Положения, связанные с праздничной молитвой
Страница 1 из 1
Положения, связанные с праздничной молитвой
Ассаляму алейкум уа рахматуЛЛах уа баракятух.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Совершайте молитву так, как вы видели меня совершающим ее!» аль-Бухари 631, 6008.
Обязательность праздничной молитвы
Среди ученых есть разногласие относительно обязательности совершения праздничной мо-литвы. Большинство ученых считало, что эта молитва не является обязательной. И при этом они опирались на обобщенные хадисы, что Аллах вменил в обязанность только пять молитв. Что же касается мнения Абу Ханифы, а также одного из мнений аш-Шафи’и и Ахмада, и некоторых маликитов, то оно состоит в том, что праздничная молитва является обязательной для всех мусульман. См. “аль-Инсаф” 2/240, “ас-Сайлюль-джарар” 1/315.
Сторонники этого мнения считали, что совершение праздничной молитвы является обяза-тельным (уаджиб) как для мужчин, так и для женщин, поскольку пророк (мир ему и благослове-ние Аллаха) повелевал выходить на эту молитву всем: детям, старикам, мужчинам и женщинам. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал своим дочерям и женам выходить на молитву двух праздников (Жертвоприношения и Разговения)”. Ахмад 1/231, Ибн Абу Шайба 2/182. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 2115.
Также от Умм ‘Атыйи сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал выходить на эту молитву всем женщинам и даже тем, у которых были месячные. Она рассказывала: “Я слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть молодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у которых месячные, выходят из своих домов и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами, однако тем, у которых начались месячные, желательно держаться в стороне от места молитвы». аль-Бухари 324, Муслим 2/605.
Речь идет о не совершении молитвы, а не о запрете нахождения рядом с другими женщинами в месте, отведенном для праздничных молитв, как на это указывает версия имама Муслима: «Однако те, у кого месячные, пусть не совершают молитвы». Муслим 2093. См. также “Фатхуль-Бари” 9/58, Ибн Раджаба.
Ибн ‘Аббас также рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал своим дочерям и женам выходить на праздничные молитвы”. Ахмад, Ибн Маджах, ат-Табарани. Хадис достоверный. «Сахих аль-джами’» 4888.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: “Из числа доказательств тому, что праздничные молитвы являются обязательными, служит то, что если праздничная совпадает с пятничной молитвой в один день, то пятничная молитва уже не является обязательной. А то, что не является обязательным в своей основе, никак не может отменить обязательное предписание!” См. “ар-Раудату-ннадийя” 1/142.
И действительно, если бы праздничная молитва не обладала таким же статусом, то она не отменяла бы обязательность совершения пятничной молитвы. Зайд ибн Аркъам рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил праздничную молитву, а после этого, когда настало время пятничной молитвы, он сказал: «Кто желает совершить эту молитву, пусть совершит»”. Абу Дауд, 3/407, Ибн Маджах 1/415. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн аль-Мадини, аль-Хаким, имам аз-Захаби, хафиз аль-Бусайри, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Мугъни” 2/385, “Тальхисуль-хабир” 2/178, “Ируауль-гъалиль” 2/135.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Мы пришли к заключению, что праздничная молитва является обязательной для каждого (фардуль-‘айн), как это сказал Абу Ханифа и другие. И это одно из мнений имама аш-Шафи’и и одно из мнений мазхаба Ахмада. Что касается слов: “Праздничная молитва фардуль-кифая”, то это далеко от того, чтобы быть истиной! Поистине, она является одним из величайших обрядов Ислама, и людей на нее собирается больше, чем на пятничную молитву, в ней установлен такбир. И утверждение, что она фардуль-кифая, не является правильным”. См. “Маджму’уль-фатауа” 23/161.
Имам аш-Шаукани сказал: “Знай, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не оставлял праздничную молитву, и повелевал людям выходить на нее, и повелевал даже сидящим за занавесками девушкам и даже тем, у которых были месячные. И говорил, что тем женщинам, у которых не было платка (джульбаба), должны одолжить его им их подруги. Все это свидетельствует о том, что праздничная молитва является твердо установленным обязательством для всех мусульман”. См. “Сайлюль-джарар” 1/315.
Шейх ‘Абдуллах аль-Бассам, упоминая мнения ученых, относительно положения празднич-ной молитвы, сказал: “Существует и другое мнение имама Ахмада, что совершение праздничной молитвы является обязательным для каждого, обязательность которой вытекает из аята и того, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) даже женщинам повелевал совершать эту молитву. Это мнение выбрал шейх Такъийуддин (Ибн Таймия), это и есть правильное мнение”. См. "Таудых аль-ахкам" 2/388.
Место совершения праздничной молитвы
Праздничная молитва в соответствии с Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершается на открытой местности, специально отведенной для праздничных молитв, располо-женной вблизи города или села. И это мнение всех имамов четырех мазхабов. Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: “В день Разговения и в день Жертвоприношения посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он вставал перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления”. аль-Бухари 956.
Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики сказал: “Установленной Сунной является совершение двух праздничных молитв на отведенном для них месте. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Молитва, совершенная в моей мечети, лучше, чем тысяча молитв, совершенных в любом месте, кроме мечети заповедной (масджидуль-харам)», и, несмотря на это великое достоинство, он оставлял свою мечеть и выходил на место совершения праздничной молитвы”. См. “аль-Мадхаль” 2/283.
Имам аш-Шафи’и сказал: “До нас дошло, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выходил за пределы Медины для совершения молитвы двух праздников. Также поступали и после него, если только не препятствовал этому дождь или что-либо еще”. См. “аль-Умм” 1/207.
Имам аль-Багъауи сказал: “Сунной является для имама выходить в день праздника к месту совершения праздничных молитв. Однако если есть причина, то можно их совершить и в мечети”. См. “Шарху-Ссунна” 4/294.
Имам Бадруддин аль-‘Айни говорил: “Праздничную молитву следует совершать на открытой местности, а не в мечети. А в мечети ее следует совершать только при необходимости”. См. “Шархуль-Бухари” 6/280.
Время праздничной молитвы
Время праздничной молитвы начинается с того момента, когда солнце восходит над горизонтом на высоту копья. То есть сразу же после того, как пройдет время, порицаемое для молитв. И длится ее время до тех пор, пока солнце не достигнет пика зенита, то есть начало времени обеденной молитвы. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 3/486, «Шархуль-мумти’» 5/156.
Если же по неведению было упущено время праздничной молитвы, то ее следует перенести на следующий день. ‘Умайр ибн Анас говорил: “Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) из числа ансаров рассказывали: «Когда мы соблюдали пост, мы не увидели луну месяца Шауаль (указывающую на завершение поста), и стали соблюдать пост на следующий день. Затем, в конце дня приехала группа всадников, и они сообщили посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), что вчера видели луну. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел прервать пост и выходить на праздничную молитву на следующий день»”. Абу Дауд 1/198, Ибн Маджах 1/217. Достоверность хадиса подтвердили имам Исхакъ ибн Рахауайх, Ибн аль-Мунзир, имам аль-Байхакъи, имам аль-Хаттаби, хафиз Ибн ас-Сакан и имам ан-Науауи.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Если праздничная молитва была совершена до наступления ее времени, то ее следует возобновить”. См. “аль-Умм” 1/386.
Большинство ученых считало, что молитву Разговения следует немного оттянуть, а молитву Жертвоприношения начать пораньше. См. “Нихая аль-мухтадж” 2/396, “Хашия Ибн ‘Абидин” 2/171.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Мудрость оттягивания молитвы Разговения в том, чтобы мусуль-мане спокойно успели выплатить беднякам закят альФитр. А смысл спешки в совершении молитвы Жертвоприношения в том, чтобы люди приступили пораньше к закалыванию животных и могли поскорее поесть со своего жертвоприношения”. См. “Фатхуль-Бари” 8/461.
Количество рак’атов праздничной молитвы
‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: “Пятничная молитва состоит из двух рак’атов, молитва Жертвоприношения из двух рак’атов, молитва Разговения из двух рак’атов и молитва путника состоит из двух рак’атов. И это полноценное, а не сокращенное количество этих молитв, о чем сказано языком вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Ахмад 1/37, ан-Насаи 1420. Имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Количество такбиров в праздничной молитве
Сообщается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В молитве Разговения такбиров (в первом рак‘ате) – семь, а во втором – пять, и суры следует читать после них». Ахмад 2/180, Абу Дауд 1151, Ибн Маджах 1278.
Это самое достоверное, что передается о количестве такбиров в праздничной молитве.
О достоверности этого хадиса высказывались имам Ахмад, имам Ибн аль-Мадини, имам аль-Бухари, имам ат-Тирмизи, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани. См. “ат-Тальхыс” 144.
Также это усиливается хадисом ‘Аиши, которая рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил в молитве Разговения и Жертвоприношения в первом рак’ате семь такбиров, а во втором – пять”. Абу Дауд 1149, аль-Хаким 1/299. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 639.
Къасим Абу ‘Абдур-Рахман говорил: “Некоторые сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) мне рассказывали: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал с нами молитву в день ‘Ида, и произнес по четыре такбира»”. ат-Тахауи 4/245. Имам ат-Тахауи и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2997.
Ибн Мас’уд о такбирах в праздничной молитве говорил: “Следует сначала произнести четыре такбира, а затем читать Коран. После чего следует произнести такбир и совершить поясной поклон. Во втором рак’ате следует сначала читать Коран, а затем после чтения произнести четыре такбира”. ‘Абдур-Раззакъ 5687. Достоверность подтвердили имам Ибн Хазм и хафиз Ибн Хаджар. См. “ад-Дирая” 1/220.
А Ибн ‘Аббас сказал: “Кто желает, пусть произносит семь такбиров (в молитве ‘Ид), кто желает девять, одиннадцать или тринадцать такбиров”. ат-Тахауи 2/401. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Имам Ахмад говорил: “Сподвижники разногласили в количествах такбиров в праздничной молитве, но все эти виды дозволены”. См. «аль-Фуру’» 2/139.
То же самое говорил и шейх Ибн ‘Усаймин. См. «Шархуль-мумти’» 5/179.
Однако наилучшим вариантом является первый вид, в котором говорится о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил в первом рак’ате семь такбиров, а во втором пять. Имам аль-Багъауи говорил: “Большинство ученых из числа сподвижников и их последователей считают, что в праздничной молитве первом рак‘ате семь такбиров, не считая такбира аль-Ихрам, а во втором пять, не считая такбира, который произносится при вставании, и они произносятся до чтения сур. Это передается от Абу Бакра, ‘Умара и ‘Али, да будет доволен ими Аллах”. См. “Шарху-Ссунна” 4/309.
Такбиры в праздничной молитве не являются условием этой молитвы
Если имам не произнес такбиров в праздничной молитве, будь то сознательно или по забыв-чивости, то это не нарушает молитву. Имам Ибн Къудама говорил: “Я не знаю в этом вопросе разногласий!” То есть, что оставление такбиров не нарушает молитву.
Более того, среди ученых есть разногласие, следует ли совершать земные поклоны о невнимательности (саджда сахуа) в случае если имам забыл произнести такбиры в праздничной молитве. Одни считали, что этого не следует делать, а другие говорили, что следует совершить земные поклоны о невнимательности. См. «аль-Фуру’» 2/140, “ад-Дураруль-мудыя” 1/196.
Однако тому, кто забыл произнести такбиры праздничной молитвы, лучше совершить земные поклоны о невнимательности.
Что можно произносить между такбирами?
Не передается ничего от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он между произ-ношением такбиров говорил что-либо, однако сообщается, что Ибн Мас’уд о такбирах в праздничной молитве говорил: “Между каждыми двумя такбирами произносится восхваление и прославление Всевышнего Аллаха”. аль-Байхакъи 3/291. Достоверность подтвердили хафиз ас-Сахауи и шейх аль-Альбани.
Следует ли поднимать руки с произнесением такбиров?
Что касается поднятия рук в праздничных молитвах (Разговения и Жертвоприношения), во время произнесения каждого такбира, то на это не существует никаких указаний от пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Что же касается сообщений, в которых сказано, что Умар поднимал руки с произнесением каждого такбира, как в молитве джаназа, так и праздничной молитве, то имам аль-Байхакъи, который приводит это сообщение, сказал: “Его иснад прерванный”. См. “Сунан аль-кубра” 2/293.
Также некоторые имамы говорили, что при произнесении этих такбиров руки поднимал Ибн ‘Умар. Ибн аль-Каййм сказал: “Не смотря на то, что Ибн ’Умар в точности следовал пророку (мир ему и благословение Аллаха), он все же поднимал руки при такбирах”. См. “Задуль-ма’ад” 1/441.
Однако шейх аль-Альбани говорил: “Что касается этого сообщения от Ибн Умара, то я пока его не нашел”. См. “Тамамуль-минна” 349.
Имам Малик говорил: “Не поднимаются руки при произнесении такбиров в молитве двух праздниках, кроме как с первым такбиром (аль-ихрам)”. См. “аль-Мудаууана” 1/169.
Однако также от Малика передается, что несмотря на отсутствие указания поднимать руки с произнесением такбиров, он дозволял это делать. Уалид ибн Муслим рассказывал: “Я спросил Малика про поднятие рук (при произнесении такбиров во время праздничной молитвы), и он сказал: «Да, поднимай руки с каждым такбиром, но я относительно этого ничего не слышал”. См. “Ахкамуль-идейн” 137.
Лучше все же этого не делать из-за отсутствия ясных доводов в пользу желательности этого поступка.
Некоторые вопросы, связанные с такбирами праздничной молитвы
Имам Ибн Муфлих сказал: “Если имам сомневается в количестве произнесенных такбиров, пусть опирается на меньшее (т.е. в котором уверен)”. См. «аль-Мубди’» 2/185.
Имам ан-Науауи сказал: “Что касается не имама (т.е. позади стоящих за имамом), то для них Сунной является произнесение этих такбиров про себя”. См. «аль-Маджму’» 3/295.
Что следует читать в праздничной молитве
Передается, что как-то ’Умар спросил Абу Уакъида ал-Лейси о том, что читал посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) в молитве Разговения и Жертвоприношения, и он сказал: “Он читал суру «Каф. Клянусь славным Кораном» (Сура «Къаф») и «Приблизился Час, и раскололся месяц» (Сура «аль-Къамар»)” Муслим 1477.
Ну’ман ибн Башир рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в праздничных и пятничных молитвах читал: «Славь имя Господа твоего Всевышнего» (Сура «аль-А’ля») и «Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем?» (Сура «аль-Гъашия»)”. Муслим 1452.
Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Имам имеет право выбора, и если желает, то читает в молитве двух праздников суры «Къаф» и «Приблизился Час», или же суры «Славь имя Господа своего» и «Дошел ли до тебя рассказ». Но если имам прочитает суру «аль-Фатиха» и любую иную суру помимо упомянутых, то это будет достаточным”. См. “аль-Аусат” 4/284.
Есть ли у праздничной молитвы азан или икъама?
У праздничных молитв нет ни азана, ни икъама, ни вообще какого-либо призыва. Ибн Аббас и Джабир говорили: “Нет азана у праздничной молитвы ни до выхода имама, ни после. Нет ни азана, ни икъамы, ни какого-либо призыва”. аль-Бухари 2/451, Муслим 2/604.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Ученые сошлись на том, что азан и икъама для молитвы двух праздников являются нововведением!” См. “Фатхуль-Бари” 8/447.
Совершается ли молитва до или после праздничной молитвы?
Нет ничего достоверного от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершал что-либо до или после праздничной молитвы. Ибн Аббас рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Разговения и не совершал ни до, ни после нее никаких молитв”. аль-Бухари 945, 1364, Муслим 884.
Имам Ахмад сказал: “Нет никакой установленной молитвы ни до, ни после праздничной молитвы”. См. “Масаилюль-имам Ахмад” 469.
Таким образом, мы видим, что те люди, которые пришли на праздничную молитву к месту ее совершения, совершая, прежде чем сесть, два рак’ата, противоречат Сунне. Однако исключением является совершение праздничной молитвы в мечети, поскольку у мечети есть определенная молитва, о которой пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть не садится до тех пор, пока не совершит два рак’ата» аль-Бухари 444, Муслим 714.
Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал до праздничной молитвы никакой молитвы, но когда он возвращался к себе домой, то совершал два рак’ата”. Ибн Маджах 1/1293. Хафиз Ибн Хаджар, аль-Бусайри и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим.
Объединив предыдущие хадисы с этим, хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Сан’ани сказали, что в первых хадисах речь идет о месте совершения праздничной молитвы, поскольку там посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал никаких молитв ни до, ни после, а в хадисе Абу Са’ида речь идет о совершении молитвы в два рак’ата после праздничной у себя дома. См. “ат-Тальхис” 144, “Субулю-Ссалям” 2/123.
СФ
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Совершайте молитву так, как вы видели меня совершающим ее!» аль-Бухари 631, 6008.
Обязательность праздничной молитвы
Среди ученых есть разногласие относительно обязательности совершения праздничной мо-литвы. Большинство ученых считало, что эта молитва не является обязательной. И при этом они опирались на обобщенные хадисы, что Аллах вменил в обязанность только пять молитв. Что же касается мнения Абу Ханифы, а также одного из мнений аш-Шафи’и и Ахмада, и некоторых маликитов, то оно состоит в том, что праздничная молитва является обязательной для всех мусульман. См. “аль-Инсаф” 2/240, “ас-Сайлюль-джарар” 1/315.
Сторонники этого мнения считали, что совершение праздничной молитвы является обяза-тельным (уаджиб) как для мужчин, так и для женщин, поскольку пророк (мир ему и благослове-ние Аллаха) повелевал выходить на эту молитву всем: детям, старикам, мужчинам и женщинам. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал своим дочерям и женам выходить на молитву двух праздников (Жертвоприношения и Разговения)”. Ахмад 1/231, Ибн Абу Шайба 2/182. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 2115.
Также от Умм ‘Атыйи сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал выходить на эту молитву всем женщинам и даже тем, у которых были месячные. Она рассказывала: “Я слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть молодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у которых месячные, выходят из своих домов и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами, однако тем, у которых начались месячные, желательно держаться в стороне от места молитвы». аль-Бухари 324, Муслим 2/605.
Речь идет о не совершении молитвы, а не о запрете нахождения рядом с другими женщинами в месте, отведенном для праздничных молитв, как на это указывает версия имама Муслима: «Однако те, у кого месячные, пусть не совершают молитвы». Муслим 2093. См. также “Фатхуль-Бари” 9/58, Ибн Раджаба.
Ибн ‘Аббас также рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал своим дочерям и женам выходить на праздничные молитвы”. Ахмад, Ибн Маджах, ат-Табарани. Хадис достоверный. «Сахих аль-джами’» 4888.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: “Из числа доказательств тому, что праздничные молитвы являются обязательными, служит то, что если праздничная совпадает с пятничной молитвой в один день, то пятничная молитва уже не является обязательной. А то, что не является обязательным в своей основе, никак не может отменить обязательное предписание!” См. “ар-Раудату-ннадийя” 1/142.
И действительно, если бы праздничная молитва не обладала таким же статусом, то она не отменяла бы обязательность совершения пятничной молитвы. Зайд ибн Аркъам рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил праздничную молитву, а после этого, когда настало время пятничной молитвы, он сказал: «Кто желает совершить эту молитву, пусть совершит»”. Абу Дауд, 3/407, Ибн Маджах 1/415. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн аль-Мадини, аль-Хаким, имам аз-Захаби, хафиз аль-Бусайри, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Мугъни” 2/385, “Тальхисуль-хабир” 2/178, “Ируауль-гъалиль” 2/135.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Мы пришли к заключению, что праздничная молитва является обязательной для каждого (фардуль-‘айн), как это сказал Абу Ханифа и другие. И это одно из мнений имама аш-Шафи’и и одно из мнений мазхаба Ахмада. Что касается слов: “Праздничная молитва фардуль-кифая”, то это далеко от того, чтобы быть истиной! Поистине, она является одним из величайших обрядов Ислама, и людей на нее собирается больше, чем на пятничную молитву, в ней установлен такбир. И утверждение, что она фардуль-кифая, не является правильным”. См. “Маджму’уль-фатауа” 23/161.
Имам аш-Шаукани сказал: “Знай, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не оставлял праздничную молитву, и повелевал людям выходить на нее, и повелевал даже сидящим за занавесками девушкам и даже тем, у которых были месячные. И говорил, что тем женщинам, у которых не было платка (джульбаба), должны одолжить его им их подруги. Все это свидетельствует о том, что праздничная молитва является твердо установленным обязательством для всех мусульман”. См. “Сайлюль-джарар” 1/315.
Шейх ‘Абдуллах аль-Бассам, упоминая мнения ученых, относительно положения празднич-ной молитвы, сказал: “Существует и другое мнение имама Ахмада, что совершение праздничной молитвы является обязательным для каждого, обязательность которой вытекает из аята и того, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) даже женщинам повелевал совершать эту молитву. Это мнение выбрал шейх Такъийуддин (Ибн Таймия), это и есть правильное мнение”. См. "Таудых аль-ахкам" 2/388.
Место совершения праздничной молитвы
Праздничная молитва в соответствии с Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершается на открытой местности, специально отведенной для праздничных молитв, располо-женной вблизи города или села. И это мнение всех имамов четырех мазхабов. Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: “В день Разговения и в день Жертвоприношения посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он вставал перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления”. аль-Бухари 956.
Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики сказал: “Установленной Сунной является совершение двух праздничных молитв на отведенном для них месте. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Молитва, совершенная в моей мечети, лучше, чем тысяча молитв, совершенных в любом месте, кроме мечети заповедной (масджидуль-харам)», и, несмотря на это великое достоинство, он оставлял свою мечеть и выходил на место совершения праздничной молитвы”. См. “аль-Мадхаль” 2/283.
Имам аш-Шафи’и сказал: “До нас дошло, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выходил за пределы Медины для совершения молитвы двух праздников. Также поступали и после него, если только не препятствовал этому дождь или что-либо еще”. См. “аль-Умм” 1/207.
Имам аль-Багъауи сказал: “Сунной является для имама выходить в день праздника к месту совершения праздничных молитв. Однако если есть причина, то можно их совершить и в мечети”. См. “Шарху-Ссунна” 4/294.
Имам Бадруддин аль-‘Айни говорил: “Праздничную молитву следует совершать на открытой местности, а не в мечети. А в мечети ее следует совершать только при необходимости”. См. “Шархуль-Бухари” 6/280.
Время праздничной молитвы
Время праздничной молитвы начинается с того момента, когда солнце восходит над горизонтом на высоту копья. То есть сразу же после того, как пройдет время, порицаемое для молитв. И длится ее время до тех пор, пока солнце не достигнет пика зенита, то есть начало времени обеденной молитвы. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 3/486, «Шархуль-мумти’» 5/156.
Если же по неведению было упущено время праздничной молитвы, то ее следует перенести на следующий день. ‘Умайр ибн Анас говорил: “Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) из числа ансаров рассказывали: «Когда мы соблюдали пост, мы не увидели луну месяца Шауаль (указывающую на завершение поста), и стали соблюдать пост на следующий день. Затем, в конце дня приехала группа всадников, и они сообщили посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), что вчера видели луну. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел прервать пост и выходить на праздничную молитву на следующий день»”. Абу Дауд 1/198, Ибн Маджах 1/217. Достоверность хадиса подтвердили имам Исхакъ ибн Рахауайх, Ибн аль-Мунзир, имам аль-Байхакъи, имам аль-Хаттаби, хафиз Ибн ас-Сакан и имам ан-Науауи.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Если праздничная молитва была совершена до наступления ее времени, то ее следует возобновить”. См. “аль-Умм” 1/386.
Большинство ученых считало, что молитву Разговения следует немного оттянуть, а молитву Жертвоприношения начать пораньше. См. “Нихая аль-мухтадж” 2/396, “Хашия Ибн ‘Абидин” 2/171.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Мудрость оттягивания молитвы Разговения в том, чтобы мусуль-мане спокойно успели выплатить беднякам закят альФитр. А смысл спешки в совершении молитвы Жертвоприношения в том, чтобы люди приступили пораньше к закалыванию животных и могли поскорее поесть со своего жертвоприношения”. См. “Фатхуль-Бари” 8/461.
Количество рак’атов праздничной молитвы
‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: “Пятничная молитва состоит из двух рак’атов, молитва Жертвоприношения из двух рак’атов, молитва Разговения из двух рак’атов и молитва путника состоит из двух рак’атов. И это полноценное, а не сокращенное количество этих молитв, о чем сказано языком вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Ахмад 1/37, ан-Насаи 1420. Имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Количество такбиров в праздничной молитве
Сообщается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В молитве Разговения такбиров (в первом рак‘ате) – семь, а во втором – пять, и суры следует читать после них». Ахмад 2/180, Абу Дауд 1151, Ибн Маджах 1278.
Это самое достоверное, что передается о количестве такбиров в праздничной молитве.
О достоверности этого хадиса высказывались имам Ахмад, имам Ибн аль-Мадини, имам аль-Бухари, имам ат-Тирмизи, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани. См. “ат-Тальхыс” 144.
Также это усиливается хадисом ‘Аиши, которая рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил в молитве Разговения и Жертвоприношения в первом рак’ате семь такбиров, а во втором – пять”. Абу Дауд 1149, аль-Хаким 1/299. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 639.
Къасим Абу ‘Абдур-Рахман говорил: “Некоторые сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) мне рассказывали: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал с нами молитву в день ‘Ида, и произнес по четыре такбира»”. ат-Тахауи 4/245. Имам ат-Тахауи и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2997.
Ибн Мас’уд о такбирах в праздничной молитве говорил: “Следует сначала произнести четыре такбира, а затем читать Коран. После чего следует произнести такбир и совершить поясной поклон. Во втором рак’ате следует сначала читать Коран, а затем после чтения произнести четыре такбира”. ‘Абдур-Раззакъ 5687. Достоверность подтвердили имам Ибн Хазм и хафиз Ибн Хаджар. См. “ад-Дирая” 1/220.
А Ибн ‘Аббас сказал: “Кто желает, пусть произносит семь такбиров (в молитве ‘Ид), кто желает девять, одиннадцать или тринадцать такбиров”. ат-Тахауи 2/401. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Имам Ахмад говорил: “Сподвижники разногласили в количествах такбиров в праздничной молитве, но все эти виды дозволены”. См. «аль-Фуру’» 2/139.
То же самое говорил и шейх Ибн ‘Усаймин. См. «Шархуль-мумти’» 5/179.
Однако наилучшим вариантом является первый вид, в котором говорится о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил в первом рак’ате семь такбиров, а во втором пять. Имам аль-Багъауи говорил: “Большинство ученых из числа сподвижников и их последователей считают, что в праздничной молитве первом рак‘ате семь такбиров, не считая такбира аль-Ихрам, а во втором пять, не считая такбира, который произносится при вставании, и они произносятся до чтения сур. Это передается от Абу Бакра, ‘Умара и ‘Али, да будет доволен ими Аллах”. См. “Шарху-Ссунна” 4/309.
Такбиры в праздничной молитве не являются условием этой молитвы
Если имам не произнес такбиров в праздничной молитве, будь то сознательно или по забыв-чивости, то это не нарушает молитву. Имам Ибн Къудама говорил: “Я не знаю в этом вопросе разногласий!” То есть, что оставление такбиров не нарушает молитву.
Более того, среди ученых есть разногласие, следует ли совершать земные поклоны о невнимательности (саджда сахуа) в случае если имам забыл произнести такбиры в праздничной молитве. Одни считали, что этого не следует делать, а другие говорили, что следует совершить земные поклоны о невнимательности. См. «аль-Фуру’» 2/140, “ад-Дураруль-мудыя” 1/196.
Однако тому, кто забыл произнести такбиры праздничной молитвы, лучше совершить земные поклоны о невнимательности.
Что можно произносить между такбирами?
Не передается ничего от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он между произ-ношением такбиров говорил что-либо, однако сообщается, что Ибн Мас’уд о такбирах в праздничной молитве говорил: “Между каждыми двумя такбирами произносится восхваление и прославление Всевышнего Аллаха”. аль-Байхакъи 3/291. Достоверность подтвердили хафиз ас-Сахауи и шейх аль-Альбани.
Следует ли поднимать руки с произнесением такбиров?
Что касается поднятия рук в праздничных молитвах (Разговения и Жертвоприношения), во время произнесения каждого такбира, то на это не существует никаких указаний от пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Что же касается сообщений, в которых сказано, что Умар поднимал руки с произнесением каждого такбира, как в молитве джаназа, так и праздничной молитве, то имам аль-Байхакъи, который приводит это сообщение, сказал: “Его иснад прерванный”. См. “Сунан аль-кубра” 2/293.
Также некоторые имамы говорили, что при произнесении этих такбиров руки поднимал Ибн ‘Умар. Ибн аль-Каййм сказал: “Не смотря на то, что Ибн ’Умар в точности следовал пророку (мир ему и благословение Аллаха), он все же поднимал руки при такбирах”. См. “Задуль-ма’ад” 1/441.
Однако шейх аль-Альбани говорил: “Что касается этого сообщения от Ибн Умара, то я пока его не нашел”. См. “Тамамуль-минна” 349.
Имам Малик говорил: “Не поднимаются руки при произнесении такбиров в молитве двух праздниках, кроме как с первым такбиром (аль-ихрам)”. См. “аль-Мудаууана” 1/169.
Однако также от Малика передается, что несмотря на отсутствие указания поднимать руки с произнесением такбиров, он дозволял это делать. Уалид ибн Муслим рассказывал: “Я спросил Малика про поднятие рук (при произнесении такбиров во время праздничной молитвы), и он сказал: «Да, поднимай руки с каждым такбиром, но я относительно этого ничего не слышал”. См. “Ахкамуль-идейн” 137.
Лучше все же этого не делать из-за отсутствия ясных доводов в пользу желательности этого поступка.
Некоторые вопросы, связанные с такбирами праздничной молитвы
Имам Ибн Муфлих сказал: “Если имам сомневается в количестве произнесенных такбиров, пусть опирается на меньшее (т.е. в котором уверен)”. См. «аль-Мубди’» 2/185.
Имам ан-Науауи сказал: “Что касается не имама (т.е. позади стоящих за имамом), то для них Сунной является произнесение этих такбиров про себя”. См. «аль-Маджму’» 3/295.
Что следует читать в праздничной молитве
Передается, что как-то ’Умар спросил Абу Уакъида ал-Лейси о том, что читал посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) в молитве Разговения и Жертвоприношения, и он сказал: “Он читал суру «Каф. Клянусь славным Кораном» (Сура «Къаф») и «Приблизился Час, и раскололся месяц» (Сура «аль-Къамар»)” Муслим 1477.
Ну’ман ибн Башир рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в праздничных и пятничных молитвах читал: «Славь имя Господа твоего Всевышнего» (Сура «аль-А’ля») и «Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем?» (Сура «аль-Гъашия»)”. Муслим 1452.
Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Имам имеет право выбора, и если желает, то читает в молитве двух праздников суры «Къаф» и «Приблизился Час», или же суры «Славь имя Господа своего» и «Дошел ли до тебя рассказ». Но если имам прочитает суру «аль-Фатиха» и любую иную суру помимо упомянутых, то это будет достаточным”. См. “аль-Аусат” 4/284.
Есть ли у праздничной молитвы азан или икъама?
У праздничных молитв нет ни азана, ни икъама, ни вообще какого-либо призыва. Ибн Аббас и Джабир говорили: “Нет азана у праздничной молитвы ни до выхода имама, ни после. Нет ни азана, ни икъамы, ни какого-либо призыва”. аль-Бухари 2/451, Муслим 2/604.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Ученые сошлись на том, что азан и икъама для молитвы двух праздников являются нововведением!” См. “Фатхуль-Бари” 8/447.
Совершается ли молитва до или после праздничной молитвы?
Нет ничего достоверного от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершал что-либо до или после праздничной молитвы. Ибн Аббас рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Разговения и не совершал ни до, ни после нее никаких молитв”. аль-Бухари 945, 1364, Муслим 884.
Имам Ахмад сказал: “Нет никакой установленной молитвы ни до, ни после праздничной молитвы”. См. “Масаилюль-имам Ахмад” 469.
Таким образом, мы видим, что те люди, которые пришли на праздничную молитву к месту ее совершения, совершая, прежде чем сесть, два рак’ата, противоречат Сунне. Однако исключением является совершение праздничной молитвы в мечети, поскольку у мечети есть определенная молитва, о которой пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть не садится до тех пор, пока не совершит два рак’ата» аль-Бухари 444, Муслим 714.
Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал до праздничной молитвы никакой молитвы, но когда он возвращался к себе домой, то совершал два рак’ата”. Ибн Маджах 1/1293. Хафиз Ибн Хаджар, аль-Бусайри и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим.
Объединив предыдущие хадисы с этим, хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Сан’ани сказали, что в первых хадисах речь идет о месте совершения праздничной молитвы, поскольку там посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал никаких молитв ни до, ни после, а в хадисе Абу Са’ида речь идет о совершении молитвы в два рак’ата после праздничной у себя дома. См. “ат-Тальхис” 144, “Субулю-Ссалям” 2/123.
СФ
Rufina Umm Tasnim- Активная сестра
- Сообщения : 281
Дата регистрации : 2011-02-13
Ислам в понимании праведных предшественников инша Аллах)))!!!!
29
Хвала Аллаху в любом случае!
Похожие темы
» Азан и связанные с ним положения
» Положения связанные с куньями
» Некоторые положения, связанные со сновидениями
» Краткие положения, связанные с завещанием
» Важные положения, связанные с уделом (ризкъ)
» Положения связанные с куньями
» Некоторые положения, связанные со сновидениями
» Краткие положения, связанные с завещанием
» Важные положения, связанные с уделом (ризкъ)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения