Сунна сидения во время приема пищи
Страница 1 из 1
Сунна сидения во время приема пищи
Как желательно (сунна) сидеть человеку на земле
при принятии пищи? Я слышал о трёх способах, но ни у одного из них нет
доказательства… Прошу вас разъяснить этот вопрос и приведением довода.
Хвала
Аллаху.
А Аллах
знает лучше.
Сайт «Ислам: вопрос и ответ»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
при принятии пищи? Я слышал о трёх способах, но ни у одного из них нет
доказательства… Прошу вас разъяснить этот вопрос и приведением довода.
Хвала
Аллаху.
Во-первых.
Аль-Бухари
(под № 4979)
приводит
хадис от Абу Жухейфа, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит
его Аллах и приветствует, сказал: «Я не принимаю пищу, опираясь на что-либо».
Под «опираясь на что-либо» подразумевается
каждый вид сидения, в котором присутствует
спокойствие и основательность, так как подобное
приводит к перееданию, что порицаемо в Шариате.
Поэтому
ан-Науауи
сказал:
«Смысл
этого хадиса:
„Я не принимаю пищу
так, как принимает её желающий много поесть,
и ради этого садиться основательно, упрочившись. Но присаживаюсь
и ем мало“» (Шарх Муслим).
Ибн
Хаджр, да
помилует его
Аллах, сказал:
«Учёные в описании этого сидения разногласили.
Некоторые говорили, что под сидением «опираясь
на что-либо» подразумевается любое сидение для принятия пищи, при
котором человек сидит, утвердившись. Другие сказали, что под этим
имеется в виду тот случай, когда человек опирается на один из боков.
Третьи – что это случай, когда он опирается
на левую руку, лежащую на земле.
Аль-Хаттаби
сказал: „Люди считают, что опирающийся
человек тот, кто принимает пищу, опираясь при этом на один из боков. Но это не так. Это
тот, кто опирается на подстилку или сидение под ним. И смысл хадиса в том, что пророк
не принимал пищу, садясь основательно, утвердившись,
подобно тому, как сидят люди, принимающие много пищи. А ел только
необходимое количество провизии и поэтому не сидел,
опираясь (на что-либо)“» (Фатх аль-Бари. – Т. 9 – С. 541).
Смотрите также
«Ас-сунан
аль-Хаттаби»
(т. 4, с. 242) и «Зад
аль-ма‘ад» Ибн
Кайима (т. 4, с. 202).
Аль-Кари
в «аль-Миркат»
сказал:
«В „аш-Шифа“ от исследователей приводится, что они разъяснили
это как сидение человека, который
основательно усаживается для принятия
пищи, скрещивает при этом ноги и опирается на
подстилку под ним. Так как этот вид сидения приводит к
перееданию и вызывает в человеке гордость» (‘Аун аль-ма‘буд
шарх сунан Аби Дауд. – Т. 10. – С. 244).
Во-вторых. Что же касается способа сидения для принятия
пищи. Муслим приводит в своём «Сахихе» (под № 3807)
хадис от Анаса ибн Малика, который сказал: «Я видел, что пророк, да благословит
его Аллах и приветствует, сидел на своих пятках (в положении ик‘а) и ел финики».
Шейх
Ибн
‘Усеймин,
да помилует
его Аллах,
сказал: «Ик‘а - это когда человек ставит свои ноги вертикально
и садится, опираясь на пятки. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принимал
пищу таким образом, чтобы не садится основательно и из-за этого переедать. Так как в
большинстве случаев, если человек садится так, то сидит не основательно,
а значит - не принимает много пищи. Если же он садится основательно, то переедает в
большинстве случаев…» (Шарх рияду-с-салихин).
Ибн
Хаджар, да
помилует его
Аллах,
сказал: «При принятии пищи желательно сидеть на своих коленях и на
внешних сторонах ступней, или поднять правую ногу и сесть на левую…»
(Фатх аль-Бари).
Итак, есть три
вида сидения
для принятия
пищи:
1.
ик‘а
2.
сидение, при котором человек опирается на колени и внешнюю сторону ступней;
3.
сидение на левой ноге, а правая при это поднята.
Шейх Ибн ‘Усеймин,
да помилует
его Аллах,
сказал: «… Однако лучше, если человек
не будет садиться основательно, чтобы это не было причиной
переедания. Ведь человеку не надлежит переедать»
(Шарх рияду-с-салихин).
Аль-Бухари
(под № 4979)
приводит
хадис от Абу Жухейфа, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит
его Аллах и приветствует, сказал: «Я не принимаю пищу, опираясь на что-либо».
Под «опираясь на что-либо» подразумевается
каждый вид сидения, в котором присутствует
спокойствие и основательность, так как подобное
приводит к перееданию, что порицаемо в Шариате.
Поэтому
ан-Науауи
сказал:
«Смысл
этого хадиса:
„Я не принимаю пищу
так, как принимает её желающий много поесть,
и ради этого садиться основательно, упрочившись. Но присаживаюсь
и ем мало“» (Шарх Муслим).
Ибн
Хаджр, да
помилует его
Аллах, сказал:
«Учёные в описании этого сидения разногласили.
Некоторые говорили, что под сидением «опираясь
на что-либо» подразумевается любое сидение для принятия пищи, при
котором человек сидит, утвердившись. Другие сказали, что под этим
имеется в виду тот случай, когда человек опирается на один из боков.
Третьи – что это случай, когда он опирается
на левую руку, лежащую на земле.
Аль-Хаттаби
сказал: „Люди считают, что опирающийся
человек тот, кто принимает пищу, опираясь при этом на один из боков. Но это не так. Это
тот, кто опирается на подстилку или сидение под ним. И смысл хадиса в том, что пророк
не принимал пищу, садясь основательно, утвердившись,
подобно тому, как сидят люди, принимающие много пищи. А ел только
необходимое количество провизии и поэтому не сидел,
опираясь (на что-либо)“» (Фатх аль-Бари. – Т. 9 – С. 541).
Смотрите также
«Ас-сунан
аль-Хаттаби»
(т. 4, с. 242) и «Зад
аль-ма‘ад» Ибн
Кайима (т. 4, с. 202).
Аль-Кари
в «аль-Миркат»
сказал:
«В „аш-Шифа“ от исследователей приводится, что они разъяснили
это как сидение человека, который
основательно усаживается для принятия
пищи, скрещивает при этом ноги и опирается на
подстилку под ним. Так как этот вид сидения приводит к
перееданию и вызывает в человеке гордость» (‘Аун аль-ма‘буд
шарх сунан Аби Дауд. – Т. 10. – С. 244).
Во-вторых. Что же касается способа сидения для принятия
пищи. Муслим приводит в своём «Сахихе» (под № 3807)
хадис от Анаса ибн Малика, который сказал: «Я видел, что пророк, да благословит
его Аллах и приветствует, сидел на своих пятках (в положении ик‘а) и ел финики».
Шейх
Ибн
‘Усеймин,
да помилует
его Аллах,
сказал: «Ик‘а - это когда человек ставит свои ноги вертикально
и садится, опираясь на пятки. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принимал
пищу таким образом, чтобы не садится основательно и из-за этого переедать. Так как в
большинстве случаев, если человек садится так, то сидит не основательно,
а значит - не принимает много пищи. Если же он садится основательно, то переедает в
большинстве случаев…» (Шарх рияду-с-салихин).
Ибн
Хаджар, да
помилует его
Аллах,
сказал: «При принятии пищи желательно сидеть на своих коленях и на
внешних сторонах ступней, или поднять правую ногу и сесть на левую…»
(Фатх аль-Бари).
Итак, есть три
вида сидения
для принятия
пищи:
1.
ик‘а
2.
сидение, при котором человек опирается на колени и внешнюю сторону ступней;
3.
сидение на левой ноге, а правая при это поднята.
Шейх Ибн ‘Усеймин,
да помилует
его Аллах,
сказал: «… Однако лучше, если человек
не будет садиться основательно, чтобы это не было причиной
переедания. Ведь человеку не надлежит переедать»
(Шарх рияду-с-салихин).
А Аллах
знает лучше.
Сайт «Ислам: вопрос и ответ»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Похожие темы
» Благодать сухура /последнее время приёма пищи перед рассветом/
» Видео лекция об этике приема пищи
» Шарх «Сады праведных». 3. Книга о правилах приема пищи
» Прием пищи на полу
» Носить оружие-Сунна?
» Видео лекция об этике приема пищи
» Шарх «Сады праведных». 3. Книга о правилах приема пищи
» Прием пищи на полу
» Носить оружие-Сунна?
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения