-Къадир говорил: “Этот хадис также (помимо версии от Абу Хурайры) передается от Абу Зарра, Зайд ибн Сабита, аль-Хариса ибн Хишама и Али ибн Аби Талиба”. См. “Тахкыкъ Джами’уль-улюм” 1/287.
Также и Шу'айб аль-Арнаут называл этот хадис достоверным, в силу подтверждающих его свидетельств. Он писал: “Къурра ибн Абдур-Рахман, одни посчитали его надежным, а другие слабым. А Ибн ‘Ади говорил: «Я не видел от него отвергаемых сильно хадисов, и надеюсь, что в нем нет проблем». Ибн 'Абдуль-Барр говорил: «Этот хадис (версия Къурры) передается от аз-Зухри через этот иснад, и через надежных передатчиков». И это соответствует тому, что данный хадис назвал хорошим имам ан-Науауи в 40 хадисах”. См. “Тахкыкъ Шарх ас-Сунна” 14/330.
Также Шу'айб аль-Арнаут и Абдуллах ат-Турки писали: “Хадис (от Абу Хурайры) достоверный в силу подтверждающих его свидетельств. И у него есть другие версии через Али ибн Хусайна, что приводит Ахмад 1/201. Через хадис Абу Бакра, что приводит аль-Хаким в «аль-Куна». Через хадис Абу Зарра, что передает аш-Ширази”. См. “Тахкыкъ ат-Тахауия” 342.
Также и хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» 11/309 писал, что все передатчики этого хадиса являются надежными.
И исследователь книги «Булюгъ аль-марам» 448, шейх Самир аз-Зухайри называл хадис достоверным, в силу существования других.
По этой причине данный хадис является достоверным, который можно и нужно принимать и опираться на него!
Более того, я читал, что тот же Абу Исхакъ аль-Хууайни, на которого ссылался автор относительно слабости этого хадиса, в тахкыкъе на книгу имама аль-Байхакъи "аль-Арба’уна ас-сугъра" под 19 хадисом называет этот же хадис достоверным.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Из числа проявления человеком хорошего Ислама – это его отказ от того, что его не касается». ат-Тирмизи 2317, Ибн Маджах 3976, Ахмад 1/201.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, хафиз Ибн Хаджар и хафиз аль-Хайсами сказали, что все передатчики хадиса заслуживают доверие. Имам ан-Науауи назвал хадис хорошим, а шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили его достоверность в силу усиливающих его свидетельств. См. “Маджма’у-ззауаид” 8/18, “Фатхуль-Бари” 11/309, “Хидаяту-ррууа” 4/383, “Сахих ат-таргъиб” № 2881, “Тахкыкъ Шарх ас-Сунна” 14/330, “Тахкыкъ Джами’уль-улюм” 1/287.
Уа-Ллаху а'лям.
"Из хорошего Ислама - оставление того, что тебя не касается"
Гость- Гость
Похожие темы
» Разъяснение "40 хадисов",12-ый хадис. Занятость тем, что приносит пользу
» Какую пользу приносит мусульманину вера в ангелов
» Хадис 23: Запрещение несправедливости
» Хадис Джибриля (мир ему)
» Хадис 17: Богобоязненность и благонравие
» Какую пользу приносит мусульманину вера в ангелов
» Хадис 23: Запрещение несправедливости
» Хадис Джибриля (мир ему)
» Хадис 17: Богобоязненность и благонравие
Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки :: Копилка Салихи :: О Сунне. Хадисы :: Сорок хадисов ан Науауи
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения