Можно ли заниматься суждением о достоверности и недостоверности хадисов в наше время?
Страница 1 из 1
Можно ли заниматься суждением о достоверности и недостоверности хадисов в наше время?
Ас саляму
алейкунна, ва рахматуЛлах.
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Можно ли заниматься суждением о достоверности и недостоверности хадисов в наше время?
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
Многие мусульмане часто задаются вопросом: "Могут ли ученые нашего времени заниматься уточнением достоверности хадисов и асаров из тех или иных сборников? Кто-то говорит можно, а кто-то нельзя..."
Этот вопрос впервые в исламской общине поднялся во времена имама Абу ‘Амра ибн ас-Салляха, который умер в 643 году по хиджре, поскольку был первым, кто затронул этот вопрос.
Чтобы понять ответ на него, нужно обратиться к специалистам области хадисоведения и имамам этой науке, а не к суфиям, современным аш'аритам и прочим заблудшим, которые запрещают выносить суждение относительно достоверности и слабости хадисов, чтобы выбирать хадисы на свой вкус и отвергать их по своему усмотрению!
Итак, у ученых в этом вопросе было два мнения:
Первое мнение заключается в том, что дверь в исследовании достоверности и слабости хадисов закрыта, и это мнение принадлежит имаму Ибн ас-Салляху. См. “Мукъаддима Ибн ас-Саллях” 9.
И неизвестно, чтобы кто-либо из имамов хадисоведения высказал такое же мнение, как он. Единственно у имама Ибн Джама’а есть некоторые слова, из которых можно сделать вывод, что он был согласен с Ибн ас-Салляхом. См. “ат-Тадриб ар-рауи” 1/143.
Второе мнение заключает в том, что дозволено специалистам в области хадисоведения заниматься изучением их достоверности, слабости т.п. И это мнение передается от всех имамов, которые жили как во время Ибн ас-Салляха, так и после него вплоть до наших дней. Более того, имам ас-Суюты, перечислив имамов его времени и тех, кто был после него, сказал: “И из них были те, кто сказал: «Нет у него (Ибн ас-Салляха) саляфа в этом мнении!»” См. “Тадриб ар-рауи” 1/153.
Таким образом, все имамы пошли в противоречие в этом мнении Ибн ас-Салляху в словах и делах. Например, хафиз Дыя аль-Макъдиси, который умер в тот же год, что и Ибн ас-Саллях. Кстати, имам ад-Дыя – это автор сборника хадисов под названием «аль-Ахадис аль-мухтара», в которой он собрал хадисы, считавшие достоверными, но которых не было в сборниках «ас-Сахих» аль-Бухари и Муслима. В этом плане его книга была подобна сборнику имама аль-Хакима «аль-Мустадрак ‘аля ас-сахихейн», но с учетом того, что его сборник был намного лучше, чем сборник аль-Хакима. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил о ад-Дыя и его сборнике: “Он выше степенью, чем аль-Хаким в уточнении достоверности хадисов. Он в вопросах суждения о достоверности хадисов ближе к ат-Тирмизи, Абу Хатиму (Ибн Хиббану) и им подобным. И ошибок грубых у него мало”. См. “ар-Радд ‘аля аль-Ахнаи” 264.
Также имаму Ибн ас-Салляху в его мнении пошел в противоречие его другой современник хафиз Закиюддин аль-Мунзири, который в своей известной книге «ат-Таргъиб уа-ттархиб» выносил суждения о слабости и достоверности хадисов.
А также считали и такие имамы, как: ан-Науауи, ад-Думьяты, ас-Субки, аль-Миззи, аль-‘Иракъи, Ибн Хаджар, ас-Суюты и прочие имамы, составлявшие труды о хадисоведении. Хафиз аль-Иракъи сказал: “И на этом мнении мухаддисы! Ведь группа из числа поздних имамов выносила суждение о достоверности хадисов, относительно которых мы не нашли слов у ранних имамов”. См. “Тадриб ар-рауи” 1/143.
И это мнение однозначно правильное! И на это указывают множество важных причин:
Во-первых, слова о том, что последующие поколения ученых не имеют право заниматься вопросами достоверности хадисов, косвенно делает из ранних имамов непогрешимых и не ошибающихся, тогда как не ошибался только пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)!
Во-вторых, сколько есть ранних имамов до Ибн ас-Салляха, кто выносил суждение о достоверности хадиса, тогда как этот хадис был однозначно слабым. В пример чему можно привести суждение о достоверности хадисов такими имамами, как ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Сколько же есть хадисов, суждение о достоверности которых вынес какой-то имам из числа ранних, в которых поздний нашел явный недостаток, мешающий выносить суждение о его достоверности?!” См. “Тадриб ар-рауи” 1/270.
В-третьих, поздние имамы изучали положение передатчиков хадисов из того, что до них дошло о них. И они составляли о них труды и опирались на труды и книги ранних имамов, составлявших о передатчиках целые сборники. И в этом они подобны многим ранним имамам, ведь большинство передатчиков ранние имамы также не застали вживую, а узнали о них со слов, дошедших до них от первых имамов.
В-четвертых, заниматься уточнением хадисов, исследовать их достоверность, слабость и т.п. является обязательным для обладающих знанием в этой науке! Ведь сколько есть выдуманных и слабых хадисов, на которые опираются заблудшие секты в качестве довода. И если не выносить суждение по ним, то это откроет двери к большой беде!
В-пятых, есть множество сборников хадисов и асаров, относительно которых ранние имамы не выносили суждение об их достоверности. И если оставлять все эти сборники без уточнения их достоверности, то это подразумевает оставление шариатских текстов и оставление действа по наследию пророка (мир ему и благословение Аллаха) и саляфов. См. «‘Ильм усуль аль-джарх уа-тта’диль» 94-99.
Что же касается тех хадисов, относительно достоверности которых ранние имамы были единогласны, как хадисы двух сборников «ас-Сахих» имамов аль-Бухари и Муслима, за исключением незначительного их числа, то никто из поздних не имеет права ослаблять их достоверность.
Также и наоборот, если ранние имамы сошлись на том, что тот или иной хадис является слабым, нет нужды обращаться к суждению поздних о достоверности такого хадиса.
Нет сомнения, что все сказанное относится не к каждому, а лишь к ученым и истинным мухаддисам, специалистам этой великой науки. Именно им позволено заниматься исследованиями в этих вопросах!
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Несут это знание из каждого поколения справедливые, которые отгоняют от него искажение излишествующих, добавление заблудших и толкование невежд». аль-Байхакъи 10/209, аль-Хатыб 1/29. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ахмад, аль-Лялякаи, Ибн ‘Абдуль-Барр, аль-‘Укъайли, аль-Къасталяни, аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
алейкунна, ва рахматуЛлах.
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Можно ли заниматься суждением о достоверности и недостоверности хадисов в наше время?
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
Многие мусульмане часто задаются вопросом: "Могут ли ученые нашего времени заниматься уточнением достоверности хадисов и асаров из тех или иных сборников? Кто-то говорит можно, а кто-то нельзя..."
Этот вопрос впервые в исламской общине поднялся во времена имама Абу ‘Амра ибн ас-Салляха, который умер в 643 году по хиджре, поскольку был первым, кто затронул этот вопрос.
Чтобы понять ответ на него, нужно обратиться к специалистам области хадисоведения и имамам этой науке, а не к суфиям, современным аш'аритам и прочим заблудшим, которые запрещают выносить суждение относительно достоверности и слабости хадисов, чтобы выбирать хадисы на свой вкус и отвергать их по своему усмотрению!
Итак, у ученых в этом вопросе было два мнения:
Первое мнение заключается в том, что дверь в исследовании достоверности и слабости хадисов закрыта, и это мнение принадлежит имаму Ибн ас-Салляху. См. “Мукъаддима Ибн ас-Саллях” 9.
И неизвестно, чтобы кто-либо из имамов хадисоведения высказал такое же мнение, как он. Единственно у имама Ибн Джама’а есть некоторые слова, из которых можно сделать вывод, что он был согласен с Ибн ас-Салляхом. См. “ат-Тадриб ар-рауи” 1/143.
Второе мнение заключает в том, что дозволено специалистам в области хадисоведения заниматься изучением их достоверности, слабости т.п. И это мнение передается от всех имамов, которые жили как во время Ибн ас-Салляха, так и после него вплоть до наших дней. Более того, имам ас-Суюты, перечислив имамов его времени и тех, кто был после него, сказал: “И из них были те, кто сказал: «Нет у него (Ибн ас-Салляха) саляфа в этом мнении!»” См. “Тадриб ар-рауи” 1/153.
Таким образом, все имамы пошли в противоречие в этом мнении Ибн ас-Салляху в словах и делах. Например, хафиз Дыя аль-Макъдиси, который умер в тот же год, что и Ибн ас-Саллях. Кстати, имам ад-Дыя – это автор сборника хадисов под названием «аль-Ахадис аль-мухтара», в которой он собрал хадисы, считавшие достоверными, но которых не было в сборниках «ас-Сахих» аль-Бухари и Муслима. В этом плане его книга была подобна сборнику имама аль-Хакима «аль-Мустадрак ‘аля ас-сахихейн», но с учетом того, что его сборник был намного лучше, чем сборник аль-Хакима. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил о ад-Дыя и его сборнике: “Он выше степенью, чем аль-Хаким в уточнении достоверности хадисов. Он в вопросах суждения о достоверности хадисов ближе к ат-Тирмизи, Абу Хатиму (Ибн Хиббану) и им подобным. И ошибок грубых у него мало”. См. “ар-Радд ‘аля аль-Ахнаи” 264.
Также имаму Ибн ас-Салляху в его мнении пошел в противоречие его другой современник хафиз Закиюддин аль-Мунзири, который в своей известной книге «ат-Таргъиб уа-ттархиб» выносил суждения о слабости и достоверности хадисов.
А также считали и такие имамы, как: ан-Науауи, ад-Думьяты, ас-Субки, аль-Миззи, аль-‘Иракъи, Ибн Хаджар, ас-Суюты и прочие имамы, составлявшие труды о хадисоведении. Хафиз аль-Иракъи сказал: “И на этом мнении мухаддисы! Ведь группа из числа поздних имамов выносила суждение о достоверности хадисов, относительно которых мы не нашли слов у ранних имамов”. См. “Тадриб ар-рауи” 1/143.
И это мнение однозначно правильное! И на это указывают множество важных причин:
Во-первых, слова о том, что последующие поколения ученых не имеют право заниматься вопросами достоверности хадисов, косвенно делает из ранних имамов непогрешимых и не ошибающихся, тогда как не ошибался только пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)!
Во-вторых, сколько есть ранних имамов до Ибн ас-Салляха, кто выносил суждение о достоверности хадиса, тогда как этот хадис был однозначно слабым. В пример чему можно привести суждение о достоверности хадисов такими имамами, как ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Сколько же есть хадисов, суждение о достоверности которых вынес какой-то имам из числа ранних, в которых поздний нашел явный недостаток, мешающий выносить суждение о его достоверности?!” См. “Тадриб ар-рауи” 1/270.
В-третьих, поздние имамы изучали положение передатчиков хадисов из того, что до них дошло о них. И они составляли о них труды и опирались на труды и книги ранних имамов, составлявших о передатчиках целые сборники. И в этом они подобны многим ранним имамам, ведь большинство передатчиков ранние имамы также не застали вживую, а узнали о них со слов, дошедших до них от первых имамов.
В-четвертых, заниматься уточнением хадисов, исследовать их достоверность, слабость и т.п. является обязательным для обладающих знанием в этой науке! Ведь сколько есть выдуманных и слабых хадисов, на которые опираются заблудшие секты в качестве довода. И если не выносить суждение по ним, то это откроет двери к большой беде!
В-пятых, есть множество сборников хадисов и асаров, относительно которых ранние имамы не выносили суждение об их достоверности. И если оставлять все эти сборники без уточнения их достоверности, то это подразумевает оставление шариатских текстов и оставление действа по наследию пророка (мир ему и благословение Аллаха) и саляфов. См. «‘Ильм усуль аль-джарх уа-тта’диль» 94-99.
Что же касается тех хадисов, относительно достоверности которых ранние имамы были единогласны, как хадисы двух сборников «ас-Сахих» имамов аль-Бухари и Муслима, за исключением незначительного их числа, то никто из поздних не имеет права ослаблять их достоверность.
Также и наоборот, если ранние имамы сошлись на том, что тот или иной хадис является слабым, нет нужды обращаться к суждению поздних о достоверности такого хадиса.
Нет сомнения, что все сказанное относится не к каждому, а лишь к ученым и истинным мухаддисам, специалистам этой великой науки. Именно им позволено заниматься исследованиями в этих вопросах!
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Несут это знание из каждого поколения справедливые, которые отгоняют от него искажение излишествующих, добавление заблудших и толкование невежд». аль-Байхакъи 10/209, аль-Хатыб 1/29. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ахмад, аль-Лялякаи, Ибн ‘Абдуль-Барр, аль-‘Укъайли, аль-Къасталяни, аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Re: Можно ли заниматься суждением о достоверности и недостоверности хадисов в наше время?
Ассалам алейкум уа рахматуллахи уа баракятуху.Баракаллаху фики.
Гость- Гость
Re: Можно ли заниматься суждением о достоверности и недостоверности хадисов в наше время?
ва алейки ссалям ва рахматуЛлахи ва баракатух. ва фи ки баракаЛлах сестра.
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Похожие темы
» Как относиться к разногласиям в достоверности хадисов?
» Самое лучшее деяние тела в наше время - Абу Яхья
» Шейх аль Фаузан - Разрешается ли женитьба на женщинах людей писания в наше время
» Можно ли делать саджда во время хайда?
» Можно ли без полного омовения или во время месячных пребывать в мечети?
» Самое лучшее деяние тела в наше время - Абу Яхья
» Шейх аль Фаузан - Разрешается ли женитьба на женщинах людей писания в наше время
» Можно ли делать саджда во время хайда?
» Можно ли без полного омовения или во время месячных пребывать в мечети?
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения