Имам ат-Табарани и его сборники
Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки :: Копилка Салихи :: О Сунне. Хадисы :: Наука о хадисоведении (мусталях аль-хадис)
Страница 1 из 1
Имам ат-Табарани и его сборники
Абу-ль-Къасим Сулейман ибн Ахмад ат-Табарани аш-Шами.
Родился в 260 году по хиджре, а скончался в 360 году.
Он прожил более ста лет, а точнее ровно сто лет и десять месяцев.
Передавал хадисы более, чем от тысячи шейхов.
А из числа его учеников такие известные имамы своего времени, как Ибн Мандах, Ибн Мардауайх и Абу Ну’айм.
Сообщается, что незадолго до своей кончины ат-Табарани ослеп, и говорил, что еретики и приверженцы нововведений сделали на него колдовство. См. “Уайфият аль-а’ян” 2/141, “ат-Тазкира” 3/131, “ас-Сияр” 16/119.
Что же касается слов похвалы о нем учеными, то их очень много. Но можно привести некоторые из них:
Абу Бакр ибн Аби ‘Али говорил о нем: “Он (ат-Табарани) известнее того, чтобы указывать на его достоинство и знание”. См. “Манакъиб ат-Табарани” 335.
Ахмад ибн Мансур аш-Ширази сказал: “Я записал от ат-Табарани триста тысяч хадисов, и он был надежный”. См. “Табакъат аль-хуффаз” 373.
‘Абдуль-Карим ас-Сам’ани сказал о нем: “Хафиз своего времени, много путешествовал, застал многих шейхов”. См. “аль-Ансаб” 9/35.
Ибн ‘Асакир сказал о нем: “Из числа хафизов, передавших множество хадисов и путешествовавших много”. См. “Тарих ад-Димашкъ” 4/366.
Ибн аль-Джаузи сказал: “Он был хафизом и строжайшим из людей в вопросах религии Аллаха. У него была сильная память и хорошие труды”. См. “аль-Мунтазым” 14/206.
Ибн Нукъта сказал: “От него передавали хадисы его же шейхи, его ровесники и прочие люди. И передали от него Ибн Мардауайх и Абу Ну’айм в своих сборниках «Сахих»”. См. “Такмиля аль-икмаль” 4/42.
Имам аз-Захаби сказал о нем: “Имам, надежный, много путешествовал (в изучении хадисов), мухаддис Ислама”. См. “ас-Сияр” 16/119.
Он также сказал: “Хафиз, выдающийся ученый, довод, муснид этого мира! Он был рыцарем этой науки (хадисоведения)”. См. “Тазкиратуль-хуффаз” 3/912.
Он также сказал: “На ат-Табарани останавливается многочисленность хадисов и высокий иснад. Ведь он прожил сто лет! Он начал слушать хадисы в тринадцать лет и прожил до трехсот шестидесятого года”. См. “аль-Мизан” 2/195.
Он также сказал: “Хафиз, знамя, муснид своего времени. Был надежным, правдивым, обладал сильной памятью. Он был знатоком недостатков хадисов (‘иляль), знатоком о передатчиках и главах. Написал множество трудов”. См. “аль-‘Ибар” 2/105-106.
О трех сборниках «аль-Ма’аджим» имама ат-Табарани
Прежде, чем приводить слова ученых о сборниках ат-Табарани, хотелось бы коротко пояснить, что такое «аль-Му’джам». Аль-Му’джам (словарь) – это сборник хадисов, в котором автор в основном располагает хадисы по именам своих шейхов в алфавитном порядке. Иногда это делается и по именам сподвижников или городов, в которых были записаны различные хадисы. См. “ар-Рисаля аль-мустатрафа” 101, “Мусталях аль-хадис” 273.
Что касается сборника «аль-Му’джам аль-кабир» имама ат-Табарани, то он составлен по именам сподвижников в алфавитном порядке подобно сборникам «аль-Муснад». Только сначала он упоминает десятерых обрадованных Раем, а потом начинает по именам остальных сподвижников передавать их хадисы. Ибн Дихья сказал, описывая сборник «аль-Му’джам аль-кабир»: “Это самый большой сборник из числа му’джамов в мире. И когда имамы говорят слово «аль-Му’джам», то подразумевают именно сборник ат-Табарани”. См. “ар-Рисаля аль-мустатрафа” 101.
Ибн Халькан сказал о ат-Табарани: “У него были увлекательные, полезные и редкие труды. Среди них три сборника «аль-Му’джам»”. См. “Мукъаддима ат-Табарани” 1/51.
Имам аз-Захаби сказал: “Не переставали хадисы ат-Табарани быть распространенными, полезными и требуемыми!” См. “ас-Сияр” 16/128.
Имам аз-Захаби, описывая книгу ат-Табарани «аль-Аусат», сказал: “Он говорил про нее: «Эта книга – моя душа». Он утомился при ее составлении, и в ней содержится как ценный (хадис), так и редкий и отвергаемый”. См. “Тазрикатуль-хуффаз” 912.
И то же самое говорил шейх аль-Альбани, упомянув эту книгу и призывая мухаддисов заняться ее исследованием, что в ней содержится как ценный хадис, так и редкий и отвергаемый, цитируя упомянутые слова аз-Захаби. См. “ас-Сахиха” 6/226.
Эту книгу упорядочил и составил по темам и главам хафиз Мухаммад ибн ‘Абдур-Рахман аль-Макъдиси. См. “Ляхз аль-альхаз” 196.
Также один из его сборников упорядочил по главам фикъха и Ибн Бальбан, который упорядочивал по главам и «Сахих Ибн Хиббан». См. “Кашф аз-зунун” 1737.
Также на важность этих сборников указывает то, сколько внимания уделял этим трудам имам Нуруддин аль-Хайсами – учитель хафиза Ибн Хаджара. Так, он написал книгу «Маджма’уль-байхрейн фи зауаидиль-му’джамейн». В этом труде имам аль-Хайсами собрал хадисы из двух сборников ат-Табарани «ас-Сагъир» и «аль-Аусат», которых нет в шести известных сборниках, разбив эти хадисы по главам. Эта книга, кстати, издана в 9 томах с тахкыком.
Имам аль-Хайсами сказал в предисловии этой книги: “Я обратил внимание на «аль-Му’джам аль-Аусат» и «аль-Му’джам ас-Сагъир» Абу-ль-Къасима ат-Табарани и заметил, что в них обильное знание. Они собрали в себя столько знания, которое не постичь требующему знание, кроме как после большого усердия. И я пожелал собрать из них редкие моменты по вопросам фикъха”.
Также аль-Хайсами свой самый известный труд «Маджма’у-ззауаид уа манба’ аль-фауаид» составил из различных сборников, включая три сборника «аль-Ма’аджим» ат-Табарани, в котором он собрал хадисы, которых нет в шести известных сборниках. Этот труд и прославил имама аль-Хайсами в исламской умме. Об этом сборнике аль-Хайсами - аль-Катани сказал: “Он собрал хадисы, которых нет в шести сборниках в одной книге, убрав их иснады и говоря о степени их достоверности, используя правила джарха и та’диля о передачах. Он назвал этот труд «Маджма’у-ззауаид». Это – одна из самых полезных книг по хадисам. Более того, нет второй такой книги и не составлено было ничего подобного в этой отрасли”. См. “ар-Рисаля аль-мустатрафа ли баян машхур кутуб ас-Сунна аль-мушаррафа” 172.
Все это указывает на то, что сборники хадисов имама ат-Табарани всегда имели ценность и имамы придавали им значимость, извлекая из них дополнительные пользы в хадисоведении.
И упомянутые слова имама аз-Захаби и шейха аль-Альбани о том, что в сборнике «аль-Аусат» содержатся ценные хадисы, ясно указывают на то, что его сборники содержали в себе не только слабые и недостоверные хадисы. Также факт этому и труды имама аль-Хайсами, который использовал все три его сборника и высказывался о достоверности многих хадисов из них. Также в этом может убедиться тот, кто обратится к его сборнику «аль-Кабир», изданном в 25 томах (некоторые утеряны) с тахкыкъом и тахрижем шейха Хамди ‘Абдуль-Маджида Саляфи, который приводит слова имамов о степени достоверности хадисов и среди них часто встречаются хадисы хорошими иснадами.
А что касается того, что в его сборниках было много слабых и ложных хадисов, то это не умаляет его достоинство и не делает непригодными все его хадисы! Множество слабых и даже ложных хадисов содержатся даже в известных сборниках «ас-Сунан», в частности у Ибн Маджах, но это не помешало стать ему одним из самых известных сборников по хадисам.
Когда Исма’иль ибн Мухаммад ибн аль-Фадль ат-Тайми упрекнул ат-Табарани тем, что он собрал афрады (редкие и единичные хадисы) несмотря на их сильную слабость и выдуманность, хафиз Ибн Хаджар опроверг это и сказал: “Так поступал (приводил слабые, редкие и выдуманные хадисы) не только ат-Табарани, а поэтому нет нужды в наше время выделять только его! Напротив, большинство мухаддисов прошлых веков начиная со второго века и до наших дней считали, что если они привели хадис с полным иснадом, то они сняли с себя ответственность”. См. “Лисан аль-мизан” 3/75.
И хафиз ас-Сахауи сказал: “Большинство мухаддисов прошлого, начиная со второго века и далее, в частности ат-Табарани, Абу Ну’айм и Ибн Мандах, когда передавали хадис с полным иснадом, были убеждены, что сняли с себя ответственность за это”. См. “Фатх аль-мугъис” 1/296.
Говорит доктор Мухаммад Ахмад Ридуан Салих в своей книге, посвященной имаму ат-Табарани: “В своих трудах ат-Табарани не ставил себе целью собирать только достоверные хадисы от посланника (мир ему и благословение Аллаха). Напротив, он собирал в них и достоверные хадисы, и хорошие, и слабые и другие хадисы. И ат-Табарани не был единственным, кто так поступал. Это было обычаем авторов (сборников хадисов) и до него. Желанием этих имамов было сохранение Сунны при помощи записи всех хадисов, которые были у них на руках, из того, что было приписано пророку (мир ему и благословение Аллаха). После чего, они оставляли вопрос разделения достоверных хадисов от слабых для тех, кто придет после них. Ведь если бы они с самого начала занимались разделением между достоверным и недостоверным, то потратили бы множество времени на это дело, что могло стать причиной упущения большого числа Сунны”. См. “аль-Хафиз ат-Табарани уа джухуду фи хидма ас-Сунна ан-набауия” 167.
СФ
bint_abu_bakr- Супермодератор
- Сообщения : 2976
Дата регистрации : 2012-05-13
Ислам- саляфийя, альхамдули Ллях..
33
Достаточно нам Аллаха, ибо Он лучший Покровитель.
Похожие темы
» Имам Аль-Бухари
» Имам Ахмад ибн Ханбал
» Имам ад-Даракъутни и его сборник «аль-Афрад»
» Имам Ахмад — хранитель Сунны Пророка
» Как правильно вести призыв (имам Альбани)
» Имам Ахмад ибн Ханбал
» Имам ад-Даракъутни и его сборник «аль-Афрад»
» Имам Ахмад — хранитель Сунны Пророка
» Как правильно вести призыв (имам Альбани)
Клуб Салиха -соблюдающие мусульманки :: Копилка Салихи :: О Сунне. Хадисы :: Наука о хадисоведении (мусталях аль-хадис)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения