99 имен Аллаха
Страница 1 из 1
99 имен Аллаха
99 имен Аллаха
Толкование прекрасных имен Аллаха
Многие прекрасные имена Аллаха повторяются в Коране, когда этого требуют
обстоятельства и когда возникает необходимость указать на их глубокий смысл.
Господь ( الرب ).
Это имя повторяется во многих аятах. Господом называется тот,
кто заботится обо всех рабах, управляя их судьбами и одаряя их благами. Особую
заботу Аллах проявляет к Своим избранникам, приводя в порядок их сердца, душ-
ши и нравственный облик. В своих молитвах они часто называют Его этим славным именем,
потому что надеются на Его особую заботу.
Аллах ( الله) — Тот, Кто заслуживает обожествления и поклонения.
Все творения обязаны обожествлять Его и поклоняться Ему, потому что Он обладает
божественными качествами, т. е. качествами совершенства.
Царь ( الملك ), Властелин ( المالك ), Обладающий властью ( الذي له الملك ) —
Тот, Кто обладает властью. Это качество проявляется в величии, гордости, могуществе
и правлении. Он единолично творит и повелевает, вознаграждает и наказывает.
Ему принадлежат высший и низший миры, и все творения являются Его рабами и
нуждаются в Нем.
Единый ( الواحد ), Единственный ( الأحد ) — Тот, Кто обладает всеми качествами сов-
вершенства и не разделяет их с другими. Рабы обязаны признавать Его единство
в душе, на словах и на деле. Для этого они должны верить в Его абсолютное сов-
вершенство и посвящать обряды поклонения только Ему одному.
Самодостаточный ( الصمد ) — Тот, к Кому все творения обращаются при любых
обстоятельствах и с любыми просьбами, поскольку Его божественная сущность,
имена, качества и деяния абсолютны и совершенны.
Знающий ( العليم ), Ведающий ( الخبير ) — Тот, Чьи знания охватывают все зримое
и незримое, тайное и явное, неизбежное, невероятное и возможное, Кто ведает о
высшем и низшем мирах, знает о прошлом, настоящем и будущем и ничего не ост-
тавляет незамеченным.
Мудрый ( الحكيم ) — Тот, Чья высшая мудрость проявляется в Его творениях
и повелениях, Кто создает творения прекрасными. Всевышний сказал:
«Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5:50).
Он не создает творения и не издает законы понапрасну. Он обладает властью в этом мир-
ре и в будущей жизни. Он обладает тремя формами власти, которыми не обладает
никто другой: вершит судьбу рабов по законам шариата, предопределения и справ-
ведливого возмездия. Мудрость — это умение расставлять вещи по своим местам.
Милостивый ( الرحمٰن ), Милосердный ( الرحيم ), Добродетельный ( البر ),
Великодушный ( الكريم ), Щедрый ( الجواد ), Сострадательный ( الرؤوف ),
Дарующий ( الوهاب ).
Эти имена обладают схожим смыслом, и каждое из них свидетельствует о том, что Господь
обладает милостью, добротой, щедростью и великодушием. Его милосердие безгранично,
Его дары щедры, а Его милость объемлет все сущее в строгом соответствии
с божественной мудростью. Но значительная и самая славная часть ее предназначена
только для правоверных, поскольку
Он сказал: «Моя милость объемлет все сущее. Я предпишу ее для тех, которые
будут богобоязненны» (7:156). Все блага и щедроты — результат Его милости,
щедрости и великодушия, все прелести мирской и будущей жизней — тоже результат Его милости.
Слышащий ( السميع ) — Тот,
Кто слышит все звуки и внимает всем, кто обращается к Нему на любых языках со всевозможными просьбами.
Видящий ( البصير ) — Тот,
Кто видит все существа, даже если они являются маленькими и крошечными.
Он видит черного муравья, ползущего по твердой скале в темную ночь.
Он видит все, что происходит под семью землями, и все, что
творится над семью небесами. Он слышит и видит тех, кто заслуживает воздаяние,
соответствующее божественной мудрости. Это последнее значение полностью
опирается на божественную мудрость.
Достохвальный ( الحميد ) — Тот, Чья божественная сущность, Чьи имена, качества
и деяния заслуживают похвалы. Он обладает самыми прекрасными именами и
самыми совершенными качествами. Он совершает безупречные и самые прекрасные деяния,
и все они зиждутся либо на милости, либо на справедливости.
Славный ( المجيد ), Большой ( الكبير ), Великий ( العظيم ), Величественный ( الجليل ).
Ему присущи слава, гордость и величие. Он больше, величавее, славнее и превыше
всего сущего. Сердца Его возлюбленных и избранников преисполнены уважения
и почтения к Нему. Они покорны Ему и смиренны перед Его величием.
Снисходительный ( العفو ), Прощающий ( الغفور ), Всепрощающий ( الغفار ) — Тот,
Чьим неотъемлемым качеством во все времена остается снисходительность и всепрощение.
Все существа нуждаются в Его снисходительности и прощении, милости и великодушии.
Он обещал простить и помиловать тех, кто своими деяниями заслужит такое отношение.
Всевышний сказал: «Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал и вершил добро,
а потом последовал прямым путем» (20:82).
Принимающий покаяния ( التواب ) — Тот, Кто не перестает принимать покаяние
кающихся и прощать грехи раскаивающихся. Если человек обращается к Аллаху
с искренним покаянием, то Он непременно принимает его. Он прощает кающихся
вначале, когда помогает им принести покаяние и направляет их сердца к нему. Он
прощает их после их покаяния, когда принимает его и отпускает им прегрешения.
Святой ( القدوس ), Пречистый ( السلام ) — Тот, Кто не обладает никакими
недостатками и совершенно не походит на творения. Он далек от любых пороков и
того, чтобы творения разделяли с Ним качества совершенства полностью или хотя
бы частично. Всевышний сказал: «Нет никого, подобного Ему» (42:11);
«И нет никого равного Ему» (112:4); «Знаешь ли ты другого подобного Ему?» (19:65);
«Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (2:22). Святость и чистота
отрицают существование у Него любых недостатков и подразумевают обладание
Им всестороннего и абсолютного совершенства, ибо отрицание недостатков
всегда подразумевает обладание абсолютным совершенством.
Возвышенный ( العلي ), Всевышний ( الأعلى ) — Тот, Кто обладает всесторонним и
абсолютным величием, Кто занимает высокое положение над творениями, обладает
возвышенными качествами и владычествует над всем сущим. Он вознесся
на Трон и объял Свое царство. Он обладает могуществом, гордостью, величием,
красотой и высшим совершенством, и все эти качества присущи Ему в самой совершенной форме.
Могущественный ( العزيز ) — Тот, Кто обладает абсолютным могуществом,
Кто обладает силой и способностью одержать верх или помешать кому-либо.
Он не позволяет никому из творений восторжествовать над Ним и подчиняет Себе все
сущее, и поэтому творения покоряются Ему и смиряются перед Его величием.
Всесильный ( القوي ), Крепкий ( المتين ). Эти имена схожи по смыслу с именем
Могущественный.
Могучий, Выправляющий ( الجبار ). Это имя сходно по смыслу с именами
Высокий, Всевышний, Всемогущий и Сострадательный. Он приводит в порядок сломанные сердца,
поддерживает слабых и беспомощных и помогает тем, кто прибегает к Его покровительству.
Гордый ( المتكبر ) — Тот, Кто по причине Своего величия и Своей гордости
превозносится над злом, недостатками и пороками.
Творец ( الخالق ), Создатель ( البارىء ), Дарующий облик ( المصور ) — Тот,
Кто творит все сущее, по Своей мудрости придает творениям соразмерность и одаряет их
обликом, заслуживая тем самым славную похвалу. Это качества всегда было и будет
присуще Ему.
Оберегающий ( المؤمن ) — Тот, Кто восхваляет Себя, возвещая о Своих качествах
совершенства и совершенстве Своего величия и Своей красоты, Кто отправляет посланников
и ниспосылает Писания со знамениями и доказательствами, Кто подтверждает правдивость
Своих посланников посредством любых чудес и доводов, свидетельствующих об их правдивости
и достоверности всего, что они проповедуют.
Хранитель ( المهيمن ) — Тот, Кто ведает о самых скрытых событиях и тайных
помыслах, Чьи знания охватывают все сущее.
Всевластный ( القدير ) — Тот, Кто обладает совершенным могуществом;
Кто благодаря Своему могуществу сотворил все сущее, управляет Своими творениями,
придает им соразмерность и совершенный облик, оживляет мертвых и умерщвляет живых;
Кто воскресит рабов для того, чтобы они получили воздаяние, вознаградит праведников
за их благодеяния и покарает грешников за их прегрешения; Кому стоит
захотеть чего-либо и сказать: “Будь!” — как желаемое сбывается; Кто благодаря
Своему могуществу управляет сердцами и направляет их туда, куда пожелает.
Проницательный, Добрый ( اللطيف ) — Тот, Чьи знания охватывают все тайное
и сокровенное, Кто доподлинно ведает обо всех сокрытых и мельчайших вещах,
Кто проявляет милость к Своим верующим рабам, Кто по Своей доброте одаряет
их тем, что приносит им пользу, оттуда, откуда они даже не ожидают этого. Это
имя схоже по смыслу с именами Ведающий и Сострадательный.
Требующий отчета ( الحسيب ) — Тот, Кому доподлинно известно о рабах, Кто
полностью удовлетворяет уповающих на Него, Кто вознаграждает и наказывает Своих рабов,
руководствуясь Своей мудростью и Своими знаниями об их больших и малых деяниях.
Наблюдающий ( الرقيب ) — Тот, Кто ведает обо всем, что кроется в сердцах, Кто
сохраняет все, что приобретает человек, Кто оберегает Свои творения, располагает их в самом
прекрасном порядке и управляет ими совершенным образом.
Хранитель ( الحفيظ ) — Тот, Кто хранит Свои творения и объемлет знанием все
сущее; Кто оберегает Своих возлюбленных рабов от грехов и губительных пост-
тупков; Кто проявляет к ним милость, когда они находятся в движении и когда
они отдыхают; Кто исчисляет деяния рабов и воздает им за них.
Всеобъемлющий ( المحيط ) — Тот, Чьи знания, могущество, милость и власть
распространяются на все сущее.
Всемогущий ( القهار ) — Тот, Кому подвластны и покорны все творения, поскольку
Он обладает могуществом, силой и совершенными возможностями.
Дарующий пропитание ( المقيب ) — Тот, Кто одаряет всякую тварь всем, что нео-
обходимо для ее существования, Кто наделяет творения уделом и распределяет
его, как пожелает, — мудрым и похвальным образом.
Доверенный ( الوكيل ) — Тот, Кто управляет делами Своих творений благодаря
Своему знанию, абсолютному могуществу и безграничной мудрости; Кто покровительствует
Своим возлюбленным рабам, облегчает им путь ко всему легкому и отдаляет их от всего тяжкого;
Кто устраивает их дела. И если человек вверяет свою судьбу в Его
руки, то Он избавляет его от любых трудностей. Всевышний сказал:
«Аллах — Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету» (2:257).
Обладающий славой и великодушием ( ذو الجلال والإكرام ) — Тот,
Кто обладает величием, гордостью, милосердием и щедростью; Кто делает добро всем творениям
в целом и правоверным в частности; Кто оказывает милость Своим возлюбленным
избранникам, которые почитают, возвеличивают и любят Его.
Любящий, Любимый ( الودود ) — Тот, Кто любит Своих пророков, посланников
и их последователей, Кого они любят сильнее всего на свете. Их сердца переполнены
любовью к Нему, а их уста постоянно восхваляют Его. Они стремятся и обращаются
к Нему всей душой — искренне и с любовью.
Судия, Раскрывающий ( الفتاح ) — Тот, Кто вершит судьбами Своих рабов на
основании законов религии, вселенских законов и законов возмездия; Кто по Своей
милости раскрывает глаза правдивым рабам и раскрывает их сердца для того,
чтобы они могли познать Его, возлюбить Его и устремиться к Нему; Кто раскрывает
перед Своими рабами ворота милости и всевозможных благ и указывает им
на пути, ведущие к благополучию при жизни на земле и после смерти.
Всевышний сказал: «Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям.
А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него» (35:2).
Наделяющий уделом ( الرزاق ) — Тот, Кто наделяет уделом и пропитанием
всех рабов. Нет на земле такого живого существа, которого бы Аллах не взялся
обеспечить пропитанием. Даруемый рабам удел бывает двух видов: общий и особый.
Общий удел полагается как праведникам, так и грешникам, и предназначается для их тел.
Особый удел предназначается для души и представляет собой знания и веру, а также
приобретенные дозволенным путем богатства, которые позволяют человеку сохранять
праведность и набожность. Этого особого удела удостаиваются правоверные,
которые получают его в разной степени в соответствии с мудростью и милостью Господа.
Справедливый судья ( الحكم العدل ) — Тот, Кто справедливо и беспристрастно
разрешает все разногласия между рабами в мирской и будущей жизнях; Кто ни с
кем не поступает несправедливо даже весом на одну пылинку и не возлагает на
людей ответственности за чужие грехи; Кто наказывает рабов только за совершенные
ими прегрешения и возмещает им попранные другими права, и поэтому каждый,
чьи права были ущемлены, непременно получит все, что ему полагалось.
Его решения и предопределение справедливы, и поэтому коранический аят
гласит: «Воистину, мой Господь — на прямом пути» (11:56).
Собирающий людей ( جامع الناس ) — Тот, Кто соберет людей в день, в котором
невозможно усомниться, Кто соберет их деяния и дарованные им блага, не оставив
без внимания ни малого, ни большого; Кто благодаря Своему безграничному
могуществу и всеобъемлющему знанию соберет тела первых и последних людей.
Живой ( الحي ), Вседержитель ( القيوم ) — Тот, Кто живет совершенной жизнью и ни
в чем не нуждается; Кто поддерживает жизнь всех обитателей небес и земли; Кто
управляет их судьбами, одаряет их пропитанием и управляет всеми их делами.
Живой объединяет в Себе качества, присущие божественной сущности, а
Вседержитель объединяет в Себе божественные деяния.
Свет небес и земли ( نور السموات والأرض ) — Тот, Кто озаряет сердца знающих людей
знанием о Нем и верой в Него; Кто озаряет их души верным руководством; Кто
освещает небеса и землю посредством созданных Им светил. Его покрывала — из
света, и если их приподнять, то сияние Его лика сожжет все творения, на которые падет Его взор.
Создатель небес и земли ( بديع السموات والأرض ) —
Тот, Кто создал небеса и землю, которые никогда прежде не существовали,
придал им совершенный и удивительный вид и установил на них восхитительный и точный порядок.
Удерживающий ( القابض ), Простирающий ( الباسط ) — Тот, Кто удерживает блага
и отнимает души, Кто наделяет щедрым уделом и доставляет радость сердцам, пост-
тупая в соответствии со Своей мудростью и милостью.
Одаряющий ( المعطيء ), Лишающий ( المانع ) — Тот, Кто дарует так, что никто не в
силах помешать этому, и лишает так, что никто не в силах воспрепятствовать
этому. Его следует просить одарить благами и защитить от несчастий. Он одаряет благами,
кого пожелает, и защищает от несчастий, кого пожелает, руководствуясь
Своей мудростью и милостью.
Свидетель ( الشهيد ) — Тот, Кто ведает обо всем сущем, слышит любые громкие и ти-х
хие звуки, видит все большие и маленькие существа; Который объемлет знанием все
сущее и свидетельствует за и против Своих рабов обо всем, что они совершили.
Начинающий ( المبدىء ), Повторяющий ( المعيد ). Всевышний сказал:
«Он создает творение в первый раз, а затем воссоздает его» (10:4).
Он сотворил рабов в первый раз, чтобы подвергнуть их испытанию и увидеть, чьи деяния будут лучше,
а затем воссоздаст их, чтобы праведники получили наилучшее вознаграждение,
а грешники были наказаны за свои прегрешения. Он создает Свои творения постепенно и повторяет
этот процесс каждый миг.
Совершающий то, что пожелает ( الفعال لما يريد ). Его могущество совершенно,
а Его воля беспрекословно исполняется. Он совершает все, что пожелает, и никто не может
помешать или воспротивиться этому. Он не нуждается в соратниках и помощниках,
и стоит Ему сказать: «Будь!» — как желаемое сбывается. Он способен совершить все,
что угодно, однако Его желания подчинены Его божественной мудрости и похвальны.
Ему присуще совершенное могущество, и любое Его желание беспрекословно
исполняется, но все, что Он совершил и совершает, обязательно преисполнено мудрости.
Богатый ( الغني ), Избавляющий от нужды ( المغني ) — Тот, Кто самодостаточен и
обладает всесторонним и абсолютным богатством. Он совершенен, обладает безупречными
качествами и лишен любых недостатков, а это значит, что Он богат и самодостаточен.
Самодостаточность — Его неотъемлемое качество, и подобно тому,
как Он является Всемогущим Творцом, дарует пропитание и делает добро, Он ни
в ком и ни в чем не нуждается. Он богат и распоряжается сокровищницами небес
и земли, а также сокровищницами мирской и будущей жизней. Он дарует достаток всем
творениям в самом широком смысле и одаряет достатком Своих избранников, наполняя
их сердца божественным знанием и верой.
Выдержанный ( الحليم ) — Тот, Кто одаряет творения зримыми и незримыми бла-г
гами, несмотря на их ослушание и многочисленные ошибки. Он не спешит наказ-
зывать грешников за ослушание и предоставляет им отсрочку, чтобы они могли
раскаяться и вернуться на прямой путь.
Признательный ( الشاكر ), Благодарный ( الشكور ) — Тот, Кто благодарит даже за
самые маленькие благодеяния и прощает большие прегрешения; Кто приумножает
вознаграждение искренних рабов без всякого счета; Кто благодарит тех, кто
благодарен, и поминает тех, кто поминает Его. И если человек приближается к Нему
посредством своих праведных деяний, то Он устремляется к нему еще быстрее.
Близкий ( القريب ), Внимающий ( المجيب ). Всевышний близок ко всему сущему.
Его близость бывает двух видов. Всеобщая близость к творениям достигается благод-
даря Его знаниям и осведомленности, а также благодаря тому, что Он наблюдает
за ними, видит и объемлет их. Особая близость Аллаха проявляется по отношению к тем,
кто поклоняется Ему, взывает к Нему и любит Его. Постичь сущность ее невозможно, однако
узнать о ней можно благодаря ее результатам, ведь Аллах осеняет Своих рабов милостью,
проявляет о них заботу, наставляет их на прямой путь и исправляет их. Результатом этой
близости является то, что Он внимает тем, кто взывает к Нему, и обращается к тем, кто поклоняется Ему.
Он внимает всем молящимся, когда бы они ни взывали к Нему, где бы они ни
находились и в каком бы состоянии они ни были, ведь Он обещал поступать так со
всеми творениями, но особым образом Он внимает тем, кто отвечает на Его призыв
и подчиняется Его шариату. Он внимает тем, кто испытывает острую нужду, не связывает
свои надежды с творениями и уповает на Него с верой, надеждой и страхом.
Достаточный ( الكافي ) — Тот, Кто обеспечивает рабов всем, что им необходимо и
в чем они нуждаются, Кто особым образом помогает тем, кто верует в Него, упов-
вает на Него и просит Его о помощи в религиозных и мирских делах.
Первый ( الأول ), Последний ( الآخر ), Высочайший ( الظاهر ), Ближайший ( الباطن ).
Пророк Мухаммад, саллалаху алейхи вассалам, лаконично и ясно истолковал смысл этих имен,
когда обратился к своему Господу со словами: «Ты — Первый, и нет никого до Тебя. Ты —
Последний, и нет никого после Тебя. Ты — Высочайший, и нет никого над Тобой.
Ты — Ближайший, и нет никого под Тобой».
Объемлющий ( الواسع ) — Тот, Кто обладает всеобъемлющими качествами и эпит-
тетами. Никто не способен восхвалить Его так, как Он этого заслуживает, кроме
Него Самого. Его величие, власть и царство необъятны, Его милость и добродетель велики,
а Его щедрость и великодушие безграничны
Наставляющий ( الهادي ), Указывающий ( شيد الر ) —
Тот, Кто указывает Своим рабам на все, что может принести им пользу и уберечь их от вреда;
Кто обучает их тому, чего они не знают, и наставляет их на прямой путь; Кто внушает им
богобоязненность и делает их сердца стремящимися к Нему и покорными Его воле.
Имя Указывающий также имеет значение, сходное со значением имени Мудрый.
Он произносит правильные слова и совершает правильные деяния. Его законы преисполнены добра,
здравомыслия и мудрости, а Его творения имеют правильное предназначение.
Истинный ( الحق ) — Тот, Чьи качества и божественная сущность истинны.
Его существование необходимо, и Его качества и эпитеты могут быть только совершенными.
Ничто не может просуществовать без Него. Величие, красота, совершенство и доброта
присущи Ему изначально и будут присущи Ему всегда. Его слова являются истиной,
Его деяния — истина, встреча с Ним и Его посланниками — истина, Его писания — истина,
Его религия — истина, поклонение Ему одному и непризнание наряду с Ним никаких сотоварищей
— тоже истина, и все, что связано с Ним, является истиной.
Объясняется это тем, что Аллах Сам — Истина, тогда как остальные божества, на которых молятся наряду с Ним, являются лживыми, и тем, что Аллах — Возвышенный, Большой.
Всевышний сказал: «Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует,
а кто не хочет, пусть не верует» (18:29); «Что может быть за истиной, кроме
заблуждения?» (10:32); «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречен-
на на погибель» (17:81).
Хвала Аллаху, по Чьей милости благие дела доводятся до завершения! Мир
и благословения Пророку Мухаммаду, его семье, его сподвижникам и всем, кто
последует их путем вплоть до наступления Судного дня!
Тафсир Корана шейха Ас-Саади
Глава: "Толкование прекрасных имен Аллаха"
Перевод с арабского Кулиев Э.
Толкование прекрасных имен Аллаха
Многие прекрасные имена Аллаха повторяются в Коране, когда этого требуют
обстоятельства и когда возникает необходимость указать на их глубокий смысл.
Господь ( الرب ).
Это имя повторяется во многих аятах. Господом называется тот,
кто заботится обо всех рабах, управляя их судьбами и одаряя их благами. Особую
заботу Аллах проявляет к Своим избранникам, приводя в порядок их сердца, душ-
ши и нравственный облик. В своих молитвах они часто называют Его этим славным именем,
потому что надеются на Его особую заботу.
Аллах ( الله) — Тот, Кто заслуживает обожествления и поклонения.
Все творения обязаны обожествлять Его и поклоняться Ему, потому что Он обладает
божественными качествами, т. е. качествами совершенства.
Царь ( الملك ), Властелин ( المالك ), Обладающий властью ( الذي له الملك ) —
Тот, Кто обладает властью. Это качество проявляется в величии, гордости, могуществе
и правлении. Он единолично творит и повелевает, вознаграждает и наказывает.
Ему принадлежат высший и низший миры, и все творения являются Его рабами и
нуждаются в Нем.
Единый ( الواحد ), Единственный ( الأحد ) — Тот, Кто обладает всеми качествами сов-
вершенства и не разделяет их с другими. Рабы обязаны признавать Его единство
в душе, на словах и на деле. Для этого они должны верить в Его абсолютное сов-
вершенство и посвящать обряды поклонения только Ему одному.
Самодостаточный ( الصمد ) — Тот, к Кому все творения обращаются при любых
обстоятельствах и с любыми просьбами, поскольку Его божественная сущность,
имена, качества и деяния абсолютны и совершенны.
Знающий ( العليم ), Ведающий ( الخبير ) — Тот, Чьи знания охватывают все зримое
и незримое, тайное и явное, неизбежное, невероятное и возможное, Кто ведает о
высшем и низшем мирах, знает о прошлом, настоящем и будущем и ничего не ост-
тавляет незамеченным.
Мудрый ( الحكيم ) — Тот, Чья высшая мудрость проявляется в Его творениях
и повелениях, Кто создает творения прекрасными. Всевышний сказал:
«Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5:50).
Он не создает творения и не издает законы понапрасну. Он обладает властью в этом мир-
ре и в будущей жизни. Он обладает тремя формами власти, которыми не обладает
никто другой: вершит судьбу рабов по законам шариата, предопределения и справ-
ведливого возмездия. Мудрость — это умение расставлять вещи по своим местам.
Милостивый ( الرحمٰن ), Милосердный ( الرحيم ), Добродетельный ( البر ),
Великодушный ( الكريم ), Щедрый ( الجواد ), Сострадательный ( الرؤوف ),
Дарующий ( الوهاب ).
Эти имена обладают схожим смыслом, и каждое из них свидетельствует о том, что Господь
обладает милостью, добротой, щедростью и великодушием. Его милосердие безгранично,
Его дары щедры, а Его милость объемлет все сущее в строгом соответствии
с божественной мудростью. Но значительная и самая славная часть ее предназначена
только для правоверных, поскольку
Он сказал: «Моя милость объемлет все сущее. Я предпишу ее для тех, которые
будут богобоязненны» (7:156). Все блага и щедроты — результат Его милости,
щедрости и великодушия, все прелести мирской и будущей жизней — тоже результат Его милости.
Слышащий ( السميع ) — Тот,
Кто слышит все звуки и внимает всем, кто обращается к Нему на любых языках со всевозможными просьбами.
Видящий ( البصير ) — Тот,
Кто видит все существа, даже если они являются маленькими и крошечными.
Он видит черного муравья, ползущего по твердой скале в темную ночь.
Он видит все, что происходит под семью землями, и все, что
творится над семью небесами. Он слышит и видит тех, кто заслуживает воздаяние,
соответствующее божественной мудрости. Это последнее значение полностью
опирается на божественную мудрость.
Достохвальный ( الحميد ) — Тот, Чья божественная сущность, Чьи имена, качества
и деяния заслуживают похвалы. Он обладает самыми прекрасными именами и
самыми совершенными качествами. Он совершает безупречные и самые прекрасные деяния,
и все они зиждутся либо на милости, либо на справедливости.
Славный ( المجيد ), Большой ( الكبير ), Великий ( العظيم ), Величественный ( الجليل ).
Ему присущи слава, гордость и величие. Он больше, величавее, славнее и превыше
всего сущего. Сердца Его возлюбленных и избранников преисполнены уважения
и почтения к Нему. Они покорны Ему и смиренны перед Его величием.
Снисходительный ( العفو ), Прощающий ( الغفور ), Всепрощающий ( الغفار ) — Тот,
Чьим неотъемлемым качеством во все времена остается снисходительность и всепрощение.
Все существа нуждаются в Его снисходительности и прощении, милости и великодушии.
Он обещал простить и помиловать тех, кто своими деяниями заслужит такое отношение.
Всевышний сказал: «Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал и вершил добро,
а потом последовал прямым путем» (20:82).
Принимающий покаяния ( التواب ) — Тот, Кто не перестает принимать покаяние
кающихся и прощать грехи раскаивающихся. Если человек обращается к Аллаху
с искренним покаянием, то Он непременно принимает его. Он прощает кающихся
вначале, когда помогает им принести покаяние и направляет их сердца к нему. Он
прощает их после их покаяния, когда принимает его и отпускает им прегрешения.
Святой ( القدوس ), Пречистый ( السلام ) — Тот, Кто не обладает никакими
недостатками и совершенно не походит на творения. Он далек от любых пороков и
того, чтобы творения разделяли с Ним качества совершенства полностью или хотя
бы частично. Всевышний сказал: «Нет никого, подобного Ему» (42:11);
«И нет никого равного Ему» (112:4); «Знаешь ли ты другого подобного Ему?» (19:65);
«Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (2:22). Святость и чистота
отрицают существование у Него любых недостатков и подразумевают обладание
Им всестороннего и абсолютного совершенства, ибо отрицание недостатков
всегда подразумевает обладание абсолютным совершенством.
Возвышенный ( العلي ), Всевышний ( الأعلى ) — Тот, Кто обладает всесторонним и
абсолютным величием, Кто занимает высокое положение над творениями, обладает
возвышенными качествами и владычествует над всем сущим. Он вознесся
на Трон и объял Свое царство. Он обладает могуществом, гордостью, величием,
красотой и высшим совершенством, и все эти качества присущи Ему в самой совершенной форме.
Могущественный ( العزيز ) — Тот, Кто обладает абсолютным могуществом,
Кто обладает силой и способностью одержать верх или помешать кому-либо.
Он не позволяет никому из творений восторжествовать над Ним и подчиняет Себе все
сущее, и поэтому творения покоряются Ему и смиряются перед Его величием.
Всесильный ( القوي ), Крепкий ( المتين ). Эти имена схожи по смыслу с именем
Могущественный.
Могучий, Выправляющий ( الجبار ). Это имя сходно по смыслу с именами
Высокий, Всевышний, Всемогущий и Сострадательный. Он приводит в порядок сломанные сердца,
поддерживает слабых и беспомощных и помогает тем, кто прибегает к Его покровительству.
Гордый ( المتكبر ) — Тот, Кто по причине Своего величия и Своей гордости
превозносится над злом, недостатками и пороками.
Творец ( الخالق ), Создатель ( البارىء ), Дарующий облик ( المصور ) — Тот,
Кто творит все сущее, по Своей мудрости придает творениям соразмерность и одаряет их
обликом, заслуживая тем самым славную похвалу. Это качества всегда было и будет
присуще Ему.
Оберегающий ( المؤمن ) — Тот, Кто восхваляет Себя, возвещая о Своих качествах
совершенства и совершенстве Своего величия и Своей красоты, Кто отправляет посланников
и ниспосылает Писания со знамениями и доказательствами, Кто подтверждает правдивость
Своих посланников посредством любых чудес и доводов, свидетельствующих об их правдивости
и достоверности всего, что они проповедуют.
Хранитель ( المهيمن ) — Тот, Кто ведает о самых скрытых событиях и тайных
помыслах, Чьи знания охватывают все сущее.
Всевластный ( القدير ) — Тот, Кто обладает совершенным могуществом;
Кто благодаря Своему могуществу сотворил все сущее, управляет Своими творениями,
придает им соразмерность и совершенный облик, оживляет мертвых и умерщвляет живых;
Кто воскресит рабов для того, чтобы они получили воздаяние, вознаградит праведников
за их благодеяния и покарает грешников за их прегрешения; Кому стоит
захотеть чего-либо и сказать: “Будь!” — как желаемое сбывается; Кто благодаря
Своему могуществу управляет сердцами и направляет их туда, куда пожелает.
Проницательный, Добрый ( اللطيف ) — Тот, Чьи знания охватывают все тайное
и сокровенное, Кто доподлинно ведает обо всех сокрытых и мельчайших вещах,
Кто проявляет милость к Своим верующим рабам, Кто по Своей доброте одаряет
их тем, что приносит им пользу, оттуда, откуда они даже не ожидают этого. Это
имя схоже по смыслу с именами Ведающий и Сострадательный.
Требующий отчета ( الحسيب ) — Тот, Кому доподлинно известно о рабах, Кто
полностью удовлетворяет уповающих на Него, Кто вознаграждает и наказывает Своих рабов,
руководствуясь Своей мудростью и Своими знаниями об их больших и малых деяниях.
Наблюдающий ( الرقيب ) — Тот, Кто ведает обо всем, что кроется в сердцах, Кто
сохраняет все, что приобретает человек, Кто оберегает Свои творения, располагает их в самом
прекрасном порядке и управляет ими совершенным образом.
Хранитель ( الحفيظ ) — Тот, Кто хранит Свои творения и объемлет знанием все
сущее; Кто оберегает Своих возлюбленных рабов от грехов и губительных пост-
тупков; Кто проявляет к ним милость, когда они находятся в движении и когда
они отдыхают; Кто исчисляет деяния рабов и воздает им за них.
Всеобъемлющий ( المحيط ) — Тот, Чьи знания, могущество, милость и власть
распространяются на все сущее.
Всемогущий ( القهار ) — Тот, Кому подвластны и покорны все творения, поскольку
Он обладает могуществом, силой и совершенными возможностями.
Дарующий пропитание ( المقيب ) — Тот, Кто одаряет всякую тварь всем, что нео-
обходимо для ее существования, Кто наделяет творения уделом и распределяет
его, как пожелает, — мудрым и похвальным образом.
Доверенный ( الوكيل ) — Тот, Кто управляет делами Своих творений благодаря
Своему знанию, абсолютному могуществу и безграничной мудрости; Кто покровительствует
Своим возлюбленным рабам, облегчает им путь ко всему легкому и отдаляет их от всего тяжкого;
Кто устраивает их дела. И если человек вверяет свою судьбу в Его
руки, то Он избавляет его от любых трудностей. Всевышний сказал:
«Аллах — Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету» (2:257).
Обладающий славой и великодушием ( ذو الجلال والإكرام ) — Тот,
Кто обладает величием, гордостью, милосердием и щедростью; Кто делает добро всем творениям
в целом и правоверным в частности; Кто оказывает милость Своим возлюбленным
избранникам, которые почитают, возвеличивают и любят Его.
Любящий, Любимый ( الودود ) — Тот, Кто любит Своих пророков, посланников
и их последователей, Кого они любят сильнее всего на свете. Их сердца переполнены
любовью к Нему, а их уста постоянно восхваляют Его. Они стремятся и обращаются
к Нему всей душой — искренне и с любовью.
Судия, Раскрывающий ( الفتاح ) — Тот, Кто вершит судьбами Своих рабов на
основании законов религии, вселенских законов и законов возмездия; Кто по Своей
милости раскрывает глаза правдивым рабам и раскрывает их сердца для того,
чтобы они могли познать Его, возлюбить Его и устремиться к Нему; Кто раскрывает
перед Своими рабами ворота милости и всевозможных благ и указывает им
на пути, ведущие к благополучию при жизни на земле и после смерти.
Всевышний сказал: «Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям.
А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него» (35:2).
Наделяющий уделом ( الرزاق ) — Тот, Кто наделяет уделом и пропитанием
всех рабов. Нет на земле такого живого существа, которого бы Аллах не взялся
обеспечить пропитанием. Даруемый рабам удел бывает двух видов: общий и особый.
Общий удел полагается как праведникам, так и грешникам, и предназначается для их тел.
Особый удел предназначается для души и представляет собой знания и веру, а также
приобретенные дозволенным путем богатства, которые позволяют человеку сохранять
праведность и набожность. Этого особого удела удостаиваются правоверные,
которые получают его в разной степени в соответствии с мудростью и милостью Господа.
Справедливый судья ( الحكم العدل ) — Тот, Кто справедливо и беспристрастно
разрешает все разногласия между рабами в мирской и будущей жизнях; Кто ни с
кем не поступает несправедливо даже весом на одну пылинку и не возлагает на
людей ответственности за чужие грехи; Кто наказывает рабов только за совершенные
ими прегрешения и возмещает им попранные другими права, и поэтому каждый,
чьи права были ущемлены, непременно получит все, что ему полагалось.
Его решения и предопределение справедливы, и поэтому коранический аят
гласит: «Воистину, мой Господь — на прямом пути» (11:56).
Собирающий людей ( جامع الناس ) — Тот, Кто соберет людей в день, в котором
невозможно усомниться, Кто соберет их деяния и дарованные им блага, не оставив
без внимания ни малого, ни большого; Кто благодаря Своему безграничному
могуществу и всеобъемлющему знанию соберет тела первых и последних людей.
Живой ( الحي ), Вседержитель ( القيوم ) — Тот, Кто живет совершенной жизнью и ни
в чем не нуждается; Кто поддерживает жизнь всех обитателей небес и земли; Кто
управляет их судьбами, одаряет их пропитанием и управляет всеми их делами.
Живой объединяет в Себе качества, присущие божественной сущности, а
Вседержитель объединяет в Себе божественные деяния.
Свет небес и земли ( نور السموات والأرض ) — Тот, Кто озаряет сердца знающих людей
знанием о Нем и верой в Него; Кто озаряет их души верным руководством; Кто
освещает небеса и землю посредством созданных Им светил. Его покрывала — из
света, и если их приподнять, то сияние Его лика сожжет все творения, на которые падет Его взор.
Создатель небес и земли ( بديع السموات والأرض ) —
Тот, Кто создал небеса и землю, которые никогда прежде не существовали,
придал им совершенный и удивительный вид и установил на них восхитительный и точный порядок.
Удерживающий ( القابض ), Простирающий ( الباسط ) — Тот, Кто удерживает блага
и отнимает души, Кто наделяет щедрым уделом и доставляет радость сердцам, пост-
тупая в соответствии со Своей мудростью и милостью.
Одаряющий ( المعطيء ), Лишающий ( المانع ) — Тот, Кто дарует так, что никто не в
силах помешать этому, и лишает так, что никто не в силах воспрепятствовать
этому. Его следует просить одарить благами и защитить от несчастий. Он одаряет благами,
кого пожелает, и защищает от несчастий, кого пожелает, руководствуясь
Своей мудростью и милостью.
Свидетель ( الشهيد ) — Тот, Кто ведает обо всем сущем, слышит любые громкие и ти-х
хие звуки, видит все большие и маленькие существа; Который объемлет знанием все
сущее и свидетельствует за и против Своих рабов обо всем, что они совершили.
Начинающий ( المبدىء ), Повторяющий ( المعيد ). Всевышний сказал:
«Он создает творение в первый раз, а затем воссоздает его» (10:4).
Он сотворил рабов в первый раз, чтобы подвергнуть их испытанию и увидеть, чьи деяния будут лучше,
а затем воссоздаст их, чтобы праведники получили наилучшее вознаграждение,
а грешники были наказаны за свои прегрешения. Он создает Свои творения постепенно и повторяет
этот процесс каждый миг.
Совершающий то, что пожелает ( الفعال لما يريد ). Его могущество совершенно,
а Его воля беспрекословно исполняется. Он совершает все, что пожелает, и никто не может
помешать или воспротивиться этому. Он не нуждается в соратниках и помощниках,
и стоит Ему сказать: «Будь!» — как желаемое сбывается. Он способен совершить все,
что угодно, однако Его желания подчинены Его божественной мудрости и похвальны.
Ему присуще совершенное могущество, и любое Его желание беспрекословно
исполняется, но все, что Он совершил и совершает, обязательно преисполнено мудрости.
Богатый ( الغني ), Избавляющий от нужды ( المغني ) — Тот, Кто самодостаточен и
обладает всесторонним и абсолютным богатством. Он совершенен, обладает безупречными
качествами и лишен любых недостатков, а это значит, что Он богат и самодостаточен.
Самодостаточность — Его неотъемлемое качество, и подобно тому,
как Он является Всемогущим Творцом, дарует пропитание и делает добро, Он ни
в ком и ни в чем не нуждается. Он богат и распоряжается сокровищницами небес
и земли, а также сокровищницами мирской и будущей жизней. Он дарует достаток всем
творениям в самом широком смысле и одаряет достатком Своих избранников, наполняя
их сердца божественным знанием и верой.
Выдержанный ( الحليم ) — Тот, Кто одаряет творения зримыми и незримыми бла-г
гами, несмотря на их ослушание и многочисленные ошибки. Он не спешит наказ-
зывать грешников за ослушание и предоставляет им отсрочку, чтобы они могли
раскаяться и вернуться на прямой путь.
Признательный ( الشاكر ), Благодарный ( الشكور ) — Тот, Кто благодарит даже за
самые маленькие благодеяния и прощает большие прегрешения; Кто приумножает
вознаграждение искренних рабов без всякого счета; Кто благодарит тех, кто
благодарен, и поминает тех, кто поминает Его. И если человек приближается к Нему
посредством своих праведных деяний, то Он устремляется к нему еще быстрее.
Близкий ( القريب ), Внимающий ( المجيب ). Всевышний близок ко всему сущему.
Его близость бывает двух видов. Всеобщая близость к творениям достигается благод-
даря Его знаниям и осведомленности, а также благодаря тому, что Он наблюдает
за ними, видит и объемлет их. Особая близость Аллаха проявляется по отношению к тем,
кто поклоняется Ему, взывает к Нему и любит Его. Постичь сущность ее невозможно, однако
узнать о ней можно благодаря ее результатам, ведь Аллах осеняет Своих рабов милостью,
проявляет о них заботу, наставляет их на прямой путь и исправляет их. Результатом этой
близости является то, что Он внимает тем, кто взывает к Нему, и обращается к тем, кто поклоняется Ему.
Он внимает всем молящимся, когда бы они ни взывали к Нему, где бы они ни
находились и в каком бы состоянии они ни были, ведь Он обещал поступать так со
всеми творениями, но особым образом Он внимает тем, кто отвечает на Его призыв
и подчиняется Его шариату. Он внимает тем, кто испытывает острую нужду, не связывает
свои надежды с творениями и уповает на Него с верой, надеждой и страхом.
Достаточный ( الكافي ) — Тот, Кто обеспечивает рабов всем, что им необходимо и
в чем они нуждаются, Кто особым образом помогает тем, кто верует в Него, упов-
вает на Него и просит Его о помощи в религиозных и мирских делах.
Первый ( الأول ), Последний ( الآخر ), Высочайший ( الظاهر ), Ближайший ( الباطن ).
Пророк Мухаммад, саллалаху алейхи вассалам, лаконично и ясно истолковал смысл этих имен,
когда обратился к своему Господу со словами: «Ты — Первый, и нет никого до Тебя. Ты —
Последний, и нет никого после Тебя. Ты — Высочайший, и нет никого над Тобой.
Ты — Ближайший, и нет никого под Тобой».
Объемлющий ( الواسع ) — Тот, Кто обладает всеобъемлющими качествами и эпит-
тетами. Никто не способен восхвалить Его так, как Он этого заслуживает, кроме
Него Самого. Его величие, власть и царство необъятны, Его милость и добродетель велики,
а Его щедрость и великодушие безграничны
Наставляющий ( الهادي ), Указывающий ( شيد الر ) —
Тот, Кто указывает Своим рабам на все, что может принести им пользу и уберечь их от вреда;
Кто обучает их тому, чего они не знают, и наставляет их на прямой путь; Кто внушает им
богобоязненность и делает их сердца стремящимися к Нему и покорными Его воле.
Имя Указывающий также имеет значение, сходное со значением имени Мудрый.
Он произносит правильные слова и совершает правильные деяния. Его законы преисполнены добра,
здравомыслия и мудрости, а Его творения имеют правильное предназначение.
Истинный ( الحق ) — Тот, Чьи качества и божественная сущность истинны.
Его существование необходимо, и Его качества и эпитеты могут быть только совершенными.
Ничто не может просуществовать без Него. Величие, красота, совершенство и доброта
присущи Ему изначально и будут присущи Ему всегда. Его слова являются истиной,
Его деяния — истина, встреча с Ним и Его посланниками — истина, Его писания — истина,
Его религия — истина, поклонение Ему одному и непризнание наряду с Ним никаких сотоварищей
— тоже истина, и все, что связано с Ним, является истиной.
Объясняется это тем, что Аллах Сам — Истина, тогда как остальные божества, на которых молятся наряду с Ним, являются лживыми, и тем, что Аллах — Возвышенный, Большой.
Всевышний сказал: «Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует,
а кто не хочет, пусть не верует» (18:29); «Что может быть за истиной, кроме
заблуждения?» (10:32); «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречен-
на на погибель» (17:81).
Хвала Аллаху, по Чьей милости благие дела доводятся до завершения! Мир
и благословения Пророку Мухаммаду, его семье, его сподвижникам и всем, кто
последует их путем вплоть до наступления Судного дня!
Тафсир Корана шейха Ас-Саади
Глава: "Толкование прекрасных имен Аллаха"
Перевод с арабского Кулиев Э.
Похожие темы
» Серия "Познание имен и качеств Аллаха". Статья №1 "О важности изучения имен и качеств Аллаха"
» Серия "Познание имен и качеств Аллаха". Статья №4 "Значение имен - الرحمن الرحيم Ар-Рохман, Ар-Рохим
» Серия "Познание имен и качеств Аллаха". Статья №5 "Значение имен - الحي القيوم Аль-Хэйй Аль-Кайюм"
» Сколько имен у Аллаха?
» Слова ханафитов относительно имен и атрибутов Аллаха
» Серия "Познание имен и качеств Аллаха". Статья №4 "Значение имен - الرحمن الرحيم Ар-Рохман, Ар-Рохим
» Серия "Познание имен и качеств Аллаха". Статья №5 "Значение имен - الحي القيوم Аль-Хэйй Аль-Кайюм"
» Сколько имен у Аллаха?
» Слова ханафитов относительно имен и атрибутов Аллаха
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения