Поучительные высказывания шейха ибн Усаймина
Страница 1 из 1
Поучительные высказывания шейха ибн Усаймина
БисмиЛляхи Ар-Рахмани Ар-Рахим
(Я обращаюсь за помощью к каждому имени из имен Аллаха Всемилостивого, Милующего, переводя это послание, не обращаясь за помощью к именам кого-либо еще).
Поучительные высказывания шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усаймина относительно вынесения фетвы без знания
Шейх ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) в своей замечательной книге, которая называется «Китабуль-'ильм», стр.56, сказал: «Вынесение фетвы является великой ответственностью, ибо, посредством его, человек берется за разъяснение проблем, с которыми сталкиваются люди в вопросах религии, указывая им на правильный путь. И по этой причине вынесение фетвы является великой должностью, за которое берется только тот, кто достоин этого. Поэтому для людей является обязательным бояться Всевышнего Аллаха, не говорить, кроме как на основании знаний и знать о том, что одному лишь Аллаху принадлежит создание и повеление. Нет создателя кроме одного Аллаха, нет управляющего созданием, кроме одного Аллаха и нет шари’ата для людей, за исключением шари’ата Аллаха! Он Тот, Который вменяет в обязанность и запрещает что-либо. Он Тот, Который делает желательным и дозволенным что-либо. Всевышний Аллах порицал тех, которые дозволяют и запрещают на основании своих страстей. Всевышний сказал: «Скажи (о Мухаммад): «Что вы думаете об уделе, которые ниспослал вам Аллах, часть которого вы объявили запретной, а часть – дозволенной» Скажи (им): «Аллах позволил вам это или же вы возводите навет на Аллаха?» Что думают о Дне воскресения те, которые возводят ложь на Аллаха?» (Йунус 59-60).
Также Всевышний Аллах сказал: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, возводя навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят ложь на Аллаха. Недолго им пользоваться благами, ведь им уготованы мучительные страдания» (Ан-Нахл, 116 -117).
Поистине, одно из величайших преступлений – это когда человек говорит о какой-либо вещи, что она является дозволенной, тогда как он не знает постановление Аллаха по этому вопросу. Или (наоборот) говорит, что эта вещь является запретной, тогда как он не знает постановление Аллаха относительно этой вещи. Или говорит о каком-либо деле, что это является не обязательным, тогда как он не знает о том, что Аллах вменил его в обязанность. Или (наоборот) говорит, что это является обязательным, тогда как он не знает, что Аллах не вменил его в обязанность. Поистине, а ведь это является преступлением и плохим адабом по отношению к Всемогущему и Великому Аллаху. Как ты (сам) знаешь, о раб Аллаха, что постановление принадлежит одному лишь Аллаху, но, тем не менее, ты опережаешь Его, говоря о Его религии и шари’ате то, что не знаешь! Аллах связал наговаривание на Аллаха без знания с многобожием, сказав: "Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете" (аль-Араф,33).
Поистине, многие простолюдины дают друг другу фетвы о том, что не знают. Ты находишь их, как они говорят, что это халал, или харам, или уаджиб или это не уаджиб», тогда как они не ведают об этих вопросах ничего. Разве они не знают, что Аллах в Судный День спросит их о том, о чем они говорили? Разве они не знают, что если они введут в заблуждение людей, дозволяя им то, что Аллах запретил, запрещая им то, что Аллах дозволил, то понесут бремя своих грехов и бремя греха, равное таковому тех, которые последовали за ними? И все это по причине их вынесения фетвы людям без знания!
Некоторые же простолюдины впали в другое преступление. Когда они видят человека, который хочет спросить какого-либо ученого, то они говорят ему: «Нет нужды, чтобы ты спрашивал ученого, так как это положение является очевидным, а это то, что оно является - харамом». Тогда как в действительности оно является – халялом, после чего запрещает ему то, что Аллах дозволил. Или говорят ему, что это уаджиб, затем обязывают его тем, чем Аллах его не обязал. Или же говорят, что это не уаджиб, тогда как оно является уаджибом в шари’ате Аллаха, затем снимают с него то, что Аллах вменил в обязанность ему. Или же говорят, что это халял, тогда как в действительности оно является харамом. Такое отношение со стороны их является преступлением против шари’ата Аллаха и предательством по отношению к своему брату мусульманину, так что они вынесли фетву ему без знания. Как вы считаете, если вас спросит человек о какой-либо дороге города, и вы ему показали дорогу, о которой вы не знаете, разве люди не посчитают это предательством с вашей стороны? А как теперь вы осмеливаетесь говорить о дороге Рая, тогда как вы не знаете о ней ничего?!
Поистине, некоторые требующие знания впали в то, во что впали простолюдины из проявления дерзости шари’ату в отношении дозволенности, запретности и вменении в обязанности чего-либо. Говорят о том, чего не знают, считают дозволенным что-либо в шари’ате, подробно излагая это, тогда как они являются весьма невежественными людьми относительно постановления Аллаха. Когда ты слышишь кого-либо из них, то (видишь как) он говорит так, будто ниспосылается ему откровение в том, что он говорит из уверенности и отсутствия страха его. Не возможно такое, чтобы он сказал: «Я не знаю». Не смотря на то, что у него нет знания и его положение известно, он твердо стоит на том, что (якобы) он является ученым, в результате чего наносит вред простому народу. Поскольку люди, быть может, доверяли его словам и обольщались им. О, если бы они ограничились бы тем, что приписывают это дело к самим себе! Нет, напротив, ты видишь, как они приписывают это к Исламу, говоря: Ислам говорит так-то и так! Суждение Ислама по этому вопросу такое-то такое!» Недозволенно поступать таким образом, кроме как если он знает, что (в действительности) это из религии Ислам. Однако нет пути к (познанию) этому, кроме как посредством познания Книги Аллаха и сунны Его посланника (саллаЛлаху 'алейхи уа салам), или же познания того, на чем единогласно сошлись ученые.
Поистине, некоторые люди из-за своей дерзости, отсутствия богобоязненности, стыда и страха перед Аллахом, говорят о какой-либо вещи, запрет которой является очевидным: «Я не думаю, что это харам». Или же говорят о ком-либо деле, обязанность которого является известным: « Я не думаю, что это является уаджибом». Он так ведет себя либо из-за своего невежества, либо из-за упрямства и высокомерия, а либо из-за того, что хочет вселить сомнение рабам Аллаха в религии Аллаха.
О братья! Воистину, проявлением разума и веры, и проявлением богобоязненности перед Аллахом и возвеличивании Его является то, когда человек говорит: «Я не знаю, спроси кого-нибудь другого». Воистину, такой поступок является из полноты разума, поскольку, когда люди видят его осторожность и осмотрительность, они начинают доверять ему. Ибо он тогда знает уровень своей души и ставит ее на свое место. А также такое качество является из полноты веры и богобоязненности, так что он не опережает своего Господа, не говоря о религии Аллаха без знания. Посланник Аллаха (саллаЛлаху 'алейхи уа салам) лучше всех людей знал религию Аллаха, но, тем не менее, когда его спрашивали о том, о чем еще не было ниспослано ему откровение, то он ожидал, пока Аллах ниспошлет ему откровение. Затем Аллах отвечал на то, о чем был спрошен Его пророк (например): «Они спрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: «Вам дозволено блага» (аль-Майда, 4).
Также слова Всевышнего: «Они спрашивают тебя о Зуль Карнейне. Скажи: «Я прочту вам поучительный рассказ о нем » (аль-Кахф, 83).
А также: «Они спрашивают тебя о Часе: «Когда Он наступит?». Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления» (аль-А’раф, 187).
А великих сподвижников, когда спрашивали о каких-либо вопросах, о которых они не знали постановление Аллаха, то они останавливались на этом (не издавая фетвы без знания).
Правдивейший Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Как я могу говорить в отношении Книги Аллаха без знания, тогда как небо осеняет меня, а земля носит?!».
А ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), когда постигало его какое-либо случай, то он собирал сподвижников и (обязательно) просил у них совета. Ибн Сирин сказал: Не было никого более богобоязненного в отношении того, что он не знает, чем Абу Бакр. Так же как не было никого, после Абу Бакра, более богобоязненного в том, что он не знает, чем ‘Умар.
Ибн Мас’уд (да смилуется над ним Аллах) сказал: «О люди, если кого-нибудь спросят о знании, которое он знает, то пусть скажет про это. А если у него нет знания, то пусть скажет: «Аллах лучше знает». Ибо одно из знаний является то, что он говорит о том, о чем не знает: «Аллах лучше знает».
Когда спросили аш-Ша’би о каком-либо вопросе, на что он ответил: «Я не знаю ответа этого вопроса». После этого один из его товарищей сказал: «Мы стыдимся за тебя». На что он сказал: «Однако ангелы не постыдились сказать: «Мы не знаем ничего, кроме того что Ты научил нас » (аль-Бакара,32)» (а что сказать уже про нас?! прим – пер.)
Также есть множество примеров относительно вынесений фетвы без знания, и один из этих примеров следующее: Когда оскверняется одежда больного, и он не в состоянии очистить ее, то ему дают фетву о том, что ему недопустимо совершать молитву, пока не очистит свою одежду от осквернения. Подобная фетва является ложной и ошибочной, ибо больной человек совершает молитву, даже если его одежда осквернена, и даже если его тело осквернено, если он не в состоянии очиститься от этого. Поскольку Аллах говорит: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (ат-Тагабун,16).
Тот, кто болен, то совершает намаз согласно своему положению и по мере своей возможности. Молится стоя, но если не сможет, то сидя, а если не сможет и этого, то совершает намаз, лежа, на боку, делая знак головой, если сможет. Если не сможет даже сделать знак глазами, то намеревается в своем сердце на то или иное действие намаза, и произносит поминание языком. Например, говорит: «Аллаху Акбар». Затем читает суру «фатиха и одну суру». Затем произносит такбир, говоря: «Аллаху Акбар», намереваясь в своем сердце на то, что он стоит в положении руку’ (поясной поклон). После чего произносит такбир, говоря: «Аллаху Акбар», намереваясь в своем сердце на то, что он поднялся из положения руку’. Затем точно также он делает в положении суджуд (земной поклон) и в остальных намазах. Намеревается на то или иное действие намаза, которое в не состоянии совершить. Намеревается в своем сердце, и не запаздывает с намазом от его установленного времени.
Вот по причине этих ложных и ошибочных фетв, некоторые мусульмане покидают эту жизнь, будучи, не совершающим намаз. А если бы они знали, что больной человек совершает намаз в любом случае, то ушли бы с этой жизни, будучи, совершающим намаз. Подобно этим примером – множество. Поэтому для простолюдинов является обязательным принимать постановления тех или иных вопросах от ученых, дабы знали постановление Аллаха и не говорили о религии Аллаха то, что не знают!» Завершились слова шейха.
Примечание:
Шейх ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) выше произнес такие слова: «Вот уже Аллах связал наговаривание на Аллаха без знания с многобожием…».
Относительно этих слов, шейх Мухаммад Са’ид Раслян (да хранит его Аллах), когда читал для нас эту замечательную книгу «Китабуль-'ильм» говорил, что в действительности Аллах не связал это с ширком, а перечислил грехи, начиная с менее тяжких грехов, переходя к более тяжким. И привел в качестве довода слова ибн Кайима, который в отношении этого аята: "Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете", сказал:
"Что касается слов об Аллахе без знания, то оно является самым строгим запретом из этих перечисленных запретов и самым великим грехом. По этой причине оно было упомянуто на четвертой степени из перечисленных грехов, в отношении которых единодушны все божие законы и религии. Которые не являются дозволенными в любых положениях, напротив, они всегда будут только запретными. Не являются они подобно мертвечине, крови и свинине, которые дозволяются в крайнем случае, и не дозволяются в других положениях.
Поистине, запреты бывают двух видов: Запретное само по себе, которое не дозволяется в любом случае. А также запретное, которое несет в себе запретность непостоянно, а является запретным в одно время и дозволяется в другое (т.е. в крайнем случае). И Всевышний Аллах, относительно запрета, которые являются запретными сами по себе, сказал: "Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки как явные, так и скрытые" после чего перешел к тому, что является величайшим, чем это, сказав: "совершать грехи, бесчинствовать без всякого права". Потом перешел к величайшему запрету, нежели это, сказал: "приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства". Затем перешел к тому, что является величайшим, чем это, сказав: "и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете". Оно является величайшим из этих перечисленных запретов и сильнейшим грехом. Ибо оно содержит в себе ложь на Аллаха, приписывает то, что не подобает Ему и изменяет Его религию. Отрицает то, что Он утвердил, и утверждает то, что Он отвергнул. Воплощает то, что Он аннулировал, и отменяет то, что Он воплотил. Враждует с тем, кто является приближенным Его, и дружит с тем, кто враждует с Ним. Любит то, что Он ненавидит, и ненавидит то, что Он любит. А также описывает Его тем, что не подобает Ему в отношении Его сущности, атрибутов, слов и действий.
Нет запретных видов величественных и сильнейших у Аллаха, чем это. Оно является основой многобожия (ширка) и неверия (куфра). И на нем основывается нововведения (бида') и заблуждения. Любое новшество в религии, которое вводит в заблуждения, основывается на словах об Аллахе без знания.
Поэтому предшественники и имамы очень сильно порицали новшества, и разоблачали их приверженцев со всех сторон земли. Предостерегали от их искушения сильнейшим предостережением. Проявляли чрезмерность в этом так, что не проявляли чрезмерность подобную в отношении порицания греховных поступков, несправедливости и вражды. Поскольку вред нововведения (бида'), их разрушение религии и противоречие ей, является наисильнейшим.
И Всевышний Аллах уже порицал тех, кто приписывает к Его религии дозволенность чего-то или запретность, чисто от себя, без доводов от Аллаха, сказав: "Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят ложь на Аллаха" (ан-Нахл, 116). Какое теперь положение того, кто приписывает к Его атрибутам то, чем Он не описал Себя? Или отрицает от Него то, чем Он сам Себя описал?!
Некоторые предшественники (саляфы) сказали: «Пусть каждый из вас остерегается говорить: «Аллах дозволил это и запретил то!». Дабы Аллах не сказал: «Ты солгал, я не дозволял это и не запрещал то». То есть ( пусть остерегается) объявлять запретным и дозволенным что-либо на основании своего умозаключения без доводов от Аллаха и Его посланника (саллаЛлаху 'алейхи уа салам).
Основа многобожия и религии - наговаривать на Аллаха без знания. Поистине, многобожник заявляет о том, что тот, кто возьмет что-либо объектом поклонения помимо Аллаха, то оно приблизит его к Аллаху, будет заступаться за него перед Аллахом и решать его потребности и нужды по причине своего посредничества, так же как посредники (в этой жизни решают нужды) перед деспотичными правителями. Любой многобожник говорит об Аллахе без знания, но не наоборот, тогда как наговаривание на Аллаха без знания может содержать в себе отвергание (чего-либо) и внесение новшества в религию Аллаха. Наговаривание на Аллаха без знания является обобщенным, чем ширк, поскольку ширк является одним из единиц наговаривания на Аллаха без знания.
Поэтому возведение лжи на посланника Аллаха (саллаЛлаху 'алейхи уа салам) является причиной вхождения в Преисподние и занятия места в Нем. А эту жилищу не покинет его обитатель, так как наговаривание на пророка (саллаЛлаху 'алейхи уа салам) содержит в себе – наговаривание на Аллаха без знания, как явное возведение лжи на Него. Ибо то, что приписывается к посланнику (саллаЛлаху 'алейхи уа салам), то это приписывается к Тому, Кто его послал, и считается наговариванием на Аллаха без знания и явным возведением лжи на Него: «Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха?!» (аль-Ан’ам,93)
И все грехи приверженцев нововведений входят под этот вид, и не осуществится покаяние от этих грехов, кроме как посредством покаяния от новшества. Куда уж там покаяние от новшества (бида') для того, кто не знает, что это новшество, или полагает, что это – сунна, и призывает к нему и побуждает?! Поэтому не будет ему открытым этот грех, от которого является обязательным принести покаяние, кроме как если он не будет знать хорошо сунну, чаще узнавать о ней и непрерывно изучать ее. Однако ты никогда не увидишь таковым приверженца нововведений (свят Аллах, и действительно нет таких приверженцев нововведений и страстей! Прим – пер. )» (См. ибн Кайим "Мадарижусь-Сааликин" 1\372).
И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
***********
Хафиз Ибн Касир сказал: "Слова Аллаха: «Избегайте же скверны идолов и избегайте лжесвидетельства» (аль-Хадж 22: 30), Т.е. избегайте скверны, которой являются идолы. И Аллах сравнил ширк с лжесвидетельством, как и в Его словах: «Скажи: “Мой Господь запретил совершать мерзости, как явные, так и скрытые; и все греховное; и притеснение без права; и приобщение к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства; и говорить об Аллахе то, чего вы не знаете”» (аль-А’раф 7: 33). И из этого также лжесвидетельство". См. “Тафсир Ибн Касир” 10/51.
А что касается слов шейха Ибн аль-Къайима, то шейх Салим аль-Хиляли в лекции "Хутура аль-къауль 'аля-Ллах би гъайри 'ильм" пояснил это тем, что речь идет о том, в чем больше вреда. Т.е. слова сказанные об Аллахе и Его религии без знания являются введением в заблуждение всего мира и также являются следствием того же ширка. Также он сказал, что вред мушрика может затрагивать лишь его самого, не нанося вред другим, если он не из числа призывающих, тогда как вред слов об Аллахе без знания затрагивает и других.
И потом, если в данном случае под словами: «говорить об Аллахе то, чего вы не знаете» понимается то, о чем говорил Ибн Касир (6/292): “Слова как навет и ложь подобно заявлениям, что у Аллаха есть сын и т.п., о чем у вас нет никакого знания”, то в таком случае нет также никаких проблем, потому что подобные слова и есть основа ширка и куфра.
Но если понимать эти слова так, как говорил в своем тафсире имам Ибн аль-Джаузи: “Это общие слова, указывающие на запрет слов о религии без твердых знаний”. См. “Зад аль-Масир” 3/193. То в таком случае это следует понимать как устрашение и сравнения тяжести этого греха с ширком, как говорил Ибн Усамйин, но никак, что это хуже ширка. Никакой грех не может быть хуже ширк, даже если он назван самым большим, и это известная основа ахлю-Сунна уаль-джама'а.
Взять в пример известный хадис:
Ибн ‘Умар рассказывал: “Собрались после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абу Бакр ас-Сыддыкъ, ‘Умар ибн аль-Хаттаб и другие люди из числа сподвижников, и стали обсуждать какой грех является самым большим. Но у них не было знания об этом, и они послали меня к ‘Абдул-лаху ибн ‘Амру ибн аль-‘Асу, чтобы я спросил его об этом. Он сообщил мне, что самый великий грех – это употребление вина. После этого я вернулся к ним и сообщил им об этом. Но они возразили этому и направились к нему все вместе. Тогда ‘Абдуллах сообщил им, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, один правитель из числа сынов Исраиля принудил одного человека сделать выбор между питьем вина, убийством ребенка, прелюбодеянием или поеданием свинины, а в случае отказа убьет его. И тот человек выбрал питье вина, после чего не удержался ни от чего, что требовали совершить от него». И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) тогда сказал нам: «Кто бы не выпил вино, не будет принята от него молитва в течении сорока ночей. И если он умрет в то время, когда в его мочевом пузыре осталось что-то из вина, то Рай обязательно станет для него запретным! И если он умрет в эти сорок ночей, то умрет смертью джахилии!»” аль-Хаким 4/163, ат-Табарани в «аль-Аусат» 357, Ибн Аби ‘Асым в «аль-Ахад» 810. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 2695.
Ведь исходя из этого сообщения нам становится ясно, что употребление вина - это самый тяжкий грех, но ведь известно, что есть грехи хуже этого, тем более ширк!
Итак, если этот аят: «говорить об Аллахе то, чего вы не знаете» конкретизировать именно словами куфра и ширка, как то, что у Аллаха есть сын и т.п., тогда нет никаких неясностей в понимнаии его смысла и того, что это выше предыдущих перечисленных Аллахом грехов.
А если понимать этот аят как общий запрет на слова о религии Аллаха без знания, то тогда речь идет об одном из двух: либо это указывает на то, что данный грех хуже со стороны вреда, а не тяжести, либо речь идет о сравнении слов о религии Аллаха с такими великими грехами дабы указать его тяжесть, как говорил шейх Ибн Усаймин, а также как сказал шейх Салих Али Шейх в "Шарх Усуль аль-иман": "Кто сказал без знания об Аллахе, тот впал в заблуждение и ввел в заблуждение других. По этой причине Аллах Всевышний упомянул слова о Нем без знаний наряду с великими грехами, сравнив это и с ширком!"
Аллаху а'лям.
истояник тот же.
UmmSumaya- Активная сестра
- Сообщения : 264
Дата регистрации : 2011-03-19
Ислам,манхадж саляфов
37
ХасбияЛлаху уа ни`ма Уакиль!
Похожие темы
» Фатуа шейха Усаймина
» Золотые слова шейха аль-Ислама
» Тафсир шейха ибн Усаймина 97-98 аятов суры аль-Бакара
» Краткая биография выдающегося ученого, шейха Мухаммада бну Салиха аль-Усаймина, да помилует его Алла
» Высказывания имамов мазхабов о предопределении
» Золотые слова шейха аль-Ислама
» Тафсир шейха ибн Усаймина 97-98 аятов суры аль-Бакара
» Краткая биография выдающегося ученого, шейха Мухаммада бну Салиха аль-Усаймина, да помилует его Алла
» Высказывания имамов мазхабов о предопределении
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения