Глава 30. «Кто поклоняется Аллаху, пусть помнит, что Аллах — Живой и ни когда не умрет»
Страница 1 из 1
Глава 30. «Кто поклоняется Аллаху, пусть помнит, что Аллах — Живой и ни когда не умрет»
Глава тридцатая. «Кто поклоняется Аллаху, пусть помнит, что Аллах — Живой и ни когда не умрет»
Всевышний сказал: «Воистину, ты смертен, и они смертны» (39:30).
«Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия. Неужели, если даже ты умрешь, они будут жить вечно?» (21:34).
«Каждая душа вкусит смерть, но только в День воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь — всего лишь наслаждение обольщением» (3:185).
«Все на ней (земле) смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (55: 26, 27).
Смерть, которая является уделом каждого живого существа, не обошла и Мухаммада сына Абдуллаха — лучшего из пророков и посланников. О том, какими были его последние слова, произнесенные в предсмертных хрипах, рассказывается в сообщении Айши, да будет ею доволен Аллах. Она поведала, что перед Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) находился сосуд с водой, куда он опускал руки, после чего проводил ими по своему лицу и говорил: “Нет истинного бога, кроме Аллаха, поистине, смерти предшествует агония! /Ля иляха илля-Ллах, инна ли-ль-маути сакяратин!/” — а потом он поднял свою руку и продолжал произносить слова “О Аллах, (позволь мне оказаться) в высшем обществе! /Аллахумма, фир-р-рафики-ль-а‘ля!/”, пока не умер и рука его не упала(803). Последнее, что он произнес, были слова: «О Аллах, (позволь мне оказаться) в высшем обществе! /Аллахумма, фир-р-рафики-ль-а‘ля!/»(804)
От Айши, да будет ею доволен Аллах, сообщается: «Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) умер, а Абу Бакр в это время находился в ас-Сунхе(805). 'Умар, (узнав о случившемся), стоял среди людей и повторял: «Клянусь Аллахом, посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) не умер!» Он говорил: «Клянусь Аллахом, я думаю именно так! Аллах непременно воскресит Посланника (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) и он отрубит руки и ноги людям, утверждающим, что он умер!» В это время Абу Бакр, да будет им доволен Аллах, прискакал из своего дома, находившегося в ас-Сунхе, на коне, спешился и вошел в мечеть. Не заговорив ни с кем, он вошел к Айше, да будет доволен ею Аллах, и подошел к посланнику Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), тело которого было завернуто в полосатый йеменский плащ. Он открыл лицо Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), наклонился, поцеловал его(806) и заплакал, а потом воскликнул: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя! О пророк Аллаха, во благе ты живым и мертвым! Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, Аллах не даст тебе вкусить смерть дважды(807), а ту смерть, которая была тебе суждена, ты уже встретил!»
А потом Абу Бакр вышел к людям, к которым обращался 'Умар, и сказал ему: «Погоди, о клянущийся! Сядь!» — но 'Умар отказался садиться. Тогда Абу Бакр вновь велел ему сесть, однако тот не желал садиться. После этого Абу Бакр произнес слова исповедания веры, и когда он начал говорить, 'Умар сел. Люди оставили его и подошли к Абу Бакру, который, предварительно восхвалив Аллаха, сказал:
— А затем: тот из вас, кто поклонялся Мухаммаду (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), пусть знает, что Мухаммад умер, а кто поклоняется Аллаху, пусть помнит, что, поистине, Аллах — Живой, Который не умрет! Аллах Всевышний сказал: «Воистину, ты (о Пророк) смертен, и они смертны» (39:30). Он также сказал: «Мухаммад не более чем посланник, до которого уже были посланники. Неужели же, если он умрет или будет убит, вы повернете вспять?! А если кто и повернет вспять, то ничем он не повредит Аллаху, Аллах же воздаст благодарным!» (3:144).
«И, клянусь Аллахом, казалось, что до того, как этот аят прочитал Абу Бакр, люди и не знали, что Аллах ниспослал его. Все люди восприняли от него этот аят, и не было таких, кто бы не повторял его».
Передают со слов Ибн аль-Мусаййиба, что 'Умар, да будет им доволен Аллах, сказал: «Клянусь Аллахом, когда я услышал, как Абу Бакр читает этот аят, то был поражен словно громом, ноги у меня подкосились, и я упал на землю, ибо только тогда понял, что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) умер!»
Люди стали тихо плакать, душимые слезами.
В это время ансары собрались под навесом бану са'ида вокруг Са'да ибн 'Убады и сказали, (обращаясь к мухаджирам): «Пусть будет правитель из нас и правитель из вас»(808). К ним отправились Абу Бакр, 'Умар ибн аль-Хаттаб и Абу 'Убайда ибн аль-Джаррах. 'Умар хотел начать говорить, но Абу Бакр остановил его. «Клянусь Аллахом, — вспоминал позже 'Умар, — мое желание выступить раньше Абу Бакра объяснялось лишь тем, что я к тому времени уже подготовил речь и она мне очень понравилась. Я боялся, что Абу Бакр не выскажет всего того, что я хотел сказать». Абу Бакр, который был самым лучшим оратором, начал говорить. В своей речи он сказал ансарам: «Правители будут из нашего числа, а из вашего — советники, ибо курайшиты — самые лучшие из арабов по месту проживания и больше, чем другие, смогли сохранить свои корни. Присягните 'Умару или Абу 'Убайде!» Услышав такие слова, 'Умар воскликнул: «Нет, мы присягнем тебе, ведь ты — самый почтенный и самый благой из нас, и посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) любил тебя больше всех». Сказав это, он взял Абу Бакра за руку и присягнул ему, а за ним присягу принесли остальные люди»(809).
Айша, да будет ею доволен Аллах, по поводу проповедей, с которыми выступили в день смерти Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) Абу Бакр и 'Умар, сказала: «Проповедь каждого из них по воле Аллаха принесла пользу. Что касается проповеди 'Умара, то она подействовала на людей устрашающе и послужила острасткой лицемерам. Затем выступил Абу Бакр и открыл людям глаза на истину и объяснил им их обязанности. После его речи они разошлись, повторяя: «Мухаммад не более чем посланник, до которого уже были посланники. Неужели же, если он умрет или будет убит, вы повернете вспять?! А если кто и повернет вспять, то ничем он не повредит Аллаху, Аллах же воздаст благодарным!» (3:144)»(810)
Такими же полезными оказались речи 'Умара и Абу Бакра, произнесенные на следующий день после смерти Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), то есть во вторник. О них рассказывается в следующем сообщении, переданном от Анаса ибн Малика: «Когда Абу Бакру присягнули под навесом и наступил следующий день, Абу Бакр сел на минбар. Тут встал 'Умар и начал говорить прежде Абу Бакра. Он восславил и восхвалил Аллаха, а потом сказал: «О люди! Я вчера сказал вам слова, которых нет в книге Аллаха(811) и которые я не почерпнул из нее. И их не завещал мне сказать вам Посланник Аллаха. Но я думал, что Посланник Аллаха и впредь будет управлять нашими делами и умрет последним из нас. Аллах оставил среди вас свою Книгу, при помощи которой Он наставлял Пророка на путь истинный. Если вы будете придерживаться этой Книги, то Аллах наставит вас на путь праведный так же, как Он вел по нему Пророка. Аллах объединил вас под управлением лучшего из вас — сподвижника Пророка и второго из тех двоих, которые находились в пещере. Встаньте и присягните ему!» И люди принесли Абу Бакру общую присягу, еще одну после той, что была дана под навесом.
Потом начал говорить Абу Бакр. Он восхвалил Аллаха и восславил Его, а затем сказал: «О люди! Я стал вашим правителем. Но я не самый лучший из вас(812). Если я буду поступать хорошо, то помогите мне; а если я буду поступать плохо, то поправляйте меня. Правдивость есть верность, а ложь есть предательство. Слабый среди вас — при мне будет сильным, пока я не помогу ему восстановить его попранное право с позволения Аллаха. Сильный среди вас — при мне будет слабым, пока я не заставлю его соблюдать права других с позволения Аллаха. Если только люди прекратят священную войну (джихад) на пути Аллаха, Аллах сделает их униженными. Если только среди людей начнет распространяться распутство и грех, Аллах пошлет на них несчастье. Повинуйтесь мне в том, что является повиновением Аллаху и Его посланнику, и не подчиняйтесь мне в том, что является ослушанием Аллаха и Его посланника. А теперь поднимитесь и совершите свой намаз, и да помилует вас Аллах»(813).
Так по милости Аллаха началось правление Абу Бакра.
Став пророком, Мухаммад (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) пробыл в Мекке тринадцать лет, осуществляя призыв людей к единобожию и получая откровения от Всевышнего. Затем он совершил переселение в Медину и прожил там десять лет. Его уход из этого мира произошел в возрасте 63 лет. Да пребудут над ним и его последователями благословения и мир Аллаха!(814)
Имам Ибн Касир отдал предпочтение тому мнению, что последний намаз, совершенный Пророком (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) вместе с его сподвижниками, состоялся в четверг, и это был послеполуденный намаз. Три последующих полных дня — пятницу, субботу и воскресенье — Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) провел в уединении от сподвижников(815).
После смерти Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), произнесения проповеди Абу Бакром и совещания под навесом бану са'ида, сподвижники присягнули Абу Бакру ас-Сиддику, да будет им доволен Аллах. Остаток понедельника и часть вторника были посвящены принесению присяги, после чего сподвижники приступили к подготовке посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) к погребению(816). Его обмыли, не снимая с него одежды, затем обернули в три белых савана из Сахуля(817), среди которых не было ни чалмы, ни рубахи. После этого люди стали заходить в комнату Айши, да будет доволен ею Аллах, и совершать по посланнику Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) заупокойный намаз. Каждый совершал его самостоятельно, без имама, и этот факт единодушно признан всеми учеными. Сначала намаз совершили мужчины, затем — дети, затем — женщины, затем — рабы и рабыни.
Кончина посланника Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) произошла в понедельник(818), а предание его земле состоялось в ночь со вторника на среду. В могиле его тело поместили в боковую нишу, вход в которую заложили кирпичами из сырой глины(819). Могила была поднята над землей на высоту, равную примерно одной пяди(820), и имела выпуклую форму(821). Многочисленные сообщения указывают на то, что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) был погребен в юго-западном углу комнаты Айши, которая располагалась к востоку от мечети Пророка. В 86 году хиджры халиф аль-Валид ибн Абдульмелик приказал своему наместнику в Медине, которым был 'Умар ибн Абдульазиз, расширить мечеть Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям). В результате этого расширения комната Айши, в которой был погребен посланник Аллаха (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) оказалась окруженной мечетью(822).
Выводы из главы:
1. Пророки и посланники — самые любимые люди для Всевышнего. Однако и они вкушают смерть, ибо таков удел всех творений. Земная жизнь — лишь временное пристанище, а блага ее обманчивы и недолговечны. Все накопленное человеком имущество и все плоды его трудов пойдут прахом. Навеки с ним останется лишь то, что он совершил из стремления к пречистому лику Аллаха.
2. Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) горячо стремился к тому, чтобы оказаться в высшем обществе. По этой причине он многократно обращался к Аллаху с просьбой об этом. Это указывает на величие положения, уготовленного пророкам Аллаха и Его покорным рабам.
3. Умершего после того, как будут закрыты его глаза, желательно накрыть чем-нибудь и перевязать ему подбородок. Поэтому Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) был накрыт йеменским плащом.
4. После смерти верующего желательно обратиться к Аллаху с мольбой за него, потому что ангелы, присутствующие при этом, присоединяются к ней, произнося «Аминь». По этой причине Абу Бакр сказал Пророку: «Во благе ты живым и мертвым».
5. Когда мусульманина постигает несчастье, ему следует сказать: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернемся! О Аллах, вознагради меня в горести моей и дай мне взамен нечто лучшее!” /Инна ли-Лляхи ва инна иляй-хи раджи`уна! Аллахумма-джур-ни фи мусыбати ва-хлюф ли хайран минха!/»
6. Негромкий плач со слезами и печалью в сердце не является запретным.
7. Запрещается громко причитать по покойному, бить себя по щекам, разрывать на себе одежду, рвать на себе волосы и сбривать их, а также призывать на себя горе и погибель, как это делали люди в эпоху невежества. На это указывают достоверные доводы шариата.
8. От любого человека, каким бы великим он ни был, может укрыться что-либо из знания, и он может оказаться неправым. Всякий человек может допустить ошибку вследствие рассеянности и забывчивости.
9. Абу Бакр был обладателем великих достоинств, знания и мудрости, коими превосходил остальных сподвижников. Об этом свидетельствуют его слова «Тот из вас, кто поклонялся Мухаммаду (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), пусть знает, что Мухаммад умер, а кто поклоняется Аллаху, пусть помнит, что, поистине, Аллах — Живой и никогда не умрет!»
10. В день смерти Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), когда Абу Бакр обратился к людям с проповедью, 'Умар, да будет им доволен Аллах, не допустил каких-либо возражений со своей стороны, а сел и стал внимательно слушать Абу Бакра вместе с остальными сподвижниками. Это указывает на обладание 'Умаром истинно мусульманской этикой и благонравием.
11. Во время спора под навесом бану са'ида 'Умар проявил великую мудрость: он поспешил взять Абу Бакра за руку и присягнуть ему, после чего за ним последовали другие. Таким образом был разрешен назревавший конфликт.
12. Речь Абу Бакра, произнесенная под навесом бану са'ида, свидетельствует о его красноречии и о великолепном умении донести мысль до людских сердец. Поэтому 'Умар назвал его «самым лучшим оратором».
13. По воле Аллаха речь 'Умара в день смерти Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), произнесенная в мечети до прихода Абу Бакра, принесла полезные плоды, так как устрашила и обезвредила лицемеров. Состоявшаяся вслед за ней проповедь Абу Бакра также принесла большую пользу, потому что посредством нее люди поняли истинное положение вещей.
14. В речи Абу Бакра, которую он произнес во вторник, проявилась его мудрость и качества прекрасного руководителя. В ней он сказал, что правдивость есть верность, а ложь есть предательство, что слабый среди людей при нем будет сильным, пока он не поможет ему восстановить его попранное право, а сильный среди них при нем будет слабым, пока он не заставит его соблюдать права других. Он потребовал от людей повиновения себе в том, что является повиновением Аллаху и Его посланнику, и велел им не подчиняться ему в том, что является ослушанием Аллаха и Его посланника.
15. Проповедь 'Умара, произнесенная на второй день после смерти Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям), свидетельствует о его мудрости и душевной смелости. Начав говорить до Абу Бакра, он заявил, что отказывается от своих слов, произнесенных накануне, и извинился за них, а затем высказал поддержку Абу Бакру, назвав его ближайшим соратником посланника Аллаха, самым любимым человеком для него и вторым из двух, находившихся в пещере.
16. Желательно, чтобы саван умершего был белым и чтобы он состоял из трех кусков ткани, среди которых нет ни чалмы, ни рубахи. В могиле тело умершего помещается в боковую нишу (аль-ляхд), вход в которую закладывается необожженными кирпичами из глины. Могиле придают выпуклую форму, поднимая ее над землей лишь на высоту одной пяди.
_________________
(803) Аль-Бухари (№ 890), Муслим (№ 2444).
(804) Аль-Бухари (№ 4437, 436), Муслим (№ 2444).
(805) Ас-Сунх — место обитания рода бану аль-харис — одного из родов племени хазрадж. Оно находилось на расстоянии одной мили от мечети Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям). В Ас-Сунхе находился дом жены Абу Бакра, да будет им доволен Аллах.
(806) Абу Бакр поцеловал Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) между очами, как на то указывается у ан-Насаи (см. «Аль-фатх» (3/115), а также в сообщениях, приведенных Ибн Хаджаром в «Фатх аль-бари» (8/147).
(807) Относительно значения этих слов Абу Бакра существует несколько мнений. Некоторые считают, что их нужно понимать буквально и что Абу Бакр возразил ими тем, кто утверждал, что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) непременно воскреснет и отрубит руки людям, объявившим его мертвым, ибо из подобных их утверждений вытекало, что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) должен был умереть еще раз. Это наиболее ясное объяснение слов Абу Бакра. Согласно другому мнению, Абу Бакр имел в виду, что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) не испытает еще одной смерти в могиле подобно другим людям, которые оживают в могиле для допроса, а потом снова умирают. Жизнь Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) в могиле не обрывается смертью, и он продолжает оставаться живым. Могильная жизнь пророков характеризуется тем, что земля не поедает их тела. Такое объяснение слов Абу Бакра лучше первого. Возможно, что именно поэтому Абу Бакр упомянул слово «смерть» с определенным артиклем, то есть желая тем самым подчеркнуть, что речь идет о двух известных реальных смертях, которым подвергаются все, кроме пророков. См. «Фатх аль-бари» (3/114, 7/29).
(808) Ансары, да будет ими доволен Аллах, произнесли эти слова, полагая, что каждым племенем может управлять лишь тот, кто является выходцем из него, ибо так было заведено у арабов издревле. Когда же они узнали хадис: «Имамы должны быть из числа курайшитов», то сразу приняли его и подчинились ему. См. «Фатх аль-бари» (7/32).
(809) Аль-Бухари (№ 1141, 142, 3/113, №667, 3668, 7/19, 4452, 4453, 4454, 8/145).
(810) Аль-Бухари (№ 3669, 3671).
(811) ‘Умар, да будет им доволен Аллах, имел в виду свою речь, произнесенную в понедельник, в которой он сказал, что Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) на самом деле не умер.
(812) Абу Бакр, да будет им доволен Аллах, произнес эти слова из скромности. На самом же деле он является лучшим из сподвижников по единодушному мнению самих сподвижников. («Аль-бидайа ва-н-нихайа» 5/248).
(813) «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/248). Ибн Касир назвал иснад этого сообщения достоверным.
(814) См. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/15 — № 4466), «Фатх аль-бари» (8/151), «Мухтасар аш-шамаиль ли-т-тармизи» (стр. 192).
(815) См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/235).
(816) См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/245).
(817) Сахуль — название местности в Йемене.
(818) Кончина Пророка (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) произошла в один из понедельников месяца раби' аль-авваль 11 года хиджры (6 июня 632 г.). По поводу того, какого именно числа это случилось, высказано несколько мнений. Согласно одному из них, Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) умер третьего числа месяца раби' аль-авваль, согласно другому — второго. Называются и другие даты. Однако, по мнению большинства ученых, Пророк (салля Ллаху 'алей-хи ва саллям) заболел двадцать девятого числа месяца сафар, а умер двенадцатого числа месяца раби' аль-авваль, проболев тринадцать дней. См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/255-256), ан-Навави «Тахзиб ас-сира» (стр. 25), «Фатх аль-бари» (8/129-130).
(819) Муслим (№ 966).
(820) Ибн Хиббан (14/602). Аль-Арнаут оценил цепочку передачи сообщения как достоверную.
(821) «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (30/255).
(822) См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/271 — 273), «Фатх аль-бари» (8/1229-130).
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Похожие темы
» Хадис: Когда кто-нибудь из вас разгневается, пусть сядет
» «Когда кто-либо из вас станет умащаться, то пусть начнет с бровей...."
» Запрещенные выражения
» Глава шестая. Доброта Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к детям и его стремление д
» 47. Мольбы, с которыми желательно обращаться к Аллаху, когда поднимается сильный ветер.
» «Когда кто-либо из вас станет умащаться, то пусть начнет с бровей...."
» Запрещенные выражения
» Глава шестая. Доброта Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к детям и его стремление д
» 47. Мольбы, с которыми желательно обращаться к Аллаху, когда поднимается сильный ветер.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения